Образовательный портал - Varnavinschool

Воинские звания на флоте по возрастанию. Афоризмы вмф Звание капитан 1 ранга

Страница 1 из 4

1 9 8 8 год.

1. «У меня это в уму не влаживается».
(м-н Чеверда)
2. «У нас многие не охватаны партийной работой».
(м-н Кравченко)
3. «Поправка на дурака, как говорят, вернее, как мне в свое время говорили».
(кап.1 ранга Алтунин, УЦ).
4. «Гласность у нас висит на 2 этаже».
(кап.1 ранга Скрипко, УЦ).
5. «Вы пальцами своего нахальства треплете струны моего терпения».
(кап.2 ранга Иванов, ВВМУРЭ им. А. С. Попова).

1 9 8 9 год.

6. «Вот приедете в Западную Лицу и вас там сразу поставят раком по стойке «смирно»».
(кап.2 ранга Шарапов, УЦ).
7. «Сколько можно напоминать? Вы, или жуёшь, или Вас нет».
(кап.2 ранга Локоть).
8. «Радист, выньте микрофон изо рта и доложите как положено».
-Минуту ждать…».
(Кап.1 ранга Ляхов).
9. «Начхим, Вы первый раз заступаете дежурным по кораблю. Я могу быть спокоен?
-Да. А где Вас найти?»
(СПК к2р Воронков с НХС ст. л-том Шенаевым).
10. «Мне анонимные звонки не нужны. Можете прийти анонимно и сказать.»
(Кап.2 ранга Щуренко).
11. «Из суточных планов: «Расход: Ст. л-т Переверзев - расход.»
(Б-534)
12. «Как Вы понимаете пословицу: «Лес рубят -щепки летят»?
-Это борьба за экологию и репрессии»
(ст.2ст.Борисов).

1 9 9 0 год

13. «Шестой!
-Есть шестой!
-Авезов, это ты?
-А, что, не видно что -ли?»
(Из разговора по ГГС КПЛ кап.2 ранга Щуренко с ст.2ст.Авезовым).
14. «В стране развал, а Вы меня за какого-то матроса дерёте.»
(М-н Барбаш).
15. «Давыдов, кто здесь старший?
-Кто старший не знаю, а крайний всегда я.»
(СПК кап.2ранга Воронков с л-том Давыдовым на большой приборке).

1 9 9 1 год.

16. «Ну и поощрите его краткосрочным отпуском по такому-то адресу.»
(Кап.2 ранга Щуренко).
17. «Не надо тянуть резину за хвост.»
(к-л-т Южаков).
18. «Поцелуйте меня в ж.. под хвост.»
(кап.2 ранга Щуренко).
19. «Коробков, Вы почему без ПДУ?
-А я снизу спустился.»
(л-т Коробков).
20. «ВО: Центральный! Обнаружен самолёт. Направление справа-налево.»
(Ст. л-т Горбенко).
21. «Командир: Помощник. Нужно это сделать немедленно.
-ПК: С Вами всё ясно, товарищ командир.»
(Ст. л-т Горбенко).
22. «Командир: Доктор, Вы где были во время тревоги?Мы уже дали радио об аварии.
Доктор:-Я никакого радио не получал..»
(Ст. л-т м/с Шипулин).
23. «Завтра на внешнем объекте работают 6 человек.Точнее, 4 человека и 2 курсанта.»
(Кап.2 ранга Щуренко).
24. «СПК: Начальнику М/С прибыть в ЦП!
НМС:-Я слышу всё, спасибо большое.»
(Ст. л-т м/с Шипулин).
25. «Завтра начинается ППО, ППР. Озадачьте л/с, чтобы был пострижен.»
(Кап.2 ранга Воронков).
26. «КП-4:Товарищ командир! Получена квитанция от 103 космического аппарата.
-Есть КП-4.Квитанция получена?
-Так точно!
-Есть. От аппарата?
-Так точно!
Есть.103-го?
-Так точно!
Есть. Хорошо.»
(Кап.2 ранга Щуренко).
27. «Я хочу, чтобы все здесь сидящие твёрдой командирской рукой спрашивали с подчинённых.»
(НПО кап.1 ранга Обризан).
28. «Командир своим твёрдым умом всё ПРОКЛАФИЦИРОВАЛ.»
(НПО кап.1 ранга Обризан).
29. «Метрист: Мостик. Справа 30 цель не наблюдаете?
-Нет.
-Мостик - метрист. Справа 30, в дистанции 263 каб. обнаружена цель.»
(М-н Колесников).
30. «Дальнейшие планы не ясны, поэтому, на всякий случай, сделаем приборку.»
(Кап.2 ранга Воронков).
31. «Самый короткий путь мимо начальника, это вокруг него.»
(Кап.2 ранга Юрин).
32. «Ламехов, я Вам «шило» даю не для того, чтобы Вы его на матчасть расходовали, а на дыбу в 1 отсеке.»
(Кап.2 ранга Воронков).
33. «СПК: Ламехов, ты, что, воды попил?
-Что, я пьяный что -ли?.»
(Кап. л-т Ламехов).
34. «У нас в Татарии день такой есть -среда называется.»
(Кап. л-т Южаков).
35. «Подведение итогов Б-534.
СПК: Товарищ командир, у Вас будет что-нибудь для л/с?.
Командир: -Вы до них план довели?.
СПК: -Да. Я сказал, что план большой и непонятный.
Командир: -Ну, правильно. Распускайте народ..»
(Кап.2 ранга Щуренко,кап.2 ранга Воронков)
36. «Вы, откуда берете информацию?
- Она ко мне с 5-го стекает.»
Ст. л-т Пештерев
37. «Завтра с утра проводим большую приборку с мокрым концом.»
(Кап.2 ранга Воронков).
38. «Командир в перископ: Самолёт сбросил буй.
НШ: -Ну, и где он?.
-Да мне пока не видно ни буя, ни х….»
(Кап.2 ранга Щуренко).
39. «Штурман. Дай мне карту от речки Чёрная, ну и до этой срани, ну ты знаешь.»
(Кап. 2 ранга Щуренко).
40. «В перископ: Авианосец здоровый, аж в очко не влазит.»
(М-н Ячменёв).
41. «Центральный. Хорош моторы гонять. На пусковых сопротивлениях уже можно яйца жарить.
-Центральный: -Есть яйца жарить.»
(Б-534).
42. «Штурман. В перископ Кувшин видишь?.
-Я его лицезрею.»
(Кап.3 ранга Фадеев).
43. «Лейтенант.Посмотри дифферент.
-Здесь между половинкой и единичкой.»
(Л-т Закурдаев).
44. «Я Вас сейчас поставлю вертикально.»
(Кап.2 ранга Воронков).
45. «Центральный. «КОРУ» прошу не вытаскивать.»
(Л-т Коробков).
46. «Товарищ командир, разрешите получить задание на вахту?.
-Пошёл в п….»
(Кап.2 ранга Щуренко).

1 9 9 2 год.

47. «Товарищ командир. Вы, что издеваетесь над всеми?
-Я издеваюсь не над всеми, а только над Вами.»
(Кап.2 ранга Щуренко).
48. «Встречайте аэропорту везу 300 кг. огурцов.»
Ст. кап.л-т Пештерев
(Телеграмма командиру).
49. «Обращаю внимание на сказуемое: готовность дивизии -постоянная.»
(Кап.1 ранга Катухин).
50. «Коряушкин.
-Чиво?
Не чиво, а выгляни из-за перископа, как положено.»
(Ст. л-т Ламехов из разговора с матросом).
51. «Доктор выходит из каюты командира и поёт: Я сучка, сучка, сучка, а вовсе не медведь.»
(Ст. л-т м/с Шипулин).
52. «Товарищ капитан 1 ранга. Можно вопрос?
-Можно, но если глупый, то по команде.»
(Кап.1 ранга Катухин).
53. «Вот заменим продразверстку продналогом, уничтожим частную собственность, раздадим чёрные «Волги» участковым врачам -и тогда заживём!.»
(Вице-адмирал Ерофеев).
54. «КД перед строем дивизии: У меня рук не хватит, чтобы это всё рассказать.
Голос из строя: -А у нас не хватит ног, чтобы это всё выслушать.»
(Контр-адмирал Шкирятов).
55. «Когда ваши жёны в руках вместо хера будут держать черенок лопаты, тогда из Западной Лицы можно будет сделать нормальный город.»
(Вице-адмирал Ерофеев).
56. «А вот завтра мы и решим -идти снегу, или нет.»
(Контр-адмирал Бородич).
57. «Я уже подписал документы на авианосце имени меня.»
(Капитан 1 ранга М. Ю. КУЗНЕЦОВ).
58. «КПС: -Доложить вариант использования антенн.
-Вариант № 7.
-Во, бля!.»
(Кап. -л-т Парахин).
59. «К- р БЧ-5: Застопорили турбину, перешли на движение под РДК.
НШ: -А! Ну чувствуется скорость, аж шапку стало срывать. Кто их
Придумал -эти сионистские бздюшки.»
(Кап.1 ранга Катухин).
60. «Сколько разных маразматических бумажек! Компрессор легче пустить, чем записать этот пуск.»
(М-н Барбаш).
61. «Начинаем отработку маневра «Человек за бортом»,лейтенанту Самарычеву приготовиться.»
(Кап.2 ранга Орловский).
62. «Выявлены случаи нарушения матросами правил неуставных взаимоотношений.»
(Кап.1 ранга Обризан).
63. «Штурман! И вообще, только «так точно» и «никак нет».Короче, пи…ц, берите командные слова и учитесь разговаривать.»
(Кап.1 ранга Катухин).
64. «Кто не заходит в центральный - каждый норовит в очко заглянуть.»
(Ст. л-т Давыдов, про перископ).

В начале мая 1917 г. Военно-морское инженерное училище имени императора Николая I в Кронштадте выпускало около 40 инженеров-механиков флота, которые после производства в мичманы – 10 мая, направлялись в распоряжение штабов – по морям.

Мне предстояло ехать во флотилию Северного Ледовитого океана, в Архангельск.

В это время Кронштадт фактически был городом, в котором вся власть принадлежала Совету депутатов, хотя Временное правительство и держало там своего комиссара – Пепеляева.

Участие в работе Совдепа и морской секции, с одной стороны, и жизнь в обстановке учебного заведения, с другой, сталкивали меня с противоречиями двух начал: старого и нового.

В училище, например, капитан 1-го ранга Горюнов И.С. произнес на вечерней перекличке патетическую речь, с заключением: «Господа гардемарины, до чего мы дожили, под красной тряпкой живем!»

В то же время на митингах, наоборот, провозглашались призывы к объединению под красным знаменем революции.

Училище либерально восприняло программу Временного правительства и поддерживало его; а 1 мая на Якорной площади Раскольников в гардемаринской форме агитировал за разгром этого правительства. Он зычным голосом говорил о низвержении царя Николая, который был послушным китайским болванчиком в руках помещиков и капиталистов: «Этого болванчика народ сбросил, конечно, не для того, чтобы передать власть в руки правительства, состоящего из тех же капиталистов.

Долой Гучкова и Милюкова! Вся власть Советам!»

Рошаль призывал стереть с лица земли приспешников капитализма.

Неоднократные столкновения различных группировок в Совете заставляли мыслить и разбираться по существу.

Вот тройка, избранная Советом для составления ответа Керенскому на переписку о его приезде в Кронштадт.

Письмо Керенского изобиловало выражениями «мы свергли!», «мы установили!»

Красовский, который в первые месяцы Февральской революции был председателем Совета и действовал на меня авторитетом своего положения, передал мне свое предложение, в котором кронштадтский пролетариат низко раскланивался перед Керенским.

Я готов был поддержать это послание, но вот третий член тройки – матрос в фуражке с перевернутой ленточкой, в бушлате и с горящими возбужденными глазами – прочтя записку Красовского, выругался и высказал, хотя и не гладко, но выразительно свое мнение о том, что в ответе Керенскому надо сослаться на басню Крылова, в которой муха, сидя на рогах трудолюбивого вола, пищала: «И мы пахали!»

Оказалось, что выбор редакции ответ будет зависеть от меня. К кому же мне присоединиться?

Это были принципиальные разногласия партий, они не раз приводили к крупным столкновениям на заседаниях Совета.

Под таким воздействием событий находились в равных условиях многие из хорошо известных мне людей, но не все одинаково реагировали на него: одних неудержимо тянуло к старому, другие приветствовали Временное правительство в его борьбе со старым режимом, третьих это не удовлетворяло и, наконец, мутило воду беспринципное, аполитичное «болото».

Я не берусь дать исчерпывающее объяснение процессу пробуждения подсознательных классовых чувств, приведших нас к тем или иным политическим направлениям. Отчетливо только помню, что когда передо мной встал библейский вопрос «Камо грядеши?»*, я ощутил в себе потребность вместе с общей массой трудящихся участвовать в ответственном управлении городом, страной, флотом.

Так я признал власть Советов. Это был мой первый шаг…

С таким сознанием я прибыл в Архангельск.

После спешки и напряжения, связанных с окончанием инженерного училища, кипучей работы в Кронштадтском Совдепе и кое-как, с нетерпением, проведенного отпуска, я явился в штаб флотилии Северного Ледовитого океана, где темпы моей деятельности были снижены: мне хладнокровно предложили подождать возвращения из командировки флагманского инженера-механика капитана 1-го ранга Родионова**.

Поселился я в Морском Собрании и от нечего делать начал играть на бильярде. Маркёр завлек меня по всем правилам своего искусства и, наконец, так «раздел», что я был рад, когда, пошарив в карманах, нашел какую-то мелочь. Задолжал всем. Хорошо, что это случилось перед возвращением Родионова.

Флагмех сообщил мне о том, что я предназначен на крейсер «Аскольд», а до его прихода из Англии штаб направляет меня на свободную вакансию механика тральщика Т-35.

Получив аванс и литер на проезд, я расплатился с долгами, отправился пароходом в Мурманск, где стоял в ремонте мой первый корабль Т-35.

В Мурманске я представился по всем правилам старого порядка начальнику Кольского района генерал-майору Рыбалтовскому. Кроме этого генерала, который произвел на меня впечатление пассивного флегматика, я познакомился в штабе со старшим лейтенантом Лободой, оформившиммой прием и назначение. Лобода поручил мне определить состояние механизмов тральщика Т-35 и сообщить ему.

Впоследствие я узнал Рыбалтовского ближе. Однажды он провел меня, как мальчишку, так что флегматизм его оказался относительным. Случилось это так: в середине августа генерал срочно вызвал меня к себе и сообщил, что неожиданно для него прибывает в Мурманск эшелон с рабочими. Поместить рабочих негде, кормить нечем, средств для производства строительных работ в базе нет. Он распорядился задержать поезд на одной из соседних станций и просил меня как председателя Центрального комитета флотилии выехать туда, т.к. рабочие требуют к себе председателя комитета.

Я счел неудобным отказаться и поехал на паровозе в сопровождении сотрудника базы. Оказалось, дело было гораздо серьезнее, чем излагал Рыбалтовский. Меня встретили озлобленно – «в штыки». Рабочие ехали по договору, требовали деньги и продовольствие, а Рыбалтовский рассчитывал отделаться моим красноречием и уговорами.

Мне пришлось выполнить хлопотливую работу, прежде чем отправить эшелон обратно, при этом я чувствовал, что покрываю авторитетом Центромура какие-то промахи администрации.

Характерно для Рыбалтовского то, что, ссылаясь на отсутствие запасов продовольствия, в частности, для снабжения на обратный путь указанного рабочего эшелона, оказалось, что значительные запасы оленины испортились на складах, и мясо пришлось выбросить, причем и это было сделано плохо*. Мясо закопали на берегу залива в черте города так, что после нескольких приливов и отливов оно было вымыто из песка и каталось в разложившемся состоянии по отмели.

Лобода имел возраст, не соответствующий чину старшего лейтенанта, это объяснялось тем, что выпущенный из Морского корпуса в 1902 г., он вскоре ушел из флота и был возвращен только в связи с войной. Лобода, как говорили, звезд с неба не снимал, однако, в следующем году, занимая руководящую должность в Центромуре, он умело провел предательскую линию помощи интервентам и, наконец, выявил себя активным белогвардейцем. В 1919 г. он командовал на Северном фронте бронепоездом «Адмирал Колчак» **.

Т-35 стоял на берегу, механизмы были поношены, и их лучше было бы не трогать, ограничившись чисткой котла и переборкой динамо-машины. Такой вывод не понравился командиру – прапорщику флота, который с трудом пролезал через горловину схода в машинное отделение и не торопился в море. Этой же позиции придерживалось большинство команды, которая начала смотреть на меня с недовольством. Меня засыпали всякими сведениями о дефектах и предупреждали об опасностях. Дело окончилось тем, что я сдал позицию и заверил своей подписью старую дефектную ведомость капитального ремонта.

Командир требовал перевода корабля в Архангельск, куда влекло весь экипаж тральщика. Покамест в штабе согласовывали этот вопрос с Архангельском, мне опять нечего было делать.

До прихода крейсера из Англии у меня было достаточно времени для ознакомления с Мурманском и его недлинной, но поучительной историей.

Наиболее дальновидные деятели царского правительства учитывали значение Мурмана с его незамерзающими бухтами.

Еще в начале столетия С.Ю. Витте, будучи министром финансов, представлял царю докладные записки с подробными обоснованиями необходимости направления средств на создание порта на Мурмане и устройства железнодорожной связи с ним. Однако, в Совете Министров господствовали сторонники развития балтийских портов, и преимущество было отдано Либавскому порту. Только война с немцами в 1914 г. показала все значение Мурмана не только в хозяйственном, но и в стратегическом отношении.

Пришлось с 1915 г. лихорадочно форсировать прокладку железнодорожной линии, связывающей транспортные магистрали страны с незамерзающим портом на Севере.

Железная дорога вышла на берег Кольского залива с конечной станцией Мурман, где, естественно, и началось строительство поселка.

До осени 1916 г. географический пункт этого поселения и Кольской базы флота не имел определенного наименования. Эти места большей частью назывались Семёновы острова, по месту расположения хаты рыбака Семёна, около его рыболовной тони.

Впоследствии я познакомился с этим бело – русым «историческим» Семёном в Коле – старинном поселении поморов, расположенном в глубине Кольского залива, при впадении в него рек Кола и Тулома. Занятие «его» островов под пристань торгового порта основательно разорило «владетельного» Семёна.

Бывший морской министр Григорович в августе 1916 г. выехал с инспекцией на Мурман, доехал поездом до Кеми, а далее совместно с министром путей сообщения перебрался на ледокол «Канада». Таким комбинированным маршрутом пришлось добраться в Кольский залив.

В своих мемуарах Григорович пишет: «Министр путей сообщения по высочайшему повелению заложили церковь и тем самым основали город Романов – конечный пункт Мурманской железной дороги, после чего мне предложили подписать телеграмму на имя государя об открытии железнодорожного пути. Я отказался, т.к. дорога была далеко не закончена и для эксплуатации не готова. Это был только рабочий путь, многого еще недоставало, например, вода на паровозы подавалась ведрами вручную, все станционные строения носили временный характер и т.п.

Положение рабочих – военнопленных и особенно китайцев – было очень плохим, последние были почти голые и истощенные голодом».

По моим личным воспоминаниям можно добавить, что и в самом Мурманске в начале лета положение рабочих как строительных, так и портовых было не многим лучше.

В первые месяцы революции Романов-на-Мурмане был переименован в г. Мурманск. Мурманск того времени представлял из себя барачный поселок. Переполненные бараки, с немногими уцелевшими окнами, заваленные мусором и всякими отбросами, в топких улицах тайги, производили на свежего человека гнетущее впечатление.

Отсутствие мыла, белья и скудное питание способствовали антисанитарным условиям.

Так жили двадцать тысяч рабочих. Повсюду жаловались на почти полное отсутствие женщин.

В обстановке великой европейской бойни с 1914 г. мурманский путь был единственным, не считая длинного и перегруженного сибирского, который круглый год связывал Россию с союзными странами Запада. Этот путь состоял из морской части – от норвежских нейтральных вод до Мурманска – и железной дороги от Мурманска до узловой станции Званка.

Особенно очевидно было значение нового пути в зимнее время, когда замерзало Белое море и прерывалась навигация в Архангельске.

Начало поступления импортных товаров в Кольский залив относится, по-видимому, к концу 1915 г., когда часть грузов перегружалась на ледоколы для дальнейшего направления в Архангельск, а большая часть ждала транспортировки по железной дороге.

Так 9 марта 1916 г. только что прибывший руководитель обороны Кольского залива телеграфировал начальнику Генерального морского штаба: «В настоящее время всё внимание должно быть направлено на то, чтобы скопившиеся в Кольском заливе несметные боевые грузы колоссальной стоимости и значения не подверглись уничтожению. Англичане предупреждают об опасности со стороны немцев».

Прошел год, положение на конец февраля 1917 г. было следующим: в порту действовали три причала, позволяющие по расчету выгружать в сутки до 1000 тонн – около 300 т с причала. Фактически выгружали со всех трех не более 400 т в сутки. К 1 марта готовили к сдаче 4-й причал.

Порт начал работать с 26 декабря 1916 г. Всего за первые полтора месяца прибыло военного груза более 70 тыс. тонн, переработано всего 20 тыс. тонн, из них направлено ледоколами в Архангельск немногим более 5 тыс. тонн.

На железную дорогу можно было рассчитывать только до 1 мая, т.к. значительные участки пути были уложены на замерзшую почву без балласта. Грузчиков работало 400 чел., хотя числилось по списку значительно больше. Свирепствовала цинга.

Порт располагал одним краном (плавучим) грузоподъемностью 45 т, но и тот был неисправен. Транспортировка грузов по железной дороге производилась длительное время с гужевой перевалкой на еще не состыкованных участках. Этими гужевыми перевозками по вымощенным бревнами гатям руководил известный в то время всему краю капитан 2-го ранга Рощаковский, при котором рабочих выгоняли на работу палками.

Из приведенных цифр видно, что за год транспортные организации не справились с расшивкой затора в порту. Действительно, при моем приезде в Мурманск, как пристань, так и прилегающий район были завалены грузом, который только частично был сложен в штабели и прикрыт брезентом.

Многочисленные ревизии высокопоставленными лицами, иногда с участием представителей союзных правительств, говорили о тяжелом периоде всего 1916 г.

В 1917 г. Временное правительство, рассчитывая обеспечить «всеобщее наступление» и «войну до победного конца» за счет поставок с Запада военного снаряжения, послало специальную междуведомственную комиссию на Мурман. Эта комиссия пришла к заключению, что к ноябрю порт и железная дорога будут отправлять на юг по 150 вагонов в сутки.

Союзные правительства отнеслись к этому успокоительному выводу комиссии с сомнением. По сведению англичан, плавучий кран нуждался в крупном ремонте с заменой деталей, которые в России не изготовлялись, мастерская из-за недостатка рабочих далеко не удовлетворяла местные нужды, перегрузочные баржи текли и требовали докования.

На строительстве порта работали всего 100 чел., вместо 400, отмеченных комиссией. Бараков построено только 4, а требовалось 16. Отсутствовала специальная пристань для выгрузки взрывчатых веществ.

Англичане сообщали, что недостаток продовольствия и плохие жилищные условия не позволяют рассчитывать на сохранение рабочей силы зимой. Отмечалась несогласованность действий портовых и железнодорожных властей. Союзники энергично настаивали на принятии решительных мер к надлежащей подготовке Мурманска для зимней навигации 1917-1918 гг.

Из английского прогноза можно сделать вывод о тяжелом положении, в котором Мурманский путь перешел к Советскому правительству.

В последующем докладе начальника края о положении дел к ноябрю 1917 г. вполне подтвердились опасения англичан.

Меня, естественно, больше интересовали флотские вопросы. Из бесед с опытными специалистами легко было установить недовольство деятельностью Морского министерства.

Критические замечания в отношении такой авторитетной для меня, как молодого офицера, организации оставляли глубокое впечатление. Оказывается, что не высшие органы флота, а министр путей сообщения поставил вопрос в январе 1916 г. о необходимости учреждения в Кольском заливе военно-морского начальства.

Дело было доведено до верховной власти, и по указанию царя Морское министерство развернуло деятельность по созданию Кольской базы и флотилии с невозвратимой потерей полутора лет.

Это первое упущение министра Григоровича и Генерального морского штаба, которое имело непоправимые последствия.

Возникшие в условиях войны коммуникационные линии России с Англией и Америкой через Мурман потребовали обеспечения их безопасности. Стало очевидным, что для германского флота Мурман и торговые пути к нему представляли лакомый кусок. Эту опасность предрекали англичане. В начале февраля 1916 г., по прошествии полутора лет войны, начальник Морского генерального штаба сообщил главноначальстующему г. Архангельска и Беломорского водного района о том, что морской министр приказал возложить на Генеральный штаб непосредственное руководство по сооружению базы в Кольском заливе и по обороне последнего. Несколько раньше этой телеграммы, в конце января 1916 г., по докладу Григоровича, царь утвердил формирование отряда судов обороны Кольского залива в составе заградителя «Уссури», гидрографичекого судна «Харитон Лаптев», тральщика «Восток» и вспомогательных судов – пароходов «Колгуев» и «Василий Великий» – с базированием на Александровск в Екатерининской гавани, находящейся, примерно, в 50 км от Мурманска.

Начальником отряда был назначен с Балтийского флота капитан 1-го ранга Кротков с подчинением главноначальствующему гор. Архангельска и Беломорского водного района, но с правом непосредственных сношений с Морским генеральным штабом, при котором было создано специальное управление по руководству обороной Кольского залива.

На Кроткова было возложено, помимо командования отрядом, оборудование базы в Кольском заливе для морских сил Северного Ледовитого океана, а также оборона залива.

Кротков вступил в командование отрядом 26 февраля 1916 г. и поднял брейд-вымпел* старшего морского начальника на заградителе «Уссури».

На отряд под командованием Кроткова в то время возлагались следующие задачи: проводка транспортов в порты разгрузки, охрана транспортов во время грузовых операций, охрана Мурманского побережья с водным районом от норвежской границы до меридиана мыса Святой нос.

Вместе с основными директивами о деятельности Кротков получил предписание от начальника Генштаба адмирала Русина: «В Белом море и на Мурмане находятся английские морские силы, состав которых будет увеличен весной. Все английские корабли находятся под общим командованием капитана королевского флота Кемпа, подчиненного вице-адмиралу Угрюмову». Далее предлагалось ему работать в контакте с Кемпом и в ближайшее время оказать содействие английскому линейному кораблю «Альбемарль». Этот корабль вскоре был заменен линкором «Глори», который я застал в Мурманске.

Специалистам было очевидно, что создание отряда судов обороны указанного состава было бюрократическим отбыванием номера, т.к. перечисленные суда ни в коей степени не могли осуществить задачи, поставленные перед ним*.

Морское министерство только сейчас поняло бессилие флота на Севере для обеспечения безопасности грандиозных перебросок военного снаряжения и поэтому заключило весной 1916 г. с англичанами акт общего наблюдения на Мурмане под начальством русского адмирала.

Так, не предусмотрев своевременное создание на Севере надлежащего флота, Морское министерство было вынуждено вложить в пасть британского льва кисть, чего ему было достаточно, чтобы отхватить всю руку с наступлением аппетита.

С суетливой поспешностью Морской генеральный штаб стремился создать морские силы Северного Ледовитого океана. При этом был допущен ряд ошибок, не имеющих себе оправдания.

В первое время укомплектование флотилии производилось крупными надводными кораблями, годными для операций против такого же противника, а не против подводных лодок, которые в 1916 г. появились в Северном Ледовитом океане. Так были приобретены в Японии корабли «Сагами», «Танго» и «Сойя» – наши бывшие броненосец «Полтава» и крейсеры «Варяг» и «Пересвет», при этом «Полтава» была переименована в «Чесму».

С 22 марта 1916 г. во Владивостоке из этих кораблей был сформирован отдельный отряд особого назначения под командованием контр-адмирала Бестужева-Рюмина, который шел на «Варяге». 18 июня 1916 г. Бестужев-Рюмин вышел из Владивостока, но без «Пересвета». Последний сел на камни задержался до октября 1916 г. Этот отряд должен был дополниться крейсером «Аскольд», который находился в то время на ремонте в Тулоне, и составить главные силы на Севере.

Бестужев-Рюмин ещё по пути на Мурман телеграфировал начальнику Генштаба о необходимости пополнить отряд миноносцами для борьбы с подводными лодками и рекомендовал взять их во Владивостоке. После этой рекомендации только в октябре начальник штаба Русин распорядился во Владивосток о срочной отправке на Мурман миноносцев «Капитан Юрасовский», «Лейтенант Сергеев», «Бесшумный» и «Бесстрашный». Они шли под командованием каперанга Остен-Сакена*. Так была исправлена ошибка Морского штаба в определении противника, но с большим опозданием.

Планы Генштаба раскрываются из содержания телеграммы его начальника в Тулон на имя Бестужева в конце 1916 г.: «Прежде всего на Мурмане необходим адмирал, который бы на месте составил план обороны. Вам надлежит спешить на Север». Из этой директивы следует, что до конца 1916 г. действенного плана обороны Мурмана не было. Это позволило немцам достаточно свободно оперировать подводными лодками в Северном Ледовитом океане, а англичанам усилить свои силы на этом театре.

Не успел Бестужев прибыть на Мурман, как для него в Александровске была получена телеграмма Генштаба с предписанием установить дальние дозоры против подводных лодок и других кораблей противника, а также организовать конвоирование транспортов, идущих с запада: «Кротков будет подчиняться Вам, как старшему, и будет непосредственно ведать обороной Кольского района местными средствами, включая мелкие суда».

«Торопилки» об ускорении движения кораблей на Мурман сыпались из Генштаба, как из рога изобилия. Однако, старые корабли с изношенными механизмами медленно продвигались на Север, задерживаясь на ремонт. Особенно не повезло крейсеру «Пересвет», который, догоняя отряд Бестужева, наткнулся в десяти милях от Порт-Саида на мину и затонул 22 декабря 1916 г.

Имеются следующие данные о прибытии кораблей в Александровск. Первыми появились 24 июня 1916 г. миноносцы Сибирской флотилии «Грозовой» и «Властный» и на следующий день плавучая мастерская «Ксения», которая шла из Владивостока в одном отряде с указанными миноносцами.

В отчетных докладах начальника этого отряда капитана 2-го ранга Зилова сообщается несколько случаев нападения подводных лодок.

Крейсер «Варяг» под адмиральским брейд-вымпелом прибыл 17 ноября, а линейный корабль «Чесма», вышедший одновременно с «Варягом» из Владивостока, появился только 3 января 1917 г., и, наконец, 17 июня стал на якорь в Мурманске крейсер «Аскольд».

Четыре миноносца типа «Шихау», о которых было указано ранее, прибыли уже при мне – 28 августа 1917 г.* После чистки котлов в середине сентября они ушли в море для работы в Печенгском заливе**.

Из общего числа шести мореходных яхт, приобретённых или оформляемых покупкой за границей, я видел только «Ярославну», «Гореславу» и «Соколицу», они значились посыльными судами и могли нести сторожевую службу.

В 1924 г. мне пришлось руководить переоборудованием «Ярославны» для похода из Архангельска во Владивосток, где она использовалась как гидрографическое судно «Воровский». Это был первый корабль, совершивший рейс за границу под советским военным флагом.

На Александровск базировались также две малые подводные лодки «Дельфин» и № 1, однако, их командиры отказывались выходить в море даже при незначительном волнении.

По приказу Генмора от 10 августа 1917 г. этот дивизион особого назначения под командой лейтенанта Славянского был расформирован, а 23 августа исключен из списков судов флота. 10 сентября пришла в Архангельск подводная лодка «Святой Георгий-Победоносец», которая была построена в Италии без учета суровых условий нашего Севера. Она базировалась на Архангельск.

Начальник кораблестроительной части, руководивший осмотром её, доносил начальнику Управления подводного плавания о том, что лодка нежелательна для плавания в Белом море. В Ледовитом океане она действовать не может; тем более в единственном числе бесполезна. Её целесообразно перевести по внутренним путям в Балтику для береговой обороны*.

Если к перечисленным кораблям прибавить ряд вспомогательных ранее названных судов, то это будет списочный состав отряда судов обороны Кольского залива, который при мне носил местное название Мурманской флотилии. Эта флотилия как отряд обороны в буквальном смысле слова никогда не существовала, а сам адмирал Бестужев-Рюмин, вступивший в командование отрядом 2 января 1917 г., внезапно умер от приступа грудной жабы 23 марта 1917 г.

Интересно, что в начальный период Февральской революции в Романове был Совет рабочих и солдатских депутатов. Деятельность этой организации мне не была известна, намного позже в архивах встретилась телеграмма за подписью Томилова, председателя исполкома, от 25 марта 1917 г. на имя начальника Морского генштаба: «Ввиду скоропостижной смерти начальника Кольского района контр-адмирала Бестужева-Рюмина, работавшего совместно с общественной организацией на пользу Свободной России, исполнительный комитет Романова-на-Мурмане просит назначить срочно достойного заместителя, т.к. на месте кандидата указать не можем».

Из телеграммы следует, что в конце марта город ещё назывался Романов, а в мае я имел предписание из Архангельска ехать в Мурманск, таким образом, официальное переименование города, по-видимому, относится к апрелю месяцу или к 1 мая 1917 г.

Кротков с марта был в отъезде и обязанности начальника Кольского района временно принял на себя капитан 1-го ранга Лутонин – начальник Кольской базы.

В последний день марта главноначальствующий г. Архангельска и Беломорского водного района по согласованию с Генштабом предложил капитану 1-го ранга Рощаковскому исполнять обязанности начальника Кольского района и отряда судов обороны Кольского залива. Сверх того, ему было поручено из числа судов и плавучих средств, находящихся в Кольском заливе, выделить сводный отряд.

Относительно формирования сводного отряда было приказание командующего флотилией Северного Ледовитого океана вице-адмирала Корвина ещё в середине декабря 1916 г., т.е. вскоре по прибытии на «Варяг» контр-адмирала Бестужева-Рюмина. Последний назначался начальником Кольского района и отряда судов обороны Кольского района, а командующим сводным отрядом судов флотилии Северного Ледовитого океана – каперанг Кротков с подчинением Рюмину.

По этому приказу в состав отряда судов обороны Кольского залива зачислялись всего крейсер «Варяг», посыльное судно «Купава», плавучая мастерская «Ксения» и подводные лодки № 1 и «Дельфин». Все остальные суда этого района, не входившие в состав дивизиона траления, составили указанный выше сводный отряд. На этот отряд возлагалось охранение путей к Кольскому району и, по возможности, конвоирование вдоль Мурманского побережья от норвежского порта Варде до Иокангского рейда.

Формальное выполнение распоряжения началось в январе 1917 г. Кроткову вновь пришлось провести значительную организационную работу, которая в значительной степени сковывалась зимними условиями. Бестужев и Кротков всё же успели разработать и издать ряд инструкций по проходу к заливу, о порядке конвоирования, а также правила движения судов и поведения при встрече с подводными лодками, приспособленные к местным условиям. Однако, надвинувшиеся революционные события, смерть Рюмина, отъезд Кроткова и других командных лиц нарушили схему организации обороны.

При назначении Рощаковского начальником Кольского района вновь предписывалось создание сводного отряда, перед которым повторялись задачи по охране всего водного пространства, прилегающего к Кольскому району, и обеспечение безопасности путей к заливу. На должность начальника отряда – насвота – был назначен каперанг Александров. Рощаковский и Александров приступили к работе с первых чисел апреля 1917 г.

Александров был бесцветной личностью и отличался пьянством в ущерб службе, за что и был через некоторое время снят с работы. Рощаковский же – это незаурядная личность, характерный тип для царского режима. При всех его отрицательных качествах, о которых вскользь упоминалось ранее в связи с его работой по транспортировке военных грузов по Мурманской железной дороге в период её строительства, от него нельзя было отнять наличие исключительной энергии, выносливости и знание мурманских условий. Среди возчиков, грузчиков и вообще в рабочих низах его иначе не называли, как собака, но были люди, которые оправдывали его поступки тем, что выполнить операции по снабжению фронтов в тех условиях, в которые был поставлен Рощаковский, мог только деспот. Царский режим ничего не дал Рощаковскому, кроме жалкого обоза без фуража и «единиц» с голыми руками и в рваных ботинках при заполярных морозах.

Нового накора особенно недолюбливало архангельское начальство, с которым он непрерывно пререкался. Штаба Северной флотилии он вообще не признавал, а распоряжения командующего часто игнорировал. Мне рассказывали характерный пример таких взаимоотношений. Когда комфлотилии предложил отправить мотористов из отряда Рощаковского в Италию на подлодку «Святой Георгий», хотя флотский экипаж находился в Архангельске, он ответил: «Лодка мне не нужна, а без мотористов обойтись не могу». Распоряжение осталось невыполненным.

В Мурманске часто вспоминали различные анекдоты об остроумии Рощаковского в ответах на штабные запросы из Архангельска. Этот ударный практический человек не переносил штабной документации и отчётности не признавал.

При назначении на новую должность Рощаковский имел основной задачей – ликвидировать скопление военных грузов, заваливших мурманские пристани, т.к. с наступлением лета движение поездов по железной дороге прекращалось. Эта работа была его стихией, и он более и менее с ней справился, но командование отрядом и строевая служба доставляли ему много хлопот. С начала весны начали активизироваться действия немецких подводных лодок.

В первую же декаду своей деятельности в качестве начальника края Рощаковский доносил главначу, что освещение местности далее залива на восток, т.е. по пути в Архангельск не производится ни нами, ни англичанами. Он настаивал на принятии мер, и вскоре в Мурманск пришли английский крейсер «Интрепид»* и две подводные лодки. Несмотря на это, всё же пришлось в мае месяце запретить выход пароходов, т.к. одна группа подводных лодок противника заняла позиции к Варде, Мурманску и Архангельску, а вторая группа базировалась у Мурманского побережья, угрожая подходу к Святому носу. Средств для одновременных разведок, преследования и конвоирования было недостаточно.

Все предложения Рощаковского об организации обороны критиковались и даже высмеивались в штабе флотилии Северного Ледовитого океана. Наконец, израненный уколами и насмешками архангельских штабистов, рассорившись с главначем, он телеграфировал в конце мая начальнику Морского генерального штаба о том, что дальше оставаться на работе не может и передает дела начальнику Кольской базы Рыбалтовскому, заменив его инженером-механиком каперангом Садоковым. При этом он не удержался от остроты, направив по адресам руководства телеграмму о том, что ему «грустно», что его старания не удовлетворяют лиц, сидящих в кабинетах, но зато «отрадно», что дружные и самоотверженные усилия его помощников Фролова, Клягина, Аржанова и ещё многих «орлов» привели к ликвидации затора в перевозке грузов. «Сокрушаюсь, что сам плох, зато товарищи мои молодцы», – язвительно скромничал он.

С февральской «демократией» Рощаковский пытался ужиться, но с приходом Октябрьской революции советская атмосфера явно душила его абсолютизм, он сошёл с арены действий и при первой возможности перешёл на сторону врагов Советской власти, довольствуясь подсобными делами у белогвардейцев Северного правительства в Архангельске.

Прошло несколько лет, и вот однажды мне пришлось в Архангельске участвовать в погрузке тяжеловеса самым примитивным способом. Работу производили пожилые такелажники-мастера. Сложность погрузки заключалась в том, что при поднятом грузе надо было склонить мачту подъёмного устройства для направления груза в люк судна. В самый напряжённый момент старший мастер Горькавый поучал своего помощника, который явно трусил и замешкался с потравливанием лопарей канифас-блока*: «Эй, Степан, ты что, забыл выучку Рощаковского?» – и при этом старик разразился таким витиеватым словцом, о котором в морских рассказах Станюковича даже намёка нет. Эти «рощаковские» словечки оказали своё воздействие, вызвав невольно улыбку, и тяжеловес встал на своё место.

Да, оставил Рощаковский по себе память: кого загнал на тот свет с отмороженными руками и ногами, а кого кое-чему научил.

Переброске морских сил на Север придавалось столь большое значение, что о передвижении каждого корабля из порта в порт по пути следования докладывалось в ставку главнокомандующего на имя его Императорского Величества, и Морское министерство делало серьёзный вид, что вот придут корабли Бестужева, и можно быть уверенными в обеспеченности снабжением всей армии сухопутного фронта, которое поставлялось союзниками через Мурманск.

Характерно, что по приходу на Мурман каждого из указанных кораблей доносилось, что «всё обстоит благополучно» и механизмы находятся в блестящем состоянии.

Сам Григорович в своих воспоминаниях пишет: «В Мурманске осмотрел базу и был доволен. «Ксения» и миноносцы «Грозный»** и «Властный» были в порядке, а механизмы в блестящем состоянии. Ходил с ними из Романова в Александровск и обратно».

Такого же рода заключение сделал Кротков по прибытии «Варяга» и «Чесмы». Фактически же по прошествии короткого времени миноносцы «Властный» и «Грозовой», а так же крейсер «Варяг» пришлось отправить на ремонт в Англию. Комиссия английского адмиралтейства, осмотрев «Варяг», пришла к выводу, что ремонт займет не менее двенадцати месяцев, и рекомендовала отложить его до конца войны, с чем наше министерство согласилось, оставив корабль в Англии.

Миноносцы были обменены на уголь уже в 1918 году, после войны.

Мне как механику совершенно очевидно, что для тех сниженных скоростей хода, которые были достаточны для операций, указанные корабли могли бы оставаться в строю, если бы была возможность осуществить средний ремонт на Мурмане. Не ясно, чем остался доволен Григорович при осмотре Кольской базы, но эта база не имела достаточных средств для производства ремонта кораблей отряда.

Министерство не обеспечило Мурман соответствующей технической и ремонтной базой. Средства для ремонта состояли из одной плавучей мастерской «Ксения», которая обладала настолько ограниченными возможностями, что о ней как о ремонтной базе кораблей названного состава и говорить не приходится. Кротков в своих донесениях в министерство вопил о недостатке ремонтных средств как о наиболее узком месте базы. Не было дока, хотя предложение на его продажу было. Но это ещё не всё.

Весь флот пользовался английским углем, в котором сама Англия испытывала недостаток в этот период. Такая ситуация ставила флотилию в полную зависимость от союзников. Даже обеспечение кораблей пресной водой в зимнее время не было, как следует, подготовлено.

Так называемая военная пристань для подхода шлюпок и баркасов представляла из себя свайный пирс с недоделанной насыпной дамбой и без единого крана или простой грузовой стрелы, что при значительных колебаниях уровня воды создавало большие неудобства не только для принятия с берега снабжения, но и для личного состава.

В результате перечисленных ошибок Морского министерства в формировании отряда и указанной необеспеченности базы, мы были беспомощны на Севере, хотя численный состав отряда был достаточен для выполнения основных задач. Корабли сами по себе старые, да ещё сделавшие кругосветный переход, естественно, нуждались в ремонте, а получить его не могли; для операций нуждались в угле и его не имели.

Родившийся перед войной, в июле 1939-го, в крестьянской семье в пензенской земле, пройдя службу в Вооруженных Силах, он в 1961-м выбрал для себя путь моряка-подводника, поступив в Тихоокеанское высшее военно-морское училище. И с 1966 года начался его тернистый и славный путь офицера-подводника, когда впервые он понял, что значит подводное противостояние, во время конфликта вокруг захваченного американского корабля разведки «Пуэбло». Не успели утихнуть страсти в Японском море, как в 1971-м атомная подводная лодка К-31, на которой старпомом был Александр Иванович, в составе 10-й советской эскадры убыла в Индийский океан с целью нейтрализации конфликта вокруг получившей независимость Бангладеш. Советский народ в те дни жил ощущением мира, а под водой, на воде и над водой уже шла война, причем не «холодная», а самая настоящая «горячая»…

Уже в 1973 году он стал командиром атомной подводной лодки, авторитет его был уже признанным на флоте, а ведь он всего лишь капитан 3-го ранга. Участвовал в знаменитых учениях «Океан – 75». Вместе с авторитетом пришли мастерство, дерзость атак, уверенность в слаженности экипажа и вера в то, что количество погружений всегда будет равно числу всплытий.

1976-й стал особым в жизни нашего командира, когда он становится командиром новейшего атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения. Именно корабли этого класса вместе с ракетными войсками стратегического назначения и стратегической авиацией все годы «холодной войны» остужали горячие заокеанские головы. И одним из тех, кто создавал этот «отрезвляющий душ», и был Александр Иванович Самохвалов.

Нередко друзья-командиры подшучивали над его фамилией, но никогда Александр Иванович самого себя не хвалил, его скромность была примером для многих, как младших офицеров, так и адмиралов, многие из которых им же были обучены и воспитаны. Венцом подвига экипажа Александра Самохвалова был подледный переход атомного крейсера с Северного на Тихоокеанский флот подо льдами Северного полюса, за что Родина наградила командира своим высшим орденом – Ленина. А на страницах «Атласа подводных глубин» появилась такая надпись: «Капитану 1 ранга Самохвалову А.И. в честь трансарктического перехода с Северного на Тихоокеанский флот. Родина доверила Вам выполнение ответственного задания, требующего глубоких профессиональных званий, богатого командирского опыта, высокого самообладания и мужества. Будьте достойным наследником героической славы первых советских покорителей суровой Арктики. Совершенный Вами поход займет достойное место в ряду замечательных дел подводников Краснознаменного Северного флота».

В 1982 году экипаж атомного ракетоносца под командованием Александра Ивановича станет инициатором социалистического соревнования в Военно-Морском флоте Союза ССР. Люди старшего поколения помнят, что это была высшая честь для любого командира, особенно в год 50-летия Страны Советов.

В 1985-м капитан 1-го ранга Самохвалов был назначен заместителем начальника Киевского высшего военно-морского политического училища, чтобы отдавать свой опыт и знания будущим покорителям подводных глубин.

Сегодня Александр Иванович на заслуженном, как говорят в таких случаях, отдыхе. Но видя, с какой энергией он по-прежнему отдает всего себя молодому поколению, так и хочется сказать: «Наш командир всегда молод».

И неслучайно, что его внучка Дашенька Марченко посвятила деду сотоварищи не одно свое бесхитростное стихотворение.

…Я рада, что мой дед именно такой:

Простой подводник…

Этим словом награждается не каждый,

А только лучший самый.

Спасибо, дедушка, за доброту, любовь и ласку,

За мудрый совет,

За подаренную тобой мне сказку

И на любой вопрос – ответ.

…Ну что еще можно сказать, когда в мире всегда актуальной остается тема отцов и детей. Да, тема есть. Но, как видим, есть и ответ на вечные вопросы. Ответ внучки…

Сергей СМОЛЯННИКОВ, Александр ГЛАВАЦКИЙ

http://telegrafua.com/social/12909/

На фото: 1- командир рпк капитан 1 ранга Самохвалов А.И., 2- командующий флотилии вице-адмирал Матушкин Л. А., 3- представитель ГШ ВМФ контр-адмирал Просвиров В.А., 4-флагманский штурман флотилии капитан 1 ранга Палитаев А.И., 5- флагманский РТС флотилии капитан 1 ранга Бараненко А, сзади него справа сидит представитель 9-го НИИ капитан 2 ранга Кузнецов М., 6- номера нет, 7- не изв., 9- не изв.

Звание в ВМФ ВС СССР для инженеров корабельной службы - Инженер-капитан 1 ранга , в 1940 году , инженерного плавающего состава (плавсостава) военно-морского флота присваивалось звание капитан 1-го ранга-инженер . Остальным военнослужащим ВМФ (берегового состава: медицинской службы, химической службы, морской пехоты , морской авиации) присваивалось звание полковник.

В военно-морских флотах многих стран мира эквивалентные звания обычно называются «капитан » (англ. Captain ). Для отличия от звания «капитан» звание часто переводится «кэптен ».В германском флоте эквивалентное звание звучит как нем. Kapitän zur See («капитен цур зее», буквально - «капитан моря»), в испаноязычных исп. Capitán de navío («капитан де навио», буквально - «капитан [линейного] корабля»), в португалоязычных - порт. Capitão de mar e guerra («капитау ди мар и герра», буквально - «капитан моря и боя») [ ] . Возможны и другие варианты.

Иногда применяется сокращённое название «каперанг» и жаргонное «капраз».

История знаков различия воинского звания в России

Образцы знаков различий Капитана 1-ого ранга и эквивалент в Российской императорской флоте
Чин
Российский императорский флот

нарукавый знак
погон
эполет
один широкий галун
с завидком
и два широких
без завидка
- все три в 3/4









Код 12
Класс
по Табели о рангах
VI

нарукавный
знак
(1917)
Капитан 1-го ранга
(1904 - 1917)
Инженер-механик
капитан 1-го ранга
(1913 - 1917)
Полковник
инженер-механик
(1905 - 1913)
Полковник
по адмиралтейству
(1904 - 1917)
Полковник
морской
артиллерии
(1904 - 1917)
Полковник
флотских
штурманов
(1904 - 1917)
Образцы знаков различий Капитан 1-го ранга (ОФ-5) в СССР и Российской Федерации
Звание
Военно-Морской Флот СССР

Военно-Морской Флот Российской Федерации
нарукавый
знак

погон


Командир
корабля 1-ого ранга
(1918 - 1935)
Капитана
1-ого ранга

(1935 - 1991)
погон
к кителю (1943 - 1955)
... парадный
(1955 - 1991)
... парадный
(1994 - 2010)
... парадный
к белой рубашке
(1994 - 2010)
... ежедевный
(1994 - 2010)
... парадный
(c 2010 года)

См. также

  • Воинские звания в Вооружённых Силах Российской Федерации

Напишите отзыв о статье "Капитан 1-го ранга"

Примечания

Литература

  • // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . - 2-е изд. - СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1880-1882.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Военная энциклопедия : [в 18 т.] / под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. - СПб. ; [М .] : Тип. т-ва И. В. Сытина , 1911-1915.
  • Указ Президиума Верховного Совета Союза ССР , от 7 мая 1940 года, «Об установлении воинских званий высшего командного состава Военно-Морского Флота.»
  • Указ Президиума Верховного Совета СССР, от 10 августа 1943 года, «О делении военнослужащих Военно-Морского Флота на рядовых, старшин и офицеров.»

Ссылки

Отрывок, характеризующий Капитан 1-го ранга

– Но неужели совершенно всё кончено? – сказал Пьер.
Княжна Марья с удивлением посмотрела на него. Она не понимала даже, как можно было об этом спрашивать. Пьер вошел в кабинет. Князь Андрей, весьма изменившийся, очевидно поздоровевший, но с новой, поперечной морщиной между бровей, в штатском платье, стоял против отца и князя Мещерского и горячо спорил, делая энергические жесты. Речь шла о Сперанском, известие о внезапной ссылке и мнимой измене которого только что дошло до Москвы.
– Теперь судят и обвиняют его (Сперанского) все те, которые месяц тому назад восхищались им, – говорил князь Андрей, – и те, которые не в состоянии были понимать его целей. Судить человека в немилости очень легко и взваливать на него все ошибки другого; а я скажу, что ежели что нибудь сделано хорошего в нынешнее царствованье, то всё хорошее сделано им – им одним. – Он остановился, увидав Пьера. Лицо его дрогнуло и тотчас же приняло злое выражение. – И потомство отдаст ему справедливость, – договорил он, и тотчас же обратился к Пьеру.
– Ну ты как? Все толстеешь, – говорил он оживленно, но вновь появившаяся морщина еще глубже вырезалась на его лбу. – Да, я здоров, – отвечал он на вопрос Пьера и усмехнулся. Пьеру ясно было, что усмешка его говорила: «здоров, но здоровье мое никому не нужно». Сказав несколько слов с Пьером об ужасной дороге от границ Польши, о том, как он встретил в Швейцарии людей, знавших Пьера, и о господине Десале, которого он воспитателем для сына привез из за границы, князь Андрей опять с горячностью вмешался в разговор о Сперанском, продолжавшийся между двумя стариками.
– Ежели бы была измена и были бы доказательства его тайных сношений с Наполеоном, то их всенародно объявили бы – с горячностью и поспешностью говорил он. – Я лично не люблю и не любил Сперанского, но я люблю справедливость. – Пьер узнавал теперь в своем друге слишком знакомую ему потребность волноваться и спорить о деле для себя чуждом только для того, чтобы заглушить слишком тяжелые задушевные мысли.
Когда князь Мещерский уехал, князь Андрей взял под руку Пьера и пригласил его в комнату, которая была отведена для него. В комнате была разбита кровать, лежали раскрытые чемоданы и сундуки. Князь Андрей подошел к одному из них и достал шкатулку. Из шкатулки он достал связку в бумаге. Он всё делал молча и очень быстро. Он приподнялся, прокашлялся. Лицо его было нахмурено и губы поджаты.
– Прости меня, ежели я тебя утруждаю… – Пьер понял, что князь Андрей хотел говорить о Наташе, и широкое лицо его выразило сожаление и сочувствие. Это выражение лица Пьера рассердило князя Андрея; он решительно, звонко и неприятно продолжал: – Я получил отказ от графини Ростовой, и до меня дошли слухи об искании ее руки твоим шурином, или тому подобное. Правда ли это?
– И правда и не правда, – начал Пьер; но князь Андрей перебил его.
– Вот ее письма и портрет, – сказал он. Он взял связку со стола и передал Пьеру.
– Отдай это графине… ежели ты увидишь ее.
– Она очень больна, – сказал Пьер.
– Так она здесь еще? – сказал князь Андрей. – А князь Курагин? – спросил он быстро.
– Он давно уехал. Она была при смерти…
– Очень сожалею об ее болезни, – сказал князь Андрей. – Он холодно, зло, неприятно, как его отец, усмехнулся.
– Но господин Курагин, стало быть, не удостоил своей руки графиню Ростову? – сказал князь Андрей. Он фыркнул носом несколько раз.
– Он не мог жениться, потому что он был женат, – сказал Пьер.
Князь Андрей неприятно засмеялся, опять напоминая своего отца.
– А где же он теперь находится, ваш шурин, могу ли я узнать? – сказал он.
– Он уехал в Петер…. впрочем я не знаю, – сказал Пьер.
– Ну да это всё равно, – сказал князь Андрей. – Передай графине Ростовой, что она была и есть совершенно свободна, и что я желаю ей всего лучшего.
Пьер взял в руки связку бумаг. Князь Андрей, как будто вспоминая, не нужно ли ему сказать еще что нибудь или ожидая, не скажет ли чего нибудь Пьер, остановившимся взглядом смотрел на него.
– Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, – сказал Пьер, помните о…
– Помню, – поспешно отвечал князь Андрей, – я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.
– Разве можно это сравнивать?… – сказал Пьер. Князь Андрей перебил его. Он резко закричал:
– Да, опять просить ее руки, быть великодушным, и тому подобное?… Да, это очень благородно, но я не способен итти sur les brisees de monsieur [итти по стопам этого господина]. – Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мною никогда про эту… про всё это. Ну, прощай. Так ты передашь…
Пьер вышел и пошел к старому князю и княжне Марье.
Старик казался оживленнее обыкновенного. Княжна Марья была такая же, как и всегда, но из за сочувствия к брату, Пьер видел в ней радость к тому, что свадьба ее брата расстроилась. Глядя на них, Пьер понял, какое презрение и злобу они имели все против Ростовых, понял, что нельзя было при них даже и упоминать имя той, которая могла на кого бы то ни было променять князя Андрея.
За обедом речь зашла о войне, приближение которой уже становилось очевидно. Князь Андрей не умолкая говорил и спорил то с отцом, то с Десалем, швейцарцем воспитателем, и казался оживленнее обыкновенного, тем оживлением, которого нравственную причину так хорошо знал Пьер.

В этот же вечер, Пьер поехал к Ростовым, чтобы исполнить свое поручение. Наташа была в постели, граф был в клубе, и Пьер, передав письма Соне, пошел к Марье Дмитриевне, интересовавшейся узнать о том, как князь Андрей принял известие. Через десять минут Соня вошла к Марье Дмитриевне.

Корабельные звания на флоте используются в ВМФ России и присваиваются морякам по мере способности взять на себя ответственность за командование тем или иным воинским составом. Они также присваиваются военным береговой охраны пограничных войск МВД РФ, подводных и наводных подразделений ВМФ и морских частей войск.

Почти все флотские звания отличаются от ракетных и сухопутных войск, ВДВ и ВСВ. С 1884 по 1991 года они изменялись вследствие ряда событий:

  • распада Российской империи в 1917 году;
  • создания Советского союза и его последующего распада 1922-1991;
  • создание Российской Федерации в 1991 г.

Современные звания на флоте делятся на 4 категории:

1. Призывников срочной и контрактной службы. Сюда входят: матрос, старший матрос, старшина второй статьи, старшина первой статьи и главный корабельный старшина. Также в старшинский состав входят мичман и старший мичман.

2. Младший офицерский состав флота. Это: младший лейтенант, лейтенант, старший лейтенант и капитан-лейтенант.

3. Старшие офицеры ВМФ. Звания делят: капитаны третьего, второго и первого ранга.

4. Высший офицерский состав. Состоит из: контр-адмирала, вице-адмирала, адмирала и адмирала флота.

Детальное описание корабельных званий по возрастанию

Матрос – младшее звание на флоте, которое соответствует сухопутному рядовой. Это призывники срочной службы.

Старший матрос – параллель армейскому чину ефрейтор, который присваивается моряку за соблюдение дисциплины и образцовое выполнение обязанностей. Может быть помощником старшины и замещать старшину второй статьи.

Старшинский состав

Старшина второй статьи – младшее звание в старшинском составе, которое введено 2 ноября 1940 года. Расположено по рангу выше старшего матроса и ниже старшины первой статьи. Может быть командиром отделения.

Старшина первой статьи – моряк флота, который расположен по рангу выше старшины второй статьи, но ниже главного старшины. Второе по мере роста в списке старшинского состава, введено 2 ноября 1940 года. Это командир отделения, который показал отличные результаты в выполнении воинских и организаторских обязанностей.

Главный корабельный старшина – воинское звание на Военно-морском флоте Российской Федерации и Береговой охраны. Занимает место между старшиной первой статьи и мичманом флота. Морское звание главный корабельный старшина соответствует армейскому старший сержант. Может замещать командира взвода.

Мичман – слово английского происхождения, которое присваивается моряку после прохождения соответствующих программ обучений и курсов. По сухопутному - это прапорщик. Выполняет организационные и боевые обязанности в рамках командира взвода или старшины роты.

Старший мичман – воинское звание в Военно-морском флоте РФ, которое по рангу выше мичмана, но ниже младшего лейтенанта. Аналогично - старший прапорщик в других родах войск.

Младший офицерский состав

Звание младшего лейтенанта происходит от французского и переводится как «заместитель». Занимает первую ступень в младшем офицерском составе, как в сухопутных, так и в морских войсках. Может быть командиром поста или взвода.

Лейтенант – второе по счету среди званий на флоте , по рангу находящееся выше младшего лейтенанта и ниже старшего лейтенанта. Присваивается по истечению срока службы со званием младший лейтенант.

Старший лейтенант – флотское звание младшего офицерского состава в России, которое по рангу выше лейтенанта, а ниже капитан-лейтенанта. При отличных показателях в службе может быть помощником капитана корабля.

Капитан-лейтенант – высшее звание младшего офицерского состава, которое в РФ и Германии соответствует капитану армии сухопутных войск. Моряк с этим званием считается заместителем капитана корабля и командиром роты из сотен подчиненных.

Старший офицерский состав

Капитан 3-ого ранга – соответствует армейскому майору. Сокращенное название погона – «каптри». В числе обязанностей командование кораблем соответствующего ранга. Это малые военные суда: десантные, противолодочные, торпедные и тральщики.

Капитан второго ранга , или «капдва» – чин моряка в Военно-морских силах, который по сухопутным званиям соответствует подполковнику. Это командир корабля такого же ранга: большие десантные, ракетные и миноносцы.

Капитан первого ранга , или «капраз», «каптуранг» – воинское звание в ВМФ РФ, которое по рангу выше капитана второго ранга и ниже контр-адмирала. 7 мая 1940 года существует среди званий на флоте , постановил Президиум Верховного Совета СССР. «Каптуранг» командует кораблями со сложным управлением и огромной военной мощью: авианосцы, атомные подводные лодки и крейсеры.

Высший офицерский состав

Контр-адмирал может командовать эскадрой кораблей и замещать командира флотилии. Принято с 1940 и с того времени соответствует генерал-майору сухопутных войск и авиации.

Вице-адмирал – чин моряков в России, который позволяет замещать адмирала. Соответствует генерал-лейтенанту сухопутных войск. Управляет действиями флотилий.

Адмирал с нидерландского языка переводится как «повелитель моря», поэтому состоит в высшем офицерском составе. Армейским служащим соответствует звание генерал-полковник. Управляет действующим флотом.

Адмирал флота – высший действующий чин, также, как и в иных видах войск генерал армии. Управляет флотом и присваивается действующим адмиралам при отличных боевых, организационных и стратегических показателях.

Каким видам войск присваиваются флотские звания?

Военно-морской флот Российской Федерации (ВМФ РФ) также включает в себя следующие части:

  • морскую пехоту;
  • береговую охрану;
  • морскую авиацию.

Морская пехота – подразделение, которое осуществляет оборону военных объектов, участков побережья и других морских линий. В составе «морпехов» есть диверсионные и разведывательные группы. Девиз морской пехоты: «Там где мы, там и победа».

Береговая охрана – род войск, которые обороняют базы флотов РФ и специальные объекты прибережной зоны. В их распоряжении находятся зенитное, торпедное, минное оружие, а также ракетные комплексы и другая артиллерия.

Морская авиация – войска, в обязанности которых входит обнаружение и уничтожение противника, оборона кораблей и других элементов от сил противника, уничтожение вражеских самолетов, вертолетов и других воздушных конструкций. Также авиация РФ осуществляет перевозки по воздуху и спасательные работы в открытом море.

Как и за что присваивается очередное звание морякам?

Присвоение очередного звания расписано в действующих законах РФ:

  • для старшего матроса необходимо прослужить 5 месяцев;
  • получение старшины 2 статьи можно ожидать через год службы;
  • три года для старшего сержанта и главного корабельного старшины;
  • три года для получения мичмана;
  • 2 года для младшего лейтенанта;
  • 3 для получения лейтенанта и старшего лейтенанта;
  • 4 года чтобы получить капитан-лейтенанта и капитана 3 ранга.
  • 5 лет до капитана 2 и 1 ранга;
  • для высшего офицерского состава не менее года на прежнем звании.

Стоит знать также, что воинские звания на флоте могут присваиваться, если положенный срок еще не прошел, но военный проявил свои организаторские, тактические и стратегические способности. Плох тот матрос, который не хочет стать адмиралом, тем более, это возможно. Есть множество примеров целеустремленных моряков с масштабным мышлением, которые становились адмиралами.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!