Образовательный портал - Varnavinschool

Анализ рассказа «Ионыч» (А. П

Можно спорить о жанре произведения "Ионыч" (1898): с одной стороны, оно вроде бы и является рассказом, но ведь в нём фактически описана вся жизнь героя, это как бы "маленький роман", вместивший в себя этапы духовной деградации Дмитрия Ионыча Старцева. Вероятно, по жанру "Ионыч" можно считать повестью, однако по глубине охвата событий это произведение и в самом деле близко к романному жанру. Сюжет произведения представляет собой историю молодого доктора, который со временем превращается в "языческого бога", вызывающего страх и своей внешностью, и своим отношением к людям. Пять частей повести - это пять ступеней деградации этого человека, и Чехов показывает нам, как постепенно жажда наживы вытесняет из его души всё человеческое.

В начале произведения Старцев предстаёт обычным молодым врачом, который очень добросовестно относится к своим обязанностям, он всецело отдаёт себя работе. Живя в "девяти верстах" от С., он не бывает в городе по причине занятости, но когда оказывается там, "как интеллигентный человек" вынужден посетить семью Туркиных, "самую образованную и талантливую в городе". "Демонстрация талантов" членами этого семейства описана Чеховым с явной иронией, однако на доктора Старцева это производит все-таки благоприятное впечатление: "Недурственно".

Во второй части герой изменяет своё отношение к Туркиным под влиянием чувства любви к Екатерине Ивановне. Влюблённому в нее Старцеву всё, что происходит с ним, кажется необычным, состояние любви для него - откровение, и поэтому Екатерина Ивановна тоже "казалась" ему совсем не такой, какой она была на самом деле. Однако герой здесь показан с большой симпатией, его ночная поездка на кладбище, куда он едет неожиданно для себя, говорит о настоящем глубоком чувстве, которое он испытывает. На кладбище он переживает одно из самых волнительных в своей жизни состояний: "Старцева поразило то, что он видел теперь первый раз в жизни и чего, вероятно, больше уже никогда не случится видеть: мир, не похожий ни на что другое..." Оказавшись наедине с природой, с вечностью, он отчаянно "ждёт любви во что бы то ни стало", но записка Котика оказывается всего лишь шуткой... И как подтверждение этого - "И точно опустился занавес, луна ушла под облака, и вдруг всё потемнело кругом". Представляется, что именно в эту ночь в душе Старцева произошёл перелом, не дождавшись любви, она постепенно стала превращаться в "душу" Ионыча...

О том, что это действительно так. можно судить на основании того, что переживает герой в третьей части, посвящённой описанию его объяснения с Екатериной Ивановной. Он едет "делать предложение" - и думает о том, что "приданого они дадут, должно быть, немало"; он отговаривает себя от женитьбы, потому что его избранница и он - слишком разные люди, но сам же себя утешает: "Дадут приданое - заведём обстановку…" Он оказывается в клубе, одетый в "чужой фрак" (прекрасная деталь, подчёркивающая, что пока что он всё-таки "чужой" этой жизни!), и искренно объясняется с Екатериной Ивановной, но, получив отказ, испытывает сначала чувство стыда ("Ему было немножко стыдно, и самолюбие его было оскорблено..."), а уж потом - жалости ("жаль было своего чувства, этой своей любви")... Чехов показывает, что отказ морально уничтожил героя, с помощью опять же детали: "У Старцева перестало беспокойно биться сердце". Он уже стал Ионычем, потому что сейчас он, вспоминая о себе самом, когда он был влюблен и счастлив, "лениво потягивался и говорил: - Сколько хлопот, однако!"

В четвёртой части описывается "превращение" Старцева в Ионыча. Чехов показывает, как постепенно в герое человеческие чувства заменяются стремлением к наживе, как ещё недавно "чужой" ему клуб становится "своим", как он находит себе "еще одно развлечение" (кроме игры в карты): " по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой". Такая жизнь заставила его совсем по-иному увидеть некогда любимую им девушку "И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, - он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде". Именно сейчас, когда Екатерина Ивановна смогла оценить его человеческие качества, "ему стало неловко" от того, каким он был четыре года назад, он стыдится себя и своей любви. Казалось бы, встреча с ней оживила Старцева, он снова готов быть честным по отношению к себе, но... "Старцев вспомнил про бумажки, которые он по вечерам вынимал из карманов с таким удовольствием, и огонёк в душе погас"... И теперь он даже радуется, что "тогда не женился", потому что в его теперешней жизни всем этим "чувствам" нет места.

Последняя часть повести "Ионыч" Чехова - это окончательный "диагноз" главному герою, который Чехов беспощадно ему "поставил". С ним произошло самое страшное - он перестал быть врачом, его "жадность одолела", поэтому больные для него уже не люди, которым он может и должен помочь, а источник "бумажек", и он относится к ним грубо. Врач, который когда-то не мог бросить своих больных, - и нынешний Ионыч... "Он одинок. Живётся ему скучно, ничто его не интересует", - говорит автор.

Образы остальных героев на фоне образа Старцева кажутся схематичными, но это не совсем так. Семья Туркиных нарисована Чеховым с большой глубиной, все члены её отличаются индивидуальностью, но всех их объединяет несостоятельность как людей, которых считают украшением города. Это хорошо понимает доктор Старцев, ещё не совсем превратившийся в Ионыча, который "подумал, что если самые талантливые люди во всём городе так бездарны, то каков же должен быть город". Но если Туркины-старшие так и остаются в неведении относительно своих "талантов", то Екатерина Ивановна всё понимает, она способна трезво оценить себя и своих родных, что делает ее образ очень привлекательным, вызывающим сочувствие.

Почему доктор Старцев стал Ионычем? Кто виновен в этом? Автор даёт ответ на этот вопрос всем ходом повествования. Конечно, сам человек, который отвечает не только за своё "физическое" здоровье, но и в первую очередь за нравственное. Доктор Старцев, который не смог излечить самого себя от болезни стяжательства, превращается в Ионыча, которому ничего уже в этой жизни не нужно - и который сам никому не нужен...

Антон Павлович Чехов - талантливый русский писатель, очень точно отображавший в своих произведениях пороки общества своей эпохи. Особое место в его творчестве занимает цикл рассказов "Маленькая трилогия" и "Ионыч". Чехов (анализ одного из его произведений мы будем приводить ниже) писал тогда в условиях повсеместного общественного подъема. Он разоблачал ту часть интеллигенции, которая не только не принимает участие в этом подъеме, а наоборот, старается отгородиться от жизни.

Движимая равнодушием и страхом, она не желает знать проблем народа. С огромной сатирической силой тему "футлярной жизни" раскрывает в своих простеньких на первый взгляд творениях Чехов.

"Ионыч" повествует нам об истории духовной и моральной деградации человека. В рассказе 5 частей, 5 портретов главного героя.

Первый - портрет доктора Старцева - молодого, умного, разбирающегося в искусстве, с хорошим музыкальным и литературным вкусом, энергичного и жизнерадостного человека. Именно таким должен быть настоящий интеллигент, как считает Чехов ("Ионыч", глава 1).

Второй портрет. Перед нами склонный к полноте молодой человек, который ходьбе пешком предпочитает езду в коляске. Лишенный прежней бодрости, но влюбленный, а потому способный к некоторым безумным поступкам.

Третий портрет. Чувства Старцева оказались неглубокими, влюбленность проходит. Он быстро успокаивается после пережитого отказа.

Четвертый портрет. Старцев располнел, страдает одышкой и уже имеет тройку лошадей.

Стал замкнут, духовной жизни предпочитает игру в карты, в обществе ему неприятно. Трудолюбие сменилось холодностью, потухла способность к чистым, бескорыстным чувствам.

Пятый портрет. Старцев располнел окончательно, в результате этого голос его стал тонким и резким. Он осатанел от жадности. По отношению к больным он потерял всякую чуткость, уважение, сострадание. Стал грубым, наглым, злым. Обыватели его считают теперь своим и называют просто Ионыч. За какие-то 10 лет произошла полная Полным ничтожеством показывает героя Чехов.

"Ионыч" не дает нам однозначных ответов на вопрос, почему произошло столь быстрое духовное разложение некогда энергичного и талантливого представителя молодой интеллигенции. Возможно, в чем-то виновата Екатерина Ивановна, к которой доктор питал нежные чувства. Безусловно, виноват в чем-то и он сам. Однако большая часть вины лежит именно на окружавшем Старцева обществе, считает Чехов. Ионыч, уходя разочарованный после объяснения с повзрослевшей Катенькой, про себя думает: "Каков же должен быть этот город, если даже самые талантливые люди в нем так бездарны?"

Семество Туркиных олицетворяет всю якобы передовую и образованную часть общества. Безжалостно высмеивает ее Чехов. которого был сделан выше, пестрит примерами. В начале рассказа, где описан первый визит Старцева в дом Туркиных, молодой доктор еще незамутненным взглядом замечает малейшие детали: и то, что роман Веры Иосифовны не имеет никакого отношения к реальной жизни, и то, что у Котика нет музыкального таланта, и то, как глупы и бессмысленны шутки хозяина, - однако не обращает на это особого внимания из-за своей влюбленности. Когда же пелена с глаз спала, и Старцев увидел всю творившуюся вокруг него пошлость, он не придумал ничего лучшего, как стать таким же.

Цель урока :

1. Выяснить, как восприняли учащиеся произведение при самостоятельном прочтении.

2. Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

3. Умение анализировать художественное произведение

Метод: Комментированное чтение в сочетании с эвристическим методом; беседа по содержанию, сообщение учащихся.

Ход урока

  1. История создания рассказа “Ионыч”.
  2. Работа над рассказом “Ионыч”

Оборудования для урока:

Портрет А.П. Чехова; иллюстрации к рассказу “Ионыч”; высказывание М.Горького. “У Чехова есть нечто больше, чем миросозерцание, - он овладел своим представлением жизни и таким образом стал выше её. Он освещает её скуку, её хаос с вышей точки зрения. И хотя эта точка зрения неуловима, не поддается определению, - быть может, потому, что высока, - но она всегда чувствовалась в его рассказах и все ярче пробивается в них”.

I. Сообщение учителя.

Чехов в рассказе “Ионыч” исследует процесс духовной капитуляции человека перед темными силами жизни. Тема духовного оскудения была одна из самых острых социальных и политических проблем его времени. Чтобы понять самостоятельную глубину авторского замысла в таком своеобразном рассказе, как “Ионыч”, надо обратиться прежде к истории создания этого рассказа и его содержанию.

Учитель подводит учащихся к тому, чтобы они поняли что главное – это боль Чехова за своих героев, боль за их бессмысленно и бездарно прожитую жизнь: ведь Чехов описывает именно традицию человеческой жизни.

II. Сообщение учащихся “История создания рассказа “Ионыч”.

III. Работа над рассказом.

В процессе работы необходимо постараться подвести их к одной из “тайн” чеховского стиля, чеховского видения жизни, о которой, может быть, лучше всех сказал сам писатель: “Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят свою чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбище своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые страдают, и то, что страшно в жизни, происходит где-то за кулисами”.

Изучение рассказа “Ионыч” целесообразно начать с беседы по его содержанию, можно построить в форме лингвостилистического анализа:

Какова центральная тема рассказа? (Протест против пошлости, обывательницы, духовного мещанства, самовыражения человека)

Какова основная идея произведения? (Она заключается в призыве “Берегите в себе человека!”)

Назовите композицию.

(Композиция проста. Пять глав имеют свою микротему. Эти микротемы раскрываются по – чеховски – повторением художественных деталей)

После беседы учащиеся вместе со Старцевым посещают семью Туркиных.

Вопрос классу:

Что почувствовал Дмитрий Ионыч, впервые попав в этот дом?

Этот вопрос поможет учащимся не только разобраться в чувствах героя рассказа, но и в своих собственных, так как они вместе со Старцевым будут присутствовать на вечере, и на них обрушиться поток любезностей, шуток, музыки, гостеприимных хозяев дома.

Учащиеся могут отметить, что реакция нормального человека, молодого, умного правда, немного уставшего от года утомительной и однообразной работы. Они отмечают так же, что Старцеву все – таки приятно находиться в доме Туркиных, не смотря на то что он замечает и бездарность романов Веры Иосифовны, и бездарность игры Екатерины Ивановны. (Описание этого эпизода, чтение вслух)

От чего это происходит? Откуда берутся у Дмитрия Ионыча “хорошие, покойные мысли?

(Этот вопрос ориентирует учащихся на необходимость сопоставления эпизодов, нахождение “сцеплений” Между ними, на более глубокие раздумья над текстом рассказа)

Чтобы помочь учащихся лучше разобраться в ситуации рассказа, почувствовать дыхание той эпохи, на уроке можно прочитать отрывок из книги В.В. Вересаева “Записки врача”.

Вот из такой же примерно обстановки вырывается на несколько часов Старцев, попадая к Туркиным. Естественно, что на него действует смена впечатлений.

Важно, чтобы при изучении I главы произведения ребята уловили её своеобразный ритм, услышали надоедливое словечко “потом”, которое как бы регулирует здесь все события.

Чтобы они почувствовали эту основную тональность, учащимся предлагается прочитать отрывок со слов “Старцеву представили Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку…” и до слов “Потом все сидели в гостиной с очень серьезными лицами, и Вера Иосифовна читала свой роман”.

Где бы вы выделили в этом отрывке абзац?

Обращаем внимание, что в доме Туркиных все подчинено заранее установленному распорядку, все действия хозяев давно отрепетированы и рассчитаны на определённый эффект. И вот свежий человек, попадая под действие этого ритма, сам не замечает, как оказывается во власти всей атмосферы, царящей здесь.

Вывод: И так, Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было “недурственно” не считая маленьких компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.

Анализ II главы

Приступая ко II главе, мы задаем учащимся вопрос:

Сколько времени прошло с момента приезда Старцева в город С. до его второго свидания с Екатериной Ивановной?

Время здесь – важная художественная деталь. Время в рассказах Чехова бежит неумолимо, и человек подчас не успевает и оглянуться, - а жизнь-то уже прошла.

Важно, для учащихся при изучении рассказа “Ионыч” сразу “поймать”, увидеть и почувствовать неотвратимый ход времени, который беспощадно отсчитывает дни человеческой жизни…

(Найдите сцену несостоявшегося свидания на кладбище, где усиливается мотив уходящего времени).

Вывод: Придя на кладбище, Старцеву открылся мир таким, каким он раньше его не видел. Перед ним открылся тайны бытия, все это вызывает в нём бурю чувств, чувств страстных земных, не желающих мириться с вечным покоем умерших. В сущности, это бунт против скучной и однообразной жизни. Но это было всего лишь вспышка, погасшая вместе с лунным светом. Это был взлёт чувств.

Анализ III главы

Вопрос классу:

Кто виноват в том, что любовь Старцева привела к “такому глупенькому концу, точно в маленькой пьесе на любительском спектакле”? (Заслушать точку зрения ученика)

Какое значение имеют в этой главе реплики Ивана Петровича, окрик полицейского?

Почему Старцеву после объяснения с Екатериной Ивановной захотелось изо всей силы хватить зонтиком по широкой спине Пантелеймона?

Все эти вопросы заостряют внимание учащихся на художественной форме рассказа, помогая глубже разобраться и заново пересмотреть текст главы.

Анализ IV главы

(Чтение первого абзаца главы)

“Прошло четыре года” - так начинается глава. Время продолжает свой неумолимый бег.

– Что же изменилось за этот период в жизни героев человеческого рассказа? (Чтение эпизодов). После прочтения учащихся подмечают изменения в облике и характере героев. Но важно не просто подметить происшедшие изменения, но суметь понять и объяснить их причины.

(Мнения учащихся).

При работе над этой главой можно предложить учащимся поспорить с авторами учебника в трактовке отдельных сцен и эпизодов. (Учебника)

Анализ V главы

Слово учителя.

На заключительной стадии работы над рассказом учащихся предлагаются задания, которые требуют от них умения взглянуть на рассказ в целом, выйти на широкие художественные обобщения.

Так, сталкивая факты, мы ведём учащихся к пониманию важной особенности авторского отношения к своим героям: он не только осуждает их, но в рассказе слышится человеческая боль за бездарно прожитую жизнь, за безвозвратно ушедшую молодость (это в большей степени относиться к Старцеву и Екатерине Ивановне)

В чем значение финальной сцены?

(Можно найти два – три эпизода, которые непосредственно перекликаются к финалом рассказа)

IV. Обобщение по прочитанному.

Движение времени в рассказе “Ионыч” ощущается только тогда. Когда речь идёт о самом Старцеве: он еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит…у него уже есть имение и два дома в городе…”, “характер у него тоже изменился”. В последней главе рассказа перед нами пожалуй, самый отвратительный обыватель из всех, которые проживают в городе С.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Старцев перестал быть человеком, превратился в “языческого бога”, в Ионыча. И как бы подводя итог всей его жизни, Чехов пишет: “Вот и все, что можно сказать про него”.

Но почему же на этом не заканчивается само повествование?

В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалось жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затем Туркимных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

Образ Ионыча показывает, каким становиться человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

V. Домашнее задание.

  1. Прочитать страницы учебника.
  2. Написать сочинение-миниатюру на тему: “Есть ли настоящая жизнь в рассказе “Ионыч”.
  3. Выпишите с примерами художественными приемы, раскрывающие губительную силу пошлости и обывательщины:

а) описание картин природы;

б) использование стихов и музыки;

в) сочетание грустного лиризма и сатиры.

На примере главного героя А.П. Чехов хотел показать картину падения Дмитрия Ионыча Старцева, впоследствии просто Ионыча, когда жажда наживы способна затмить собой все остальное. В такие моменты человека засасывает на самое дно, но вместо того, чтобы сопротивляться сложившимся обстоятельствам, пытаясь выбраться на поверхность, он еще больше опускается туда, откуда нет возврата. Анализ рассказа «Ионыч» поможет понять, как человек, подающий большие надежды может деградировать, поддавшись порокам и слабостям, постепенно теряя лицо и превращаясь в обычного обывателя.



В данном произведении всего пять глав, но в них четко определена хронологическая последовательность событий. В каждой из них четко видно, как через незначительные временные промежутки меняется жизнь и облик главного героя Дмитрия Ионыча Старцева. События, описанные в рассказе, происходят в городе С, где жизнь словно застыла вместе с его жителями. На примере семьи Туркиных это отчетливо видно. С момента знакомства Старцева с ними и спустя несколько лет в их семье ничего не менялось.

В первой главе Дмитрий Ионыч производит положительное впечатление. Приятный молодой человек с блестящими перспективами. Образованный, целеустремленный. Открытый всему новому. Честный и порядочный. Работа доктором нравилась ему. Помогать людям его призвание. Полный надежд и мечтаний он еще не думал о том, как совсем скоро изменится его жизнь и далеко не в лучшую сторону.

Вторая глава уже начало деградации Старцева. Прошел год после его приезда в этот город на лечебную практику. Дмитрий Ионыч погряз в рутине дел. Большую часть времени доктор проводит в одиночестве. Развлечением стали частые походы в дом Туркиных, где радовала глаз и душу дочь хозяина Екатерина. Старцев увлекся ей, но его чувства безответны. Девушка мечтала уехать в столицу и поступить на актерский факультет. Зачем ей связывать себя узами брака с молодым врачом. Она играла с ним. Приглашение на свидание, полученное от нее, лишнее тому доказательство. Дмитрий прождал ее на кладбище, но Катерина так и не пришла. Он расстроен, подавлен. Апатия и тоска навалились на него. Старцев понимает, что сильно устал. Впервые, возвращаясь домой, он бредет старческой походкой, а не летит, как раньше на крыльях счастья и любви.



Третья глава переломная в жизни Старцева. Он перестает думать о возвышенном и прекрасном. Даже рассматривая Катерину, как свою невесту, он думает о том, какое приданое сможет получить за девушку. Меркантильность и расчетливость прослеживается во всем: в работе, мечтах, планах. После отказа Катерины стать его женой, доктор горевал недолго. Не сложилось и черт с ним. Старцев за это время сильно располнел. Его беспокоила одышка. Передвигался доктор исключительно на лошадях, которые приобрел не так давно. Его стало раздражать местное общество. Люди казались, неинтересны и скучны. Большую часть времени земской доктор проводил в одиночестве, стараясь избегать общения с кем бы то ни было.

Ионыча перестали интересовать походы в театр, чтение книг, концерты. Любимым занятием стала игра в карты и пересчитывание денежных ассигнаций. Он доставал их из кармана, перебирал пальцами каждую бумажку, наслаждался ее шелестом. Страсть к накопительству взяла верх над впечатлениями от жизни. От прежнего Старцева не осталось и следа. Изменения коснулись его не только внешне, но и внутренне. Он позволял себе накричать на пациентов. Дерзил, хамил. Раньше такого за ним не замечалось.

Ионыч окаменел душой, очерствел. Ничего живого не осталось в этом человеке. Заплывший от жира, с трудом передвигающийся, ненавидящий все, что ему было раньше так мило, он вызывает к себе жалость и презрение. Деградация опустила его на последнюю ступень развития, превратив в озлобленного обывателя.

Происшедшее с Ионычем может случиться с каждым, если вовремя не взять ситуацию в свои руки и не попробовать изменить ход событий. Нельзя позволять себе опускаться до уровня Ионыча. Надо обязательно бороться, пускай иногда ситуация кажется совсем безвыходной, но кто не пробует, изначально проигрывает.

Рассказы А.П. Чехова, несмотря на их краткость, показывают нам персонажей настолько выпукло и ярко, что они кажутся вполне одушевленными, даже до какой-то степени знакомыми. Главная проблематика рассказа «Ионыч» состоит во взаимодействии личности и окружающей среды, социума.

И вопрос стоит остро. Кто кого изменит: молодой Дмитрий Старцев - общество, в которое он попал, или оно его? Это и есть проблематика рассказа «Ионыч».

Из истории литературы

Этот вопрос интересовал многих наших литераторов. М. Ю. Лермонтов, И. А. Гончаров, А. С. Грибоедов, И. С. Тургенев так или иначе пристально изучали эту тему, которая теперь перед нами встала как проблематика рассказа «Ионыч». Способна ли личность изменить общество, или его мертвящая атмосфера поглотит все лучшее, что есть в человеке, и он смирится с неизбежной деградацией?

Первая встреча с Туркиными

Начинающий доктор получил назначение земского врача в нескольких верстах от города С. в Дялиже. Он работал и не помышлял о развлечениях, но все советовали свести знакомство с талантливой семьей Туркиных. Как-то зимой его представили главе семейства, но свой визит Старцев отложил. А весной, на вознесение, в праздничный день, приняв больных, Старцев пешком, поскольку лошадей у него не было, отправился в город, напевая романс. И тут ему пришло в голову навестить эту приветливую хлебосольную семью. Параллельно с разбором проблем, поставленных в рассказе, мы проведем анализ рассказа А. П. Чехова «Ионыч». С шуточками встретил его хозяин и представил свой супруге и дочери. Под ароматы готовящегося ужина хозяйка стала читать свой роман о том, чего никогда не бывает в жизни, но всем от этого делалось спокойно и хорошо.

Затем дочь играла нудный, но сложный пассаж на фортепиано, и Дмитрий Ионович с удовольствием слушал шумные, но культурные звуки. За ужином хозяин много острил, и когда Старцеву пришло время возвращаться, он шел к себе в Дялиж и напевал другой романс и не чувствовал усталости. О чем говорит этот эпизод? Только о том, что в первый раз «утонченная» семья Туркиных не показалась застойным болотом молодому доктору. Первый этап, который затрагивает проблематика рассказа «Ионыч», героем благополучно пройден: он еще любит свою работу, но уже способен уютно чувствовать себя в доме, где главенствует пошлость.

Через год

Не слишком часто сын дьячка навещал Туркиных. Он уже начал меняться. Завел пару лошадей, коляску и кучера и неожиданно для себя влюбился в дочь Туркиных, хотя в уме уже прикидывал, какое за ней дадут приданое. Так происходит деградация доктора, которого еще не называют запросто - Ионыч. Проблематика рассказа в данном случае состоит в том, что доктор еще не растерял человеческие чувства, но он уже на грани их потери. Старцев может еще поехать ночью на свидание на кладбище. Но он уже встал на тот путь, с которого нельзя свернуть: любя и страдая от неразделенной любви, он задумывается, к чему это все приведет. Что скажут люди, если узнают, что солидный человек, каким он стал, делает глупости подобно гимназисту? К тому же внешне Старцев стал превращаться в Ионыча: он начал полнеть, но пока это его еще беспокоит. Так балансирует между молодостью и зрелостью Ионыч. Проблематика рассказа состоит в метаморфозах, которые происходят с доктором.

Предложение руки и сердца и отказ

Болезненно, но кратковременно, всего три дня, переживает Старцев, кода девушка отказалась стать его женой. Она уехала в Москву, и вся любовь забылась моментально. В чем состоит проблематика рассказа Чехова? Ионыч, как и все жители города С., уже не способен к глубоким чувствам. Забыты и романсы, которые он пел, когда приехал сюда. Поэзия уходит из его жизни.

Внешние изменения

Через четыре года доктор Старцев приобрел большую практику и у себя в Дялиже, и в городе. Он изменился внешне. Врач стал толстым, у него появилась одышка, пешком он больше не ходил.

Теперь Димитрий Ионович - обладатель тройки с бубенчиками. Изменился и его кучер. Он, как и его хозяин, стал толстым. Доктор полюбил играть в карты. Такие развлечения, как театр или концерты, его перестали интересовать.

Внутренние изменения

Близко Старцев ни с кем не общался. Даже либеральные обыватели городка раздражали его своей тупостью и злобностью. Они с раздражением слушали разговоры Старцева о том, что человечество идет вперед, и возражали. А слова доктора о том, что всякий человек должен трудиться, принимали как личный упрек и начинали сердиться. Поэтому Дмитрий Ионович перестал разговаривать, а только угрюмо молчал, а если садился за стол, то ел молча, глядя в тарелку. Так общество постепенно уничтожало желание Старцева не только говорить, но и думать о прогрессе.

Новое развлечение

Вновь у Туркиных

Однажды утром в больницу пришло письмо, в котором Дмитрия Ионыча Туркины приглашали его на день рождения хозяйки. В письме была приписка, что и дочь присоединяется к приглашению. Старцев подумал и поехал. Хозяйку он нашел сильно постаревшей. Изменилась и дочь, в которую он был влюблен. В ней не было прежней свежести, а в манерах было что-то виноватое. Она и нравилась ему, и не нравилось, а когда он вспомнил о своей любви к ней, то ему стало неловко. У Туркиных вечер проходил как обычно. Хозяйка дома читала свой новый роман, и он раздражал Старцева своей бездарностью. Дочь шумно и долго играла на фортепиано, а потом сама предложила Старцеву выйти в сад прогуляться. Они сели на ту самую скамью, где он когда-то пытался объясниться в любви, и он вспомнил все подробности, и ему стало грустно, а в душе затеплился огонек. Он горестно рассказал, как тускло проходит жизнь. Днем нажива, а вечером клуб с картежниками и алкоголиками.

И вдруг Старцев вспомнил о деньгах, которые он с удовольствием пересчитывал по вечерам, и душе все изменилось, исчезла нежность и появилась мысль, как хорошо, что остался холостяком. Они вернулись в дом, где все стало раздражать доктора. Промелькнула мысль о бездарности этого самого лучшего в городе семейства, и больше к Туркиным он не приезжал.

Более глубокие изменения доктора Старцева

Спустя несколько лет Старцев уже не просто растолстел. Он ожирел, стал тяжело дышать и ходить, откинув голову назад. Практика в городе у него уже не просто большая - огромная. С больными он ведет себя грубо, и они все терпят. Он обзавелся имением, в городе купил два дома и присматривал третий. Когда он ходил осматривать дом, предназначенный на продажу, то вел себя в нем совершенно бесцеремонно, а если точнее, то по-хамски.

Он входил в дом, стучал палкой в двери и, не здороваясь, запросто входил в комнаты, где жались испуганные женщины и дети. Таким стал некогда чистый доктор Старцев: угрюмым и всем недовольным. Его изменения под воздействием окружения, внутренняя слабость, отсутствие облагораживающего начала и потеря интеллигентности - это проблематика рассказа «Ионыч». Чехов скупыми, но выразительными средствами показывает, как человека засасывает недалекое общество. Старцев совершенно одинок.

Ему всегда скучно, его ничего не интересует. По вечерам он играет в карты и ужинает в клубе. Сказать о нем больше нечего.

Произведение Чехова «Ионыч» - очень горькое и честное. Оно, как рентген, просветило всю жизнь доктора Старцева и поставило диагноз - неизлечимо болен. И болезнь эта заразная. Если жить в скорлупе и только деньгами, если не открываться широкому миру, то она может поразить всякого.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!