Образовательный портал - Varnavinschool

Народы нашего края в древности. Как начиналась история нашего края

Место урока: историко-художественный музей г. Калининграда.

Тип урока: комбинированный, проводится при изучении темы: «Пруссы – древние жители нашего края».

Форма урока : урок-путешествие, групповая работа.

Цели:

Образовательные:

  1. Продолжить формирование знаний об истории, культуре, природе родного края.
  2. Углубить знания о значении ландшафта местности и природных ресурсов для человека, влияние природы на хозяйственную деятельность и культуру людей. Проследить динамику взаимоотношений древних жителей края с их соседями – скандинавскими народами, рыцарями – крестоносцами. Проанализировать проблему исчезновения пруссов как народа под влиянием экспансии немецких рыцарей.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умений, отбирать, систематизировать, анализировать самостоятельно источники учебной и дополнительной информации знаний. Аргументировано излагать свою точку зрения. Делать обобщающие выводы.
  2. Развивать творческое мышление, наблюдательность. Дальнейшее умение применять знания на практике.

Развитие общетрудовых и коммуникативно-информационных умений:

  1. Продолжить развитие коммуникативно-информационных умений, творчески подходить к решению различных задач.
  2. Развитие операционно-контрольных умений, умений оценивать результаты выполненных действий, применять информационные технологии.

Воспитательные:

  1. Способствовать развитию патриотических чувств, сформировать убеждённость в необходимости сохранения и приумножения природных и культурных богатств родного края.
  2. Способствовать развитию эстетических чувств.

Методы обучения: Частично-поисковый и исследовательского методов проблемного обучения, репродуктивный, применение коммуникативно – информационных технологий, эвристическая беседа. Лекция экскурсововода музея может быть сокращенной. Возможна предварительная беседа в ласе или музее, проведенная самим учителем. Допустимо, что бы ученики по заданию учителя сами нашли и отобрали дополнительный материал к уроку.

Оборудование:

  • Учебное: Учебник Истории заданной России для 6-7 классов А. П, Клемешев, материалы экспозиции музея, зал: «Наш край в древности»
  • Дополнительное: «Очерки истории Кенигсберга» А.Б. Губин, В.Н. Строкин. «Очерки истории Восточной Пруссии» Г.П.Кретинин».

Ход урока

I ЭТАП:

Предварительная подготовка. Формирование учебных групп, распределение ролей в них (эксперт– ученик 10 класса, фотограф, художник, летописец и т. д.) Работа экспертов заключается в том, чтобы направлять, помогать своей группе в музее. Группы получают предварительные задания, связанные с их дальнейшей деятельность в музее.

Организационный.

Создание мотивированной основы для поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Вводное слово учителя: объявляет тему, учащиеся самостоятельно формулируют цель урока на основе осмысления эпиграфа урока. Учащиеся записывают тему в маршрутные листы урока. Учитель знакомит учащихся с формой урока. Вывод: наш урок посвящен изучению жизни и культурного наследия древних жителей нашего края – пруссов.

Учитель просит учащегося дать краткую характеристику этого народа. Здесь возможна небольшая лекция экскурсовода.

Учитель истории знакомит присутствующих с проблемой (3 мин)

Наш край стал нашим не так давно. Всего 65 лет назад. Однако очень давно он был заселен различными народами. Одним из таких народов были древние пруссы. Они освоили этот края, научились ловить рыбу, выращивать зерно и овощи, разводить лошадей. Они одни из первых, кто принес в эту землю хозяйственное освоение. Однако наш край интересовал и другие народы, которые стремились сюда в XIII веке. Последние вытеснили и истребили пруссов. Сегодня перед нами стоит задача: определить, чем привлекал людей древности наш край? Какие народы осваивали его, воевали за него. Мог ли пруссы уцелеть в этой войне? Ведь существуют же сегодня литовцы. Какую память о себе оставили древние пруссы? Мы работаем с вами в историко-художественном музее, изучая археологические артефакты нашего края. Каждая из групп имеет собственное задание, которое она выполняет, используя собственные знания и материалы экспозиции. Затем следует отчет групп и предложение собственных вывод на поставленную задачу.

II Этап:

Работа в экспертных группах:

Класс делится на 4 группы (6-7 человек)

Учитель представляет группы и главные эксперты получают инструктивные карточки.

I группа: «Наш край в древности»

II группа: «Быт и нравы пруссов».

III группа: «Пруссы и их связи».

Учитель знакомит учащихся с основными задачами работы групп.

Наша работа будет проходить в несколько этапов.

  1. Работа в группах по проблеме каждой группы: по предложенным заданиям на карточках- инструкторах с использованием исторических и археологических источников знаний. (В каждой из групп есть специалисты- менеджеры, которые координируют деятельность группы, Они же будут экспертами в оценивании резулььтатов работы)
  2. Отчет групп, ознакомление со своими находками. Заполнение отчетной таблицы.
  3. Закрепление изученного материала.
  4. Обозначение перспектив дальнейшей работы по теме.

Учитель раздает Инструктивные карточки (до 7-10 мин)

III Этап: Отчет групп

IV этап: Заключительный

V этап: Закрепление

VI этап: Оценочный

Технологическая карта урока:

Ход урока (основные этапы) Деятельность учителей Деятельность учащихся Предполагаемый ответ
I этап
Предварительная подготовка 2 недели
Формирует группы.
Предварительного готовит их по своим заданиям.
Распределяют роли в группе. Отбирают и систематизируют дополнительный материал.
Организационный. 5 мин.
Создание мотивированной основы для поисково-исследовательской деятельности учащихся
Объявляет тему и поисковую задачу к ней. Ученик дает краткую справку о нашем крае в древности. Записывают тему и задачу в маршрутные листы.
II этап
Работа в экспертных группах
Изучение нового материала

Работа в группах
До 10-15 мин
Координирует деятельность всех групп, помогая им отбирать материал экспозиции музея.

Выдает инструктивные карточки для самостоятельной работы с экспозицией.

Рассматривают экспозицию, делают зарисовку, фотографируют, согласно своим путеводным маршрутным листам. Экспозиция музея содержит экспонаты по хозяйственной деятельности пруссов, их культуре, связям с другими народами.

Смотри справочные материалы.

I группа:
«Наш край в древности»
Изучаемая проблема: выяснения природных условий, опрделеливших хозяйственные занятия пруссов. Выполняют задания согласно инструктивным карточкам.
II группа:
«Быт и нравы пруссов».
Изучаемая проблема : Занятия и бытовая жизнь многих народов древности во многом зависела от окружающей их природы. Подтвердите или опровергните это мнение на примере жизни древних пруссов. На основании теоретического материала и материалов экспозиции отвечают на вопросы.
III группа: «Пруссы и их связи». Изучаемая проблема: Существуют сведения о том, что пруссы были довольно воинственным народом. Определите свое собственное впечатление о них, используя экспозицию музея
На основании теоретического материала и материалов экспозиции отвечают на вопросы.
IV группа: «Прусское общество».
Изучаемая проблема:
Многие народы образовывали собственные государства. Но у пруссов государство не
возникло. Попытайтесь объяснить этот факт.
На основании теоретического материала и материалов экспозиции отвечают на вопросы.
III этап
Отчет экспертных групп о проделанной работе. 10 мин
Эвристический диалог с представителями экспертных групп Учащиеся отчитываются о проделанной работе, делают соответствующие выводы по предложенным заданиям. Заполняют отчетные листы.
IV этап
Заключительный
3 мин
Учитель подводят учащихся к главному выводу урока Учащиеся самостоятельно формулируют вывод Записывают главный вывод в маршрутный лист урока
Vэтап
Закрепление
5 мин
Проводится тестирование по изученной теме с помощью теска: «Заполни пропуски» Получают листы с текстом и заполняют в нем пропуски.
VI этап
Оценочный
3 мин
Учитель благодарят учащихся за работу, оценивают вместе с гостями маршрутный лист урока «История-судьба реки-человек».
Выделяют работу лучших групп.
Сдают работы на проверку

Домашнее задание: Составить кроссворд: «Пруссы – древние жители нашего края»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Готовская основная общеобразовательная школа имени А.Н. Маснева»

Методическая разработка

музейного урока по теме:

«Родной край в древности»

Разработала и провела В.Н. Лесунова,

учитель истории и обществознания

с. Готовьё-2013 г.

Тема музейного урока: «Родной край в древности»

Цели урока: Образовательные: - познакомить учащихся с древнейшей историей родного края; - доказать, что в наших местах в период каменного, бронзового и железного веков жили люди; -продемонстрировать музейные экспонаты, свидетельствующие о пребывании людей в нашем крае. Развивающие:
Воспитательные: - воспитывать любовь и уважение к культурному наследию своего края.
Форма проведения: Путешествие в прошлое родного края: «Стоянка первобытного человека», «Скифы», «Седые курганы».
словесный: наглядный:
Оборудование:

Подготовительная работа:

- исследовательская деятельность по теме урока; - подготовка презентации; - оформление наглядности к уроку (изготовление линии времени);

Ход урока:

    Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. В течение года мы с вами изучали историю древнего мира, знакомились с образом жизни, основными занятиями, культурой древних государств. Сегодня у нас - музейный урок. Музейный не потому, что проводится на базе музея, а потому, что на уроке мы будем использовать музейные экспонаты из нашего краеведческого музея. Мы с вами совершим путешествие в далёкое прошлое нашего родного края.

Для этого мы должны будем переместиться во времени на 100 тысяч лет назад, на момент появления первого человека на территории нашего края. Поможет нам машина времени. Закройте глазки, мысленно представьте себе машину времени, которая мчит нас на 100 тысяч лет назад, и мы оказываемся на «Стоянке первобытного человека». Ребята, что мы увидели?

2. Проверка домашнего задания. «Жизнь первобытных людей».

Ребята, что представляли собой стоянки первобытных людей?

Чем занимались первобытные люди?

Как и из какого материала изготавливали одежду женщины? Какие способы охоты использовали первобытные люди?

Какие орудия, оружия использовались для охоты?

Как назывался коллектив людей?

Какой климат был в тот период? По каким признакам вы это определили?

Считалось, что мамонт был самой большой добычей. Согласны вы с этим утверждением? Почему?

В нашем краеведческом музее хранится интересный экспонат - окаменевший зуб и часть бивня мамонта .

Экспонаты очень древние, от того и очень ценные.

Основная часть.

1. Изучение нового материала: Ребята продолжим наше путешествие - обратимся к линии времени. Учёные начальную историю человечества делят на века. Каменный, медно-каменный, бронзовый, железный. Как вы думаете, какой принцип положен в основу такого деления?

Верно - материал, из которого изготавливали основные орудия труда.

Как свидетельствуют учёные – историки, первобытные люди в нашем крае появились более 100 тысяч лет назад, в период раннего палеолита – древнего каменного века. Это были неандертальцы. Они были среднего роста, имели крепкое телосложение, развитую мускулатуру, массивные, ограниченные в движении кисти рук. Согласитесь, они отличались от нас с вами как внешним видом, так и уровнем интеллекта. Об этом свидетельствуют остатки очень древнего поселения, которое обнаружил известный учёный Замятнин у села Шубного, близ границы нашего края с Воронежским.

Территория современного Красненского района была богата таким полезным ископаемым как кремний. Этот камень находил широкое применение, так как хорошо кололся. От него можно сделать легко отколы и получится острое орудие труда – скребок, для разделки туши, выделки шкур животных. (Демонстрация музейных экспонатов).

Много кремния находили в долине реки Оскол, где сооружались целые мастерские. На территории нашего района находили россыпи кремния.

Почти на всей территории области обнаружены материалы среднекаменного века – мезолита. К ним относят первые примитивные наконечники стрел, (Демонстрация экспонатов) свидетельствующие об изобретении лука. Эти предметы были найдены на территории нашего поселения и переданы жителями в музей.

Активное заселение нашего края началось в начале неолита – нового каменного века 7- 6 тысячелетия до н. э. Основные орудия по-прежнему изготовляли из камня, но его научились шлифовать, сверлить. Появились массивные каменные орудия – главный из которых топор. Происходит переход от присваивающего типа хозяйства к производящему. В это время появляются зачатки земледелия и скотоводства. Появляется новый материал - керамика. Человек создаёт себе посуду ленточным способом, т.е. изделие лепилось из пластов подготовленной глины, затем скреплялась и сглаживалась руками. Обломки, посуды находят повсеместно. А у меня в руках фрагмент греческой амфоры, которая была найдена на территории нашего края (Демонстрация музейных экспонатов).

К концу 4-3 тысячелетия до н.э. на территории Белгородского края наступает бронзовый век. Кроме камня люди используют медь, бронзу.

Бронза – сплав олова и меди. Для бронзового века отмечены 2 крупные археологические культуры:

Ямная культура – названа по способу захоронения. Могила была в виде прямоугольной ямы, со ступеньками, где укладывались жертвенные предметы. У людей было развито представление о загробной жизни.

Катакомбная культура на территорию нашего края пришла с северо-запада и вытеснила ямную на восток. Название тоже происходит по способу захоронения людей. Использовались вертикальные шахты, людей хоронили в сидячей позе.

К сожалению, у нас в музее нет ни одного экспоната этого периода. Ребята, Как вы думаете почему?

Медь встречалась у нас очень редко, поэтому свидетельств в нашем музее нет.

Продолжаем наше путешествие во времени и следующая наша остановка «Скифы».

Гидом на этой остановке будет Апарнева Настя. Она провела своё мини-исследования о скифских племенах и сейчас нас с ним познакомят.

Выступление ученика:

Я провела исследование по теме: «Кочевники – скифы».

Цель моего исследования: познакомиться с образом жизни, основными занятиями, культурой скифов.

Работая над исследованием, я изучила литературу о скифах, при подготовке презентации использовал материалы сети интернет.

В ходе исследования я выяснила, что жизнь скифов описывали в своих трудах древнегреческий историк Геродот, а Римский историк Трог подробно описывает быт и нравы скифов: «Скифы не занимаются земледелием, у них нет ни домов, ни других жилищ. Они постоянно пасли стада скота по невозделанным степям».

Скифы – ираноязычный народ.

Историки насчитывают несколько разновидностей этой культуры:

    Скифы – кочевники (дикие скифы). Они вели самый простой образ жизни скотоводов-кочевников. Мужчины ездили на выносливых низкорослых лошадях. Жён и детей они возили с собой на повозках, которые покрывали кожами для защиты от дождей и холодов, иногда привязывая к ней двухколёсную тележку, куда загружали свои пожитки. Семьи их жили в изящно украшенных шатрах, которые разбивали прямо на земле. Пол устилали войлочными коврами.

Как отмечает Геродот скифы были отважными воинами. Происходили частые войны между племенами. Но перед внешней угрозой все объединялись. Бросаясь в бой, они осыпали противника градом стрел. За секунду до столкновения они резко поворачивали назад и, обернувшись, выпускали последний самый опасный выстрел – Парфянский залп. Этому свидетельствуют захоронения с боевыми конями, доспехами, украшениями.

    Царские скифы (представители скифской знати), управляли племенами.

Скифы хорошо разбирались в экономике. Развивались торговые связи с Греческими колониями Северного Причерноморья. Другим источником их богатства было взимание пошлины с товаров, провозимых через их территорию.

    Оседлые земледельцы – будины – гелоны, создали сильное царство между реками Потудань и Тихая Сосна. Оно просуществовало несколько столетий с 4 по 1 века до нашей эры. Следы этой культуры были обнаружены при раскопках курганов-могильников.

Вывод: в ходе исследования я выяснила, что железный век для Белгородчины характеризуется расцветом скифской культуры. Скифы - кочевники занимались скотоводством, в поисках новых пастбищ переезжали с места на место. Жили в шатрах, устланных войлочными коврами. Главным оружием был лук со стрелами. Благодаря быстрой коннице могли внезапно нападать и быстро покидать поле боя.

Оседлые земледельцы – будины – гелоны жили крупными поселениями, освоили выплавку железа, строили укрепления.

Тяжёлым преступлением являлось воровство.

Для искусства скифов характерно изображение животных. Они придавали им магический смысл.

Любимым занятием была охота и пиры с песнями и плясками.

К концу 2 началу 1 тысячелетия до нашей эры эта культура насчитывала очень большое количество скифских племён.

Защита исследовательской работы учащимся:

Следы скифов сохранились на территории нашего края. Центром скифов было поселение Городище (не далеко от хутора Кирово, Алексеевского района). Из 23 зарегистрированных курганов-могильников основная часть (19) была расположена в треугольнике, образованном сёлами Репенка, Вербное, хутором Кирово.

Эта культура характеризуется курганным типом захоронения. Большинство курганов могильников было разграблено в дореволюционные времена. Курганы возводились в священных местах насыпным способом до 10 метров в высоту и хоронили там царей или жрецов. Землю приносили со всей прилегающей территории племенного союза. Чем выше ранг, тем выше курган. Захоронения представляли собой могилы площадью 30 квадратных метров и глубиной 1,5 метра от уровня земли. Внутри могил обнаружены следы мощного деревянного сооружения из 9 столбов. В одном из курганов сохранились останки мужского и женского захоронений. Трудно сказать была это жена царя или наложница. Трупы лежали на спине с вытянутыми вдоль туловища руками. Одежду царя украшали сотни золотых нашивок, при нём было дорогое оружие, котёл для приготовления пищи, снаряжение для боевого коня, железные дротики, железные мечи. Изделия из золота и серебра. Особого внимания заслуживает серебряный ритон – сосуд для питья в форме рога и амфоры греческой работы для хранения вина, которые сейчас хранятся в Московском и Белгородском краеведческих музеях.

У села Вербное с 1964 по 1989 год под руководством доктора исторических наук, профессора Петра Дмитриевича Либерова группа московских археологов проводила раскопки. Необходимость раскопок была вызвана тем, что многие историки сомневаются относительно населения, обитавшего в наших краях в 1 веке до нашей эры. Отдельные археологи считают, что Среднее Подонье было заселено скифами. Другие придерживаются мысли, что здесь жили будины – гелоны - родоначальники ранних славянских народов, которые вели более оседлый образ жизни.

Вывод: можно уверенно сказать, что в эпоху раннего железного века в нашем крае жили люди, которые установили тесные торговые связи с греческими колониями Причерноморья, и археологические находки об этом свидетельствуют.

Ребята, у села Новоуколово находятся 15 курганов, которые ждут своих исследователей. И если кто-то из вас изъявит желание в будущем может стать организатором или участником дальнейшего изучения исторического прошлого нашего края.

Ребята, мы с вами много времени путешествовали, но пришло время возвращаться домой. Давайте снова закроем глазки, вспомним всё, с чем познакомились на уроке, представим машину времени и будем возвращаться домой в 21 век. Начинаем обратный отсчёт 3,2,1. Мы снова оказались в классе.

Давайте обратимся к словарю нашего урока:

Стоянка – поселение первобытных людей.

Неандертальцы – люди, жившие на территории нашего края 100 тысяч лет до нашей эры.

Кремень – камень, используемый первобытными людьми для изготовления орудий труда.

Керамика – первый искусственный материал, созданный человеком.

Скифы – общее название основного ираноязычного населения Причерноморских степей в 1 тысячелетии до нашей эры.

Скребок – приспособление, использовавшееся для выделки шкур животных (подобие ножа).

Бронза - сплав олова и меди.

2. Закрепление. А сейчас мы с вами выясним, кто был внимателен на уроке.

1. Когда появились первые люди в наших краях? Как их называли?

2. Как добывали себе пищу люди каменного века?

3. Какими культурами отмечен бронзовый век в нашем крае?

Отчего произошли названия этих культур?

4. Что вам известно о жизни скифов?

5. Где на территории нашего края были обнаружены курганы-могильники?

6. Первый искусственный материал, созданный человеком?

7. Сколько тысячелетий прошло со времени появления в нашем крае людей? (100000+2011=102011 лет)

Разгадать кроссворд.

Игра «Путаница». Каждой команде вручается конверт с названиями занятий, орудий труда, датами. Первая команда должна выбрать и разместить на доске всё что относится к первобытным людям, а вторая к скифам.

3. Домашнее задание. Подготовить презентацию или сообщение по культуре скифов. По выбору учащихся.

4. Подведение итогов урока. Что нового и интересного вы сегодня узнали на уроке?

    Рефлексия.

Что нового узнали на музейном уроке?

Что запомнилось больше всего?

Какое задание на уроке выполняли с большим интересом?

С какими трудностями встретились?

6. Итог урока. Подвести итог работы мы попросим наших гостей.

Самоанализ музейного урока.

Учитель Лесунова В.Н.

Музейный урок может проводиться как в рамках общеобразовательной программы по предмету, так и как внеклассное мероприятие. Музейный урок призван расширить и дать дополнительные знания учащимся по истории, культуре и природе родного края, учитывая их возрастные особенности.

В данном случае можно рассматривать как внеклассное мероприятие по истории родного края в рамках периода изучаемого учащимися 5 класса.

Тема музейного урока: «Родной край в древности»

Цель: познакомить учащихся с древнейшей историей родного края, доказать, что в наших местах в период каменного, бронзового и железного веков жили люди, продемонстрировать музейные экспонаты, свидетельствующие о пребывании людей в нашем крае.

Развивающие: - развивать познавательную активность учащихся, способствовать развитию интереса к истории Отечества и родного края; - способствовать развитию у детей творческого воображения; -закрепить навыки счёта лет в истории. Воспитательные: - воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой Родине; - воспитывать любовь и уважение к культурному наследию своего края Форма проведения: Путешествие в прошлое Методы и приёмы, используемые на уроке: словесный: рассказ, беседа, объяснение, «погружение в прошлое»; наглядный: демонстрация имеющихся музейных экспонатов, иллюстраций, рисунков, работа с исторической картой; технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер. Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, музейные экспонаты, рисунки, историческая карта. Подготовительная работа: - исследовательская деятельность по теме урока с сильными учениками; - подготовка презентации; - подборка музейных экспонатов к уроку; - оформление наглядности к уроку (изготовление линии времени, остановок); - организация выставки книг по истории Белгородчины.

Ход урока:

    Организационный момент.

Актуализировала знания учащихся, сделала настрой на дальнейшую работу. Предложила совершить путешествие во времени.

2. На первой остановке «Стоянке первобытного человека» я проверила домашнее задание школьников: повторить тему жизнь первобытных людей. С целью погрузить детей в эпоху древности и сделать опору на имеющиеся знания детей по данному периоду.

Вопросы старалась подбирать простые, доступные для понимания детей. Использовала элементы наглядности.

В процессе изучения нового материала старалась реализовать основную цель урока и привести доказательства, что в нашем крае на разных этапах его развития жили люди – музейными экспонатами доказать это. Пыталась соотносить находки музейных экспонатов с местностью, где они были обнаружены.

Использовала элементы исследовательской работы, которые продемонстрировали Настя и Алёша.

Организовала работу с терминами урока.

В ходе закрепления проверила знания, усвоенные детьми на уроке в процессе фронтальной проверки, закрепила навыки счёта лет в истории. Организовала индивидуальную работу - разгадывали кроссворд. Групповую работу – В ходе игры «Путаница».

Домашнее задание – дифференцированное. Сильным ученикам - с оставить кроссворд из 5-6 слов по теме «Скифы». Слабым – выполнить тестовые задания.

Рефлексия направлена на то, чтобы узнать – понравилась ли детям такая форма организации занятия, какие этапы урока вызвали интерес, где возникли трудности.

Аннотация

Место работы: ГБОУ СОШ № 377 Кировского района г. Санкт - Петербурга

Учебная программа: Ермолаева Л.К. «История и культура Санкт - Петербурга»

Адресат разработки: учащиеся 7 класса

Раздел программы: «Наш край до основания Петербурга» (с древнейших времен до 1703 года)

Тема урока: «Первые жители нашего края»

Жанр разработки: Презентация Power Point

Цель разработки: Сформировать целостное представление о племенах, живших в древности на территории нашего края.

Задачи разработки:

    Способствовать формированию целостного представления о первых жителях нашего края

    Актуализировать знания учащихся, полученные ранее.

    Дать возможность самостоятельно приобретать знания, делать выводы при помощи различных типов заданий.

    Оказать помощь не только в проведении, но и в подготовке к уроку, так как в гиперссылках представлен дополнительный материал на усмотрение учителя

Данная презентация полностью соответствует структуре обязательной части урока № 2 раздела программы «Наш край до основания Петербурга» согласно рабочей тетради Ермолаевой Л.К., Захваткиной И.З., Лебедевой И.М. Давным – давно на наших землях… (Серия «Страницы жизни края», СПб: СМИО Пресс, 2010. – 40с.)

и строится по следующему плану:

Стоянки древних людей на территории нашего края

Расселение финно - угорских племен, приход славян на земли Северо - Запада

Занятия жителей края

Верования первых жителей нашего края.

Смена язычества христианством

Финно - угорские племена сегодня (данный раздел является факультативным)

Презентация полностью готова к использованию на уроке, причем учителю предоставляется оптимальный выбор того объема материала, который необходим для уровня каждого класса.

Методические и технические рекомендации по использованию разработк и

    Презентация выполнена в программе Power Point – 2003. Включает в себя фрагменты с использованием анимации, гиперссылки на текстовые фрагменты (размещены в самой презентации), музыкальный фрагмент в формате MP – 3

(Карельская народная песня в исполнении хора ПГУ), фрагменты из кинофильмов «Садко» (1952 год, режиссер А. Птушко) и «Василий Буслаев» (1982 год, режиссер Г.Васильев). Видео представлено в программе Windows Media . На слайдах № 2, № 12, № 17 представлены авторские фотографии, стихотворение слайда № 6 также является авторским.

    Презентация строго соответствует структуре урока в рабочей тетради. На слайдах № 3, № 7, № 9, № 11, № 12, № 15 анимация «запускается» по щелчку. На гиперссылку указывает нижнее подчеркивание. В случае, если гиперссылка не используется, на следующий слайд можно перейти по стрелке в правом нижнем углу. На слайде № 9 представлено проблемное задание. Автоматически открывается центральный детский рисунок, по мере того как учащиеся по рисунку называют занятия первых жителей, учитель открывает остальные картинки. Также можно спросить, какие занятия не представлены на рисунке (бортничество, лоцманское дело). А далее - переход к просмотру фрагмента из фильма «Садко».

    Структура слайда № 15 (и гиперссылок к нему) направлена на актуализацию знаний, полученных ранее (в 6 классе по курсу «Санкт - Петербург - город - музей, часть III »)

    На слайдах № 6, № 19 анимация «запускается» автоматически. Материалы этих слайдов в большей степени рассчитаны на эмоциональное воздействие на учащихся.

    Слайд № 18 содержит проблемный вопрос, ответ на который учащиеся дадут после анализа материалов таблицы.

Надеюсь, что данная презентация будет полезна учителям истории и культуры Санкт - Петербурга.

Заселение нашего края человеком началось в завершающий период древнего каменного века - палеолита. Около тыс. лет назад наступил период мезолита (среднего каменного века). На территории нашей области заканчивалось таяние ледника. Арктический климат сменился более умеренным, территория края покрылась густыми лесами.


Богатая растительность привлекала в эти районы не только северных оленей, но и кабанов,лосей, туров, поэтому первобытные люди могли охотиться. Кроме того они занимались рыболовством, собирательством, охотились на водоплавающих птиц. В качестве оружия люди использовали копья и дротики. Затем появились люк и стрелы. Большое значение в ведении хозяйства имело рыболовство. Рыбачили с помощью гарпуна, затем появились сети, плетёные верши, рыболовные крючки. Появились долбленые лодки-челны.


В середине пятого тысячилетия до н. э. на смену мезолиту пришёл неолит (новый каменный век). Завершилось формирование береговой линии Балтийского моря. Люди, заселявшие территорию нашего края, начали осваивать более прогрессивные приёмы хозяйственной деятельности. Произошёл переход от присваивающего к производящему – земледелию и скотоводству. В период неолита усиливается межплеменные контакты, начинается сперва межплеменной обмен, а затем местное население получает возможность устанавливать отношения с соседними группами племён, с племенами более отдалённых территорий. Обменным материалом в нашем крае выступал янтарь. * Взамен местные племена получали кремневое сырьё и другие необходимые материалы и продукты.


Особенностью развития нашего края в бронзовый век (середина 2 тысячелетия до н. э.- 5 век до н.э.) явилось вторжение на территорию Прибалтики кочевых племен, которые по бассейну реки Вислы проникли в Восточную Прибалтику и в дальнейшем заселили лесную зону Восточной Европы от Балтийского моря до верховьев Волги. Их называют балтославянскими индоевропейскими племенами. С началом эпохи железного века (с 5 века до н. э.) балтославянские племена разделились на балтов и славян. На рубеже нашей эры практически завершился период древнейшей истории нашего края.


Начало древней истории края Одним из первых о Стране янтаря сообщил греческий учёный и мореплаватель Пифей. В 9 в. до н. э. он посетил устье Вислы. П его словам, в одном дне пути от этого устья лежал остов Абалус, на берега которого волны во время весенних бурь выбрасывали из моря янтарь. Этот янтарь местные жители использовали в качестве топлива и продавали его германским племенам.


Другой грек, Эратосфен Киренский, примерно через сто лет после Пифея в своей работе «География» изобразил южную часть побережья Балтийского моря. Описывать древние территории нашего края начали ещё и римляне. У римлян в первые века новой эры большой популярностью использовались украшения из янтаря. Им удалось организовать Янтарный торговый путь, от Рима выводивший к устью Вислы, куда и стекался янтарь, собранный балтскими племенами на побережье своего моря.


Первым учёным античного мира, которому достоверно стало известно о существовании Балтийского моря и территории, где собирается янтарь, был Гай Плиний Секунд, более известный как Плиний Старший. Он написал «Естественную историю», в которую поместил рассказ о поездке посланца Нерона за янтарём для украшения подиума при гладиаторских играх. Анализируя текст Плиния, учёные пришли к выводу, что римскому посланцу удалось попасть в устье Вислы, которая в те далёкие времена впадала не в само Балтийское море,а в нынешний Вислинский залив.


Весьма точную географическую картину юго-восточной Прибалтики с бытовыми подробностями удалось представить на рубеже 1-2 вв.н.э. Корнелию Тациту, римскому писателю и историку. Рассказывая о племенах на правом берегу Свевского моря, он упомянул эстиев, создавших культуру, ставшую предшественницей культуры пруссов на территории нашего края.


Описание границ территории юго-восточной Прибалтики представил в своей Географии древнегреческий учёный Клавдий Птолемей, современник Тацита. Он назвал эту землю Европейской Сарматией, которая на севере ограничивалась Сарматским океаном и от устья Вислы простиралась на восток, до реки Западная Двина.


Примерно в гг. путешественник Вульфстан, проплывший по Балтийскому морю от Шлезвига до Вислинского залива, описал огромную землю Эстландию, в которой было множество поселений, каждое из них возглавлял вождь, и они часто воевали между собой. В середине 10 в. В наших краях побывал арабский торговец Ибрагим ибн Якуб и оставил сообщение о жизни и быте местного населения. Более развёрнутое описание древней прусской земли, быта и нравов ее жителей на рубеже вв. составил летописец Тевтонского ордена Пётр из Дусбурга.


СПАСИБО КОНСТАНТИНУ ИГОРЕВИЧУ И УЧЕНИКАМ ЗА ВНИМАНИЕ =)

Наш край не всегда был таким, как сейчас. Миллионы лет на этом месте было огромное глубокое море, потом оно обмелело и отступило. 100 тысяч лет назад все пространство к северу от Тюмени покрывали тысячеметровые ледники. Льды растаяли, местность покрылась лесом, появились многочисленные озера, флора и фауна приняли современный вид. Мягкий климат, большие леса, плодородная почва создавали благоприятные условия для человеческого существования.

О древних обитателях земли узнают по данным археологических раскопок, но на территории всей восточной части Курганской области не было ни одной археологической экспедиции. В 1987 году археологическая разведка Курганского областного краеведческого музея под руководством Н.Б.Виноградова открыла 5 памятников археологии на территории Петуховского района. Предварительно они отнесены к эпохе бронзы и раннему железному веку. Косвенно эти оценки подтверждаются раскопками Петропавловской экспедиции в Мамлютском и Пресновском районах.

1. Одиночный курган у озера Медвежье.
В 6 км севернее города Петухово, на возвышенности южного берега озера, на распаханном поле. Земляная насыпь размерами по основанию 30х33 м, высотой до 2,4 м у ее подножья.
Примерная датировка - ранний железный век.

2. Поселение Щекино-1.
В трех километрах к северо-востоку от села Рынки, на северо-западном берегу озера Щекино, в 1 км от бывшей д. Гренадеры. Включает два района распространения находок. Найдены фрагменты керамики раннего железного века (саргатская культура), несколько каменных предметов. Предварительная датировка - ранний железный век.

3. Одиночный курган у с. Матасы.
В 1,5 км западнее с. Матасы на господствующей возвышенности между озерами Горькое, Овсянкино, Матасенок и Матас, на небольшом пятачке, окруженном пашней. Размеры насыпи - 30х2,5 метра, высотой до 1,4 м. На ее вершине - братская могила времен гражданской войны. Предварительная датировка - ранний железный век.

4. Поселение Новогеоргиевка 2-я -1.
В 4 км южнее Н-Георгиевка 2-я, на площадке восточного берега озера Хохловатое на высоте 1,5-2,5 м от уровня воды. Площадка распахивается. С поверхности пашни получены 30 фрагментов сосудов эпохи бронзы (алакульская, черкаскульская, межовская культуры), обломки костей животных, кусок талька. Предварительная датировка - эпоха бронзы.

5. Поселение Большое Приютное -1.
В 1,5 км северо-западнее села Б-Приютное в юго-западной части перешейка между озерами Большие Сумки и Малые Сумки на высоте 2-4 м от уровня воды. Район распространения подъемных материалов – 6000 квадратных метров. Керамика из подъемных сборов и из шурфа определена как алакульская. Предварительная датировка - бронзовый век.

Эпоха бронзы в Зауралье охватывает период примерно с 17 в. до н. э. до 8 в. до н. э. Алакульские же племена, названные по первому раскопанному могильнику у оз. Алакуль в Щучанском районе, обитали в нашем крае в XIV-XIII в.в. до н. э. Центр формирования их культуры находился в Северном Казахстане. Население занималось скотоводством и земледелием. Завершался переход к производящей форме хозяйства. В стадах в основном были коровы и быки, овец - меньше. Лошадей и собак использовали для пастушества. Разводить крупнорогатый скот можно только при оседлом образе жизни. Поэтому и посуда имела плоское дно. Из бронзы изготовляли двухлезвийные ножи, тесла, шилья, позже появились топоры, копья.

Алакульцы делали захоронения в неглубоких ямах, сооружая в них сруб из 2-3 венцов, перекрытый плахами. Около центрального погребения были захоронения рядовых соплеменников. Над могилой сооружали насыпь высотой не более 1 м. и диаметром 8-15 м. Умерших хоронили в слегка скрюченном состоянии на левом боку, кисти рук находились у лица.

Жилища представляли собой полуземлянки прямоугольной формы с двухскатной крышей размером 8 м на 15 м, сооруженные из жердей и бревен. В середине устанавливались два ряда столбов для опоры кровли. В центре поселений помещались очаги. Рядом находились хозяйственные ямы, погреба, колодцы. Поселения имели радиальную планировку. Место между двумя озерами с. Б-Приютного могло привлечь древние племена естественной защитой с трех сторон водоемами и ручьем, их соединяющим, а также возможностью без больших затрат времени вырыть ров с западной стороны.

Сравнение археологических находок с письменными источниками (ведическими текстами) и лингвистическим материалом позволило исследователям отнести алакульские племена к индоиранскому населению - арийцам. Здесь была их прародина, но во 11 тысячелетии до н.э. одна их часть захватила Индию, другая - Иран.

Поселение Щекино-I и курганы у оз. Медвежье и у с. Матасы относятся к раннему железному веку. В начале железного века происходит второе общественное разделение труда – ремесло отделяется от земледелия. По прошествии определенного времени начинается третье общественное разделение труда – торговля отделяется от ремесла. Саргатские племена занимали весь юг Западно-Сибирской равнины от границ тайги до казахстанских степей почти тысячелетие, с конца V в. до н.э. до V в н. э. Это было одно из самых сильных этнокультурных образований того времени в Евразии. В этот период изменился климат - стало холоднее.

Оставаясь по-прежнему в основном скотоводами и отчасти земледельцами, новые племена стали разводить лошадей и овец. Этих животных можно перегонять на большие расстояния, кочевать вместе с ними. Разводили и верблюдов. Охота и рыбалка играли значительную роль в хозяйстве. Саргатцы активно торговали с соседями и даже с народами Средней Азии.

Жилища строили из срубов и каркасов. Обычно они состояли из нескольких камер, соединенных коридорами, и достигали площади 100 м. Выход был через хозяйственные помещения, где размещался скот. Городища имели серьезные оборонительные сооружения. Погребальный обряд такой же, как у алакульцев, только труп укладывали на спине головой на север.

Саргатские племена также относились к иранскому этносу. Великое переселение народов и вовлечение в походы Гуннской орды знатных саргатских родов привело к запустению части южной лесостепи. Более тысячи лет в нашей местности никто не жил и лишь изредка забредали кочевники.
Топонимистические исследования позволяют предположить, что на территории нашего края жили представители финно-угорских народов - манси. Однако это требует более серьезного исследования.

Заселение края русскими и отношения с кочевыми народами.

Территории Приисетья, Среднего Притоболья и Нижнего Приишимья были включены в состав Российского государства летом 1586 г. в качестве южной части Сибирского царства. Завоевание Россией Сибирского царства поставило задачу обеспечения безопасности южной границы новых владений. В Дешт-и-Кипчак базировались Кучумовичи, основные соперники русской власти в Сибири. Их династические права находили признание у государств и кочевых племен - наследников монгольского мира.

К началу XVII в. были вытеснены из степей Зауралья калмыками. В ходе борьбы за лидерство внутри калмыцкого союза проигрывающая группа торгоутов совершила миграцию на запад. На протяжении 20-80-х гг. XVII в. калмыки были кочевыми соседями русских. Расширение калмыцких угодий сопровождалось борьбой с ногаями, киргизами и монголами, и, в конечном итоге, привело калмыков в состав России.

После ухода калмыков из зауральских степей на восток в Джунгарию и на запад на Волгу под натиском киргиз-кайсакских орд в 1690-е гг. мелкие отряды малых тайш и Кучумовичи постоянно совершали набеги на ясачных и служивых людей Сибири, в результате приведшие к свертыванию добычи ясака в регионе. Русская колонизация среднего Притоболья и нижнего Приишимья остановилась и в отдельных районах даже отступила.

В конце XVI в. киргиз-кайсаки (казахи) мигрировали из Дешт-и-Кипчак на юг, где им удалось установить свою власть над рядом городов по р. Сыр-Дарье. Это на долгое время исключило их соприкосновение с русскими. В конце XVII в. джунгары начали вытеснение киргиз-кайсаков из оазисов Средней Азии. Кочевые орды попытались компенсировать потери, понесенные в ходе серии войн с джунгурами, набегами на северные земледельческие общества. В 1690-е гг. отряды киргиз-кайсаков разгромили и разграбили несколько острогов, слобод и деревень на пространстве от Ишима до Чумлякской слободы.

В первой трети XVIII в. казахский натиск принял форму ежегодных набегов на выступающую к югу линию русских поселений. По неполным данным, кочевники захватили здесь до 1741 г. 820 человек, перебили 125 человек, отогнали тысячи лошадей и голов скота. Особенно опасным стало положение местного населения после подкочевки части казахских родов в 1718 г. на реку Ишим.

Окончательный разгром в 1723-1725 гг. киргиз-кайсаков джунгарами и бегство их из Туркестана привели к подкочевке к русскому Уралу и Зауралью десятков тысяч потерявших скот кочевников. Перекочевка вызвала многочисленные конфликты с русским населением за угодья южной части края. Вынужденное в этих условиях принятие в 1732 г. в урочище Акмола русского подданства Малой и частью Средней орд лишь на короткое время стабилизировало ситуацию на границе.

Начиная с 1743 г., киргиз-кайсаки организовали новую серию набегов на русскую территорию 3ауралья. Строительство Ново-Ишимской линии 1752-1755 гг. привело к частичному отчуждению занятых кочевниками земель и явилось источником новых конфликтов. В 1773-1775 гг. киргиз-кайсаки серией набегов на укрепления и прилинейное пространство попытались блокироватъ крепости Уйской и Новой линий, чтобы вызвать в них продовольственный кризис. Лишь в 1820-е гг. была ликвидирована военная опасность после действий правительства по установлению реальной власти в киргиз-кайсакских родах и переноса границы на юг.

Итак, пространство зауральских степей занимали друг за другом три кочевых этноса, возникших в результате распада империи монголов. В 80-е гг. XVI в. - 10-e гг. XVII в. это были ногаи, в 20-80-е гг. XVII в. - калмыки, а с 90-х гг. XVII в. - киргиз-кайсаки. Подкочевка этих групп в непосредственную близость русского пограничья объяснялась невозможностью для кочевников долговременно вести свое хозяйство вне налаженного обмена с земледельческими группами.

В целом, южная часть лесостепи была местом обитания двух мощных индоевропейских этносов: алакульцев и саргатов. В дальнейшем степь от Карпат до Тихого океана была «проходным двором». Киргиз-кайсакские племена в нашей местности никогда не жили.

Время события: до XVIII века

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!