Образовательный портал - Varnavinschool

Понятие о воле. Понятие о воле в современной психологии Под термином воля в психологии понимают

Одним из качеств, которое с детства пытаются выработать в человеке - это воля. Именно с ее помощью он может преодолевать трудности, принимать решения и вести нормальный образ жизни. Воля не является врожденным качеством, каждый человек вырабатывает ее в себе самостоятельно.

Понятие

Воля - это осознанный контроль человеком своих поступков, которые помогают решить ему внешние и внутренние проблемы. В психологии считается, что это качество - не изолированное свойство человеческой психики. Структура волевого акта прослеживается во многих поведенческих реакциях. Например, при сопротивлении соблазнам, когда человек движется к поставленной цели, отказывая себе в чем-то.

Именно волевое действие помогает ему прийти к результату, который он наметил сознательно. Для этого индивид совершает определённые поступки, сознательно напрягается умственно и физически, чтобы воплотить в реальность желаемое. Таким образом, можно смело говорить, что это качество крайне важно, именно оно позволяет осуществлять человеку любую деятельность.

Как возникла воля

Структура волевого акта совершенствовалась и вырабатывалась в процессах развития общества и истории. Она была необходима для трудовой деятельности. Самые разные волевые качества возникали, когда люди боролись за свое существование, прикладывали силы для выживания, сдерживали себя, чтобы стать частью общества. И чем важнее цели ставил перед собой человек, тем больше сил он прикладывал для ее реализации, тем быстрее совершенствовалась воля как качество психики. Только осознавая себя и свои действия, человек способен достичь желаемого результата.

Что дает воля

Волевое поведение обеспечивает выполнение нескольких функций организма, взаимосвязанных между собой. Оно побеждает, активизирует человека и тормозит его. Активизирующая функция позволяет осознанно принимать решения, принуждать себя к чему-то, чтобы получить желаемый результат. Вторая функция позволяет сдерживать свои желания, то есть не дает человеку проявлять активность в той сфере, которая помешает ему достигнуть поставленной цели.

Волевое действие

Охарактеризовать его можно наличием осознанных целей, а также трудностей и препятствий, так называемым напряжением, в момент их преодоления для получения результата. Структура волевого акта может быть простой и сложной.

Первая может иметь две фазы: человек ставит перед собой цель, не всегда ясно осознавая ее и побуждает себя к действию. Вторая фаза - это непосредственное осуществление самого действия, которое чаще всего знакомо и привычно индивиду. Он делает это в тот же момент, как поступил импульс. Отличием этого волевого акта является то, что нет борьбы мотивов, у человека не возникают внутренние противоречия, и он не борется сам с собой.

Сложный волевой акт

А вот для сложного волевого акта характерно наличие трех фаз. Первая называется подготовительной. Она включает в себя возникновение желания. Человека влечет к чему-то, он начинает этого хотеть, в связи с чем и возникает последующее побуждение к действию, направленному на получение желаемого. Вторая фаза, которую содержит структура волевого акта в психологии - борьба мотивов. Человек решает, а действительно ли ему это нужно, или можно это чем-то заменить. Стоит ли труд полученного результата. В этот момент человек должен сделать осознанный выбор. После этого у человека формируется чувство ответственности за свои действия. И только тогда он начинает планировать, просчитывать пути и средства, которые помогут ему достичь желаемого.

Основной фазой волевых актов считается выполнение принятых решений. При рассмотрении сложного волевого действия можно говорить о том, что оно включает в себя еще и преодоление трудностей объективного и субъективного характера. Внешние обстоятельства не зависят от человека, его волевые качества не могут повлиять на них. Это по сути любые затруднения, поступившие извне, например, сопротивление людей со стороны. А вот внутренние проблемы напрямую зависят от индивида. Учитывается его психическое и физическое состояние. Могут мешать его привычки, недостаток опыта или знаний.

Некое усилие просто необходимо, чтобы человек смог принять решение и исполнить его. Это психическое явление, определяющее специфику волевого акта, которое обеспечивает мобилизацию внутренних человеческих ресурсов и создает мотивацию на осуществление действий, способных привести к результату. Эти усилия напрямую зависят от мировоззрения человека, его моральных качеств, установок, самоорганизации и присутствия целей, которые значимы для общества.

Заключительная фаза, которую содержит структура волевого акта заключается в подведении итогов. В зависимости от того, достиг человек успеха или же, наоборот, он будет испытывать спектр эмоций. Среди них основные: досада, радость, спокойствие, стыд, раскаяние. Именно таким образом человек получает опыт, чтобы в следующий раз осуществить более сложный обдуманный поступок. Самым значимым волевым актом считается тот, который осуществляется мгновенно. Обычно человек способен проявить его только в особо сложных ситуациях, например, при катастрофе, во время аварии или на поле боевых действий.

Качества

Существуют волевые качества, позволяющие человеку добиваться желаемого. Среди самых основных следует выделить следующие:

  • Сила воли, то есть степень усилия, которое может приложить человек для достижения цели.
  • Настойчивость. Представляет собой длительную мобилизацию внутренних резервов для завершения задачи.
  • Выдержка. Позволяет затормозить чувства и желания, способные помешать выполнять действия, необходимые для достижения результата.
  • Энергичность.

Эти качества считаются базовыми, психология воли считает их основными для не очень сложных волевых решений. Со временем человек вырабатывает в себе и вторичные качества, необходимые для серьезного выбора. Это решительность, смелость, самообладание, уверенность в собственных силах. Они относятся не только к силе воле, но и к характеру человека. Есть также и третий тип волевых качеств: дисциплинированность, ответственность, обязанность, дисциплина и целеустремленность.

Заключение

Психология воли подразумевает собой то, что качества развиваются от первичных ко вторичным и так далее по мере обретение индивидуумом опыта и знаний. Всю сознательную жизнь, совершая те или иные поступки, человек развивает свою волю. Самым важным периодом развития воли являются детские годы. Именно в это время личность способна выработать и приучить себя к выполнению тех или иных действий. В детстве человеческая психика обретает самые важные компоненты волевого акта, поэтому так важно заниматься развитием этой черты.

1. Понятие о воли……………………………………………………………………...5

2. Структура волевого действия………………………………………..…………….6

3. Волевая регуляция поведения ……………………………………………………10

4. Волевые свойства личности ………………………………………………...……13

5. Приемы и методы самовоспитания воли …………………………………….….16

6. Свобода воли и личностная ответственность………….………………………...18

Заключение……………………………………………………………………….........19

Список использованной литературы………………………………………………...21

Приложение…………………………………………….………………………..…….22

Введение

Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. В толковом словаре Ожегова воля трактуется «как способность осуществлять поставленные перед собой цели». В античности в европейской культуре представление о воле, как неотъемлемой части психической жизни человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время. Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель. Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление”. Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом.

Современное представление о воле обогатилось за счет приписывания этому понятию дополнительных характеристик. В современном философском понимании воля стала неотделима от действия.

Современная психиатрия рассматривает волю как психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека.

Волевой акт - сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Цель работы: понятие воли в психологии.

Разрешение цели на основании задач:

1) раскрыть понятие воли в психологии;

2) охарактеризовать волевые свойства личности;

3) подчеркнуть как значимость свободы воли, так и значимость личностной ответственности.

Актуальность данной темы не вызывает никаких сомнений, поскольку «зачатки воли заключены уже в потребностях как исходных побуждениях человека к действию» .


Основные признаки волевого акта:

1) приложение усилий для выполнения волевого акта;

2) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

3) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

4) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека. Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы. Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.

Итак, мы раскрыли определение воли, а теперь нужно рассмотреть, с чего начинается волевое действие, какова его структура.


2. структура волевого действия

С чего начинается волевое действие? Конечно, с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием (См. Приложение).

Но не любое стремление к цели носит осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает. Как правило, люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность. По этой причине влечение часто рассматривают как переходное состояние. Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.

Однако далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску. Все, что связано с реализацией цели, в эмоциональной сфере окрашивается в позитивные тона, равно как все, что является препятствием к достижению цели, вызывает негативные эмоции.

Желание обостряет, имея побуждающую силу, осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели своеобразную роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.

Не всегда желание сразу претворяется в жизнь. У человека порой возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать. Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Борьба мотивов содержит в себе оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительный момент борьбы мотивов - принятие решения, заключающийся в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего, исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, т.е. с определенным сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение. Обычно мы говорим о намерении в случае, когда сталкиваемся со сложными видами деятельности.

Намерение по своей сути - внутренняя подготовка отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Но одного намерения недостаточно. Как и в любом другом волевом действии, при существовании намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. План может быть детализирован в разной степени. При этом спланированное действие не реализуется сразу. Для его реализации нужно сознательное волевое усилие. «Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии».

Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).

Волевое усилие качественно отличается от мышечных напряжений. В волевом усилии внешние движения могут быть представлены минимально, а внутреннее напряжение может быть весьма значительным. Вместе с тем в любом волевом усилии в той или иной степени присутствует и мышечное напряжение.

В различных конкретных условиях проявляемые нами волевые усилия будут отличаться по интенсивности. Это происходит в связи с тем, что интенсивность волевых усилий, прежде всего, зависит как от внешних, так и от внутренних препятствий, на которые наталкивается выполнение волевого действия. Однако помимо ситуативных факторов существуют и относительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий. К их числу относятся следующие: мировоззрение личности, проявляющееся в отношении к тем или иным явлениям окружающего мира; моральная устойчивость, определяющая способность следовать по намеченному пути; уровень самоуправления и самоорганизации личности и др. Все эти факторы складываются в процессе развития человека, его становления как личности и характеризуют уровень развития волевой сферы.

Определив структуру волевого действия, нужно разобрать, как регулируется волевое поведение, так как воля, как уже указывалось - это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели.


3. волевая регуляция поведения

«Волевая регуляция поведения характеризуется состоянием оптимальной мобилизованности личности, потребного режима активности, концентрацией этой активности в необходимом направлении» .

Главную психологическую функцию воли составляет усиление мотивации и совершенствование на этой основе регуляции действий. Этим волевые действия отличаются от импульсивных, т. е. действий, совершаемых непроизвольно и недостаточно контролируемых сознанием.

На уровне личности проявление воли находит свое выражение в таких свойствах, как сила воли (степень необходимого волевого усилия для достижения цели), настойчивость (умение человека мобилизовать свои возможности для длительного преодоления трудностей), выдержка (умение тормозить действия, чувства, мысли, мешающие осуществлению принятого решения), энергичность и др. Это первичные (базовые) волевые личностные качества, определяющие большинство поведенческих актов.

Существуют и вторичные, развивающиеся в онтогенезе позже, чем первичные, волевые качества: решительность (умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения), смелость (умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия), самообладание (умение контролировать чувственную сторону своей психики и подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач), уверенность в себе. Эти качества следует рассматривать не только как волевые, но и как характерологические.

К третичным следует отнести волевые качества, теснейшим образом связанные с нравственными,: ответственность (качество, характеризующее личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований), дисциплинированность (сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку), принципиальность (верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении), обязательность (умение добровольно возложить на себя обязанности и выполнить их). К этой же группе относятся качества воли, связанные с отношением человека к труду: деловитость, инициативность (умение работать творчески, предпринимая поступки по собственному почину), организованность (разумное планирование и упорядочение своего труда), исполнительность (старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей) и т.д.

Третичные качества воли обычно формируются только к подростковому возрасту, т.е. моменту, когда уже имеется опыт волевых действий. Волевые действия можно подразделить на простые и сложные. В простом волевом акте побуждение к действию (мотив) переходит в само действие почти автоматически. В сложном волевом акте действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, принятие решений, возникновение намерения его осуществить, составление плана его осуществления и т. д.

Развитие воли у человека связано:

а) с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные;

б) с приобретением человеком контроля над своим поведением;

в) с выработкой волевых качеств личности;

г) с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени. Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее - к третичным качествам.

Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудно совместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

Исходя из выше изложенного, можно подчеркнуть, на уровне личности проявление воли находит свое выражение в различных свойствах, некоторые из которых подробнее рассматриваются в следующем разделе.


4. волевые свойства личности

Среди качеств, присущих волевой личности, выделяют такие важнейшие из них как: самостоятельность, решительность, настойчивость, упорство, выдержка и самообладание.

Самостоятельность - волевое качество, которое проявляется в способности человека, по своей инициативе ставить цели и осуществлять их, преодолевая препятствия. Самостоятельный человек уверен в правильности поставленной цели и будет бороться за ее достижение всеми силами. В то же время самостоятельность не исключает использование советов и предложений других людей, направленных на оценку возможности добиться поставленной цели. Противоположными самостоятельности качествами являют внушаемость и негативизм. Внушаемости подвержены все безвольные люди, которые не знают, как им поступить в сложившейся ситуации и которые всегда ждут совета или указаний от других людей.

Негативизм - отрицательное волевое качество, под влиянием которого личность совершает действия противоположные тем правильным и целесообразным советам, которые дают ей другие люди. Негативизм чаще всего проявляется у подростков, которые стремятся показать свою самостоятельность и независимость от взрослых.

Решительность - одно из важных волевых свойств личности, проявляющееся на начальном этапе волевого поведения, когда личность должна сделать усилие при выборе цели действия.

Нерешительность - отрицательное волевое качество, которое мешает человеку быстро принять правильное решение и осуществить волевое действие.

Настойчивость - самое важное волевое качество, проявляющееся в способности человека терпеливо преодолевать все трудности, возникающие на пути к осуществлению цели. Это качество присуще людям, которые могут проявлять волевые усилия в течение длительного времени для того чтобы как можно лучше решить поставленную задачу и добиться наиболее высоких результатов.

Упорство - волевое качество, помогающее человеку добиться, во что бы то ни стало, осуществления поставленной цели, не взирая на все преграды и противодействия. Упорный человек убежден в правильности выбранного пути, понимает целесообразность своих действий и необходимость получения нужных результатов.

Упрямство является отрицательным волевым качеством, противоположным упорству. Упрямый человек безрассудно стремится к достижению поставленной цели, хотя она не имеет для него большого значения и не может быть реализована в данный момент. Самообладание - волевое свойство, обеспечивающее человеку способность осуществлять саморегуляцию в самых сложных, экстремальных условиях существования, мобилизуя все свои психические и физические ресурсы.

Все эти качества не существуют в готовом виде у человека, а формируются и развиваются в процессе жизни. В детском возрасте их формирование осуществляется под влиянием воспитания и игровой деятельности. Родители стараются воспитать своих детей сильными, ловкими, выносливыми, смелыми, настойчивыми, умеющими преодолевать трудности и сознательно регулировать свое поведение.

Особенно большое значение в развитии волевых качеств имеет игра. Ролевые игры и игры с правилами побуждают детей проявлять волевые усилия для того, чтобы наилучшим образом выполнить свою роль и добиться при выполнении правил более высоких результатов по сравнению с другими участниками игры.

В школьном возрасте развитие воли происходит под влиянием учебной деятельности, которая является обязательной и требует от учащихся осуществлять свое поведение не так “как хочется”, а так как “надо”. Для успешного усвоения знаний, навыков и умений учащиеся должны все время напрягать свои умственные и физические силы, проявлять настойчивость и упорство для преодоления возникающих трудностей.

«Огромное значение в развитии волевых качеств имеет самовоспитание. Ни в какой другой сфере психической деятельности самовоспитание не играет такой роли, как в развитии воли. Только самовоспитание может дать человеку возможность управлять собой, проявлять волевые усилия, мобилизовать все свои ресурсы для преодоления трудностей, побеждать отрицательные качества личности и вредные привычки».


5. приемы и методы самовоспитания воли

Потребность в самовоспитании воли возникает в подростковом и раннем юношеском возрасте. И это естественно, так как подростки стремятся стать самостоятельными и независимыми от взрослых. Но поскольку они не знают, а поэтому и не соблюдают приемов самовоспитания воли, то вместо воспитания они занимаются часто испытанием своей воли. Иногда такого рода испытания принимают форму истязаний. Так, некоторые школьники для “развития выдержки и самообладания” колят себя булавками, лазят по стенам и карнизам, прыгают на землю с высоких объектов, ходят раздетыми зимой и т.п. Существует целый ряд правил и приемов воспитания и самовоспитания воли, которые надо знать и по возможности соблюдать.

1. Волевые качества следует проявлять во всех видах деятельности и не только в экстремальных ситуациях, но и в повседневной жизни.

2. Стараться ставить только достижимые цели. Нельзя браться за такие задачи, которые заведомо не могу быть выполнены.

3. Поставленная цель должна быть достигнута. Любое дело надо доводить до конца, не откладывать его окончание на неопределенное время.

4. Не следует сразу пытаться преодолевать сравнительно большие трудности. Надо сначала научиться преодолевать несложные препятствия. При неудаче не следует отчаиваться. Надо снова и снова пытаться преодолеть трудности, проявляя настойчивость и упорство.

5. Если не получается какое-либо дело не бросай его. Прояви выдержку и терпение, начни все сначала, исправь допущенные ошибки, придумай более рациональные способы и приемы его осуществления.

6. Оказавшись в экстремальной ситуации, не теряй самообладания, мобилизуй все свои силы и возможности для достойного выхода из нее. Постарайся, чтобы принятое решение было выполнено, несмотря ни на какие препятствия.

7. Приступая к делу, сначала спланируй его выполнение, потом предусмотри возможные трудности и способы их преодоления, подумай о результатах своих действий и об их последствиях.

Раскрыть понятие воли невозможно без рассмотрения вопроса о волевой свободе и личностной ответственности, поэтому далее мы попытаемся выявить их сущность и их взаимосвязь.


6. свобода воли и личностная ответственность

Рассмотрение психологической трактовки личности предполагает истолкование феномена духовной ее свободы. Свобода личности в психологическом плане - это, прежде всего, свобода воли. Она обусловливается по отношению к двум величинам: к витальным влечениям и социальным условиям жизни человека. Влечения (биологические импульсы) преобразуются в нем под влиянием его самосознания, духовно-нравственных координат его личности. Более того, человек это единственное живое существо, которое в любой момент может сказать «нет» своим влечениям, и которое не должно всегда говорить им «да» (М. Шелер).

Человек не свободен от социальных условий. Но он свободен занять позицию по отношению к ним, поскольку эти условия не обусловливают его полностью. От него-в пределах его ограничений-зависит, сдастся ли он, уступит ли он условиям (В. Франкл). В этом плане свобода - это когда человек сам должен решать, выбрать ли ему добро или уступить злу (Ф. М. Достоевский .)

Однако свобода - это лишь одна сторона целостного феномена, позитивный аспект которого - быть ответственным. Свобода личности может перейти в простой произвол, если она не переживается с точки зрения ответственности (В. Франкл). Человек обречен на свободу и, вместе с тем, не может уйти от ответственности. Иное дело, что для многих людей спокойствие оказывается дороже свободного выбора между добром и злом, и поэтому они с готовностью «списывают» свои грехи (неблагородные поступки, подлость, предательство) на «объективные условия» - несовершенство общества, плохих воспитателей, неблагополучность семей, в которых они выросли, и т. п. Марксистский тезис о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних (социальных) условий всегда был предлогом для ухода от персональной ответственности.


Заключение

Итак, волевое действие, необходимость в нем возникает тогда, когда на пути осуществления мотивированной деятельности появилось препятствие. Волевой акт связан с его преодолением. Предварительно, однако, необходимо осознать, осмыслить суть возникшей проблемы.

Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

Волевой человек при постановке далекой или близкой цели мобилизует необходимые физические или духовные силы. Он настойчиво идет к поставленной цели, преодолевая препятствия, подавляя внутреннюю нерешительность и колебания и избегая всяких отвлечений от поставленной цели. Все волевые качества: ясная целеустремленность, упорство и настойчивость, самостоятельность и дисциплинированность, выдержка, решительность и самообладание, умение сдерживать свои чувства и владеть собой - приобретаются в процессе труда и закрепляются путем самовоспитания и вырабатываются в течение жизни.

Социокультурная модернизация и переход экономики на рыночные отношения вызывают необходимость в новом подходе к проблеме социальной самореализации личности.

В наиболее трудном положении в современной ситуации оказались молодые люди, находящиеся в подростковом и юношеском возрасте. Потребность молодежи в самоопределении, стремление к самоутверждению, самоусовершенствованию, с одной стороны, стимулируются происходящими в обществе процессами, с другой – ограничиваются отсутствием социальной поддержки в определении своего места в системе социально-профессиональных отношений.

Общество говорит его члену, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствии со своей свободной волей, он может получить то, что хочет, если будет деятелен и энергичен. В действительности для большинства людей все эти возможности ограничены, так как современное общество основывается на принципе индивидуального соперничества.

Именно поэтому вопросы изучения воли особенно актуальны в настоящее время.


Список использованной литературы

1. Большой психологический словарь. / Под ред. Б. Г.Мещерякова, В.П. Зинченко. – 2-е изд., 2002. – с. 72 – 73.

2. Григорович Л. А., Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – с. 359 – 362.

3. Маклаков А. Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001. – с. 373 – 392.

4. Общая психология: Учебник. / Под ред. Р. Х. Тугушева Р. Х. и Е. И. Гарбера. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 312 – 315.

5. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов / Составитель и ответственный редактор А. А. Радугин; научный редактор Е. А. Кротков. – М.: Центр, 2002. – с. 95 – 97.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – с. 620 – 646.

7. Сорокун П. А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2005. – с. 194 – 202.

Приложение.

Психологическая структура волевого акта

Достоевский Фёдор Михайлович , русский писатель, мыслитель, публицист.

Поведение и деятельность человека стимулируется и регулируется не только эмоциями и чувствами, но и волей. Воля дает возможность сознательно управлять своими внутренними психическими и внешними физическими действиями в самых сложных жизненных ситуациях.

Воля - форма психического отражения, сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, проявляющаяся в способности к выбору действий, связанных с преодолением внешних и внутренних препятствий. Понятие "воля" рассматривается и как психический процесс, и как аспект большинства иных важнейших психических процессов и явлений, и как уникальная способность личности произвольно контролировать свое поведение.

Сложность понятия "воля" объясняется тем, что оно очень тесно связано с понятием "сознание", сложным психологическим явлением, и выступает одним из его важнейших атрибутов.

Воля - это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая препятствия. Волевые действия направлены на изменение неких качеств личности. Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения (деятельности и общения), связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий. Это способность человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им своего поведения и психических явлений.

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Профессор Е.П. Ильин отмечает, что настоящему времени сформировалось несколько научных направлений, по-разному истолковывающих понятие "воля": воля как волюнтаризм, воля как свобода выбора, воля как произвольное управление поведением, воля как мотивация, воля как волевая регуляция.

Одна из первых естественнонаучных трактовок воли принадлежит советскому ученому Павлову, который рассматривал волю как инстинкт свободы, как проявление активности живого организма, когда он встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Воля, по мнению Павлова, выступает не меньшим стимулом поведения, чем физиологические инстинкты, например, инстинкт голода. Так, для человеческого поступка препятствием может быть не только внешние факторы, ограничивающее двигательную активность, но и содержание собственного сознания человека. Так, как понятие воли рассматривалось как проявление рефлекса, и, по своей сути, данная трактовка впоследствии нашла самое широкое распространение среди представителей бихевиоризма. Волевая активность имеет сложную психологическую структуру и включает отношение к внешним воздействиям, мотивацию, сознательную саморегуляцию.

Рубинштейн С.Л. считал, что воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаясь от них, осознать самого себя как субъекта, который возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними. Волевое действие - это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом.

Рассмотрим позицию зарубежных специалистов. В.Вундт был первым, кто выделил понятие волевого процесса в рамках своей психологии сознания.

Вундт считал волевой процесс аффективным процессом. «Каждый аффект представляет собой связное преемство чувств, отмеченное характером цельности». Именно аффективный процесс служит основанием для волевых процессов.

Вундт выделял два вида волевых процессов. Первый вид - это подлинные аффекты. Это собственно аффекты, представляющие собой обычные течения чувств, которые прекращаются без какого-либо результата. Второй вид - это волевые действия, которые Вундт понимал как изменение общего состояния представлений и чувств, подготовленных аффектом и мгновенно прекращающих его. Волевые действия имеют вполне определенный конечный результат; тогда аффективный процесс превращается в волевой.

Структура волевого процесса по Вундту включает в себя волевые мотивы, которые по представлению Вундта являются связями, представлениями и чувствами, подготавливающими какое-либо действие. Волевой мотив, в свою очередь, имеет два аспекта: основание мотива и побудительная причина. Основание мотива это представление предмета, а связанное с ним чувства - это побудительная причина воли.

Для У. Джеймса проблема исследования воли стала центральной в его работах. Он считал, в частности, что волевые качества человека являются основными качествами, влияющими на развитие личностных качеств.

Исследуя волевые процессы, Джеймс начинал с определения непосредственных проявлений воли, переходя к более сложным волевым движениям. Так, единственные непосредственные внешние проявления желаний человека есть телесные движения; они могут совершаться непосредственно сразу после возникновения желания. Но телесные движения могут быть и автоматическими движениями. Приступая же к анализу воли, Джеймс подчеркивает, что «волевые движения представляют производную, а не первичную функцию организма… И рефлекс, и инстинктивное движение, и эмоциональное суть первичные функции». Таким образом, первая предпосылка, из которой исходит Джеймс - волевые движения являются преднамеренными и заведомо составляют объект желаний, и, конечно, совершаются с полным осознанием того, каковы они должны быть.

Одним из условий для возникновения волевых, произвольных движений является предварительное накопление идей, которые остаются в памяти человека после того, как человек неоднократно произведет соответствующие движения непроизвольным образом.

Согласно Джеймсу идея (мысленное предварение чувственных впечатлений, непосредственных или опосредованных) предшествовать движению и обусловливать его произвольный характер. Это мысленное предварение определяет, по крайней мере, каковы они будут волевые движения.

Джеймс выделяет также идеомоторные действия, которые являются типичными волевыми действиями, при этом мысль о совершении такого действия вызывает само действие непосредственно, без особого решения воли. Однако, в некоторых волевых актах, по мнению Джеймса недостаточно одной только идеи; так, Джеймс утверждает, что «по-видимому, необходимо еще к мысленному предварению движения присоединить особое решение воли, согласие ее на то, чтобы движение было сделано». Особое решение воли возникает в том случае, когда совершение действия не задерживается никаким другим представлением, кроме как тем, направленным на осуществление этого конкретного действия. Эти идеи или представления (направляющие действие и препятствующие совершению действия) могут одновременно находиться в сознании человека. Таким образом, «особое решение воли, ее согласие на то, чтобы движение было произведено, является в том случае, когда необходимо устранить задерживающее влияние этого последнего представления». Когда задержка устранена, человек чувствует внутреннее облегчение и, по Джеймсу, это и есть тот добавочный импульс, то решение воли, благодаря которому и совершается волевой акт. Итак, идеомоторное действие по Джеймсу не является исключительным действием, как его понимали (до Джеймса этот термин использовал В.Карпентер) и понимают другие исследователи, а подходит под общий тип сознательных действий, который Джеймс принимает за исходный пункт для объяснения тех действий, которым предшествует особое решение воли.

Рассматривая волевые действия, Джеймс анализирует «обдуманные действия», а именно ситуации, при которых перед нашим сознанием имеется несколько объектов в виде противодействующих или равно благоприятных альтернатив. Человек, обдумывая эти альтернативы и мотивы в пользу каждой из альтернатив, приходит к принятию волевого решения.

Таким образом, суммируя позицию Джеймса в отношении психологии воли, повторим, что Джеймс определяет волю как сочетание идеи (представления), что есть не что иное как направленное сознание и усилия (преодоление торможения, препятствия в виде других идей). Любое волевое усилие не может совершаться без осознания того действия, которое человек собирается совершить. Четкая мысль о том, каким будет это действие, и намеренная умственная сосредоточенность должны предшествовать этому действию. По мнению Джеймса, любая идея приводит к какому-то действию, если только другая идея не противоречит ему. «Основная работа воли, если это кратко выразить, заключается в том, что, будучи наиболее „произвольной“, она направляет внимание на трудный объект и помогает не упустить его из виду».

Рассматривая вопрос развития волевых качеств у детей дошкольного возраста, обратимся к точке зрения украинского психолога В. К. Котирло, которая занималась проблемой развития воли ребенка на начальных этапах онтогенеза. Общая позиция ученого заключалась в том, что воля проявляется и как процесс, и как действие, и как состояние, но непременно выполняет присущую ей функцию регуляции деятельности и поведения. Волевой процесс, по В. К. Котирло, оказывается в его сознательном целеустремленности, уместности и произвольности. Волевые проявления реализуются через волевую действие, волевое усилие и характерную напряженность, которая мобилизует и регулирует активность личности. Специфику волевой действия оказывает волевое усилие, которое определяется своеобразной напряженностью, мобилизуя характер. Волевое усилие является также основой состояния волевой активности, которая составляет временную характеристику психической деятельности человека.

Научные достижения В. К. Котирло связанные с выявлением психологических особенностей волевых проявлений, источников волевой поведения детей дошкольного и младшего школьного возраста, с установлением значимости объективных препятствий и субъективных трудностей для генезиса детской воли, по определению эффективных путей, средств и условий формирования волевой поведения и воспитанием отдельных волевых качеств у ребенка.

О роли воспитания воли у детей дошкольного возраста мы остановимся более подробно в третьем вопросе. Далее рассмотрим свойства и функции воли.

Воля – это та часть сознания человека, которая действует и регулирует. Воля способна создавать усилие и держать его столько, сколько это необходимо. Это понятие кроит в себе способность человека по своей инициативе
из осознанной необходимости планировать и осуществлять действия, даже организовывать и направлять психическую деятельность.

Понятие воли подразумевает в себе четко определенную и чрезвычайно важную личностную силу в человеке, которая состоит из набора определенных качеств, которые вполне способны к развитию в процессе как спонтанных, так и специальных тренировок.

Функции

В психологии воли, основные ее функции выделяют следующие:

  1. Выбор мотивов, целей, постановка задач.
  2. Регулирование побуждений к действиям, когда мотивация их недостаточна или избыточна.
  3. Психические процессы воля организует в систему, которая адекватна выполняемой деятельности.
  4. Стягивание в единство физических и психических возможностей при одолении препятствий в достижении цели.

Воля направляет или сдерживает действия человека. и воспитание и развитие воли можно рассмотреть на соответствующей странице.

Какую бы мы цель не ставили – хорошая и созидательная цель всегда чиста, согревает весь мир, делает его лучше, чище и дает надежду всему миру. Давайте будем ставить светлые цели. И материализовывать их. Созидать. Побеждать все то, что ведет к разрушению.

Структура волевого акта

С давнего времени мыслителей занимал вопрос: из чего состоит волевой акт? При анализе и обобщении всех обсуждаемых вариантов было выделено 2 аспекта воли.

Итак, структура волевого акта состоит из формирования побуждения и реализации задуманного. Формирование побуждения связано с мотивационной сферой личности, а реализация задуманного завязана на осуществлением действий и контролем за ними.

В структуре волевого акта, отечественный психолог Ланге Николай Николаевич (12.03.1858 – 15.02.1921) выделял 4 фазы:

  1. Стремление.
  2. Предвидение цели.
  3. Воображение движения.
  4. Непосредственно движение.

Так же и отечественный крупнейший психолог и философ Сергей Леонидович Рубинштейн (06.06.1889 – 11.01.1960), в понятии воли и структуре волевого акта выделял четыре части:

  1. Актуализация побуждения и становление цели.
  2. Борьба мотивов и их обсуждение.
  3. Принятие решения о планирование действия.
  4. Непосредственное выполнение запланированного действия.

Виктор Иванович Селиванов (07.07.1906 – 27.09.1996), отечественный психолог и педагог, выделял три стадии в структуре произвольного акта:

  1. Становление цели действия.
  2. Планирование исполнения действия на мысленном уровне.
  3. Непосредственное исполнение действия.

Роберто Ассаджиоли (27.02.1888 – 23.08.1974), итальянский психолог, психиатр и гуманист (основатель психосинтеза), выделяет 6 стадий:

  1. Осознавание цели, проведение ее оценивания, зарождение мотивации на основании оценивания.
  2. Созерцание, или размышление.
  3. Выбор из нескольких целей одной.
  4. Утверждение своего выбора.
  5. Составление программы своих действий, учитывая имеющиеся в наличии средства.
  6. Выполнение действия.

Немецкий психолог Хекхаузен Хайнц (1926 – 1988) в структуре волевого акта выделял материализацию намерения. Этот процесс он разделял на 4 фазы: подготовительную, преакциональую, акциональную и постакциональную. Первые 2 фазы – мотивация, последние – воля.

Когда мы подготавливаемся – мы обдумыванием разные варианты своих будущих действий, затем формируется побуждение к действиям. Перед акцией, то есть в преакциональной фазе, мы ждем нужного момента и необходимых обстоятельств для того, чтобы решиться на некое действие либо отказаться от него. Далее мы проводим реализацию и достигаем результата наши действий.

Итак, в принципе, мы рассмотрели понятие воли и структуру волевого акта с различных позиций и мнений авторитетных ученых.

Психология воли Е. П. Ильина

Существует хороший учебник, адресованный для психологов, физиологов, педагогов и студентов ВУЗов психологического и педагогического профиля. Книга отечественного доктора психологических наук, профессора
Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Ильина Евгения Павловича (20.03.1933), “Психология Воли”, полезна будет также и простым людям, интересующимся положительным разрешением психологических проблем.

Учебник Е. П. Ильина “Психология воли” посвящен теоретическому и практическому изучению волевых процессов. Здесь проведен глубокий анализ различных представлений – научных, философских, психологических, физиологических – о эмоционально-волевой сфере человека и таком понятии как “сила воли”. Описаны закономерности развития воли, ее проявление в поведении и деятельности человека, а так же и ее болезненные отклонения – патологии.

В книге “Психология воли” системно представлены психодиагностические методики исследования воли, которые можно использовать в психолого-педагогической и спортивной практике, производственно-организационной сфере.

Существуют многочисленные теории воли, которые рассматриваются в учебнике Е. П. Ильина. Подробно освещены сфера произвольного управления поведением и деятельностью человека и их психофизиологические механизмы, структура произвольного, то есть – волевого акта.

Изложены представления о произвольных действиях, их сознательной инициации, идеи самостоятельного контролирования и самостоятельной мобилизации физических, психологических и энергетических ресурсов организма.

Отдельные главы в «Психологии воли» Е. П. Ильина посвящены волевым качествам личности, они классифицированы, проведена характеристика некоторых качеств воли. Проанализированы изменения волевых качеств в связи с возрастными изменениями и проведена их разница относительно половой принадлежности.

Подробно описано поведение человека в отсутствие воли, самого состояние безволия – лености и, так называемая – «заученная беспомощность». А также, волевые нарушения – патологии воли.

Последние главы учебника посвящены развитию волевых качеств и методам исследования волевой силы.

Воля - сознательное регулирование человеком своих действий, направленное на преодоление внешних и внутренних трудностей при достижении поставленных целей.

Важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препят-ствия — внутренние или внешние. Внутренними, или субъективными, препят-ствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данно-го действия или на выполнение противоположных ему действий. В качестве внутренних препятствий могут выступать уста-лость, желание развлечься, инертность, леность. Примером внешних пре-пятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставлен-ная цель была достигнута.

Главная функция воли за-ключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жиз-недеятельности. В соответствии с этим принято выде-лять в качестве конкретизации общей функции две другие — активизирующую и тормозящую.

1. Активизирующая функция : воля побуждает человека преодолевать трудности и достигать поставленные цели, побуждает человека к активности, даже если результаты деятельности будут заметны в далеком будущем.

2. Тормозная функция : воля проявляется не только в умении достигать цель, но и в сдерживании нежелательных проявлений активности. Например, когда существует конфликт между социальными нормами и имеющимися у человека.

Павлов рассматривал волю как инстинкт свободы, т.е. проявление жизненной активности, когда она встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Без воли всякое малейшее препятствие прерывало бы течение жизни.

Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, яв-ляется сознание значения поставленной цели , за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше пре-пятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не толь-ко по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует опре-деленных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в созна-тельном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходи-мо и в ходе выполнения задуманного действия.

Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внима-ние на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. То, что является безразличным, не вызы-вающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий.


Структура волевого действия.

В структуре волевого действия (волевого акта) можно выделить несколько этапов.

1. Подготовительный. Основу воли, как и активности человека в целом, составляют его потребности, которые образуют мотивацию волевого действия.

Мотив поясняет :

а) почему у человека возникает состояние активности, т.е. какие потребности побуждают человека к деятельности,

б) на что направлена активность, почему выбрано именно такое поведение,

в) мотивация является средством саморегуляции поведения человека.

Таким образом , волевое действие имеет мотив. Мотивы волевых действий всегда имеют в большей или меньшей степени осознанный характер. Мотивы бывают низшего уровня (эгоистические) и высшего уровня (чувство долга). Иногда может возникать ситуация борьбы мотивов : одно желание противопоставляется другому желанию, сталкивается с ним. Может происходить борьба мотивов одного уровня (пойти погулять или посмотреть телевизор) или разного уровня (пойти погулять или подготовиться к занятиям). Борьба мотивов может переживаться мучительно, а может проходить безболезненно, в простом обсуждении доводов «за» и «против».

В результате обсуждения или борьбы мотивов принимается решение, т.е. избирается определенная цель и способ ее достижения.

2. Исполнительный. Принятое решение может быть сразу претворено в жизнь, а может быть несколько отсрочено. В последнем случае возникает длительное намерение. Считается, что воля человека проявляется в том случае, если выполнены оба этапа.

Принятие решения и его исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое называют волевым усилием.

Волевое усилие - особое состояние нервно-психического напряжения, при котором происходит мобилизация физических, интеллектуальных и моральных сил человека. Волевое усилие - необходимый элемент всех героических поступков. Но волевое усилие нельзя отождествлять с мышечным усилием. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным. Хотя в волевом усилии может присутствовать и мышечное усилие (напрягать мышцы лица, сжимать кулаки).

Интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов: мировоззрения личности, моральной устойчивости, наличия общественной значимости целей, установки по отношению к деятельности, уровня самоорганизации и самоуправления личности.

Волевые качества личности.

Воля - это власть над собой, своими чувствами, действиями. У разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, слабовольный человек пасует перед ними. Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень - стремление человека отказаться от преодоления трудностей.

Выделяют следующие волевые качества :

Целеустремленность - подчинение человеком своего поведения какой-то жизненной цели и планомерное ее достижение.

Самостоятельность - подчинение своего поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельность может быть противопоставлена с одной стороны- внушаемости, а с другой - упрямству. Внушаемый человек не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств или давлением других людей. Следствием безволия является и упрямство , когда человек поступает вопреки доводам разума и советам окружающих.

Решительность - способность своевременно принимать нужные решения и выполнять их (но речь идет не о скоропалительных решениях). Особенно проявляется в сложных ситуациях или в ситуациях, связанных с риском. Противоположное качество - нерешительность .

Выдержка (самообладание ) - способность постоянно контролировать свое поведение, воздерживаться от ненужных действий, сохранять хладнокровие в трудных обстоятельствах. Противоположное - импульсивность (от лат. «импульс» - толчок), когда человек действует по первому побуждению, не обдумывая свои поступки. Хотя, нужно отметить, что понятие выдержки несколько шире понятия самообладания.

Мужество и смелость - готовность идти к цели, несмотря на опасность для жизни, преодолевая невзгоды. Более сложным из этих двух является понятие мужество (оно предполагает наличие и смелости и выдержки и хладнокровия перед лицом опасности). Противоположное - трусость .

Дисциплинированность - подчинение своего поведения общественным правилам. Противоположное - недисциплинированность.

Особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст. В первую очередь родители, а затем и учителя должны показывать, какие приемы развития воли наиболее эффективны, а какие не приносят пользы (например, не смеяться во время фильма, пройти по краю крыши, резать руку ножом). Большинство недостатков волевого поведения детей связаны, как правило, со вседозволенностью в семье или, наоборот, с перегрузкой детей непосильными заданиями (в результате формируется привычка не доводить начатые дела до конца).

В воспитании воли важен и личный пример родителей, воспитателей, учителей, чтение смысловой литературы, просмотр фильмов. Кроме этого, важно, чтобы каждый человек занимался самовоспитанием воли. Прежде всего, воля формируется в малых, повседневных делах, т.к. преодолевая именно небольшие трудности, человек тренирует волю (режим дня, занятия спортом и т.д.)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!