Образовательный портал - Varnavinschool

Литературно-исторические заметки юного техника. Шереметев, граф николай петрович Н п шереметьев

Д. т. советник, обер-камергер и сенатор, род. 28 июня 1751 г.; умер 2 января 1809 г., в Москве. Рано записанный в военную службу, Николай Петрович в 1768 г. был пожалован в камер-юнкеры к Высоч. двору, где бывал и раньше, как товарищ детства цесаревича Павла Петровича, а в следующем году отправился в заграничное путешествие. Четыре года провел он за границей, посетил Голландию, где, между прочим, слушал лекции в Лейденском университете, Англию, Францию, Швейцарию и Германию и, по возвращении в Россию, снова занял придворную должность, достигнув звания обер-камергера в 1798 г. Кроме того, Николай Петрович с 1777 г. состоял главным директором московского дворянского банка; в 1786-1794 гг. присутствовал в пятом департаменте Сената в Москве; в 1796-1800 гг. - в межевом департаменте сената, а в 1798 г. участвовал в особой комиссии, состоявшей из гр. Литта, гр. Н. И. Салтыкова, сенатора В. В. Энгельгардта и ген. прокурора П. В. Лопухина, и имевшей целью установление порядка принятия русских дворян в Орден Мальтийских рыцарей, гроссмейстером которых сделался в том же году Император Павел.

С выходом в отставку в 1800 г. он поселился в Москве и здесь своими пышными и блестящими приемами и празднествами затмил даже отцовские пиры, удивлявшие Екатерининских современников.

Скромный и добрый по природе, гр. Ш. был благодетелем очень многих. Знавшие его современники, которые почти все отзываются о нем весьма сочувственно, указывают на целый ряд его благодеяний. Так, между прочим, из писем Боголюбова к кн. Куракину узнаем, что он на одни пенсии раздавал ежегодно до 260 т. p., и эта раздача продолжалась, согласно завещанию, и после его смерти до совершеннолетия сына. Но самым главным благодеянием гр. Николая Петровича, создавшим памятник всему его роду, нужно считать основанный им в Москве "Странноприимный дом". Схоронив в 1803 г. свою любимую супругу Прасковью Ивановну, урожденную Ковалевскую, известную своими благотворениями, он тотчас же и принялся за исполнение завещанной покойницей мысли о благотворении несчастных. В том же году был утвержден Имп. Александром I план и устав "Странноприимного дома", окончательно отстроенного и открытого уже по смерти его основателя, в 1810 г. По уставу "Дом" состоит из богадельни на 100 престарелых и увечных лиц обоего пола и бесплатной больницы на 50 чел.; сверх того, из него ежегодно положено выдавать: 6000 p. на приданое 25 беспомощным и осиротелым девицам, по особому завещанию покойной графини; 5000 р. на вспоможение бедным семействам; 4000 p. на поддержание бедных ремесленников; 5000 p. на вклады в обители и церкви, и 2000 р. на составление в сохранной казне предохранительного капитала в пользу "Странноприимного дома". Для обеспечения всех расходов по дому были пожертвованы Николаем Петровичем 500 тыс. р. и 8441 душа крестьян с оброком в 50 тыс. р. Общий расход его по этому учреждению достигал более 3 милл. р. Указом 25 апр. 1603 г. Имп. Александр I повелел вручить гр. Николаю Петровичу в общем собрании Сената золотую медаль с изображением на одной стороне его портрета, а на другой надписи: "в залог всеобщей признательности к столь изящному деянию и дабы память оного сохранилась и пребыла незабвенной в потомстве", что и было исполнено в следующем году, и, кроме того, пожаловал его орденом Владимира I ст.

1) Домаш. арх. П. И. Баранова, принадл. Н. Семенову (форм. спис. придв. вед.; Выс. ук. Сен. Арх, кн. 123, л. 353; кн. 138, л. 7; кн. 140, л. 450; кн. 157, л. 561; кн. 161, л. 294 и 368, кн. 176, л. 217; кн. 177, л. 458; кн. 178, л. 436; кн. 184, л. 2; кн. 209, л. 5 и 6; кн. 210, л. 180; кн. 230, л. 45; кн. 257, л. 147-182; кн. 278, л. 344-353; кн. 278, л. 350). 2) I Полное Собр. Законов, № 20727. 3) Росс. Род. кн. Долгорукова, т. III, стр. 501-503. 4) Дневник Храповицкого, изд. 1874 г., стр. 604. 5) Словарь достопамятных людей Д. Н. Бантыш-Каменского, изд. 1836 г. 6) Списки кавалеров, изд. 1814 г. - его же. 7) Письма Боголюбова к кн. Куракину (Рус. Арх. 1893 г., т. III, стр. 303-304), 8) Письма E. P. Дашковой к гр. Н. П. Шереметеву (Русс. Стар. 1873 г., стр. 1908). 9) Архив кн. Воронцова, кн. VIII, стр. 167). 10) Петербургский Журнал - П. И. Бертенева, изд. 1883 г, стр. 149-150. 11) Цесаревич Павел Петрович - Кобеко, СПб. 1883 г. 12) Замечательные богатства частных лиц в России - Карновича, СПб. 1874. 14) Историческое описание Борисовской Тихвинской девичьей пустыни - арх. Леонида (Чт. М. О. Ист. и Др. Р. 1872, № 2). 14) Историческая записка о Странноприимном доме - Тарасенкова, 1860 г. 15) Статистическо-Историческое обозрение Странноприимного дома в Москве - Сергеева, 1843 г.

  • - , военачальник, первый русский генерал-фельдмаршал, граф...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - канцлер, второй сын фельдмаршала графа П. А. Румянцева и его супруги, графини Екатерины Михайловны, урожденной княжны Голицыной...
  • - государ. канцлер...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - в чине бригадира почетн. опекун Моск. оп. сов. 1803-4 г., потом д. ст. сов....

    Большая биографическая энциклопедия

  • - воевода в 1607 г., еще юношей, по поручению Петра Никитича Ш. с небольшим отрядом выступил против скопища сторонников Вора, но "едва утек в Псков здорово"...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - любитель и знаток музыки. Еще в середине XVIII в. при графе Петре Борисовиче существовал хор певчих под управлением композитора Степана Дегтерева...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - фельдмаршал, знаменитый сподвижник Петра Великого; род. в 1652 г. В 1669 г. был на службе у царя Алексея Михайловича комнатным стольником. В 1686 г. был послан для заключения вечного мира с окольничим Чаадаевым...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал-фельдмаршал, тайный советник, род. 25 апреля 1652 г., скончался 17 февраля 1719 г. Борис Петрович был старшим из сыновей боярина Петра Васильевича Шереметева и до 18 лет жил при отце, преимущественно в Киеве,...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - гофмейстер Высочайшего Двора, попечитель Странноприимного Дома гр. Шереметевых в Москве, известный благотворитель...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - генерал-майор, сын боярина графа Бориса Петровича Шереметева, фельдмаршала Петровских времен, от первого брака его с Евдокией Александровной Чириковой...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - сенатор. Сын генерал-фельдмаршала, графа Бориса Петровича Шереметева и второй его супруги Анны Петровны Нарышкиной, граф Петр Борисович Шереметев родился 26 февраля 1713 года, в Прилуках...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - почетный член академии наук, член государственного совета, председатель археографической комиссии и общества любителей древней письменности и ревнителей русского исторического просвещения в память императора...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - д. т. с., обер-камергер, устроил в Москве странноприимный дом, шеф пажеского корпуса...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - граф, русский военачальник и дипломат, генерал-фельдмаршал. С 1671 служил при дворе. В 1681 тамбовский воевода, командовал войсками, действовавшими против крымских татар, с 1682 боярин...

    Большая Советская энциклопедия

  • - генерал-фельдмаршал, граф, сподвижник Петра I. С 1681 воевода, участвовал в Крымских и Азовских походах...
  • - граф, обер-камергегер. Сын П. Б. Шереметева. Владелец усадеб Кусково, Останкино...

    Большой энциклопедический словарь

"Шереметев, граф Николай Петрович" в книгах

Граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин (1693–1766)

автора Рубцов Юрий Викторович

Граф Алексей Петрович Бестужев-Рюмин (1693–1766) Путь к высшему военному чину из действительного тайного советника в генерал-фельдмаршалы у Алексея Петровича Бестужева-Рюмина, ни дня не служившего на ратном поприще, оказался таковым по воле судьбы и императрицы Екатерины

Граф Петр Петрович Ласси (1678–1751)

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Граф Петр Петрович Ласси (1678–1751) Ласси П.П. - один из тех, кто своей жизнью подтвердил старую истину: если ты служишь России верой и правдой, она для тебя - родная мать, неважно, из каких земель ты происходишь.Родился Петр Петрович в Ирландии, до поступления на русскую

Граф Иван Петрович Салтыков (1730–1805)

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Граф Иван Петрович Салтыков (1730–1805) Блестящей, хотя и слишком малоизвестной страницей военной истории России считал историк А.А. Керсновский русско-шведскую войну 1788–1790 гг. Велась она в чрезвычайно трудной политической обстановке (борьба с Турцией, угроза войны со

Граф Борис Петрович Шереметев (1652–1719)

Из книги Генерал-фельдмаршалы в истории России автора Рубцов Юрий Викторович

Граф Борис Петрович Шереметев (1652–1719) Русская и шведская армии сошлись у Полтавы 27 июня 1709 г. Одетый в мундир гвардейского полковника Петр I крестообразно осенил полки обнаженной шпагой и произнес, обращаясь к Шереметеву:- Господин фельдмаршал! Поручаю вам армию мою и

Борис Петрович Шереметев

Из книги Соратники Петра автора Павленко Николай Иванович

Борис Петрович Шереметев

Неравный брак. Прасковья Ковалева-Жемчугова и граф Николай Шереметев

Из книги Закулисные страсти. Как любили театральные примадонны автора Фолиянц Каринэ

Неравный брак. Прасковья Ковалева-Жемчугова и граф Николай Шереметев В истории государства Российского графский род Шереметевых, один из самых знатных и богатых, известен со времен весьма отдаленных. Правда, графский титул Шереметевы получили лишь в 1706 году. Им был

Графиня-крестьянка из Останкино Граф Николай Шереметев и и Прасковья Ковалева-Жемчугова

Из книги Сентиментальные прогулки по Москве автора Фолиянц Каринэ

Графиня-крестьянка из Останкино Граф Николай Шереметев и и Прасковья

Граф фон дер Пален Алексей-Фридрих-Леонид Петрович

Из книги Белый фронт генерала Юденича. Биографии чинов Северо-Западной армии автора Рутыч Николай Николаевич

Граф фон дер Пален Алексей-Фридрих-Леонид Петрович Генерал-лейтенантРодился 25 марта 1874 г. в родовом имении Каутсемюнде (Каи1зетипс1е) в Латвии. Вероисповедания лютеранского. Окончил Санкт-Петербургский университет и 8 сентября 1897 г. был зачислен юнкером рядового звания в

Шереметев Благородный. Борис Шереметев

Из книги Русский Галантный век в лицах и сюжетах. Kнига первая автора Бердников Лев Иосифович

Шереметев Благородный. Борис Шереметев Один из самых ревностных сподвижников Петра Великого, Борис Петрович Шереметев (1652–1719), тот самый, по словам А. С. Пушкина, “Шереметев благородный”, получил за свои труды и ратные подвиги все мыслимые награды и почести – стал

БОРИС ПЕТРОВИЧ ШЕРЕМЕТЕВ (1652-1719) Граф (1706), генерал-фельдмаршал (1701).

Из книги 100 великих аристократов автора Лубченков Юрий Николаевич

БОРИС ПЕТРОВИЧ ШЕРЕМЕТЕВ (1652-1719) Граф (1706), генерал-фельдмаршал (1701). Род Шереметевых является одним из самых древних российских родов. Он ведет начало от Андрея Ивановича Кобылы, потомки которого дали России династию Романовых. Кроме Романовых Андрей Иванович стал

Борис Петрович Шереметев (1652 – 1719)

Из книги Фавориты правителей России автора Матюхина Юлия Алексеевна

Борис Петрович Шереметев (1652 – 1719) Борис Петрович Шереметев – потомок древнего боярского рода, дипломат, военный деятель.С 1665 г. он начал свою службу при дворе. В 1679 г. получил должность товарища (т. е. заместителя) воеводы Большого полка. В 1681 г. последовало новое

Борис Петрович Шереметев (1652–1719)

Из книги Великие русские полководцы и флотоводцы. Истории о верности, о подвигах, о славе... автора Ермаков Александр И

Борис Петрович Шереметев (1652–1719) Среди сподвижников Петра Великого Борис Петрович Шереметев занимает особое место. Именно ему выпала честь одержать первую крупную победу при Эрестфере над непобедимыми до этого шведами. Действуя осторожно и осмотрительно, Шереметев

Шереметев Борис Петрович

Из книги Полководцы Петра I автора Копылов Н. А.

Шереметев Борис Петрович Сражения и победыВыдающийся русский полководец времени Северной войны, дипломат, первый русский генерал-фельдмаршал (1701). В 1706 г. также первым возведен в графское Российской империи достоинство.В народной памяти Шереметев остался одним из

ПРАСКОВЬЯ ЖЕМЧУГОВА - ГРАФ НИКОЛАЙ ШЕРЕМЕТЕВ

Из книги 100 великих историй любви автора Сардарян Анна Романовна

ПРАСКОВЬЯ ЖЕМЧУГОВА - ГРАФ НИКОЛАЙ ШЕРЕМЕТЕВ Графский род Шереметевых - один из самых знатных и богатых в России XVIII века. Шереметевы были известны как государственные деятели, строители храмов, богатые меценаты, помогавшие бедным и больным, поощрявшие развитие

Шереметев Борис Петрович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШЕ) автора БСЭ

Николай Шереметьев и Прасковья Жемчугова

Историю любви крепостной Прасковьи и ее хозяина, сиятельного графа Шереметьева, не зря называют самой трогательной историей XVIII века, и это действительно так.

Прасковья Жемчугова. Николай Аргунов

Прасковья Ковалева родилась в семье крепостного мастера-кузнеца. Однако девочка жила в отчем доме только до шести лет – затем ее забрали в Кусково и отдали на воспитание Марфе Долгорукой. Девочку отобрали у родителей с дальним прицелом: современники писали, что будущая звезда крепостного театра Шереметьевых с раннего детства обладала удивительным, завораживающим голосом. Услышав раз этот голос, двадцатидвухлетний граф Николай Шереметьев уже никогда не смог забыть его.

Талантливую дочь кузнеца растили как будущую приму. Прасковья прекрасно освоила нотную грамоту, игру на арфе и клавесине, говорила и пела и по-французски, и по-итальянски. Не каждая дворянка того времени мола похвастаться столь разносторонним образованием!

Однако готовили девочку совсем не к счастливому замужеству – Прасковья начала выступать на сцене знаменитого крепостного театра Шереметьевых, гремевшего на всю Россию, уже с одиннадцати лет. Вначале Парашенька выступала под псевдонимом Горбунова, но потом сам граф начал придумывать для своих крепостных актрис благозвучные фамилии: Яхонтова, Гранатова, Бирюзова… Так Прасковья стала Жемчуговой.

История донесла до нас множество версий первого свидания Параши и Николая, но достоверным можно считать лишь то, что граф приметил одаренную девочку еще совсем малышкой и потом издали следил за ее судьбой. Талант Прасковьи был настолько выдающимся, что сама императрица Екатерина Великая, присутствовавшая на спектакле «Самнитские браки» на музыку Гретри, в котором Прасковья Жемчугова пела партию Элианы, была потрясена игрой юной артистки и пожаловала той бриллиантовый перстень с собственной руки.

Хрупкая, с виду болезненная девушка, выйдя на сцену, совершенно преображалась. Помимо потрясающего, завораживающего слушателей сопрано Жемчугова обладала также несомненным сценическим талантом. Кроме того, юной актрисе были присущи кроткий нрав, скромность и самоотверженность.

Николаю Шереметьеву не приходилось и мечтать о том, чтобы назвать Прасковью своей перед Богом: крепостные девки, взятые в любовницы, будь они хоть прачками, хоть актрисами, предназначались лишь для одного – приносить плотскую утеху. Однако возвышенная натура Николая не находила никакого удовольствия в продажных или полученных насильно ласках.

Внезапная смерть любимого отца так подействовала на молодого графа Шереметьева, что он сильно запил и впал в депрессию. Вернула его к нормальной жизни все та же Прасковья, и тогда, чувствуя огромную благодарность к девушке, граф решил совершить невиданный по тем временам поступок – жениться на крепостной.

Прасковья Жемчугова, с которой ее талант и решение графа сыграли злую шутку, оказалась меж двух огней: высшее общество не принимало «девку» и «рабу», а прежнее ее деревенское окружение также отринуло молодую актрису, далеко ушедшую от крестьянского уклада. Кроме того, покровительствовавшая актрисе Екатерина II умерла, а взошедший на трон Павел I не желал давать разрешения на брак крепостной и графа.

Николай Шереметьев отличался завидным упорством, и отказ императора его не смутил: он решил добиться своего если не настойчивостью, то хитростью. Граф пригласил государя к себе во дворец послушать крепостной хор. Павел I, до этого никогда не видевший и не слышавший Жемчугову, а только наслышанный от придворных о «наглой девке», был так потрясен и голосом, и обликом этой необыкновенной артистки, что немедленно дал графу Николаю Петровичу согласие на брак.

Обвенчались Прасковья Жемчугова и граф Николай Шереметьев только через долгие 17 лет после начала их романа, в 1801 году, в Москве, в храме Симеона Столпника на Поварской. Свадьба была почти тайной – при венчании присутствовали лишь два обязательных свидетеля.

Граф увез любовь своей жизни в Петербург, однако сырой климат столицы не пошел певице на пользу: склонная к туберкулезу Прасковья тяжело заболела. Сама новоиспеченная графиня Шереметьева считала свою болезнь карой за проведенные в грехе прелюбодеяния годы, но, словно бы желая разуверить ее в этом, Бог подарил ей нежданную радость – она забеременела. Беременность протекала тяжело, но и сама Прасковья, и Николай Петрович были на седьмом небе от счастья, мечтая о долгожданном наследнике. Именно во время беременности Прасковьи художник Иван Аргунов и написал ее знаменитый «Портрет Жемчуговой в полосатом капоте».

Сказки не всегда имеют счастливый конец: так и история любви крепостной певицы и графа оборвалась на трагической ноте. Прасковья умерла на двадцатый день после родов, оставив безутешному мужу сына Дмитрия. В память о безвременно скончавшейся супруге граф построил странноприимный дом на Сухаревке, в котором сегодня расположен научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского.

Граф Шереметьев так и не смог найти утешения у других женщин, да он и не искал его. Он пережил свою любимую Пашеньку всего на шесть лет…

Из книги Распутин и евреи.Воспоминания личного секретаря Григория Распутина [с фотографиями] автора Симанович Арон

Николай II В сущности, я Николая II всегда жалел. Без сомнения, он был глубоко несчастный человек. Он никому не мог импонировать, и его личность не вызывала ни страха, ни почтения. Он был заурядным человеком. Но справедливость все-таки требует подтвердить, что при первой

Из книги В военном воздухе суровом автора Емельяненко Василий Борисович

Николай Зуб Весенний день, ветер гнал с моря низкие облака, с них лило без перерыва два дня подряд. Боевых вылетов с Тамани в Крым не предвиделось. Отоспавшись, я позже других пришел в опустевшую столовую. - Осталось что-нибудь? - спросил официантку. - Найдется, найдется,

Из книги Сентиментальные прогулки по Москве автора Фолиянц Каринэ

Графиня-крестьянка из Останкино Граф Николай Шереметев и и Прасковья

Из книги Закулисные страсти. Как любили театральные примадонны автора Фолиянц Каринэ

Неравный брак. Прасковья Ковалева-Жемчугова и граф Николай Шереметев В истории государства Российского графский род Шереметевых, один из самых знатных и богатых, известен со времен весьма отдаленных. Правда, графский титул Шереметевы получили лишь в 1706 году. Им был

Из книги А. С. Тер-Оганян: Жизнь, Судьба и контемпорари-арт автора Немиров Мирослав Маратович

Николай II - Да из-за чего вся шумиха? - недоумевал А.С.Тер-Оганян по поводу всего, происходившего летом 1998 связанного с захоронением останков Романовых. - Риск быть убитым - революционерами ли, своими же царедворцами-заговорщиками, - профессиональный риск профессии

автора Чудаков Александр Павлович

Вольф Мессинг, гр. Шереметьев, барон Унгерн и прочие Отец был человеком благодарным и часто вспоминал своих благодетелей: Ивана Порфирьича Охлыстышева, учившего его слесарному делу, директоршу семипалатинской средней школы Екатерину Федоровну Салову, взявшую его на

Из книги Ложится мгла на старые ступени автора Чудаков Александр Павлович

Из книги 100 знаменитых тиранов автора Вагман Илья Яковлевич

НИКОЛАЙ I (род. в 1796 г. – ум. в 1855 г.) Российский император, подавивший восстание декабристов, создавший Третье отделение, новые цензурные уставы.Вне всякого сомнения, царствование Николая I явилось вершиной утверждения государственного абсолютизма в России, основы

Из книги О падении дома Романовых автора Баранов Евгений Захарович

Граф Шереметьев и Гришка Распутин Этот человек – стекольщик по профессии (Андрей Иваныч Куликов), родом из Твери, называл себя «стариком 68 лет», тогда как на самом деле ему едва ли было 50. В его русой козлиной бородке, в таких же подстриженных в скобку волосах на голове не

Из книги Пушкин и 113 женщин поэта. Все любовные связи великого повесы автора Щеголев Павел Елисеевич

Осипова Прасковья Александровна Прасковья Александровна Осипова (1781–1859) - владелица села Тригорское, которое она, внучка коменданта Шлиссельбургской крепости М. Д. Вындомского, унаследовала от отца А. М. Вындомского. Ей также принадлежали село Малинники, деревни

Из книги Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве автора Мудрова Ирина Анатольевна

Шереметев и Жемчугова Николай Петрович Шереметев - российский граф из рода Шереметевых. Его дедом был фельдмаршал Петра I Борис Шереметев, его отец Петр Борисович с детства рос и воспитывался вместе с будущим императором Петром II. Петр Борисович был женат на княжне

Из книги Марк Бернес в воспоминаниях современников автора Коллектив авторов

«Прасковья». Возрождение великой песни НАТАЛЬЯ КРЫМОВА{90} Куда ж теперь идти солдату? …С памятью о войне в государстве происходили и удивительные вещи… Запрещалось говорить о жертвах, о количестве погибших, о горе народа. Народную трагедию надлежало преобразовать в

Из книги 22 смерти, 63 версии автора Лурье Лев Яковлевич

Николай I Внук Екатерины Великой, сын Павла I и брат Александра I взошел на престол 14 декабря 1825 г. И это было очередное в российской истории вступление в царствование, сопровождавшееся кровью. Тридцатилетнее правление Николая I началось с подавления бунта

Из книги Николай Гумилев глазами сына автора Белый Андрей

Николай Оцуп{136} Николай Степанович Гумилев Я горжусь тем, что был его другом в последние три года его жизни. Но дружба, как и всякое соседство, не только помогает, она и мешает видеть. Обращаешь внимание на мелочи, упуская главное. Случайная ошибка, неудачный жест заслоняют

Из книги Жизнь для книги автора Сытин Иван Дмитриевич

С. Д. Шереметьев роме Победоносцева, который очень хотел сделать меня «своим» и привлечь мое дело на службу синода, такую же попытку «приручить» меня сделало однажды и цензурное ведомство.Когда начальником главного управления по делам печати стал князь Шаховской, он

Из книги Шаги по земле автора Овсянникова Любовь Борисовна

Николай В летние каникулы у подростков был свой вечерний выход - в школьный клуб, где в большом зале стоял единственный на все село телевизор. Там завязывались симпатии, возникали романы, оттуда мальчики провожали нас, девочек, домой.Мечтой девчонок был Василий Буряк,

Шереметьев Николай Петрович

Знатный род Шереметьевых, начавший своё существование ещё со времён Петра I, продолжил достойнейший представитель. Высокообразованный, обладающий изысканным вкусом, коллекционер, меценат, покровитель искусств Николай Петрович Шереметьев. Именно благодаря таким людям, которые помимо наслаждения властью, так много делают для государства и его славы и известна Россия. Это они оставили нам незабываемые памятники архитектуры, великолепные коллекции картин, драгоценностей и даже носовых платков. Их имена сочетаются с их делами, столь значительными, что память о них идёт сквозь века.
Биография Николая Петровича Шереметьева – молодые годы.
Родился маленький граф 28 июня 1751 года в Петербурге. Воспитывался при дворе с будущим императором Павлом I. Был с ним дружен, благодаря этому впоследствии имел много привилегий, но также и страдал от причуд этого неуравновешенного человека. Он одним из последних видел его живым накануне убийства в Михайловском замке. С детства выступал в домашнем театре отца, в возрасте 14 лет исполнил партию бога Гиминея, которую до этого исполнял Павел.
Молодой граф получил превосходное образование, существовал даже документ, эдакая программа воспитания под названием «План воспитания молодого кавалера». Составил его учитель Яков Штелин зимой 1764 года.
В 1769 году граф отправился получать образование в одном из наиболее престижных учебных заведений – Лейденском университете в Голландии. Помимо учёбы он осваивает театральное дело, сценическое, декорационное и балетное искусства. Общается в высших кругах европейского общества, знакомится с Моцартом и Генделем. Был представлен дворам Англии, Франции и Пруссии. Среди его талантов есть и ещё и профессиональная игра на таких музыкальных инструментах, как скрипка, виолончель, фортепиано, он умел читать партитуры и управлять оркестром.
Биография Николая Петровича Шереметьева – зрелые годы.
Вернувшись в Москву после столь насыщенной заграничной командировки, Шереметьев получил должность директора Московского банка и развернул строительство театра, так как пристройка к собственному дому для его грандиозных планов оказалась мала. Поэтому он построил новое здание в Кусково. Его театр отличался правильно подобранными декорациями, отличным оркестром и, конечно же, актёрами. Наспех подобранную его отцом труппу из крепостных крестьян он отдаёт на обучение специально выписанным для этой цели артистам Петровского театра. Новый Кусковский театр был открыт в 1787 году и пользовался огромной популярностью, на его спектакли съезжалась вся знать Москвы. Вступив в права наследства, он начинает новую стройку, на этот раз в Останкино. Умение графа открывать таланты в своих крепостных просто поражает. Здание было построено крепостными архитекторами графа А. Мироновом и П. Аргуновым по проектам Кампорези, Бренны и Старова. Аргунов впоследствии увековечил память Шереметьева, написав портреты его самого и Прасковьи Ковалевой (Жемчуговой). Кстати, одним из его крепостных талантов был и скрипичных дел мастер И. А. Батов, чьи инструменты по праву сравнивают с произведениями таких мастеров как Гварнери и Страдивари. Все инструменты мастер изготовлял с разрешения барина и только для музыкантов.
Но вернёмся к театру. Здание было достроено и сделано таким образом, что буквально за час сцена превращалась в бальную. Техника строительства может быть оценена нами и в нынешнее время, по акустике эта сцена до сих пор одна из лучших в Москве. Премьера состоялась 22 июля 1795 года. Для открытия была подготовлена героическая опера «Взятие Измаила». Труппа становиться лучшей среди крепостных на то время, затмевая даже театр графа Воронцова.
В 1796 году в биографии графа Шереметьева наступают значительные перемены. На престол садится друг детства Павел I. Николай Петрович становится обер-гофмаршалом и одним из самых влиятельных людей в стране. В 1799 году его назначили директором императорских театров, а затем директором Пажеского корпуса.
Как человек художественный он не мог не прославить себя чувственной историей в своей биографии. И такая история есть. Любовь всей его жизни крепостная, дочь кузнеца, прекрасная актриса его театра Прасковья Ковалёва-Жемчугова (фамилии своим актёрам Шереметьев давал по названиям своих драгоценных камней).
Многие красавицы знатных родов сгорали от зависти и ненависти к бедной девушке. Ведь такой перспективный жених уходил из их рук. Даже строительство в Останкино, в какой-то мере, спровоцировано тем, что Николай Петрович хотел со своей возлюбленной укрыться где-то от шума светского общества. Цвет фасада «цвет нимфы во время зари» как бы говорил о чистоте и отстраненности.
Граф всячески добивался разрешения на брак с Прасковьей у императора Павла, что тот ему и обещал. И вот, наконец, приём в Останкино, где будет дано официальное разрешение. Всё было устроено просто великолепно, здесь были и спецэффекты с подпиленными заранее деревьями вдоль дороги, как бы падающие ниц перед императором, появляющееся вдруг здание театра и много огней. Потом знаменитый спектакль «Самнитские браки». Параша Жемчугова в главной роли произвела огромное впечатление на Павла. Но разрешения на брак у взбалмошного императора Шереметьев так и не решился попросить, боялся отказа, зная его характер.
И тогда он идёт на уловку с подделкой документов, по которым Параша происходит из рода польского шляхтича Ковалевского. В итоге в 1798 году П. Жемчугова получила вольную. Но злая судьба не дала им счастья, Прасковья заболевает чахоткой, теряет голос. В 1800 году Шереметьев распускает театр.
Тайно они обвенчались 8 ноября 1801 года в московской церкви Симеона Отступника. Прожили молодожёны не долго. Жемчугова умирает в 1803 году, оставив младенца сына, вымоленного у Бога. На похоронах, не смотря на приглашение, не было никого из знатных фамилий.
В 1809 году скончался и сам граф. Последним его благим делом, обсуждаемым ещё с Парашей, стал Странноприимный дом для «всякого звания неимущих и увечных». Ныне в этом здании находятся Московский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского и Музей истории медицины.

Смотрите все портреты

© Биография Николая Петровича Шереметьева. Биография покровителя искусств Шереметьева Н.П. Биография государственного деятеля Шереметьева.

(1751-07-09 ) Дата смерти: Отец: Мать:

А. П. Шереметева

Награды и премии:

Граф Николай Петрович Шереметев (1751-1809) - глава рода Шереметевых , сын графа Петра Борисовича ; покровитель искусств, меценат; музыкант. Обер-камергер , действительный тайный советник , сенатор , директор Московского дворянского банка, основатель Странноприимного дома в Москве и Невской богадельни в Петербурге.

Биография

Получил домашнее образование . В 1761 году был пожалован в камер-юнкеры и на следующий год в сопровождении В. Г. Вроблевского отправился в четырёхлетнее заграничное путешествие; посетил Голландию (слушал лекции в Лейденском университете), Англию, Францию (учился игре на виолончели у парижского музыканта Ивара) , Швейцарию и Германию и, по возвращении в Россию, снова занял придворную должность, достигнув звания обер-камергера в 1798 году.

С 1777 года состоял главным директором Московского дворянского банка; в 1786-1794 гг. присутствовал в пятом департаменте Сената в Москве; в 1796-1800 гг. - в межевом департаменте Сената, а в 1798 году участвовал в особой комиссии, состоявшей из гр. Литта, гр. Н. И. Салтыкова, сенатора В. В. Энгельгардта и генерального прокурора П. В. Лопухина, и имевшей целью установление порядка принятия русских дворян в Орден Мальтийских рыцарей, гроссмейстером которых сделался в том же году Император Павел.

Выйдя в отставку в 1800 году, поселился в Москве в квартале вдоль Воздвиженки , купленном им у шурина А. К. Разумовского . 28 июня 1794 года был награждён орденом Св. Александра Невского . 1 февраля 1797 года был награждён орденом Св. Андрея Первозванного . В 1797 году Шереметев переехал в Санкт-Петербург - в Фонтанный дом . 6 ноября 1801 года он женился на своей крепостной актрисе П. И. Жемчуговой-Ковалевой , которой ещё в 1798 году дал вольную. 3 февраля 1803 года у них родился сын - Дмитрий , а Прасковья Ивановна спустя три недели, 23 февраля 1803 года, умерла.
После смерти супруги Николай Петрович Шереметев, выполняя волю умершей, посвятил свою жизнь благотворительности. Согласно завещанию Прасковьи Ивановны он пожертвовал часть капитала на помощь бедным невестам и ремесленникам, а также начал строительство в Москве Странноприимного дома , открытого уже по смерти его основателя, в 1810 году. Указом 25 апреля 1803 года император Александр I повелел вручить графу Николаю Петровичу в общем собрании Сената золотую медаль с изображением на одной стороне его портрета, а на другой надписи: «в залог всеобщей признательности к столь изящному деянию и дабы память оного сохранилась и пребыла незабвенной в потомстве» , и, кроме того, пожаловал его орденом Св. Владимира I степени.

Кроме того, на средства Шереметева были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкино, театральные здания в Кусково и Марково, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр и Фонтанный дом в Петербурге. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, Дмитриевского собора Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове Великом и других.

Похоронен в Петербурге в фамильной усыпальнице графов Шереметевых в Александро-Невской Лавре .

Театр Шереметева

Первоначально спектакли театра Шереметева давались на двух сценах - городской (в театральном флигеле, специально пристроенном к московскому дому Шереметевых на Никольской улице) и усадебной - в Кусково , где было организовано обучение крепостных актеров, число которых доходило до 95 человек. Талантливые крепостные музыканты и артисты шереметевского театра учились в Санкт-Петербурге и Москве.

В 1804 году крепостной театр графа Н. П. Шереметева прекратил своё существование.

Напишите отзыв о статье "Шереметев, Николай Петрович"

Примечания

Литература

  • // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. -М ., 1896-1918.
  • Судьба таланта. Театр в дореволюционной России. Сост., вступ. ст. и коммент. Л. В. Маньковой. - М., Правда, 1990. - ISBN 5-253-00109-3
  • Douglas Smith The Pearl. A True Tale of Forbidden Love in Catherine the Great’s Russia (New Haven, Yale University Press 2008).
  • Рогов А. Шереметев и Жемчугова. - Вагриус, 2007.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шереметев, Николай Петрович

– Lanciers du sixieme, [Уланы шестого полка.] – проговорил Долохов, не укорачивая и не прибавляя хода лошади. Черная фигура часового стояла на мосту.
– Mot d"ordre? [Отзыв?] – Долохов придержал лошадь и поехал шагом.
– Dites donc, le colonel Gerard est ici? [Скажи, здесь ли полковник Жерар?] – сказал он.
– Mot d"ordre! – не отвечая, сказал часовой, загораживая дорогу.
– Quand un officier fait sa ronde, les sentinelles ne demandent pas le mot d"ordre… – крикнул Долохов, вдруг вспыхнув, наезжая лошадью на часового. – Je vous demande si le colonel est ici? [Когда офицер объезжает цепь, часовые не спрашивают отзыва… Я спрашиваю, тут ли полковник?]
И, не дожидаясь ответа от посторонившегося часового, Долохов шагом поехал в гору.
Заметив черную тень человека, переходящего через дорогу, Долохов остановил этого человека и спросил, где командир и офицеры? Человек этот, с мешком на плече, солдат, остановился, близко подошел к лошади Долохова, дотрогиваясь до нее рукою, и просто и дружелюбно рассказал, что командир и офицеры были выше на горе, с правой стороны, на дворе фермы (так он называл господскую усадьбу).
Проехав по дороге, с обеих сторон которой звучал от костров французский говор, Долохов повернул во двор господского дома. Проехав в ворота, он слез с лошади и подошел к большому пылавшему костру, вокруг которого, громко разговаривая, сидело несколько человек. В котелке с краю варилось что то, и солдат в колпаке и синей шинели, стоя на коленях, ярко освещенный огнем, мешал в нем шомполом.
– Oh, c"est un dur a cuire, [С этим чертом не сладишь.] – говорил один из офицеров, сидевших в тени с противоположной стороны костра.
– Il les fera marcher les lapins… [Он их проберет…] – со смехом сказал другой. Оба замолкли, вглядываясь в темноту на звук шагов Долохова и Пети, подходивших к костру с своими лошадьми.
– Bonjour, messieurs! [Здравствуйте, господа!] – громко, отчетливо выговорил Долохов.
Офицеры зашевелились в тени костра, и один, высокий офицер с длинной шеей, обойдя огонь, подошел к Долохову.
– C"est vous, Clement? – сказал он. – D"ou, diable… [Это вы, Клеман? Откуда, черт…] – но он не докончил, узнав свою ошибку, и, слегка нахмурившись, как с незнакомым, поздоровался с Долоховым, спрашивая его, чем он может служить. Долохов рассказал, что он с товарищем догонял свой полк, и спросил, обращаясь ко всем вообще, не знали ли офицеры чего нибудь о шестом полку. Никто ничего не знал; и Пете показалось, что офицеры враждебно и подозрительно стали осматривать его и Долохова. Несколько секунд все молчали.
– Si vous comptez sur la soupe du soir, vous venez trop tard, [Если вы рассчитываете на ужин, то вы опоздали.] – сказал с сдержанным смехом голос из за костра.
Долохов отвечал, что они сыты и что им надо в ночь же ехать дальше.
Он отдал лошадей солдату, мешавшему в котелке, и на корточках присел у костра рядом с офицером с длинной шеей. Офицер этот, не спуская глаз, смотрел на Долохова и переспросил его еще раз: какого он был полка? Долохов не отвечал, как будто не слыхал вопроса, и, закуривая коротенькую французскую трубку, которую он достал из кармана, спрашивал офицеров о том, в какой степени безопасна дорога от казаков впереди их.
– Les brigands sont partout, [Эти разбойники везде.] – отвечал офицер из за костра.
Долохов сказал, что казаки страшны только для таких отсталых, как он с товарищем, но что на большие отряды казаки, вероятно, не смеют нападать, прибавил он вопросительно. Никто ничего не ответил.
«Ну, теперь он уедет», – всякую минуту думал Петя, стоя перед костром и слушая его разговор.
Но Долохов начал опять прекратившийся разговор и прямо стал расспрашивать, сколько у них людей в батальоне, сколько батальонов, сколько пленных. Спрашивая про пленных русских, которые были при их отряде, Долохов сказал:
– La vilaine affaire de trainer ces cadavres apres soi. Vaudrait mieux fusiller cette canaille, [Скверное дело таскать за собой эти трупы. Лучше бы расстрелять эту сволочь.] – и громко засмеялся таким странным смехом, что Пете показалось, французы сейчас узнают обман, и он невольно отступил на шаг от костра. Никто не ответил на слова и смех Долохова, и французский офицер, которого не видно было (он лежал, укутавшись шинелью), приподнялся и прошептал что то товарищу. Долохов встал и кликнул солдата с лошадьми.
«Подадут или нет лошадей?» – думал Петя, невольно приближаясь к Долохову.
Лошадей подали.
– Bonjour, messieurs, [Здесь: прощайте, господа.] – сказал Долохов.
Петя хотел сказать bonsoir [добрый вечер] и не мог договорить слова. Офицеры что то шепотом говорили между собою. Долохов долго садился на лошадь, которая не стояла; потом шагом поехал из ворот. Петя ехал подле него, желая и не смея оглянуться, чтоб увидать, бегут или не бегут за ними французы.
Выехав на дорогу, Долохов поехал не назад в поле, а вдоль по деревне. В одном месте он остановился, прислушиваясь.
– Слышишь? – сказал он.
Петя узнал звуки русских голосов, увидал у костров темные фигуры русских пленных. Спустившись вниз к мосту, Петя с Долоховым проехали часового, который, ни слова не сказав, мрачно ходил по мосту, и выехали в лощину, где дожидались казаки.
– Ну, теперь прощай. Скажи Денисову, что на заре, по первому выстрелу, – сказал Долохов и хотел ехать, но Петя схватился за него рукою.
– Нет! – вскрикнул он, – вы такой герой. Ах, как хорошо! Как отлично! Как я вас люблю.
– Хорошо, хорошо, – сказал Долохов, но Петя не отпускал его, и в темноте Долохов рассмотрел, что Петя нагибался к нему. Он хотел поцеловаться. Долохов поцеловал его, засмеялся и, повернув лошадь, скрылся в темноте.

Х
Вернувшись к караулке, Петя застал Денисова в сенях. Денисов в волнении, беспокойстве и досаде на себя, что отпустил Петю, ожидал его.
– Слава богу! – крикнул он. – Ну, слава богу! – повторял он, слушая восторженный рассказ Пети. – И чег"т тебя возьми, из за тебя не спал! – проговорил Денисов. – Ну, слава богу, тепег"ь ложись спать. Еще вздг"емнем до утг"а.
– Да… Нет, – сказал Петя. – Мне еще не хочется спать. Да я и себя знаю, ежели засну, так уж кончено. И потом я привык не спать перед сражением.
Петя посидел несколько времени в избе, радостно вспоминая подробности своей поездки и живо представляя себе то, что будет завтра. Потом, заметив, что Денисов заснул, он встал и пошел на двор.
На дворе еще было совсем темно. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев. Вблизи от караулки виднелись черные фигуры казачьих шалашей и связанных вместе лошадей. За избушкой чернелись две фуры, у которых стояли лошади, и в овраге краснелся догоравший огонь. Казаки и гусары не все спали: кое где слышались, вместе с звуком падающих капель и близкого звука жевания лошадей, негромкие, как бы шепчущиеся голоса.
Петя вышел из сеней, огляделся в темноте и подошел к фурам. Под фурами храпел кто то, и вокруг них стояли, жуя овес, оседланные лошади. В темноте Петя узнал свою лошадь, которую он называл Карабахом, хотя она была малороссийская лошадь, и подошел к ней.
– Ну, Карабах, завтра послужим, – сказал он, нюхая ее ноздри и целуя ее.

Графский род Шереметевых — один из самых знатных и богатых в России XVIII века. Шереметевы были известны как государственные деятели, строители храмов, богатые меценаты, помогавшие бедным и больным, поощрявшие развитие национальных архитектуры, искусства, музыки. Их домашний театр считался лучшим частным театром империи, владельцы его не жалели ни денег, ни труда на постановку спектаклей и создание декораций. Шереметевский театр отличался не только профессиональными, образованными и талантливыми актерами и певцами, но и до мелочей просчитанной планировкой зала, роскошными декорациями и прекрасной акустикой. Многие, кто в те времена побывал в Кусково, отмечали, что размах представлений и профессиональность актеров ничуть не уступали самому известному дворцовому театру в Эрмитаже.

Шереметевы считали, что настоящих актеров надо растить, терпеливо обучая их с самого детства. Так, Параша Ковалева (1768— 1803), дочь крепостного кузнеца, попала вместе с другими детьми в графское поместье, когда ей едва исполнилось восемь лет. Ее сразу же отдали на воспитание одинокой княгине Марфе Михайловне Долгорукой. У княгини девочка получила образование, была обучена вокалу, актерскому мастерству, игре на арфе и клавесине, французскому и итальянскому языкам, литературе, грамоте и некоторым наукам. Для подготовки детей к театральной жизни в усадьбу приезжали известные мастера—актеры, певцы и учителя. Все чаще они отмечали прекрасные способности маленькой Параши, пророчили ей большое будущее.

В это же время сын хозяина дома — Петра Борисовича Шереметева — Николай Петрович Шереметев (1751—1809) путешествовал по Европе в целях повышения образования. Набравшись царивших там революционных идей, он сразу же решил изменить жизнь Кусково и организовать ее по-европейским канонам. Первое, за что взялся молодой человек — это за помещения отцовского театра, которые показались ему старыми и слишком тесными.

Именно тогда, наблюдая за ходом строительных работ, Николай Петрович увидел застенчивую десятилетнюю девочку с огромными глазами на бледном личике, а когда познакомился с ней ближе — почувствовал и необычайный талант маленькой крепостной.

В новом театре девочка дебютировала в роли служанки из оперы Гретери «Опыт дружбы». Восхитительным сопрано Параша покорила всех зрителей, не оставив равнодушным и сына хозяина. Николай был настолько доволен дебютом маленькой актрисы, что в следующей опере отдал ей главную роль и ни на миг не сомневался в успехе. Именно тогда на афишах впервые появился театральный псевдоним девочки — Жемчугова. С тех пор самые лучшие роли в шереметьевском театре доставались только юной Параше.

К актерам Шереметевы относились почтительно и с уважением. Их называли по имени и отчеству, граф Шереметев-младший давал своим актерам новые фамилии по названиям драгоценных камней. Легенда гласит, что Жемчуговой Параша была названа в тот день, когда в пруду усадьбы была найдена маленькая жемчужина. Всем актерам и музыкантам театра выплачивалось жалование, им запрещался любой физический труд, они питались тем же, что и хозяева усадьбы, а к заболевшим приглашались лучшие местные доктора. Все это удивляло знатных посетителей Кусково, и долгое время порядки в «странной» семье являлись одной из самых интересных тем на светских вечерах столицы.

Слухи о шереметевском театре расходились по всем поместьям, на каждое представление в Кусково съезжались знатные особы, а не попавшие на спектакль потом долго сокрушались и слушали яркие рассказы посмотревших очередную постановку.

Старый граф решил построить новое здание театра, открытие которого должно было состояться 30 июня 1787 года, в тот день, когда поместье Шереметевых намеревалась посетить сама Екатерина П. Известный театр, а особенно игра и голос молодой актрисы Прасковьи Жемчуговой, настолько поразили царицу, что та решила преподнести девушке бриллиантовый перстень. Отныне юная крепостная Параша стала одной из самых известных актрис в России.

30 октября 1788 года умер Петр Борисович Шереметев. Все поместья с крепостными в двести тысяч душ достались его сыну — Николаю Петровичу. Тот после смерти отца забыл о театре, пил и бесчинствовал, пытаясь отвлечься от горя. Лишь Параша смогла утешить молодого графа и сочувствием и бесконечной добротой вывела его из загула. После этого Николай Петрович уже по-другому смотрел на девушку: в его сердце зародилось огромное, сильное чувство. Жемчугова же стала в театре вторым человеком, актеры теперь обращались к ней не иначе, как Прасковья Ивановна.

Вскоре влюбленные и вся труппа театра перебрались в новое имение графа — Останкино. Внезапно у Параши открылся туберкулез, и врачи навсегда запретили ей петь. Нежная забота графа, его терпение и любовь помогли женщине пережить это горе, а 15 декабря 1798 года граф Шереметев дал вольную своей самой любимой крепостной актрисе. Этот смелый шаг вызвал недоумение и пересуды в знатных кругах, но граф не обращал внимание на наговоры. Он решил венчаться с любимой. Утром 6 ноября 1801 года в церкви св. Симеона Столпника, которая сейчас расположена в Москве на Новом Арбате, состоялось скандальное бракосочетание. Таинство совершалось в строжайшем секрете, на него были приглашены только четверо самых близких и верных друзей молодой пары.

Два года длился этот брак в уважении, взаимопонимании и любви. Здоровье Параши ухудшалось с каждым днем. 3 февраля 1803 года Прасковья Ивановна родила сына. Роды были тяжелыми и мучительными, а ослабленный чахоткой организм не давал женщине даже подняться с кровати. Смертельно больная, она умоляла показать ребёнка, но его сразу же отнесли от матери из опасения, что младенец заразится и умрет. Около месяца угасала графиня. В бреду она умоляла, чтобы ей позволили услышать голос младенца, и когда его подносили к дверям спальни, Параша успокаивалась и забывалась тяжким сном.

Понимая, что кончина жены неизбежна, Николай Петрович решился открыть свою тайну и рассказать о браке с бывшей крепостной. Он обратился с письмом к императору Александру I, где умолял простить его и признать новорожденного наследником семьи Шереметевых. Император дал на это свое высочайшее согласие.

Любимая жена графа Шереметева скончалась в петербургском Фонтанном доме 23 февраля 1803 года, на двадцатый день от рождения ее сына. Ей было всего тридцать четыре года. Из знати на похороны никто не пришел — господа не пожелали признать покойную крепостную графиней. В последний путь Парашу провожали актеры, музыканты театра, слуги поместья, крепостные и поседевший от горя мужчина с младенцем на руках.

Ныне Прасковья Ивановна Жемчугова-Шереметева покоится в Александро-Невской лавре в фамильном склепе графов Шереметевых.

Все свои личные средства и драгоценности она завещала осиротевшим детям и бедным невестам на покупку приданого. Николай Петрович строго следил за выполнением завещания и сам до конца жизни постоянно помогал калекам и обездоленным. В своем московском дворце он основал знаменитую Шереметевскую больницу, которая в настоящее время больше известна, как Институт скорой помощи им. Склифосовского. Николай Петрович Шереметев скончался через шесть лет после супруги.

В «Завещательном письме» сыну граф написал о Прасковье Ивановне: «...Я питал к ней чувствования самые нежные... наблюдая украшенный добродетелью разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность. Сии качества... заставили меня попрать светское предубеждение в рассуждении знатности рода и избрать ее моею супругою...»

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!