Образовательный портал - Varnavinschool

Презентация "былины древней руси". Былины - источник знаний о Киевской Руси


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Вещественные Вещественные источники- это предметы, которые люди сохранили или нашли в результате археологических раскопок. К ним относятся: орудия труда, украшения, посуда, клады(монеты), одежда, избы(усадьбы)… источники Письменные К письменным источникам относятся: летописи жития... договоры письма грамоты источники Это песни, сказки, былины. Былины – это историческая память народа о временах Киевской Руси –Древнерусского государства. Устные источники Былины – источник знаний о Киевской Руси В древности сказители былин не рассказывали, а напевали их, подыгрывая себе на гуслях. Гусли – щипковый народный инструмент А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!Не скакать врагам по нашей Земле!Не топтать их коням Землю Русскую!Не затмить им солнце наше красное!Век стоит Русь – не шатается!И века простоит – не шелохнётся! Богатыри ─ главные герои былин. Виктор Михайлович Васнецов. «Богатыри». Илья Муромец АлёшаПопович Самым известным среди богатырей былИлья Муромец -спокойный, мужественный, суровый, самый сильный из богатырей, символ крестьянской мудрости. Добрыня Никитич-олицетворениевежливости и изящного благородства. Алёша Попович -символ хитрости, лукавый и мечтательный. Былинный герой - воплощение лучших качеств народа:служение Родине,мужество,справедливость, чувство собственного достоинства. Былины рассказывали о странствиях богатырей в поисках подвигов… …о битвах с врагами… «Вольга и Микула Селянинович» Пашет пахарь, понукивает, на кобылку свою погукивает. Борозды кладёт как рвы глубокие, из земли дубы вывёртывает, камни-валуны в сторону отбрасывает. Только кудри у пахаря качаются, шёлком по плечам рассыпаются. А кобылка у пахаря немудрая, а соха у него кленовая, гужи шелковые. Послал Вольга десять витязей. Вертят сошку они в двадцать рук, а не могут с места сдвинуть. Тут поехал Вольга со всей дружиною. Тридцать человек без единого, облепили сошку со всех сторон, понатужились, по колена в землю ушли, а сошку и на волос не сдвинули. Слез с кобылки тут пахарь сам, взялся за сошку одною рукой, из земли её выдернул, из лемешков землю вытряхнул «Святогор-богатырь» Высоки на Руси святые горы, глубоки их ущелья, страшны пропасти. Там и волк не пробежит, орёл не пролетит, только Святогор-богатырь между утёсов разъезжает на своём могучем коне. Через пропасти конь перескакивает, с горы на гору переступает. Ростом Святогор выше тёмного леса, головой облака подпирает, скачет по горам - горы под ним шатаются. Едет раз Святогор по долине между утёсов, и вдруг – впереди живой человек идёт. Идёт невзрачный мужичонка, лаптями притоптывает, на плече несёт суму перемётную.Обрадовался Святогор: будет с кем словом перемолвиться – стал мужичка догонять. Тот себе идёт на торопится, с Святогоров конь во всю силу скачет, да догнать мужика не может.. Закричал ему Святогор:Эй, прохожий молодец, подожди меня!Подскакал Святогор, поздоровался и спрашивает:- Что у тебя за ноша в этой сумочке? Хотел Святогор сумочку плёткой поддеть, а сумочка не сдвинулась, стал копьём толкать – не шелохнется. Слез Святогор с коня, ухватил сумочку двумя руками, рванул изо всей силы – только до колен поднял. Глядь – а сам по колено в землю ушёл, по лицу не пот, а кровь течёт, сердце замерло. Садко В славном Нове-градеКак был Садко-купец, богатый гость.А прежде у Садка имущества не было:Одни были гуселки яровчаты;По пирам ходил-играл Садко.Садка не зовут на почестен пир,Другой не зовут на почестен пир, И третий не зовут на почестен пир.По том Садко соскучился.Как пошёл Садко к Ильмень-озеру,Садился на бел-горюч каменьИ начал играть в гуселки яровчаты..Как тут-то в озере вода всколыбалася,Показался царь морской:-Ай же ты, Садко, новгородский!Не знаю, чем буде тебя пожаловатьЗа твои утехи за великие,За твою-то игру нежную? Как начал играть Садко в гуселки яровчаты,Как начал плясать царь морской во синем море,Как расплясался царь морской –Во синем море вода всколыбалася,Со жёлтым песком вода смутилася,Стало разбивать много кораблей на синем мореСтало много тонуть людей праведных.Садко струночки на гуселках повыдернул,Шпенёчки во яровчатых повыломал.Говорит ему царь морской:Ай же ты садко новогородский!Что же не играешь в гуселки яровчаты?- У меня струночки во гуселках выдернулись,А шпенёчки во яровчатых повыломались Вставал Садко поутру ранёшенько,Поглядит: идёт триста красных девушекОн перво триста девиц пропустил,И друго триста девиц пропустил,И третье триста девиц пропустил.Позади шла девица-красавица,Красавица девица Чернавушка,Брал тую Чернавушку за себя замуж. Как ложился спать Садко во первую ночь, так проснулся Садко в Нове-городе,О реку Чернаву на крутом кряжу.Как поглядит – ажно бегут его червлёные корабли по Волхову.Не стал больше ездить Садко на сине море, стал поживать Садко в Нове-граде. Собиратели былин Кирша ДаниловЕго сборник, содержащий 26 былин, с 1804 года переиздавался 8 раз. Рыбников Павел НиколаевичВ 1861-67г. изданы 4 тома (165 былин) «Песни, собранные Рыбниковым». Александр Фёдорович Гильфердинг«Онежские былины», записанные А.Ф. Гильфердингом» переиздавались 4 раза. Книги о богатырях Мультфильмы о богатырях Сказка Былина Сходство: 1.И сказки, и былины существуют с древнейших времён. 2.Оба жанра в то время – произведения устного народного творчества. Различия:1.Сказка основана на вымысле.2.Сказки «рассказывали». 1. Былина основана на реальных событиях, с элементами вымысла.2. Былины «сказывали» - пели или проговаривали в сопровождении гуслей. Былина быль Было на самом деле − рассказ об истории земли Русской, о подвигах народных героев. сказка Народные героиобладают фантастической силой, расправляются с чудовищами. + Какие знания о Киевской Руси несут былины?Это знания:- о быте крестьян, их орудиях труда, особенностях труда землепашцев; о жизни дружинников, их вооружении, службе у князя; о купцах, их кораблях и товарах, развлечениях и торговле: о службе богатырей на окраинах Киевской Руси и т. д. И не сказка, и не быль. , Ц=Л Былина Б№1 =Д, Добрыня? О Ч=Ц Муромец, Садко ГОСВАБЯРЫТЬОГТРО Святогор-богатырь Выпишите отдельно сначала красные, а потом фиолетовые буквы. Составьте из них слова, и у вас получится имя былинного богатыря. К и е в с к а я Р у с ь Выпишите отдельно синие и красные буквы от самой большой досамой маленькой. Название какого государства у вас получилось? Киевская Русь. Подготовить выразительное чтение былины «Никита- кожемяка».Читать текст в учебнике.Ответить на вопросы учебника.


Приложенные файлы




Первый бой Ильи Муромца Как хватил Илья коня плёточкой, взвился Бурушка - Косматушка, проскочил полторы версты. Где ударили копыта конские, там забил ключ живой воды. У ключа Илюша сырой дуб срубил, над ключом сруб поставил, написал на срубе такие слова: " Ехал здесь русский богатырь, крестьянский сын Илья Иванович ". До сих пор льётся там родничок живой, до сих пор стоит дубовый сруб, а в ночи к ключу студёному ходит зверь - медведь воды испить и набраться силы богатырской. И поехал Илья к Киеву. Ехал он дорогой прямоезжей мимо города Чернигова. Как подъехал он к Чернигову, услыхал под стенами шум и гам: обложили город татар тысячи. От пыли, от пару лошадиного над землёю мгла стоит, не видно на небе красного солнышка. Не проскочить меж татар серому заюшке, не пролететь над ратью ясному соколу. А в Чернигове плач да стон, звенят колокола похоронные. Заперлись черниговцы в каменный собор, плачут, молятся, смерти дожидаются: подступили к Чернигову три царевича, с каждым силы сорок тысячей. Разгорелось у Ильи сердце. Осадил он Бурушку, вырвал из земли зелёный дуб с каменьями да с кореньями, ухватил за вершину да на татар бросился. Стал он дубом помахивать, стал конём врагов потаптывать. Где махнёт - там станет улица, отмахнётся - переулочек. Доскакал Илья до трёх царевичей, ухватил их за жёлтые кудри и говорит им такие слова:


Эх вы, татары - царевичи! В плен мне вас, братцы, взять или буйные головы с вас снять? В плен вас взять - так мне девать вас некуда, я в дороге, не дома сижу, у меня хлеб в тороках считанный, для себя, не для нахлебников. Головы с вас снять - чести мало богатырю Илье Муромцу. Разъезжайтесь - ка вы по своим местам, по своим ордам да разнесите весть, что родная Русь не пуста стоит, есть на Руси могучие богатыри, пусть об этом враги подумают. Тут поехал Илья в Чернигов - град, Заходит он в каменный собор, а там люди плачут, с белым светом прощаются. - Здравствуйте, мужички черниговские, что вы, мужички, плачете, обнимаетесь, с белым светом прощаетесь? - Как нам не плакать: обступили Чернигов три царевича, с каждым силы сорок тысячей, вот нам и смерть идёт. - Вы идите на стену крепостную, посмотрите в чистое поле, на вражью рать. Шли черниговцы на стену крепостную, глянули в чистое поле, - а там врагов побито - повалено, будто градом нива посечена. Бьют челом Илье черниговцы, несут ему хлеб - соль, серебро, золото, дорогие ткани, камнями шитые.


Добрый молодец, русский богатырь, ты какого роду - племени? Какого отца, какой матушки? Как тебя по имени зовут? Ты иди к нам в Чернигов воеводой, будем все мы тебя слушаться, тебе честь отдавать, тебя кормить - поить, будешь ты в богатстве и почёте жить. Покачал головой Илья Муромец: - Добрые мужички черниговские, я из - под города из - под Мурома, из села Карачарова, простой русский богатырь, крестьянский сын. Я спасал вас не из корысти, и мне не надо ни серебра, ни золота. Я спасал русских людей, красных девушек, малых деточек, старых матерей. Не пойду я к вам воеводой в богатстве жить. Моё богатство - сила богатырская, моё дело - Руси служить, от врагов оборонять. Стали просить Илью черниговцы хоть денёк у них перебыть, попировать на весёлом пиру, а Илья и от этого отказывается: - Некогда мне, люди добрые. На Руси от врагов стон стоит, надо мне скорее к князю добираться, за дело браться. Дайте вы мне на дорогу хлеба да ключевой воды и покажите дорогу прямую к Киеву. Задумались черниговцы, запечалились:


Эх, Илья Муромец, прямая дорога к Киеву травой заросла, тридцать лет по ней никто не езживал... - Что такое? - Запел там у речки Смородиной Соловей - разбойник, сын Рахманович. Он сидит на трёх дубах, на девяти суках. Как засвищет он по - соловьиному, зарычит по - звериному - все леса к земле клонятся, цветы осыпаются, травы сохнут, а люди да лошади мёртвыми падают. Поезжай ты, Илья, дорогой окольной. Правда, прямо до Киева триста вёрст, а окольной дорогой - целая тысяча. Помолчал Илья Муромец, а потом и головой тряхнул: Не честь, не хвала мне, молодцу, ехать дорогой окольной, позволять Соловью - разбойнику мешать людям к Киеву путь держать. Я поеду дорогой прямой, неезженой! Вскочил Илья на коня, хлестнул Бурушку плёткой, да и был таков, только его черниговцы и видели!




« Богатыри » Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович (Картина Виктора Васнецова,) Богатыри Илья Муромец Добрыня Никитич Алёша Попович Виктора Васнецова Богатыри Илья Муромец Добрыня Никитич Алёша Попович Виктора Васнецова








Былина — это жанр устного народного творчества, представляющий собой эпическую песню-сказание, которая читается особым речетативом и повествует о богатырях и героических эпизодах истории Руси XI-XVI веков. Особенностью этого жанра является то, что каждая былина посвящается одному герою и отдельному событию или подвигу.

Слово «былина» появилось в 1830 году, его ввел в обиход ученый Иван Сахаров. До этого песни-сказания о богатырях и их подвигах назывались старИнами. Исследователи разделяют былины на два цикла: более древний Киевский и Новгородский.

Читаем былины

  • (другой вариант)

Также вы найдете тексты былин в некоторых статьях о (см. таблицу).

Тематика былин

Тематику Киевского цикла можно назвать классической: былины описывают отдельные подвиги разных богатырей по защите земли русской от печенегов, от разной нечисти в Киевской Руси. Большинство этих былин посвящено временам правления великого князя Владимира. Главными героями былин периода Киевской Руси являются такие богатыри как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

В более позднем Новгородском цикле описание ратных подвигов отступает на второй план и выдвигается вперед «господин Великий Новгород», так часто называли этот большой город, с его торговлей, обывателями, красочными описаниями городской жизни. Соответственно и героями былин становятся не богатыри-ратники, защищающие Русь от врагов, а купцы и лихие молодцы. Примеры былин новгородского цикла — это былина Садко, былины о Ставре, о Василии Буслаеве, о Хотене Блудовиче.

Садко — это выходец из небогатой семьи, гусляр. Благодаря сказочному вмешательству морского царя он становится богатым купцом и отправляется торговать за море. На обратном пути во время шторма ему дается перехитрить морского царя и вернуться в Новгород с богатыми товарами.

Ставр — богатый боярин и купец, в общем-то, барышник и ростовщик, которого заключают в темницу по велению князя Владимира. Здесь исследователи находят поэтически выраженный отголосок реального соперничества Киева и Великого Новгорода. И очевидно, это так и есть, так как сказитель-новгородец явно на стороне боярина Ставра.

Также героями новгородских былин выступают и просто разудалые мОлодцы, наиболее яркий пример которых — Василий Буслаев, новгородский герой, представляющий собой идеал молодецкой безграничной удали.

О былинных героях новгородского цикла можно сказать, что Садко — это олицетворение богатства Новгорода, а Буслаев — его могущества.

Композиция былин

Композиция сюжета былин всегда пострена по одному принципу:

1. Зачин (завязка сюжета)
2. Развитие действия (рассказ о событиях, предшествующих подвигу).
3. Кульминация (описание самого подвига).
4. Развязка (изображение сокрушенного врага, чествование победителя и т.д.).

В некоторых былинах зачину предшествует «запев», а за развязкой следует «исход». Цель запева — привлечь внимание слушателя. Очень часто он рисует величественные картины природы, настраивая слушателей на торжественный пафос и восприятие чего-то значительного и важного. Например, запев былины «Про соловья Будимировича»:

Высота ли, высота поднебесная,
Глубота, глубота, окиян-море,
Широко раздолье по всей земли,
Глубоки омоты днепровския.

В исходе былины чаще всего воздается слава богатырю, например:

«Да тут Святогору да богатырю славу поем»;

«Тут Михаилы Потыку сыну Иванову славу поют,
Синему морю на тишину,
Всим добрым людям на послушанье.»

В некоторых исходах подчеркивается историческая достоверность былины:

С той поры да с того времени
Стали Добрыню стариной сказывать»
(исход одного из вариантов былины «Добрыня и Алеша»)

Композиционные принципы и приемы былин

1. Принцип антитезы

Принцип противопоставления, который проявляется прежде всего в построении сюжета былин. Это часто видно уже в названии: например, «Илья Муромец и Калин-царь», «Добрыня и Змей». Сопоставляются былинные богатыри и их противники, которые контрастны прежде всего по по своему духовному облику, морально-нравственным качествам. Богатырь, как правило, добр, справедлив, честен, миролюбив, благороден и скромен. И наоборот, его противник - зол, бесчестен, воинствен, самоуверен и коварен. Принцип антитезы используется и при описании внешности: напр., Илья Муромец - человек обычного роста, а его противник Идолище устрашающих размеров.

2. Прием выделения

Прием выделения применяется зачастую уже в зачине для того, чтобы показать, о ком пойдет речь в былине. Например, зачин былины «Бой Алеши со Змеем»:

Да у князя было, князя Володимира,
Собирался в него да пир-беседушка,
И честна, и хвальна, да многорадостная.
Во-пиру-то бы сидели князья, богатыри,
Они сильные могучие богатыри.
Да и нету во пиру-то млад Алешеньки,
Млад Алешеньки свет Поповича.

В этом зачине вы как раз и видите, как сказитель приемом выделения дает понять, что главным героем былины будет Алеша.

Во многих былинах мы можете встретить ситуацию, когда князь Владимир обращается с каким-либо важным делом к богатырям, а они замолкают и и друг за друга прячутся. И лишь один-единственный вызывается выполнить важное поручение. И это не потому, что все трусливы и лишь один - смел. Нет, тут просто действует прием выделения одного героя из многих, т.к. в былине все подчинено созданию образа богатыря. И рассмотренный нами прием выделения также служит именно этой цели.

3. Прием гиперболизации

Гиперболизация (чрезмерное преувеличение) является важнейшим принципом создания былин. В них гиперболизируется сила не только богатырей, но и их противников. И чем больше эта сила противников, тем значительней оказывается победа богатырей над ними, тем большего прославления они заслуживают. Таким же приемом описывается и сила богатырских коней, да и многие другие моменты. Например, богатство Дюка Степановича из Галича описывается так:

«Владимир ты князь да столен-киевской!
Пришли-тко бумаги сюды три воза,
А пошли сюды да тридцать писчиков,
Не описать именья будет в три года,
Во тех межах буде числа не дать».

(Это пишет Добрыня, которого послали в Галич, чтобы удостовериться в словах Дюка Степановича)

4. Диалоги

Значимую роль в композиционном построении былины играют диалоги: они драматизируют сюжет и помогают полнее охарактеризовать героев, раскрывая их переживания и мысли. Часто диалог является поворотным моментом былины. Очень хорош пример былины «Добрыня Никитич и Василий Казимирович»: на пиру «удалый добрый молодец» Василий Казимирович получает от князя Владимира задание отвезти огромную дань Батуру Батвесову. Опечаленным уходит Василий с пира: не по душе ему везти дань бусурманину. Встречает он Добрыню и между ними состоится разговор. Узнав о поручении князя Добрыня Никитич говорит:

«Не возьмем везти от князя от Владимира,
Не возьмем от него дани-пошлины, -
Мы попросим от собаки Батура Батвесова,
Мы попросим от него дани-пошлины»

С помощью этого диалога сказитель неожиданно меняет сюжет, пафос былины возрастает, растет внимание и чувство облегчения у слушателей: не подвел дорогой Добрынюшка, не посрамил честь свою и землю русскую. Таким нехитрым, но эффектным способом раскрывается чувство национальной гордости одного из самых любимых русских богатырей.

4. Прием повторений

Важную композиционную роль в былинах выполняет прием повторений отдельных эпизодов, речи героев и т. п. Чаще всего это повторение трехкратное, но может быть и двукратным. Основное назначение подобных повторений - наиболее отчетливо выразить особенно важную для былины мысль, акцентировать внимание слушателя на каких-нибудь очень значительных в смысловом отношении эпизодах, тех или иных поступках героев. Приведем такой пример:

Увидев с горы неисчислимое войско противника и поняв, что одному с ним не справиться, Илья Муромец обращается к богатырю Самсону Самойловичу с такой взволнованной речью:

Крестный ты мой, батюшка, Самсон Самойлович,
И вы русский могучий богатыри,
Вы седлайте-тко добрых коней,
А и садитесь вы да на добрых коней,
Поезжайте-тко да во раздолыщо чисто поле,
А и под тот под славный стольний Киев град.
Как под нашим-то под городом под Киевом
А стоит собака Калин царь,
А стоит со войсками великима,
Разорить хотит ён стольний Киев град,
Чернедь мужиков он всех повырубить,
Божьи церкви все на дым спустить,
Князю-то Владимиру да со Опраксой королевичной
Он срубить-то хочет буйны головы.
Вы постойте-тко за веру, за отечество,
Вы постойте-тко за славный стольний Киев град,
Вы постойте-тко за церквы ты за божий,
Вы поберегите-тко князя Владымира,
И со той Опраксой королевичной!
(Гильфердинг, т. 2, с. 25)

На это Самсон Самойлович отвечает:

Ай же крестничек ты мой любимыий,
Стары я казак да Илья Муромец!
А и не будем мы да и коней седлать,
И не будем мы садиться на добрых коней,
Не поедем мы во славно во чисто поле,
Да не будем мы стоять за веру, за отечество,
Да не будем мы стоять за стольний Киев град,
Да не будем мы стоять за матушки божьи церкви,
Да не будем мы беречь князя Владымира
Да еще с Опраксой королевичной.
У него ведь есте много да князей бояр,
Кормит их и поит да и жалует,
Ничего нам нет от князя от Владымира.
(Гильфердинг, 2, с. 25-26)

Услышав отказ Самсона Самойловича, Илья Муромец вновь обращается к нему и другим богатырям с призывом встать на защиту Киева. Самсон Самойлович опять отвечает отказом. Илья Муромец третий раз обращается к русским богатырям. В третий раз Самсон Самойлович отвечает отказом. Обращение Ильи Муромца и ответ на него в былине трижды повторяется дословно.

В чем смысл и художественная необходимость такого повторения? Значение этого троекратного повторения диалога огромно. Во-первых, в нем выражается основная патриотическая идея былины - необходимость стояния за русскую землю; во-вторых, в нем выражается социальный конфликт между князем Владимиром и богатырями и, в-третьих, посредством этого приема подчеркиваются, необычайно ярко выражаются главные черты Ильи Муромца - его патриотизм, воля и настойчивость: в то время, когда над Родиной нависла смертельная опасность, он забывает личную обиду, выступает на защиту Родины, трижды обращается к русским богатырям с призывом встать на защиту отечества.

Стилистические особенности былин

Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее — на третий слог от конца стиха.

Стилистическое своеобразие былин определяется традиционностью выразительных средств жанра. В былинах наиболее употребительны такие литературные приемы как эпитеты, сравнения, тавтологические обороты. Эпитеты в былинах выражают то или иное отношение народа к изображаемым событиям, то есть имеют определенное оценочное значение. Главный герой былин – «могучий богатырь». Он неизменно называется «добрым молодцем», «удалым молодцом». У него «силушка великая», «громкий голос», «сердце богатырское». Верным помощником богатыря является конь, который в былинах наделяется яркими эпитетами: «богатырский», «добрый», «резвый» и т.п. Типичны и тавтологические эпитеты: светлая светлица, соль соленая, старость стара, меды медвяные.

Для выражения противопоставления в былинах используются увеличительные и уменьшительно-ласкательные формы: ручища словно граблища, глазища, головища с лоханищу, Илюшенька, Добрынюшка, Алешенька, Овдотьюшка.


Тема урока: Былины - источник знаний о Киевской Руси.

Образовательные цели: актуализировать знания учащихся о Киевской Руси, принятии христианства, знакомить с былинами, их особенностями и отражением в них реальных исторических событий.

Воспитательные цели: воспитывать любовь к Родине, познавательный интерес к изучению истории России и школьного предмета истории вообще. Формировать понимание ценности мирного труда, уважение к людям труда.

Коррекционные цели: развивать память детей, мышление, речь, обогащать словарный запас, совершенствовать навыки чтения. Закреплять умение работать с лентой времени и исторической картой. Работать над коррекцией внимания, работоспособности.

Оборудование: Лента времени и карточки с датами и историческими событиями, иллюстративный материал - презентация по теме, аудиозапись «гусли», «былина», карточки со словами для словарной работы, красные и зелёные карточки для фронтального опроса, карточки для чтения, карточки для индивидуальной работы - коррекционные упражнения по теме урока.

Ход урока.

    Организационный момент.

    Повторение.

1. Беседа по вопросам:

Какое древнерусское государство мы изучали на прошлых уроках?

В каком веке оно возникло? Покажите 9 век на ленте времени, его начало, середину и конец.

Выберите карточку с годом основания Киевской Руси и прикрепите его под лентой времени.

Кто был первым киевским князем? Что вы о нем знаете?

Каких еще киевских князей вы можете назвать? Чем они прославились?

2. Расположите карточки парами:

Владимир Красное Солнышко

Олег Вещий

Святослав

Крещение Руси

Завоевание Царьграда

Двойной сбор дани

Упорядочение сбора дани

Войны с хазарами и печенегами

    Дополните пары нужными карточками с датами:

879 год - основание Киевской Руси

988 год - принятие христианства на Руси

    Мы говорили о том, что князь Владимир стремился к объединению всех славянских племён. Он хотел сделать это с помощью веры. Сначала он хотел укрепить старые, языческие верования.

Кто такие язычники?

Каких языческих славянских богов вы можете назвать?

Что сделал Владимир для укрепления языческой веры?

Но Владимира не устраивала старая вера, потому что каждое племя верило в своих богов, да и жертвы, зачастую человеческие, отвращали князя от языческих ритуалов. Он решил узнать больше о других верах.

Что он для этого сделал?

Какая вера больше всего понравилась Владимиру? Почему?

При каких обстоятельствах он сам принял христианство?

Как происходило крещение в Киеве?

Какие изменения в жизни людей последовали за принятием христианства на Киевской Руси?

    Сообщение темы и целей урока.

(Начало работы с презентацией)

Мы выяснили, что Киевская Русь образовалась в конце 9 века. Сегодня мы много знаем о том, как жили люди в этом государстве. Откуда мы это знаем? Вспомните, что такое исторические памятники? Это то, что позволяет нам получить информацию о прошлом. Какие бывают исторические памятники? Вещественные - дошедшие до нас предметы того времени (слайд 1), письменные - летописи, грамоты (слайд 2) и устные (слайд 3). Произведения народного творчества, которые не записывали, а передавали из уст в уста - песни, сказки, былины.

И сегодня мы с вами будем говорить о былинах. Мы послушаем былины, почитаем их и узнаем, какие знания о Киевской Руси мы из них получаем. Итак, тема нашего урока - «Былины - источник знаний о Киевской Руси». (слайд 4)

    Объяснение нового материала.

Что такое былины? Почему они так называются? Это рассказ о том, что было, произошло на самом деле, а не придумано, т.е. рассказ о реальных исторических событиях. Былины и похожи на сказки, и отличаются от них. Чем? Мы прочитаем несколько отрывков из былин и тогда сможем ответить на этот вопрос.

Кто придумывал былины? У былин нет конкретных авторов, а если когда-то и были, то имена их не сохранились. Поэтому говорят, что это произведения народного творчества.

Кто рассказывал их, передавая из уст в уста? (слайд 5)

По городам и селениям Киевской Руси ходили певцы-сказители. Они играли на гуслях - русском народном струнном музыкальном инструменте и пели-сказывали былины (аудиозапись). Послушайте, как красив былинный сказ, как напевна, музыкальна речь сказителей! (слайд 6)

Кто главные герои былин? Это богатыри. (слайд 7) Именно они чаще всего становились героями былин, и певцы-сказители описывали их подвиги во славу земли русской. Беседа по картине Васнецова «Богатыри». Характеристики богатырей. (слайды 8 - 12)

В былинах описываются странствия богатырей в поисках подвигов и их битвы с врагами своего Отечества. (слайды 13 - 14)

Но Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич - не единственные герои русских былин. Давайте познакомимся и с другими.

Работа с презентацией. Дети зачитывают отрывки из былин «Вольга и Микула Селянинович» (слайды15 -18), «Святогор-богатырь» (слайды 19 -22), «Садко» (слайды 23 - 27)

Физкультпауза.

Как же былины дошли до наших дней? (слайд 28) Через сотни лет после их возникновения появились люди, которые ездили по разным уголкам России, в основном по отдалённым деревням, расспрашивали людей и записывали с их слов былины, а потом напечатали их в книгах. Благодаря этим людям былины не забыты. Благодаря напевному красивому слогу, захватывающим сценам борьбы со злом, смелым, добрым и благородным героям этот жанр любим и в наши дни, особенно детьми. В нашей стране выпускается много книг по русским былинам. Есть они и в нашей библиотеке. (слайд 29)

По сюжетам русских былин сняты мультфильмы, которые учат добру, и любви к Родине. (слайд 30)

Итак, вернёмся к вопросу, чем похожи и чем отличаются сказки и былины. (ответы детей). (слайд 31) И сказки и былины возникли в глубокой древности. Тогда это были произведения устного народного творчества.

Их отличия: сказки основаны на вымысле, а былины - на реальных исторических событиях с элементами вымысла. Былины сочетают в себе правду и выдумку. Тем они нам и интересны. (слайд 32)

А какие знания о Киевской Руси мы получаем из былин? (Ответы детей). (слайд 33)

Мы узнаем о труде земледельцев, их орудиях труда («Микула Селянинович»)

О богатырях, их оружии, службе князю («Святогор-богатырь»).

О купцах, их жизни, спорах, развлечениях, торговле и товарах («Садко»).

Вывод: былины дают современным читателям богатый исторический материал, потому что из них мы узнаём о жизни наших далёких предков.

    Закрепление материала.

    Словарная работа. Какие новые слова узнали на уроке? Запись в тетради: Былины - произведения устного народного творчества, основанные на реальных исторических событиях с элементами вымысла.

    Работа в тетрадях - разгадывание ребусов (слайды 34 - 37) и выполнение коррекционных упражнений (слайды 38 - 39)

    Запасное задание.

Фронтальная работа с красными и зелёными карточками по вопросам. Учащиеся отвечают при помощи карточек (зелёная - утвердительный ответ, красная - отрицательный).

Вопросы-утверждения.

    Былины рассказывают нам о далёком будущем.

    Героями былин в основном являются богатыри.

    Былины рассказывали гусляры-сказители.

    Сюжеты былин основаны на вымысле.

    Из былин мы узнаем о жизни людей в Англии и Франции.

    Былины для нас записали собиратели народного творчества.

    В наши дни русские былины получили новую жизнь благодаря новым мультфильмам.

    Былины учат нас справедливости, добру и любви к Родине.

6. Подведение итогов урока. Понравился вам сегодня наш урок? О чем вы сегодня узнали? Что вам показалось самым интересным? Кто, по вашему мнению, работал наиболее активно и заслужил оценку «5»? Кто работал на «четвёрку»?

Тексты для предварительного чтения сильным ученикам. На уроке могут быть пересказаны либо могут быть прочитаны фрагменты оригинальных былин (в презентации)

Ехал по полю богатырь Вольга с дружиною. Услышал он, что где-то пашет пахарь и поехал на звук.

Три дня ехали дружинники, наконец встретили пахаря, сильного мужика. Вольга позвал его к себе в дружину. Пахарь распряг коня, сел на него и поехал с богатырём.

Отъехали, вспомнил мужик о брошенной сохе. Послал Вольга пять дружинников. Не смогли они соху вытащить. Послал десять - соха даже не сдвинулась. Тридцать богатырей тоже не смогли её вытащить. Тогда мужик взял соху одной рукой и забросил в калинов куст.

Удивился Вольга, спросил: «Как зовут тебя, мужичок?» А тот ответил: «Микула Селянинович»

Жил в горах богатырь Святогор. Ростом он был выше леса, головой доставал до облаков. Земля его не держала, поэтому он жил одиноко в горах. Как-то увидел он в долине мужика с сумой. Долго скакал за ним, никак не мог догнать. Наконец догнал его, поздоровался. Спросил Святогор: «Что, мужичок, у тебя в суме?». «Сам посмотри!» - говорит мужик. Пытался Святогор суму поднять, та только по колено в землю ушел, да по лицу от натуги кровь потекла. А мужичок легко подхватил суму и сказал: В этой суме - земля русская. Она всего сильнее!»

Жил в Новгороде гусляр по имени Садко. Однажды играл он на гуслях на берегу Ильмень-озера. Поднялись волны, вышел морской царь и сказал: «Хочу тебя наградить за твою игру. Спорь с купцами на весь их товар, что поймаешь в озере рыбу с золотыми перьями» Садко поспорил, поймал рыбу и спор выиграл. Стал он богат, купил много товара и повез его на кораблях по морю. Тут поднялась буря. Понял Садко, что это его к себе морской царь требует, лёг на доску и на дно отправился. Оказался он во дворце морского царя. Велел царь ему играть на гуслях.

Стал Садко играть, а царь стал плясать, а на море буря поднялась, стали корабли тонуть. Поломал тогда Садко свои гусли, стал на Русь проситься за новыми гуслями. Царь велел ему себе жену выбрать. Всех красавиц пропустил Садко, а в жёны выбрал девушку-чернавушку. Утром очнулся на берегу, у реки Чернавы, рядом его корабли с товаром. Больше Садко по морям не ездил, а жил в Новгороде.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!