Образовательный портал - Varnavinschool

Анализ стихотворения “Она сидела на полу” Ф. Тютчева

* * *

Она сидела на полу
И груду писем разбирала -
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала -

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела -
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо-пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени, -
И страшно-грустно стало мне,
Как от присущей милой тени

She was sitting on the floor
sorting letters which were old,
holding them before she threw them out
like ash gone cold.

Her look was strange
while she held those pages she knew so well,
as if she were a soul which peered down
at its abandoned shell.

So many irreversible events,
such life fulfilled and filled
with minutes of love and joy across the years!
How many grief-packed minutes killed!

Silent, I stood to one side
and my knees were ready to bend
as a fearful sadness crept into my heart,
as if at the ghost of a dear, old friend!

She sat upon the floor
Looking through a pile of letters,
She took them up and tossed them
Like so many cold ashes.
She took the familiar pages
And gazed at them strangely,
The way souls look from above
At their discarded bodies . . .
O, how much life was in them,
Life irrevocably lived!
O, how many bitter moments,
How much love and joy now dead! . . .
I stood silently aside
Ready to fall on my knees,
And I grew terribly sad,
As if in the presence of a dear ghost

Ona siedziała na posadzce
I stosy listów przeglądała,
I jak popiołu zimne garście
Brała je do rąk i rzucała.

Brała po jednym z listów stosu
I dziwnie na nie tak patrzyła,
Jak dusza patrzy tam z niebiosów
Na dało, które porzuciła.

O, ileż życia, kto policzy —
Niepowracalnie przeżytego,
O, ileż było tu goryczy,
Miłości, szczęścia straconego!

A ja milcząco z boku stałem,
I strach i smutek mnie ogarnął,
I na kolana upaść chciałem,
Jakbym zobaczył drogą zmarłą.

Na podu tu je čepila
I stara pisma prebirala,
Te poput hladna pepela
Kroz prste bi joj samo pala.

List poznat uzme, uzdiše,
I promatra ga zatečeno
Ko duša, kad se uzdiže
I gleda napušteno tijelo...

O, koliko života tu
Bje nepovratno proživljeno!
O, koliko nad ljubavlju
Je mrtvom suza proliveno!..

Postrance ja sam stajao
I kleknuo bih istog trena,
Tugovao i zdvajao
Pred tim što sad je draga sjena.

A padlón ült, körötte nagy
halom levél - azt válogatta,
hamuvá hült írásokat:
ezt olvasta, azt félredobta.

Felvett egy-egy képeslapot,
s megdermedt a csodálkozástól:
lelkek néznek így elhagyott
testükre az ég magasából.

Mily élet volt ez valaha,
és nem jön vissza soha többet!
Hány szomorú pillanata
megölt szerelemnek s örömnek!

Mellette álltam, csüggeteg,
némán, és majdnem térdre esve -
s elkomorodtam, mintha egy
kedves árny állt volna helyemre.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На брошенное тело...

О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..

Стоял я молча в стороне
И пасть готов был на колени,-
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.

Одно из самых моих любимых стихотворений Ф.И. Тютчева «Она сидела на полу…» было написано в 1858 году.
1850-е годы – время драматических переживаний, связанных с любовью Тютчева к Е. А. Денисьевой, юной воспитаннице Смольного института, где в это время учились две дочери поэта. Их роман, о котором знало общество, продолжался 14 лет и закончился смертью девушки.
Однако поэт посвятил это стихотворение не юной Денисьевой, а своей второй жене – Эрнестине фон Дёрнберг. Женщина знала о романе мужа и, разумеется, испытывала от этого непередаваемую горечь.

Она сидела на полу
И груду писем разбирала…

Я считаю, что главным образом стихотворения является образ этой груды писем. Эти письма как пожелтевшие осенние листья, которые только разбередили душу воспоминаниями о прошлом. Они не более чем «остывшая зола», оставшаяся от пламени прежнего чувства.

Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела…

Лирическая героиня с удивлением перечитывает эти письма. Она помнит, но уже не понимает тех ярких чувств, которые испытывала ранее. Эти письма ее прошлое. Даже не ее, а той молодой женщины, которая смотрит «с высоты» на себя нынешнюю.
Однако отбросить воспоминания героиня не в силах. Да и как? Она любила, страдала. Разве можно оставить это позади? Ведь «сколько жизни было тут,… сколько горестных минут, любви и радости убитой…»
Но, как правильно замечает поэт, все чувства между этими людьми уже невозвратимо пережиты. Лирический герой понимает это. Но он, стоя «молча, в стороне» и наблюдая за этой женщиной, «пасть готов был на колени». Зачем? Для чего? Чтобы попросить прощения? Или чтобы разделить горечь воспоминаний о минувшем? Он готов быть рядом в это мгновение, ей нужно только дать ему знак. Но знака нет, и герой оставляет женщину в одиночестве, позволяя прожить в одиночестве эти минуты.
Для меня стихотворение «Она сидела на полу…» - вершина творческого гения Ф.И. Тютчева. Наверное, кто-то со мной не согласится, но искренность этих строк никого не оставит равнодушным.

Стихотворение «Она сидела на полу» Тютчев написал в 1858 г. Оно было напечатано в том же году в журнале «Русская беседа» во втором томе.

Предполагается, что стихотворение посвящено второй жене Тютчева Эрнестине. Отношения Тютчева с женщинами были запутанными. Первая его жена Элеонора умерла при трагических обстоятельствах, но вскоре Тютчев женился на Эрнестине. Он был знаком с Эрнестиной задолго до смерти первой жены. Но на втором десятке лет счастливого брака с Эрнестиной ситуация повторилась. В 1849 г. Тютчев полюбил Елену Денисьеву, которая была почти в два раза младше его. С этих пор долгих 14 лет, до смерти Денисьевой, Тютчев разрывался между двумя женщинами. Эрнестина была мудра и сохранила брак. Но она должна была испытывать отчаяние. Именно таково состояние героини стихотворения «Она сидела на полу».

Литературное направление и жанр

Стихотворение относится к жанру интимной лирики. Оно написано в лучших традициях романтизма. Лирический герой и героиня стихотворения описаны в момент наивысшего напряжения чувств, они одиноки и готовы к действию, но отказываются от него как от бесполезного. Накал страстей ещё усиливается, не находя разрядки.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из четырёх катренов. Первый, второй и четвёртый – жанровая сценка, описание разбирающей груду писем женщины (первые две строфы) и наблюдающего за этим лирического героя (последняя строфа). В третьей строфе лирический герой обращается к содержанию разбираемых писем, которое ему известно, потому что он сам писал их.

Тема стихотворения – конфликт между когда-то близкими людьми, угасшие чувства. Основная мысль: любовь, даже угасшая, не оставляет человека никогда, живая в его сердце как грусть, сожаление, боль, которые останутся с ним навечно.

Тропы и образы

Образ героини лишён каких бы то ни было подробностей. У неё нет ни внешности, ни имени, заменённого местоимением она . И всё же образ женщины очень конкретен. Через внешность (позу и действия) Тютчев передаёт её внутренний мир.

Начало стихотворения должно было шокировать читателя 19 в. Это наша современница может сидеть в джинсах на полу и рыться в бумагах. Если дворянка в 19 в. сидит на полу, это значит, что в её жизни случилось что-то вопиющее, что у неё просто подкосились ноги или она не в себе.

Отношение героини к письмам как к остывшей золе (сравнение) означает, что они были для неё бесполезными и бессмысленными. Но героиня всё-таки берёт их в руки. Очевидно, она выбрасывает только письма, принадлежащие лирическому герою.

Описав смятение в душе героини, Тютчев обращается к единственной в стихотворении её характеристике – взгляду, который называется чудным, то есть странным (хотя в оригинальном слове чудно глядела ударение на у , очевидно, для ритма).

В сравнении второй строфы вся суть состояния героини, вся гамма её чувств. Её взгляд сравнивается со взглядом душ на оставленное тело. Это и сожаление, и облегчение, и освобождение, и шаг к новому, и несомненное окончание земной жизни. Письма для героини мертвы, как мертвы отношения с человеком, их написавшим. Недаром же Тютчев использует эпитет знакомые листы, как будто говорит о людях. С другой стороны, листы знакомы не только героине. Лирический герой узнаёт в них свои письма.

В третьей строфе как раз появляется мотив убитой любви и радости. Эта строфа отличатся от трёх других по эмоциональному накалу. Внешне всё по-прежнему остаётся спокойным, но из сердца лирического героя вырываются восклицания, подчёркнутые междометием о . Жизнь прошлого, оставшуюся в письмах, Тютчев характеризует как невозвратимо пережитую , а минуты называет горестными (эпитеты).

Мотив смерти остаётся и в четвёртой строфе. Лирическому герою «страшно грустно». Слово страшно – более сильное наречие, чем очень . Грусть была настолько сильна, как будто он ощутил присутствии милой тени (эпитет), то есть вспомнил об умершей. Эта покойница и есть любовь. Причастие присущая – старославянизм, означающий находящаяся здесь же . Сегодня мы бы сказали присутствующая .

Лирический герой, в отличие от героини, не теряет головы. Он молча стоит в стороне и раскаивается в чём-то, готов пасть на колени, но не падает. То ли он чувствует бесполезность такого поступка, то ли не признаёт до конца свою вину. Но мужская фигура, возвышающаяся над в изнеможении сидящей на полу женской – символ неразрешимости конфликта между влюблёнными.

Стихотворение «Она сидела на полу» совершенно не нуждается в контексте биографии Тютчева, оно понятно любому независимо от того, знаком ли он с жизнью поэта. Но всё-таки стихотворение автобиографично. Эрнестина знала о Денисьевой и смогла жить с этим знанием. Кроме того, Тютчев действительно написал ей «груду писем» (эпитет), многие из которых она уничтожила, так что некоторые стихотворения, ей посвящённые, оказались безвозвратно утерянными.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Рифмовка перекрёстная, мужская и женская рифмы чередуются.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»

План

1.История создания

2.Жанр произведения

3.Основная тема произведения Композиция

4.Размер произведения

5.Основная мысль стихотворения

История создания

Стихотворение «Она сидела на полу» написано Тютчевым в 1858 г. В нем описана реальная трагедия в жизни поэта. Героиня произведения - вторая жена Тютчева Эрнестина Дернберг. Она узнала об измене мужа с молодой Е. Денисьевой. В порыве гнева женщина сожгла большую часть старых писем поэта, посвященных ей когда-то.

Жанр произведения

Жанр произведения - любовная лирика, проникнутая романтизмом.

Основная тема произведения

Чтобы понять смысл стихотворения, надо знать его предысторию. На первый взгляд не происходит ничего особенного: женщина перебирает старые письма, в которых содержатся дорогие воспоминания о пережитых чувствах. Хотя уже ощущается некоторая загадочность происходящего.

С учетом реальных событий становится понятно, насколько важными и драгоценными являлись эти бумаги до измены Тютчева. Его брак с Эрнестиной был действительно долгое время счастливым и безмятежным. Творческая натура поэта не выдержала искушения перед новым романом. Он сам виноват в своем несчастии. Жена же была просто поражена этим. Она простила мужа только ради детей.

Сам Тютчев разрывался между новой любовью и своей семьей. Он с болью смотрит на старые письма. В них содержится целая жизнь, которая уже никогда не вернется. Поэт понимает, что своим поступком совершил настоящее убийство, пусть не в физическом, но в нравственном смысле. Мотив смерти упоминается в стихотворении дважды: «брошенное тело», «любви и радости убитой».

Раскаяние поэта велико, он готов встать на колени перед женщиной, которую когда-то боготворил. Но возврата назад уже нет. В финале лирический герой употребляет несколько неуклюжее, но сильное выражение - «страшно грустно». Оно ярко отражает его состояние.

Композиция

Стихотворение четко делится на две части. В первой описана страдающая женщина. Во второй - сам лирический герой и его ощущения и размышления.

Размер. Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Выразительные средства

Тютчев употребляет яркие эпитеты для усиления трагизма произведения: «остывшую», «брошенное», «горестных». Удачно используются романтические сравнения: «как остывшую золу», «как души».

Многоточия подчеркивают отсутствие выхода, безнадежность ситуации. Третья строфа представляет собой крик души поэта, что особо выделено восклицаниями. Несколько строк начинаются с союза «и», что придает произведению тревожный сбивчивый характер.

Основная мысль произведения - мучительная тоска поэта. Он не считает себя виновным, скорее, жертвой всепоглощающей страсти. Тем не менее, он помнит о прежних счастливых днях, о чувствах, которые когда-то испытывал. Тютчев знает, что жена по-прежнему любит его, а он не может ответить ей тем же. Для него любовь уже превратилась в «остывшую золу».

Обладая тонким художественным вкусом, поэт смог умело передать чувства людей, которых покинула любовь. Это великое чувство никогда не исчезает без следа. Если любовь проходит, то она до конца жизни будет приносить печаль и сожаление о безвозвратно прошедшем счастливом времени.

Ф. И. Тютчев создавал замечательные стихотворения, в которых воспевал красоту природы. Но у него есть и произведения о прекрасном и высоком чувстве - любви. Одним из творений любовной лирики является стихотворение "Она сидела на полу", анализ которого представлен в нашей статье. Также мы вкратце расскажем, что подтолкнуло поэта на написание этого шедевра, которым любители поэзии восхищаются до сих пор.

История создания

Анализ стихотворения "Она сидела на полу" следует начать с того, кому же оно посвящено. Это произведение было написано в 1858 году. Предполагают, что оно посвящено второй законной супруге поэта Эрнестине Федоровне. Но Тютчев влюбился в Елену Денисьеву, которая была намного младше поэта.

Федор Иванович поддерживал отношения с обеими. Эрнестина Федоровна была мудрой женщиной, поэтому ей удалось сохранить брак. Но ей было непросто, и именно такой она предстала в стихотворении Ф. Тютчева "Она сидела на полу".

Литературный жанр произведения

В анализе стихотворения "Она сидела на полу" нужно определить, к какому литературному направлению и жанру оно относится. Это произведение написано в лучших традициях романтизма и любовной лирики. Герои сильно переживают из-за своей любви, но как решить проблему, они не знают.

Герой и героиня одновременно и пара, и одиноки. Поэтому то напряженное состояние, в котором они находятся, усиливается. Вот в таком грустно-лирическом настроении написано все стихотворение.

Тема и особенности композиции

Следующий пункт анализа стихотворения "Она сидела на полу" - это определение главной тематики произведения. Это конфликт, возникший между двумя когда-то близкими людьми, между которыми угасли чувства. И от осознания этого оба испытывают горечь, сожаление, грусть.

Но несмотря на то, что чувства уже потеряли свою силу, воспоминания о них связывают этих людей. Первая, вторая и четвертая строфы - это описание одной простой сценки. Главные действующие лица - женщина, разбирающая письма, и мужчина, наблюдающий за ней. А в третьей строфе дано описание писем, которые вызывают столько эмоций у героини.

Анализ строф

В кратком анализе стихотворения "Она сидела на полу" можно рассмотреть по отдельности каждую строфу. В первой читатель видит образ женщины, которая сидит на полу не от усталости, а от избытка чувств, которые она испытывает в тот момент. Ее переполняют отчаяние, грусть, потому что, перебирая письма, она понимает, что все чувства прошли. Эти послания напоминают ей об этом, поэтому женщина не может держать письма в руках.

В следующей строфе поэт развивает мысль, которая была описана в самом начале. Письма уже стали частью героини. Читая написанное в них, она вспоминает все то, что уже прошло. И поэтому у нее такое печальное настроение. В третьей строфе поэт показывает весь трагизм ушедшей любви, потому что, по мнению Тютчева, любовь и сильные переживания неотделимы друг от друга.

В последней части раскрывается образ лиричного героя. Хотя он, как и героиня, молчит, но его наблюдение за ней говорит больше, чем слова. Он чувствует себя виноватым, потому что понимает, что это из-за него женщина так переживает. Герой раскаивается в этом, и ему тоже грустно от того, что любовь прошла. Для них она осталась лишь светлым воспоминанием.

Образы героев

В анализе стихотворения Тютчева "Она сидела на полу" обязательно следует отметить особенности героев произведения. Герой и героиня лишены каких-либо подробностей: нет ни имен, ни описаний внешности, ни каких-либо отличительных черт характера. Но акцент в произведении был сделан на внутренние переживания героев.

Женщина перебирает письма, сравнивая их с остывшей золой. Это можно трактовать как то, что для нее они ничего не значат. Но какие-то она берет в руки. Поэтому можно предположить, что некоторые послания имеют для нее особую ценность. Единственным намеком на ее внешность является описание взгляда героини. Именно по глазам человека можно понять, что он чувствует. Женщина не замечает присутствия героя, она поглощена своими переживаниями. Мужчина чувствует себя лишним в данной ситуации.

Герой здесь выступает как молчаливый созерцатель. Листы бумаги кажутся ему знакомыми, и читатель понимает, что эти письма писал он. Но мужчина, в отличие от героини, еще способен рассуждать. Он готов просить у нее прощения, но, понимая бесполезность поступка, не делает ничего. Но то, что он стоит в стороне, возвышаясь над женщиной, показывает неразрешимость конфликтной ситуации.

Литературные тропы и размер стихотворения

В анализе "Она сидела на полу" нужно отметить, что сравнения и эпитеты, которые использовал поэт, были использованы для того, что передать переживания героев. Сравнение листов бумаги с остывшей золой показывает, что эти письма - символ угасших чувств. Героиня, перебирая их, погружается в воспоминания. Все эпитеты имеют минорный оттенок, что подчеркивает всю трагичность положения.

Произведение написано четырехстопным ямбом. Использовалось чередование мужской и женской рифм.

Это стихотворение имеет автобиографичный характер. Хотя никаких имен в нем не указывается, исследователи уверены, что оно посвящено второй жене поэта, которая терпела и закрывала глаза на его связь с Денисьевой. Поэт любил Елену за ее ум и отвагу, ведь отношения с ним стоили ей репутации и наследства.

Но благодаря Эрнестине, брак был сохранен. И именно она позже, когда Тютчев потерял Елену, его утешала. Это стихотворение показывает всю сложность их ситуации, в которой находились возлюбленные Тютчева и он сам. Но даже те, кто не знаком с его биографией, прочитав это произведение, понимают, что речь идет о когда-то близких людях. Это стихотворение - одно из самых известных творений, относящихся к любовной лирике Ф.И. Тютчева.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!