Образовательный портал - Varnavinschool

Ударная сила флота. Повреждение и гибель английского броненосного крейсера «Уорриор Додредноут, или Переходной броненосец

«Уорриор» (англ. Warrior - «Воин») - первый в мире цельнометаллический броненосец британского королевского флота для плавания в открытом море, спущеный на воду 29 декабря 1860 года. Дал название типу бронированных кораблей; два месяца спустя на воду был спущен второй броненосец этого типа - «Чёрный принц». С 16 июня 1987 года в качестве корабля-музея находится на постоянной стоянке в Портсмуте.

Строительство


«Уорриор» был задуман в противовес французскому броненосцу «La Gloire», заложеному 4 марта 1858 года в Тулоне. Чуть больше, чем через год, 25 мая 1859 года, судостроительная компания «Thames Ironworks and Shipbuilding and Engineering» на своей лондонской верфи приступила к строительству «Уорриор», первого в мире цельнометаллического броненосца, предназначенного для плавания в открытом море. Однако следует отметить, что французский броненосец «La Couronne» был заложен раньше, чем «Уорриор», и тоже был цельнометаллическим, но из-за ряда задержек был спущен на воду позже.








Из-за морозов в конце декабря 1860 года оказался затруднительным спуск судна на воду - «Уорриор» примёрз к слипам стапелей на верфи. Тем не менее 29 декабря спуск судна произвели. К 24 октября 1861 года броненосец был полностью готов. Общая стоимость корабля составила 357 291 фунт стерлингов (эквивалентно 23 млн фунтов в 2006 году).

К моменту спуска броненосца на воду, он считался практически неуязвимым для корабельной артиллерии. Чтобы ещё больше улучшить живучесть, корабль был разделён на 92 изолированных отсека, машинное отделение и отсек для боеприпасов имели двойное дно. Единственнымуязвимым местом была кормовая подводная часть судна, где бронирование отсутствовало.

В движение корабль приводился с помощью 5 267-сильной горизонтальной паровой машины, снабжаемой паром от 10 котлов. 850 тонн угля, максимальное количество загружаемое на борт, хватало на 2 100 миль плавания. Кроме паровой машины на судне было также полное парусное вооружение с площадью парусов 4 500 м². При ходе под парусами, для уменьшения сопротивления воздуху и воде, технически предусматривалась возможность убирать обе трубы и гребной винт в корпус корабля. 35-ти тонный винт снимался с гребного вала и поднимался в колодец на корме судна.

Эксплуатация .

«Уорриор» никогда не участвовал в сражениях, хотя на момент постройки, броненосец был самым большим и самым мощным военным кораблём в мире. В 1869 году «Уорриор», «Чёрный принц» и фрегат «Terrible» участвовали в буксировке корабельного сухого дока от Мадейры к Бермудским островам. Плавание длилось 39 дней.

Быстрое развитие кораблестроения во второй половине XIX века привело к тому, что в течение 10 лет «Уорриор» (как и однотипный ему «Чёрный принц») технически устарел. 1 апреля 1875 года он был переведён в резервный флот, 31 мая 1883 года броненосец прекратил свою службу как боевой корабль, с него было снято артиллерийское вооружение и мачты, а трюмы стали использоваться под склады. В 1902-1904 годах он был приписан к одной из крейсерских флотилий как депо для хранения боеприпасов и топлива, а в 1904 году был передан на военно-морскую базу в Портсмуте для торпедной школы «Vernon» и переименован в «Vernon III», в это время как судно он не использовался, лишь его паровая машина была в эксплуатации для выработки электроэнергии и пара.

В 1925 году корабль планировалось продать на металлолом, но снижение спроса и соответственно цены на лом спасло бывший броненосец от уничтожения. В 1929 году он был передан на одну из верфей в Уэльсе, ещё раз переименован в «Oil Fuel Hulk C77» и в течение последующих 50-ти лет использовался как плавающий заправщик.

Реставрация

Реставрация корабля началась 3 сентября 1979 года, планировашиеся работы оценивались в 8 млн фунтов. Реставрация началась с очистки судна от мусора и грязи, которых было вывезено около 80 тонн. Полностью был восстановлен внешний и внутренний вид, изготовлены новые мачты и такелаж. Работы были завершены в 1984 году. Броненосец вновь получил своё изначально название и с 16 июня 1987 года в качестве корабля-музея находится на постоянной стоянке в Портсмуте.

HMS Warrior

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Орудий на гондеке

  • 38 × 206,2 мм/ 4,1 т

Орудий на опердеке

  • 2 × 206,2 мм/ 4,1 т

Однотипные корабли

HMS Warrior (рус. Корабль Её Величества «Уорриор» ) - броненосный фрегат, с цельнометаллическим корпусом и паровой машиной. В связи с бурным развитием военно-морских вооружений во второй половине XIX века HMS Warrior уже через 10 лет после вступления в строй устарел морально и в 1878 году был выведен из действующего состава флота. За время активной службы корабль не участвовал ни в одном сражении, а его орудия не сделали ни одного боевого выстрела по противнику. Долгое время корпус корабля использовался в качестве блокшива и топливного хранилища, пока в 1979 году он не был отбуксирован в Хартмунд для ремонта и восстановления первоначального облика. В 1987 году броненосец был отреставрирован и превращен в корабль музей в г. Портсмут.

История создания

Предпосылки к созданию

Крымская война показала всему миру мощь новой разрушительной артиллерии, одновременно открыв и способ противоборства. И все-таки, несмотря на несомненный боевой успех броненосных батарей у Кинбурна, эти новые в военном отношении корабли оказались настолько немореходными, что не смогли вызвать большого интереса у лордов Адмиралтейства. Построенные уже в ходе войны английские плавучие батареи с броневым бортом, не участвуя в боях, тихо и мирно сгнили в портах за несколько лет и английские моряки не проявили особого беспокойства по этому поводу. Но для Франции идея бронирования бортов кораблей показалась достойной внимания как средство, способное поколебать могущество Британии на море. Сразу после окончания войны, в 1856 году, главный строитель французского флота Дюпуи де Лом предложил разработанный им проект дальнейшего развития флота и программу военного кораблестроения, в соответствии с которой в ближайшее время предполагалось заложить 15 броненосцев.

Весной 1858 года морское министерство Франции утвердило проект программы, которая вскоре была одобрена правительством, и уже в мае 1858 года началась постройка первых фрегатов La Gloire , L’Invincible и Le Normandie , а начале следующего года еще одного - La Couronne . Появившиеся в Англии сведения о предполагаемом французском строительстве вызвали бурную реакцию общественности. Один из наиболее ярых сторонников нововведений капитан Мурсом пытается обосновать все выгоды такого изменения военно-морской доктрины. Этой же точки зрения придерживались известные английские кораблестроители Скотт-Рассел и Айзек Уоттс, высказавшиеся в пользу железного и броненосного кораблестроения. Такие колебания в морских и общественных кругах не могли не заставить лордов Адмиралтейства обратить внимание на броненосцы, но не более того - дальше простого любопытства их внимание не распространилось. В это время морское командование было озабочено совсем другим.

После окончания Крымской войны темпы пополнения британского флота новыми кораблями несколько снизились. Построив в самом конце войны громадное количество канонерских корветов и лодок для действий в шхерах мелководного Балтийского моря, и израсходовав на них немалые средства, Адмиралтейство, в конечном итоге, получило несколько сотен малопригодных в мирное время небольших вооруженных судов. В то же время количество крупных боевых кораблей увеличилось незначительно. К началу 1859 года соотношение британского и французского флотов почти уравнялось, причем далеко не все британские корабли были новой постройки.

Обеспокоенное усилением французского флота английское Адмиралтейство предложило заводчикам разработать проект мореходного броненосца. Не имея определенного опыта в постройке броненосного флота, морское командование разработало тактико-технические условия на создание проекта по образцу использования обычных деревянных линкоров, без учета особенностей броненосцев.

Проектирование

После заказа проектов на рассмотрение Адмиралтейства поступило 14 работ, из которых был отобран проект главного строителя британского флота Айзека Уоттса. Автор постарался не отходить от форм многопушечных деревянных линкоров, его главной целью было достижение как можно более высоких технических и боевых характеристик. Это достигалось за счет увеличения длины корабля, что в свою очередь оказалось возможным только благодаря применению железного корпуса. Был принят ряд мер для сохранения прочности корпуса броненосного фрегата. По сравнению с французскими "панцирными броненосцами" железные корпуса английских кораблей оказались большим шагом вперед и только благодаря им оказалось возможным стремительное развитие этого класса кораблей в английском флоте в ближайшее десятилетие. Отчасти применение железа вызывалось большим ростом металлургической промышленности, в особенности на частных заводах, а также снижением импорта строительного леса из Америки и северной Италии.

Артиллерия корабля по проекту должна была состоять из 40 пушек калибром 206,2 мм. Из них 19 орудий по каждому борту и по одному на нос и корму в качестве погонных орудий.

Постройка и испытания

Warrior был заложен 25 мая 1859 года, когда первые французские броненосцы уже подготавливались к спуску. Название корабля, Warrior означающее в переводе "Воин", традиционно передавалось в английском флоте от корабля к кораблю с 1781 года. Официальный контракт на строительство корабля был заключен позже - 13 сентября 1859 года. Сборка корпуса велась в Блэкуолле на стапеле частной верфи "Ditchburn and Mare & Co", принадлежащей судостроительной компании "Thames Iron Works". В соответствии с контрактом спуск корпуса на воду предполагалось произвести 11 апреля 1860 года, еще через три месяца - 11 июля корабль должен был подготовлен к испытаниям (без рангоута и внутренней отделки). Но строительство фрегата затянулось, а поскольку договорные сроки выдержаны не были фирма-строитель получила извещение о штрафе в 50 тысяч фунтов стерлингов.

Строительство корабля нового в то время типа не могло не вызвать различных споров и предположений. Еще до спуска на воду Совет Адмиралтейства начал сомневаться в правильности выбранного проекта, прочности и мореходности будущего корабля. В итоге длительных обсуждений была выработана резолюция Совета, откровенно говорящая об обстановке, в которой строился фрегат. Выдержка из нее гласила: "... Из фрегата Warrior выходит совсем не то, что мы желали, но истратив на него столько денег, посмотрим, что из этого выйдет..."

Поскольку строительство затянулось, были приняты меры к ускорению спуска фрегата, и в том числе перераспределена часть заказов, длительность поставки которых могла замедлить работы. В частности, некоторую часть железных плит перезаказали Вуличскому заводу. Наконец в декабре 1860 года корабль подготовили к спуску. 29 декабря, с наступлением прилива он двинулся по стапелю, но пройдя несколько метров замер. Из-за сильного мороза насалка на полозьях застыла. Лишь через несколько часов, с помощью трех буксирных пароходов фрегат был стащен на воду. В это время уже начинался отлив. После спуска корпус был отведен в док Виктории, где производилась достройка и установка паровой машины. После этого его предполагали перевести в Портсмут для установки рангоута. 8 августа 1861 года, после вторичного докования в том же доке, корабль отправился в Грингайт для погрузки вооружения и припасов. На него был назначен экипаж из 660 человек. Командиром фрегата стал капитан Артур Кокрэн.

После погрузки пушек и нового докования для очистки дна, фрегат, выйдя 10 октября из дока, отправился на официальные испытания в Сток-бей. 24 октября фрегат Warrior был официально принят флотом.

В апреле 1868 года на новых испытаниях в Сток-бее Warrior по результатам шести пробегов показал 14,079 узлов при индикаторной мощности 5270 л.с., а выйдя в море на 6-часовых испытаниях достиг 13,936 узлов при 5092 и.л.с. При этом водоизмещение броненосца составляло 9200 тонн.

После капитального в мае 1874 года Warrior вновь прошел ходовые испытания. Имея новый винт несъемной конструкции с увеличенным шагом фрегат развил 14,158 узлов при индикаторной мощности 4811 л.с. и 56 оборотах винта в минуту. В итоге получилось, что при меньшей чем на приемных испытаниях мощности корабль развил почти такую же скорость. Уже в то время многие специалисты объясняли это использованием на последних испытаниях гораздо более точного в измерениях мощности индикатора Ричардсона, допуская неточность в измерениях на испытаниях 1861 года. Другой вероятной причиной предполагается применение нового винта.

Описание конструкции

Корпус

Конструктивный мидель-шпангоут.

Схема устройства борта.

Схема частичного разреза корпуса.

Броненосец имел цельный железный корпус, изготовленный по поперечной системе набора, опробованной ранее на коммерческих судах, но с некоторыми улучшениями в отношении продольной прочности. Корпус делился на 14 водонепроницаемых до ватерлинии отсеков, при этом часть переборок доходила до батарейной палубы. Оконечности корпуса за пределами защищенной батареи были разделены на 27 водонепроницаемых отделений.

Наружного киля броненосец не имел. Его заменял металлический продольный брус толщиной 32 мм и высотой 1 м. Кроме него в число продольных связей входили по шесть стрингеров с каждого борта, между которыми были уложены разрезные (из отдельных листов железа длиной по 1,5 м) шпангоуты Т-образной формы, имевшие в разрезе высоту 0,61 м. При этом угольники шпангоутов не разрезались, то есть были непрерывны и проходили сквозь стрингеры через специально прорезанные отверстия. В надводной части шпангоуты имели наклон внутрь около 15 градусов. Шпация равнялась 1,12 м.

Поверх набора на днище, в пределах первых стрингеров, была уложена внутренняя железная обшивка в целях усиления прочности. Одновременно обшивка выполняла функции двойного дна, но к сожалению чисто номинально, так как высота набора была невелика и междудонное пространство оказалось незначительным. Листы внутреннего дна укладывались не по всей длине корпуса, а только в ряде мест, в частности под механизмами и котлами. В таких местах трюм делился на много водонепроницаемых отделений. Снаружи, в подводной части были устроены добавочные кили - по два на каждый борт, высотой 0,38 м.

Вдоль бортов, по всей длине корпуса были устроены бортовые коридоры, ограниченные внутри двумя переборками на расстоянии чуть более метра от борта и по высоте доходящими до батарейной палубы.

Жилая палуба сделана деревянной, верхняя и батарейная настелены железными листами и сверху укрыты деревянным настилом. Палубные бимсы тоже железные.

Носовая часть имела длинный шек с гальюном и носовой фигурой воина, сохраняя былую красоту парусников. Большинство носовых шпангоутов в подводной части имели V-образную форму, отчего даже неутяжеленный броней нос не получил достаточной плавучести и по мнению адмирала Дакресса (в то время - командующего эскадрой Английского канала) боялся килевой качки. На более поздних броненосцах носовые шпангоуты делали U-образной формы. Форштевень был изготовлен из единой массивной детали, без шпирона, но возможность нанесения таранного удара предусматривалась.

Кормовая часть, также не бронированная, имела круглую форму, с раковинами.

Обе дымовые трубы располагались между двумя носовыми мачтами, ближе к носу от миделя.

На верхней палубе корабля, была установлена капитанская рубка, защищенная броней.

Бронирование

Схема бронирования корабля.

Схема боевой рубки.

Во время проектирования корабля и в период его сооружения была проведена большая подготовительная работа по изучению наиболее подходящей системы бронирования фрегата. По инициативе специально учрежденной комиссии в Шибуринессе было проведено много опытных стрельб по броневым щитам, на основании результатов которых давались рекомендации по технологии изготовления брони, наиболее выгодной толщине, способу крепления и другим немаловажным деталям. В качестве эксперимента были проведены опытные стрельбы по броненосной батарее Trusty . Это исключенное из строя судно было приспособлено для опытов и обстреливалось пушками различных калибров, состоящих на вооружении английского флота и еще только изготовлявшихся, в том числе 90-фунтовой пушкой, производства манчестерского завода Уитворта. По результатам этих стрельб в Адмиралтействе сделали вывод, что пробитие 4" брони всегда возможно при благоприятных условиях, но 5" броня с 20" подкладкой может не опасаться разрушения. Именно в связи с таким решением конструкторы посчитали достаточным установить на броненосце 4,5" броню.

Наряду с этим были проведены эксперименты по выяснению необходимости подкладки под броню и оптимальной ее толщины. Для этого был выбран старый корабль Sirius , на который навесили броневые листы в 4" и 6", но прямо на деревянный борт без подкладки и металлических подкреплений. Стрельба велась с близкого расстояния 68-фунтовыми ядрами. Броня хорошо выдержала попадания ядер, но осмотр внутри судна произвел неутешительное впечатление. В случае проникновения снаряда через броню разрушения внутреннего набора были незначительны. Но сотрясения плиты, выдержавшей попадание ядра были губительны для деревянных конструкций набора. Они расщеплялись и ломались, болты выбивались, деревянные кницы разбивались, не выдерживая мощных сотрясений плит. Судно получило разрушения, исправить которые было возможно только в доке. Было отмечено, что в боевых условиях корабль несомненно бы погиб. Подкладка, сдерживающая сотрясения плиты при попадании снаряда, становилась необходимостью. В случае ее отсутствия должны были проводиться мероприятия по дополнительному укреплению борта, в том числе металлические кницы и ридерсы. Одновременно комиссия отметила, что для изготовления брони вместо кованого железа предпочтительнее использовать переделочное прокаленное железо (annealed scrap iron), технология изготовления брони из которого была очень сложна и требовала немало времени, а также прокатное железо.

В течении последующего времени было проведено немало опытов по определению наиболее выгодного наклона борта, способу крепления брони к борту (предлагавшийся вначале крепеж бронеплит на винтах не оправдал себя. Ядра, не пробивая броню, разрушали щиты, срывая плиты сотрясением при попадании в них). Проводились также опыты с многослойной броней.

На основании результатов этих экспериментов было решено на первых броненосцах ограничиться защитой средней части корабля на уровне ватерлинии и батареи. Броневые плиты опускались ниже ватерлинии на 1,5 м, доходя по высоте до бимсов верхней палубы. По краям бронированного борта устанавливались носовой и кормовой бронетраверзы той же толщины, по высоте также поднимавшиеся к верхней палубе.

Корма и нос корабля не бронировались, в числе прочего оставляя без защиты руль и винт. Частично это компенсировалось установкой водонепроницаемых платформ ниже уровня ватерлинии. Они ограничивали поступление воды, сохраняя плавучесть оконечностей при пробоине борта выше платформы. Бронеплиты пояса укладывались горизонтально на двухслойной тиковой подкладке. Брусья внутреннего из этих слоев, толщиной 12", горизонтально крепились на железный корпус, к ним присоединялись 6" брусья верхнего слоя, но уложенные теперь уже вертикально. На подкладке закреплялись броневые плиты, скрепленные с корпусом коническими болтами, длиной 810 мм, проходящими через оба слоя подкладки. Шляпки болтов заподлицо прятались в броне, а внутри корпуса на болты навинчивались гайки.

Плиты бронетраверзов крепились по той же схеме, но в качестве подкладки использовался английский дуб, более подверженный гниению от сырости, чем тик.

Стыки бронеплит в горизонтальной плоскости соединялись в "замок" с шипом по нижней кромке плиты. Несколько позднее обнаружилось, что такое крепление не обеспечивает достаточной прочности, так как ядра, попавшие в стык кололи плиту на расстоянии до 150-200 мм от стыка. На последующих броненосцах от такого соединения отказались.

Для увеличения прочности борта в районе орудийных портов, выше и ниже их, корпус усиливался продольными связями, под которыми железный корпус утолщался двойным рядом железных листов 1/2" толщины. Эти связи крепились к корпусу двумя полосами углового железа. Общая толщина брони в районе портов достигала 7". Позже такое устройство было развито Эдвардом Ридом на его броненосцах.

Батарейная и верхняя палубы стелились железными листами толщиной 5/8" (15,7 мм) на бимсы и сверху укрывались деревянным настилом. Капитанская рубка на верхней палубе имела овальную форму с размерами 4,5 на 2,7 м. Она также обшивалась броней в 4,5" на подкладке из тикового бруса в 12" толщиной. Нижний ряд этого бруса крепился к палубным бимсам.

Энергетическая установка и ходовые качества

Разрез по котельному и машинному отделению.

Несмотря на наличие паровой машины, Warrior нёс полное парусное вооружение , с площадью парусов 4 500 м². Нижняя часть мачт была изготовлена из дерева, остальная из металла. При ходе под парусами, для уменьшения сопротивления воздуху и воде, технически предусматривалась возможность убирать обе дымовые трубы и гребной винт в корпус корабля. 35-тонный винт снимался с гребного вала и поднимался в колодец на корме судна. Для того чтобы поднять гребной винт наверх требовалась помощь 600 человек.

На палубе, в районе котельных отделений, между фок- и грот-мачтами были установлены две дымовые трубы диаметром 2,4 м на высоту 7,6 м.

Паровые машины были простого типа, с 10 коробчатыми котлами и рабочим давлением пара в 1,30 атмосфер. 10 котлов пролетного типа располагались в двух котельных отделениях, по 5 котлов в каждом. Двигатель с однократным расширением пара в двух цилиндрах с тронковыми поршнями, приводил в движение один вал с гребным винтом диаметром 7,5 м. Номинальная мощность составляла 1250 л.с., индикаторная - 5270 л.с. Цилиндры этой машины на момент постройки считались наиболее крупными в мире из всех, построенных для судов и вторыми по величине вообще из всех изготовленных когда-либо. Установка обеспечивала прямую передачу вращения на вал.

Подобные паровые машины изначально конструировались для нужд ВМС и считались наиболее защищенными от попадания снарядов, так как в корпусе корабля располагались ниже ватерлинии .

Нагретая машина из состояния "СТОП" набирала полные обороты (разумеется, то же самое происходило и с винтом) через 11 секунд, обратное действие происходило за 31 секунду. Полный реверс с полного переднего хода на задний ход требовал 49 сек.

Проведенные замеры показали скорость под парусами и парами одновременно примерно 16 узлов в среднем, наибольшую 17,25 узлов.

Позже Warrior , находясь в эскадре Канала , участвовал во многих сравнительных испытаниях и неоднократно подтверждал эту скорость.

Максимальное количество угля загружаемого на борт корабля равнялось 850 тоннам. Этого количества хватало на 2100 миль хода под парами, при скорости 11 узлов.

Вообще же, по опыту эксплуатации механизмы броненосца заслужили хорошие отзывы. Они оказались тщательно выполненными и надежными в обслуживании. Капитан Кокрэн в своем рапорте о первом плавании фрегата в Гибралтар сообщал, что по выходе из Лиссабона он почти сутки "делал 13-14 узлов без всяких поломок в машине".

Вспомогательное оборудование

Устройство подьема гребного винта.

На Warrior были предусмотрены кормовой колодец и устройство для подъема гребного винта.

Кроме главного парового двигателя имелась небольшая паровая машина в 40 л.с. для привода помп, вентиляторов и подъема якорей.

Корабль был снабжен 9 шлюпками для служебных надобностей и спасательных целей в случае бедствия:

  • Два 42-футовых барказа;
  • Один 36-футовый полубарказ;
  • Два 30-футовых катера;
  • Один 25-футовый катер;
  • Одна 32-футовая четверка;
  • Одна 22-футовая четверка;
  • Одна 14-футовая двойка.

Экипаж и обитаемость

По классификации английского флота Warrior числился фрегатом и соответственно штату на него был назначен экипаж в 660 человек. Но неофициально, исходя из водоизмещения, вооружения и защиты в то время он приравнивался к деревянным линкорам 1-го ранга, на которых экипаж составляли 850-900 человек, а часто и более. Учитывая, что Warrior был почти в два раза больше по величине, ему назначенной команды не хватало. Особенно это проявлялось в свежую погоду, когда для производства любой маломальской работы (например, с парусами) приходилось вызывать наверх весь личный состав, в то время как на обычном корабле эта же работа выполнялась одной вахтой. Такое положение вызывало недовольство команды. Матросы и офицеры неохотно служили на фрегате.

Основными задачами экипажа было выполнение физически тяжелой работы, такой как ручной подъем якорей или гребного винта. Повседневная жизнь экипажа на этом фрегате мало чем отличалась от службы на традиционных деревянных кораблях ВМФ.

Рядовой состав на подобных кораблях отдыхал и питался на нижних палубах, прямо возле корабельных орудий. Из-за недостатка места на палубах, складные койки из парусины подвешивались над орудиями. Скамьи и столы для приема пиши располагались между пушками и прикреплялись к бортам корабля. За одним столом для приема пищи хватало места для 18 человек.

В начале службы из рядового состава корабля 122 человека было назначено от Корпуса Королевской морской пехоты. В качестве эксперимента, во время первой проверки корабля, все морские пехотинцы были призваны из бригады Королевской морской артиллерии. Впоследствии назначение морских пехотинцев на корабли ВМФ стало обычной практикой. Морпехи располагались возле кормовых орудий, между каютами офицеров и местом для отдыха моряков.

Офицеры располагались в задней части корабля в отдельных каютах. В офицерской стоял круглый стол и несколько кресел.

У капитана было две просторных и хорошо меблированных каюты, в которых столы и раздельные кресла могли двигаться как в обычном доме. Обеденный стол мог быть накрыт на 10 человек.

Вооружение

Артиллерия

Различие между проектной и установленной батареей.

Орудийные порты фрегата были сделаны в виде амбразур. В свету они имели высоту 1,09 м, ширина с наружной стороны 0,61 м. Высота нижних косяков порта от ватерлинии 2,7 м, что позволяло использовать артиллерию при качке до 12 градусов. В зависимости от состава вооружения и других нагрузок эта высота изменялась в небольших пределах.

Серьезным недостатком считалось отсутствие защиты броней у погонных и ретирадных орудий, тем более, что угол обстрела пушек в батарее составлял всего 25-30 градусов от траверза порта, то есть 50-60 градусов на борт у каждого орудия.

На момент вступления в строй вооружение корабля состояло из двадцати шести гладкоствольных пушек калибра 206,2 мм, десяти нарезных казнозарядных орудий Армстронга калибра 178 мм и четырех погонных орудий калибра 121 мм. На эти новейшие мощные пушки возлагались большие надежды, которые, они оказались не в состоянии оправдать. Ранние казнозарядные орудия Армстронга оказались полностью неудачны. Их примитивные винтовые затворы были не в состоянии выдерживать стандартный пороховой заряд, поэтому стрельба из них велась только уменьшенными зарядами, что делало эти пушки бесполезными в бою с броненосными кораблями. При этом, даже с уменьшенным зарядом, 178-мм орудия Армстронга были опасны в бою и часто разрывались с казенной части. Точность их также оказалась ниже всякой критики. В результате, на момент вступления в строй вооружение броненосца Warrior оказалось слабым и не соответствовало требованиям времени.

Гладкоствольное дульнозарядное орудие калибра 206,2 мм.

  • Орудие калибра 206,2 мм, длинной ствола 3,048 м и весом 4,75 т. Это гладкоствольная дульнозарядная чугунная пушка использовавшаяся Вооруженными Силами Великобритании в середине XIX-го века. Полковник Уильям Дундас, правительственный инспектор артиллерии, разработал эту пушку в 1846 году для модернизации артиллерии линейных кораблей того времени. В 1847 году пушка была отлита на металлургическом заводе в Брэдфорде и вскоре принята на вооружение. Из-за своей выдающейся надежности, дальности и меткости орудие заработало репутацию лучшей гладкоствольной пушки, из когда-либо изготовленных. Всего было изготовлено более 2000 экземпляров пушек после 1861 года. Пушки долгое время не признавались устаревшими, переделывались под новые типы боеприпасов и оставались на службе вплоть до 1921 года.

Нарезное казнозарядное орудие калибра 178 мм.

  • Орудие калибра 178 мм, весом 4,1 т. Одна из нескольких моделей нарезных казнозарядных пушек Армстронга с оригинальным механизмом заряжания. Первоначально считалась современным решением для замены гладкоствольных пушек калибра 206,2 мм. Создана по заказу Британского правительства, после проведения удачных тестов раннего варианта казнозарядной пушки Армстронга калибра 76,2 мм. Первое изготовленное орудие весило 3,6 т, следующее орудие весом 4,1 т поступило на службу в 1861 году. Более легкое орудие весом в 3,6 т использовалось только для сухопутной артиллерии. Канал орудия имел несколько десятков мелких нарезов угловатой формы. Снаряд длиной 2,5 калибра имел тонкую свинцовую оболочку. Замок представлял собой сложную комбинацию винтового и клинового затвора. По заключению специальной комиссии Британского правительства проведенной в 1862 году, любые казнозарядные пушки были признаны неподходящими для использования. Производство казнозарядных 178-мм орудий было прекращено в 1864 году.

Нарезное казнозарядное орудие калибра 121 мм.

  • Орудие калибра 121 мм, весом 1,626 т. Это нарезная казнозарядная пушка Армстронга, которая изготавливалась в 1861-1863 годах. Канал орудия имел несколько десятков мелких нарезов угловатой формы. Замок представлял собой сложную комбинацию винтового и клинового затвора. Всего изготовлено 1013 экземпляров орудий. Снята с вооружения в 1877 году из-за низкой надежности. В 1880 году было изготовлено небольшое количество орудий весом 1,75 т, с измененной системой заряжания.

Модернизации и переоборудования

В 1867 году был установлен и испытан новый руль увеличенной площади, но полученные результаты лишь немногим оказались лучше прежних.

В 1867-1868 году в артиллерии броненосного корабля Warrior произведилась замена старых орудий. Были установлены двадцать восемь 178 мм. нарезных дульнозарядных орудий и четыре 203 мм. нарезные дульнозарядные пушки.

Во время капитального ремонта фрегата в 1871 году котлы двигательной установки были заменены на более производительные, при этом площадь нагрева была увеличена до 2209,14 м 2 (23779 кв. фут), а рабочее давление пара поднято до 1,75 кг/см 2 (25 фунтов). Была заменена размягчающаяся тиковая подкладка под броней ниже ватерлинии (выше подкладка оказалась в приемлемом состоянии и было решено ограничиться лишь ее ремонтом). Одновременно полностью заменили сгнившую подкладку под броней траверзов.

В 1875-1878 годах на броненосном фрегате Warrior был надстроен полуют .

В 1893 году на корабле произвели очередную замену котлов.

История службы

После столкновения с броненосцем Royal Oak в 1868 году, Warrior получил незначительные повреждения, был отправлен в док и отремонтирован.

Уже в 1871 году, Warrior считался устаревшим кораблем.

В 1874 году боевая ценность фрегата резко снизилась. Опыты с броневыми плитами, проведенные в Шибуринессе, показали, что 4,5" броня уже не является надежной защитой. Она пробивалась 9" (12-тонной) пушкой с расстояния более 2 км., 10" (18-тонной) - с 5,5 км., а 25-тонное 12" орудие пробивало плиты такой толщины уже с 5 миль. Фрегат стал явно непригодным для линейного боя, но еще мог использоваться как быстроходный разведчик при эскадре.

1 апреля 1875 года Warrior фрегат был исключен из списков действующего флота, перечислен в резерв и назначен к капитальному ремонту.

В 1878 году фрегат исключили из действующего флота, переведя в особую опытовую эскадру.

В 1881-1884 году броненосец Warrior числился в резерве флота с базированием на военно-морской базе Клайд, был переклассифицирован в броненосный крейсер.

31 мая 1883 года броненосец прекратил свою службу как боевой корабль, с него было снято артиллерийское вооружение и мачты, верхнюю палубу залили 150 мм. слоем бетона, а трюмы стали использоваться под склады.

В 1902-1904 годах он был приписан к одной из крейсерских флотилий как депо для хранения боеприпасов и топлива, а в 1904 году был передан на военно-морскую базу в Портсмуте для торпедной школы «Vernon» и переименован в Vernon III , в это время как судно он не использовался, лишь его паровая машина была в эксплуатации для выработки электроэнергии и пара.

В 1923 году ему возвращают имя "Warrior".

В 1925 году корабль планировалось продать на металлолом, но снижение спроса и соответственно цены на лом спасло бывший броненосец от уничтожения.

С марта 1929 года он вновь используется как топливное хранилище (нефтяной бункер). В 1929 году он был передан на одну из верфей в Уэльсе, ещё раз переименован в Oil Fuel Hulk C77 и в течение последующих 50 лет использовался как плавучий заправщик.

После окончания Второй мировой войны, в 1945 году, его вновь переименовали, присвоив прежний литерный номер "С.77".

В 70-х годах о корабле вспомнили вновь. В это время он был единственным крупным уцелевшим кораблем викторианской эпохи, и тем не менее лишь несколько энтузиастов военно-морского дела знали о его существовании. В своем жалком состоянии корабль попал на глаза герцога Эдинбупгского принца Филиппа. Он смог добиться внимания к легендарному кораблю со стороны Управления по делам военно-морского имущества и в сентябре 1979 это Управление получило корабль от ВМС. Оказалось, что за более, чем сто лет внутрь железного корпуса вообще не попало воды, не говоря ужу о том сам железный корпус все это время находился на плаву.

После передачи корабля его отбуксировали в Хартпул для реставрации. Предстояло выполнить сложную и очень объемную работу. Для сбора денежных средств был учрежден "Фонд по сохранению "Уорриора", из числа работников местной судоверфи создали бригаду реставраторов. 3 сентября 1979 года началась реставрация корабля, планировавшиеся работы оценивались в 8 млн фунтов. Восемь лет и почти 6 миллионов фунтов стерлингов потребовалось для восстановления корабля. Реставрация началась с очистки корабля от мусора и грязи, которых было вывезено около 80 тонн. Полностью был восстановлен внешний и внутренний вид, изготовлены новые мачты и такелаж.

Работы по реставрации были завершены в 1984 году. Броненосец вновь получил своё изначально название и 12 июня 1987 года "Warrior" покинул Хартпул и направился к месту вечной стоянки в Портсмуте. Прибыл на место стоянки 16 июня 1987 года и 27 июля в качестве корабля-музея был открыт для общего обозрения.

2001 Т. 1.

HMS Warrior (1860) был задуман в противовес французскому броненосцу La Gloire , заложеному 4 марта 1858 года в Тулоне. Чуть больше, чем через год, 25 мая 1859 года, судостроительная компания «» на своей лондонской верфи приступила к строительству HMS Warrior , певого в мире цельнометаллического броненосца, предназначеного для плавания в открытом море.

Из-за морозов в конце декабря 1860 года оказался затруднительным спуск судна на воду - Warrior примёрз к слипам стапелей на верфи. Тем не менее 29 декабря спуск судна произвели. К 24 октября 1861 года броненосец был полностью готов. Общая стоимость корабля составила 357 291 фунт стерлингов (эквивалентно 23 млн фунтов в 2006 году).

К моменту спуска броненосца на воду, он считался практически неуязвимым для карабельной артиллерии. Чтобы ещё больше улучшить живучесть, корабль был разделён на 92 изолированных отсека, машинное отделение и отсек для боеприпасов имели двойной пол. Единственным уязвимым местом была кормовая подводная часть судна, где бронирование отсутствовало.

В движение корабль приводился с помощью 5 267-сильной горизонтальной паровой машины, снабжаемой паром от 10 котлов. 850 тонн угля, максимальное количество загружаемое на борт, хватало на 2 100 миль плавания. Кроме машины на судне было также полное трёхмачтовое парусное вооружение пощадью 4 500 м². При ходе под парусами, для уменьшения сопротивления воздуху и воде, технически предусматривалась возможность убирать обе трубы и гребные винты в корпус корабля.

Эксплуатация

HMS Warrior никогда не участвовал в сражениях, хотя на момент постройки, броненосец был самым большим и самым мощным военным кораблём в мире. В 1869 году HMS Warrior , HMS Black Prince и фрегат HMS Terrible участвовали в буксировке корабельного сухого дока от Мадейры к Бермудским островам. Плавание длилось 39 дней.

Быстрое развитие кораблестроения во второй половине XIX века привело к тому, что в течении 10 лет Warrior (как и его «систершип» Black Prince ) технически устарел. 1 апреля 1875 года он был переведён в резервный флот, 31 мая 1883 года броненосец прекратил свою службу как боевой корабль, с него было снято артиллерийское вооружение и мачты, а трюмы стали использоваться под склады. В 1902-1904 гг. он был приписан к одной из крейсерских флотилий как депо для хранения боеприпасов и топлива, а в 1904 году был передан на военно-морскую базу в Портсмут для торпедной школы Vernon и переименован в Vernon III , в это время как судно он не использовался, лишь его паровая машина была в эксплуатации для выработки электроэнергии и пара.

В 1925 году корабль планировалось продать на металлолом, но снижение спроса и соответственно цены на лом спасло бывший броненосец от уничтожения. В 1929 году он был передан на одну из верфей в Уэльсе, ещё раз переименован в Oil Fuel Hulk C77 и в течении последующих 50-ти лет использовался как плавающий заправщик.

Реставрация

Реставрация корабля началась 3 сентября 1979 года, планировашиеся работы оценивались в 8 млн фунтов. Реставрация началась с очистки судна от мусора и грязи, которых было вывезено около 80 тонн. Полностью был восстановлен внешний и внутренний вид, изготовлены новые мачты и такелаж. Работы были завершены в 1984 году. Броненосец получил своё первое название и с 16 июня 1987 года в качестве корабля-музея находится на постоянной стоянке в

Броненосец «Уорриор»

Развитие артиллерии в первой половине XIX в. привело к созданию бомбических орудий и достаточно эффективных разрывных снарядов. Новая артиллерия продемонстрировала свои возможности во время войны Дании и Пруссии, в 1849 г., когда прусские береговые батареи разрывными бомбами уничтожили 84 пушечный линейный корабль «Христиан III» и 48 пушечный фрегат «Гефион». Затем последовало очередное подтверждение мощи новых пушек – при Синопе. Стало понятно, что требуются изменения в подходах к строительству кораблей. Первый шаг в создании броненосцев был сделан в годы Крымской войны, когда во Франции построили три плавучие батареи – деревянные винтовые пароходы, обшитые броней. Несмотря на тихоходность и абсолютную непригодность к самостоятельным морским походам, они хорошо показали себя во время бомбардировки русской крепости Кинбурн и, несмотря на полученные в бою многочисленные попадания, смогли практически без повреждений и с минимальными потерями буквально разгромить береговые укрепления. Несколько подобных плавбатарей начали строить и в Британии, но до конца войны они не были готовы.

«Уорриор»

После окончания Крымской войны во Франции пришли к выводу о бесполезности чисто парусных кораблей и необходимости строительства броненосцев. Деревянный винтовой линейный корабль «Ла Глуар» (типа «Наполеон») был достроен в качестве броненосца, за ним последовали «Сольферино», «Мажента» и другие. Великобритания не могла остаться в стороне, поскольку было ясно: в случае столкновения с французским броненосным флотом деревянные «англичане» потерпят сокрушительное поражение.

Поскольку британская промышленность освоила производство катанного железного листа и особых проблем с металлическим кораблестроением не возникало, то новый броненосец решили строить с железным корпусом, применив немало новшеств. Впервые в военно-морской истории появилось эффективное разделение на водонепроницаемые отсеки. На протяжении 80 м корабль имел двойное дно; выше него располагались продольные и поперечные герметичные переборки, разделявшие броненосец на 92 отсека. Броневые плиты пояса весом по 4 т были выполнены очень тщательно: выступы одной плиты заходили в пазы другой, что обеспечивало отличную прочность всего пояса, но представляло такую сложность при изготовлении, что нигде более подобную технологию англичане повторять не стали. В качестве подкладки под броню использовались тиковые брусья общей толщиной около полуметра. Хорошо было продумано расположение артиллерии: пушки помещались на поворотных платформах, и при больших углах обстрела английский броненосец имел сравнительно узкие орудийные порты.

Постройка корпуса из железа позволяла увеличить его длину без угрозы для продольной прочности. От бронирования борта от носа до кормы (как это делали французы) было решено отказаться, ограничившись защитой средней части корпуса – батареи, машин и котлов. Для защиты от продольного огня пояс с носа и кормы замыкался броневыми траверзами. Строительство мореходного броненосца, получившего название «Уорриор» («Warrior»), началось в конце мая 1859 г. на верфи в Блэкуолле, строитель – Джон Паккингтон. Спуск на воду, состоявшийся в конце декабря следующего года, оказался сопряжен с большими трудностями: спусковые полозья замерзли, и шесть буксиров в течение часа стягивали «Уорриора». В строй корабль вступил в октябре 1861 г. Он имел следующие характеристики: водоизмещение – 9140 т, длина корпуса – 115,8 м, ширина – 17,8 м, углубление – 7,9 м. Мощность машины – 5300 л.с., скорость хода – 14,4 узла. Бронирование (кованое железо): 65 метровый пояс по ватерлинии и траверзы – 4,5 дюйма (114 мм). Вооружение корабля неоднократно менялось. По проекту оно состояло из 40 68 фунтовых гладкоствольных пушек. Но пока корабль строился, появились новые артсистемы. В результате на момент вступления в строй имелось 26 68 фунтовых дульнозарядных, 10 110 фунтовых казнозарядных, 4 70 фунтовых казнозарядных (салютных). На 1867 г. вооружение броненосца составляли четыре 203 мм и 28 179 мм нарезных дульнозарядных орудий, четыре 20 фунтовых казнозарядных орудий.

Численность экипажа составляла 707 человек. Это «выручило» Адмиралтейство при определении ранга «Уорриора», ведь по чисто формальным признакам (количеству орудий) он мог быть зачислен лишь в четвертый ранг. Пришлось использовать в качестве аргумента численность команды, и первый английский броненосец был «повышен в чине» до третьего ранга, хотя было ясно, что он сильнее любого состоящего в первом ранге деревянного трехдечного линкора.

«Уорриор» имел парусное вооружение корабля (площадь парусов – 4497 м?) и показал себя неплохим ходоком: под всеми прямыми парусами (включая лиселя) он достиг скорости 13 узлов. Также прекрасных результатов удавалось добиться при ходе под парами и парусами. 15 ноября 1861 г. на испытаниях в сложных условиях он показал по лагу скорость против течения 16,3 узлов, а спустя несколько дней при переходе от Портсмута до Плимута максимальная скорость достигла 17,5 узлов. Первоначально на броненосце стояли деревянные мачты, которые в 1875 г. заменили на железные.

Обе дымовые трубы на «Уорриоре» были телескопическими и убирались, когда корабль шел под парусами. Осенью 1861 г. после испытаний их высоту увеличили на 2 м для обеспечения лучшей тяги в котлах. В результате на последующих испытаниях скорость корабля возросла на 0,3 узла.

Служба «Уорриора» не изобиловала событиями. После вступления в строй он состоял во Флоте Канала, затем прошел перевооружение и опять вернулся к прежнему месту службы. В 1868 г. произошло столкновение с броненосцем «Ройял Оук», но для «Уорриора» все обошлось относительно благополучно. В следующем году вместе с однотипным кораблем «Блэк Принс» буксировал плавучий док из Мадейры на Бермуды, плавание заняло 39 дней. В 1875 г. броненосец вывели в резерв. В 1878 г. он был включен в состав Особой эскадры, подготовленной на случай возможной войны с Россией. В начале следующего десятилетия использовался в качестве учебного корабля, но в 1884 г. его окончательно разоружили. В ХХ в. он использовался в качестве вспомогательного судна «Вернон III», приданного торпедной школе «Вернон». В конце 1920 х гг., чудом избежав разборки на металл, старый корабль превратился в плавучую емкость для топлива. В этом качестве он оставался до 1979 г., когда было принято решение о восстановлении «Уорриора» в качестве корабля-памятника. С июня 1987 г. возрожденный «Уорриор» находится на постоянной стоянке в Портсмуте.

Из книги Техника и вооружение 2003 03 автора

"Уорриор"- БМП по-британски. Часть 1 История созданияВеликобритания приняла на вооружение боевую машину пехоты сравнительно поздно, сразу начав со второго поколения. При том. что прообразы такой машины создавались именно в этой стране Можно начать, например, со

Из книги Техника и вооружение 2003 04 автора Журнал «Техника и вооружение»

Из книги "Слава". Последний броненосец эпохи доцусимского судостроения. (1901-1917) автора Мельников Рафаил Михайлович

14. Броненосец № 8 Добившись выяснения типа броненосца № 7 и все еще не веря в то, что и следующий броненосец № 8 будет позволено строить по тому же проекту, С.К. Ратник предпринял новые решительные меры давления на министерство. Понимание бесценности невозвратно утекающего

Из книги Боевые машины мира, 2015 № 30 Боевая машина пехоты MCV-80 «Уорриор» автора

Боевая машина пехоты MCV-80 «Уорриор» В 1969-1971 годах Управление исследований и разработок боевых машин выработало концепцию новой машины для замены БТР «Троуджен». После уточнения в 1977 году военным министерством Великобритании тактико-технических требований к БМП работы

Из книги Броненосцы Соединенных Штатов Америки "Мэн", "Техас", "Индиана", "Массачусетс", "Орегон" и "Айова" автора

Броненосец "Мэн"

Из книги Броненосцы Японии. автора Белов Александр Анатольевич

Из книги автора

Броненосец "Хатсусе" "Хатсусе" заложили 10 января 1898 г. на верфи Армстронга в Эльсвике (заводской номер 680) по доработанным и откорректированным Ф. Уаттсом чертежам "Шикишима". Его корпус спустили на воду 27 июня 1899 г. Вступил корабль в строй 18 января 1901 г.Кроме срезанного

Из книги автора

Броненосец "Асахи" "Асахи" заложили 1 августа 1898 г. на заводе Дж. Брауна в Клайдбэнке (John Brown, Clydebank). Спустили корабль на воду 13 марта 1899 г., и он оказался вторым после "Шикишима" сошедшим со стапелей (опередив "Хатсусе"). Спусковой вес корпуса достигал 7500 т. После постройки его

Из книги автора

Броненосец "Микаса" Журнал "MARINE ENGINEER", а за ним и наш "Морской Сборник" в 1900 г. сообщили о состоявшемся 8 ноября 1900 г. в Барроу (Barrow), на верфи фирмы Виккерс ("Vickers, Sons amp; Mahim"), спуске на воду эскадренного броненосца первого класса "Микаса", заложенного 24 января 1899 г. Современники

Из книги автора

Броненосец "Ики" Броненосец "Ики". (Наружный вид. 1906 г.)Устройство русских кораблей, по безволию бездарного царя и его холуйского окружения попавших в руки японцев, неоднократно описано в отечественной литературе, поэтому остановимся лишь на некоторых вопросах, связанных

Из книги автора

Броненосец "Мишима" Заложенный в Малом каменном эллинге Нового Адмиралтейства Санкт-Петербурга 8 апреля 1893 г., броненосец береговой обороны "Адмирал Сенявин" был спущен на воду 10 августа 1894 г. и вошел в строй в 1896 г. В Цусимском бою он оказался единственным из 24 кораблей

Из книги автора

Броненосец "Окиношима" Построенный вслед за "Адмиралом Сенявиным" Санкт-Петербургским портом в Новом Адмиралтействе однотипный броненосец "Генерал-адмирал Апраксин" (заложен 20 мая 1895 г., спущен на воду 30 апреля 1896 г., вошел в строй в 1899 г.) имел немало отличий от "Сенявина".

Из книги автора

Броненосец "Ивами" Заложенный 20 мая 1900 г. на Галерном островке в С.-Петербурге эскадренный броненосец "Орел", третий в серии, спустили на воду 6 июля 1902 г. После заводских, приемосдаточных испытаний и испытаний артиллерии (во второй половине августа 1904 г.), его приняли в казну

Из книги автора

Броненосец "Сагами" Заложенный 9 ноября 1895 г. в старом деревянном эллинге Балтийского завода эскадренный броненосец "Пересвет" был спущен на воду 7 мая 1898 г. и вошел в строй в 1901 г. Корабль имел следующие тактико-технические данные: длина наибольшая – 132,4 м, ширина – 21,8 м,

Из книги автора

Броненосец "Цукуба" Остальные шесть броненосцев описываемого периода Япония строила собственными силами на своих верфях. Первым из них оказался броненосный крейсер "Цукуба", заложенный во исполнение третьего закона о флоте от 1903 г. еще до Цусимского сражения на верфи в

Из книги автора

Броненосец "Аки" 15 апреля 1907 г. в Куре состоялся спуск на воду эскадренного броненосца "Аки" (его спуск ожидался 6 августа 1907 г.), заложенного 15 марта 1906 г. Проектирование корабля завершили в 1905 г., достройку на плаву закончили в декабре 1909 г., но в строй он вошел только 11 марта

    "Уорриор" - первая в мире серия цельнометаллических броненосцев британского королевского флота для плавания в открытом море.

    Серия была задумана в противовес французскому броненосцу La Gloire, заложеному 4 марта 1858 года в Тулоне. Чуть больше, чем через год, 25 мая 1859 года, судостроительная компания «Thames Ironworks and Shipbuilding and Engineering» на своей лондонской верфи приступила к строительству первого корабля серии.

    К моменту спуска броненосцы типа "Уорриор" считались практически неуязвимыми для корабельной артиллерии.

    Серия "Уорриор" была построена полностью из железа, что позволило не только значительно облегчить корпус, но и впервые применить в кораблестроении разделение корпуса на водонепроницаемые отсеки. Корабль был разделён на 92 изолированных отсека, машинное отделение и отсек для боеприпасов имели двойной пол. Единственным уязвимым местом была кормовая подводная часть судна, где бронирование отсутствовало.

    Также корабль имел двойное дно. Броневой пояс состоял из плит весом до четырех тонн. Выступы одной заходили за другой, о чем говорила тщательная и продуманная работа корабелов. Это обеспечивало прекрасную прочность общей брони. В качестве дополнительной защиты использовались брусья из тика со средней толщиной бруса до 50 см. Артиллерия тоже имела высокое преимущество. Орудия всех калибров располагались на поворотных платформах, что давало весомое преимущество сектора обстрела при применении орудий. Также на броненосце было установлено десять орудий казенной части, которые заряжались разрывными снарядами. Это было принципиально новое орудие, продемонстрировавшее невероятную эффективность в ходе Крымской компании. Стволы всех орудий были нарезными, что увеличило точность ведения огня. Вращающийся снаряд устремлялся на расстояние до 2,5 км. Это было небывалое расстояние. Орудийные палубы и массивный паровой двигатель были заключены в железную крепость толщиной 10 см, пробить которую не могло ни одно орудие.

    В движение корабль приводился с помощью 5 267-сильной горизонтальной паровой машины, снабжаемой паром от 10 котлов. 850 тонн угля, максимальное количество загружаемое на борт, хватало на 2 100 миль плавания. Но на паровые машины адмиралы полностью не рассчитывали, поэтому у боевого корабля было полное трёхмачтовое парусное вооружение площадью 4 500 м?. При ходе под парусами, для уменьшения сопротивления воздуху и воде, технически предусматривалась возможность убирать обе трубы и гребные винты в корпус корабля. 35-ти тонный винт снимался с гребного вала и поднимался в колодец на корме судна.

    Тип "Уорриор" отличался закругленными обводами корпуса и большим отношением длины к ширине, в результате чего оказался быстроходнее своих иностранных коллег.

    У типа "Уорриор" были и оригинальные особенности. На борту корабля были телескопические дымовые трубы, которые могли складываться при использовании парусов.

    Уорриор1860/1883

    Из-за морозов в конце декабря 1860 года оказался затруднительным спуск судна на воду - "Уорриор" примёрз к слипам стапелей на верфи. Тем не менее 29 декабря спуск судна произвели. К 24 октября 1861 года броненосец был полностью готов. Общая стоимость корабля составила 357 291 фунт стерлингов (эквивалентно 23 млн фунтов в 2006 году).

    "Уорриор" никогда не участвовал в сражениях, хотя на момент постройки, броненосец был самым большим и самым мощным военным кораблём в мире.

    В 1869 году "Уорриор" участвовал в буксировке корабельного сухого дока от Мадейры к Бермудским островам. Плавание длилось 39 дней.

    Быстрое развитие кораблестроения во второй половине XIX века привело к тому, что в течение 10 лет "Уорриор" технически устарел. 1 апреля 1875 года он был переведён в резервный флот, 31 мая 1883 года броненосец прекратил свою службу как боевой корабль, с него было снято артиллерийское вооружение и мачты, а трюмы стали использоваться под склады. В 1902-1904 гг. он был приписан к одной из крейсерских флотилий как депо для хранения боеприпасов и топлива, а в 1904 году был передан на военно-морскую базу в Портсмут для торпедной школы Vernon и переименован в Vernon III, в это время как судно он не использовался, лишь его паровая машина была в эксплуатации для выработки электроэнергии и пара.

    В 1925 году корабль планировалось продать на металлолом, но снижение спроса и соответственно цены на лом спасло бывший броненосец от уничтожения. В 1929 году он был передан на одну из верфей в Уэльсе, ещё раз переименован в Oil Fuel Hulk C77 и в течение последующих 50-ти лет использовался как плавающий заправщик.

    Реставрация корабля началась 3 сентября 1979 года, планировавшиеся работы оценивались в 8 млн фунтов. Реставрация началась с очистки судна от мусора и грязи, которых было вывезено около 80 тонн. Полностью был восстановлен внешний и внутренний вид, изготовлены новые мачты и такелаж. Работы были завершены в 1984 году. Броненосец получил своё первое название и с 16 июня 1987 года в качестве корабля-музея находится на постоянной стоянке в Портсмуте.

    Чёрный принц1861/1885

    "Чёрный принц" спущен на воду 27 февраля 1861 года. Назван в честь Эдуарда Плантагенета - «Чёрного Принца». Был третьим кораблём ВМФ Великобритании, носящим это имя.

    К моменту спуска на воду непродолжительное время, вместе с своим sister ship, считался мощнейшим броненосцем в мире, практически неуязвимым для корабельной артиллерии противника. Из-за быстрого развития кораблестроения в скором времени устарел и большую часть эксплуатации, до 1923 года, прослужил как резервный и учебный корабль.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!