Образовательный портал - Varnavinschool

Анатолий Рыбаков: Каникулы Кроша. Приключения кроша История создания повести каникулы кроша

Дело происходит в летнюю стажировку девятиклассников на автомобильной базе. Крош не имел техобразования, но очень хотел водить машину во время практики. В этот момент он как раз трудился с Петром Шмаковым в гараже. Сначала они наблюдали за работой мастеров. Через какое-то время мальчишки начали работать самостоятельно. Игорь устроился в контору. В его обязанности входило заполнять бланки. Игорь был похож на заместителя инженера.

На классном совещании Игорь предложил отремонтировать старенький ГАЗ-51. Крош предположил, что сначала нужно посмотреть состояние автомобиля и уже после, заниматься ремонтом. Но его и слушать никто не хотел. Крош предложил составить ведомость. Немного позже на столе у Лагутина ученики обнаружили подшипники. Они предназначались как раз для этого автомобиля. Потом стало ясно, что Лагутин продал подшипники, а оплату прикарманил.

Шмаков, Игорь и Вадим жили в одном дворе. Наутро, Вадим предложил всем собирать недостающие детали для ремонта техники. Пока собирали запчасти, выявили пропажу амортизаторов. Крош сходу определил, что это сделал Лагутин. Помимо амортизаторов не хватало ещё нескольких деталей. В ходе поисков ученики нашли детали, которых недоставало, под старым авто. Не нашлись только амортизаторы. Игорь посчитал, что в их пропаже виноват Вадим.

Ребята захотели починить давно списанную машину в Липках. За транспортом поехали все вместе. В дороге произошла поломка, и им пришлось заночевать около машины. Домой вернулся только Игорь. Родители остальных мальчишек создали панику. В этот во всём обвинили Зуева и объявили выговор. Вадим случайным образом нашёл амортизаторы и рассказал сие Крошу. Они решают не трогать амортизаторы до появления вора. Но к утру, они вновь исчезли. Ребята пытались найти следы. Крош рассказал об этом Шмакову. Восстанавливали транспорт только Шмаков и Крош. В рабочие часы мальчишкам запрещено было вести ремонт машины. На очередном собрании директор постановил, что ученикам будут помогать мастера после работы. Процесс починки автомобиля ускорился.

Воскресным днём мальчишки отремонтировали старенький москвич брата Игоря и одноклассников. После того, как они перезнакомились друг с другом, дружным коллективом отправились к морю купаться. Крош присмотрелся к тому, что шины машины друзей имеют следы, похожие на те, что в гараже. Ведь именно там пропали амортизаторы…

Прошли годы. Дети выросли, но Крош остался таким, же любознательным. У него не пропала тяга к приключениям. И однажды работая на строительстве новой трассы, он натыкается на могилу неизвестного солдата. Крош задаётся целью – во что бы то ни стало установить его личность.

О чём говорит произведение? По всей вероятности о том, что у Кроша развито с избытком чувство ответственности. Во что бы он ни ввязался, ему хочется помочь кому-то разобраться в той или иной проблеме. Таких людей мало на земле. А в эпоху современности такое поведение опасно для жизни, прежде всего для того, кто является олицетворением совести и ответственности. Благочестивых людей сейчас не любят. В наше время – это подвиг, достойный уважения.

Если задаваться вопросом, по поводу того, чему учит рассказ. Ответ будет очевиден. Прежде всего, это совесть, ответственность, потом уже сообразительность, внимательность и так далее…

Подробный пересказ

Главный герой повести-Сергей Крашенинников, 16-летний житель Москвы. Одноклассники дали ему прозвище Крош, сократив фамилию.

Ребята направляются на прохождение производственной практики на автобазу. Кроша привлекает шофёрская специальность, но он вместе с Петром Шмаковым попадает в гараж. Другие ребята тоже распределяются по разным цехам, и только Игорь благодаря своему дипломатизму направляется в технический отдел заполнять бланки.

Поначалу Сергей и Пётр были «на подхвате», но потом втянулись в работу и им стали доверять более сложные операции. Со всеми рабочими в бригадах у парней сложились хорошие рабочие отношения, кроме слесаря Лагутина. Лагутин невзлюбил практикантов за их медлительность и отсутствие сноровки и при каждом удобном случае ругал их.

На первом производственном собрании Игорь предложил отремонтировать старый списанный автомобиль и подарить его школе. Ребята единодушно поддержали, не совсем понимая, какая трудная предстоит работа. Крош предложил взять дефектную ведомость, заполнить её и определить объём работ. Бланки ведомости он видел в верстаке у Лагутина. Когда он доставал ведомость, под стопкой бумаг заметил новые подшипники, которые они должны были поставить на машину. Крош заподозрил Лагутина в мошенничестве.

Через некоторое время обнаружилась пропажа новых амортизаторов. Подозрение сразу пало на практикантов, т.к. они собирали во всех цехах запчасти для ремонта автомобиля. И только Крош догадался, что это дело рук Лагутина. К сожалению, никаких доказательств у него не было.

Шофёр Зуев предложил восстановить другую машину, которая в лучшем состоянии, но за ней надо ехать в пионерский лагерь в Липки. Для ребят такая поездка за город-целое приключение. Выбор пал на Сергея, Петра Шмакова, Игоря и Вадима под руководством водителей Зуева и Ивашкина. В Липках не обошлось без неприятного инцидента. Когда всё было готово к буксировке машины, мальчишки решили попробовать самостоятельно, без взрослых, сесть за руль. Они неправильно закрепили буксировочный трос, и во время движения машина, за рулём которой сидел Крош, стала сползать в овраг. К счастью, Крошу удалось вылезти из кабины в самый последний момент. Такая «шалость» наделала много шума на автобазе. Зуев получил строгий выговор за то, что отлучился от машин.

Однажды Вадим нашёл в поломанной машине те самые новые амортизаторы, которые пропали. Он поделился этой новостью с Крошем. Молодые люди хотели сначала всё рассказать директору, но не смогли попасть к нему на приём, а потом амортизаторы бесследно исчезли. Ребята предположили, что амортизаторы вывезли по единственной дороге, которая вела от пустыря. Они пошли по дороге и вскоре обратили внимание на следы от протекторов. Сразу смекнули, что следы похожи на те, которые оставляет «Победа». Таким образом им удалось определить, что машина выехала на шоссе.

Крош заинтересовался этой пропажей и провёл своё небольшое расследование. Ему удалось найти хозяев машины «Победа» и поговорить с ними. Молодые люди рассказали, как Игорь пообещал помочь определить машину в ремонт, но на самом деле ничего не получилось. Тогда Лагутин посоветовал мастеров, которые частным образом могли отремонтировать автомобиль. Ребята оставили машину у механиков, а те после ремонта тайком вывезли злополучные амортизаторы с территории автобазы.

Крошу удалось вывести Лагутина на «чистую воду» и снять все подозрения со своего класса. Амортизаторы вернулись на своё место на склад.

Тем временем практика подошла к концу. Ребята торжественно представили отремонтированный своими руками автомобиль и передали его в школу.

Читательский дневник.

Повесть о том, как школьники 9 класса проходили летнюю практику на автобазе, которая шефствует над их школой. У Кроша не было технической наклонностей, ему хотелось устроиться во время практики на машину, чтобы поводить. Но вместе со Шмаковым Петром попал в гараж. Сначала им ничего не доверяли, они только наблюдали. В гараже рабочие считали Кроша маленьким, но после того, как он показал им свои права, хотя и детские, это произвело на всех впечатление. Постепенно ребята втянулись в работу.Игорь работал в конторе, ходил по цехам и заполнял бланки. Держал себя так, как будто он заместитель главного инженера. Он любил околачиваться среди старших, быть в центре внимания.На собрание класса после недели практики Игорь предлагает восстановить списанный ГАЗ-51. Все ребята его поддерживают. Крош предлагает, прежде чем браться за такое трудное дело, посмотреть в каком состоянии автомобиль. Его никто не слушает. Как всегда Игорь предлагает что-то, а если не получается виноваты все, кроме него.Крош предлагает составить дефектную ведомость. В это время в столе у Лагутина находит подшипники, которые тот должен был поставить на машину. Автомобиль вышел с гаража со старыми деталями. Мальчик не может поверить в то, что Лагутин так может поступить с государством - продать подшипники, а деньги забрать себе. Крош для себя уяснил, что Лагутин жулик.Крош, Шмаков, Вадим и Игорь живут в одном дворе. Игорь не знакомил остальных со своими взрослыми друзьями. Стеснялся. Вадима, как друга, это задевало.На следующий день Вадим объявил всем одноклассникам, чтобы те собирали все, что может сгодиться для их автомобиля. Как раз в это время пропадают новые амортизаторы. Крош догадался, кто их взял - Лагутин. Сразу же обнаружились пропажи и на других складах. Все пропавшие вещи, кроме амортизаторов, оказались на складе, отведённом под машину школьников. Игорь стал обвинять в этом Вадима, хотя был виноват сам - это он сказал Вадиму, что директор разрешил собирать вещи по цехам. С этого момента Вадим выходит из-под влияния Игоря. Ребята попросили прощения. Школьникам сказали искать амортизаторы.Ребятам посоветовали отреставрировать списанный автомобиль, который находится в Липках, так как он в лучшем состоянии. За ним поехали Крош, Шмаков, Игорь и Вадим. На месте произошла авария: ребята перевернули эту машину. Крош, Шмаков и Вадим остались ночевать в автомобиль, так как им было стыдно возвращаться в город без ничего. А Игорь вернулся домой, якобы предупредить родных. Когда дети и машина оказалась в Москве, родители подняли шум. Директор объявил выговор Зуеву. Крош хочет написать заявление, так как виноваты ребята. Игорь отговаривает, да и Зуеву все равно.Игорь говорит Крошу, что ходят слухи будто Зуёв взял амортизаторы. Мальчик решает поговорить с Лагутиным. Слесарь коверкает слова школьника, и уже вся автобаза знает, что Крош думает, что Зуёв взял амортизаторы. На Кроша смотрят с укоризной. Мальчик страдает, ведь он хотел как лучше.Вадим находит амортизаторы и показывает Крошу. Решают их не забирать и тем самым выйти на вора. Вечером на танцах Майка танцует с Лагутиным. Крош решает с ней никогда не разговаривать.На следующее утро амортизаторов не оказалось на месте. Мальчики изучили следы: одни от Волги, другие от вездехода. Крош рассказывает обо всем Шмакову.Школьникам дали аванс. Крош бездумно потратил почти все день. У Шмакова они остались целы.Крош все же пишет заявление о том, что в Липках Зуёв не был виновен. Директор сердится и просит не вмешиваться ни в своё дело.Дело по восстановлению машины продвигалось медленно. Только Крош и Шмаков почти все сделали. Но потом всем детям запретили заниматься ремонтом в рабочее время. На собрании решили, что делать это они будут после своей смены, а мастера им будут помогать. Дело пошло быстрее.В воскресенье Крош и Шмаков решили съездить покупаться в Химки. С ними навязался Вадим. Во дворе встречаю Игоря, который возится с москвичом брата и не может её починить. Крош и Шмаков помогают ему. Игорь под страхом очередной поломки автомобиля берет мальчиков в Серебряный бор, где гораздо лучше. Там он встречает свои друзей и отдаляется от одноклассников. В конце концов, все знакомятся и плавают вместе. Крош обращает внимание на следы машины, на которой приехали друзья Игоря. Они те же, что на месте преступления.Крош опять разговаривает с Майкой и рассказывает ей историю с амортизаторами. Ребята решают поговорить с Игорем на чистоту. Игорь приглашает своих друзей на Волге и выясняется, что они не брали амортизаторов. Но это мог сделать человек, которому они отдавали свою машину в ремонт. А это был Лагутин с приятелем. Через некоторое время весь класс знал историю с амортизаторами. Лагутин посматривал на Кроша искоса. Крош и Шмаков разговаривают с Лагутиным. Вечером к Крошу приходит диспетчер Зина. Мальчик убеждает её, что если амортизаторы найдутся, то Лагутину ничего не будет.В последний день практики машина окончательно готова, нашлись злосчастные амортизаторы и директор автобазы сначала ругает, а потом хвалит за честность Кроша.

подскажите пожалуйста очень краткое содержание рассказа Трилогия о Кроше (А. Рыбаков) и получил лучший ответ

Ответ от Ирина Робертовна Махракова[гуру]
Трилогия о Кроше – это три замечательные повести Анатолия Рыбакова, главным героем которых является Серёжа Крашенинников:
;
ссылка ;
.
Полностью трилогию можно прочитать по гиперссылкам, данным мной выше.
ссылка
Краткое содержание повести «Каникулы Кроша» предлагают скачать. В этой повести любознательный и честный Серёжа, ставший на год старше, увлекается расследованием загадочных происшествий. Его волнует не только то, что произошло рядом с ним, но и то, что случилось за много лет до его рождения. Он сталкивается с тайной исчезновения коллекции старинных японских миниатюрных скульптур и восстанавливает честное имя оболганного коллекционера.
Повесть «Неизвестный солдат» рассказывает об уже повзрослевшем Кроше, который, закончив школу и не поступив в университет, работая на строительстве новой дороги, обнаруживает могилу неизвестного солдата и задается целью установить его имя. Цели своей Крош добивается.

Ответ от Dolf [новичек]
ещё" воскресенье половина седьмого". он там стажёр в прокуратуре.


Ответ от Ваав вава [новичек]
Повесть о том, как школьники 9 класса проходили летнюю практику на автобазе, которая шефствует над их школой. У Кроша не было технической наклонностей, ему хотелось устроиться во время практики на машину, чтобы поводить. Но вместе со Шмаковым Петром попал в гараж. Сначала им ничего не доверяли, они только наблюдали. В гараже рабочие считали Кроша маленьким, но после того, как он показал им свои права, хотя и детские, это произвело на всех впечатление. Постепенно ребята втянулись в работу.
Игорь работал в конторе, ходил по цехам и заполнял бланки. Держал себя так, как будто он заместитель главного инженера. Он любил околачиваться среди старших, быть в центре внимания.
На собрание класса после недели практики Игорь предлагает восстановить списанный ГАЗ-51. Все ребята его поддерживают. Крош предлагает, прежде чем браться за такое трудное дело, посмотреть в каком состоянии автомобиль. Его никто не слушает. Как всегда Игорь предлагает что-то, а если не получается виноваты все, кроме него.
Крош предлагает составить дефектную ведомость. В это время в столе у Лагутина находит подшипники, которые тот должен был поставить на машину. Автомобиль вышел с гаража со старыми деталями. Мальчик не может поверить в то, что Лагутин так может поступить с государством - продать подшипники, а деньги забрать себе. Крош для себя уяснил, что Лагутин жулик.
Крош, Шмаков, Вадим и Игорь живут в одном дворе. Игорь не знакомил остальных со своими взрослыми друзьями. Стеснялся. Вадима, как друга, это задевало.
На следующий день Вадим объявил всем одноклассникам, чтобы те собирали все, что может сгодиться для их автомобиля. Как раз в это время пропадают новые амортизаторы. Крош догадался, кто их взял - Лагутин. Сразу же обнаружились пропажи и на других складах. Все пропавшие вещи, кроме амортизаторов, оказались на складе, отведенном под машину школьников. Игорь стал обвинять в этом Вадима, хотя был виноват сам - это он сказал Вадиму, что директор разрешил собирать вещи по цехам. С этого момента Вадим выходит из-под влияния Игоря. Ребята попросили прощения. Школьникам сказали искать амортизаторы.
Ребятам посоветовали отреставрировать списанный автомобиль, который находится в Липках, так как он в лучшем состоянии. За ним поехали Крош, Шмаков, Игорь и Вадим. На месте произошла авария: ребята перевернули эту машину. Крош, Шмаков и Вадим остались ночевать в автомобиль, так как им было стыдно возвращаться в город без ничего. А Игорь вернулся домой, якобы предупредить родных. Когда дети и машина оказалась в Москве, родители подняли шум. Директор объявил выговор Зуеву. Крош хочет написать заявление, так как виноваты ребята. Игорь отговаривает, да и Зуеву все равно.
Игорь говорит Крошу, что ходят слухи будто Зуев взял амортизаторы. Мальчик решает поговорить с Лагутиным. Слесарь коверкает слова школьника, и уже вся автобаза знает, что Крош думает, что Зуев взял амортизаторы. На Кроша смотрят с укоризной. Мальчик страдает, ведь он хотел как лучше.
Вадим находит амортизаторы и показывает Крошу. Решают их не забирать и тем самым выйти на вора. Вечером на танцах Майка танцует с Лагутиным. Крош решает с ней никогда не разговаривать.
На следующее утро амортизаторов не оказалось на месте. Мальчики изучили следы: одни от Волги, другие от вездехода. Крош рассказывает обо всем Шмакову.
Школьникам дали аванс. Крош бездумно потратил почти все день. У Шмакова они остались целы.
Крош все же пишет заявление о том, что в Липках Зуев не был виновен. Директор сердится и просит не вмешиваться ни в свое дело.
Дело по восстановлению машины продвигалось медленно. Только Крош и Шмаков почти все сделали. Но потом всем детям запретили заниматься ремонтом в рабочее время. На собрании решили, что делать это они будут после своей смены, а мастера им будут помогать.



Ответ от Mariia Rotkina [активный]
Дело происходит на автобазе, на которой девятиклассники проходят летнюю практику. Рабочие пока не воспринимают ребят всерьез из-за их возраста. На собрании в классе Игорь выдвигает предложение о ремонте списанного грузовика. Одноклассники не поддержали его идею, потому что Игорь всегда умудрялся выходить сухим из воды и обвинить в своих промахах других. Крош решает осмотреть машину и составить ведомость по неисправностям.
У слесаря Лагутина находят новые подшипники, которые надо было установить на грузовик. Крош заподозрил его в жульничестве.
Игорь сказал Вадиму о разрешении директора: все ребята собирают по базе запчасти, необходимые для ремонта машины. Выясняется, что пропали новые амортизаторы.
Обнаруживаются и другие пропажи со складов, которые находят у ребят. Игорь обвинил в этом Вадима, но амортизаторы так и не нашлись. Школьники просили прощения у рабочих с условием, что найдут недостающие запчасти.
Ребятам посоветовали отремонтировать другой грузовик. Его надо пригнать из Липок. Поехали Игорь, Крош и еще двое ребят. По дороге машина перевернулась. Игорь уехал в город, чтобы всех предупредить об аварии. На самом деле, он выставляет виноватым Зуева. Родители ругаются, а директор объявляет Зуеву выговор. Крош хочет рассказать правду, но Игорь его отговаривает. Случайно Вадим находит пропавшие амортизаторы. Вместе с Крошем они решают посмотреть, кто их заберет. Крош пишет директору базы заявление о невиновности Зуева, чем сильно рассердил начальника.
На пляже Крош знакомится с друзьями Игоря, которые приехали на своей машине «Волга». Он замечает, что следы от колес точно такие же, какие они видели возле места пропажи амортизаторов. Новые знакомые рассказывают ребятам, что машину мог взять Лагутин. Он занимался ее ремонтом именно в тот день. Крош просит диспетчера Зину передать Лагутину, чтобы он вернул амортизаторы, пока никто не знает про его проступок.
Амортизаторы нашлись в последний день практики школьников. Грузовик отремонтирован. Кроша хвалит директор за честность.

К/c кроша Повесть о том, как школьники 9 класса проходили летнюю практику на автобазе, которая шефствует над их школой. У Кроша не было технической наклонностей, ему хотелось устроиться во время практики на машину, чтобы поводить. Но вместе со Шмаковым Петром попал в гараж. Сначала им ничего не доверяли, они только наблюдали. В гараже рабочие считали Кроша маленьким, но после того, как он показал им свои права, хотя и детские, это произвело на всех впечатление. Постепенно ребята втянулись в работу.

Игорь работал в конторе, ходил по цехам и заполнял бланки. Держал себя так, как будто он заместитель главного инженера. Он любил околачиваться среди старших, быть в центре внимания.

На собрание класса после недели практики Игорь предлагает восстановить списанный ГАЗ-51. Все ребята его поддерживают. Крош предлагает, прежде чем браться за такое трудное дело, посмотреть в каком состоянии автомобиль. Его никто не слушает. Как всегда Игорь предлагает что-то, а если не получается виноваты все, кроме него.

Крош предлагает составить дефектную ведомость. В это время в столе у Лагутина находит подшипники, которые тот должен был поставить на машину. Автомобиль вышел с гаража со старыми деталями. Мальчик не может поверить в то, что Лагутин так может поступить с государством - продать подшипники, а деньги забрать себе. Крош для себя уяснил, что Лагутин жулик.

Крош, Шмаков, Вадим и Игорь живут в одном дворе. Игорь не знакомил остальных со своими взрослыми друзьями. Стеснялся. Вадима, как друга, это задевало.

На следующий день Вадим объявил всем одноклассникам, чтобы те собирали все, что может сгодиться для их автомобиля. Как раз в это время пропадают новые амортизаторы. Крош догадался, кто их взял - Лагутин. Сразу же обнаружились пропажи и на других складах. Все пропавшие вещи, кроме амортизаторов, оказались на складе, отведённом под машину школьников. Игорь стал обвинять в этом Вадима, хотя был виноват сам - это он сказал Вадиму, что директор разрешил собирать вещи по цехам. С этого момента Вадим выходит из-под влияния Игоря. Ребята попросили прощения. Школьникам сказали искать амортизаторы.

Ребятам посоветовали отреставрировать списанный автомобиль, который находится в Липках, так как он в лучшем состоянии. За ним поехали Крош, Шмаков, Игорь и Вадим. На месте произошла авария: ребята перевернули эту машину. Крош, Шмаков и Вадим остались ночевать в автомобиль, так как им было стыдно возвращаться в город без ничего. А Игорь вернулся домой, якобы предупредить родных. Когда дети и машина оказалась в Москве, родители подняли шум. Директор объявил выговор Зуеву. Крош хочет написать заявление, так как виноваты ребята. Игорь отговаривает, да и Зуеву все равно.

Игорь говорит Крошу, что ходят слухи будто Зуёв взял амортизаторы. Мальчик решает поговорить с Лагутиным. Слесарь коверкает слова школьника, и уже вся автобаза знает, что Крош думает, что Зуёв взял амортизаторы. На Кроша смотрят с укоризной. Мальчик страдает, ведь он хотел как лучше.

Вадим находит амортизаторы и показывает Крошу. Решают их не забирать и тем самым выйти на вора. Вечером на танцах Майка танцует с Лагутиным. Крош решает с ней никогда не разговаривать.

На следующее утро амортизаторов не оказалось на месте. Мальчики изучили следы: одни от Волги, другие от вездехода. Крош рассказывает обо всем Шмакову.

Школьникам дали аванс. Крош бездумно потратил почти все день. У Шмакова они остались целы.

Крош все же пишет заявление о том, что в Липках Зуёв не был виновен. Директор сердится и просит не вмешиваться ни в своё дело.

Дело по восстановлению машины продвигалось медленно. Только Крош и Шмаков почти все сделали. Но потом всем детям запретили заниматься ремонтом в рабочее время. На собрании решили, что делать это они будут после своей смены, а мастера им будут помогать. Дело пошло быстрее.

В воскресенье Крош и Шмаков решили съездить покупаться в Химки. С ними навязался Вадим. Во дворе встречаю Игоря, который возится с москвичом брата и не может её починить. Крош и Шмаков помогают ему. Игорь под страхом очередной поломки автомобиля берет мальчиков в Серебряный бор, где гораздо лучше. Там он встречает свои друзей и отдаляется от одноклассников. В конце концов, все знакомятся и плавают вместе. Крош обращает внимание на следы машины, на которой приехали друзья Игоря. Они те же, что на месте преступления.

Крош опять разговаривает с Майкой и рассказывает ей историю с амортизаторами. Ребята решают поговорить с Игорем на чистоту. Игорь приглашает своих друзей на Волге и выясняется, что они не брали амортизаторов. Но это мог сделать человек, которому они отдавали свою машину в ремонт. А это был Лагутин с приятелем. Через некоторое время весь класс знал историю с амортизаторами. Лагутин посматривал на Кроша искоса. Крош и Шмаков разговаривают с Лагутиным. Вечером к Крошу приходит диспетчер Зина. Мальчик убеждает её, что если амортизаторы найдутся, то Лагутину ничего не будет.

В последний день практики машина окончательно готова, нашлись злосчастные амортизаторы и директор автобазы сначала ругает, а потом хвалит за честность Кроша.

Анатолий Рыбаков

КАНИКУЛЫ КРОША

Мальчик пристально вглядывается в даль. Что видят его глаза? Таинственные образы проносятся в детских мечтах, подобно песням птиц. Но что мы сделали для того, чтобы королевство фантазии стало рядом с нами навсегда?

Нэцкэ - мальчик с книгой

Я опишу события, происшедшие в нашем доме. События, происшедшие вне нашего дома, я тоже опишу.

Писать я буду от первого лица. Так это называется в литературе. Вместо «он» говорить «я». Не «он пошел», а «я пошел», не «ему надавали по шее», а «мне надавали по шее».

Мою книгу отредактируют - пусть, мол, читатель думает, что ее написал настоящий писатель. Если этого не делать, то одни книги будут читать, а другие - нет. А если отредактировано, то читают всех подряд и никому не обидно.

В моей книге будет несколько героев.

Все они живут в нашем доме. Я хорошо знаю жильцов нашего дома - в нем прошла моя сознательная жизнь. С десяти лет. Теперь мне шестнадцать. Только Костя живет на другой улице. Немного таинственный тип. Пройдет по двору со своим чемоданчиком, и все. А в чемодане боксерские перчатки. Костя - боксер, черненький, худенький паренек.

Я познакомился с Костей, когда Веэн и Игорь были как раз во дворе. И я тоже был как раз во дворе. Смотрел, как Веэн обтирает свою «Волгу». Игорь ощупывал свой подбородок и тоже смотрел, как Веэн обтирает машину. Перед этим Игорь получил в подбородок и теперь, заботясь о своей внешности, его ощупывал. За что и от кого получил, я расскажу потом.

Веэн показал на запасное колесо:

Подымем?!

Игорь был занят подбородком. Я помог поднять колесо и затянул гайку на держателе.

Почему тебя зовут Крош? - спросил Веэн.

Мне опять, в который раз, пришлось объяснить, что меня зовут Сергеем, а Крош - это прозвище, сокращенное от моей фамилии Крашенинников. В школе всегда сокращают фамилии, тем более такую длинную, как моя. Вот и получилось «Крош».

Объясняя это Веэну, я подумал, что он, наверно, не читал повести «Приключения Кроша» - там об этом подробно рассказано.

Тут появился Костя, и мы познакомились.

Прокатимся? - спросил меня Веэн.

С удовольствием.

Где Нора? - спросил Веэн.

Вот она идет, - ответил Игорь, массируя подбородок.

Нора в черных ажурных чулках. На эти черные чулки мне противно смотреть. И голос у нее хриплый от курения.

Игорь кивнул на меня:

Крош тоже поедет.

Тебе жалко? - спросил я.

Разве я что-нибудь сказал? Нора, я что-нибудь сказал?

Нора пожала плечами.

Нора и Игорь ушли из десятого класса будто бы для того, чтобы заработать производственный стаж. На самом деле им лень учиться. Нора расхаживает в черных чулках, а Игорь околачивается на «Мосфильме», снимается в массовках, только ему это за производственный стаж все равно не зачтут.

Мы мчались по Садовому кольцу. Из троллейбусов на нас смотрели пассажиры. Веэн похож на молодого профессора: виски с проседью, белая рубашка с закатанными рукавами, узкие брюки, черные туфли. Нора сидела рядом с ним как герцогиня. У Кости бесстрастное лицо боксера, который не жмурится, когда его лупят по морде. Игорь трепался, будто брат собирается подарить ему своего «Москвича». Я просто ехал.

Веэн искусствовед. Я терпеть не могу искусствоведов, они мешают слушать музыку, прерывают ее на самом интересном месте. И когда по радио человек чего-то там бормочет невнятным голосом, то невозможно ни читать, ни заниматься… «Фредерик вошел в гостиную и сказал… Лаура печально покачала головой… Ах, Фредерик…» Муть! Но Веэн искусствовед по изобразительному искусству, а это совсем другое дело: искусствоведы по изо не мешают слушать музыку. Кроме того, Веэн коллекционер, собирает предметы искусства. И хотя я с ним встречался только во дворе, он мне не казался яркой личностью. Игорь и Костя выполняли какие-то его поручения и напускали такую таинственность, что меня распирало от любопытства. Это была та сторона жизни, которую я еще не знал. Другие стороны жизни я знал хорошо, а эту еще слабо и хотел познакомиться.

Мы свернули с Садового кольца и остановились в переулке возле улицы Горького. Веэн обернулся и посмотрел на Костю и Игоря. Те, не говоря ни слова, вышли из машины. А мне Веэн улыбнулся. По его улыбка означала, что я должен остаться. Я остался.

Мы сидели молча: я, Веэн и Нора. Потом Веэн и Нора перебросились несколькими фразами. Поскольку они говорили тихо, я не стал прислушиваться.

В девятом классе за Норой ухаживал артист эстрады, скандал был на всю школу. Норина бабушка, заслуженная общественница, вызвала к себе бюро комсомольской организации; я был тогда членом бюро. Сначала мы не хотели идти, но потом пошли, приняв во внимание возраст бабушки и ее заслуги перед общественностью. Мы стояли перед бабушкой, как провинившиеся школьники. Нора сидела на диване, курила сигарету и стряхивала пепел в горшок с цветами. «Если кто сбивается с пути, - говорила бабушка, - то виноват коллектив - недосмотрели». Когда бабушка была молодая, было по-другому… А у нас слаба воспитательная работа, и мы недосмотрели за Норой.

Бабушка сказала, что родители Норы занятые люди, заслуженные артисты, и она, бабушка, тоже занятой человек - пишет мемуары о Станиславском и других выдающихся личностях. Мемуары эти имеют громадное значение для воспитания подрастающего поколения. И, не воспитывая Нору, мы мешаем ей воспитывать подрастающее поколение. Вот какой бенц старушка нам выдала!

Но еще больший бенц она выдала директору эстрады. Такой она ему выдала бенц, что бедного артиста эстрады услали на длительные гастроли в Ферганскую область.

Такая петрушка произошла с Норой этой зимой.

Вернулись Игорь и Костя. Ни слова не говоря, сели в машину. Веэн включил мотор. Снова по Садовому кольцу мы помчались обратно, домой.

Во дворе Веэн сказал:

Зайдем к нам.

Портреты, портреты, портреты… Вельможи в кафтанах с кружевными жабо и кружевными манжетами, царские генералы в раззолоченных мундирах, дамы с высокими прическами, тетки в салопах и чепчиках, купцы в шубах, похожие на великого драматурга Островского, девочки с бантиками, мальчики в бархатных костюмчиках…

Тесно стояли шкафы, буфеты, конторки, секретеры, диваны, козетки, ломберные столики. На потолке люстры. Все это, как объяснил Веэн, старинное и ценное. На двух креслах даже натянуты веревочки, как это делается в музеях, чтобы на кресла не садились. Меня удивило, что Нора, Игорь и Костя уселись на таком ценном диване. Нора даже взобралась с ногами. Я думал, что этой мебелью пользоваться нельзя. Оказывается, можно. Нельзя сидеть только в креслах, перевязанных веревочкой, - они сломанные.

Нора курила. Игорь перебирал магнитофонные ленты, Костя перелистывал книгу. Здорово устроились, ничего не скажешь.

В застекленном шкафу стояли на полках крохотные фигурки из дерева, камня, фарфора. Это нэцкэ, японская миниатюрная скульптура, я видел их в Музее восточных культур.

В моей коллекции есть уникальные экземпляры.

Сказав это, Веэн снял с полки несколько фигурок и поставил на стол. Они изображали крестьян, монахов, всадников, детей, маски, цветы, птиц, зверей, рыб.

Я бездарен в живописи. Нравится, не нравится - вот все, что я могу сказать. Но почему нравится или не нравится - сказать не могу. В натюрмортах, пейзажах, во всяких абстракциях я не разбираюсь совершенно. Мне нравятся картины, где изображены люди. Моя любимая картина в Третьяковке - это «Крестный ход» Репина. Помните мальчика с костылем? Сколько радости и надежды на его лице, как он весь устремлен вперед! Сейчас произойдет чудо, он выпрямит спину, бросит костыль и будет такой, как все… Вот это мне нравится! А как положены краски и как распределен свет - в этом я не разбираюсь.

Веэн взял в руки фигурку старика с высоким пучком волос на голове и длинной редкой бородой. Одной рукой старик придерживал полы халата, в другой сжимал свиток. Фигурка была величиной всего с мундштук, и все равно было ясно, что этот старик - мудрец. Что-то вечное было в его лице, в длинных морщинах, в худом, истощенном теле. Его высокий лоб, скошенные монгольские глаза выражали спокойную и мудрую проницательность. Много нужно затратить труда, чтобы вырезать из дерева такую крохотную и выразительную фигурку.

Мудрец? - спросил я.

Мудрец, - ответил Веэн, любуясь фигуркой. - Работа великого мастера Мивы-первого из города Эдо, восемнадцатый век, вишневое дерево. Для профана она ничто, но знаток ее оценит.

Мне стало немного не по себе - в сущности, я тоже профан.

Искусство принадлежит тому, кто его любит, понимает и отстаивает, - продолжал Веэн. - Человек, сохранивший для нас «Слово о полку Игореве», сделал не меньше того, кто это «Слово» написал. Шлиман, открывший Микены, превосходит его создателей - они строили город, подчиняясь необходимости, он открыл его, ведомый любовью к искусству. Что было бы с русской живописью без братьев Третьяковых?

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!