Образовательный портал - Varnavinschool

1 практическая направленность изучения раздела растений. Практическая направленность обучения биологии

Практическая направленность обучения биологии в 11-х классах (Ахмерова Н.М.)

М.В. Ломоносов сказал: «Опыт дороже тысячи мнений, рождённых воображением». Важнейшая задача школы – давать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, вырабатывать знания и умения, применять их на практике. Решение этой задачи связано и с дальнейшим совершенствованием содержания школьного биологического образования. В основе биологического образования лежит эксперимент и связанные с ним практические знания.

Заслуженный деятель науки РФ, профессор Карпенков С.Х. писал: «Практические знания – это естественно - научные зёрна, брошенные в плодородную почву теоретических знаний. Именно они составляют благодатную пищу для познания могучей и прекрасной природы».

Теоретические знания становятся более глубокими и полезными, если удачно сочетаются с практическими навыками. Включение в урок элементов практической деятельности учащихся, связь изучаемого материала с жизнью- это актуальное требование к современному уроку биологии. Систематическая и направленная деятельность учащихся по проведению опытов, компьютерных уроков, решению задач, наблюдений за растениями, выращиваемыми на учебно-опытном участке и последующее использование результатов этой работы на уроках, расширяют знания школьников по биологии, вызывают устойчивый интерес к предмету, помогают им лучше понять практическую значимость приобретаемых знаний. Например, изучение генетики может стать эффективнее, если показать учащимся использование достижений этой науки в работе медико-генетической, селекционно-генетической служб. Особенно наглядно это видно при разборе конкретных ситуаций, представленных в виде генетических задач. Решение таких задач позволяет учащимся сочетать абстрактное с конкретным, лучше осмыслить теоретический материал, хорошо усвоить его и понять практическую значимость.

Например, приступая к изучению нового материала по дигибридному скрещиванию перед учащимися ставится основной проблемный вопрос урока: если организмы, скрещиваемые между собой отличаются по многим признакам, то, как же будут эти признаки наследоваться в потомстве. Учащиеся составляют задачу и решают её. В процессе работы проводится активное повторение предыдущего материала; новые знания выступают как вариант, ранее приобретённых и как их развитие. Такие уроки проходят живо, с максимальной активностью со стороны учащихся в решении основной проблемы урока. Ребята работают с интересом и в результате хорошо усваивают новый материал. Очевидно, значительный эффект дали два основных условия: связь с жизнью и создание на уроке проблемной ситуации.

Современный компьютер позволяет существенно дополнить практические работы программами для углубленного изучения тех или иных разделов либо отдельных вопросов общей биологии. На данном этапе развития школьного образования применение компьютерных технологий приобретает огромное значение. Ведь современная школа готовит людей, способных самостоятельно мыслить, быстро ориентироваться вменяющихся условиях, идти в ногу со временем. Именно компьютер становится тем необходимым помощником, который позволяет научить ребят находить нужную информацию, правильно её обработать и грамотно использовать. Компьютер помогает не только учащимся, но и учителю на всех этапах урока: при изложении нового материала, закреплении и контроле знаний, проверке домашнего задания. Особенно интересной для ребят является форма подготовки домашнего задания в виде выполнения презентации, так как могут использовать различные элементы оформления слайдов. В процессе создания презентации учащиеся раскрывают свои творческие способности и совершенствуют навыки работы на компьютере. Информационные технологии вместе с мультимедийной средой создают благоприятные условия для обогащения научно-методических средств индивидуального усвоения и глубокого, всестороннего изучения предмета.

Компьютеризация школы – будущее нашей страны. Мы чувствуем и видим огромную поддержку со стороны администрации, особенно нашего директора Михайлова В. В., который активно проводит политику внедрения новых информационных технологий в школьный процесс, что позволяет ребятам креативно мыслить и работать над собой.

В результате познавательной деятельности у ребят 11-х классов развивается теоретическое и практическое мышление.

Теоретическое мышление – это познание законов, правил, формулирование научных понятий.

Практическое мышление в основном направленно на решение частных конкретных задач. Работу практического мышления наиболее полно проанализировал Б.М.Теплов. Он писал: «И теоретическое, и практическое мышление связано с практикой, но во втором случае эта связь имеет более непосредственный характер. Работа практического ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергается непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результатах».

Список литературы:

1.Зверев И.Д. Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии:

Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985. – 191с.

2.Карнешов С.Х. Концепции современного естествознания. –

М: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 520с.

3. Яблоков А.В., Н.Ф.Реймерс, В.Д.Ильичев и др. Под ред. Яблокова А.В. Биология и современность. – М.: Просвещение, 1990. – 208с.


АхмероваНатальяМихайловна

METHODOLOGY OF TEACHING OF BIOLOGY IN SECONDARY SCHOOL

Zaura Abitova

master of the general biology and education technology department

of State Kyrgyz University named by I. Arabaeva,

Kyrgyzstan, Bishkek

Nurgul Asanalieva

candidate of biology science, acting associate professor of the general biology and education technology department of State Kyrgyz University named by I. Arabaeva, Kyrgyzstan, Bishkek

АННОТАЦИЯ

Биологические знания и представления влияют на формирование познавательных моделей (организменной, организационной, эволюционной, системной). Многие представления о целостности, организованности, развитии и системности шли из биологии в науку и культуру. В настоящее время во многих сферах научной деятельности все чаще встает вопрос о проблемах методологии, ее развитии и новых инновационных методах преподавания биологии. В статье предлагается одна из важных задач, которая поможет преподавателям биологии в школах выбрать наиболее рациональный, удобный, современный, наглядный, простой в понимании и освоении учебного материала метод в биологии. Показана значимость других смежных наук, таких как философия, химия, физика, экология, генетика, психология, в обучении биологии в школах. Как известно, эволюционная теория закладывает основу всей современной биологии. Наиболее сложной темой в школьной программе является «Теория Чарльза Дарвина», и поэтому дан сравнительный анализ по наиболее приемлемому методу преподавания на примере данной темы. Долгое время эволюционизм сохраняет в себе многие вопросы, которые еще не до конца изучены и нет однозначных ответов на них, кроме того, эволюционизм прослеживается не только в биологии, но и во многих других науках. Выявлены значимые методы. Показана взаимосвязь между науками.

ABSTRACT

Biology knowledge and conceptualization are influence for formation educational models (organismal, organizational, evolutional, constitutional). Many conceptualizations about completeness, organizations, evolutions and systems came from biology to science and culture. Here and now in more science sphere we often have questions about problems of methodology, about development of methodology and about innovations in methodology of teaching biology. In this article we have a mission which will help for teachers of biology at schools to choose the more competent, comfortable, modern, visual, simple, to understanding and learning methodology in biology. In this article was shpwn important allied science, like, philosophy, chemistry, physics, ecology, genetics, psychology to teaching biology in schools. As we know evolutional theory is basis of all abstract biology. The most difficult subject in school program is “Charles Darwin"s theory”, so here it is benchmarks of acceptable method of teaching. More time evolution save many questions, which has not answered. More than evolution is not only in biology, it is in more another sciences. Here educed meaningful methods, interrelations between sciences are shown.

Ключевые слова: биология; методика; учебное пособие; педагогика; «теория Чарльза Дарвина»; философия; психология; физика; химия.

Keywords: biology; technique; tutorial; pedagogy; “Charles Darwin"s theory”; philosophy; psychology; physics; chemistry.

Еще с древних времен можно проследить эволюцию методики обучения биологии. Это связано с овладением окружающей среды, наблюдением природы, практическими знаниями, развитием ботаники и зоологии, которые накапливались от поколения к поколению.

Первоначальное представление о природе на протяжении многих веков получали из Библии и рукописей преимущественно духовного содержания. Но по мере развития стран, цивилизации, возникновения различных революций, воин менялось и представление об образовании и содержании учебного пособия. В 1786 году выходит в свет первый школьный учебник «Начертание естественной истории» академика В.Ф. Зуева . Считается, что именно с этого момента происходит зарождение методики преподавания биологии как учебного предмета. О важности методики как учебного предмета, особенно для учителя, как-то сказал М.И. Калинин: «Я знаю многих людей, которые великолепно владеют предметом, но если назначить такого человека учителем, он не сумеет свой предмет хорошо изложить. Надо не только знать предмет, но и уметь изложить его так, чтобы он хорошо воспринимался слушателями» .

Целью работы является показать анализ развития методологии в биологии в настоящее время, связи предмета биологии с другими науками, значения учебного пособия в преподавании предмета биологии.

Как известно, биология относится к естественным наукам, а методика является частью педагогической науки. Суть биологии заключается в изучении закономерностей развития органического мира, а методика изучает закономерности педагогической работы в предмете биология.

Особенностью в преподавании биологии являются:

  • конкретные объекты (бактерии, растения, животные, человек);
  • сложные физиологические процессы живой природы (дыхание, питание, размножение, фотосинтез);
  • уровни жизни (молекулярный, клеточный, тканевой, организменный, популяционный, видовой, биосферный). Специфика методологии в биологии заключается в том, что методика должна быть содержательной, конкретной, предметной. Учитывая вышенаписанное, для изучения биологии необходима специализированная материальная база (живой уголок, кабинет, сады, огороды и другие сельскохозяйственные объекты).

В настоящее время актуальным остается вопрос об усовершенствовании методологии в биологии. Ничто не стоит на месте, все движется; даже железо, которое долго не используют, начинает ржаветь. Так и с учебным пособием и методом преподавания биологии. На сегодняшний день биология – это одна из самых быстроразвивающихся наук.

Ключевыми факторами и материалами, которые определяют выбор методов и средств обучения в биологии, являются: учебник, наглядные пособия, программа, дополнительная литература, технические средства обучения на примере слайдов и фильмов.

Методика обучения биологии основывается на многочисленных педагогических исследованиях, которые описывают разнообразные виды и типы обучения. Например, Н.В. Бордовская в книге «Диалектика педагогического исследования. Логико-методологические проблемы» (СПб., 2001) выделяет семь видов (методов) обучения: 1) сократовский, 2) догматический, 3) развивающий, 4) объяснительно-иллюстративный, 5) проблемный, 6) программированный, 7) модульный. Итог: все эти методы преподавания применяются не всегда и не всеми.

Изучая учебные пособия по биологии, мы обнаружили, во-первых, устаревшие данные. Например, до сих пор дриопитек в некоторых учебниках считается предком человека, тогда как это точка зрения устарела в прошлом веке.

Во-вторых, расположения разделов по классам своеобразное. К примеру, первым почему-то идет ботаника, хотя ботаника на самом деле, довольно сложная и бывает весьма скучна, зачастую отбивая интерес у детей (школьников начальных классов) к биологии. Лучше всего биологические закономерности демонстрируются на примере зверей и человека, так как на бессознательном уровне человеку всегда хочется узнать сначала про себя и о себе подобных. (Даже включая программу «В мире животных», ребенок всегда больше интересуется животными, так как они в движении, а дети очень сильно реагируют на все, что движется).

В настоящее время с развитием новых технологий, экономическим ростом многих стран меняется и подход к преподаванию предмета. Необходимо учитывать взаимосвязь предмета биологии с философией, психологией, биологической наукой как таковой.

Теоретической основой методики является философия. Она помогает в усовершенствовании самопознания человека, дает способность связать неполные части знаний в единую научную картину мира, позволяет понять роль научных изобретений в развитии человеческой цивилизации. При изучении основ предмета биологии философия делает возможным формировать и развивать у учащихся материалистическое мировоззрение, тем самым подводя учащихся к постижению природных явлений окружающего мира.

Методика обучения биологии тесно взаимосвязана с психологией, которая основывается на возрастных особенностях детей. Благодаря психологии учитываются умственные и психологические возможности ученика при изучении предмета биологии. Обучение биологии будет непродуктивным, если не учитывать возраст ребенка: оно может оказаться или непосильным, или слишком простым, поэтому по мере развития индивидуума усиливается программа учебного материала.

Во время преподавания школьникам, например, дают лишь основу биологической науки, чтобы не загружать их бесполезными сведениями, поскольку между уроком биологии и биологической наукой имеется большая разница. Основная цель биологии – это передавать учащимся сведения, добытые биологической наукой, а цель биологической науки – непрерывный поиск и новые познания о природе. Все это является неотъемлемой частью методологии преподавания биологии.

Программа школьного образования разнообразна. Во многом это объясняется тем, что отсутствует необходимость стандартизации учреждений среднего образования. Содержание учебных программ, количество лет обучения, оценка уровня знаний и преподавания дисциплин сильно отличаются между странами. Это можно наглядно увидеть в таблице о структуре школьного образования в разных государствах. (www.gradstudyabroad.ru). Очевидно, что интеллектуальный, физический и психологический уровень знания резко отличается в различных странах Европы, Евразии, Средней Азии и т. д.

Рисунок 1. Структура школьного образования

Биологические познания (предмет биологии) – это мост, связывающий человека с природой. Как известно, в мире все взаимосвязано, начиная с молекул и атомов, ядер, электронов, нейронов в человеческом организме. С ними связаны физические и химические формы движения, совершающиеся в живом организме. Все живые объекты – это часть природы, структуры живых систем из простых неорганических и органических веществ, объединенных в макромолекулы и в надмолекулярные структуры, составляющие основу белков, из которых состоят живые системы – клетки и их органеллы. Поэтому на сегодняшний день очень важен принцип соединения содержания, например, физики и биологии, химии и биологии, медицины и биологии, экологии и биологи, которые должны учитываться при разработке методики преподавания биологии. Необходимо научить учащихся применять свои знания из математики, химии, физики, философии и других наук в решении биологических задач. Например, в генетике необходимы математические расчеты, клеточная теория в биологии необходима в медицине, из основ микробиологии развивается диагностика, эпидемиология и так далее. С бурным развитием технологии и космонавтики появляются новые течения биологии, такие как космическая биология, компьютерная биология. Все это позволяет учащимся понять единство природы, взаимосвязь между ее элементами, прийти к познанию научной картины мира.

Первейшая задача школы заключается в том, чтобы достичь значительного повышения знаний, заложить фундамент подготовки будущего специалиста. Образование – это неотъемлемая часть сложной социально-культурной среды, в которой живет каждый человек. Педагогика имеет дело с формированием ребенка и признает специфические особенности, неповторимость каждой личности, интересов, потребностей, поэтому возникает принцип индивидуального подхода к учащимся.

На примере преподавания темы «Теория Чарльза Дарвина» можно наглядно увидеть наиболее приемлемый метод преподавания. При проведении анализа были опрошены 14 преподавателей биологии стран СНГ (пять из Казахстана и девять из Киргизии). Им был поставлен вопрос: «Как лучше усваивается тема «Теория Чарльза Дарвина» учащимися?». Были получены следующие ответы преподавателей:

  1. семь преподавателей придерживаются мнения о том, что наиболее продуктивен метод преподавания темы «Теория Чарльза Дарвина» с вовлечением других наук;
  2. пять преподавателей считают достаточным для изучения темы исторических данных;
  3. два преподавателя высказали мнение о том, что «Теория Чарльза Дарвина» – это нешкольная программа.

Рисунок 2 . Преподавание темы «Теория Чарльза Дарвина»

На основании вышеизложенного сформулированы следующие выводы: 50 % преподавателей высказали мнение, что успешное усвоение темы «Теория Чарльза Дарвина» будет более эффективно, когда ученики будут изучать ее с позиции трех или четырех дисциплин. С точки зрения учителей, у учащихся развивается кругозор, логическое мышление, тема усваивается и запоминается более легко. Тогда как 36 % преподавателей полагают, что при изучении этой темы достаточно лишь исторических данных (учебный план), чтобы не загружать учеников, так как, по их мнению, в школьную программу входит изучение и других предметов, кроме биологии. Наконец, 14 % из опрошенных преподавателей полагают, что тема «Теория Чарльза Дарвина» не должна изучаться в школьной программе, а должна входить в программу высшего образования. По их мнению, эта тема сложная и требует большего внимания учащихся.

На наш взгляд, в преподавании предмета биологии должны использоваться методы смежных наук, но необходимо учитывать, что применение смежных предметов, таких как физика, философия, экология, химия и других, не является самоцелью, а необходимо лишь для более углубленного изучения предмета и анализа биологических феноменов (проявлений).

В заключение следует отметить, что на данный момент нет единой, общепризнанной систематизации методов преподавания и обучения биологии, что связано с тем, что при создании классификации методов разными методистами и педагогами применялись различные подходы и взгляды. Можно только добавить к этим методам что-то новое и более усовершенствованное. Из-за большого количества материалов в дидактике и методике продолжается поиск более современных методов обучения, которые влияют на развитие личности и творческие способности ребенка, что усиливает разностороннее мышление (культура, человечность).

Список литературы:

  1. Баксанский О.Е. Методология в биологии: новые идеи (синергетика, семиотика, коэволюция) – М., 2001. – 264 с.
  2. Добаев К.Д. Система высшего образования и образовательные стандарты в Кыргызской Республике. – М., 2010. – 127 с.
  3. Длусский Г.М. История и методология в биологии. – М., 2006. – 220 с.
  4. Карпин В.А. Основания теории патологии: философско-методологические аспекты: автореферат дис. канд. филос.наук. – Новосибирск, 2008. – 35 с.
  5. Калинин М.И. О воспитании и обучении. – М.,1957. – 256 с.
  6. Ковалев Н.Е. Введение в педагогику. – М., 1975. – 176 с.
  7. НовиковА.М., Новиков Д.А. Методология. – М., 2007. – 668 с.
  8. Оганов Р.Ф. Становление начальных курсов естествознания и методики их преподавания: автореферат дис. канд. пед. наук. – СПб, 2004. – 176 с.
  9. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. – М.,1974. – 279 с.
  10. Северцов А. С. Теория эволюции. – М., 2005. – 380 с.
  11. Старченко С.А. Теоретические основы интеграции содержания естественнонаучного образования в лицее: автореферат. дис. доктор пед. наук. – Челябинск, 2000. – 421 с.
  12. Степин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. – М., 2000. – 238 с.
  13. Юсупов А.Г., Магомедова М.А. История и методология биологии: учеб. пособие. – М., 2003. – 238 с.
  14. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М., 2006. – 310 с.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Урвановская средняя общеобразовательная школа»

Тема:

«Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся

через практическую направленность уроков биологии».

Опыт работы учителя биологии и химии

Конышевой Музы Витальевны

с. Урваново

2011 год

« Великая цель образования – это не знания, а действия» Гербер Спенсер

Тема педагогического исследования:

« Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся через практическую направленность уроков биологии».

Условия возникновения опыта.

Выбор темы обусловлен тем, что стратегия модернизации содержания общего образования одним из условий обновления образования называет компетентностный подход. Следовательно, в основу содержания общего образования положены ключевые компетентности.

В современной педагогике все более значимой становится задача воспитания человека, способного к самоопределению и конструированию своего жизненного пути в потоке социально-экономических и культурных перемен. Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, уметь применять полученные знания, сохранять социальную устойчивость, свое «Я» в постоянно меняющихся условиях.

А наши ученики затрудняются в самостоятельном поиске информации, не умеют в ней ориентироваться, ставить цели, выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Работая в школе девятнадцать лет, я пришла к выводу, что все дети имеют разный уровень обучаемости. А значит обучать и воспитывать каждого ребёнка нужно согласно зоне его ближайшего развития.

Возникает вопрос: « Как на практике решить задачи развития, обучения и воспитания и учесть особенности каждого ученика»?

Для того чтобы помочь ребенку самоопределиться в большом пространстве окружающего мира, необходимо применять такие подходы и методы работы, в которых происходило бы изменение позиции ученика: от объекта научения, получателя информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего для этого способы действий.

Вижу решение проблемы в создании условий для развития познавательной активности учащихся.

Эта цель может быть достигнута путём постоянного включения школьников в практическую деятельность.

Я также считаю, что одно из обязательных условий успеха в обучении – это личностно – дифференцированный подход.

Кроме того, такой подход способствуют решению задач, стоящих перед моей школой:

1. Приоритет развивающей функции в обучении;

2. Формирование интереса к познанию;

3. Воспитание творческой личности, способной к саморазвитию.

На мой взгляд, развитие познавательной компетенции школьников оказывает влияние на развитие всех остальных компетентностей. Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности способствует развитию коммуникативных качеств личности, формированию умений работать с разными источниками информации, опыт деятельности, потребность постоянно развиваться. Сегодня школьников надо учить учиться.

В нашем образовательном учреждении есть условия для этого. Кабинет биологии оснащен оборудованием, необходимым для проведения лабораторных и практических работ. Есть электронные образовательные ресурсы по этому предмету. В кабинете и у многих учащихся дома компьютеры, есть доступ к Интернет-ресурсам.

Актуальность опыта.

Национальная образовательная стратегия - президентская инициатива "Наша новая школа" ставит перед школой новые задачи: « в эпоху быстрой смены технологий должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Причем ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении ». Согласно новой концепции « Развитие системы образования Российской Федерации до 2020 года» и требованиям ФГОС второго поколения выпускник школы должен обладать набором ключевых компетентностей и результатом обучения и воспитания является развитие у учащихся универсальных учебных действий. Современному педагогу необходимо формировать у учеников владение ключевыми компетентностями, которыми окрашивается личность ученика, развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы.

Каковы основные составляющие компетентности?

Во-первых, знание, но не просто информация, а та, что быстро изменяется, динамическая, разновидная, которую необходимо уметь найти, отсеять от ненужной, перевести в опыт собственной деятельности.

Во-вторых, умение использовать эти знания в конкретной ситуации; понимание, каким способом можно получить эти знания.

В-третьих, адекватное оценивание – себя, мира, своего места в мире, конкретных знаний, необходимости или ненужности их для своей деятельности, а также метода иx получения или использования. Эта формула логично может быть выражена в такой способ:

Компетентность = мобильность знаний + гибкость метода + критичность мышления

Компетенция - интегральная способность решать возникающие в различных сферах жизни конкретные проблемы, используя способности в условиях, отличных от тех, в которых эта компетентность изначально возникла.

Компетентность - обладание соответствующими знаниями и способностями, позволяющими человеку обоснованно судить об определенной области и эффективно действовать в ней.

К ключевым компетентностям относятся:

Учебно-познавательная (, Г. К, Селевко,) - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности - это: знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки;

Когнитивная - умение на деятельностном уровне осваивать новые знания, основанные на опыте, готовность к самостоятельной репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности, не только в предметно-ориентированном компоненте, но и в надпредметном компоненте учебного процесса, а также вне рамок учебного процесса;

Культурологическая - круг вопросов, в которых ученик должен ощущать себя объектом культурно-исторического процесса; быть широко образованным, иметь познания в разнообразных областях науки и искусства; общаться в современном мире, оперируя реалиями, обычаями, образами не только своего народа, но и других народов;

Коммуникативная - включают знания и способы взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе ;

Социально-мировоззренческая - означают владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности, овладевание минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности;

Способность решать проблемы – постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации - их создание и разрешение.

Новые тенденции в обществе обусловили появление новых ценностей в образовании. Каждый молодой человек, вступающий в жизнь, должен иметь способности к самоопределению, осознанному выбору своего жизненного пути. К такому выбору будет готов только человек с развитым комплексом личностных качеств, особенно в области познавательной, социальной и мотивационной сферы.

Биология – наука прикладной направленности, наука 21 века. В программе предмета много теоретического материала и мало практики. Возникает противоречие. Есть потребность в усилении практической направленности.

В связи с этим в своей педагогической деятельности, я уделяю огромное внимание созданию условий для развития познавательной компетентности личности учащегося. Делаю это через практическую направленность преподавания биологии. Дети в любом возрасте обладают определённым набором знаний, умений, навыков. Я думаю, что используя этот жизненный опыт, можно создать условия для осознанного присвоения нового социального опыта, обучению и воспитанию у учащихся умения учиться. Усиление практической направленности преподавания биологии даёт возможность в процессе изучения предмета показать школьникам практическое значение биологических знаний, познакомить с ботаническими характеристиками и особенностями ведущих сельскохозяйственных культур, раскрыть научные основы важнейших производственных процессов и познакомить с достижениями в растениеводстве
, животноводстве
, медицине и так далее. Практическая направленность преподавания осуществляется на базе широкого использования жизненного опыта учащихся, привлечения их знаний и умений, полученных на занятиях на учебно-опытном участке школы, в ходе участия в работе на личном подсобном хозяйстве семьи.

При этом ребята включаются в исследовательскую деятельность.

А также есть возможности индивидуализировать процесс обучения.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея моего исследования состоит в том, что усиление практической направленности уроков через индивидуализацию обучения создаёт условия для:

* развития познавательной компетентности учащихся;

* перехода от действия к деятельности путём использования различных форм, методов и средств обучения;

* повышения качества образования.

Цель моего педагогического исследования.

Обеспечить формирование учебно-познавательной компетентности через индивидуализацию практико-ориентированного обучения на уроках биологии в основной школе.

Задачи:

1) Изучить передовой опыт по реализации компетентностного, развивающего и индивидуализированного подходов к обучению.

2) Скорректировать:

тематическое планирование по биологии с учётом практической направленности преподавания курса биологии в основной школе;

поурочное планирование с учётом индивидуализации обучения.

3) Разработать и апробировать:

систему лабораторных работ в разных классах, применяя уровневую дифференциацию;

ряд уроков и внеурочных занятий с практической направленностью.

4) Подобрать и апробировать методики для выявления результативности развития универсальных учебных действий.

Теоретическая база опыта.

В основу моего опыта положен деятельностный и развивающий подход к обучению, идеи уровневой дифференциации, а также компетентностный подход. В начале 30-х годов ХХ века выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребенка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.

Деятельностный подход ориентирован на способность к изменению, личностной динамике. Это, прежде всего, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самообразованию. Эта стратегия предлагает не описание конечного результата учебного процесса, а описание самого пути, что связано с возможностью детям и взрослым чувствовать удовлетворение «здесь и теперь» и при этом работать с ориентацией на далекие, полезные для будущего результаты. Современное образование становится личностно значимой деятельностью ученика. Оно

наполняется содержанием в процессе самостоятельной работы ученика. , анализируя ситуацию, говорит о необходимости совместной деятельности детей и взрослых. Вне «деятельности», вне «отношения» не может быть сформировано личностное знание.

Развитие личности достигается в деятельности. То есть необходимо овладевать различными способами, а не знаниями о способах (можно требовать от школьников знания формул, а можно - умения решать задачи с применением этих формул). А это и есть компетентностный подход.

В Концепции модернизации образования заложен компетентностный подход, разработчиками которого являются ведущие деятели педагогики ,

Компетентностный подход в рамках знаниевой парадигмы обусловливает набор компетенции как совокупность знаний, умений, навыков, способов деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.

Этот же подход, но уже в рамках личностно- ориентированной парадигмы, задает набор

компетенций, ориентированных на смысловую составляющую любого вида деятельности .

Под компетентностью обычно понимается некая способность решать возникаю­щие в различных сферах жизни конкретные проблемы, используя способности в условиях, отлич­ных от тех, в которых эта компетентность изначально возникла.

Под понятием "компетентностный подход” имеют ввиду направленность процесса обучения на формирование и развитие ключевых (базовых, основных) и предметных компетентностей личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетентностей, интегрированной характеристикой личности. Такая характеристика должна сформироваться в процессе обучение и содержать знание, навыки, опыт отношений, опыт деятельности. Одна из важнейших компетентностей – компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Личный успешный осмысленный опыт учебно-познавательной деятельности можно определить как познавательную компетентность.

Учебно-познавательная компетентность нужна ученику не только для того, чтобы сегодня успешно учиться в школе. Она нужна для того, чтобы, овладеть профессией, достичь необходимой квалификации, а в случае необходимости сменить специальность. Ведь наша жизнь - это череда житейских и производственных проблем, разрешение этих проблем требует новых знаний и умений, которые можно приобрести только в процессе учения.

Чтобы её развить, нужно развить учебную мотивацию, интерес к предмету.

Компетентностное обучение является перспективным, так как учебная деятельность приобретает исследовательский и практико-ориентированный характер и при этом сама становится предметом усвоения. Ведущие деятели современной педагогики отмечают, что компетентность, выступая результатом обучения, является следствием саморазвития ученика, обобщением его личностно-деятельностного опыта.

По словам Г. Спенсера «Великая ценность образования - это не знания, а действия».

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами, поскольку касается личности ученика.

В представлении Л. С. Выготского развивающий подход - особый вид деятельности, субъек­том которой выступает сам ученик - активный участник процесса самостановления, по­стижения способов личностного освоение опыта культуры.

В рамках проводимого педагогического исследования интерес имеет и технология развивающего обучения, основной идеей которого выдвинули развитие интеллектуальных способностей ребенка.

В основе концепции Давыдова -Эльконина теория формирования учебной деятельности и ее субъекта в процессе усвоения теорети­ческих знаний посредством анализа, планирования и рефлексии. Способ формирования - систематическое решение учебных задач. Носитель учебной деятельности - субъект, разви­тие которого происходит одновременно с превращением школьника в учащегося, изменяющего и совершенствующего себя самого. Для этого он должен рефлексировать. Обу­чение понимается как формирование личностных качеств ученика.

Разноуровневое обучение – это вид личностно-ориентированной технологии, основанной на организации учебно-воспитательного процесса, при котором каждому обучаемому предоставляется возможность овладевать учебной информацией в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности (но уровень усвоения должен быть не ниже базового).

Это дает возможность учитывать познавательные интересы учащихся, устранить их перегрузку;

Развивать каждого в меру его сил и способностей;

Создавать психологический комфорт в учебе.

Опыт показывает, что это позволяет учащимся реально оценивать свои возможности; повышается мотивация и интерес к предмету.

Между учителем и учеником устанавливаются партнерские отношения,
снижается психологическое напряжение на уроках.
Повышается качество знаний и активность слабоуспевающих, исчезает страх перед проверкой знаний.

Дифференцированный подход в обучении должен осуществляться на индивидуальном уровне, когда сам учащийся, исходя из своих способностей, возможностей и потребностей определяет личную «траекторию» своего развития.

Выстраивая вектор своих педагогических действий, я помогаю детям освоить знания, приобрести навыки учебно-познавательной деятельности, научиться применять знания в конкретной ситуации и достигать положительных результатов. Эти три составляющие и есть основа понятия «компетентность», которая состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

Компетентности формируются, проявляются и используются в деятельности.

Свою педагогическую мастерскую по формированию ключевых компетентностей у обучающихся я могу представить следующей схемой:

1. Во-первых, это изменение позиции учителя в организации образовательного процесса, изменение характера взаимоотношений между учителем и учеником. Я отвожу себе роль: тьютора, наставника, координатора, партнера. Моя задача на уроке – сопровождение детей в их самостоятельном поиске знаний на основе педагогики сотрудничества.

2. Во-вторых, это создание развивающей среды, обеспечивающей условия для формирования ключевых компетентностей. Это:

· создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели;

· деятельностный характер обучения, т. е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование;

· ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;

· обязательное включение в содержание урока заданий развивающего характера;

· усиление практической направленности школьного образования по биологии.

Создание такой среды позволяет мне существенно повысить мотивацию детей. А ведь именно мотивация (т. е. готовность к деятельности) является основным компонентом компетентностей.

При всем многообразии технологий, форм и методов, преимущественными я считаю те, которые ориентированы на самостоятельность ученика, где явно может быть представлен «продукт» работы, который может быть оценен учителем и аудиторией. Я учу своих детей представлять результаты труда в виде: анализа текста, обобщения информации в виде таблиц, схем, опорных конспектов, обсуждения, выступления (презентации).

При организации деятельности учащихся я опираюсь на принципы:

1) принцип деятельности;

3) принцип непрерывности;

4) принцип целостности;

5) принцип творчества;

6) принцип психологической комфортности;

7) принцип сотрудничества.

Для успешной профессиональной деятельности, помимо «Знаю» необходимы такие компоненты, как «Умею», «Могу», «Хочу», «Верю в свои возможности». Именно этому я стараюсь научить своих детей.

Новизна опыта.

Новизна опыта состоит в объединении идей практической направленности преподавания биологии и уровневой дифференциации.

В данном опыте представлены:

система работы по развитию познавательной компетенции учащихся через практическую направленность уроков биологии;

система работы по использованию уровневой дифференциации на уроках биологии;

разработки лабораторных работ по биологии в разных классах с уровневой дифференциацией.

Технология опыта.

Изучение психологии личности и ежедневное наблюдение привело меня к выводу, что активную жизненную позицию ребят, позитивную «Я-концепцию» можно сформировать в процессе длительной и последовательной работы над развитием познавательной активности учащихся. Аристотель говорил, что « без осознанной практической деятельности человек никогда не может достигнуть полного удовлетворения и счастья». Великий Конфуций говорил: "Послушайте – и Вы забудете, посмотрите – и Вы запомните, сделайте – и Вы поймете". Современные психологические исследования подтверждают, что совместно с практической деятельностью усваивается 75% учебного материала, тогда как зрительное восприятие обеспечивает 40-50%, а слуховое только 10%. Одновременно, в практической деятельности развивается не только познавательная, но и социальная сфера личности: формируются коммуникативные способности, умения выразить свои мысли, проводить позитивный диалог, воспитывается чувство взаимопомощи , взаимоподдержки, происходит самоутверждение личности ребёнка.

Считаю, что практическая и самостоятельная познавательная деятельность является наиболее реальным путем достижения результата. В практике работы наиболее широко применяю деятельностный подход, развивающее обучение, компетентностный подход, уровневую дифференциацию. Использую исследовательский, проблемный, частично-поисковый метод, метод проектов.

Развивающее обучение предполагает преобразование личности не только в сфере знаний, но и в сфере способов умственной деятельности. В своей системе я сделала упор на развитие интеллектуальных умений: сравнение, обобщение, умение работать по алгоритму, делать выводы; и деятельностных: целеполагание, а следовательно – планирование деятельности, контроль и коррекция. Это определило и отбор содержания. Работая в рамках традиционной программы, я пользуюсь учебниками линии и планированием к ним. В качестве дополнения использую тетради на печатной основе, которые содержат задания, как репродуктивного характера, так и продуктивно - творческого, что помогает в реализации задач развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В тематическое планирование внесла изменения: расширила и углубила содержание лабораторного практикума, добавила вопросы, развивающие мышление, ввела уровневую дифференциацию. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Использование развивающего обучения не исключает принцип дифференцированного подхода к обучению. Лабораторные и практические работы составляются разноуровневые: дифференцируется объём задания, его сложность, количество и трудность вопросов и т. д. Сильные ученики ставят цели работы, выполняют её, делают выводы самостоятельно. Слабые - сначала делают это с опорой на подсказки, а потом более самостоятельно. Степень самостоятельности увеличивается вместе с усложнением работ. Это создаёт среду, в которой развиваются навыки образовательной деятельности каждого ученика в меру его способностей. Первые работы проводятся поэтапно вместе с учителем, где показывается образец поиска, рассуждений. В дальнейшем проводится только фронтальный инструктаж, оказывается индивидуальная помощь при необходимости.

Поставленные цели определяют специфику выбора форм и методов обучения.

Выбрала основной формой обучения урок-практикум. Изменение содержания лабораторных работ и методика их проведения создаёт такую образовательную среду, в которой развиваются навыки учебной деятельности каждого ученика согласно зоне его ближайшего развития.

Особое внимание уделяю развитию умений ставить цели, работать по алгоритму, сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы, рефлексировать.

Одновременно задания лабораторных работ ориентированы на развитие деятельностных (ставить цель, организовывать свою самостоятельную деятельность, рефлексировать), коммуникативных и предметных умений.

Приведу примеры таких лабораторных работ в 6, 7 и 9 классах . (ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

С целью развития коммуникативных навыков многие работы проводятся в форме групповых или в парах.

Некоторые наоборот – индивидуальные. В таких работах каждому ученику даётся определённое задание, и он выполняет только часть работы и, заслушав отчёты каждого, ребята делают промежуточные выводы по работе, а потом и общий вывод.

Ребята выполняют задание, приносят на урок, рассказывают о проделанной работе, анализируют результаты и делают выводы. При этом сочетается индивидуальная и групповая работа. Каждый имеет возможность высказаться, помочь друг другу, получить необходимую помощь, если в ней нуждается, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Затем оформляют практическую работу.

Ребятам даётся задание осуществить посев проросших семян. И долгое время они наблюдают за ростом растения, отвечают на всё те же вопросы «Зачем? Почему? В чем причина?», анализируют результаты, делают выводы. Учащиеся с интересом относятся к такой работе, узнают много нового, бурно обсуждают возникшие вопросы, трепетно ухаживают за своими всходами.

Включение в урок элементов практической направленности учащихся, связь изучаемого материала с жизнью, с практикой сельского хозяйства , актуальное требование к современному уроку биологии. Опыт работы позволяет мне сделать вывод о том, что систематическая и целенаправленная деятельность учащихся по проведению опытов и наблюдений за растениями, и последующее использование результатов этой работы на уроках расширяют знания школьников по биологии, вызывают устойчивый интерес к предмету, помогают им лучше понять практическую значимость приобретаемых на уроках знаний. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

В своей практике стараюсь использовать активные формы занятий, придавать им практическую направленность. Применяю в своей работе уроки - практикумы, лекции, уроки-семинары, диспуты, беседы, зачёты, презентации, уроки с постановкой проблемы, позволяющие активизировать школьников, учить их добывать знания, трудиться самостоятельно.

На таких уроках вырабатывается умение учащихся сопоставлять, проводить параллели, рассуждать, доказывать свои мысли – то есть развиваются те навыки и умения, которые необходимы учащимся для написания ЕГЭ. ЕГЭ заставляет искать все новые формы работы для более эффективного запоминания правил, терминов. Разработан факультативный курс для подготовки к ЕГЭ по биологии « Основные вопросы биологии». (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

На практике я вижу: чем больше повторяешь, тем лучше запоминается. Значит, нужно чаще повторять. Система изучения блоками позволяет возвращаться часто к одному и тому же правилу. Очень важно осознанное усвоение правил. Поэтому все правила, сначала разбираю.

Использование творческих проектов оживляет урок, делает его более интересным, эффективным.

Личностно - ориентированные технологии, в том числе исследовательская и проектная деятельность, являются одним из методов, призванного решить задачу формирования социально – значимых качеств современного школьника. Исследовательская работа не умещается в классно – урочную систему. Новые задачи требуют включение учащихся в исследовательскую работу не только в рамках отдельных курсов, но и всего образовательного процесса в целом, что дает возможность построения индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка.

Над темой « Развитие индивидуальных способностей учащихся через практическую направленность преподавания биологии» работаю не первый год, собран большой материал, приготовлены папки, где собраны контрольные, проверочные, лабораторные, практические работы, тесты, графические диктанты. Есть результаты. У меня уже выработалась своя методика, и мне очень приятно, что мои выпускники на ЕГЭ получают высокие баллы.

Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок был интересен ученикам, пришлось осваивать новые методы подачи материала и ИКТ.

В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. В каждой школе имеется компьютерный класс, ученики изучают информатику. Это во многом облегчает использование компьютера на уроке. Конечно, живое эмоциональное слово никогда не заменить машине, и нисколько нецелесообразно целый урок строить на работе с компьютером. Применение компьютера на уроке может быть самым разнообразным, преследовать разные цели – ознакомление с наиболее интересными фактами, совершение заочных экскурсий, видеопросмотр фрагментов кинофильмов, прослушивание голосов птиц и т. д.

Таким образом, умелое и уместное использование компьютера на уроках позволяет реализовать обучающие, развивающие и эстетические цели. В моей копилке есть диски, которые я использую, причем подается это в очень интересных формах. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.

При проведении лабораторных и практических работ тоже можно использовать возможности ИКТ.

Например. При проведении лабораторной работы в

Практическая направленность преподавания биологии /январь 2016г/

Биология занимает особое место среди естественных наук. Именно на примере биологии школьники могут полнее всего познакомиться с тем, как формируется единая научная картина мира, как эффективнее всего применять для решения реальных проблем знания, исходно «лежащие на разных полочках» в голове. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения.

Изучение курса биологии в школе обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

Неоспоримо влияние биологических знаний на организацию практической деятельности. Перемены, которые происходят в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Современный подход к преподаванию биологии требует практико-ориентированных методов и приемов изучения предмета. В ходе изучения биологии учащиеся должны научиться использовать полученные знания в практических ситуациях.

Использование практических форм ведения урока способствует повышению мотивации к обучению и сознательному выбору профессии, связанной с биологическими знаниями. На основе знаний биологии базируются сельскохозяйственные профессии, медицина, биотехнологии, лесное хозяйство, ландшафтный и садовый дизайн и многое другое.

Начиная с 6 класса, а по новым стандартам ФГОС с 5 класса в начале изучения предмета формируется интерес к обучению, а именно интерес к предмету и служит основой осознанного выбора профессии. Результатом такой работы стало поступление выпускников нашей школы в медучреждения среднего, высшего уровня, в Брянскую государственную сельхозакадемию. Чем мне учителю МБОУ Трыковской сош стоит гордится.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

    освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

    овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессепроведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

    воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

    и c пользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Достижение этих целей возможно при использовании в преподавании биологии практических методов преподавания. К таким методам относятся практические и лабораторные работы, исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное время, экскурсии, работа с биологическими объектами.

Биологическое оборудование необходимое для выполнения практической части биологической дисциплины можно разделить на следующие группы:

    натуральные объекты (живые организмы, влажные препараты, микропрепараты, коллекции, гербарии)

    приборы, реактивы и лабораторное оборудование (оптические приборы, посуда и принадлежности)

    средства на печатной основе (таблицы, дидактический материал)

    муляжи и модели

    тсо (компьютеры)

    учебно-методическая литература

Практическая работа - один из важных методов в биологии с помощью которого осуществляется передача знаний, их усвоение и закрепление. Самые достоверные знания учащиеся приобретают при выполнении лабораторных и практических работ. Исключительное значение играют натуральные объекты. Для развития понятий, помимо натуральной наглядности, используются и различные виды изобразительной наглядности (таблицы, схемы, рисунки, фото, и т.д.) которых достаточно в полном объеме в учебниках биологии за курс основной и средней школ. При проведении практической или лабораторной работы в помощь необходимо использовать книгу (учебник, справочник, другую доп. Литературу), инструкцию по выполнению данной работы. При проведении практической части необходим инструктаж, который проводит учитель.

В учебнике биологии включены необходимые работы с темой, целью, необходимым оборудованием и ходом выполнения работы. Так в разделе «Растения, бактерии, грибы, лишайники» учебнике 6 класса включено 17 лабораторных работ и 1 практическая работа. Каждая работа должна быть эффективной и целесообразной. Это можно достичь четко поставленной целью: что надо увидеть, как увидеть, какие результаты надо получить и как их оформить. Итогом работы могут быть рисунки, заполнение таблицы по заданной форме, вопросы, которые помогут сформулировать выводы. В ходе практических работ особую роль играет самостоятельный мыслительный процесс позволяющий решить задачу, вопрос, проблему. Результаты такой работы являются основным источником знаний.

Связь теории и практики, пригодятся учащимся в их дальнейшей жизни. А это ли не главное в обучении: научить знаниям и умениям, которые не были бы мертвым грузом, а были бы при востребовании временем восстановлены и применены.

В зависимости от целей и содержания изучаемого материала лабораторные и практические работы могут быть репродуктивного, поисково –исследовательского и исследовательского характера. Последние работы являются основой для проектной деятельности. Исследовательская работа, а она как никакая другая создает условия для самореализации и раскрытия возможностей каждого ребенка, развитию его творческой активности и повышению мотивации к изучению биологии. Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через урок. Очень важно учитывать возрастные особенностей учащихся их умение проводить анализ и выделять главное; сравнивать; обобщать и систематизировать; определять и объяснять понятия, конкретизировать, уметь видеть противоречия. Совершенствовать умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации.

Важно, чтобы деятельность учащихся на уроке базировалась на личном опыте учащихся. Для сельских детей важны знания особенностей строения и жизнедеятельности растений и животных, так как они помогут в уходе за домашними питомцами и при работе на приусадебном участке.

Включение практических работ, лабораторных работ и экскурсий в планирование предмета способствует тому, что дети учатся узнавать животных и растения родного края, любить природу, правильно вести себя на экскурсии, да и просто на прогулке.

В этом 2015-16 учебном году биология начинает изучаться учащимися по государственным образовательным стандартам второго поколения с 5 класса и требует деятельностного подхода к образованию. Деятельностный подход подразумевает, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

Придание результатам образования социально и личностно-значимого характера;

Более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

Существенное повышение мотивации и интереса к учению;

Обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Практическая направленность преподавания биологии направлена на реализацию деятельностного подхода к образованию, формированию умения применять имеющиеся теоретические знания на практике, в новых ситуациях, то есть к формированию предметных компетенций.

Изучение биологических объектов позволяет проанализировать процессы взаимодействия в сложных многоуровневых системах - организмах растений и животных, экосистемном уровне биосферном уровне, понять механизмы регуляции, устойчивости систем к внешним воздействиям.

О практической направленности в биологии.
Григорьева О.П.,СОШ № 30,
учитель биологии

Учебно-воспитательные задачи школьного курса биологии наиболее полно разрешаются на основе тесной связи классно-урочной системы обучения с внеклассной работой учащихся. Знания и умения по биологии, приобретаемые учащимися на уроках, лабораторных занятиях, экскурсиях и других формах учебной работы, находят на внеклассных занятиях значительное углубление, расширение и осознание, что оказывают большое влияние на общее повышения их интереса к предмету.
Анализ учебников биологического цикла показывает, что они не в полной мере отвечают современным требованиям. Многим учебникам свойственны слабая связь изучаемого материала с практикой, перегруженность изложения второстепенными фактами и деталями без четкого выделения заданий для управления самостоятельной работой учащихся, что, в конечном итоге, тормозит развитие познавательных интересов школьников. Поэтому становление научных знаний учащихся на уроках биологического цикла невозможно без последовательного продолжения этой работы на внеклассных занятиях.
Проблема не только качественного преподавания учебных предметов, но и оживления внеклассной работы сегодня наиболее актуальна.
Важную роль во внеклассной работе играют викторины («Собаки и кошки в одной обложке», «В мире животных») конкурсы (Конкурс костюмов из вторичного сырья), конференции («Наш дом - планета Земля», «День глобальных климатических действий»). Играя, отвечая на вопросы викторин, проблемные вопросы, решая головоломки, ребусы, кроссворды, ребята не только многое узнают об этом удивительном мире природы, но и учатся делать умозаключения, придумывать гипотезы, запоминать названия растений и животных, активно и непринужденно пользоваться терминологией. На внеклассных занятиях часто применяю прием театрализации. Цель создания театральных инсценировок - отражение проблем ближайшего окружения, призыв к зрителям беречь всех обитателей планеты, свой организм, добрые человеческие отношения. Важно ввести самого ребенка в различные типы поведения в типичных для его жизни ситуациях. Так были поставлены следующие сказки и сценки «Сказки старого чайника», «Тайные мысли организма», «Наказание», парламент «Системы питания». Это позволяет добиваться глубокого эмоционального воздействия на детей, содействовать творческому развитию.
Огромную роль в воспитательном процессе играют экскурсии.
Экскурсии представляют способ конкретного изучения природы, то есть изучение подлинных объектов и явлений, а не рассказов или книг о ней. Здесь открываются широкие возможности для организации творческой работы учащихся, инициативы и наблюдательности. На экскурсиях, как и на практических занятиях, у детей формируются навыки самостоятельной работы. Они знакомятся с тем, как нужно собирать материал, обрабатывать (на занятиях в классе после экскурсии), систематизировать. Попадая в природную среду со всем ее многообразием предметов и явлений, дети учатся разбираться в этом многообразии, устанавливать связи организмов друг с другом и с неживой природой.
Учащиеся понимают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память и способствуют формированию экологического сознания учащихся. Кроме того, походы укрепляют сознательную дисциплину, развивают самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях, содействуют закалке и укреплению здоровья учащихся. .
По тематике все организованные и проведенные экскурсии можно разделить на следующие группы:
Наблюдение за явлениями природы в различное время года (для учащихся 6-х классов);
Знакомство с особенностями органов растений, жизненными формами (6 класс),классами и семействами растений(7 класс);
Экскурсии в экологический музей, знакомство с проблемами охраны окружающей среды (9,11 класс);
Экскурсии в краеведческий и анатомический музеи (для учащихся 8-9-х классов).
Педагогическая эффективность учебных экскурсий в природу зависит не только от умения учителя ставить образовательные и воспитательные цели, но и от выбора интересного маршрута и степени предварительной подготовки учащихся. Изучать родной край нужно систематически. Тот учитель, который осуществляет подобную работу, сам обогащается полезными знаниями и улучшает свое педагогическое мастерство.
Результатом данной работы является:
- статьи учащихся в журнале « Я и Земля»;
- фото и видеоматериал для уроков биологии;
- гербарный материал по семействам растений;
- воспитание бережного отношения к природе, чувства коллективизма и взаимопомощи
- повышение мотивации к изучению биологии
- углубление знаний о природе родного края
- защита проекта учащимися и награждение дипломом и призами:
2 место 2011 год Областная научно- практическая конференция «Экология и дети» в городе Шахтинске (проект «Биогеографическое исследование района гор Соран, экологический мониторинг данного природного объекта»).
1 место 2011 год Областная научно- практическая конференция «Шаги в мир науки » в КарГУ им. Букетова (проект «Биогеографическое исследование района гор Соран, экологический мониторинг данного природного объекта»).
Грамота 2011 НПК «Сарыарка дарыны» с проектом «Экологический мониторинг гор Соран» (учащиеся 9-х классов)
Создание методического пособия «Методика организации и проведения экскурсий» 2011 г
Таким образом, внеклассная работа по биологии имеет большое значение как в разрешении учебно-воспитательных задач школьного курса биологии, так и в разрешении многих общепедагогических задач, стоящих перед общеобразовательной школой в целом. Поэтому она должна занимать видное место в деятельности каждого учителя биологии.

Список литературы:
1. Экологическое воспитание детей и молодежи: пособие для дошкольных учреждений и школ./ Сборник. Под ред. Костенкова П.П. – Барнаул: Изд. «Анна Поом и К0», 2005.
2. В. В. Травникова. Биологические экскурсии. – СПб.: Паритет. 2002, 256с.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!