Образовательный портал - Varnavinschool

Сонорные звуки звонкие. Согласные звуки

Звук — это минимальная нерасчленимая единица озвученного речевого потока, которая не имеет значения. Изучению звукового строя языка, всех его проявлений и функций посвящен раздел лингвистики, называемый фонетикой.

Фонетическая система русского языка содержит в себе 42 звука, 6 из которых являются гласными, а остальные 36 — согласными. Особого внимания заслуживают сонорные звуки в русском языке. Как правило, произношение некоторых из них вызывает наибольшие трудности у детей, которые только учатся говорить. Чтобы понимать, что такое сонорные звуки, необходимо рассмотреть систему звуков русского языка в целом.

Каждому звуку присущи следующие характеристики:

  • акустическая;
  • артикуляционная;
  • функциональная (смысловая).

Акустическая характеристика

Охарактеризовать звук с точки зрения акустики — значит охарактеризовать то, как он звучит. Это можно сделать по его звучности, силе и высоте.

Звучность позволяет разделить вокальные и невокальные звуки. Невокальными являются все шумные согласные. К вокальным относятся все гласные и сонорные согласные звуки.

С точки зрения силы звуки могут быть консонантными и неконсонантными. Консонантными, т. е. слабыми, являются все согласные, а неконсонантными, т.е. сильными — все гласные.

С позиции высоты звук может быть, соответственно, высоким или низким. Высокими являются гласные переднего ряда, переднеязычные и среднеязычные согласные звуки. Все остальные гласные и согласные являются низкими звуками.

Понятие артикуляции

Артикуляцией называется процесс образования звуков. Речевой аппарат человека, с помощью которого образуются звуки, представлен достаточно большим набором органов. Сюда входят легкие, гортань, голосовые связки, полость носа, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть, губы и язык. Поток выдыхаемого воздуха выходит из легких и проходит через образованную голосовыми связками щель в гортани. При напряженных и колеблющихся голосовых связках образуется голос (тон). Он служит основой для гласных, звонких и сонорных согласных звуков. Если голосовые связки расслаблены, голос не образуется, возникает шум, который лежит в основе шумных согласных.

Дальнейшее разграничение звуков происходит в ротовой полости в зависимости от того, какую преграду встречает на своем пути воздушная струя.

Характеристика гласных

Главной особенностью гласных звуков является то, что при их образовании струя воздуха, образовав в голосовых связках тон, не встречает больше никаких преград в ротовой полости. То есть они состоят только из тона (голоса) без добавления шума.

Гласными являются звуки а, о, у, и, ы, э. Артикуляция каждого гласного звука зависит только от положения активных органов речи (губ, языка, мягкого неба и нижней челюсти).

Функциональной особенностью гласных звуков служит то, что они образуют слог, т.е. играют слогообразовательную роль.

Характеристика согласных

При образовании согласного звука воздушная струя встречает на своем пути разного рода преграды. Во время преодоления преграды возникает шум. Поэтому главное отличие согласного звука от гласного — это наличие помимо тона (голоса) еще и шума. Возникновение конкретного согласного звука зависит от места образования преграды и способа ее преодоления. Таким образом, все они разделяются в зависимости от соотношения тона и шума, места и способа образования.

По соотношению тона и шума согласные делятся на сонорные звуки, звонкие и глухие согласные. Звонкие и глухие согласные являются шумными, т.к. в их образовании шум участвует или наравне с голосом (звонкие), или преобладает над голосом (глухие).

При произношении согласного звука преграда может быть образована языком или губами, поэтому все согласные делятся по месту образования на губные и язычные.

По способу образования, или по способу преодоления преграды, они бывают смычными, щелевыми, смычно-щелевыми (аффрикатами), смычно-проходными и дрожащими.

Еще одной характеристикой согласных является палатализованность (твердость/мягкость). Пары по твердости/мягкости не имеют только несколько согласных звуков: ж, ц (всегда твердые) и ч, j (всегда мягкие).

Характеристика сонорных звуков

Что такое сонорный звук, становится понятно уже из перевода данного определения. Слово "сонорный" происходит от латинского sonorus. Это означает "звучный". Действительно, при образовании такого звука преобладает голос, а шум настолько минимален, что сонорные звуки становятся близки к гласным. Сонорными звуками в русском языке являются м, м", н, н", л, л", р, р", j.

Обратите внимание. Главное, в чем особенность сонорных звуков - то, что при прохождении через преграду в ротовой полости воздух, образующий звук, находит пути обхода. Так, например, при образовании звука л и его мягкой пары воздух обходит смычку, образованную языком и верхними зубами, по бокам. Соответственно, по месту образования этот звук является язычно-зубным. А по способу образования — смычно-проходным. При образовании звука р и его мягкой пары поток воздуха заставляет вибрировать смычку, образованную языком и твердым небом. Таким образом, он является по месту образования язычно-альвеолярным, а по способу образования — дрожащим (вибрантом). Интересно, что такой сонорный звук, как j (й) очень похож по своему образованию на гласный и. Однако во время его произношения происходит значительное сужение при прохождении потока воздуха. Из-за этого возникает незначительный шум, который и позволяет отнести данный звук к согласным. По месту образования j является язычно-средне-небным, по способу образования — щелевым, и бывает только палатализованным (мягким).

Все сонорные звуки в русском языке не имеют пары по глухости/звонкости и бывают только звонкими. На конце слова не происходит оглушение сонорных звуков, как бывает с остальными звонкими согласными.

Ротовые и носовые сонорные звуки

В зависимости от положения небной занавески образуются разные согласные звуки. Если небная занавеска приподнимается и прижимается к задней стенке зева, проход в носовую полость для воздушной струи закрывается. Образующиеся таким способом звуки называются ротовыми. Или чистыми. Если же небная занавеска опускается, проход в носовую полость для воздушной струи открывается, и носовая полость служит дополнительным резонатором при образовании звука. Таким способом образуются звуки, называемые носовыми, или назальными.

В русском языке только четыре назальных звука: м, м", н, н". По месту образования м и его мягкая пара является губно-губным, а по способу образования — смычно-проходным. Звук н и его мягкая пара по месту образования является язычно-зубным, а по способу образования — смычно-проходным.

Итак, понимание, что такое сонорный звук, возможно лишь при полноценном осознании механизма образования звуков. То есть их артикуляции. Знание особенностей сонорных согласных звуков помогает определить их место в фонетической системе русского языка.

    Сонорные звуки — это непарные звонкие согласные, которые произносятся без шумового эффекта — шумы при образовании сонорных звуков сведены к минимуму, а слышатся совсем не так, как пишутся. К примеру, в слове след последняя буква Д слышится и произносится, как звук Т — слеТ. В их образовании непременно участвует голосовой аппарат.

    Сонорные согласные не имеют парных букв:

    м, м, н, н, л, л, р, р, j.

    Посмотрите на данный ряд букв и вы заметите, что одни из них произносятся чисто, а другие — мягко, как гласная.

    Сонорные звуки никогда не являются свистящими. Они по произношению напоминают гласные звуки и создают ложное впечатление образования дополнительного слога в слове. Вот, например, сколько слогов в слове декабрь? Правильно — два, потому что в слове всего две согласных буквы — -е- и -а-. Однако, при произношении создается впечатление, что слога три. Аналогичный обман слышится и в словах корабль, дирижабль, джентльмен и т.п.

    Ох, и труден же русский язык)!

    л, м, н, р, й. Есть еще другие согласные звуки, их называют просто — звонкие согласные звуки. Это б, в, г, д, ж, з. Прочитать объяснение учителя и сделать пару упражнений можно на этой странице.

    Самое главное отличие между гласными и согласными звуками — участие голоса в произнесении первых. Артикуляция согласных — это полное отсутствие или минимум голоса и главенствующая роль производимого в разных участках речевого аппарата шума. Те из согласных, в произнесении которых голос задействован максимально , называются сонорными .

    В некоторых языках (например, в современном чешском) они могут даже образовывать слог. Эти звуки фактически стоят на стыке согласных и гласных. Например, часто сложно определить, какой именно перед нами звук — и неслоговое или сонорный j. В словах, в которых мы пишем букву Й после гласной и перед другой по качеству согасной, речь идт именно о неслоговом гласном.

    Сонорные звуки вам уже все описали. Только я еще добавлю,что сонорные звуки для многих людей приводят к ошибкам. например, ребенок произносит слово слеТ (хотя надо Д писать), слово бреТ (надо писать только букву Д) , а потом и пишет именно Т. Сами знаете к чему это приводит. Сонорные звуки выступают самостоятельно,не имеют пары.

    Термин сонорные звуки(сонорные согласные) применяется в фонетике, данным термином обозначаются такие звуки, которые произносятся с преобладанием голоса, без участия шумового движения воздуха в речевом аппарате человека.

    В русском языке, все согласные звуки подразделяются на глухие и звонкие,а так же сонорные. К сонорным звукам относятся такие звуки, как: й,м,р,л,н.

    Как я выяснил у сестры к сонорным относят определенные девять звуков. Эти звуки все знают еще по школе -это м, м, н, н, л, л, р, р, j- произнесите слово йод и вы сразу этот звук услышите.

    Вот эти буквы попадают под понятие о котором сейчас идет речь:

    Все это довольно легко запомнить, особенно буквы, ведь их не так много, и пять штук подлежат быстрому восприятию для памяти обычного учащегося, а такая информация будет всегда в запасе что очень важно.

    ну вообщем это 9 звуков: м, м, н, н, л, л, р, р, j.это значит дорожащие,при произношении основным источником шума является тон(голос),которые создают колеблющиеся голосовые связки

    В русской фонетике различают гласные и согласные звуки. У гласных звуков говорящее название: они произносятся голосом. А в образовании согласных звуков принимает участие в большей степени шум. Но среди согласных выделяются своей звучностью сонорные звуки , у которых, в отличие от других согласных, нет пары по глухости. В их образовании участвует не только шум, но и голос. Эти согласные самые звонкие. А теперь перечислим их:

    л, л,м, м, н, н, р, р и непарный мягкий, непарный звонкий звук й .

    В словах рама, ларь, яма, ель, юла, юный содержатся только сонорные звуки.

    К сонорным звукам относят согласные. Причем согласные, которые создаются только голосом, они звонкие и при образование сонорных звуков не участвует шум. К сонорным звукам, то бишь сонорным согласным относят р, н, л. м.

    Сонорные звуки, это произношение согласных букв, для которого при произношении не требуется движения воздуха через горло. Это самое простое объяснение которое можно дать своими словами. В разных языках, согласно правилам фонетики и фонологии, это могут быть различные буквы или сочетания. В русском языке это буквы л, м, н, р, й.

Русский язык

ФОНЕТИКА. ГРАФИКА

7.Согласные звуки

Понятие о согласных звуках.

Согласные звуки состоят из шума или из голоса и шума. При их образовании выдыхаемый воздух при прохождении через речевые пути наталкивается на различные преграды. Струя воздуха преодолевает их, в результате чего образуется шум. Всего в русском языке 36 согласных звуков:

[ б ], [ б’ ], [ в ], [ в’ ], [ г ], [ г’ ], [ д ], [ д’ ], [ ж ], [ з ], [ з’ ], [ й’ ], [ к ], [ к’ ], [ л ], [ л’ ], [ м ], [ м’ ], [ н ], [ н’ ], [ п ], [ п’ ], [ р ], [ р’ ], [ с ], [ с’ ], [ т ], [ т’ ], [ ф ], [ ф’ ], [ х ], [ х’ ], [ ц ], [ ч’ ], [ ш ], [ щ’ ].

Твердые и мягкие согласные.

мягкости /твердости .

Большинство твердых и мягких согласных образуют пары:
[ б-б’, в-в’, г-г’, д-д’, з-з’, к-к’, л-л’, м-м’, н-н’, п-п’, р-р’, с-с’, т-т’, ф-ф’, х-х’].

Не имеют парных звуков твердые согласные: [ ж ], [ ш ], [ ц ]
и мягкие согласные: [ ч’], [ щ’], [ й’].

Глухие и звонкие согласные.

Согласные звуки различаются по звонкости /глухости .

Глухие согласные звуки целиком состоят из шума. В этот ряд входят следующие согласные звуки: [ п ], [ п’], [ ф ], [ ф’], [ к ], [ к’], [ т ], [ т’], [ ш ], [ с ], [ с’], [ х ], [ х’ ], [ ц ], [ ч’], [ щ’].

В образовании звонких согласных звуков участвует голос, они состоят из шума и голоса. К ним относятся следующие звуки: [ б ], [ б’], [ в ], [ в’], [ г ], [ г’], [ д ], [ д’], [ ж ], [ з ], [ з’], [ й’], [ л ], [ л’], [ м ], [ м’], [ н ], [ н’], [ р ], [ р’].

Большинство звонких и глухих согласных образуют пары:
[б-п, б’-п’, в-ф, в’-ф’, г-к, г’-к’, д-т, д’-т’, ж-ш, з-с, з’-с’].

Не имеют парных звуков глухие согласные: [ х ], [ х’ ], [ ц ], [ ч’], [ щ’]
и звонкие согласные: [ й’], [ л ], [ л’], [ м ], [ м’], [ н ], [ н’], [ р ], [ р’].

Сонорные звуки.

Сонорными являются звуки [ л ], [ л’], [ м ], [ м’], [ н ], [ н’], [ р ], [ р’]. Они всегда звонкие, не оглушаются ни при каких условиях.

Правописание звонких и глухих согласных в корне.

Для проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова перед согласными, необходимо изменить слово или подобрать однокоренное ему слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук или один из сонорных л, м, н, р , например: дуб - дуб ы, прос ьба - прос ить, низ кий - низ енький.

Правописание непроизносимых согласных.

Для проверки написания слов с непроизносимыми согласными, необходимо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, в котором эти согласные произносятся отчетливо, например: сол нце - сол нышко, свист нуть - свист еть.

Обозначение мягких согласных на письме.

Мягкость согласных звуков на письме обозначается разными способами:

1) при помощи ь на конце слова, например: кровь , уголь , соль , мать , шесть ;

2) при помощи ь в середине слова после мягкого согласного перед другим (твердым или мягким) согласным, например: нянь ка, кось ба, вось мой, тесь ма, конь ки;

3) при помощи ь всегда обозначается мягкость согласного в середине слова после буквы л , например: мель ком, паль то . Однако, удвоенное сочетание лл пишется без ь : алл ея, паралл ель ;

4) при помощи букв е, ё, ю, я в тех случаях, когда они употребляются после согласной буквы, например: пе л [п’эл], нё с [н’ос], лю к [л’ук], мя л [м’ал].

Исключение:
а) в сочетаниях букв ч, щ с другими согласными буквами ь для обозначения мягкости не пишется, например: мощн ый, хищн ый ;
б) ь не пишется для обозначения мягкости согласных в некоторых словах, о правописании которых необходимо справляться в орфографическом словаре, например: пенс ия, мост ик, гвозд и .

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки

Каждый первоклассник знает, что звук – это единица речи, которую мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем. Они в русском языке подразделяются на гласные и согласные. Из 33 букв русского алфавита 21 называются согласными. Их делят по звонкости и глухости, мягкости и твёрдости. Изучать классификацию букв начинают с 1 класса, но использовать её придётся ученику до окончания школы. При изучении фонетики каждый обучающейся должен научиться различать глухие звуки от звонких. Во время письма они обозначаются транскрипцией – [б]. Различать и запомнить парные согласные звуки поможет таблица.

Парные согласные по звонкости-глухости

Все согласные в русском языке образуют пары, звонкий согласный звук противопоставлен глухому. Всего парных букв 12, пар получается 6:

Парные и непарные согласные необходимо знать, чтобы иметь успех в правописании. Многие орфограммы русского языка обосновываются на подборе однокоренных слов по данной классификации, например:

  • мягкий – мягок,
  • зуб-зубы.

В первой паре содержится буква г, которая при произношении неотчётливо слышится и её правописание приносит трудность. Вторые слова являются проверочными, когда орфограмма произносится отчётливо. Младшие школьники часто совершают ошибки в данных работах.

Можно заметить, что не все буквы алфавита образуют пары. Происходит это по причине того, что в фонетике имеются правила, которые необходимо запомнить. Они основаны на том, что звуки могут быть только звонкие или только глухие. Запомнить их легко, так как они имеют незначительное количество. Как правило, ученики к концу 1 класса знают их наизусть. К ним относятся р, н, л, м, й – сонорные, всегда звонкие, ц, ч, ш, х — всегда глухие.

Парные согласные по мягкости-твёрдости

Согласные принято делить на твёрдые и мягкие. В фонетике процесс смягчения происходит в нескольких ситуациях:

  • когда после согласной стоит гласная: ю, я, е, ё, и (метель, лютик);
  • либо стоит мягкий знак (вьюга, пью).

Если после согласного идёт гласная, кроме е, ё, ю, я, и, то она не позволяет смягчаться. Например, в словах пион, земля после согласного идет гласный, который провоцирует процесс смягчения. В таких словах как лампа, вода, нет букв е, ё, ю, я, и, поэтому при произношении все звуки твёрдые.

Существуют так же буквы, которые при их речевом воспроизведении будут всегда мягкими, либо твёрдыми. К ним относятся: щ, ч, й, ц, ш, ж. Классификацию букв и звуков необходимо знать каждому школьнику для успешного обучения.

Запомнить парные звонкие и глухие поможет специальная таблица. По ней легко ориентироваться.

Такую таблицу или подобную можно иногда встретить в кабинете начальных классов. Доказано, что у младших школьников развито больше наглядно-образное мышление, поэтому предоставлять новую информацию им необходимо в виде иллюстраций или картинок, тогда она будет эффективна.

Каждый родитель может создать такую таблицу на рабочем столе первоклассника. Не стоит бояться, что эта подсказка приведёт к лени ученика. Наоборот, если он будет часто смотреть на изображение, то быстрее запомнит всё необходимое.

Согласных звуков в русском языке больше, поэтому запомнить их классификацию сложнее. Если перечислить все глухие и звонкие, то получиться число 12. В расчёт не берутся буквы ч, ш, й, щ, ц, ж, р, н, л, м, они относятся к непарным.

Есть подсказки для детей, как быстрее научится распознавать при разборе слова звонкий и глухой согласный. Для этого необходимо прижать ладонь к горлу и произнести отчётливо отдельный звук. Глухие и звонкие согласные будут произносится по-разному и, соответственно, различно отражаться в ладони. Если в руку отдаёт вибрация – это звонкий, если нет – глухой. Такой подсказкой пользуются многие ребята при изучении фонетики.

Есть и другое упражнение, помогающее с точностью определять, какой перед учеником согласный. Для этого необходимо закрыть руками уши, но при этом желательно должна быть тишина. Произнести волнующую букву, прослушать её с закрытыми ушами. Если она не слышится, то это – глухой звук, если наоборот отчётливо – звонкий.

Если постараться, сегодня любой родитель может найти много интересных, увлекательных и познавательных упражнений и правил, которые помогут малышу с лёгкостью осваивать новые знания. Это сделает процесс обучения более интересным и занятным, что повлияет в свою очередь на успеваемость.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!