Образовательный портал - Varnavinschool

Исороку Ямамото — маршал Японии, адмирал флота. Исороку Ямамото — маршал Японии, адмирал флота Споры о будущем

Ямамото Исороку

(04.04.1884-18.04.1943) – японский адмирал. Участник Русско-японской (1904-1905) и Второй мировой (1939-1945) войн

Исороку Ямамото был командующим объединенным японским флотом на первом этапе Второй мировой войны. Умелое сочетание морских и воздушных боевых действий, мастером которых он был, позволило японцам одержать ряд побед, а самому Ямамото прославиться как лучшему адмиралу Японии.

Ямамото родился в Нагаоке 4 апреля 1884 года в семье обедневшего самурая, ставшего простым школьным учителем. Родители Исороку носили фамилию Такано, а позднее Исороку взял фамилию своего приемного отца. В 1904 году Исороку окончил военно-морскую академию и почти сразу же после выпуска принял участие в знаменитом Цусимском сражении, где молодой японский военный флот почти полностью уничтожил 2-ю русскую Тихоокеанскую эскадру.

По окончании Первой мировой войны Исороку Ямамото для изучения английского языка был направлен на три года в США в Гарвардский университет. Затем он снова служил в Японии и побывал в качестве наблюдателя на некоторых кораблях европейских стран. Ямамото интересовало все, особенно обеспечение флота горючим, так как он понимал, что в будущей войне этот вопрос займет ключевое место при планировании операций. Вскоре Ямамото становится экспертом по морской авиации – новому виду военно-морских соединений, которым предстояло сыграть решающую роль в морских сражениях на просторах Тихого океана.

В 1925 году правительство вновь направило его в Соединенные Штаты, на сей раз в качестве военно-морского атташе. За два года пребывания на этой должности Ямамото тщательно изучил состояние ВМФ США.

Вернувшись на родину в 1929 году, он получил чин контр-адмирала и принял под свое командование авианосец «Акаги».

В 1930 году Ямамото принял участие в Лондонской морской конференции, на которой Японии удалось добиться равной с США и Англией нормы в подводных лодках и достаточно выгодного соотношения в эсминцах и крейсерах. Но и такое положение вещей японцам показалось несправедливым.

Ямамото быстро продвигался по служебной лестнице. В сентябре 1930 года он был переведен в Главный штаб морской авиации. В октябре 1933 года адмирал Ямамото был назначен командующим 1-м авианосным флотом. А через два года он получил звание вице-адмирала и одновременно стал заместителем военно-морского министра и главнокомандующим 1-м флотом.

В отличие от большинства своих сослуживцев Ямамото полагал, что будущее принадлежит военно-морской авиации. Благодаря своему новаторству и умению получать от правительства значительные средства на новые военные программы адмирал создал один из самых мощных и сильных флотов в мире уже к концу 1930-х годов. Ядро нового японского флота составили авианосцы.

К 1939 году большинство военных и политических руководителей Японии стали понимать, что единственным препятствием для завоевания господства в Восточной Азии были США. Ямамото делал все, чтобы подготовить японский ВМФ к успешному решению любых боевых задач. Но в то же время он старался избежать войны и даже выступил против подписания Тройственного пакта с Германией и Италией. Работая в США, он прекрасно понимал, что благодаря мощной промышленности и неограниченным ресурсам эта страна сможет одержать победу над маленькой Японией. Антивоенные заявления Ямамото привели к тому, что в армии начал зреть заговор с целью физического устранения адмирала, раскрытый в июле 1939 года. На вопрос Коноэ, занимавшего в то время пост премьер-министра, о шансах Японии в войне с Соединенными Штатами адмирал честно ответил: «В первые шесть – двенадцать месяцев войны я продемонстрирую непрерывную цепь побед. Но если противостояние продлится два-три года, у меня нет никакой уверенности в конечной победе». Коноэ отправил Ямамото в море, назначив главнокомандующим Объединенным флотом. Возможно, что этим он хотел сохранить жизнь своему адмиралу.

Адмирал Ямамото проводил в море штабные учения, которые показывали, что японцы имеют шанс добиться перевеса, только нанеся внезапный удар по гавайской базе Пёрл-Харбор, где базировались основные силы Тихоокеанского флота США. Адмирал стал разрабатывать план внезапного нападения на эту базу. Первоначально главная роль в операции отводилась подводным лодкам, применение авиации не планировалось. В августе 1941 года положение изменилось. Ямамото предложил использовать для нападения на Гавайи авианосцы. Решение о начале войны император Японии Хирохито принял 1 декабря 1941 года.

Еще 26 ноября 1941 года флот из шести авианосцев и вспомогательных кораблей под командованием Ямамото отплыл на Гавайи по Северному морскому пути, которым пользовались крайне редко. На борту авианосцев размещалось около 400 самолетов. Перед этим соединением была поставлена задача нанести внезапный удар по Пёрл-Харбору с целью причинения возможно большего ущерба Тихоокеанскому флоту США. Военно-морское командование присвоило этой операции кодовое название «Операция Z». По данным разведки, американский флот находился на своей базе. Однако оперативный план предусматривал нанесение удара по американским кораблям и в случае их выхода из гавани. Согласно плану операции японский флот должен был скрытно подойти к Гавайским островам и уничтожить американские корабли самолетами с авианосцев. Авиации предстояло действовать двумя эшелонами с интервалом в полтора часа. В случае если противник попытается нанести удар или японцы встретят более сильную группировку, следовало провести упреждающий удар. По окончании операции маневренное соединение должно было немедленно возвращаться в Японию для ремонта и пополнения боеприпасов.

Утром 7 декабря с японских авианосцев было совершено внезапное нападение на американский флот в Пёрл-Харборе. Большинство американских самолетов, расположенных на островах, было уничтожено. Японцам также удалось потопить четыре линкора и еще столько же вывести из строя. Кроме того, американцы потеряли крейсер и два танкера, а многие корабли получили серьезные повреждения. Две первые атака японцев были настолько успешными, что адмирал отказался от первоначального намерения нанести удары по докам и нефтехранилищам. За два часа Ямамото удалось нанести американскому флоту тяжелейшее поражение за всю его историю.

Однако главная задача нападения – уничтожение американских авианосцев – выполнена не была. Этих кораблей не оказалось в Пёрл-Харборе, так как в то время они находились на маневрах. И все же японское руководство восприняло почти безупречную атаку Ямамото как триумф.

В январе 1941 года командующий Объединенным флотом адмирал Ямамото получил из Ставки директиву об основных направлениях наступления японской армии. Императорской армии и ВМФ предстояло захватить Филиппины, Таиланд, Малайю и Сингапур. В соответствии с директивой боевые действия Объединенного флота разбивались на три последовательных этапа: оккупация Филиппин, затем Британской Малайи и в завершение – Голландской Ост-Индии. Для удержания господства на море Ямамото специально создал Южный экспедиционный флот, задачей которого было уничтожение американских и английских кораблей в зоне боевых действий, а также поддержка действий сухопутных сил. Командующим этим соединением стал вице-адмирал Дзисабуро Одзава.

Малайская операция рассматривалась японским командованием как важнейшая при захвате района Южных морей. В ходе ее японцы практически не встретили сопротивления со стороны союзников. Операция закончилась капитуляцией английской крепости Сингапур, после чего малочисленный Восточный английский флот был вынужден покинуть эту базу и выйти в Сиамский залив. В ходе последовавшего 10 декабря сражения японский ВМФ, потеряв всего три самолета, потопил линейный корабль «Принц Уэльский» и линкор «Рипалс», из которых в основном и состояли все военно-морские силы англичан в этом регионе.

На филиппинском направлении, вопреки ожиданиям Ямамото, японцы не встретили кораблей американского флота. Одновременно была развернута широкомасштабная подготовка к наступательным операциям в центральной и южной частях Тихого океана, проведение которых возложили на адмирала Ямамото.

Для этого была выделена оперативная группа Южных морей под командованием вице-адмирала Сигиёси Иноуэ. Эта группа должна была нести дозорную службу, обеспечивать безопасность морских коммуникаций, а также захватить острова Уэйк и базу Рабаул. Авиацией группы были уничтожены американские аэродромы на трех островах, а затем 10 декабря был оккупирован остров Гуам, 22 декабря – Уэйк и через день Рабаул. Поднявшиеся с авианосцев японские самолеты уничтожили авиацию союзников на Соломоновых островах и Новой Гвинее.

К марту 1942 года в результате военных действий на море потери флота США составили 5 линкоров, 2 авианосца, 4 крейсера и 8 эскадренных миноносцев. Немногочисленный в этом регионе английский флот был практически полностью уничтожен. С японской же стороны незначительные повреждения получили всего два крейсера. Складывалось впечатление, что опасность ведения изматывающей затяжной войны миновала.

Морской Генеральный штаб и военно-морское министерство, не желая упускать стратегическую инициативу, настаивали на начале активных действий против Австралии. Но армия выступала за ведение стратегической обороны, отказавшись от захвата новых территорий. Командованию флота в конце концов пришлось согласиться с позицией армии. Был достигнут компромисс, заключавшийся в ведении активных действий на коммуникациях, соединявших США и Австралию, с целью не допустить сосредоточения американских войск в Австралии и последующего нападения на Японию. Для этого было задумано захватить острова Фиджи, Самоа, Новая Каледония и Порт-Морсби.

Порт-Морсби, расположенный в юго-восточной части Новой Гвинеи и являвшийся крупной авиационной и военно-морской базой союзников, прикрывал север Австралии. Начало операции по захвату этой базы Ямамото назначил на 10 мая 1942 года. Но 7 мая самолеты союзников потопили японский авианосец «Сехо», что заставило отложить высадку десанта на несколько дней. На следующий день американцы сильно повредили авианосец «Секаку» и вновь заставили Иноуэ отложить вторжение, теперь уже на неопределенный срок.

В результате двухдневного сражения в Коралловом море американцы одержали свою первую победу над Ямамото. Командующий Объединенным флотом слал адмиралу Иноуэ приказы продолжать операцию, но они так и не были выполнены.

Разработанная морским отделом Ставки операция по захвату Фиджи, Самоа и Новой Каледонии получила название «FS». Но сначала Ямамото хотел захватить остров Мидуэй и Алеутские острова, что вызвало новые разногласия между армией и флотом. Оперативное управление Генерального штаба подозревало, что ВМФ собирается высадить десант на Гавайи. В планах командования раньше рассматривался вопрос о захвате Мидуэя, чтобы потом, создав на нем базу, начать захват Гавайских островов. Только после длительных разъяснений и заверений в том, что захват Гавайских островов в данный момент не входит в планы ВМФ, было получено разрешение на начало операции по вторжению на Мидуэй.

К началу 1942 года США постепенно восполнили потери, понесенные ими в Пёрл-Харборе. Поэтому в японском ВМФ возобладало мнение о необходимости генерального сражения с американским флотом, в результате которого флот противника был бы или уничтожен, или ослаблен настолько, что не смог бы препятствовать проведению операций.

К апрелю 1942 года в районе у острова Хасира в западной части Внутреннего Японского моря стали сосредоточиваться крупные силы японского ВМФ, выделенные для предстоящей операции. Здесь же находился и флагманский линкор «Ямато», на котором располагался штаб адмирала Ямамото. Объединенный флот готовился к решающему сражению.

Флот адмирала Ямамото насчитывал 8 авианосцев, 10 линкоров, 21 крейсер, 9 миноносцев и 15 крупных подводных лодок. Палубная авиация состояла из 352 истребителей «Зеро» и 277 бомбардировщиков. Все эти мощные силы японское командование решило бросить на захват острова. Американцы же располагали лишь 3 авианосцами, 8 крейсерами и 14 эсминцами. Соотношение было один к трем в пользу Японии. Адмирал рассчитывал заставить американский флот выйти из Пёрл-Харбора, двинуться на север к Алеутским островам, а затем попытаться освободить Мидуэй и тем самым угодить в ловушку, расставленную основными частями Ямамото к северу от атолла. Адмирал не знал, что американским шифровальщикам удалось расшифровать коды японского ВМФ и Нимиц, командующий ВМФ США, прекрасно был осведомлен о планах японского командования. Кроме того, японская разведка имела неправильные сведения о числе американских авианосцев, уцелевших после битвы в Коралловом море.

4 июня флот Ямамото приблизился к Мидуэю, однако японцев встретили там американские авианосцы. Устроив японцам ловушку, американские самолеты нанесли удар по кораблям противника и его самолетам, когда те находились на палубах кораблей для заправки и пополнения боеприпасов. В результате сражения американцам удалось потопить четыре из девяти японских авианосцев и положить конец триумфальному шествию Ямамото по Тихому океану. Это стало первым поражением японского флота за 350 лет существования. Война приняла затяжной характер. И хотя американский флот уже был значительно сильнее японского, сам Ямамото оставался наиболее опасным противником на Тихом океане.

Потерпев поражение у острова Мидуэй, японское командование все же не отказалось от борьбы на австралийских коммуникациях. На острове Гуадалканал, входящем в цепь Соломоновых островов, еще в мае 1942 года японцы решили построить аэродром и разместить гарнизон. Но 8 августа 1942 года, еще до окончания строительства, 13 000 американских морских пехотинцев внезапно высадились на острове и захватили авиабазу. Тем не менее японцам удалось удержать за собой западную часть Гуадалканала. Адмирал Ямамото, учитывая серьезность положения, принял решение сосредоточить большую часть своих сил для решительного удара по противнику. 17 августа главные силы Объединенного флота во главе с флагманом «Ямато» покинули Внутреннее Японское море и направились к Гуадалканалу, чтобы поддержать сухопутные части и снова захватить весь остров.

В последующие месяцы вокруг этого небольшого клочка земли развернулись жесточайшие бои. Японцам так и не удалось вернуть аэродром и выбить морскую пехоту США с острова.

В ноябре 1942 года произошли два сражения, в ходе которых обе стороны понесли тяжелые потери, в феврале 1943 года японцы все-таки были вынуждены эвакуировать свои войска с Гуадалканала.

После эвакуации войск сложившаяся обстановка требовала срочной переброски японских войск в юго-восточную часть Тихого океана. Но конвой, сопровождавший резервные части, был полностью уничтожен американской авиацией. Опасность, которую она создавала, становилась все более серьезной. Чтобы положить этому конец, адмирал Ямамото разработал план под кодовым названием «Операция «И». В этой операции приняли участие более трех сотен самолетов. Главнокомандующий прибыл в Рабаул, чтобы лично руководить боевыми действиями.

7 апреля 1943 года 188 японских бомбардировщиков совершили налет на корабли противника, находившиеся у Гуадалканала. В последующие дни действия японской авиации были очень удачными. Но это была последняя операция адмирала Ямамото.

Американское командование уже некоторое время разрабатывало план ликвидации японского адмирала. А когда дешифровщики передали сообщение о предполагаемой поездке Ямамото в части, расположенные на острове, командование решило действовать.

18 апреля 1943 года главнокомандующий отправился из Рабаула в Буин. Самолет, на котором летел Ямамото, был атакован специально обученными и проинструктированными американскими летчиками-истребителями, и после непродолжительного боя он был сбит. Это был единственный случай покушения на жизнь вражеского командующего, предпринятого союзниками во время войны, что свидетельствует о настоящем страхе перед его именем.

Скрицкий Николай Владимирович

ИСОРОКУ ЯМАМОТО Ямамото, командуя императорским флотом, добился значительных успехов на первом этапе Второй мировой войны благодаря умелому сочетанию различных видов японского морского флота. Главной силой стала морская авиация.Будущий флотоводец родился 4 апреля 1884 в

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Родным городом Исороку Ямамото, появившегося на свет 4 апреля 1884 года, была Нагаока, расположенная в префектуре Ниигата. Будущий адмирал происходил из семьи бедного самурая. С детства мальчик мечтал о службе на корабле и, повзрослев, поступил в Академию Исороку Ямамото получил образование в 1904 году, когда началась Русско-японская война.

Начало службы

В начале вооруженного противостояния моряк попал на броненосный крейсер «Ниссин», который принял участие в Цусимском сражении. В той битве, 28 мая 1905 года, японцы разгромили 2-ю эскадру тихоокеанского флота, которой командовал вице-адмирал Зиновий Рожественский. Значительное число русских кораблей было потоплено. Именно то сражение стало кульминацией войны. Для Исороку Ямамото победа далась дорогой ценой. Он получил увечье, лишившись среднего и указательного пальцев руки.

Продолжение военной карьеры

Несмотря на травму, служба Ямамото не просто продолжилась, а пошла в гору. Он поступил в Военно-морской колледж, в котором формировались кадры высшего командования флота. Офицер окончил его в 30 лет, а в 32 года (в 1916 году) стал лейтенант-командором. Но и на этом Исороку Ямамото не остановился. В 1919-1921 гг. он получал образование за границей, числясь в американском Гарвардском университете.

Дважды Ямамото как военно-морской атташе служил в Вашингтоне. Жизнь в Новом Свете сказалась на его политических взглядах. В то время военный зарекомендовал себя в качестве сторонника мирного урегулирования любых мировых конфликтов и резкого противника войны против США. В 1923 году его повысили до капитана.

Новые вызовы

В 40-летнем возрасте будущий адмирал Исороку Ямамото увлекся морской авиацией, предпочтя ее своей прежней специализации на морской артиллерии. Сначала он попробовал себя в командовании крейсером «Исудзу», а затем - авианосцем «Акаги». Видя будущее армии и флота в также начальствовал в отделе аэронавтики.

В перерыве между двумя мировыми войнами Япония вместе с другими влиятельными державами пыталась следовать курсу на разоружение. С целью выработки общих мер на этом направлении в Лондоне дважды (в 1930 и 1934 гг.) созывались морские конференции. Ставший вице-адмиралом Ямамото участвовал в них в качестве кадрового военного, сопровождавшего японских дипломатов.

Несмотря на эти пацифистские жесты правительство в Токио постепенно усугубляло обстановку на Дальнем Востоке. В 1931 году произошло вторжение в Маньчжурию, в 1937 году началась война с Китаем, а в 1940 году Япония подписала союзный пакт с Германией и Италией. Исороку Ямамото, фотографии которого тогда стали часто попадать в западную прессу, последовательно выступал против милитаристских решений своих властей. Сторонники войны (которых было значительно больше) жестко критиковали вице-адмирала.

Назначение главнокомандующим флота

В 1940 году Исороку Ямамото, цитаты выступлений которого на флоте переносились из уст в уста, получил чин адмирала и стал главнокомандующим Объединенного флота. В то же время военный продолжал получать угрозы от японских националистов, считавших его предателем интересов родины. В 1941 году премьер-министром стал милитарист Казалось, что карьера Ямамото была на волоске. Адмирал являлся едва ли не главным аппаратным оппонентом Тодзио.

Однако несмотря ни на что Ямамото удалось сохранить свои чины и положение. Сказалась его повсеместная популярность среди подчиненных (и офицеры, и моряки относились к нему с безграничным уважением). Кроме того, адмирала связывала личная дружба с императором Хирохито. Наконец, Исороку Ямамото, цитаты из теоретических трудов которого стали библией для всего флота, был одним из самых компетентных людей во всех вооруженных силах. Имея западное образование и уникальный опыт работы, только он мог последовательно провести продолжавшуюся реформу морской армады Японии.

Конфликт с милитаристами

Пришедшее к власти правительство Тодзио принялось к подготовке войны против Соединенных Штатов Америки. Ямамото скептически относился к возможному конфликту с США. Он считал, что Японии будет недостаточно разбить противника на Тихом океане, захватив Филиппины, Гуам, Гавайи и другие острова. Война с Америкой должна была закончиться только после капитуляции Вашингтона. Адмирал не верил, что у Японии достаточно ресурсов для подобного марш-броска и, как показало дальнейшее развитие событий, оказался прав.

Тем не менее, оставаясь на своей должности главнокомандующего флотом, Ямамото принял участие в подготовке скорой кампании. При его непосредственном участии шла подготовка к атаке на Перл-Харбор. Адмирал выступал против «Кантай Кэссэн» - стратегической доктрины, согласно которой Япония должна была вести войну с США, занимая оборонительные позиции. Ямамото, напротив, считал, что у его страны есть только одна возможность победить Штаты - шокировать американскую общественность молниеносным наступлением и заставить политиков сразу же подписать мир.

Подготовка к войне

Так как нападение на Перл-Харбор осуществлялась с помощью самолетов, особое внимание следовало уделить развитию авиации. Этим и занимался Исороку Ямамото. Фильм «Атака на Перл-Харбор» наглядно демонстрирует его вклад в успех той операции. Также адмирал заботился об авиации, действовавшей в прибрежных операциях. При его патронаже велась разработка бомбардировщика G3M и торпедоносца G4M. Эти модели отличались увеличенной дальностью перелета, что дало японскому командованию дополнительное весомое преимущество. Американцы называли G4M «летающей зажигалкой».

Ямамото Исороку, биография которого была в значительной мере связана с самолетами, поднял задачу создания нового дальнобойного истребителя. Им стала модель A6M Zero, получившая значительно облегченную конструкцию. Адмирал стал инициатором реорганизации авиации и формирования нового Первого Воздушного Флота. Именно это формирование участвовало в налете на Перл-Харбор. Готовя операцию, Ямамото надеялся на фактор неожиданности. Внезапная атака дала бы японцам еще несколько месяцев свободы на Тихом океане, пока туда не прибудет американский флот.

Перл-Харбор

7 декабря 1941 года 6 японских авианосцев, на борту которых находились порядка 400 самолетов, приблизились к Перл-Харбору. Последовала атака, в результате которой были потоплены 4 линкора и еще 11 крупных кораблей другого типа. Также уничтожению подверглись многие вспомогательные и второстепенные суда. Японцы потеряли всего 29 экипажей.

Хотя успешную атаку планировал главнокомандующий Объединенным флотом Исороку Ямамото, осуществил ее Тюити Нагумо. Именно этот вице-адмирал, испугавшись слишком больших потерь, приказал самолетам отступать. Ямамото раскритиковал подобное решение. Он обвинил Нагумо в невыполнении важных задач: бомбардировки военной инфраструктуры американцев на острове Оаху и уничтожении отсутствовавших в гавани авианосцев противника. Вице-адмирала, тем не менее, никак не наказали. Власти страны были довольны результатом неожиданного налета.

Продолжение кампании

После событий на Гавайях японские вооруженные силы продолжили осуществлять стратегический план империи. Дальнейшими боями руководили Дзисабуро Одзава, Ибо Такахаси и Нобутакэ Кондо. Все они были подчиненными Исороку Ямамото. Краткая биография этого военачальника представляет собой пример флотоводца, которому пришлось выполнять невероятную по масштабам задачу.

Японцы поставили своей целью подчинить все тихоокеанские острова. Ямамото разработал план, по которому флот и авиация должны были уничтожить многочисленные базы британцев и голландцев. Основные бои развернулись за принадлежавшую Нидерландам Ост-Индию (современную Индонезию).

Первым делом японцы заняли север Малайского архипелага. Затем в феврале 1942 года произошло сражение в Яванском море. Японский флот победил объединенный флот США, Нидерландов, Австралии и Англии. Этот успех позволил полностью оккупировать Голландскую Ост-Индию. Чуть позже было локализовано сопротивление американцев на Филиппинах.

Споры о будущем

Успехи японского оружия не смущали союзников. Ни Великобритания, ни США не собирались соглашаться на мир. В Токио взяли паузу для того, чтобы определиться в каком направлении двигаться дальше. Большинство военачальников выступало за наступление в Бирме и выход через нее в Индию, где с помощью местных националистов планировалось свергнуть британскую метрополию. Адмирал Ямамото, однако, имел прямо противоположное мнение. Он предлагал атаковать оставшиеся американские позиции на тихоокеанских островах.

Фильм «Исороку Ямамото» 2011 года (другое название - «Атака на Перл-Харбор») наглядно показывает, каким неуступчивым характером обладал адмирал. Вот и на этот раз он не отказался от своей точки зрения. Во время одного из обсуждений штаба Токио подвергся бомбежке, устроенной американской авиацией. Этот случай заставил японское командование пересмотреть свои планы. Вскоре идея Ямамото с атакой острова Мидуэй легла в основу стратегии нового этапа войны. Адмирал был назначен главнокомандующим в предстоящей операции.

Мидуэйская операция

Согласно плану Ямамото японский флот должен был разделиться на две части. Одну группу он собирался отправить к берегам Аляски, чтобы отвлечь американцев, а второй атаковать атолл Мидуэй. Операция была тщательно подготовлена. Казалось, что адмирал предусмотрел все детали. Если бы все шло по его плану, японцы в решающий момент получили бы значительный перевес в силах и разгромили американцев по частям.

Однако события накануне начала битвы за Мидуэй перечеркнули все надежды Ямамото. Американская разведка смогла расшифровать тайный японский шифр, с помощью которого передавались секретные данные. Успех криптографов дал противнику колоссальное преимущество.

Когда 4 июня 1942 года началось сражение у Мидуэя, американские корабли неожиданно увильнули от всех японских атак и организовали собственную засаду. В решающем бою были уничтожены 248 самолетов и 4 авианосца Ямамото. Японские летчики хоть и поднялись в воздух, но смогли затопить только одно вражеское судно («Йорктаун»). Адмирал, поняв, что сражение проиграно, приказал оставшимся силам отступать.

Уроки поражения

Неудача Мидуэйской операции стала поворотным моментом всей войны на Тихом океане. Японцы потеряли свою лучшую технику и человеческие кадры. Объединенный флот потерял инициативу и с тех пор вел только оборонительные бои. На родине адмирал подвергся повсеместной критике.

Была ли в поражении вина Исороку Ямамото? Книга за книгой на эту тему сегодня выходят как в Японии, так и в других странах. Сторонники и защитники военного считают, что его план был не хуже, чем планы аналогичных операций у противников стран Оси. Главной причиной разгрома японцев стала удача американцев, прочитавших секретный шифр и узнавших планы Объединенного флота.

Сражения на Соломоновых островах

Во второй половине 1942 года война на Тихом океане переместилась в Новую Гвинею и на Хотя у Японии было еще не мало ресурсов, они тлели день за днем. Ямамото, растерявший значительную часть своей репутации, взялся за руководство незначительными операциями. В августе он лично возглавил бой у восточных Соломоновых островов, а в ноябре - сражение за остров Гуадалканал.

В обоих случаях американцы и их союзники одержали победу. Японцы терпели поражения в первую очередь из-за неспособности армии эффективно действовать на берегу островов. Большие потери косили ряды эсминцев, торпедных и пикирующих бомбардировщиков. В феврале 1943 года Япония потеряла контроль над Гуадалканалом. Серия сражений на Соломоновых островах осталась за американцами.

Гибель

Несмотря на поражение за поражением адмирал не опускал рук. Он продолжал инспектировать войска и поднимать боевой дух флота. Накануне одной из таких поездок американцы вновь перехватили секретное сообщение, в котором содержались подробные данные о маршруте Ямамото. О находке сообщили в Белый дом. Президент Рузвельт потребовал ликвидировать японского военачальника.

Утром 18 апреля Ямамото вылетел из Рабаула - порта на острове Новая Британия. Его самолет должен был проделать путь почти в 500 километров. В пути бомбардировщик адмирала атаковали устроившие хорошо спланированную засаду американцы. Самолет Ямамото рухнул над одним Соломоновых островов.

Через некоторое время туда прибыл спасательный отряд японцев. Тело адмирала нашли в джунглях - во время падения его выбросило из фюзеляжа. Флотоводца кремировали и похоронили в Токио. Посмертно он получил чин Маршала, орден Хризантемы, а также немецкий За время войны фигура Ямамото стала поистине легендарной. Вся Япония была шокирована его гибелью, а руководство страны признало смерть национального героя только через месяц после американской операции.

«Если вы скажете, что нам необходимо сражаться, то в первые шесть месяцев войны против Соединенных Штатов и Англии я предвижу непрерывную цепь побед. Но должен сказать, что если война затянется на два или три года, то я не уверен в нашей конечной победе».

Из обращения И. Ямамото к премьер-министру Японии Коноэ. Лето 1941 года

Родился Исороку Такано (Ямамото) 4 апреля 1884 года в городе Нагаока префектуры Ниигата. Исороку был шестым ребенком в семье обедневшего самурая Такано княжества Нагаока. Потом он был усыновлен и взял фамилию своего приемного отца — Ямамото. В 1904 году окончил военно-морскую академию. Участник русско-японской войны (1904-1905). Служил на крейсере «Ниссин». В Цусимском сражении получил несколько ранений и лишился двух пальцев на руке.

ОТ ЛЕЙТЕНАНТА ДО КОМАНДУЮЩЕГО ФЛОТОМ

В 1915 году Ямамото пришел к мысли о необходимости создания авианосных кораблей (этаких плавучих аэродромов). В 1916 году получил звание лейтенант-командора (после окончания Военно-морского колледжа высшего командного состава). В 1919-1921 годах прошел обучение в Гарвардском университете, затем продолжил службу в Японии, был наблюдателем на нескольких европейских кораблях. В 1923-м стал командиром крейсера «Исудзу», а в 1924 году — командиром авианосца «Акаги». В 1925-1929 годах — военный атташе Японии в США (в Вашингтоне). Принял участие во второй Лондонской морской конференции (1930) в звании контр-адмирала и в Лондонской Мореходной Конференции (1934) в звании вице-адмирала. В 1936-1939 годах — заместитель морского министра. С 1939 года Ямамото командует Объединенным флотом империи. Благодаря инициативе, наличию связей в правительстве и близости к императору Японии Исороку Ямамото удалось получить значительные средства на развитие флота, который к концу 1930-х годов стал одним из сильнейших на Тихом океане.

ПЕРВЫЕ ПОБЕДЫ

В 1940 году Ямамото дал разрешение на реорганизацию японских авианосных сил в Первый воздушный флот — кулак, который собрал в себя шесть самых больших авианосцев Японии. И именно Исороку Ямамото подготовил операцию (при использовании этих шести авианосцев) по уничтожению американского флота в главной тихоокеанской базе США Перл-Харборе.

Нападение на Перл-Харбор состоялось 7 декабря 1941 года. 341 палубный японский самолет Первого воздушного флота в течение двух налетов (используя эффект внезапности) разбомбил американскую морскую базу. В итоге нападения восемь линейных кораблей ВМФ США были потоплены или тяжело повреждены. Кроме того, японские самолеты потопили и/или повредили: три крейсера, три эсминца и минный заградитель; уничтожили 188 американских самолетов. Правда, человеческие потери США оказались невелики: 2403 убитыми и 1178 ранеными. Успех стоил японцам потери 29 самолетов и 5 сверхмалых подводных лодок (всего погибло 64 японца: 55 летчиков и 9 подводников, еще один попал в плен). Несмотря на кажущийся грандиозным успех нападения на Перл-Харбор, абсолютной победы японцам достичь все-таки не удалось. И в этом опять-таки «заслуга» адмирала Ямамото. На руку американцам сыграло честолюбие адмирала. Узнав о первом успехе, он отменил вылет следующей волны самолетов на Перл-Харбор, понимая, что теперь эффект внезапности прошел и потери будут значительно выше (то есть его победа будет не такой явной).

Удивительно, но только во время (почти годичных) тренировок нападения на Перл-Харбор японцы потеряли несколько сот своих самолетов.

Решение адмирала отменить последующие вылеты привело далее к фатальным последствиям для Японии. Инфраструктура Перл-Харбора, электростанция, ремонтные мастерские и доки, пирсы, огромные запасы нефти, различные склады, корабли обеспечения (в том числе гигантские танкеры), 11 подводных лодок остались не тронутыми. К тому же акватория Перл-Харбор мелководна, и большинство подтопленных кораблей американцам удалось поднять, отремонтировать и ввести в строй. А авианосцы США во время нападения вообще не пострадали — их просто в Перл-Харборе в этот день не было.

Война на Тихом океане складывалась для Ямамото вначале очень удачно. Днем 8 декабря японская базовая авиация буквально истребила большинство американских самолетов на Филиппинах, а 10 декабря 1941 года самолеты берегового базирования (переброшенные по приказу Ямамото с острова Формозы в Индокитай) потопили британский линкор «Принс оф Уэлс» и линейный крейсер «Рипалс», Это позволило обезопасить войсковой конвой, направлявшийся для высадки японских войск в Малайю. Отрезвление от успехов начало приходить потом.

ВОЙНА НА ТИХОМ ОКЕАНЕ

18 апреля 1942 года первые 16 американских бомбардировщиков, поднявшихся с авианосца «Хорнет», пробомбили территорию собственно японских островов. А в ходе операции по вторжению на Соломоновы острова и Новую Гвинею авианосцы Японии впервые вступили в бой с американскими авианосными кораблями в Коралловом море. Три японских авианосца противостояли двум американским. Японцы (7-8 мая 1942 года) потопили авианосец США «Лексингтон» и повредили «Йорктаун», а сами потеряли всего лишь один легкий авианосец «Сехо». Они посчитали сражение в Коралловом море своей победой, но потери среди опытных пилотов палубной авиации Японии оказались столь велики, что от высадки на Новой Гвинее японцам пришлось отказаться. К тому же военно-морские силы Японии не добили поврежденный «Йорктаун», что впоследствии им вышло боком в сражении у атолла Мидуэй.

В июне 1942 года Ямамото лично руководил атакой острова Мидуэй, которая вылилась в сражение между американскими и японскими авианосными группами. Фортуна здесь оказалась уже на стороне американцев. Японский флот потерял четыре тяжелых авианосца, американцы лишились только многострадального «Йорктауна». Для японцев это было настоящей катастрофой.

В апреле 1943 года Исороку Ямамото лично руководил «Операцией I-GO», включавшей серию воздушных атак в рамках стратегического наступления на остров Гуадалканал и юго-восточную часть Новой Гвинеи. В распоряжении Ямамото имелось 190 базовых самолетов и 160 палубных… Однако одолеть противника у него уже не хватило сил.

ГИБЕЛЬ АДМИРАЛА

18 апреля 1943 года самолет, в котором адмирал Ямамото летел на Соломоновы острова, был перехвачен в воздухе американскими истребителями недалеко от острова Бугенвиль. Это была не случайная встреча в воздухе, это была настоящая засада (точнее специально подготовленная операция американцев), в результате которой самолет Ямамото был сбит американским истребителем Локхид Р-38 «Лайтинг», а сам он погиб. Так американцы рассчитались с талантливым японским адмиралом за нападение на Перл-Харбор. В тот же день правительство Японии произвело И. Ямамото в адмиралы флота (посмертно).

Тело флотоводца было кремировано, прах возвращен в Японию и 3 июня 1943 года с почестями захоронен. Часть праха Ямамото покоится на кладбище в Таме, а часть — в семейном захоронении у храма Тюко-дзи в Нагаоке.

Противник войны с США, участник конференции по морскому разоружению 1930 года и автор плана нападения на Пёрл-Харбор . Погиб 18 апреля 1943 года во время специальной операции американских ВВС, целью которой и являлся.

Биография

Исороку Ямамото родился 4 апреля 1884 года в г. Нагаока японской префектуры Ниигата в семье старого, но обедневшего самурайского рода. Имя Исороку, данное при рождении, в переводе со старояпонского обозначало возраст его отца на тот момент, а именно 56 лет. Фамилию Ямамото получил в 1916 году, когда был усыновлён одноименной семьёй. В 24 года Исороку женился. У него было два сына и две дочери.

Русско-японская война

В 1904 году Исороку окончил Академию военно-морского Флота и был отправлен служить на крейсер Nissin в звании кадета. Участвуя в Цусимском сражении, он был ранен при взрыве орудия, в результате чего лишился двух пальцев на левой руке.

Межвоенный период

В 1914 году Ямамото закончил Военно-морской колледж высшего командного состава. Первым кораблем, которым он командовал, стал крейсер Isuzu в 1928 году. Затем Исороку стал заниматься морской авиацией и в декабре 1928 года получил под свое командование авианосец Akagi . В 1930 году, после получения звания контр-адмирала, принимал участие в Лондонской конференции по разоружению в качестве военного эксперта при дипломатической делегации Японии.
Исороку не скрывал свое негативное отношение к идеи войны с США, берлинскому пакту и вторжению в Маньчжурию. Это послужило поводом для неприязни со стороны многих высокопоставленных лиц Японской империи.

Однако, профессиональные качества Ямамото и его хорошее отношение к подчиненным позволили сделать карьеру во флоте, несмотря на существующие разногласия. 30 августа 1939 года Исороку был назначен главнокомандующим Объединённым флотом.

Вторая мировая война

Ямамото сыграл очень важную роль в Второй мировой войне в целом и в том, как в неё вступила Япония в частности. Именно он разработал план нападения на Пёрл-Харбор и добился его воплощения в жизнь. Несмотря на свое отношение к предстоящей войне, он понимал, что не в силах предотвратить неизбежное. Поэтому, будучи преданным офицером, постарался сделать всё чтобы Япония имела шанс победить. Создание первого Воздушного Флота из 6 самых крупных авианосцев, влияние на военно-морскую стратегию Японии, вклад в развитие авиации - это только часть заслуг Ямамото.
При этом многие моменты имели две стороны. Так например внезапная атака на Пёрл-Харбор стала провалом в политическом смысле, так как началась до официального объявления войны. С точки зрения стратегии, создание Первого Воздушного Флота, который служил основной ударной силой японского флота, было оправданным, но имело и вторую сторону - большую уязвимость. И если в начале войны такое решение принесло ряд побед, то в Мидуэйском сражении способствовала гибели сразу четырех авианосцев.

Гибель

Влияние Ямамото на ход войны и боевой дух флота было настолько высоко, что в апреле 1943 года по приказу Рузвельта был осуществлен план по его устранению. Расшифровав радиопереговоры о планах перемещения адмирала, 18 апреля американцы отправили эскадрилью истребителей на перехват бомбардировщика, на котором перемещался Исороку во время инспекции войск на Соломоновых островах. Группа прикрытия не смогла противостоять превосходящим силам врага и самолет адмирала был сбит и взорвался, упав в джунгли.
Японское правительство признало гибель главнокомандующего только 21 мая 1943 года. Посмертно Исороку Ямамото было присвоено почетное звания адмирала флота (маршала-адмирала). Похороны состоялись 3 июня 1943 года.

Хронология получения званий

Дата Звание
14.11.1904 Младший лейтенант (яп. 海軍少尉候補生 Kaigun Shōi Kōhosei )
31.08.1905 Лейтенант (яп. 海軍少尉 Kaigun Shōi )
28.09.1907 Старший лейтенант (яп. 海軍中尉 Kaigun Chūi )
11.10.1909 Капитан-лейтенант (яп. 海軍大尉 Kaigun Daii )
13.12.1915 Капитан 3 ранга (яп. 海軍少佐 Kaigun Shōsa )
01.12.1919 Капитан 2 ранга (яп. 海軍中佐 Kaigun Chūsa )
01.12.1923 Капитан 1 ранга (яп. 海軍大佐 Kaigun Daisa )
30.11.1929 Контр-адмирал (яп. 海軍少将 Kaigun Shōshō )
15.11.1934 Вице-адмирал (яп. 海軍中将 Kaigun Chūjō )
15.11.1940 Адмирал (яп. 海軍大将 Kaigun Taishō )
18.04.1943 Адмирал флота (яп. 元帥海軍大将 Gensui Kaigun-Taishō )

Образ в искусстве и медиа

«Жизнь и смерть одного человека ничего не значит», – отвечал Ямамото Исороку на предупреждения о готовящихся на него покушениях. До войны оставалось несколько лет, поток угроз в адрес вице-адмирала Ямамото исходил не из далекой Америки, а от японских националистов, имевших большой вес в принятии решений и требовавших новых завоеваний.

Последнее фото адмирала Ямамото

Ямамото Исороку, сын обнищавшего самурая, родился 4 апреля 1884 г. В Академии военно-морского флота Японии он был седьмым по успеваемости в своём классе. Поступив на службу во флот, Ямамото принял участие в Русско-японской войне. Во время Цусимского сражения будущему адмиралу оторвало взрывом два пальца.

В 1914 г. Ямамото получает звание лейтенанта и поступает в Морской штабной колледж в Токио. Спустя два года он отправляется на обучение в США, где изучает экономику в стенах Гарвардского университета. Во время пребывания в Америке у него появляется живой интерес к военной авиации.

После возвращения в Японию Ямамото Исороку становится заместителем командира нового авиакорпуса Касумигаура (1923–25 гг.), но вскоре отправляется в Вашингтон. Там он получает пост военно-морского атташе при посольстве Японии (1925–27 гг.). В 1930 г. Ямамото в звании контр-адмирала принимает участие в Лондонской конференции по морскому разоружению.

Милитаризм японского общества в то время неуклонно нарастал. Ямамото был одним из немногих офицеров, публично высказывавших своё неодобрение внешней политики Японии. Он осуждал вторжение в Маньчжурию в 1931 г. и последовавшую войну с Китаем. В декабре 1937 г. Ямамото принёс извинения послу США после нападения японской армии на американской боевой корабль «Панэй», стоявший на якоре близ Нанкина. Официальная позиция гласила, что солдаты не заметили развивавшийся над канонеркой американский флаг, однако по сути это был очередной опрометчивый шаг японцев навстречу катастрофе, которой для них стала Вторая мировая война.

Ямамото был также против подписания Тройственного пакта 1940 г., ибо опасался, что союз с нацистской Германией может привести к войне с США. Он осознавал, что американская экономика многократно превосходит японскую. Япония не была готова к длительному, истощающему и без того скудные внутренние ресурсы вооружённому конфликту. Америка же, наоборот, могла наращивать со временем военную мощь.

Опасения адмирала сбылись. В первые месяцы 1941 г. Ямамото поручили планирование нападения на Соединенные Штаты. Будучи безраздельно преданным императору, как и всё военное руководство Японии того времени, он разработал план стремительной атаки, за которую поплатился полтора года спустя. Уже тогда адмирал понимал: японский флот может вести наступление в течение шести месяцев, но проиграет, если война затянется.

Ямамото незадолго до Русско-японской войны, 1905 г.

Авторству Ямамото принадлежит план атаки на Пёрл-Харбор, развязавшей войну между Японией и США. Главным преимуществом нападавшей стороны была внезапность. Утром 7 декабря с шести японских авианосцев в сторону Гавайев вылетели 414 самолётов. Они атаковали американские аэродромы на острове Оаху и корабли, находившиеся на тот момент в гавани Пёрл-Харбор. В результате операции японцы потопили 4 американских линкора и 2 эсминца, уничтожили 188 самолётов, нанесли тяжёлые повреждения ещё четырём линкорам, убили более двух тысяч американских солдат. Тихоокеанский флот США на время был нейтрализован, что позволило Японии стремительно захватить большую часть Юго-Восточной Азии.

Затем Ямамото организовал вторжение на Соломоновы острова и в Новую Гвинею. Он также совершал рейды на британские колонии, такие как Цейлон. Летом 1942 г. Ямамото решил попробовать захватить военную базу США на острове Мидуэй. Он верил, что вооружённые силы Японии смогут повторить успех Пёрл-Харбора. Однако этим планам не суждено было сбыться: американская разведка взломала шифр японских радиопередач и проинформировала адмирала Честера Нимица о готовящейся атаке. В результате Японии было нанесено сокрушительное поражение: флот потерял 4 авианосца с 248 самолётами, один крейсер и 2500 человек убитыми. В августе 1942 г. американский десант высадился на Гуадалканале. Попытки японцев отбить остров не увенчались успехом, поражение в морском сражении 12–14 ноября дало понять это окончательно.

К началу 1943 г. японский флот был существенно истощён боями, боевой дух стремительно падал. Чтобы подбодрить солдат, адмирал Ямамото решил провести личную инспекцию воинских частей Японии, расположенных на островах Шортленд и Бугенвиль в южной части Тихого океана.

Американское командование желало отомстить адмиралу Ямамото за атаку на Пёрл-Харбор, вынудившую США вступить во Вторую мировую войну раньше намеченного плана. Тихоокеанская инспекция Ямамото была для этого хорошим шансом. 14 апреля 1943 г. в рамках операции «Мэджик» американская разведка перехватила и расшифровала радиограмму, в которой был подробно расписан план его путешествия.

Ямамото собирался выдвинуться из Рабаула в 6:00 и приземлиться на острове Бугенвиль в 8:00. В 8:40 он прибывал на корабле в Шортленд, потом в 9:45 на том же корабле возвращался к Балале в 10:30. Оттуда в 11:00 он вылетал на бомбардировщике Мицубиси G4M «Бетти» и прибывал на аэродром Буин (Кахили) в 11:10. В 14:00 он вылетал с Буина обратно и прибывал в Рабаул в 15:40.

Секретный план американской операции «Месть» предусматривал атаку на бомбардировщик Ямамото. Для её проведения были выделены 18 истребителей Локхид P-38G «Лайтнинг» из 339-й истребительной эскадрильи 13-й воздушной армии США. Они должны были пролететь 700 километров над морем, добравшись до цели с ближайшей американской базы. Это самая длинная миссия перехвата Второй мировой войны, осуществлённая береговой авиацией.

Роковой день настал. 18 апреля в 6:00 утра два японских бомбардировщика G4M «Бетти» взлетели с аэродрома Вунаканау рядом с Рабаулом и преодолели короткую дистанцию до аэродрома Лакунаи, чтобы подобрать пассажиров, в числе которых был адмирал Ямамото и его персонал. В 6:10 утра, согласно намеченному плану, они вылетели в сопровождении шести истребителей A6M «Зеро» из 204-й авиационной группы. Формация отправилась в сторону Бугенвиля строго по расписанию.

Тем временем американские P-38G «Лайтнинги» поднялись с аэропорта Кукум на Гуадалканале. Для преодоления столь длительного пути на них были установлены дополнительные топливные баки. Они засекли японскую формацию на юге залива Императрицы Августы на Бугенвиле. P-38G разделились, чтобы заняться эскортными «Зеро», пока атакующая группа нападает на главную цель миссии – два бомбардировщика, в одном из которых сидел Ямамото.

На расстоянии примерно полутора километров истребители P-38G были замечены японской формацией. Бомбардировщик Ямамото совершил защитный манёвр, нырнув на низкую высоту. За ним последовал второй G4M. «Бетти», в котором находился адмирал Ямамото, был подбит в районе 8:00 утра и упал в джунгли рядом с деревней Аку в южной части Бугенвиля. Атаку осуществили два истребителя P-38G, которыми управляли капитан Томас Ланфье и лейтенант Рекс Барбер. Последующие исследования атрибутировали роковой выстрел Барберу. Второй бомбардировщик G4M был атакован сзади тремя истребителями и упал в море у Мойла-Пойнт.

Картина "Смерть японского адмирала Исороку Ямамото" сержанта Вона А. Басса (Vaughn A. Bass)

Ближайший японский пост находился в Аку. Оттуда лейтенант Хамасуна увидел дым от крушения. Сперва он подумал, что это разбился американский аэроплан. Позже, с целью опознать тело погибшего адмирала, на место крушения был отправлен патруль японского флота. Тело Ямамото было доставлено на бывшую австралийскую заставу Буин, 20 апреля произвели вскрытие. Большинство опубликованных отчётов свидетельствуют, что он умер на своём сиденье, получив два пулевых ранения в спину. Однако было и другое врачебное заключение, согласно которому Ямамото не имел видимых ран кроме пореза над глазом. Это породило массу спекуляций о том, что адмирал мог выжить при крушении, а умер только спустя несколько часов. Причиной, согласно этой версии, могли послужить повреждения внутренних органов или шок.


Место крушения самолёта Ямамото, апрель 1943 г.

После вскрытия тело Ямамото было кремировано вместе с униформой и захоронено на Буине. Часть его пепла была отправлена в Японию. Сперва его доставили на борту G4M1 «Бетти» на остров Трук, там погрузили на линкор «Мусаси» , отбывавший в Токио 3 мая 1943 г. К этому моменту весть о кончине Ямамото Исороку была официально доведена до японской прессы в смягчённой формулировке «умер в бою на борту самолёта». 5 июня в Токио состоялись почётные государственные похороны адмирала. Ему посмертно присвоили звание Адмирала флота и наградили орденом Хризантемы первой степени. Останки Ямамото захоронены на кладбище Тама, небольшая их часть была передана его жене и покоится в их семейном святилище в городе Нагаока.


Прах Ямамото спускают с линкора "Мусаси", 23 мая 1943 г.

На протяжении войны Соединённые Штаты не сообщали новостей об атаке на самолёт Ямамото, чтобы не раскрыть таким образом факт взлома японских шифров. Сперва убийство Ямамото приписали пилоту Томасу Ланфье. Приземлившись первым, он немедленно заявил, что в одиночку сбил самолёт Ямамото. Не дожидаясь брифинга после миссии или опроса других пилотов, победу записали на его счёт. Официально ВВС США никогда это не опровергали.


Государственные похороны Ямамото, 5 июня 1943 г.

В ходе послевоенного расследования выяснилось, что Рекс Барбер на своём P-38G «Мисс Вирджиния» был единственным пилотом, сбившим G4M «Бетти» Ямамото. Это было результатом длительной полемики, породившей несколько наблюдательных советов ВВС США и «Ассоциации миссии Ямамото», посвящённой изучению миссии «Месть». Данная версия имеет ряд веских доказательств, среди которых показания единственного выжившего пилота «Зеро» и исследование обломков бомбардировщика. Сам Ланфье утверждал в письме, написанном генералу Кондону, что сбитый бомбардировщик Ямамото упал в море.


Лейтенант Рекс Барбер

Место крушения расположено в джунглях рядом с Мойла-Пойнт, в нескольких километрах от дороги Пангуна – Буин, рядом с деревней Аку. Сегодня обломки строго охраняются от воровства и растаскивания на сувениры. С 1960-х гг. японские делегации посещали место крушения и установили мемориальную табличку на сиденье адмирала. В 1970-х гг. дверь фюзеляжа, часть крыла, сиденье Ямамото и один из штурвалов самолёта были перемещены с места крушения в мемориальный музей.

Могила Ямамото

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!