Образовательный портал - Varnavinschool

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Россия – Родина моя". Литературно-музыкальная гостиная ""край, в котором я живу" Литературно музыкальная композиция о родном крае

Литературно – музыкальный урок

«Край, в котором я живу».

Тема: Край, в котором я живу.

Цели: - пробудить интерес у учащихся к истории возникновения своего города, углубить знания об истории и музыке родного края, побудить к активному исполнительству.

Развитие интереса самообразования, кругозора, внимания, памяти, умение пользоваться дополнительной литературой с целью поиска нужной информации; развивать интерес и уважение к своим национальным истокам.

Воспитывать детей нравственно и эстетически, прививать любовь к родному краю, воспитывать патриотические чувства.

Ход урока:

1. Люблю тебя моя Россия

За ясный свет твоих очей,

(Песня «Расцветай, моя Россия»)

(под музыку Эдварда Грига, с показом фотографий)

Разорвавши Полярный Круг,

Поезд к дому несётся быстрее,

Здравствуй, север, мой верный друг,

Нет на свете тебя роднее.

Смотрят в окна глаза озёр,

Машут радостно лапами ели,

И жемчужные шапочки гор

Уж виднеются еле – еле.

И встаёт в ожерелье огней,

Вновь гостей у ворот встречая,

Кандалакша – цель жизни моей,

Королева Полярного края!

(Т. Фабрициева)

Наш город – частица нашей большой страны. Мест красивых в России немало, но каждый дорожит и любит край, в котором родился и вырос. И даже не надолго покидая свой город, мы вспоминаем его теплыми словами

Русокосая, синеглазая,

Ты стоишь над крутой

Беломорской волной!

Кандалакша моя,

Северянка моя,

Заполярный мой город родной!

ГИМН Кандалакши

Мы живём далеко – далеко на Севере, за Полярным кругом. Вот и мы сегодня поговорим о нашем родном городе и о земле, на которой живём. В этом году наш город – отмечает 500 - летие упоминания в ростовской летописи.

А) - С незапамятных времён люди знали, что где–то в стране северного ветра, есть таинственная страна Лапландия, где живут счастливые люди. Правда, ходят они в звериных шкурах, но дух у них не звериный, а человечий. Полгода в этой стране тёмная ночь, много снега, вьюга да мороз. Люди верили, что в этой стране в обледенелых избушках живут колдуны и злые заклинатели, посылающие снежные бури и зажигающие на небе волны зелёного и малинового огня.

Другие же, например, жители нашего края считали, что в тундре живёт лиса – чародейка. Махнёт она пушистым хвостом: по снегу – искры идут, вверх поднимаются, огнём разгораются.

Что это за явление природы? (Северное сияние – показ фото).

И я приглашаю ………Она расскажет стихотворение о том, как появились самые первые жители в этих краях.
Дмитрий Ушаков Под сполохи полярного сиянья…

Под сполохи полярного сиянья,
Лаптями стёжку протоптав в снегу,
Однажды к морю вышли россияне
И замерли толпясь на берегу.

Они дивились шири необъятной,
Могучим глыбам голубого льда.
И порешили не ходить обратно,
У моря поселиться навсегда.

На нашей земле в те далёкие времена жили люди, которые были меткими охотниками и удачливыми рыбаками. Шили себе одежду из шкур, жили в жилищах, которые представляли собой полуземлянку, полушалаш, покрытый берестой и дерном.

Кто мне скажет, как называется это жилище? (Вежа)

С того вежного времени появилось у саамов любимое животное. Оно кормит, одевает и обувает. Одежда из его шкур тёплая, лёгкая и красивая.

Что это за животное? (олень – показ фото)

Так и жили на нашей земле люди в оленьих шкурах. Не боялись ни комаров, ни гнуса, ни дремучих лесов, а ещё пели весёлые песни и играли в игры.

(игра «Олень»)

Б) Прошло много – много лет. В 11 – 12 веке в наши края стали проникать русские люди – новгородцы, архангело-городцы (16в.). Наш край был очень богат: много пушнины, рыбы, жемчуга. На месте Кандалакши сначала было построено несколько рыбацких домиков. Люди приходили сюда и оставались. Так возникло поселение, которое позднее стало называться – Кандалакша. Уже в 1517 году в ростовской летописи упоминается селение Кандалакша, когда послы с нашего севера пришли в Москву просить освятить церковь и крестить лопарей. Как старинное поморское село Кандалакша – была известна давно, а статус города получила 20 апреля 1938 года.

(фото «Старый город»)

……………… прочитают стихотворение, в нём говорится о том, какой была Кандалакша в далёкие, давние времена.
Кандалакша. А. Хоменко .


Кандалакша – село поморское
Вдоль залива, да под горой,
Избы серые, лодки плоские,
Ветер носится стороной.

Избы серые, лодки плоские,
Но незримо прошли года,
И плывут корабли громоздкие,
И приплывают сюда.

А по улицам светло – каменным,
Путь далек до деревни той,
Что ютилась веками давними
Вдоль залива да над горой.

Кандалакша – откуда произошло это название?

К сожалению, нет однозначного ответа на этот вопрос.

(ответы)

Старожилы нашего города помнят, что часть села Кандалакши, лежащая на левом берегу реки Нива, называлась Зарецкая сторона или Малая сторона, а на правом берегу – Деревня. Селение со временем разрасталось, появились порт, лесозавод, рыбоконсервный завод, а главное построена – железная дорога и край стал меняться.

(звучит отрывок из песни «Священная война»: сл. В. Лебедева-Кумача, муз. А. Александрова)

С первых же дней войны Кандалакша стала прифронтовым городом. Многие кандалакшцы ушли в армию. Они воевали на различных фронтах В. О. войны, в том числе и в Заполярье.

25 июня Советское информбюро сообщило: «24 июня 4 немецких самолёта пытались бомбардировать район Кандалакши». Но границу на Кандалакшском направлении фашистские захватчики перешли 1 июля. Бои были жестокими.

Немецкие войска рвались к нашему городу, имея приказ взять его не позднее 15 июля. В своих планах гитлеровцы особое внимание уделяли выходу к Белому морю. Это дало бы им возможность отрезать незамерзающий порт от центра страны. Много досталось и ж. д. узлу, электровозному и паровозному депо.

Кандалакшу гитлеровские самолёты бомбили по 15 - 16 раз в сутки, сбрасывая крупные фугасы и тысячи зажигательных бомб. В первый же налёт сгорел хлебозавод. На станции пылали вагоны с грузом и цистерны с горючим; повреждена контактная сеть и линия связи.

Промышленность города перешла на производство вооружения, боеприпасов и снаряжения. С первых дней тяжёлых боёв на Кандалакшском направлении в город хлынул поток раненых. Десятки женщин города пошли работать санитарками, медсёстрами и уборщицами в госпитали. Например, в школе № 1 в годы войны располагался эвакогоспиталь.

«Всё для фронта! Всё для победы!» - под этим лозунгом, ставшим главным для всего советского народа, жили и трудились кандалакшане.

82 дня шли тяжёлые, кровопролитные бои, когда мы отступали, но гитлеровцы продвинулись от границы на 75 км, потеряв при этом около 25 тысяч солдат и офицеров. Они не смогли выполнить задачу – выйти к Кандалакшскому заливу.

Сейчас о былых сражениях напоминают лишь скорбные памятники – обелиски. Это – наша вечная память, наша скорбь.

Очень много солдат погибло, защищая нашу Родину, и в память об их подвиге поставили памятники, обелиски. И ………………………… прочитают стихотворение «Обелиски Заполярья».



Стоят, чтобы память о страшной войне
Осталась гореть в поколеньях!

Здесь, кровь оставляя на взрытом снегу,
Шли воины грудью на доты…
Словами я вряд ли поведать смогу
Про подвиг бессмертный пехоты!

Громили, крушили, сметали врага
На суше, и с неба, и в море!
Победа досталась, скажу не солгав,
Ценою страданий и горя.

Стоят обелиски на Кольской земле,
Как быль о минувших сраженьях.
Стоят, чтобы помнить о страшной войне
Осталась гореть в поколеньях.

(показ фото – памятники воинам)

Прифронтовой город, на подступах к которому три года находились вражеские войска, выстоял и победил, благодаря мужеству и героизму его защитников. Ценой своих жизней погибшие защитники не пустили гитлеровцев в Кандалакшу, остановили врага на рубеже Верман. Многие улицы нашего города названы их именами.

(презентация «Улицы города»)

(чтение стихотворения

Я люблю этот маленький город,

Я люблю этот северный край,

Хоть здесь стужа господствует, холод,

Ветер воет в кустах разгуляй.

Я люблю здесь скалистые горы,

И леса, и холмы, и поля,

Синеокие реки, озёра,

В белой пене седые моря.

Городок так раскинулся чудно,

Окружён и рекой, и заливом,

Хоть известным назвать его трудно,

Со своим колоритным мотивом.

Летом в зелени он утопает,

В ярких красках рябина цветёт,

И берёза косу заплетает,

И черёмухи запах влечёт.

Хоть и узкие улочки, что ж,

И не так высокИ здесь дома,

В сказку Севера ты попадёшь,

Когда в город приходит зима.

На деревьях серебряный иней,

Белым пухом покрыты просторы,

В ясный день небосвод синий - синий,

В белых шапках красуются горы.

Я люблю этот сказочный город,

Я люблю этот северный край,

Для меня ты всегда будешь молод,

Кандалакша, живи, процветай.

(песня о Кандалакше)

17 октября 1984 года указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и стойкость, проявленные трудящимися города в годы В. О. войны, и успехи, достигнутые в хозяйственном и культурном строительстве, город Кандалакша награждён орденом Отечественной войны 1 степени.

(показ книги «Колокола нашей памяти»)

Г) – Ещё не закончилась война, пришлось кандалакшцам всё по сути делать заново: строить и восстанавливать разрушенное.

В 1944году возобновили прерванные работы по строительству Нива ГЭС -3 – ощущался острый недостаток в электроэнергии.

Алюминиевый завод – его строительство возобновилось вскоре после окончания войны, а в 1951 году он выдал первый металл.

Широкое развитие получили культура, народное образование и здравоохранение.

В начале 50-х годов строительство ДК «Металлург».

В 1959 г на территории города и района работало 46 школ, в которых обучалось 9 тысяч учащихся.

(показ фото «строительство»)

Д) Неузнаваемо изменилась Кандалакша за последние десятилетия. На месте пустырей и болот встали современные жилые кварталы, протянулись ленты асфальтированных дорог и тротуаров.

(показ фото «Современный город»)

Есть много людей родившихся в нашем городе, которых знает вся страна.

(презентация)

Художники отмечают удивительную палитру нежнейших красок, характерную для Беломорья. (выставка)

Очень многие люди, побывавшие в Кандалакше, влюбляются в этот край, и их тянет сюда снова и снова.

У Белого моря.

Есть город неброский – моя Кандалакша,

Где добрые, светлые люди живут.

Портовые краны над гладью залива,

Здесь скверы и улицы радуют глаз,

Здесь трубы взметнул в небеса горделиво,

Как славу рабочую, труженик КАЗ.

Здесь белые ночи, как сказка красивы,

И смотрятся сопки в озёрную синь.

Полярным сияньем расцвечены зимы,

И иней искрится на кронах осин.

У Белого моря, где скалы, как башни,

В суровом величье покой стерегут,

Есть город неброский – моя Кандалакша

И сердце навеки оставил я тут.

Сегодня мы совершили путешествие из прошлого в настоящее нашего любимого, юбилейного города.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 564

Литературно-музыкальная композиция

с конкурсными заданиями

Воспитатель:

Гладских Елена Павловна

г. Санкт-Петербург

Цель:

воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма, гражданственности.

Задачи:

  • Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
  • Воспитание любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
  • Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  • Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному.
  • Развитие творческих способностей.
  • Воспитание здорового образа жизни.

Оборудование:

  • Символы: герб, гимн и флаг.
  • Музыкальное сопровождение.

Форма проведения:

Литературно-музыкальная композиция с конкурсными заданиями.

  1. Психологический настрой.

1. Под большим шатром

Голубых небес вижу –

Даль степей зеленеется.

2. Широко ты, Русь,

По лицу земли

В красе царственной развернулася!

  1. Мотивация.

Ведущий . С чего начинается Родина… Каждый из нас рано или поздно пытается найти для себя ответ на этот вопрос и каждый решает его по-своему. Для кого-то Родина – это дом, двор, улица в большом городе. Другой назовёт так маленькую, тихую деревушку, где проводил каждое лето своего счастливого детства. Но у нас есть и общая, большая Родина – страна, в которой мы живём, родились и выросли.

Родина подарила нам язык, в котором столько добрых слов, на котором написаны любимые книги и песни. Родная земля влила в нас огромную, буйную силу с воздухом, водой и хлебом, выращенным хлеборобом и испечённым русской женщиной с любовью.

  1. Основная часть.

4. Что такое Родина? Это запах хлеба,

Солнышко лучистое, голубое небо.

Это травы сочные, это реки быстрые,

Это степи пыльные и луга душистые!

5. Что такое Родина? Всё, что людям свято,

И могила павшего за Родину солдата.

Пусть восходит солнце над Отчизной нашей,

Нет любимей Родины, и милей, и краше!

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных!

Что мы Родиной зовём…

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзки, и дороги,

По которым мы идём.

Что мы Родиной зовём…

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём…

Край, где мы с тобой живём

И рубиновые звёзды –

Звёзды мира над Кремлём!

Песня «Ромашковая Русь»

1. Плывут туманы белые над кружевом дубрав,

И кажется особенным настой медовых трав.

Как сладок воздух Родины – дышу, не надышусь!

А в речке отражается ромашковая Русь!

2. Синицы рады песнями встречать зари восход.

И снова в роще кружится берёзок хоровод!

Горит в полнеба радуга, дивлюсь – не надивлюсь!

Аукну – и откликнется ромашковая Русь!

3. Куда не глянешь – светится хрустальная роса,

В малинниках, в орешниках – всех сказок чудеса.

На эти дали дальние смотрю, не насмотрюсь!

На все четыре стороны – ромашковая Русь!

Слово «Родина» произошло от древнего слова « род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого – то старинного рода. А само слово «род» обозначает название древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.

Родители – отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода. Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её!

Родина – это и Отечество, и страна, и место рождения человека.

Песня «Малиновый звон»

Сквозь полудрёму и сон

Слышу малиновый звон.

Это рассвета гонцы –

В травах звенят бубенцы.

Это средь русских равнин

Вспыхнули гроздья рябин,

Это в родимой глуши

Что – то коснулось души!

Малиновый звон на заре,

Скажи моей милой земле,

Что я в неё с детства влюблён,

Как в этот малиновый звон.

Этот малиновый звон

От материнских икон,

От той высокой звезды

Да от минувшей беды.

Пыльный затеплится шлях,

Где мы бродили в полях,

Где на заре, как сквозь сон,

Слышен малиновый звон.

Ведущий. Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого?

Они отличаются языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, географическим положением.

Ведущий . Назовите основные символы государства.

Герб – это государственный символ, которым можно любоваться как произведением искусства, можно его читать. У нас очень красивый герб!

Фон герба – красный. Это цвет жизни. На фоне красного щита – золотой двуглавый орёл. Крылья орла похожи на золотые солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня, бессмертия.

Правой лапой сжимает орёл скипетр. В его левой лапе – держава, золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны.

На груди орла помещено изображение всадника на фоне красного щита. Это Святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развивается синий плащ. В правой руке у него – серебряное копьё, которое помогло победить змея. Он повержен героем. Верный конь топчет копытами дракона.

Наш герб очень древний. Он появился более пятисот лет тому назад, в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван Грозный – великий князь всея Руси. Это был герб Московского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.

Ведущий. Расскажите о значении цветов российского флага.

Три цвета на флаге России – красный, белый и синий.

С красной полоской флаг –

В ней кровь отцов и дедов,

С красным цветом Россией

Добыты честь и победа!

Синяя полоска – цвет неба ясного,

Чтоб жизнь в нашей стране была прекрасная!

Белый цвет – в нём добро, любовь, чистота,

Мы хотим жить в дружбе и мире всегда!

У каждого государства свой государственный гимн.

Гимн – торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особо торжественных случаях. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит.

Прослушивание 1 куплета и припева гимна.

Русь моя, люблю твои берёзы!

С первых лет я с ними жил и рос,

Потому и набегают слёзы

На глаза, отвыкшие от слёз!

Люблю дымок спалённой жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь жёлтой нивы

Чету белеющих берёз.

Ты до того, берёзонька, красива

И в полдень жаркий, и в час росы,

Что без тебя немыслима Россия

И я немыслим без твоей красы!

На поляне, на пригорке,

Под окном, среди полей

Белокурая берёзка –

Символ Родины моей!

Ведущий. Берёзку, милую, родную издавна считают символом России, символом Родины. Берёзка воспета в поэзии, прозе, музыке, живописи и фольклоре. России и берёза! Эти два понятия неразделимы!

Красавицей русских лесов называют люди берёзу. Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. О берёзе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин. Её все знают, это самое распространённое дерево. Символ и гордость русского народа!

Хоровод «Белая берёза»

Прекрасна белая берёза и в чистом поле, и на светлой поляне. А белые стволы берёзовой рощи на фоне летней травы и ярких цветов – такая картина запоминается на всю жизнь!

Какое милое и очаровательное дерево! Ни одно из деревьев не вмещает столько понятий, не рождает столько образов и сравнений! Где бы ты ни был, всматриваясь в берёзовый лес, разглядывая летящие к небу белые стволы, ты всегда вспоминаешь нашу Родину.

Молодые берёзы – стройные, прямые, как бы на цыпочках тянутся к небу, напоминают девичью красу, стройную и статную, с гибкой талией, русыми косами.

Зелёная причёска,

Девическая грудь,

О, тонкая берёзка,

Что загляделась в пруд…

Что шепчет тебе ветер?

О чём звенит песок?

Иль хочешь в кудри – ветви

Ты лучший гребешок?

Открой, открой мне тайну

Твоих древесных дум.

Я полюбил печальный

Твой предосенний шум.

И мне в ответ берёзка:

«О, любопытный друг,

Сегодня ночью звёздной

Здесь слёзы лил пастух».

И так вздохнувши глубоко,

Сказал под звон ветвей:

«Прощай, моя голубка,

До новых журавлей!»

Песня «Отчего так в России берёзы шумят…»

Отчего белоствольные всё понимают,

У дорог, прислонившись по ветру, стоят

И листву так печально кидают.

А на сердце опять горячо – горячо,

И опять, и опять без ответа.

А листочек с берёзки упал на плечо,

Он, как я, оторвался от ветки.

Я пойду по дороге – простору я рад!

Может быть, это всё, что я в жизни узнаю.

Отчего так печальные листья летят,

Под рубахою душу лаская.

Посидим на дорожку, родная, с тобой.

Ты поверь, я вернусь, не печалься, не стоит.

И старуха махнёт на прощанье рукой

И за мною калитку закроет.

Отчего так в России берёзы шумят,

Отчего хорошо так гармошка играет…

Пальцы строем по кнопочкам в раз пролетят,

А последняя, эх, западает!

Ведущий. Нельзя представить жизнь наших предков без берёзы. Источником света им служила берёзовая лучина, которая много веков освещала жилища. И всё из берёзы идёт в дело. Из почек приготавливают лекарства. Из ветвей делают мётлы и веники. Из бересты народные умельцы мастерят туески, лукошки для сбора грибов и ягод. Берёзовые дрова – лучшее топливо в русской печи. Из древесины изготавливают фанеру, мебель, прочные лыжи, добывают скипидар, древесный спирт, уксус.

Кто из нас не любит берёзовый сок или настоянный на нём квас. Целебными свойствами обладают молодые листья берёзы, нераскрывшиеся почки.

Удивительна судьба русской берёзки! В мирное время она – радость, подруга, советчица, а в войну она – воин. В грозные годы войны берёза стала символом непобедимой России.

За селом, вдали, на перекрёстке

Полевых, едва заметных троп

Я узнал знакомые берёзки,

У которых рыл себе окоп.

И невольно вспомнил, как стонали

Ветки их от взрывов и огня…

Возле тех берёзок подобрали

Чуть живым товарищи меня.

С той поры остались на берёзках

Чёрные, глубокие рубцы.

С той поры с любовью о берёзках

Говорили часто мне бойцы.

Ты бы злую смерть не пересилил,

Ты бы тяжких ран не перенёс,

Если б мы тебя не напоили

Светлыми слезинками берёз!

Песня «Берёзовый сок»

Лишь только подснежник распустится в срок,

Лишь только приблизятся первые грозы,

На белых стволах появляется сок –

То плачут берёзы, то плачут берёзы.

Как часто, пьянея, средь белого дня,

Я брёл наугад по весенним протокам.

И Родина щедро поила меня

Где эти туманы родной стороны,

Где ветви берёз, что над заводью гнутся,

Туда мы тобой непременно должны

Однажды вернуться, однажды вернуться.

Открой нам, Отчизна, просторы свои,

Заветные чащи открой ненароком.

И так же, как в детстве, меня напои

Берёзовым соком, берёзовым соком.

Ведущий . Россия всегда славилась своими песнями и танцами. В песнях русский человек грустит и радуется, баюкает детей, оберегает дом, воспевает родную природу. Песня – это тоже символ России. Мы должны знать, любить и передавать песню из поколения в поколение.

О России петь, что стремиться в Храм,

По лесным горам, полевым коврам…

О России петь, что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать…

Русская песня прославляет родную природу.

«Ой, утушка моя луговая!»

Кто сложил её, не знаю,

Только песня та добра,

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

Русской песней успокаивали и баюкали, оберегали. С русской песней тужили и плакали.

А слова её простые

Душу трогали до слёз.

Столько песен у России,

Сколько в рощице берёз!

С русской песней радовались и веселились.

Ярмарка – «Ой, блины!»

Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели!

Песни русские такие,

Что охота подпевать.

Сколько песен у России,

Выступление шумового оркестра.

  1. Итог.

Ведущий. Что же такое Родина? Оказывается, очень многое!

Сегодня мы затронули только малую толику того, что называют Родиной.

Берегите Россию –

Нет России другой.

Берегите её тишину и покой!

Это небо и солнце,

Этот хлеб на столе

И родное оконце в позабытом селе.

Берегите Россию, без неё нам не жить.

Берегите её, чтобы вечно ей быть!

Нашей правдой и силой,

Всею нашей судьбой,

Берегите Россию – нет России другой!

Только вдумайся, вслушайся в имя Россия!

В нём и росы, и синь, и сиянье, и сила.

Я бы только одно у судьбы попросил –

Чтобы снова враги не пошли на Россию!

О, России! С нелёгкой судьбою страна.

У меня, ты, Россия, как и сердце одна.

Я и другу скажу, скажу и врагу,

Без тебя, как без сердца, прожить не смогу!

Почему мы любим все Родину – Россию?

Потому что нет нигде лучше наших пашен.

Лучше наших синих рек и полянок наших!

Мы о Родине своей распеваем песни,

Потому что нет нигде Родины чудесней!

  1. Завершение.

Песня «Солнце»

Один рассвет для всех горстями дарит солнце,

Наш звонкий детский смех о души взрослых бьётся.

Не отнимайте солнце у детей,

И жизнь Земли вовеки не прервётся.

Чтоб над Землёй звучало каждый день:

«Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет солнце!»

Мы вырастем и всё поможем вам исправить,

И крест ваш понесём, и не нарушим память.

Луч солнца из окна, что утром мирно светит,

Ты защити, страна, чтоб улыбались дети!


Литературно – музыкальная композиция на тему: «Моя малая Родина»

Цель:формирование у детей личностных качеств, способствующих любвик

«малой» Родине.

Задачи:1.Продолжить знакомство с историями станций,на которых проживают воспитанники школы.

2.Развивать творческие способности учащихся,их интерес к поисковой исследовательской деятельности, учить детей выразительному чтению наизусть.

3.Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости и любви к «малой» Родине.

Направление воспитательной работы:патриотическое.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Литературно - музыкальная композиция на тему: «Моя малая Родина»

Цель: формирование у детей личностных качеств, способствующих любви к

«малой» Родине.

Задачи: 1. Продолжить знакомство с историями станций, на которых проживают воспитанники школы.

2. Развивать творческие способности учащихся, их интерес к поисковой исследовательской деятельности, учить детей выразительному чтению наизусть.

3. Воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гордости и любви к «малой» Родине.

Направление воспитательной работы: патриотическое.

Форма: литературно - музыкальная композиция.

Оборудование: мультимедийная презентация, музыкальное сопровождение, буклеты, содержащие информацию о малых станциях Западно - Сибирской железной дороги.

Ход мероприятия:

Вступительное слово.

Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня мы пригласили вас на литературно - музыкальную композицию « Моя малая Родина».

Русь. Россия. Родина. В этих звуках есть что - то от рассвета, от вольного степного ветра, от шума тайги с посвистом птиц, от веселого всплеска волны на реках и озерах, от рокота синих морей и океанов … В этих сладостных звуках есть что - то от истока, истока жизни, нарастающего и бегущего то в солнечных просвета, то в туманных дебрях истории.

Русь. Россия. Родина. Каким измерением измерить ее? Мерить ли великими людьми, мудрецами, героями, поэтами или художниками? На это не хватит одной жизни. Мерить ли по векам, по нашествиям врагов ее, по датам ли ее побед? На это мало и ста жизней. Мерить ли ее великими реками - работягами с городами и селами, что лепятся к ним, как гроздья к виноградной лозе? А если мерить ее поясами времени, то насчитаем одиннадцать поясов, а это значит, что за одни сутки Россия встречает одиннадцать рассветов и справляет одиннадцать новогодних праздников. Да, она огромна, неизмерима. Но постигнуть ее можно даже в малом. Для этого нужно памятью и сердцем вернуться к той земле, которая кормила тебя первым хлебом, напоила тебя первой ключевой водой. При слове «Родина» мы вспоминаем свою семью, школу, дом, улицу, переулок.

Ученик читает стихотворение «С чего начинается Родина?» под мелодию из песни М. Матусовского.

С чего начинается Родина?

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где - то в шкафу мы нашли.

А может она начинается

Со стука вагонных колес.

И с клятвы, которую в юности

Ты ей в своем сердце, принес …

Ученик рассказывает о станции Кошкуль под музыкальное сопровождение песни « Родники » и стук колес.

Для меня моя «малая» Родина начинается с родного села, с улицы моего детства, со школьной скамьи. Моя Родина - это станция Кошкуль. Название станции образовалось от слов «кош» - птица и «куль» - озеро, что в переводе означает «озеро птиц». Раньше это была большая станция со средней численностью населения, работал вокзал, который был построен в 1898 году. В 1937 году на нашей станции были построены двухэтажный дом и школа, сейчас, к сожалению, школу закрыли. А также у нас работал бассейн, и было шесть переходных путей. В период с 1917 по 1937 год по территории Кошкуля проходил отряд, возглавляемый Колчаком. Колчак на станции расстрелял машинистов за то, что те отказались везти его солдат. На нашей станции этим отважным героям был поставлен памятник. Я очень люблю свою станцию, и для меня она самая родная.

Ученик читает стихотворение М. Мордовиной « Моей юности милый край».

Моей юности милый край,

Кошкуль - родина малая!

Детских лет моих истинный рай,

Зорька - зоренька жизни алая …

Перелески твои и поля,

Речки тихие и озера.

Моих предков родная земля,

Пущ и рощ широта и просторы.

Я тобою всем сердцем горжусь,

Верю в счастье простого народа

И когда - нибудь, может, вернусь

Под крыло твоего небосвода.

Ученик исполняет песню « Моя малая Родина».

Ученица рассказывает о станции Груздевка под стук колес.

Родина - это страна, в которой человек родился. Для меня «малой» Родиной является станция Груздевка. Наша станция образовалась в 20-х годах прошлого века. Сначала это был рабочий поселок Омского отделения дороги и назывался Безлюдное. В 50 -х годах, после присоединения Барабинского участка к Новосибирскому отделению, станцию переименовали в Груздевку. Такое красивое название предложил начальник Новосибирского отделения Николай Порфирьевич Никольский, потому что в наших местах росло очень много груздей. В 1952 году построили опорную тяговую подстанцию, вокзал, просторную школу для начальных классов, клуб, баню, магазин, табельную для путейцев. На станции было 4 основных пути. Коллективы на своих местах трудились добросовестно, почти все работы проводились вручную, но люди не боялись тяжелой работы. Многим пенсионерам нашей станции присвоено звание «Почетный железнодорожник». Я расскажу вам о Почетном железнодорожнике нашей станции Дубовой Марии Денисовне. Мария Денисовна родилась 18 июля 1937 года, жила на станции Груздевка и работала монтером пути в Каргатской дистанции № 8 Западно - Сибирской железной дороги. За многолетний добросовестный труд Мария Денисовна получила звание Почетный железнодорожник и была награждена Почетным значком. Мария Денисовна в свое время предотвратила аварию двух поездов, которые шли навстречу друг другу, вовремя позвонив дежурному по станции.

В 80-х годах о Груздевке был снят документальный фильм «Эхо проходящих поездов». В этом фильме рассказывалось о добросовестных тружениках Западно - Сибирской железной дороги. В середине 90-х станцию расформировали, закрыли боковые пути, вокзал, но я все равно люблю свою станцию потому, что это моя «малая» Родина.

Ученик читает стихотворение Л. Бойкова « Я еду от Родины Малой » под музыкальное сопровождение песни « За окошком снега и снега…»

Я еду от Родины Малой,

Березы, как свет запоздалый,

Мелькают в вагонном окне.

Я еду от Родины Малой,

И что-то взгрустнулось вдруг мне.

Как будто потеряно что-то.

Как будто бы даже давно…

Колеса ведут пересчеты

Всего, что судьбой мне дано.

Стучат необычно - тревожно.

И ветры по окнам скользят.

…Уехать от Родины можно -

Влюбиться в другую нельзя.

Дробятся минуты на части

На стыках стальной колеи.

Возможно без Родины счастье -

Но будет оно без любви.

Забита в сердцах однолюбов

Такая вот истина - зверь.

А стуки взрываются грубо

В открытую тамбура дверь.

«Товарищ, уйдите с прохода!..»

«Товарищ, вы будете есть?..»

А в окнах мелькает природа,

И что- то от Малой в ней есть…

Ученик рассказывает о своей семье.

А для меня «малая» Родина - это моя семья! Наша небольшая, но дружная семья живет и трудится на станции Груздевка. Мой дедушка отработал на железнодорожном транспорте 37 лет. Он был и охранником, и монтером пути, и водителем дрезины. Дедушка рассказывал, что работа требовала от него большой ответственности, внимательности, умения быстро принимать правильные решения. Моего дедушку могли вызвать на работу в любое время суток, в любую погоду: в метель и ветер, в снег и дождь - устранять аварии. Начальник всегда мог доверять этому ответственному и отзывчивому человеку, потому что твердо знал - не подведет.

Моя бабушка всегда говорила, что работа на железной дороге трудная, но интересная. Начинала она свою трудовую деятельность с монтера пути, но профессионально совершенствуясь, стала работать дежурной по станции. Это очень ответственное дело. Нужно было объявлять о прибытии и отправлении со станции пассажирских и грузовых поездов. Как я любил слушать по рации мелодичный бабушкин голос!

В настоящее время мои дедушка и бабушка находятся на заслуженном отдыхе, но они часто с особым трепетом рассказывают мне о своем нелегком трудовом пути. Судьба железной дороги им не безразлична. Выписывая газету «Трансиб», они прочитывают ее от «корки до корки». Дедушка и бабушка рады, что Западно - Сибирская железная дорога лидирует среди других дорог страны.

Мой папа тоже работает на железной дороге, на опорной тяговой подстанции электромехаником, уже 16 лет. Он обслуживает и ремонтирует оборудование, питающее контактную сеть. В коллективе знают и ценят его как грамотного специалиста. Папа твердо знает: если хочешь быть мастером своего дела, то непременно надо брать на вооружение все новое, передовое. Я горжусь своим отцом, понимая, какой он умный, справедливый, честный человек.

Моя мама поддерживает чистоту в помещениях на тяговой подстанции и дистанции контактной сети. На ее рабочем месте чисто, тепло и уютно, как дома, потому что мама очень трудолюбивый человек. Всю свою душу и умение моя мама вкладывает в любимую работу.

Я горжусь тем, что мы - железнодорожники!!!

Ученик читает стихотворение Л. Бойкова « Мы - сибиряки»

Если мысли, значит - смелые.

Если люди, значит - сильные.

Коль дела, то - богатырские.

Коль работа - в две руки.

Вот такие мы - сибирские

С именем: Сибиряки.

Ученик рассказывает о станции Барабинск под стук колес.

Барабинск сегодня - это город с ярко выраженной специализацией. Население Барабинска составляет 31 000 людей, в городе существуют различные фабрики и заводы. Железнодорожники в нашем городе обеспечивают транзитные, междугородние, а также местные перевозки. Локомотивное депо - самое крупное предприятие города. Барабинское вагонное депо - одно из лучших на Западно - Сибирской дороге. А еще на станции Барабинск находится наша любимая Школа - интернат № 18 ОАО «РЖД». (Рассказ о школе)

Заключение. (Звучит тихая мелодия)

Русь… Россия… Я люблю мою Россию, мою «малую» Родину. Наше Отечество, наша Родина - матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку и живут отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком, и все в ней для нас родное. А матерью - потому, что она выкормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку. Как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете и кроме России разных хороших государств и земель, но одна у человека родная мать - одна у него и Родина.

Ученик выразительно читает стихотворение Л. Бойкова «Я себя без Родины не мыслю».

Я себя без Родины не мыслю.

Без ее расцвеченных лугов,

Где на радуге - на коромысле

Виснут стаи белых облаков.

Я себя без Родины не помню.

Без ее дымящих в небо хат,

Где всегда и хорошо, и скромно,

И по-русски честно говорят.

Я себя без Родины не знаю.

Весь я в ней. И вся она моя:

Горная, степная и лесная -

Звонкая, как песня соловья.

Подписи к слайдам:

Литературно-музыкальная композиция «Моя малая Родина»
Кошкуль
Груздевка
Николай Порфирьевич Никольский
Груздевка
Груздевка
Семья Евсюковых
Станция Барабинск
Железнодорожный вокзал 70-х годов
Школа–интернат № 18 ОАО «РЖД»
Школа–интернат № 18 ОАО «РЖД»

Литературно-музыкальная композиция, посвященная 60- летию

Липецкой области

«Сердцем прикоснись к родным местам!»

Номинация «Лучший сценарий»

Кудинова Галина Николаевна

Филиал МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов с. Тербуны в с. Урицкое Тербунского муниципального района Липецкой области, учитель немецкого языка

Пояснительная записка

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в нашей школе является формирование у учащихся патриотизма и гражданств енности. Эти качества включают в себя потребность преданно служить своей Родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание её величия и славы, стремление беречь её честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость, развития устойчивого познавательного интереса к прошлому и настоящему своей малой Родины .

Литературно - музыкальная композиция«Сердцем прикоснись к родным местам !», посвящена 60-летию Липецкой области способствовала реализации компетентностного п одхода, который включает в себя воспитание чувства патриотизма , формирование у школьников опыта самостоятельной деятельности, личной ответственности, творческой инициативы .

Область применения: общешкольное внеклассное мероприятие.

Возраст, на который рассчитана работа: 11-16 лет (у чащиеся 5 - 9 классов).

Форма проведения : литературно - музыкальная композици я.

Методы проведения : наглядные, игровые, словесные, исследовательские; метод творческих проектов.

Оборудование: карта Липецкой области, герб Липецкой области, выставка рисунков , презентация,

Задачи:

    способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к истории малой родины;

    содействовать развитию классного коллектива.

    расширить знания учащихся о культуре и традициях Липецкой области;

    воспитывать у учащихся чувство любви и уважения к своей малой Родине .

Оборудование: карта Липецкой области, герб Липецкой области, выставка рисунков «Люблю тебя, мой край родной» , презентация, эпиграф «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца»
(К.Паустовский), 2 листа белой бумаги А4, ножницы, фонограммы песен: «Мой дом - Россия», «Край родной», «Живи родник, живи».

Ход мероприятия

(звучит песня в исполнении учащихся 6 класса) (слайд1)

« Мой дом – Россия»

1

Поёт соловушка над головой,

И машет ветками моя околица,

Уеду за море на зиму целую -

И те же самые берёзки белые

От удивления не узнаю

Припев:

Грибного лета дожди косые,

Родного дома тепло и свет!

И лучше дома на свете нет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

2.

Припев:

Грибного лета дожди косые,

Родного дома тепло и свет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

Припев:

Грибного лета дожди косые,

Родного дома тепло и свет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

1чтец (слайд 2)

О, Родина святая,

Какое сердце не дрожит,

Тебя благословляя

Привет тебе, мой край родной,

С твоими темными лесами,

С твоей великою рекой

И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,

Герой труда неутомимый

Среди зимы и в летний зной,

Привет тебе, мой край родной!

Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Наша литературно-музыкальная композиция (слайд 3) – «Сердцем прикоснись к родным местам», посвящена 60- летнему юбилею нашей Липецкой области. Пусть ваше сердце почувствует чувство гордости за прошлое и настоящее своего родного края.

Отечество... В этом слове переплелись и величие нашей Родины, и неброская красота уголка, где человек родился и рос, и славная история наших предков. А еще в этом слове связь времен.

2 чтец: (слайд 4)

Лип медовых шатры

И берез лебединые взлеты,

Дона тихого омуты,

Мечи Красивой разлив…

Есть такая земля –

Вековечной любви и заботы,

И печали, и веры,

Что душу берут на разрыв…

Учитель: Эти строки написаны нашим земляком-поэтом Борисом Шальневым - про наш край, малую частицу России, которая дорога каждому из нас. Всем нам, конечно, знакомо то чувство радости и гордости, когда, возвращаясь из поездки, мы видим первые знакомые поля и холмы, берёзы, липы… И даже вечерние огни кажутся нам родными и близкими. Родина. Какое это ёмкое слово! Это и неповторимая красота нашей природы, и неисчислимые богатства наших земных недр, и славная многовековая история русского народа.

Ученик1:(слайд 5 ) По данным археологов и историков, территория, на которой в данное время располагается Липецкая область, была обжита с древнейших времён. Ещё до прихода монголо-татарского войска здесь находились города , Добринск (ныне село Доброе, Дубок (ныне село Данковского района), Старое городище (село Богородское Данковского района), Воргол (разрушен) и др.

Ученик 2: Земли Липецкого края в самом начале периода раздробления относились к . После , то есть после смерти Черниговского князя , возникают , и Воргольское удельные княжества. Воспользовавшись слабостью Черниговского княжества, рязанские князья захватили все земли верхнего , и присоединили их к своим владениям.

Возрождение края началось после изгнания кочевников. За сравнительно короткий срок (конец XVI - начало XVII веков) были отстроены города-крепости: Данков, Талицкий острог, Елецкая крепость, Лебедянь. В началось сооружение мощной укреплённой линии - Белгородской засечной черты, на которой в пределах современной Липецкой области выделялись крепости: Добрый, Сокольск и Усмань.

(Слайд 6) К концу XVII века упоминается село Липские Студёнки, которое находилось на месте нынешнего Липецка. Здесь в 1700-1712 годах были сооружены железоделательные заводы, производившие различное воору­жение для военных походов Петра I (пушки, ядра, холодное оружие и дру­гое).

С конца в крае началось строительство крупных предприятий:

с - металлургический завод на реке .

с по указу Петра Великого на реке Липовка было начато строительство Липских железоделательных заводов.

Примерно к этому времени относится и открытие в Липецке целебных минеральных источников.

В народе бытует предание, в котором говорится о том, что Петр I, прогуливаясь по берегу речки Липовка, заметил бьющий из под земли ключ прозрачной воды. Дно и берега ручейка были покрыты буровато-ржавым осадком. Петр I, отдает приказ «устроить на этом месте колодец с дубовым срубом, исследовать состав воды. Минеральную воду рекомендовалось употреблять «добрым порядком», т. е. по указанию докторов.

С - с оружейно-сборочной мастерской.

Рядом с заводами возникли поселения рабочих. Одним из таких рабочих поселений стала Липецкая слобода, давшая начало городу Липецку.

Учитель: (слайд 7) Липецкая область образована 6 января 1954 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР, объединившая части земель нескольких российских губерний Воронежской, Орловской, Рязанской, Курской областей, что аллегорически показано в гербе четырьмя ; пятый холм символизирует Липецкую область. Вместе с тем, холмы говорят о благодатности здешних земель - 85% территории области занимают черноземы, унаследовала богатейшее историко-культурное наследие. Большую его часть составляют памятники археологии, среди которых всемирно известная Гагаринская стоянка, свидетельствующая о проживании на этой территории первобытного человека более 20 тыс. лет назад. Архитектурное наследие области представлено культурными, гражданскими и промышленными творениями знаменитых зодчих: Василия Баженова, Томазо Адамини, Константина Тона, Ивана Машкова и др.

Учитель: (слайд 8) Герб Липецкой области по своему содержанию един и гармоничен. Все фигуры герба символизируют область и ее жителей как тружеников, огромный вклад которых в экономическое, культурное, духовное развитие и страны имеет немаловажное значение.

    Дополняет символику природы области и символизирует достаток, процветание, стабильность. Основной фигурой герба является дерево .

    Древнейший символ братства и согласия, призывает распорядиться, определить стержень собственной жизни, прорасти "корнями" в землю, а "вершиной" коснуться неба.

    В геральдике - олицетворение сердечности и доброжелательности, аллегорически символизирует саму жизнь: всегда давала человеку одежду и обувь, укрытие и посуду, промышленные и музыкальные инструменты; чай из соцветий липы считается успокаивающим средством, а целебные свойства липового меда непревзойденны.

    Поля герба символизирует труд металлургов и машиностроителей, литейщиков и энергетиков, что дополняет содержание герба Липецкой области как промышленно развитого региона. Красный цвет - труда, жизнеутверждающей силы, мужества, праздника, красоты.

    Аллегорично показывает аграрный сектор экономики области (традиционными направлениями сельскохозяйственного производства являются , производство зерновых, картофеля, сахарной свеклы). Золото - это цвет , богатства, зерна, плодородия, эликсира жизни, символизирует величие, уважение, прочность, интеллект, великолепие.

    Земельная , указывает на статус Липецкой области как субъекта .

    Которым Липецкая область награждена , показывает заслуги области.

Таким образом, в гербе Липецкой области языком геральдических символов и аллегорий гармонично отражены история, природные особенности и богатства области, основной профиль деятельности населения; герб Липецкой области является "говорящим", что в геральдике считается классическим способом разработки герба.

Учитель: Липецкая земля богата своими лечебными водами и реками. По территории Липецкой области протекает 127 рек длиною свыше 10 км каждая. Общая длина всех этих рек равна 3700 км. Самая крупная река области - Дон. Его длина 1967 км (в том числе в пределах Липецкой области 315 км). Наиболее крупный приток Дона - река Воронеж. Длина реки 469 км. В пределах Липецкой области - 278 км.

(слайд 9) Липецкая область включает в себя 18 районов. Главный город области – Липецк.

Учитель: Славный город, который в этом году отметил своё 310-летие.

3 чтец: Мой город в центре черноземья.

Богат он хлебом, молоком

Но больше всех его прославил

Наш новолипецкий завод.

Не только есть у нас заводы,

Но есть театры, зоопарк

Музей, немного институтов,

А, впрочем, все как в городах,

Мой Липецк, он от слова «липа»

Которые везде растут

И в кронах их густых, зеленых,

Частенько соловьи поют

И город мой, пусть небольшой

Люблю его я всей душой

Учитель: (слайд 10)

Липецк – город-курорт. Большой популярностью пользуются липецкие минеральные источники, открытые в начале XIX века. Уникальные по своему составу минеральная вода и лечебные грязи привлекают на местные курорты тысячи россиян. Первый из них, ныне известный как «Липецк-Курорт», расположился в Липецке в старом Нижнем парке.

Памятник Петру I. Площадь Петра Великого. Памятник Петру I (1839)

Постамент – пушка и ядра. На месте постамента в 1703 г. был построен верхний завод. На вершине священного для липчан холма в развилке Каменного Лога установлен памятный знак: «Липецкое городище. Археологический памятник XIII в. Охраняется государством».

Липецк – город металлургов.

Липецк – город мастеров. (Хохлома липецкая)

Липецк – город машиностроителей.

Липецк – город учащихся и студентов.

Слава Липецка в спортивных достижениях.

Липецк – культурный центр.

Липецк – площадь Героев.

Ученик 3 (слайд 11) Наша Липецкая земля - прародина гениальных поэтов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, родина знаменитого ученого путешественника П.П. Семенова-Тян-Шанского. Огромный след в культурной и духовной жизни оставили Н. Федоров, Н. Данилевский, А. Стахович, А. Жемчужников, А. Хомяков, В. Розанов, М. Трунов, А. Бунина, И. Бунин, П. Бартенев, М. Пришвин, А. Левитов, Е. Замятин, А. Эртель, Н. Василенко, К. Игумнов, Н. Жуков, В. Мешков, Н. Орлов, Н. Ульянов, В. Сорокин, А. Мистюков, Т. Хренников и многие другие подвижники. Все они стали преемниками великой российской культуры, сохранили, развили и преумножили ее лучшие достижения.

Успешно действуют Липецкий областной краеведческий музей, который в 2001, 2004 годах принимал у себя коллекции Государственного Эрмитажа, областная картинная галерея, в фондах которой свыше 1000 произведений искусства, Художественный музей им. B .C . Сорокина - Дом мастера, выставочный зал, получивший в 2003 году статус областного.

Учитель: Отправляемся сейчас в самый древний город Липецкой области. (слайды 12-13)

Ученик 4: Он был стражем на юго-востоке Руси с XII века. Первое летописное упоминание о нём относится к 1146 году. Город расположен по обоим берегам реки Быстрая Сосна. Рассказывая о городе Ельце, нельзя не упомянуть о промысле, который прославил Елёц. Что это за старинный промысел? (Елецкие кружева). В XIX веке Елец стал центром кружево - плетения в нашем крае.

В городе существовал знаменитый «женский рынок», где кружевницы продавали свои изделия.

Учитель: А теперь я приглашаю вас на конкурс кружевниц.

Конкурс «Ажурная салфетка»

В конкурсе участвуют 2 участника.

Задача игроков - вырезать из бумаги ажурную салфетку. Оценивается красота и оригинальность изделия зрителями.

Ученик 5: Елец имеет богатые культурно-исторические традиции, является родиной известных людей: писателя М.М.Пришвина, композитора Т.Н.Хренникова. С Ельцом связано имя И.А. Бунина - трижды лауреата Пушкинских премий, академика русской словесности, лауреата Нобелевской премии (1933г.) До сих пор город сохраняет особую атмосферу старинного русского города.

История Православия на территории современной Липецкой области традиционно связывается с первыми веками христианства.

Неповторимый колорит в городе создают 13 храмов (10 из которых действующие: Соборный храм Вознесения Господня, храм Успения Пресвятой Богородицы, храм Покрова Пресвятой Богородицы, храм Преображения Господня, храм Елецкой иконы Божией Матери, Великокняжеский храм, храм Казанской иконы Божией Матери и другие.

Ученик 6: В 1395г. Елец подвергся нападению 400-тысячной армии грозного Тамерлана, но дальше города захватчик не пошел, неожиданно развернул свои войска и покинул пределы Русской земли. В память чудесного спасения Руси от нашествия войск Тамерлана ельчанами позднее была написана икона Божией Матери, называемая «Елецкая» и ставшая одной из наиболее почитаемых святынь города, а в 1893г., к 500-летнему юбилею чудесного заступничества Царицы Небесной за православный народ, в Ельце был заложен храм во имя Елецкой иконы Божией Матери.

Ученик 7: Жемчужиной среди всех является Вознесенский Собор, построенный по проекту знаменитого архитектора Константина Тона в русско – византийском стиле. Вознесенский собор прекрасно «держит» застройку центральной части Ельца, собирает ее вместе с рассыпанными вертикалями храмов города в одно целое.

Игра с залом «Колокольный звон»

Учитель: А сейчас мы устроим с вами колокольный звон.

Зрители делятся на три команды.

Первая команда будет большим колоколом. Вам нужно звонить низко, гулко, медленно - «Бум! Бум!».

Вторая команда - средний колокол. «Бим-бом! Бим-бом!» Ваш звук должен быть более высоким.

Третья команда - маленькие колокольчики - тоненькие и звонкие. «Дзынь-ля-ля! Дзьшь-ля-ля!»

Начинает большой колокол, к нему по очереди присоединяются остальные. Ведущий выступает в роли дирижёра. Задача каждой команды - звучать в своём ритме и не сбиваться как можно дольше,

Учитель: (слайд 14) Золотая страница есть в истории Ельца. Шесть лет назад древнему городу было присвоено звание «Город воинской славы». 8 октября 2007 года в Кремле Президент Владимир Путин вручил делегации из Ельца грамоту о присвоении этого почетного звания. «За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества», - говорится в соответствующем Указе Президента.

Елец вошел в летопись Великой Отечественной войны как город мужества и воинской славы. Именно после Елецкой операции советские войска перешли от обороны к наступлению на гитлеровских захватчиков.

Ученик 8: Далеко за пределами области, да и России, известны имена Тихона Задонского, Илариона Троекуровского, Феофана Затворника, Амвросия Оптинского, связанные с нашим краем.

Учитель: (слайд 15) Особую гордость испытываем мы за свой «русский Иерусалим» - город Задонск.

Ученик 9: Его святыни – три монастыря и десятки храмов. Возникнув как слободка Тешевка, при основанном в начале XVII столетия Богородицком мужском монастыре, Задонск получил статус города в 1779 году благодаря деятельности святителя Тихона. В настоящее время многочисленных паломников привлекают следующие святыни Задонска: Рождество - Богородицкий мужской монастырь, Богородице – Тихоновский Тюнинский женский монастырь, Свято – Тихоновский Преображенский женский монастырь, Соборный храм Успения Пресвятой Богородицы и другие.

Ученик 10: Наша область богата и знаменита своей природой. (слайды16-17)

«Га́личья Гора́» - государственный в центре Северо-Донского ботанического района. Крупный региональный научно-исследовательский центр, который имеет шесть участков-кластеров, представляющих наиболее ценные природные объекты верхнего - Галичья Гора, Морозова гора, Воргольские скалы, Воронов камень, Плющань, Быкова шея.

Заповедник известен своей необычайно богатой растительностью и уникальной . Скалы, , и , нагорные березняки и , входящие в состав заповедника, образуют пёстрые растительные группировки и являются природы этого района центральной России.

В заповеднике в был создан питомник редких видов хищных птиц, занесённых в .

Игра с залом «Ипподром»

Учитель: показывает действия, зрители повторяют. Скачут лошади - топот ногами.

Скачут по болоту - с помощью щёк и рук имитируют чавканье. Скачут по грунтовой дороге - кулачками ударяют в грудь, произнося: "a-a-a" ,

Барьер - хлопок ладонями по коленям. Двойной барьер - два хлопка по коленям.

Дамы вздыхают - девочки произносят «Ах».

Гусары отвечают - мальчики произносят «Ух»

(звучит песня (слайд 18) «Край родной» в исполнении Кузьминой Екатерины и Амзоян Тэли.

И песни, песни, Русские песни слышны.

Из деревенских окошек

Смотрит на нас старина,

И песня, песня, Русская песня слышна.

Станет сильнее, чем прежде

Наша родная страна

И песня, песня, Русская песня слышна.

Ученик 8: (Слайд 19) Огромная роль в культурном наследии Липецкой области принадлежит нашей малой Родине. Тербуны - районный центр в юго-западной части Липецкой области. Село Тербуны - Родина губернатора Липецкой области Олега Петровича Королёва. Численность населения по итогам всероссийской переписи 2010 года - 7 313 человек (рост +4,5% к показателям 2002 года). Площадь территории - 400 гектаров. Географически Тербуны равноудалены от областного центра - Липецка и столицы Черноземья - Воронежа на 124 километра. Тербуны основаны в 1897 году как станция юго-восточной железной дороги. Основатели возникшего здесь поселения - купеческие семьи из расположенных неподалёку городов - Ельца и Ливен. С момента основания поселок достаточно быстро развивался. В 1928 году он уже стал центром административного района. По переписи 1926 в Тербунах насчитывалось 145 дворов и 613 жителей. По версии краеведа А. Голубева, слово «Тербуны» произошло от древнерусского глагола «теребити» - теребить, отбивать волокно от стебля. На смоленщине Теребунами называли теребильщиков льна, а поскольку село Тербуны (ныне Вторые Тербуны) основали служилые люди из-под Смоленска, то и в название села они вложили один из основных видов своего крестьянского ремесла - возделывание льна, его первоначальную обработку после уборки.

Ученик 9: В последнее время в Тербунах активными темпами ведётся промышленное строительство, идёт образование особой экономической зоны регионального уровня. Построено фармакологическое производство ООО «Рафарма», солодовенный завод «Очаково» и «Тербунский гончар».

Ученик 10:(слайд20) Наша Тербунская земля - Родина девяти Героев Советского Союза, двух Героев Социалистического Труда, двадцати трех кавалеров ордена Трудового Красного Знамени, десяти кавалеров ордена Ленина и тысяч простых тружеников, ежедневно приносящих пользу родной земле.

Учитель: (слайд 21) На территории района расположены ландшафтно-геологические памятники природы. Тербунские песчаники, «Конь-Камень» близ села Покровка, песчаники реки Олымчик, Апухтинские песчаники, Ландшафтный памятник – Романов лес; дендрологические памятники: парк в с. Тульском и парк в с. Борки.

Ученик11: ( слайд 22) Главная достопримечательность района - усадьба великого князя Андрея Владимировича Романова в селе Борки, которая является единственным во всей Липецкой области памятником архитектуры, который выполнен в стиле английской готики. Архитектором этого дворцового ансамбля, построенного в 1902-1903 годах, является Александр фон Гоген. Усадебный комплекс создавался для князя Андрея Романова, который выкупил эту усадьбу у Офросимовых в 1901 году. Андрей Владимирович Романов никогда не жил в этой усадьбе, но неоднократно посещал село Борки. Нередко он приезжал сюда в компании Матильды Кшесинской – примы - балерины Большого театра. В 1906 году усадьбу выставили на торги, а в 1915 году она была куплена купцом Шереметьевым. После октябрьского переворота этот комплекс национализировали, и здесь был организован Дом детей. В 1941 году в замке случился пожар. Его реставрация была проведена в 1954-1956 годах.

До нашего времени сохранился замок и хозяйственные пристройки, выполненные в готическом стиле. Теперь здесь планируется провести реконструкцию комплекса и разместить там гостинично - развлекательный комплекс.

Ученик 12: (слайд23) Одним из архитектурных памятников регионального значения является церковь Вознесения Господня, которая расположена в селе Бурдино. Построена она в конце восемнадцатого века. В 65-м году девятнадцатого века при церкви была организована приходская школа, которая изначально была двухклассной. Также при обители действовал мужской, а потом и женский монастыри.

Ученик 13 : (слайд24) На территории сельского поселения Озерский сельсовет на границе села Озерки и деревни Каменка есть мемориальный комплекс, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Чтец 4: «О любимом крае»

1.Мой край любимый и родной,

Как самый чистый, яркий, молодой -

Он мне запомнился такой!

В душе моей оставил светлый след,

Воспоминания приятных мгновений прошлых лет.

Я здесь родился, вырос и влюбился

В его цветущие поля и необъятные зеленые луга,

В его великие старинные леса

И вечно голубые небеса.

На отдаленном берегу

Таинственном, песчаном, одиноком

Я созерцаю красот, подаренную богом

Волны ласкают берега,

Как мать свое дитя.

Наша река - божественная красота!

И воздуха чище нигде не видел в жизни я.

Наш край приветствует любого,

Кто ценит красоту, культуру и историю его.

Ученик 14:(слайд 25) Мое родное село известно со второй половины XVII века. Ранее носило названия - Алы́мец, Олы́мчик (по названию реки), с конца XVIII века до 1918 года - Царёво. Расположено на реке Олымчик в 3 км восточнее устья. К селу прилегает остановочный пункт 513 км открытой 1 октября 1897 году железной дороги Елец - Касторная. Внутренне село разделено на сотни (на казацкий манер). В последней четверти XVIII века в селе открыта земская школа, а в 1912 году - фельдшерское учреждение. В сентябре 1918 года по предложению местной ячейки РКП (б) Царёво было переименовано в Урицкое в честь участника Октябрьской революции М. С. Урицкого, убитого 30 августа 1918 года. В селе действует молельный дом святого великомученика Димитрия Солунского.

Ученик 15: (слайд 26) По приказу царя Иоанна 4 в 1571году были выставлены сторожи по Белгородской засеченной линии. Одной из этих сторож на 60 версте от Ливен было стороже в устье реки Олымчик и называлось селение Алымец. От сторожевого поста само селение располагалось в 5 верстах. Сразу же, как только казаки прибыли на поселение, они построили дубовую церковь во имя Дмитрия Солунского, о чем в Воронеже в писцовых книгах за 1600 год написано. Затем были построены два придела. Один святым женам Мироносицам, другой – предтече и крестителю господню – Иоанну.

В 1695г. Идя в 1-й Азовский поход Петр 1 останавливался в с. Алымец и по его приказу были построены 60 домов связей, мельница и каменная церковь Дмитрия Солунского с тремя престолами. В 1913г. Население прихода составляло 5154 человека. Иконы в храме были в золоченых окладах. Вокруг села Царево было расположено 7 дворянских гнезд. Дворяне делали большие пожертвования храму. Служил в храме священник Василий Солнышкин.

Ученик 16(слайд 27) Мое родное село - Родина двух Героев Советского Союза Сотникова Александра Тимофеевича и Шепелева Николая Гавриловича, Героя Социалистического труда Букина Михаила Афанасьевича, почетного гражданина Тербунского района Кузнецова Сергея Ивановича.

Учитель: Каждый город, село нашей области интересны и самобытны по-своему, но всех нас объединяет чувство гордости за родной край. Чувство родины – самое естественное из всех человеческих чувств. Невозможно жить и не прикоснуться сердцем к родным местам. И пусть каждый из вас любит свой край за рассветы и закаты, белоствольные березки и русские песни, словно чистые родники.

Звучит песня «Живи, родник живи» в исполнении Титовой Ольги, Семенцова Ивана, Кузьминой Екатерины, Амзоян Тэли. (слайд 28)

1. Поёт день и ночь

В сторонке родной

Заветный родник лесной.

Воды во Вселенной всей.

Я помню, в жаркий день июля

Земля, ручьём звеня,

Чтоб напоить меня.

Припев: Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

Она как любовь чиста.

Пусть струйка тонка и легка,

С неё началась река.

Слышен в любой дали,

Припев : Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

Учитель:- Ребята, можем ли мы гордиться своей малой родиной, своей областью? (Ответы детей)

(Представление рисунков «Люблю тебя, мой край родной»)

Учитель (слайд 29)

«Любить свой край, знать его особенности,

его богатства, его историю-

на этих лучших чувствах к родным местам

и воспитывается подлинный патриотизм….».

М. И. Калинин

« Мой дом – Россия»

1 .Я выйду за город - крапива колется,

Поёт соловушка над головой,

И машет ветками моя околица,

И пахнет клевером в степи живой

Уеду за море на зиму целую -

Полюбопытствовать в чужом краю,

И те же самые берёзки белые

От удивления не узнаю

Припев:

Грибного лета дожди косые,

Родного дома тепло и свет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

2. По лужам высохшим плывёт вразвалочку

Моих корабликов бумажный флот,

Мне детство давнее бросает чалочку,

И мама с улицы домой зовёт...

Припев:

Грибного лета дожди косые,

Родного дома тепло и свет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

Припев:

Грибного лета дожди косые,

Родного дома тепло и свет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

И лучше дома на свете нет!

Мой дом - Россия, мой дом - Россия,

Живи, родник, живи

1. Поёт день и ночь

В сторонке родной

Заветный родник лесной.

И нет холодней, и нету вкусней

Воды во Вселенной всей.

Я помню, в жаркий день июля

Земля, ручьём звеня,

Как будто ковш мне протянула,

Чтоб напоить меня.

Припев: Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

2. Вода родника - живая вода,

Она как любовь чиста.

Пусть струйка тонка и легка,

С неё началась река.

А мне всегда родник бессонный

Слышен в любой дали,

Словно звучит с глубин бездонных

Припев : Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

Живи, родник, живи,

Родник моей любви,

Любви к земле одной,

К земле навек родной.

1. Солнечным светом залитый край родной,

Где наклонились ракиты над рекой.

Где перекатные плески так нежны,

И песни, песни, Русские песни слышны.

И песни, песни, Русские песни слышны.

2. Что нам осталось в наследство?- Красота.

Выткали руки кудесниц кружева.

Из деревенских окошек

Смотрит на нас старина,

И песня, песня, Русская песня слышна.

И песня, песня, Русская песня слышна.

3. Мы пронесем в нашем сердце сквозь года.

Верность любимой отчизне навсегда.

Станет сильнее, чем прежде

Наша родная страна

И песня, песня, Русская песня слышна.

И Русская песня, будет повсюду слышна.

Литературно-музыкальная композиция. « Я люблю тебя, моя деревня»

Данная литературно-музыкальная композиция может быть использована на уроках мужества? открытых воспитательных мероприятиях, выступлениях коллективов в мероприятиях, посвященных празднованию Дня Победы.

Участниками данной композиции являются учащиеся 5-6 классов.

Цель и задачи:

Цель: формирование у подрастающего поколения активной гражданской позиции, воспитание в духе патриотизма и любви к малой Родине;

Задачи:

Приобщение детей, подростков, молодежи к патриотическим и историческим традициям культуры своего Отечества;

Воспитание обучающихся и воспитанников в духе патриотизма и любви к малой Родине;

Формирование нравственных чувств и эстетических потребностей детей и подростков через работу над уровнем репертуара;

Выявление и поддержка талантливых детей и подростков, реализация творческих возможностей, развитие лучших традиций художественного творчества.

Оборудование: музыкальный центр, проектор, компьютер

Песня «С чего начинается Родина»

(под медленную мелодию дети начинают читать стихи)

1 чтец . Откуда начинается Россия

С Курил? С Камчатки или с Командор?

О чём грустят глаза её большие

Над камышами всех её озёр?

2 чтец . Россия начинается с пристрастья

К труду, к терпенью. В том её звезда.

И в этом каждый видит своё счастье.

Она горит и светит нам всегда.

3 чтец. Отсюда все дела её большие,

Её неповторимая судьба.

И если ты причастен к ней – Россия

Не с гор берет начало, а с тебя.

1 чтец . Наша большая Родина – Россия. Эти строки – о ней. А малая родина у каждого своя. Край дремучих лесов, край невиданных рек…-это всё она, уникальная земля Суксунская. А малая частица её деревни Агафонково и Бердыкаево.

2 чтец : Каждую малую ветку,

Каждый цветок над ручьем

Мы Родиной нашей любимой,

Родиной малой зовем.

Может быть, красивее,

Может быть, счастливее,

Может быть, богаче

Где-то есть края.

Только нет милее,

Только нет роднее

На земле деревни,

Чем моя.

Ведущий : Родной край! Здесь мы родились и живём, здесь мы впервые ощутили ласковый свет солнца, здесь мы начали опознавать окружающий нас мир.

(Звучит тихо музыка П. И. Чайковского и учащиеся рассказывают стихи.)

1 чтец : Родина наша малая-

Там, где родился и рос

Связаны с ласкою маминой,

С лепетом белых берёз.

2 чтец: Родина наша малая-

Там, где в тяжёлый год

Сердце наше усталое

Чуточку отдохнёт.

3 чтец: Родина наша малая-

Там, где в прощальный час

Зори восходят алые,

Добром, провожая нас.

(Исполняется учащимися песня «Наш край». Слова: А. Пришельца. Музыка Д. Кабалевского )

4 чтец. Деревня Агафонково и Бердыкаево – это край, где мы родились. Здесь наши корни, здесь наша семья. Здесь, мы сделали первые шаги. Эти деревни самые отдаленные деревни нашего района. История этих деревень тесно связана. Возникновение деревни Бердыкаево официально зафиксировано в 1675 году, тогда она впервые появилась на карте Кунгурского края. По переписи Кайсарова на месте теперешней деревни Бердыкаево стояли 3 юрты. Выходит деревне Бердыкаево не менее 400 лет. История возникновения деревни Агафонково связано 1670-80 ми годами. По переписи 1811 года, на карте появляется деревня Агафонково, но дворы числятся в деревне Бердыкаево. По переписи 1869 года волостной центр находится в деревне Агафонково, которая вышла из состава деревни Бердыкаево. Родоначальником деревни Агафонково считается дед Агафон. Дед его, Енаруш Кунилев, жил в соседней юрте, рядом с Бердыкаем Кобеняковым. По описанию родовых знаков - они с одного рода. Деревня Агафонково расположена на живописном берегу реки Сылва.

1 чтец. У каждого листочка,

У каждого куста

Есть главное на свете

Есть Родина своя.

Для ивушки плакучей,

Нет реченьки милей

Для беленькой березки

Опушки нет родней.

Есть ветка у листочка,

Овражек у ручья.

У каждого на свете

Есть Родина своя.

А там, где мы родились

Где радостно живём,

Края свои родные.

Мы Родиной зовём.

5 чтец. Самым любимым местом в моей деревне для меня является мой родной дом.

Все дороги ведут сюда

В мой родительский отчий дом

В этом доме всегда весна.

Мне не надо красивых хором

Мне не надо чужих земель

Этот дом – это всё для меня

Громче всех здесь поёт капель

И свежее всех, после дождя.

Песня «Родительский дом»

Ведущий 1. В 1928 году в деревне возник колхоз, которому были отданы лучшие земли крестьян. Первым колхозом в деревне был колхоз «Игенче» , который состоял из 15 хозяйств. На весь район славилась молочно-товарная ферма- победитель областного соревнования. Передовые доярки в 1958 году занесены в областную Книгу Почета. в 1964 году колхоз поменял название на колхоз «Агафонковский» В 2000 году проведена реорганизация колхоза в сельскохозяйственный производственный кооператив, из-за развала экономики в области, районе, в деревне. Но деревню это не спасло.

Чтец 2. Я люблю тебя моя деревня

За твои прекрасные поля,

За колосья золотого цвета

И за блеск журчащего ручья.

За пруды поросшие травою,

За леса зеленые твои.

Я ищу в них вечного покоя

Трогая рукою ковыли

Чтец 3. В 1941 году на нашу Родину обрушилась беда: началась Великая Отечественная война. На фронт из нашей деревни ушло 255 человек. Наши деревенские жители не остались в стороне: они храбро воевали, сражались на разных фронтах, многие были ранены, 155 человек остались на полях сражений. В 2015 году вся страна отметит 70-летие Великой Победы. А в нашей деревне остался лишь один ветеран Великой Отечественной войны – Мусабикова Гульшира. .

Читаю короткие сводки:
Мол, фронт – без особых боев…
А мы подбираем пилотки,
Свалившиеся с голов.
Винтовки вздымаем круто.
Грусть сыплется с желтых берез…
И девушка-санинструктор
Не просыхает от слез.

Чтец. В настоящее время на территории Агафонково находится школа, когда-то она была средней, а сегодня она – филиал Тисовсой школы- в школе обучаются всего 12 учащихся, и 10 дошкольников группы кратковременного пребывания., а когда –то и она славилась своими учениками.
Звучит тихая мелодия, на фоне которой ученик читает
стихотворение.
Маленький кусочек от России –
Деревушка милая моя,
Многих ты в полях своих взрастила,
Отпустила в дальние края.

Отпустила, снова не вернула,
А сама осталась уж не той.
Маленький кусочек от России,
Я вдали – душа моя с тобой.

По деревне бродят только бабки,
Нет ребят и маленьких внучат,
Не дежурят ночью по порядку,
Колотушки ночью не стучат.
Некому стеречь и от пожара
Да и слова некому презреть.
Маленький кусочек от России
Неужели может умереть?

Некому в полях пахать и сеять,
Некому картошку убирать,
Некому, друзья мои, поверить,
Что деревня может умирать.

Не могу, но все идет к кончине,
Если только молодежь опять
Не вернется в край, где нас учили
Сеять, жать и поле убирать.

Песня «Деревня моя»

Ведущий.
Любовь к малой Родине – это не пустые слова. Не хочется верить, что может исчезнуть наша маленькая и такая дорогая для нас деревня. Но в наших силах изменить все и сохранить самое дорогое – малую Родину.

Ведущий : Нельзя не гордиться краем, в котором ты живёшь.

Моя любимая родная деревня

Ты на свете живешь много лет.

Для меня ты красива, и дорога.

Зажигается в окнах свет.

Полевые твои цветочки

Я готов целовать всегда

Обнимать лесные берёзки

Видеть речки родной берега.

И никак нельзя позабыть

Твой сладчайший запах сирени,

Шепот листьев, просторов синь,

Звон весенней первой капели.

Ты мне нужна–

Как небу, солнце

Ты мне нужна –

Как рыбе, вода.

Ты мне нужна

Как свет в оконце

Я любить тебя буду всегда.
Ведущий: Малая Родина… Деревня, где вы родились, где живут ваши родители, где все знакомо до слез: тропинка в школу, тонкие красавицы-березки у дороги, узорчатые наличники родного дома. Все это нужно сберечь и сохранить, как самую большую драгоценность, ведь все это – Родина, а она у человека одна.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!