Образовательный портал - Varnavinschool

Сколько населения в красный лиман. Красный лиман

Город Красный Лиман, Донецкая область

Железнодорожный вокзал

Бюст дважды Герою Советского Союза
Леониду Денисовичу Кизиму

Памятник Родины-матери


Красный Лиман – город областного значения, районный центр. Расположен на севере области у озера Лиман на железнодорожной магистрали Харьков-Ростов. Расположен в 105 км к северу от областного центра. Важный железнодорожный узел.
Находится: Украина, Донецкая область, Краснолиманский район.

Территория, на которой расположен Красный Лиман , была обитаема издавна. В бассейне Северского Донца археологи П. П. Ефименко и Н. В. Сибилев обнаружили ряд ценных археологических памятников. В частности, в западной части Красного Лимана, которая подходит к реке, найдены остатки стоянок рыболовов и охотников эпохи неолита, вблизи села Щурова - остатки поселения эпохи бронзы. На берегу озера Лиман раскопано скифское поселение 4 - 3 вв. до н. э. Кроме того, найдены каменные скульптуры кочевников 9 - 13 вв.

Слобода Лиман основана в 1667 году недалеко от Маяцкой крепости в числе других поселений для обороны от крымских татар. Название получила от озера, на берегу которого возникла.

В 1825 году слобода Лиман преобразована в военное поселение. Тут стояло 258 дворов военных поселенцев, которые распределялись по ротам, подчинялись строгой воинской дисциплине, не имели права заниматься ремеслом и торговлей. В 1857 году правительство перевело поселенцев на положение государственных крестьян.

В 1879 году в Лимане были построены:

  • три маслобойни,
  • две кузницы,
  • две лавки,
  • магазин.

Каждый год проводились две ярмарки, на которых торговали хлебом, скотом, рыбой, ремесленными изделиями.

В 1907 - 1913 гг. сооружена железнодорожная линия Льгов-Лиман. Одновременно в селе построены паровозное депо, ремонтные мастерские. Накануне первой мировой войны в Лимане работали фельдшерский пункт, земская школа, училище.

В конце 1920-х гг. в Лимане проведена техническая реконструкция железнодорожного узла, построена электростанция, водокачка, водопровод, пост для экипировки паровозов.

В 30-х гг. сооружены:

  • канифольно-скипидарный завод,
  • предприятия по переработке утиля,
  • хлебозавод,
  • молокозавод,
  • созданы промартели по пошиву одежды и обуви.

В 1938 году железнодорожный поселок и село Лиман объединены в город Красный Лиман. Накануне Великой Отечественной войны в городе были построены: Дворец культуры, Дом коммуны, 9 общеобразовательных школ, две школы рабочей молодежи, филиал Харьковского железнодорожного института, железнодорожный техникум.

В 1950-х гг. построены:

  • шлакоблочный завод,
  • завод силикатного кирпича,
  • авторемонтные мастерские,
  • пищевой комбинат,
  • цех по изготовлению антибиотиков при ветлечебнице.

С 1975 года действуют асфальтный и комбикормовый заводы. В городе находится метеостанция.

Красный Лиман является крупным железнодорожным узлом. Основные предприятия: локомотивное депо, заводы асфальтобетонные, консервный, комбикормовый, карьероуправление, пищевкусовая фабрика, лесхоззаг, зверохозяйство.

Краснолиманское зверохозяйство – одно из самых крупных в Украине. Ежегодно здесь производится более 40 тысяч шкурок норки. Содержание зверьков в условиях, близких к естественным, позволяет получать мех высокого качества.

В городе работают:

  • техническая школа машинистов,
  • медицинское училище.

Лесные окрестности Красного Лимана служат местом отдыха жителей Донецкой и других областей Украины.

Красный Лиман – родина летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза Л. Д. Кизима.

Достопримечательности:

  • Дом науки и техники локомотивного депо (улица Кирова);
  • Спортивный комплекс «Локомотив» (улица Чапаева);
  • Дом культуры микрорайона «Восточный» (улица 3 Пятилетки).

Флаг Красный Лиман

Герб Красный Лиман

Страна Украина
Статус город областного подчинения
Область Донецкая область
Район Краснолиманский район
Плотность 1 548 чел./км²
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Координаты Координаты: 48°59′00″ с. ш. 37°48′30″ в. д. / 48.983333° с. ш. 37.808333° в. д. (G) (O) (Я)48°59′00″ с. ш. 37°48′30″ в. д. / 48.983333° с. ш. 37.808333° в. д. (G) (O) (Я)
Автомобильный код AH / 05
Город с 1938
Телефонный код +380 6261
Прежние названия до год1 - Лима́н
Основан 1667
Почтовые индексы 84400-84409
Население 28,2 тыс. человек (2001)
Глава Леонид Перебейнос
Площадь 18,2 км²

Красный Лиман (укр. Красний Лиман) - город областного значения в Донецкой области. Административный центр Краснолиманского района (в состав района не входит). Железнодорожный узел.

Экономика

Сегодня Красный Лиман - крупнейший железнодорожный узел, обрабатывающий до 30 % всех грузов Донецкой железной дороги. На железнодорожном транспорте трудится 35 % общего число занятых в народном хозяйстве, в промышленности - 18 %. Предприятия железнодорожного транспорта (ТЧ Красный Лиман), пищевой промышленности, комбикормовый завод, карьероуправление и другие.

По праву Красный Лиман можно называть преимущественно сельскохозяйственным регионом. На территории Краснолиманского района работают более 80 предприятий сельского хозяйства. Лесхоззаг, зверохозяйство - одно из самых крупных на Украине. Ежегодно здесь производится более 40 тыс. шкурок норки. Содержание зверьков в условиях, близких к естественным, позволяет получать мех высокого качества.

Ранее в городе работали заводы силикатного кирпича, асфальтобетонный и консервный завод, пищевкусовая фабрика. Имеется торский филиал ООО «Донбасснефтепродукт».

  • Объем промышленного производства - 3,6 млн гривен (на 1 жителя - 129 грн.).
  • Индекс промышленной продукции - 15,5 % в 2003 году к 1990 году.

Достопримечательности

  • Спортивный комплекс «Локомотив» (ул. Чапаева)
  • Дом культуры микрорайона «Восточный» (ул. 3 Пятилетки)
  • Дом науки и техники локомотивного депо (ул. Кирова)

География

Находится на севере Донецкой области. Входит в Краматорскую агломерацию.

Расстояние до Донецка: по автодорогам - 136 км, по ж/д - 137 км. Расстояние до Киева: по автодорогам - 789 км, по ж/д - 650 км.

Социальная сфера

Техническая школа машинистов. Медицинское училище. 3 больницы (865 мест, 100 врачей), 3 дворца культуры, 29 библиотек, 10 школ (4 500 учеников и 250 педагогов).

Знаменитые жители

Красный Лиман - родина космонавта СССР Леонида Кизима.

История

Год основания датируется по-разному: от 1644 до 1667 года. Последний год наиболее вероятен, ибо именно под ним встречается первое упоминание о слободе Лиман, которая была основана казаками из крепости Маяки, находящейся неподалеку. Слобода Лиман (позже село Лиман) входила в Изюмский уезд Харьковской губернии и расположена возле остатков древних озер, давших ей имя (Лиман - озеро), в 8 км от реки Северский Донец. В 1911 году здесь прошла железная дорога, было построено паровозное депо и станция Шухтаново (до 1916 года), названная так в честь путейского инженера Шухтанова. В 1923 году бывшие бойцы 1-й Украинской армии обратились к властям советской Украины с просьбой переименовать станцию Лиман в станцию Красный Лиман. Ходатайство было удовлетворено. Во время административной реформы 1938 года станция Красный лиман село Лиман были объединены в одно целое. Так возник город Красный Лиман - районный центр, образованной шестью годами ранее Донецкой области.

В 1950-х годах построены заводы шлакоблочный, силикатного кирпича, авторемонтные мастерские, пищевой комбинат, цех по изготовлению антибиотиков при ветлечебнице, электрифицирован железнодорожный узел. С 1975 года действуют асфальтный и комбикормовый заводы.

Население

28,172 тыс. жителей (2001) с территориями, подчиненными горсовету 29,61 тыс. жителей. В городе преобладает использование русского языка. Количество населения на начало 2004 года - 26,7 тыс. человек.

Рождаемость - 7,7 на 1000 человек, смертность - 21,1, естественная убыль - 13,4, сальдо миграции отрицательное (-13,9 на 1000 человек).

Финансы

Прямые иностранные инвестиции на 2003 год - 0,15 млн долларов США. Объём произведённых услуг в 2003 году - 87,1 млн гривен. Коэффициент безработицы - 5,6 %. Среднемесячная зарплата в 2003 году - 571 гривен.

Солнце - источник жизни на планете. Его лучи дарят необходимые свет и тепло. Вместе с тем ультрафиолетовое излучение Солнца губительно для всего живого. Чтобы найти компромисс между полезными и вредными свойствами Солнца, метеорологи рассчитывают индекс ультрафиолетового излучения, который характеризует степень его опасности.

Какое УФ-излучение Солнца бывает

Ультрафиолетовое излучение Солнца имеет широкий диапазон и подразделяется на три области, две из которых достигают Земли.

  • УФ-А. Длинноволновое излучение диапазона

    315–400 нм

    Лучи почти свободно проходят через все атмосферные «заграждения» и доходят до Земли.

  • УФ-B. Средневолновое излучение диапазона

    280–315 нм

    Лучи на 90 % поглощается озоновым слоем, углекислым газом и водяным паром.

  • УФ-C. Коротковолновое излучение диапазона

    100–280 нм

    Самая опасная область. Полностью поглощаются стратосферным озоном, не достигая Земли.

Чем больше в атмосфере озона, облаков и аэрозолей, тем меньше губительное воздействие Солнца. Однако эти спасительные факторы имеют высокую естественную изменчивость. Годовой максимум стратосферного озона приходится на весну, а минимум - на осень. Облачность ― одна из самых непостоянных характеристик погоды. Содержание углекислого газа также все время меняется.

При каких значениях УФ-индекса существует опасность

УФ-индекс дает оценку величины УФ-излучения Солнца на поверхности Земли. Значения УФ-индекса варьируются от безопасного 0 до экстремального 11+.

  • 0 – 2 Низкий
  • 3 – 5 Умеренный
  • 6 – 7 Высокий
  • 8 – 10 Очень высокий
  • 11+ Экстремальный

В средних широтах УФ-индекс приближается к небезопасным значениям (6–7) только при максимальной высоте Солнца над горизонтом (происходит в конце июня - начале июля). На экваторе в течение года УФ-индекс достигает 9...11+ баллов.

Чем полезно Солнце

В малых дозах УФ-радиация Солнца просто необходима. Солнечные лучи синтезируют необходимые для нашего здоровья меланин, серотонин, витамин D, предотвращают рахит.

Меланин создает своеобразный защитный барьер для клеток кожи от вредного воздействия Солнца. Из-за него наша кожа темнеет и становится эластичней.

Гормон счастья серотонин влияет на наше самочувствие: он улучшает настроение и повышает общий жизненный тонус.

Витамин D укрепляет иммунную систему, стабилизирует кровяное давление и выполняет антирахитные функции.

Чем опасно Солнце

Принимая солнечные ванны, важно понимать, что граница между полезным и вредным Солнцем очень тонка. Чрезмерный загар всегда граничит с ожогом. Ультрафиолетовое излучение повреждает ДНК в клетках кожи.

Защитная система организма не может справиться с таким агрессивным воздействием. Это снижает иммунитет, повреждает сетчатку глаз, вызывает старение кожи и может привести к раку.

Ультрафиолет разрушает цепочку ДНК

Как Солнце влияет на людей

Восприимчивость к УФ-излучению зависит от типа кожи. Наиболее чувствительны к Солнцу люди европейской расы - для них защита требуется уже при индексе 3, а опасным считается 6.

В то же время для индонезийцев и афроамериканцев этот порог составляет 6 и 8 соответственно.

Кто больше всего попадает под влияние Солнца

    Люди со светлым

    тоном кожи

    Люди, имеющие много родинок

    Жители средних широт во время отдыха на юге

    Любители зимней

    рыбалки

    Горнолыжники и альпинисты

    Люди, имеющие семейную историю рака кожи

В какую погоду Солнце опаснее

То, что Солнце опасно только в жаркую и ясную погоду - распространенное заблуждение. Обгореть можно и в прохладную облачную погоду.

Облачность, какой бы плотной она ни была, вовсе не сводит количество ультрафиолета к нулю. В средних широтах облачность значительно уменьшает риск обгореть, чего нельзя сказать о традиционных местах пляжного отдыха. Например, в тропиках, если в солнечную погоду можно обгореть за 30 минут, то в облачную - за пару часов.

Как защищаться от Солнца

Для защиты от губительных лучей соблюдайте простые правила:

    Меньше находитесь на Солнце в полуденные часы

    Носите светлую одежду, в том числе широкополые шляпы

    Пользуйтесь защитными кремами

    Надевайте солнцезащитные очки

    На пляже больше находитесь в тени

Какой солнцезащитный крем выбрать

Солнцезащитный крем различается по степени защиты от Солнца и маркируется от 2 до 50+. Цифры означают долю солнечной радиации, которая преодолевает защиту крема и достигает кожи.

Например, при нанесении крема с маркировкой 15, только 1/15 (или 7 %) ультрафиолетовых лучей преодолеют защитную пленку. В случае с кремом 50 - только 1/50, или 2 %, воздействуют на кожный покров.

Солнцезащитный крем создает на теле отражающий слой. Вместе с тем важно понимать, что ни один крем не способен отразить 100 % ультрафиолета.

Для повседневного использования, когда время нахождения под Солнцем не превышает получаса, вполне подойдет крем с защитой 15. Для загара на пляже лучше брать 30 и выше. Однако для светлокожих рекомендуется использовать крем с маркировкой 50+.

Как применять солнцезащитный крем

Крем следует наносить равномерно на всю открытую кожу, в том числе лицо, уши и шею. Если планируете загорать достаточно долго, то крем следует наносить дважды: за 30 минут до выхода и, дополнительно, перед выходом на пляж.

Необходимый объем для нанесения уточняйте в инструкции крема.

Как применять солнцезащитный крем при купании

Солнцезащитный крем следует наносить каждый раз после купания. Вода смывает защитную пленку и, отражая солнечные лучи, увеличивает дозу получаемого ультрафиолета. Таким образом, при купании риск обгорания возрастает. Однако за счет эффекта охлаждения вы можете не почувствовать ожог.

Обильное потоотделение и обтирание полотенцем - также повод, чтобы повторно защитить кожный покров.

Следует помнить, что на пляже, даже под зонтиком, тень не обеспечивает полноценной защиты. Песок, вода и даже трава отражают до 20 % ультрафиолетовых лучей, увеличивая их воздействие на кожу.

Как защищать глаза

Солнечный свет, отражаясь от воды, снега или песка, может вызвать болезненный ожог сетчатки глаз. Для защиты глаз используйте солнечные очки с ультрафиолетовым фильтром.

Опасность для горнолыжников и альпинистов

В горах атмосферный «фильтр» тоньше. На каждые 100 метров высоты УФ-индекс увеличивается на 5 %.

Снег отражает до 85 % ультрафиолетовых лучей. Кроме того, до 80 % отраженного снежным покровом ультрафиолета вновь отражается облаками.

Таким образом, в горах Солнце наиболее опасно. Защищать лицо, нижнюю часть подбородка и уши необходимо даже в облачную погоду.

Как бороться с солнечными ожогами, если вы обгорели

    Обработайте тело влажной губкой, чтобы смочить ожог

    Смажьте обгоревшие участки противоожоговым кремом

    При повышении температуры обратитесь ко врачу, вам могут рекомендовать принять жаропонижающее

    Если ожог сильный (кожа сильно набухает и пузырится), обратитесь за медицинской помощью

Красный Лиман (до 1938 года - поселок Лиман) - город районного подчинения, центр района. Расположен в 105 км к северу от областного Центра на железнодорожной магистрали Москва - Ростов. Важный железнодорожный узел. Население - 32,4 тыс. человек. Краснолиманскому городскому Совету подчинены поселок Ставки и села Брусовка, Старый Караван, Щурово.

Территория, на которой расположен Красный Лиман, была обитаема издавна. В бассейне Северского Донца археологи П. П. Ефименко и Н. В. Сибилев обнаружили ряд ценных археологических памятников. В частности, в западной части Красного Лимана, которая подходит к реке, найдены остатки стоянок рыболовов и охотников эпохи неолита, вблизи села Щурова - остатки поселения эпохи бронзы. На берегу озера Лиман раскопано скифское поселение IV-III вв. до н. э. Кроме того, найдены каменные скульптуры кочевников IX-XIII вв. н. эры.

Оседлое население на территории современного Красного Лимана появилось в XVII в., когда Русское государство с целью обороны от крымских татар укрепляло сторожевую службу на Северском Донце. Возникновение поселения Лиман тесно связано с историей Маяцкой крепости, расположенной от него в 14 км. Невдалеке проходил Изюмский шлях, которым пользовались крымские татары, совершая набеги на украинские и русские земли. Вблизи Маяцкой крепости для охраны этого степного района от кочевых орд было основано ряд поселении, в т. ч. слобода Лиман, возникшая в 1667 году. Свое название она получила от одноименного озера. Кроме поселенцев, занятых военно-сторожевой службой, земли вдоль Северского Донца заселяли казаки и беглые крестьяне с Приднепровья.

Укрепляя оборонительные рубежи, царское правительство всячески содействовало росту крупного феодального землевладения, щедро раздавая земли как русским помещикам, так и украинской казацкой старшине. Служилые люди, казаки-подпомощники, проживавшие в Лимане, выполняли обременительные повинности в пользу казны и старшины: строили дороги, возили дрова и пр. Это вызывало возмущение, протест, жалобы у трудовой части населения. Так, в июле 1763 года от их имени С. Шрамко, Ф. Боровенский, П. Моспан обратились в «Комиссию слободских полков» с жалобой на сотника Богуславского за притеснения, произвол, поборы. Они сообщали, что и ранее обращались с подобными жалобами в «Комиссию», но положение их не только не улучшилось, а все более ухудшалось.

После ликвидации украинских слободских полков казаки были лишены казацких привилегий и превращены в военных обывателей, близких по своему положению к государственным крестьянам. В 1767 году в Лимане проживало 1337 обывателей. В 1818 году в Изюмском уезде произошли выступления местных жителей против создания здесь военных поселений. Власти прибегли к оружию. Для предотвращения новых волнений царское правительство временно отказалось от устройства здесь военных поселений. Поэтому слобода Лиман была преобразована в военное поселение лишь 18 февраля 1825 года. В 1830 году в ней насчитывалось 258 дворов военных поселенцев. Жители распределялись по ротам, была введена суровая военная дисциплина. Тяжелое положение поселенцев усугубило и запрещение заниматься ремеслом и торговлей, что отрицательно сказалось на развитии хозяйства. После ликвидации в 1857 году царским правительством военных поселений, поселяне были переведены на положение государственных крестьян.

В соответствии с царскими указами 1866-1867 гг. о поземельном устройстве государственных крестьян самый высокий земельный надел на ревизскую душу в Лимане равнялся четырем десятинам и был значительно меньше среднего надела в Харьковской губернии. Кроме того, часть крестьян вынудили переселиться на худшие земли. На смену крепостнической эксплуатации пришла другая - капиталистический грабеж.

Реформа способствовала дальнейшему развитию ремесел и внутреннего рынка, вовлечению основной массы крестьян в сферу товарно-денежных отношений. В 1879 году в Лимане имелись три маслобойни, две кузницы, две лавки и магазин. Ежегодно в селе устраивались две ярмарки, еженедельно, по воскресеньям,- базары, где торговали хлебом, скотом, рыбой и ремесленными изделиями.

В начале XX в., в связи с ухудшившимся экономическим положением трудящихся масс и под влиянием нарастающего революционного движения в стране, крестьяне Лимана включились в борьбу с самодержавием. В 1903 году харьковские социал-демократы привозили в село прокламации и листовки, разоблачавшие политику царизма и призывавшие к борьбе с ним. Их распространяли революционно настроенные жители села.

Многие безземельные крестьяне и батраки, уходившие из Лимана в поисках работы на предприятия Харькова, Изюма, Таганрога, Славянска, Бахмута, Краматорска, пополняли ряды рабочего класса и принимали участие в его борьбе против самодержавия.

В период первой русской буржуазно-демократической революции 1905-1907 гг. харьковские большевики вели активную политическую агитацию среди жителей Лимана, организовывали митинги и сходки, на которых выдвигались требования раздела помещичьей земли и политических свобод. Под их руководством в 1905 году в селе была организована первомайская демонстрация. 25 июня 1905 года трудящиеся Лимана участвовали в антиправительственной демонстрации, состоявшейся в Изюме; 2 июля этого же года - в митинге на Краматорском машиностроительном заводе. 14 сентября 1907 года жители Лимана избрали своим делегатом на собрание выборщиков по выборам в III Государственную думу А. А. Дегтярева - организатора антиправительственных выступлений.

На экономическое развитие поселка оказало влияние строительство железнодорожной линии Льгов - Лиман. Железнодорожный участок Лозовая - Славянок - Никитовка, построенный в 1869 году, не обеспечивал своевременного вывоза грузов из Донбасса. В 1907 году акционерное общество Северодонецкой железной дороги начало сооружение повой линии по проектам, разработанным еще в 1895 году т. н. Особой комиссией по укреплению железных дорог Донбасса. На строительство нанимались рабочие и крестьяне Харьковской, Полтавской, Курской и других губерний. Одновременно в Лимане сооружались паровозное депо, ремонтные мастерские, производственные помещения. Железнодорожные участки Основа - Лиман - Яма, Славянск - Лиман, Краматорск - Лиман и помещение самой станции Лиман введены в действие в 1911 году, а в 1913 году закончилась укладка второй колеи пути на участке Лиман - Яма.

Условия труда и жизни рабочих железной дороги были крайне тяжелыми. Они ютились в дощатых бараках, где кровати заменяли двухъярусные нары. Но и такое жилье имели далеко не все. Многим рабочим приходилось после смены спать на паровозах, в вагонах или песочницах. Не в лучшем положении находились крестьяне. В отчете 5-го медицинского участка за 1879 год отмечалось, что они живут в глиняных лачугах, которые представляют собой нечто вроде «ноева ковчега», вмещая, помимо семьи хозяина, еще мелкий домашний скот и птицу. На двух улицах Лимана с характерными для того времени названиями - Грязной и Баклажановке - не хватало даже колодцев. Высокой была смертность населения во время эпидемий. Лишь в августе 1870 года из 110 заболевших крестьян умерли 23. Только в 1910 году земское собрание решило открыть фельдшерский пункт на средства Лиманской общины.

Земская одноклассная школа, основанная в 1870 году, помещалась в одной комнате. В 1911 году в школе обучались 71 мальчик и 15 девочек, работал один учитель. За три года закончили школу всего восемь учеников. Накануне первой мировой войны на станции Лиман открылось двухклассное училище, в котором в 1919-1920 гг. работал известный украинский советский поэт А. С. Панив (1899-1942).

Новый революционный подъем, начавшийся в стране, охватил и трудящихся Лимана. На первомайском митинге в 1912 году они заявили о своей солидарности с рабочими Ленских рудников. Ядро лиманских рабочих составляли бывшие строители железной дороги, пришедшие из соседних промышленных городов, и местные жители. Среди них были и большевики, а также революционно настроенные рабочие, проводившие активную политическую работу среди населения. Так, в 1913 году слесарь паровозного депо В. Л. Шахматов распространял в Лимане большевистскую газету «Правда». За антиправительственную пропаганду подвергались преследованиям рабочие А. Н. Изотов, Ф. К. Человян и другие.

В 1916 году в поселке состоялась забастовка железнодорожников, которые выступили против войны, требуя мира и хлеба.

После Февральской буржуазно-демократической революции большевики Лимана организовали в поселке демонстрацию рабочих и крестьян в поддержку рабочих Петрограда. 15 марта в здании училища (ныне один из корпусов школы-интерната) состоялось общее собрание жителей Лимана, избравшее Совет рабочих и солдатских депутатов, в котором большинство мест захватили меньшевики. На железнодорожной станция в марте 1917 года были созданы профсоюзная организация и союз молодежи «Спартак». Лиманские большевики поддержали Апрельские тезисы В. И. Ленина и решения VII (Апрельской) Всероссийской конференции большевиков. На первомайском митинге в 1917 году многие ораторы заканчивали свои выступления словами: «Да здравствует социалистическая революция!», «Да здравствует наш вождь Ленин!». Для борьбы с контрреволюцией большевики Лимана создали из рабочих и батраков отряд Красной гвардии. Под влиянием большевиков 25 июня состоялись перевыборы Совета. В состав исполнительного комитета вошли 25 большевиков и всего 5 меньшевиков и эсеров.

В августе 1917 года перед рабочими и крестьянами Лимана выступил Г. И. Петровский, совершавший в то время поездку по Донбассу, с призывом объединиться под большевистскими лозунгами. 15 сентября 1917 года в Лимане оформилась большевистская организация. В ее состав вошли рабочие В. П. Дудник, А. С. Удовиченко, Ф. С. Воробьев и другие. Возглавил организацию слесарь паровозного депо Ф. И. Ведь. Большевики широко пропагандировали решения VI съезда РСДРП(б). Установив связь с ЦК партии, они получали оттуда политическую литературу, большевистскую газету «Рабочий путь». В ответ на письмо большевиков Лиманского депо секретарь ЦК РСДРП(б) Е. Д. Стасова сообщала: «Очень рады, что газета доставляет поддержку в вашей работе. Литературу вам высылаем». В октябре 1917 года партийная организация Лимана, выросшая до 70 человек, помогла укрепить красногвардейский отряд, послав туда большевиков. 20 октября в Лимане был создан штаб Красной гвардии, в котором преобладали большевики.

После победы Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде на станции и в селе 26 и 27 октября прошли массовые митинги и собрания, где приняты резолюции, в которых рабочие и крестьяне заверяли Центральный Комитет большевистской партии, В. И. Ленина в поддержке революционного Петрограда и власти Советов. 28 октября состоялись новые перевыборы Совета рабочих и солдатских депутатов. Председателем избрали большевика X. Полякова. Одновременно был создан ревком во главе с коммунистом Ф. И. Ведем. По требованию рабочих от управления железнодорожным узлом были отстранены старые руководители, оказавшие сопротивление революционным мероприятиям. Осуществлялась национализация частных предприятий. Под руководством партийной организации и Совета трудящиеся Лимана приступили к восстановлению железнодорожного транспорта, ремонту паровозов. Весной 1918 года беднота начала распределение помещичьих земель. Совет предпринял также меры по ликвидации неграмотности среди населения. Было открыто 4 школы на 360 учащихся.

Большевистская организация Лимана активно поддерживала внешнюю политику Советского государства. Делегатом на Чрезвычайный IV Всероссийский съезд Советов был избран рабочий паровозного депо большевик В. П. Дудник. По возвращении он разъяснял трудящимся ленинскую политику мира.

Большие усилия партийной организации и Совета в этот период были направлены на разгром врагов молодой Советской республики. Рабочие и крестьяне Лимана обучались военному делу. В поселке организовали боевую дружину из 400 человек, которая позднее влилась в прибывший сюда красногвардейский отряд юзовских рабочих во главе с М. А. Кабановым. Рабочие депо переоборудовали для красногвардейцев паровоз и два вагона-пульмана в бронепоезд, получивший название «Молния». Красногвардейский отряд принимал активное участие в борьбе с калединцами. В апреле 1918 года, когда над Донбассом нависла угроза австро-германской оккупации, началась эвакуация паровозов и оборудования. Во второй половине апреля австро-германские войска захватили Лиман. Большевики создали в поселке подпольную ячейку. Ее возглавили Я. Н. Кучеренко, Н. Я. Скоков, Е. Ф. Глущенко. Партячейка поддерживала тесную связь с парторганизацией станции Основа и вместе с ней 27 июня приняла участие в выборах делегатов на I съезд КП(б)У. Большевики распространяли листовки, проводили агитационную и пропагандистскую работу среди населения. В июле 1918 года железнодорожники Лимана приняли активное участие во всеукраинской забастовке рабочих железных дорог. В августе развернул боевые действия лиманский партизанский отряд, возглавляемый рабочим депо М. И. Дзюбой.

В начале января 1919 года после изгнания австро-германских оккупантов в Лимане была восстановлена власть Советов. Был избран Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Большевики поселка и станции Лиман избрали бюро партийной организации. В январе 1919 года возобновила свою деятельность и профсоюзная организация железнодорожного узла. Но весной этого года здесь начались кровопролитные бои с белогвардейцами. Части 9-й дивизии 13-й армии сдерживали натиск деникинцев в районе Дружковки, Славянска и Лимана. Когда в июне 1919 года поселок захватили белогвардейцы, трудящиеся массы, следуя призыву большевиков, поднялись на борьбу против врага. Многие из них вступили в партизанский отряд под командованием М. И. Дзюбы. На железнодорожных участках Лиман - Святогорская и Лиман - Яма партизаны пустили под откос несколько вражеских эшелонов, взорвали железнодорожный мост, захватили много оружия.

После успешных боевых операций разрозненные партизанские отряды Лимана, Поповки, Бахмута, Славянска влились в 12-й Украинский советский полк. Деникинцы бросили против народных мстителей 800 казаков с артиллерией, однако им не удалось разгромить партизан. Во время наступления Красной Армии патриоты в районе Лимана разгромили белогвардейский батальон и разрушили железнодорожную линию. 27 декабря 1919 года части 13-й армии освободили Лиман.

Лиманцы храбро сражались с врагом. За мужество и героизм, проявленные в боях, многие из них удостоены правительственных наград. Командир пулеметной роты 12-го Украинского советского полка Г. Д. Воловод был награжден орденом Красного Знамени. Почетную грамоту Реввоенсовета Первой Конной армии машинисту бронепоезда «Победа или смерть» И. Ф. Дуднику вручил С. М. Буденный. В борьбе за власть Советов смертью храбрых пали первый председатель ревкома Ф. И. Ведь, командир партизанского отряда М. И. Дзюба, один из организаторов молодежи в Лимане М. Я. Сластиенко и другие. Тела лиманцев, погибших в боях с белогвардейцами под Никитовкой в 1919 году, перевезли в родной поселок и похоронили в братской могиле (возле нынешней школы № 3), где героям установлен памятник. По ходатайству бывших бойцов 12-го Украинского советского полка станция Лиман 9 января 1925 года переименована в Красный Лиман.

После окончания гражданской войны большевики поселка возглавили борьбу трудящихся за восстановление разрушенного хозяйства. Их помощником стала созданная во второй половине января 1920 года комсомольская организация, вскоре объединившая 200 человек, в т. ч. 100 молодых рабочих.

Большую помощь лиманским коммунистам в пропаганде решений партии и правительства, направленных на восстановление народного хозяйства, оказал агитпоезд «Октябрьская революция», который возглавлял председатель ВЦИК М. И. Калинин. 2 февраля 1921 года он выступил с речью на митинге железнодорожников. По предложению М. И. Калинина в поселке были созданы продотряды для заготовки хлеба. Труженики Лимана собрали для голодающих Поволжья 3 млн. руб. деньгами и часть средств золотом и серебром. Единодушно одобрив решения X съезда РКП(б) о переходе к новой экономической политике, большевики Лимана записали в резолюции партийного собрания: «Клянемся быть стойкими бойцами за дело партии и не выпускать оружия из рук до окончательного торжества идеалов коммунизма во всем мире».

Рабочие ремонтировали паровозы и вагоны, восстанавливали пути, ликвидируя тяжелые последствия голода и разрухи. В условиях борьбы с бандитизмом они заготавливали дрова, необходимые как топливо для паровозов. Железнодорожники активно участвовали в коммунистических субботниках. 18 мая 1921 года «Правда» поместила фотоснимок участников одного из субботников, проведенного в паровозном депо станции Лиман. Благодаря помощи населения уже 1 октября 1922 года была оборудована лиманская электростанция, на перегоне Лиман-Основа установлена двухпроводная связь.

С июня 1920 года Лиман входил в Славянский уезд Донецкой губернии. В 1923 году он стал центром Лиманского района Бахмутского округа. Главные усилия районные партийные и советские органы направили на быстрейшее восстановление железнодорожного узла. Коммунистов и комсомольцев посылали на решающие участки производства. За короткий период были восстановлены шесть ведущих служб узла, в т. ч. паровозное депо и станция. В конце 1923 года в Лимане насчитывалось до 2005 рабочих. Росли ряды членов большевистской партии. В 1924 году более 200 передовых рабочих и крестьян района стали коммунистами ленинского призыва.

Рабочие-коммунисты оказывали большую помощь труженикам села. В результате осуществления ленинского Декрета о земле крестьяне Лиманского района получили 39 тыс. десятин земли. В начало 1925 года в Лимане создано первое товарищество по совместной обработке земли.

Наряду с решением хозяйственных задач Лиманский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, комсомольская и профсоюзная организации Лиманского железнодорожного узла под руководством коммунистов проводили значительную работу по улучшению жилищно-бытовых условий трудящихся, медицинского обслуживания. Вблизи станции вырос социалистический поселок железнодорожников. Одновременно возводились дома на средства жилищной кооперации. Открыли поликлинику, детскую консультацию, зубопротезную амбулаторию. Больных обслуживали 9 врачей и 11 средних медицинских работников. Во всех селах, входивших в черту современного Красного Лимана, имелись фельдшерско-акушерские пункты. К концу восстановительного периода в Лимане работали 4 начальные школы и свыше 10 школ по ликвидации неграмотности для взрослых. В 1925/26 учебном году открылась школа-семилетка. На железнодорожном узле функционировали профтехшкола и курсы машинистов. Работали клуб и рабочая библиотека. Кроме того, на предприятиях по инициативе комсомольцев создавались красные уголки, ставшие очагами новой, социалистической культуры. В 1922 году в селе открыли избу-читальню. По данным переписи 1926 года, в поселке и селе Лимане насчитывалось 4,8 тыс. жителей, из них на предприятиях и транспорте было занято 3,2 тыс. человек.

В конце 20-х годов в Лимане началась техническая реконструкция железнодорожного узла. В 1929 году вступила в строй новая электростанция, на строительство которой государство ассигновало почти полмиллиона рублей. Строились мощная водокачка, водопровод и пост для экипировки паровозов. По примеру шахтеров Донбасса железнодорожники Лимана включились в социалистическое соревнование. В 1929 году машинист паровоза коммунист с 1917 года И. С. Белан первым начал водить на участке Красный Лиман - Основа тяжеловесные поезда в 2000-2500 тонн вместо 1300. На призыв «От ударных бригад - к ударной работе всей Донецкой дороги!» первым откликнулся коллектив Краснолиманского кондукторского резерва, объявив себя ударным. Рабочие пассажирского парка организовали ударную бригаду им. В. И. Ленина.

В ноябре 1934 года на станции завершилось строительство первой в СССР и Европе большой механизированной горки для расформирования и составления поездов. Спустя два года в паровозном депо Лиман внедрена безогневая заправка паровозов, участки Красный Лиман - Никитовка и Красный Лиман - Основа переведены на автоблокировку. Значение узла как северных ворот Донбасса особенно возросло в 1939-1940 годах в связи с постройкой новой линии на Купянск.

В процессе освоения новой техники развернулось движение новаторов. Среди передовиков были электромеханик Е. Я. Беленко, составитель поездов И. С. Древаль, дежурная механизированной горки Е. Н. Андриевская, машинист паровоза А. П. Мирошниченко и др. Здесь прошли первое испытание паровозы марки «ФД». Машинист Г. Ф. Шулипа увеличил скорость и производительность паровоза «ФД» почти в 1,5 раза.

В 1935 году группу передовых железнодорожников пригласили на прием в Кремль. Г. Ф. Шулипа, А. П. Мирошниченко были награждены орденом Ленина, И. С. Древаль - орденом Трудового Красного Знамени. На всесоюзном совещании парторгов ряда крупных паровозных депо отмечалось, что в Красном Лимане есть 50 последователей П. Ф. Кривоноса. Машинисты С. В. Кладницкий и Г. С. Шумилов довели пробег паровоза «ФД» без ремонта до 50-56 тыс. км вместо 35 тыс. км, предусмотренных нормой.

Развивалась местная промышленность. Во второй половине 30-х годов в Лимане построены заводы - канифольно-скипидарный, по переработке утиля, хлебо- и молокозаводы. Начали работать промартели по пошиву одежды и обуви «Красный луч» и «Красный сапожник».

Рабочие поселка оказывали большую шефскую помощь трудовому крестьянству. Еще в 1929 году в Лимане созданы сельхозартели «12 лет Октября», «Красный партизан», «8 марта», «Цветущее поле». Среди первых председателей колхозов были посланцы рабочего класса коммунисты П. А. Олейник, А. П. Кравченко и другие. Из своих премий железнодорожники отчислили определенную сумму, на которую приобрели трактор, сеялку, косилку и другой сельскохозяйственный инвентарь. Делегация передала этот подарок районному съезду Советов. В 1930 году в Лимане организован совхоз «Ставки», снабжавший трудящихся свежими овощами и молоком.

По примеру железнодорожников в 30-е годы развернули социалистическое соревнование колхозники. Росту сельскохозяйственного производства способствовало объединение в 1938 году трех мелких сельскохозяйственных артелей в колхоз «За темпи». В конце второй пятилетки отдельные передовики получали здесь урожай зерновых по 15-18 центнеров с га. Еще более богатые урожаи собирали труженики артели «12 лет Октября» и совхоза «Ставки». В 1940 году рабочие совхоза получили по 19 цнт зерновых и по 138 цнт овощей с га, надой молока на корову составил 1720 литров. Колхоз «За темпи», который в том же году был участником Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, получил диплом за организацию племенных ферм. Лиманскую инкубаторно-птицеводческую станцию наградили малой золотой медалью Выставки. Увеличилась оплата труда в колхозах. Так, в 1940 году на трудодень колхозники сельхозартели «За темпи» получили по 2 кг зерна и по 4,62 руб. деньгами.

В 1938 году поселок и село Лиман слились. Новый населенный пункт отнесен к категории городов и назван Красным Лиманом. В начале 1939 года в Красном Лимане насчитывалось 25,6 тыс. жителей, из них свыше 20 тыс.- рабочие и служащие с семьями. В городе появились новые красивые улицы, многоэтажные дома, Дворец культуры им. Артема, Дом коммуны, новый вокзал и пр. Общественный жилищный фонд составлял 50 тыс. кв. метров. Индивидуальные застройщики построили свыше тысячи добротных домов. Во второй половине 30-х годов проложен водопровод, освещены улицы. С каждым годом улучшалось благосостояние трудящихся. В 1937 году в городе открылись первая десятилетка и медучилище. В начале третьей пятилетки в Красном Лимане было девять средних, восьмилетних и начальных школ, где обучались 4,5 тыс. детей, и две школы рабочей молодежи. В 1932 году открыты филиал Харьковского железнодорожного института и железнодорожный техникум. Выходила узловая газета «Транспортник» (рукописный выпуск с 1924, печатный - с 1929 года) и районная «За темпи» - с 1930 года (с 1965 года - «Зоря комунізму»). В июле 1932 года при редакции газеты «За темпи» организован литературный кружок, позже преобразованный в литстудию.

Во Дворце культуры им. Артема работали два драматических кружка, капелла бандуристов, симфонический, народных инструментов и духовой оркестры, танцевальный коллектив. В 1939 году капелла бандуристов выступала в Колонном зале Дома Союзов в Москве перед делегатами XVIII съезда ВКП(б).

Труженики Красного Лимана принимали активное участие в общественной жизни. На IX Всеукраинском съезде Советов лучший машинист тяжеловесных поездов П. С. Лагунов избран членом ВУЦИКа. Активный участник гражданской войны машинист паровоза И. Ф. Дудник в 1922-1923 гг. избирался кандидатом в члены ЦИК СССР. Делегатом Чрезвычайного VIII съезда Советов СССР была дежурная механизированной горки Е. Н. Андриевская. На выборах в Верховный Совет СССР и УССР первых созывов более 98 проц. избирателей Красного Лимана отдали голоса за кандидатов блока коммунистов и беспартийных - зачинателя движения новаторов на транспорте П. Ф. Кривоноса и председателя колхоза «12 лет Октября» А. А. Олейник. Инициатор вождения поездов по кольцевому графику машинист М. М. Конопкин в 1939 году был делегатом XVIII съезда ВКП(б). На XIV съезде КП(б)У его избрали кандидатом в члены Центрального Комитета КП(б) Украины.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!