Образовательный портал - Varnavinschool

Путь ермака на современной карте. Присоединение западной сибири к российскому государству


Наше восприятие о начале русской Сибири связано с именем Ермака Тимофеевича. Четыре столетия назад его дружина в 1581 году перешла "Каменный пояс" Урала и разгромила агрессивное Сибирское ханство - один из последних осколков Золотой Орды.

Произошло событие огромной исторической важности: последний монгольский царь Кучум был разбит, и этим была заложена основа Азиатской России. Поход Ермака в пределы Сибирского ханства положил начало освоению Сибири русскими. За Урал двинулись казаки и переселенцы. Подвиг Ермака и его дружины навсегда был вписан в сибирские летописи. Но так ли было это на самом деле? Как мог Ермак завоевать Сибирь, если она была в вассальной зависимости от Московии? Как можно завоевать огромные просторы Сибири с численностью отряда в шестьсот человек и разгромить ханскую власть Кучума? Народные предания говорят о том, что Ермак не погиб, но кого же тогда нашли утонувшим в реке и в доспехах? А также, Иван Грозный - потомок Чингизхана и почему не состоялась английская колонизация Сибири? Об этом всём и поговорим.

Что нам известно про огромную страну тех времен, где жили наши предки? Вместо истории Московской Тартарии с Великой (Сибирской) Тартарией, нам подсовывают историю покорения Сибири, а точнее, Сибирского ханства, которое располагалось в районе течения Тобола. Эта Сибирь по занимаемой площади была настолько маленькой, что едва составляла хотя бы пятнадцатую часть современной Сибири. А что же происходило на остальной территории?

Географические размеры Сибирского ханства, покоренного Ермаком, (где несколько летописей повествуют его легендарный поход), примерно сопоставимы с Францией. В той же Британике, в географической таблице указаны размеры территорий: Франция - 139 000 кв. миль, Московитская Татария - 3 050 000 кв. миль. Разница - более чем в двадцать раз. Кажется, странным, что история громадного края сведена к истории (даже не к истории, а лишь к истории завоевания) его одной двадцатой части. И это, очевидно, является большой проблемой в исторической науке.

О покорении Сибири Ермаком Тимофеевичем существует несколько летописей:

1) Самая древняя, правдивая и признанная всеми - Есиповская летопись, написанная донским казаком Саввою Ефимовым, сподвижником Ермака, который был глубоко верующим человеком и в последствии стал дьяком архиепископа Тобольского и Сибирского. Летопись эта окончена в 1636 году, когда автору её было около 80 лет.
Название у неё было длинное и само по себе уже отражает идейные пристрастия автора: "О сибирстей стране, како соизволением божиим взята бысть от русского копья, собранного и водимого атаманом Ермаком Тимофеевым и своею храброю и предоброю дружиною и соединомысленною".

2) Строгановская, написанная около 1600 года, которой больше всего придерживался Карамзин. Оно и понятно, летопись эта отличается большой пристрастностью, склоняющеюся к возвеличению перед Россией заслуг купцов Строгоновых, а потому во многих деталях является искаженной.

3) Краткая Сибирская летопись Спасского.

4) Латинская, относящаяся к концу ХVII века. Летопись эта хранится в Императорской Публичной Библиотеке и в 1849 году переведена на русский язык Небольсиным.

5) Новая летопись, составленная в конце ХVII или в начале ХVIII в.в.

6) Летопись Сибирская краткая Кунгурская, - одна из летописей, возникшая во 2-й пол. 17 в. в Прикамье. В полном виде текст К. л. не сохранился. Известен по включениям в первоначальный текст Ремезовской летописи.

7) "История Сибирская" С.У. Ремезова (Ремезовская летопись) - уникальный памятник русской культуры, созданный в Тобольске в конце XVII века.

8) Опросы в 1621 г. первого Тобольского архиепископа Киприана, одного из оставшихся в живых сподвижников Ермака. Он описал о покорении ими Сибири во всех обстоятельствах похода.

Есиповская летопись признается Фишером, Миллером и Карамзиным за самую достоверную; она начинается так: "Избрав Бог не от славных муж, не от царского веления воевод, а вооружи славою и ратоборством атамана Ермака, Тимофеева сына, и с ним 540 человек". По этим летописям, Ермак был роста среднего, широк в плечах, сложения крепкого, волосы на голове имел черные, кудреватые, бороду черную, глаза весьма быстрые, лицо широкое и пригожее, нос с горбинкой; хорошо сносил стужу и жар, голод и жажду, бессонные ночи, тяжелую работу и проч. Он имел бодрый и затейливый дух, который не давал ему долго сидеть праздно; хитер на вымыслы и быстро приводил их в исполнение; храбр до дерзости и милосерд к побежденным. Считая себя борцом за православную веру, он, как и все казаки того времени, был всегда набожен, строг в соблюдении постов и обрядов веры и всегда призывал в своих предприятиях на помощь Бога и Пречистую Его Матерь. Строго наблюдая за нравственностью казаков и требуя от них целомудрия, атаман Ермак перед каждой битвой или после победы всегда приказывал бывшим в его войске трем священникам и одному иеромонаху служить обедни или петь благодарственные молебны. Перед битвами любимые его слова были: "Когда Бог нам поможет, то одолеем врага".

Но посмотрим, что говорит Карамзин, придерживавшийся, как известно, Строгановской летописи.

"Мысль о покорении Сибири внушили Ермаку купцы Строгановы, владевшие по жалованным грамотам всеми землями по рекам Вычегде, Сильве и Каме до р. Чусовой. Слыша о подвигах казаков в низовьях Волги, умные Строгоновы будто бы предложили Ермаку и его товарищам службу честную: послали им дары, написали грамоту ласковую (6 апреля 1579 года), убеждали их отвергнуть ремесло, недостойное христиан, быть не разбойниками, а воинами царя белого, искать опасностей не бесславных, примириться с Богом и Россией; сказали: "Имеем крепости и земли, но мало дружины: идите к нам оборонять Великую Пермь и восточный край христианства". Ермак со товарищами прослезился от умиления, говорит Строгановская летопись: мысль свергнуть с себя опалу делами честными, заслугою государственною и променять имя смелых грабителей на имя доблестных воинов отечества, тронула сердца грубые, но еще не лишенные угрызений совести... Они подняли знамя на берегу Волги, кликнули дружину, собрали 540 отважных бойцов и 21 июня прибыли к Строгоновым - "с радостью и на радость", говорит летописец: "чего хотели одни, что обещали другие, то исполнилось: атаманы стали грудью за область христианскую. Неверные трепетали. Где показывались, там и гибли".

Как видим, Есиповская летопись показывает нам набожного Ермака, соблюдающего посты, обряды и т.д., а Строгановская показывает нам Ермака разбойником и безбожником. О дружине Ермака, как о разбойничьей шайке историки упоминают слова Ивана Грозного: "Мы на тех казаков волжских, на Митю Бритоусова и Ивана Юрьева (Кольцо) опалу свою положили, казнить их велели...". Но в документах той поры, упоминающих Ивана Кольцо, Митрия Бритоусова и других волжских атаманов, занимающихся разбоем, имени Ермака нет, он в соответствии с грамотой, в это время состоял на службе у Строгановых. Становится понятным приход именно Ивана Кольцо с повинной к царю и дарующим освобождённые Сибирские земли.

О численности казаков у Ермака данные разнятся, но вот что сумел выяснить Герард Фридрих Миллер, по его данным казаков было несколько тысяч человек, данные Ремезовской летописи показывают, что Ермак привел на Чусовую 6 тысяч человек. В оконечном итоге, Ермак привел в столицу Искер (Сибир) только четыре сотни боеспособных казаков, да ещё полторы-две сотни раненых, которые не могли сражаться. А у Саввы Есипова мысль о превосходстве огнестрельного оружия родилась из представления о том, что русский отряд, приведенный в Сибирь, был крайне малочисленным.

По Миллеру Ермак самовольно отправился в Сибирь и грабил Строгановские вотчины, а по Строгановской летописи, Ермак был снаряжен в поход царём и Строгоновыми. В то же время Иван Грозный пожаловал в 1572 году Строгановым огромную площадь земель "за Камнем", то есть за Уралом, по Тоболу, Иртышу и Оби. Поэтому Карамзин и предположил, что поход Ермака осуществлялся по царской воле и с царского указа. Если вспомнить, донское казачество с 1671 года признало протекторат московского царя Алексея Михайловича, то есть отказалось от самостоятельной внешней политики, подчинив интересы Войска интересам Москвы, Внутренний распорядок остался прежним. И только когда Романовская колонизация юга продвинулась до границ Земли Войска Донского, тогда Петром I была проведена инкорпорация Земли Войска Донского в состав Российского государства. То есть, донцы, начиная с Алексея Михайловича стали служить интересам Московии.

"Мы, Донские казаки, бьем тебе, царь Иван, царством Сибирским", повествует летописец. Эти слова говорят сами за себя. Следовательно, атаман Ермак и его сподвижники, если и не все, то большая их часть, были природные Донские казаки, которых летописцы ХV и ХVI в.в. называли Азовскими.

Когда-то из Сибири, часть племён Андроновской культуры переселилась в Индию, а после некоторая их часть переселилась обратно, но уже минуя территорию Средней Азии, пройдя Каспий, перейдя Волгу, они поселились на территории Кубани, это были синды. Они-то и составили основу азовского казачьего войска. Будучи в Индии, они немного приняли в себя кровь местных племен с темным цветом кожи - Дравидов и среди всего казачества, они единственные имеют темный цвет волос и глаз. Также при переселении они претерпели метисацию крови с южными народами, древними персами, парфянами, тюрскими племенами, эллино-скифами. Поэтому среди них большей частью встречаются брюнеты с вьющимися или волнистыми волосами, атаман Ермак как раз был один из них. Они среднего роста, крепкого сложения, выносливы, храбры и предприимчивы. Тип этот и теперь очень резко выражается среди казаков низовых станиц, в особенности, в Старочеркасской и Раздорской на Дону и даже выше, до хутора Калача Пятиизбянской станицы. Выше по Дону он почти отсутствует. Примерно в XIII веке, часть из них ушла в устье Днепра, где позже стали называться запорожскими казаками.

До нас не дошел ни один живописный портрет Ермака, да и вряд ли они существовали при его жизни. Портретов с "воров", "разбойников" и "татар", как называли тогда казаков - разумеется никто не писал, а когда к Ермаку пришла официально признанная слава, его уже не было в живых. Во время похода в Сибирь ему было 35 - 40 лет.

Также скрыто и настоящее имя Ермака. Историки дали Ермаку семь имен: Ермак, Ермолай, Герман, Ермил, Василий, Тимофей и Еремей. Для одних он волжский, для других донской казак. Историк войска донского В. Броневский без ссылок на документы писал о Ермаке, как уроженце донской станицы Качалинской. В списке атаманов, приложенном к "Краткой летописи Донского казачьего войска", опубликованной в "Донском календаре" за 1876 год, Ермак Тимофеевич упоминается среди атаманов за 1579 - 1584 годы, но опять - таки без всяких документальных свидетельств. Есть среди этих свидетельств и неподтвержденное имя Ермака - Василий Тимофеевич Аленин.

До нас не дошли имена казачьих атаманов и есаулов, храбро бившихся под казанскими стенами с татарами, не сохранилась и грамота царская. Но участие донцов в казанской осаде осталось в памяти народной. У стариков-станичников Багаевской и других станиц еще сто лет тому назад можно было слышать песню, где воспевали подвиги донского атамана Ермака Тимофеевича, взявшего Казань и подарившего ее царю Иоанну Васильевичу. Есть и еще песни, где поется о Ермаке, который явился к царю Иоанну Васильевичу и посоветовал ему, как взять Казань. Очевидно, что в народной памяти остались подвиги наших дедов под казанскими стенами. Ермаку Тимофеевичу, этому первому герою-казаку, казаки приписывали и атаманство под Казанью. После взятия Казани начались постоянные сношения Московского царя Иоанна IV Васильевича с донскими казаками.

Так, в одной из казачьих песен рассказывается о взятии Казани, как при взрыве стены погиб отец Ермака - атаман Тимофей Чига, в этом сражении принимал участие и его молодой сын Ермак. Возможно, сражался он и при взятии Астрахани, где дрались до 5000 донских казаков.

"Казаки в Казань ворываются,
А орда из ней убирается,
Царь въезжает во Казань-город,
Он там хвалится, прославляется.
Вот Ермак к нему является:
- Чем, Ермак, тебя пожаловать?
- Ты отдай, государь, нам Тихий Дон,
Снизу доверху, сверху донизу,
С его реками и вершинами! "...

Кстати, реваншистам разных мастей можно разъяснить, что взятие Казани - это не злобное русское нашествие, а результат борьбы за осколки Золотой Орды между Москвой и Стамбулом, ставшей актуальной после падения Византии, и вылившаяся в гражданскую войну в Казанском, Астраханском, Крымском ханстве и Ногайской орде. Причем если в Казанском и Астраханском ханстве в этой борьбе победили прорусские силы, то в Крымском - протурецкие.

Именно Золотая Орда спасла Русь от покорения католической Европой, чего очень боялась православная церковь. Так как тюрки-мусульмане не ставили задачу рекрутировать славян в свою веру. А Ватикан такую цель ставил. И война с крестоносцами в 13-14 веках яркое тому свидетельство. Невский приветствовал власть Орды, ибо считал, что только она в состоянии сдержать натиск "католических вероотступников". Падение Золотой Орды привело к интервенции со стороны Польши, Швеции в период великой смуты. Вхождение татар в состав России было добровольным и осознанным выбором, путь к которому в силу тогдашних геополитических реалий и противоборств был труден и кровав. Уже одно то, что во время русской смуты татары поддержали Русское государство, а не ляхов, говорит об этом.

Также огорчу тех, кто считает, что по традиции Золотой Орды власть могла принадлежать только чингизидам (потомкам Чингисхана), в том числе и над Казанью. Так вот, Иван Грозный имел на Казанский престол династические права не меньшие (если не большие), чем правитель Казани Едигер (Ядигер). В крови матери Ивана Грозного Е. Глинской текла кровь чингизидов. Елена Глинская была дочерью Олексы - сына Мансура Киятовича, который был сыном Мамая и дочери Бердибека, являвшегося ханом Золотой Орды. Чтобы было понятно, Бердыбек - прямой потомок Чингизхана, дочь Бердибека была замужем за Мамаем, у них было, по крайней мере, два сына. Один из них - князь Мансур Кият, у него был сын Алекса, который в 1390 году принял христианскую веру в Киеве. Алекса Мансурович при крещении был наречен Александром. Тогда же был крещен и его сын, ставший Иваном.

Вот этот-то Иван Александрович (правнук Мамая) добился для себя в 1399 году от великого князя Литовского Витовта титула князя Глинского. Великий князь Витовт женил молодого князя Ивана Александровича на острожской княжне Настасье Даниловне. Таким образом, дети правнука Мамая обрели генеалогическую связь с молдавскими господарями и сербским королевским родом Неманичей.

Его сын Борис Иванович Глинский (умер в 1451г.) родил Льва Борисовича Тёмного Глинского. Его дочь - Княжна Елена Васильевна Глинская - вторая жена московского великого князя Василия Ивановича, мать Ивана Грозного, правительница государства во время его малолетства. Таким образом, Иван Грозный был потомком Чингизхана, такой вот расклад. Ну и соль на рану тем, кто сеет вражду между русскими и татарами, посмотрите, как татары Казань брали.

В истории Ермака отмечено, что его поход был первым военным походом русских в дикую, пустынную и неизведанную страну Сибирь. Конечно, это не совсем так. Ермак не был первым русским полководцем, который привел в Сибирь свой отряд.

Народы севера Западной Сибири издавна поддерживали экономические связи с русскими землями и прежде всего с Новгородом. Еще в XI столетии предприимчивые новгородские и поморские купцы проникали в низовья Оби и Таза, куда привлекали их в первую очередь пушные богатства. Самые первые сведения о военном походе русских в Сибирь относятся к 1384 году, когда новгородский отряд прошел на Печору, и далее, северным походом через Урал, на Обь. Сведения об этом походе крайне отрывочные, и неизвестно, кто возглавлял отряд, сколько в нем было человек и какие цели он ставил перед собой.

С ослаблением Новгорода и подпаданием его под власть московских великих князей, разведкой и завоеванием Приуралья и Сибири стали заниматься московские воеводы. Если новгородцы преследовали главным образом экономические интересы, то есть завязывали мирный торг, то московиты преследовали явно политические цели и хотели присоединения северных земель. Их главной задачей в новых землях было приведение местного населения под власть московского государя и взимание дани в его пользу.

Когда торговые и политические связи новгородцев унаследовало Московское государство, то в конечном итоге далекие сибирские земли включило в состав своей территории. В Югорскую "вотчину" великие князья московские неоднократно посылали ратных людей для сбора дани. Таковыми были походы устюжанина Василия Скрыта (Скрябы) в Югру (1465 г.). Через несколько лет, в 1472 году воевода Федор Пестрый совершил крупный военный поход в Пермь, завоевал её и выстроил в центре этой земли укрепленный город Чердынь, который стал форпостом русского присутствия в Пермском крае и Предуралье. В 1478 году Москва присоединяет к своим владениям огромные владения Господина Великого Новгорода на севере, в том числе и на северо-востоке, по Печоре и Двине.

В 1483 году состоялся крупный поход воевод князей Федора Курбского и Ивана Салтыкова-Травкина на Пелымское княжество, которое занимало земли на Урале, по Тавде и Пелыму. Воеводы прошли Пелымское княжество, разгромили войско пелымского князя, наложили дань на его население и потом прошли вверх по Оби до слияния с Обью Иртыша. От Иртыша отряд воевод прошел до устья Тобола и вернулся в Московию. Получается, что они прошли маршрутом Ермака за сто лет до казачьего похода.

В 1499 году состоялся крупный военный поход воевод князей Семена Федоровича Курбского, Василия Заболоцкого - Бражника и Петра Федоровича Ушатого во главе отряда из 4 тысяч ратников в Югорскую землю. Отряды князей двигались по Мезени и Печоре к городку Усташу, где должны были соединиться. 21 ноября 1499 года объединенный отряд вышел в поход за Югорский Камень, то есть должен был перевалить высокий Приполярный Урал по горному проходу, уже хорошо известному русским. Поход должен был покорить остяков и вогулов, живших по восточную сторону Урала, вплоть до устья Сосьвы, впадающей в Обь. Всего до тех мест отряд прошел более 6,5 тысяч верст.

Отряд взял штурмом более 40 укрепленных городков, захватил в плен 58 князей и богатырей, множество простых воинов. На население была наложена дань в пользу московского князя. В 1502 году, после возвращения князей из похода, Иван III присвоил себе титул князя Кондорского и Обдорского. Одним словом, за 80 лет до Ермака русские уже завоевали северную часть Восточного Предуралья.

Выше вы видите первую карту России 1525 года (кликабельно). Задолго до Ермака Сибирские земли от Перми, Кондоры и до Байды и Лугории (Приобский бассейн) были известны Московии и в некоторой степени подчинены ей. Московское княжество имело влияние до земель Сибирской Тартарии, до земель Пегой Орды, где были многочисленные казачьи объединения. Также обратите на рисунок справа, где изображен большой город Архангельск, который по официальной версии основан в 1584 году.

Но все эти походы до времён Ермака, не привели к присоединению и освоению Сибири. Зависимость местных племен от Московии была в значительной степени формальной и ограничивалась нерегулярной уплатой дани. Влияние Московского государства за Югорским Камнем в XV - XVI веках оспаривало Сибирское ханство. Оно выделилось из состава Золотой орды в первой трети XV века. Основателем династии сибирских ханов был Хаджи - Мухаммед - хан, потомок одного из братьев знаменитого Батыя, Шейбани. Татары вели полукочевой образ жизни, занимались скотоводством, охотой и рыболовством. Земледелие в небольших размерах существовало только в поймах Тобола и Иртыша, и большого хозяйственного значения не имело. Сибирское ханство было эфемерным политическим образованием. В нем никогда не прекращалась междоусобная борьба. Власть с переменным успехом оспаривали потомки чингизида Шейбани - хана и местного татарского княжеского рода Тайбугинов. Когда появился Сибирский хан Едыгей, то он постарался заключить союз с Московией и согласился платить ей дань. Едыгей понимал, что Иван Грозный взял Казань, разгромил Давлят Гирея и видел в нём поддержку, потому, что с Южных земель повеяло сильной угрозой.

В Сибирской Тартарии и особенно в Пегой Орде никто тогда строго не придерживался какой-либо веры, между собой мирно сосуществовали язычники, магометане, христиане, никто не навязывал насильно свои убеждения.

Но как в случае с Чингизханом, Мамаем, а потом и Темурмаликом, опять появились тёмные силы, которые стали стравливать народы и теперь уже из Бухарского ханства появился очередной завоеватель Кучум и он появился не с проста. В 1559 году состоялся договор между Ливонским орденом и Сигизмундом, после чего Ливония вступила под протекторат Польши. Было чего опасаться, Ливонский орден в 1242 году был в составе Тевтонского ордена и участвовал в Ледовом побоище на Чудском озере, Запад с тех пор своих планов по отношению к нам не менял. В ходе Ливонской войны XVI века, орден потерпел ряд поражений от войск Ивана Грозного, после чего в 1561 году распался.

В 1562 году Иван Грозный включает в царский титул слова "... и всея Сибирской земли повелитель". При Иване Грозном Россия присоединила Поволжье, Северный Кавказ. Пробивала дорогу к Балтике, сокрушила Ливонский Орден. Однако вздыбились Литва, Польша, Швеция, Дания, Крымское ханство. Добавились измены собственной знати. Тем не менее, наша страна успешно справлялась со всеми трудностями. Литву разгромила, татар отражала. Шведов и датчан сумела перетянуть на свою сторону. А для искоренения внутренней оппозиции был введен чрезвычайный режим - опричнина.

Вот тогда-то и закрутился тайный антироссийский альянс. Возглавили его папа римский и орден иезуитов, так они принялись направлять и координировать деятельность врагов нашей страны.

Даже польский король Сигизмунд II Август слёзно писал английской королеве Елизавете I о значении русских в Ливонии: "Московский государь ежедневно увеличивает своё могущество приобретением товаров, которые привозятся в Нарву, ибо сюда помимо прочего, привозится оружие, до сих пор ему не известное... приезжают военные специалисты, посредством которых, он приобретает средства побеждать всех"...

Англичане, обеспокоенные по поводу укрепления Русского государства, под видом торговых отношений, с 1553 года начинают активные действия в отношении Сибирской колонизации, но у них ничего не вышло и всё это вылилось в создание торговых отношений с Москвой. Вот как это было по официальной версии.

В XV веке Сибирью заинтересовались европейцы. Их интерес был таков: из Китая вывозились товары, пользующиеся огромным спросом по всей Азии и в Европе. Сметливые купцы понимали, что если наладить прямую торговлю с Китаем, то можно получить совершенно фантастические прибыли на торговле этими редкими товарами. Англичане стремились во что бы то ни стало разведать прямой путь в Китай. Согласно представлениям о географии того времени, столица Китая - Пекин, находилась на берегу Срединного озера, из которого вытекала большая река, несущая свои воды к северу. Англичане думали, что эта река - Обь.

Английские купцы учредили "Общество купцов-предпринимателей для открытия стран, земель, островов, государств и владений", которое занялось разведкой пути в Китай через Сибирь. В 1553 году общество снарядило экспедицию из трех судов под командованием Хью Уиллоуби, но два судна погибли, попав в бурю. Уцелевший корабль под командованием Ричарда Ченслора отбился от экспедиции и его вынесло к устью Северной Двины. Здесь команду и капитана подобрали поморы. На санях Ченслор приехал в Москву, где был принят самим царем Иваном IV. Государь щедро одарил моряка и отпустил на родину.

После этого "Общество купцов-предпринимателей", получившее признание королевы, стало снаряжать новые экспедиции. Через несколько лет после неудачной экспедиции Уиллоуби в море, вышла новая экспедиция под командованием Стивена Барроу. Опыт предыдущего плавания был учтен. Корабль Барроу перешел Баренцево море и достиг берегов Новой Земли и острова Вайгач. Путь в устье Оби он не нашел и вернулся в Англию.

В 1580 году "Общество купцов-предпринимателей" снарядило ещё одну экспедицию. Теперь англичане уже приблизительно представляли себе расположение устья Оби. Знали и то, что на Оби находится Сибирское ханство и что столица его - Искер. Два корабля под командованием Артура Пета и Чарльза Дженкина дошли до самой Обской губы. По плану экспедиции предполагалось подняться вверх по Оби до Искера и зазимовать в нем. Но и эта экспедиция завершилась неудачно. Корабль Дженкина погиб в Обской губе, а второй корабль Артура Пета - повернул назад.

Покорение Сибири в свое время стало важным этапом на пути становления русской государственности. Огромную роль в этом сыграл поход Ермака в 1581-1585 годах.

Мнения историков по поводу возникновения идеи покорения Сибирских земель расходятся. Некоторые считают, что изначальная мысль самого похода принадлежит пермским купцам Строгановым, которые ранее уже приглашали к себе Ермака, заботясь о сохранности земель. Но в настоящее время большинство склоняются к версии, что задумка принадлежит самому Ермаку. А купцы выступали не идеологами похода, а лишь в качестве источника финансирования. В свою очередь историк Г. Красинский придерживается мнения, что поход организовывался по указанию московского правительства.

Причины похода

  1. Необъятные просторы. Ходила молва о богатстве и красоте Сибирских земель, что вызывало у российского государства интерес и желание ими завладеть.
  2. Разведка и присоединение земель. Одной молвы было недостаточно. Потребовалось наверняка выяснить, что за земли лежат на Востоке, как живет и как настроено местное население (в то время в Сибири проживало около 250 тысяч человек). В зависимости от результатов разведки по возможности планировалось присоединение земель под дланью .
  3. Защита собственных границ. Иван Грозный считал нужным укрепить восточные границы. Со стороны Сибири в то время действительно существовала угроза. Например, Сибирский хан Кучум часто промышлял набегами на Урал, значительно замедляя этим его освоение.

Как итог, поход готовился под эгидой завоевания и освоения Сибирских земель. И Ермак приложил к этому все необходимые усилия.

Основные события

До сих пор нет достоверной информации о хронологии событий похода и их взаимосвязи. Сибирские летописи отрывочны, путаются в годах и не содержат сведений о месяцах и датах. Но сами факты произошедших сражений сомнений у историков не вызывают:

  • За начало похода Ермака в Сибирь принято принимать 1581 год, хотя в литературе по истории можно встретить и другие варианты (1580 или 1582 годы).
  • Предположительное столкновение с Пелымским князем Бегбелием в 1581 году.
  • Завоевание Ермаком княжества Назым.
  • Вступление в Колпукольскую волость, где Ермак смог одержать верх над князем Самаром.
  • Договор о мире с князем из Нижнего Приобья (который затем остался властвовать на той же территории от имени Ермака).
  • Сражение на реке Иртыш, где Ермак сразился с войском хана Маметкула (родственник Кучума) и разбил его войска своим неожиданным наступлением. Русские покорили город Кашлык — столицу сибирского ханства.
  • В 1985 году настали тяжелые времена для казаков, большие потери и нехватка людей (помощь из Москвы задерживалась, в том числе из-за смерти Ивана Грозного).
  • Гибель Ермака и его отряда от рук Кучума и печальное окончание похода.

Итоги похода

К сожалению, Сибирские первопроходцы отдали свои жизни, покоряя новые земли. Но плоды завоевания Сибири для Русского государства нельзя не оценить по достоинству. На широчайших просторах настроили новые города и постепенно расселились крестьяне. Молва о богатстве земель за горами Урала оказалась правдой, а русская казна увеличилась за счет повышения размера поступающих налогов.

Несмотря на драматический исход похода, имя Ермака прочно укоренилось не только в летописях и работах историков, но и в народном творчестве. О нем писали песни, сочиняли былины, писали картины. А с приходом технического прогресса об освоении Сибири был снят не один фильм. В военном деле спустя даже сотни лет русские полководцы изучали и перенимали его стратегии в построении войска.

Благодаря собственному упорству и захвату столицы ханства Ермак вошел в историю не проигравшим, а победителем.

История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков их потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Я. М. КАРАМЗИН

Карта Сибири из «Чертёжной книги» (юг - вверху, север - внизу, запад - справа, восток - слева).

Сибирские летописи содержат восемь летописей о походе Ермака Тимофеевича в Сибирь, и даже больше, летописи повествуют о том, что происходило после смерти атамана казаков Ермака Тимофеевича, это кладезь уникальных исторических очерков, особо ценный подробный исторический источник.

Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири. Лубок XIX века.

Список Сибирских летописей.

1) РУМЯНЦЕВСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ
2) ХРОНОГРАФИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ
3) ПОГОДИНСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ
4) СТРОГАНОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ
5) БУЗУНОВСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ
6) ПУСТОЗЕРСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ
7) ОПИСАНИЕ СИБИРИ
8) КУНГУРСКИЙ ЛЕТОПИСЕЦ

Лев и единорог на знамени Ермака, бывшем с ним при покорении Сибири (1581-1582 гг.)

Таким Ермака изображали на многих однотипных портретах 17-18 века.

Историческая справка о современном слове Сибирь, укоренившимся современном понимании Сибирской земли, как следует из летописей Сибирь это прежде всего город властителя Хана Кучума, который впоследствии был убит калмыками за то, что разорял и грабил своих подопечных на закате бесславной своей жизни, Кучум угнал табун лошадей за это злодеяние, калмыкские воины его догнали, и убили.

"Царь Кучум много раз пытался вернуть Сибирь и отомстить. Однажды (он) собрал войско, пришел в Сибирь, дошел до реки Иртыша, разорил несколько селений басурманских и ушел восвояси. Как только узнали об этом в Тобольске, послал воевода за ним войска, и догнали его на границе со Степью, и напали, людей его перебили, и захватили у него двух цариц и сына и огромные богатства. Сам же Кучум убежал с небольшим отрядом, а дойдя до своего улуса, остальное войско взял и когда шел через калмыкские улусы, то угнал конские табуны. Калмыкские же воины догнали его, и войска его разгромили, и коней своих отвоевали. Тогда царь Кучум бежал в Ногаи и там был ими убит."

Сибирь (Кашлык, Сибир, Сибер, Ибер, Искер) город, столица Сибирского ханства. Находилась на правом берегу Иртыша при впадении реки Сибирки, в 17 км выше современного Тобольска в Тюменской области, сейчас памятник археологии "Кучумово городище".

В то время часто случались набеги Кучумовских племен на Пермь и пермские русские земли, которые в следствии этого несли постоянные разорения, претерпели насилие и людское горе, это беспокоило Ивана Васильевича, после некоторых расспросов братьев Строгановых о Сибирском царстве, и о возможности защиты от набегов башкир, остяков, вагулов, татар, нагайцев, сибирских отрядов, и других кочевников, Иван Васильевич дает добро грамотами с государевыми золотыми печатями на земли от устья реки Чусовой вверх по обеим берегам вплоть до истока и по притокам до (их) истоков, а в тех местах, от Камы вверх по чусовой - на 80 верстах по правому и левому берегам возвести укрепления для защиты и обороны от набегов басурман, дает полную свободу действий, и защиты всеми доступными способами, после чего начинается строительство укреплений, снабжение необходимыми ресурсами, и набор производится отрядов.

С этого момента на сцене появляется атаман Ермак с соратниками, которые часто разбойничали, громили и грабили на реках Волга, Оке и море, суда, каторги, купеческие торговые караваны с ватагой в 5000 человек, думая пойти в Кызылбаши вместе с донскими и яицкими казаками, чтобы господствовать на море, но этого не случилось, грабя купцов, в том числе государственную казну и прочий православных люд, проливая кровь христианскую, об этих подвигах становиться известно, царю и Великому князю всея Руси Ивану Васильевичу, государь взбешен, и разгневан.

В дальнейшем эти события определили судьбу Ермаку Тимофеевичу с сотоварищами идти на службу к Строгановым, охранять земли от набегов разношерстных племен, и в дальнейшем осуществить военный поход на Сибирь.





В следствии чего Ермак с соратниками поступает на службу к Строгановым загладить вину, возможно из опасений, что прогневался великий князь Иван Васильевич, в том либо, либо ином случае, Ермак обороняет Русскую землю и Пермь Великую, разбивает кочевые отряды и покоряет близлежащие племена кочевников, после чего снаряжается экспедиция на Сибирское ханство Кучума, а дальше идут кровавые и ужасающие битвы с ханом Кучумом и кочевниками, которые многократно превосходили силы Ермака с соратниками, зачастую казаки перед битвой с противником, преклоняли колени с молитвой на устах, а далее в схватке следовала отчаянная храбрость (отступать не куда было), тем и брали противоборствую сторону, стоит отметить, что помощи в Сибирской земле Ермаку не было ни от кого ждать, после каждой схватки гибли соратники.

Отмечу, что восемь летописей о Сибири дают разнообразную информацию, зачастую дополняя друг друга, в итоге складывается общая картинка хронологии в событиях, что было в столь далекое время, кто был Ермак, его происхождение, что он делал, что происходило после смерти атамана Ермака с соратниками в Сибирской земле, никакая Википедия, ни кино об этом не расскажет в полной картине.

Что знают об этом ныне живущие современные Сибиряки? Сомневаюсь, что большинство из современников слышало что-либо об исторических Сибирских летописях, тем более, что описано внутри.

Постскриптум: После покорения Сибирских земель производятся экспедиции на край и конец Сибирской земли, Русским Царством активно осваивается Сибирь (освоение велось вдоль рек - Тобола, Иртыша, Оби, Енисея, Амура), основываются новые города-крепости Тюмень (1586), Тобольск (1587), Берёзов и Сургут (1593), Тара (1594), Мангазея (1601), Томск (1604), Кузнецк (ныне Новокузнецк) (1618), Красноярск (1628), отстраиваются церкви, монастыри, жилые и производственные сооружения, заселяются казаки, купцы, промышленные и служилые люди, казаки, купцы, земледельцы, крестьяне-переселенцы, и прочий люди.

Чертёж всех сибирских градов и земель из атласа Семёна Ремезова, составленного в 1701 году.

Ханство или Царство Сибирское, завоеванием которого и прославился в русской истории Ермак Тимофеевич, было осколком обширной империи Чингисхана. Оно выделилось из среднеазиатских татарских владений, по-видимому не ранее XV века — в ту же эпоху, когда слагались особые царства Казанское и Астраханское, Хивинское и Бухарское.

Происхождение атамана Ермака Тимофеевича неизвестно. По одному преданию, он был родом с берегов Камы, по другому — уроженцем Качалинской станицы на Дону. Ермак был атаманом одной из многочисленных казацких шаек, разбойничавших на Волге. Завоевывать Сибирь дружина Ермака пошла после поступления на службу к знаменитой фамилии Строгановых.

Предки нанимателей Ермака Строгановых, вероятно, принадлежали к новгородским фамилиям, которые колонизовали Двинскую землю. Они имели большие владения в Сольвычегском и Устюжском крае и нажили богатства, занимаясь соляным промыслом, а также ведя торговлю с пермяками и югрою. Строгановы являлись самыми крупными деятелями на поприще заселения северо-восточных земель. В царствование Ивана IV они распространили свою колонизационную деятельность далеко на юго-восток, на Прикамский край.

Колонизационная деятельность Строгановых постоянно расширялась. В 1558 году Григорий Строганов бил челом Ивану Васильевичу о следующем: в Великой Перми по обеим сторонам Камы-реки от Лысвы до Чусовой лежат места пустые, леса черные, не обитаемые и никому не отписанные. Челобитчик просил пожаловать Строгановым это пространство, обещая поставить там город, снабдить его пушками, пищалями, чтобы оберегать государеву отчину от ногайских людей и от иных орд. Грамотой от 4 апреля того же года царь пожаловал Строгановым земли по обеим сторонам Камы на 146 верст от устья Лысвы до Чусовой, с просимыми льготами и правами, позволил заводить слободы; освободил их на 20 лет от платежа податей и от земских повинностей. Григорий Строганов построил городок Канкор на правой стороне Камы. Спустя шесть лет, он испросил позволения построить другой городок, на 20 верст ниже первого на Каме же, наименованный Кергеданом (впоследствии он назывался Орлом). Эти городки были обнесены крепкими стенами, вооружены огнестрельным нарядом и имели гарнизон, составленный из разных вольных людей: тут были русские, литовцы, немцы и татары. В 1568 году старший брат Григория Яков Строганов бил челом царю об отдаче ему на таких же основаниях всего течения реки Чусовой и двадцативерстное расстояние по Каме ниже устья Чусовой. Царь согласился на его просьбу. Яков поставил острожки по Чусовой и завел слободы, которые оживили этот безлюдный край. Ему пришлось и оборонять край от набегов соседних инородцев.

В 1572 году в земле Черемисской вспыхнул бунт; толпа черемис, остяков и башкир, вторглась в Прикамье, разграбила суда и побила несколько десятков торговых людей. Но ратные люди Строгановых усмирили бунтовщиков. Черемис поднимал против Москвы сибирский хан Кучум; он же запрещал остякам, вогулам и югре платить ей дань. В следующем 1573 году племянник Кучума Магметкул приходил с войском на Чусовую и побил много остяков, московских даньщиков. Однако он не посмел напасть на Строгановские городки и ушел обратно за Урал. Извещая о том царя, Строгановы просили разрешения распространить свои поселения за Уралом, построить городки по реке Тоболу и его притокам и заводить там слободы с теми же льготами, обещая взамен не только оборонять московских даньщиков остяков и вогулов от Кучума, но воевать и подчинять самих Сибирских татар. Грамотой от 30 мая 1574 года Иван Васильевич исполнил и эту просьбу Строгановых, с двадцатилетним льготным сроком.

Но около десяти лет намерение Строгановых распространить русскую колонизацию за Урал не осуществлялось, пока на сцену действия не выступили казацкие дружины Ермака. По словам одной Сибирской летописи, в апреле 1579 Строгановы послали грамоту к казацким атаманам, разбойничавшим на Волге и Каме, и приглашали их к себе в Чусовые городки на помощь против сибирских татар. На место братьев Якова и Григория тогда уже заступили их сыновья: Максим Яковлевич и Никита Григорьевич. Они и обратились с помянутой грамотой к волжским казакам. На их призыв откликнулись пять атаманов: Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо, Яков Михайлов, Никита Пан и Матвей Мещеряк, которые прибыли к ним со своими сотнями. Главным вождем этой казацкой дружины явился Ермак. Казацкие атаманы пробыли два года в Чусовых городках, помогая Строгановым обороняться от инородцев. Когда мурза Бекбелий с толпой вогуличей напал на строгановские деревни, казаки Ермака разбили его и взяли в плен. Казаки сами нападали на вогуличей, вотяков и пелымцев и так приготовили себя к большому походу на Кучума.

Трудно сказать, кому именно принадлежала идея похода. Одни летописи говорят, что Строгановы послали казаков покорять Сибирское царство. Другие — что казаки, с Ермаком во главе, самостоятельно предприняли этот поход. Возможно, почин был обоюдный. Строгановы снабдили казаков провиантом, а также ружьями и порохом, дали им еще 300 человек из собственных ратных людей, в числе которых кроме русских были наемные литовцы, немцы и татары. Казаков было 540. Следовательно, всего отряда было более 800 человек.

Приготовления потребовали немало времени, так что поход Ермака начался довольно поздно, уже в сентябре 1581 года. Воины отплыли вверх по Чусовой, после нескольких дней плавания вошли в ее приток, Серебрянку, и достигли волока, который отделяет систему реки Камы от Обской системы. Перебрались через этот волок и спустились в речку Жеравлю. Наступило уже холодное время, реки стали покрываться льдом, и около волока казаки Ермака должны были зазимовать. Они поставили острожек, откуда одна их часть предпринимала вылазки в соседние вогульские края за припасами и добычей, а другая изготовляла все нужное для весеннего похода. Когда наступило половодье, дружина Ермака рекой Жеравлею спустилась в речки Баранчу, а потом в Тагил и в Туру, приток Тобола, вступив в пределы Сибирского ханства.

Первая стычка казаков с сибирскими татарами произошла в районе современного города Туринск (Свердловская область), где воины князя Епанчи обстреляли струги Ермака из луков. Здесь Ермак при помощи пищалей и пушек разогнал конницу мурзы Епанчи. Затем казаки без боя заняли городок Чинги-туру (Тюмень).

22 мая флотилия Ермака, пройдя Туру, вышла в Тобол. Впереди шло дозорное судно, казаки на котором первым заметили большое движение татар на берегу. Как выяснилось скоро, 6 татарских мурз с большим войском подстерегали казаков, чтобы неожиданно напасть на них и разбить. Бой с татарами продолжался несколько дней. Потери татар были значительными. В руки казаков попала богатая добыча в виде мехов и продовольствия.

Туринск, первое сражение

Туринск основан на месте поселения хантов Епансин (Епанчин)-юрт, названного так по имени местного мансийского князца Епанзя (Япанза). Во времена Ермака это был окраинный провинциальный центр лесостепного Сибирского ханства, территория которого находилась южнее ранее завоеванных Россией таежных Обдории (низовья Оби) и Югории (верхняя Тура, Тавда, Пелым, Сосьва и Лозьва) – поставщиков «мягкой рухляди».

Во второй раз за Уралом Ермак встретил людей: "...догребли до деревни до Епанчины и тут у Ермака с татары с кучюмовыми бой был, а языка татарского не изымаша" . Дотла был сожжен пограничный Епанчин-городок – своеобразные «ворота в Сибирь». Устрашив немногочисленных местных жителей (моральный фактор имел огромное значение в войнах того времени), атаман заявил им, что пришел с миром, исключительно для сбора ясака в государеву казну. У спецслужб это называется легендой или «работой под чужим флагом». Тогда вроде бы и права определенные появляются. Вот так, с лукавства и присвоения государственных полномочий началось завоевание Сибири. Теперь понятно, почему военную добычу атаман не Строгановым, а царю отправил. Иначе за обман поплатился бы головой – государство-то в спину дышит.

«Ты прими-де, Грозный царь, ты поклон от Ермака,
Посылаю те в гостинец всю Сибирскую страну,
Всю Сибирскую страну, дай прощенье Ермаку!»

А солепромышленники, несмотря на царскую грамоту, за Уралом так никаких земель и не получили. Пожалуй, это была их единственная невыгодная сделка за всю историю существования династии.

Весть о разгроме стойбища Епанчи быстро достигла ставки Кучума, но тот посчитал акцию Ермака не опасным пограничным набегом, предпринятым в ответ на его нападение на Соликамск: «а приходу на себя Ермакова не чаял, а чаяху, что воротится на Часовую» . Сибирский властитель разбирался в русских делах. Он знал, что ногайские князья бесчестят послов московского царя, а тот, стараясь избежать войны, шлет им богатые дары. Москва не будет воевать с Сибирским ханством. Но Кучум не знал, что вольные казаки двинулись в Сибирь хотя и с согласия царя (правда, восьмилетней давности), но по собственному почину. Опасность он почувствовал только тогда, когда Ермак разгромил улус главного сановника хана Карачи в самом устье Тобола - отсюда до столицы Сибирского ханства оставался всего один день пути.

В 1600 г. на этом месте поставили русский острог. Несмотря на то, что в реке Туре однажды была найдена пищаль и существует предание, что находящийся посередине реки Ермаков курган был намыт на месте, где когда-то затонул один из его стругов, археологических исследований здесь до сих пор не проводилось.

Музеев в городе два. Самые дорогие и интересные экспонаты Туринского краеведческого музея, оказывается, были присвоены Ирбитским музеем. Где мы действительно видели огромные фарфоровые китайские вазы и мебель купца Чиркова, а здесь на стенах висят только их фото.

Музей декабристов был открыт в 1991 г., в самый разгар перестройки и сопутствующей ей разрухи. Очередной парадокс. Такой музей в России, конечно, не единственный. Они есть везде, где жили декабристы. И в нашем крае тоже. Только нет пророков в своем отечестве. И вот здесь, в 3-х тысячах километрах от дома, мы впервые не по книжкам узнали о попытке этого военного переворота. 14 декабря 1825 г., в первый день своего правления, царь Николай Первый уничтожил 1271 поборника отмены крепостного права. После скорого суда еще пятерых казнили через повешение (вместо четвертования), кто-то просидел в одиночке 15 лет, более ста человек были сосланы на вечную каторгу и по три года относили кандалы. Для декабристов была построена отдельная тюрьма, которая – опять парадокс, дала возможность удовлетворять этим униженным людям самую дорогую роскошь – роскошь человеческого общения. В этой тюрьме декабристы смогли организовать трудовую артель, они регулярно выписывали и читали газеты. «Поведение наше, основанное на самых простых, но строгих нравственных правилах, на ясном понятии о справедливости, честности и любви к ближнему, не могло не иметь влияния на людей, которые, по недостаточному образованию своему и искаженным понятиям знали только одну материальную сторону жизни и потому старались только об ея улучшении, не понимая других целей своего существования» .

Музей размещается в доме, где жил декабрист В. И. Ивашев. Экскурсоводы рассказывают о его трогательной любви к дочери гувернантки отца француженке Камилле де Дантю. В Туринск она последовала за сосланным мужем, с которым прожила здесь долгие годы. Ивашев умер во время панихиды своей жены, заказанной им через год со дня ее преждевременной смерти.

Рядом с музеем декабристов находится Свято-Николаевский женский монастырь, организованный местночтимым старцем святым Василиском. Вместе со своим учеником Зосимой он странствовал по Сибири и бывал в гг. Енисейске и Красноярске.

В прежние годы через Туринск проехало много знаменитостей, а однажды здесь прогнали в Москву около сотни трофейных верблюдов (1619 г.). А вот велосипедные туристы здесь пока еще редкость. В прошлом году из Екатеринбурга сюда завернули два чеха и больше никого музейщики не помнят.

На ночь остановились в какой-то забытой Богом деревне. У случайной женщины узнали, в каком доме можно было бы переночевать и нас разместили в хате, хозяйка которой недавно умерла, а дети живут отдельно.

Сварили местной картошки с тушенкой, да и улеглись спать. Ночью проснулись от криков и звуков борьбы. Наш Сергей воевал с кем-то, но когда я вскочил и подбежал к нему, то оказалось, что он уже сам справился и закрыл дверь на крючок. Со слов Сергея, несколько минут назад он проснулся от того, что кто-то лез в оконную форточку. Он подождал, когда незнакомец влезет в комнату и неожиданно включил мощный велофонарь. Человека чуть "кондрат" не хватил.

Чего надо?

Да я тут жил раньше, я – Вася, сын хозяйки. А вы кто?

Туристы. Нас тут дочь хозяйки разместила.

Тогда я домой пойду.

И пошел. А когда дверь за ним закрылась, видно, очнулся и стал рваться обратно. Сергей дверь-то отпустил и Вася с крыльца с огромным шумом грохнулся. Но тут прибежала Васина сестра и, после матерной перебранки, увела брата-пьяницу.

Наутро выяснилось, что этот Вася ночью притащился сначала к сестре, но она его в дом не пустила. Тогда Вася полез на ночевку в пустующую квартиру своей матери. Где мы его так напугали, что он до сих пор еще не в себе.

Конфликт я загладил 50-рублевкой, которую Вася тут же обменял в ближайшем магазине на средство от похмелья. А мы потом еще не раз со смехом вспоминали ночное происшествие.

За селом Красная Слобода на речке Межанице натыкаемся на знак «Сибирь». На другой стороне щита указано: «Урал». В 17-18 веках здесь проходила граница между Пермской и Тобольской губерниями. Рядом со знаком обустроен родник: «наберем водицы чистой и с собой ее возьмем» . До Тюмени нам осталось «рукой подать».

Тюменский волок

В нефтегазовом центре Сибири случайный парень-велосипедист сопроводил нас до ж. д. вокзала, где выяснилось, что билеты домой мы взять сможем только на проходящие поезда, а их продают за три дня. За это время мы только доберемся до Тобольска, а еще хотелось бы попасть и в столицу Кучума, и съездить к месту гибели Ермака. Это еще минимум один день, да день нужен на то, чтобы из Тобольска в Тюмень автобусом или электричкой выбраться. Так что принимаем решение ехать наоборот: автобусом до Тобольска, там побывать везде, где захочется, после чего купить билеты и за три дня своим ходом вернуться в Тюмень. Заодно местные ребята к встрече с нами подготовятся, телевидение настроят.

Тюмень была поставлена на древней караванной дороге, идущей из Средней Азии в Поволжье, на так называемом «Тюменском волоке». Водные артерии связывали Тюмень с землями Крайнего Севера и далекого Востока. Это место было перепутьем народов на спорной меже, в точке столкновения Азии с Европой, и потому за эту территорию веками шла жестокая борьба между кочевниками Южной Сибири. Древний тюменский край до покорения его русской державой не раз переходил из рук в руки, и печальная судьба тяготела над ним на протяжении нескольких столетий. Тюменское ханство, созданное еще в 1-м столетии, было сильным и главным, а сама Тюмень в летописях, для отличия от Тюмени Каспийской, именовалась Великою Тюменью.

Во второй половине XIV века, воспользовавшись ослаблением ханства Золотой Орды, сибирские татары основали на берегах Ишима свое независимое государство. Но очень скоро один из пяти их беков - Чинги, опасаясь мести родственников убитого им ордынского хана Она, перенес столицу на берега Туры. Там и положил он начало прародителю современной Тюмени - городу Чинги-Тура (Чимги-Тура), много десятилетий теснившемуся между буераками р. Тюменки.

Древние обитатели татарской Тюмени «вели торговлю с Кондиею, Югрою и Обдориею: получали оттуда пушных зверей, рыбу, птичий пух и Мамонтову кость, а взамен доставляли их жителям железо, серебряные вещи, хлеб и разные ткани» . Торговали с Тюменью болгары, которые завозили сюда свою юфть, шелковые и бумажные ткани, серебро, сабельные клинки и мед. Бухарские караваны везли бумажные и шелковые ткани, хлопчатную бумагу, мерлушки, шкуры леопардов и тигров, кошениль, кишмиш, изюм и урюк.

После распада Золотой Орды в этих краях возникло большое Сибирское ханство, центр которого из Чинги-Туры был перенесён к устью Тобола. Много позже на месте великой столицы был поставлен русский острог. Сегодня здесь находятся тюменские кварталы «Царева городища» и стадион «Геолог».

Ночевали в пригородном лесу. Когда-то здесь, в полуразрушенной бывшей столице ханства Чимги-Туре, отдыхала и дружина Ермака. А утром без проблем сели в автобус и уже к обеду были в Тобольске, лихо проскочив мимо мест многочисленных стычек казаков с татарскими мурзами. На Тоболе спокойная жизнь у казаков закончилась. Отныне они уже редко приставали к берегу, не пели песен и не разжигали костров, питались сухарями и крупой, кое-как размоченной в холодной речной воде.

Тобольск и Искер, столицы Сибири

На постой устроились рядом с Тобольским кремлем на Станции юных туристов (120 рублей в сутки) в компании со студентами-археологами и будущими художниками. Живем в одной комнате с профессором Александром Васильевичем Матвеевым. Он оказался хорошим знакомым новосибирского академика В. Е. Ларичева, у которого в гостях я был всего месяц назад. Они между собой всего неделю как перезванивались. Вот вам и еще раз подтверждение того, как тесен наш мир.

Немного катаемся по городу. Фотографируемся у памятника поэту Петру Ершову, известному по сказке о коньке-горбунке. А вечером вместе с Сергеем еще успеваем сгонять на Иртыш к бывшей столице Сибирского ханства. По рассказам сотрудников станции туристов, ехать нужно было чуть больше 20 км в сторону Абалаковского монастыря.

Нужный отворот нашли, расспросив местных жителей в д. Преображенка. Деревня старая, показана на первой сибирской карте 1701 г.

На берегу Иртыша обнаружилась большая плоская поляна, а на краю нее - небольшая стела с полумесяцем на вершине и надписью на татарском языке: «Себер ханлыгы баш каласы урыны, «Искер». От потомков нашим чтимым предкам» . В переводе это означает что-то вроде: «Искер – глава земли сибирского народа» . Напротив знака находится старое русское кладбище. А где же городище? Похоже, что это совсем не Кучумова ставка, а «Астана Искерская» - мавзолей шейхов, внуков Зенги-баба. По крайней мере, такое заключение мы сделали, тщательно изучив на обратном пути придорожный рекламный плакат. А до столицы Сибирского ханства мы, к сожалению, не доехали. Судя по указателю, нужно было проехать еще 5 км до Абалаковского монастыря и еще пять - до д. Загваздино. Но местные жители про Кучумово городище, оказывается, ничего не знают, а непосредственные указатели, в связи с реконструкцией автодороги, снесены. Характерно, что и на первой карте Сибири, составленной через 120 лет после похода Ермака тобольчанином С. У. Ремезовым, Искер также не указан.

В самом селе Абалак мы могли бы увидеть памятник Д. И. Менделееву, его школу и усадьбу, посетить музей. Но, видно, в этот раз было не судьба.

Археологические раскопки, проведенные на месте бывшей столицы, выявили немного: керамику и бронзовые украшения. Похоже, что не было особых богатств у Кучума, либо он унес их с собой после проигранного Ермаку боя на Чувашевом мысу. Однако, насколько известно из истории, у кочевников богатством считалось не злато и серебро, а количество скота. Так что всякие истории о некоем кладе Ермака, наверное, сказки. Разбогатеть он мог только захваченным оружием, которого у него и у самого было в достатке, а также скотом, «собольей казной», шубами, коврами да продуктами. А это в земле или в пещерах не сохранишь.

В краеведческом музее Тобольска нас встречает залихватская статуя Ермака. Она сильно диссонирует с описанием летописи, где Ермак изображается как «мужествен, разумен, человечен и зрачен, всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою и власы прекудряв, возраст средний, плечист и силен» . На сибирских портретах атаман выглядит необычно. Он сутул и напряжен, лицо асимметрично: глаза смотрят как бы по отдельности, левый глаз жестко контролирует окружающее, правый же не на чем не сосредоточен, как бы блуждает. По мнению моего знакомого психиатра, на портретах изображен целеустремленный, даже агрессивный человек, недовольный результатами своей деятельности. Он привык логически мыслить, все тщательно взвешивать и просчитывать, не доверяя интуиции. Это человек, несомненно, умный, но не творческий, он часто использует проверенные, шаблонные решения. Может, именно это и подвело его на Вагае, где ситуация оказалась не стандартной: гнались за Кучумом, но никого не обнаружили и повернули назад. Однако Ермак не почувствовал обмана, ситуация его не насторожила. Второй момент: ночью пошел дождь, но караулы не были усилены.

К сожалению, прижизненных изображений Ермака не сохранилось. Да и не было их, наверное. Известные мне портреты, вероятно, были списаны с одного – до того они все похожи. Самый ранний из них – середины 17 века, был нарисован со слов служивших с Ермаком казаков. Автор изображения неизвестен. Похожий портрет Ермака есть и в Енисейском музее – я сфотографировал его, когда путешествовал по Маковскому волоку. И точно такой же я видел в запасниках музея Томского университета. Немного отличаются по одежде портреты в Пермском краеведческом музее и в музее Верхнего Чусовского городка. Говорят, что в дореволюционное время такие портреты были широко распространены по всей Сибири и висели во многих зажиточных крестьянских домах. И на всех копиях художниками сохранялся этот особый взгляд и сутулость.

Могу предположить, что, если даже этих особенностей у Ермака и не было, то народные художники неосознанно в него их вложили. Например, ориентируясь на символы знамени Ермака, воплощавшего его характер и идеи. Оно было синим, с широкой кумачовой каймой, расшитое узором. В центре нашиты две фигуры из белой холстины: единорог и лев, стоящие на задних лапах друг против друга. Лев – это символ могущества. Единорог – благоразумия, чистоты и строгости. Красный цвет означает мужество, отвагу и независимость, а синий ассоциируется с водой и небом. Это цвет стабильности и непреходящих, вечных ценностей, глубоких раздумий и самоуглубления. Помните, что нам говорил отец Кирилл в Успенском монастыре?

В экспозициях Тобольского музея русские и татарские кольчуги ничем друг от друга не отличаются, а вот шлемы – разные, как и оружие. Важный экспонат - пуговица-печатка, которая была встроена слева на подаренной Ермаку царской кольчуге (сама она хранится в Московской Оружейной палате вместе с шлемом Кучума). Эта печатка была найдена в 1915 г. на раскопках городища Искер. Судя по надписи, она принадлежала царскому воеводе Петру Шуйскому, который в 1564 году был убит под Смоленском. Тогда-то кольчуга ("а на том-де пансыре на грудех мишени золотые, а на них вырезано на одной государево имя, а на другой орел" ) и поступила в царскую казну.

От сибирских татар того периода осталось много разных вещей. Совершенно очевидно, что их цивилизация была ничуть не менее развитой, чем русская. У них и ножницы железные имелись, и пашенный инструмент, и замки - а, значит, и амбары, дома. На камне могильной плиты с ханского кладбища близ Тобольска надпись исполнена по-арабски. Судя по содержанию, умерший был тюрком и исповедовал ислам.

Похоже, что здесь, в Сибири, происходили глобальные геополитические процессы, столкнулись две цивилизации: мусульманский Восток и христианская Европа. Ведь и сам Кучум появился в этих местах совсем недавно (1563 г.), всего за 9 лет до прихода Ермака. Покоренная ханом Сибирь была включена в обширное Бухарское ханство, вассалом которого узбек Кучум являлся. Но Россия оказалась ближе, агрессивнее, да и захват Зауралья начала на столетие раньше.

По территории белокаменного кремля группами ходят какие-то ребята в черных мундирах. На кадетов вроде бы не похожи. Оказалось - семинаристы. Их тут одновременно обучается около 500 человек. Образование 4-летнее. У одного из них я обменял брелок с берестяным изображением Красноярской часовни на пуговицу с надписью ТДС – Тобольская духовная семинария. Это один из трех духовных центров православия в России и мощный туристический комплекс. В этом году в город привлечено 1,5 млрд. рублей инвестиций. Прогнозируется, что общее количество туристов, посетивших Тобольск в этом году, составит 150 тыс. человек, а к 2008 году эта цифра должна удвоиться.

Зашел в церковную лавку и случайно узнал, что наш архиепископ Антоний до этого целый год служил епископом в Тобольске. Вот так все близко в Сибири.

Но это еще не все! В картинной галерее я разговорился с женщиной-косторезом. Она оказалась из старинного рода сибирских татар. Ее фамилия Кульмаметова при обратном прочтении (по-арабски) получается очень похожей на «Маметкул» - так звали главного военачальника Кучума. Женщина когда-то училась в Ирбинской средней школе Курагинского района Красноярского края, где я два года работал учителем. И хотя было это в разное время, у нас оказалось много общих знакомых. Из-за чего меня усадили на место всемирно известного татарского художника Минсалима Тимергазеева и я не очень успешно попробовал хоть что-то нацарапать буром по мамонтовой кости. А ведь она значительно мягче лосиного рога, из которого художник делает наиболее сложные композиции. И как эти рога объедают полевые мыши?

Сергей же обнаружил в галерее фотографии, сделанные его однофамилицией и получил от нее набор открыток с дарственной надписью автора.

Во дворе картинной галереи расположен Сад Ермака, в котором на мысу Чукман в 1849 г. установлен 16-метровый памятник атаману в виде каменной стелы, огражденной цепями и стволами пушек. Рядом – надгробная плита жертвам колчаковского режима, и, без всякого текста, скромный памятник крестьянам, погибшим в восстании 1921 года. Отсюда на Тобольск очень красивые виды. По Никольскому взвозу мы лихо скатываемся вниз, к своей гостинице. Компьютер на велосипеде Димона показывает 72 км/час.

Гибель Ермака

На следующий день, предварительно созвонившись с краеведом Владимиром Ильичем Крапивиным, мы едем к месту гибели Ермака, на стрелку Иртыша и речки Вагай. В оба конца хотим обернуться за день, поэтому с собой берем минимум одежды и никакой еды. И то, и другое - наш просчет. Пауты объедают все видимые части наших тел, а нам поесть здесь совершенно негде.

По дороге проезжаем татарские деревни Сабанаки и Юрты Иртышатские. В каждой них есть деревянные мечети (одна из них - постройки 1844 г.), по архитектуре полные копии наших православных храмов. Только на остроконечном куполе минарета торчит не крест, а полумесяц.

Один из местных жителей, одетый в национальную тюбетейку, рассказывает, что они вот уже четыре года выступают против того, чтобы русские власти сломали Тобольский памятник Ермаку.

Не может такого быть, - возражаю я. – В прессе вроде бы наоборот пишут.

Да-да, татары против, потому что это наш национальный герой. Именно Ермак освободил сибирскую землю от монгольского ига! Кучум был бухарцем, потомком Чингисхана, наследником Золотой Орды. И Сибирским ханством он завладел, зарезав законного правителя Едигера, у которого был мирный договор с русским царем.

И ведь действительно, с приходом Кучума у сибирских людей вообще не стало спокойной жизни. Сначала он завоевал племена хантов и манси, потом три года воевал с русскими, а когда они ушли (после гибели Ермака), с наследниками Едигера.

Краевед нас встречает в заранее условленном месте, на отвороте в деревню Старый Погост. Далее едем по полузатопленному Иртышом проселку к Касым-Туре - Девичьему холму. На нем киевлянами - членами научно-спортивной экспедиции «Путями землепроходцев», 21 августа 1985 г. сложен небольшой каменный тур с табличкой из нержавейки с надписью «Атаману Ермаку – открывателю Сибири. Экспедиция журнала «Турист», 1585-1985 гг.». Выше тура - 9-метровый лиственничный крест, который 24 июля 1996 г. установили участники парусно-гребной экспедиции «Аргонавты Сибири» (учащиеся морского спецкласса Новосибирского кадетского корпуса и курсанты Омского речного училища), посвятившие свой шлюпочный поход по маршруту Павлодар-Омск-Тобольск 300-летию российского флота.

Ранее холм копал археолог Могильников (фамилия-то какая!), который установил, что когда-то на этом месте была древняя крепость угров. О чем свидетельствуют два глубоких рва и 2-5-метровые валы, идущие поперек холма (мы их тоже видели), а также найденные осколки керамики и оружие.

Ермак погиб в ночь с 5 на 6 августа (по старому стилю) 1585 г. Но не здесь, а примерно в 2-х километрах севернее. Туда нам проехать не удается, потому что это место нынче затоплено. Сам Иртыш (переводится как «землерой») со времен Ермака сильно изменил свое русло. Тем не менее, на космических снимках старое русло просматривается совершенно отчетливо, а также русло Вагая и рукотворной «перекопи» длиной с километр, которую вроде бы казаки и прокопали когда-то для обеспечения своей безопасности. В связи с этим все лето прошлого года тюменские археологи под руководством нашего знакомого профессора Матвеева производили здесь раскопки и смогли реконструировать события, непосредственно предшествовавшие гибели атамана. Отчет об этой экспедиции еще не опубликован. Крапивин же полагает, что у Ермака здесь было становище, которым он не раз пользовался. Иначе для чего «перекопь» делать? И место удобное для контроля за торговыми караванами, которые как раз вдоль Вагая шли. Версия интересная, но она не подтверждается летописями, да и на карте Сибири, составленной в 1701 г. С. У. Ремезовым, «Ермакова перекопь» совсем не в устье Вагая показана.

По мнению краеведа, убили Ермака люди местного мурзы Кайдаула («кодя» - хороший). Потому что именно ему при разделе имущества, снятого с трупа всплывшего атамана, отдали верхнюю, самую ценную для воина часть «панцыря». А вот Кучуму не дали ничего!

Крапивин также сомневается в том, что казачий караул мог заснуть, хоть даже и в дождь. Люди они были очень опытные и такой оплошности вряд ли бы допустили. Просто противники у них был более искушенные – профессиональные охотники. Вот и случилось, что «напоила Ермака из мертвого ковша непроглядная пучина Иртыша» .

Где был захоронен атаман, ученым доподлинно не известно. Судя по летописям – рядом с могилой татарского святого Хаким-ата. Это место было около некой татарской крепости неподалеку от деревни Баишево, что находится выше по течению Иртыша (см. карту Ремезова). Труп был обнаружен через неделю после боя около Епанчинских Юрт, что в 12 км от Абалака. По летописи, татары «нарекоша его богом и погребоша его по своему закону на Баишевском кладбище под кудрявую сосну» , где хоронили и свою знать. Над могилой был насыпан огромный курган, над которым «сиял яркий свет и пылал столп огненный» . К сожалению, археологическими исследованиями, проведенными в 1981 г., ни кургана, ни могилы Ермака найдено не было. У татар преданий о ней также не сохранилось, потому что мусульманские авторитеты «смертный завет положиша, что про него рускам не вещати» .

Кучум был убит через 13 лет после гибели Ермака, в 1598 году. Он был окончательно разбит калмыками недалеко от современного Новосибирска.

У Крапивина дома оказывается свой небольшой музей. Экспонаты в него он собирал тут же, в окрестностях. Пушечное ядро, коллекция самоваров, монет и значков. На одном из них изображен герб г. Ачинска, в верхней части которого узнаем герб Тобольска. Оказывается, наш Ачинск когда-то входил в Тобольскую губернию.

Вдумчивый нам попался краевед, за что и получил в подарок набранную мной из Интернета книжку. Может еще до чего важного доберется. Тема эта востребованная. Например, на студии «Уралфильм» снимается документальный фильм «Ермак - Кучум», в котором рассматривается несколько версий судьбы атамана Ермака и его гибели. Съемки проходят в предместье Тобольска Потчуваше, где произошло решающее сражение казачьей дружины с войском хана Кучума и в старом устье реки Вагай, где был последний бой атамана Ермака. А по телеканалу «культура» на днях сделали отдельную передачу про былинного богатыря в «научной» версии. Дешевая профанация, плеваться хочется. Подобная публикация была напечатан в журнале «Биография» (№ 8, 2007).

В этот день мы проехали более 170 км и, как ни странно, почти не устали. Вот что значит кататься налегке. Да еще на блинчиках с чаем, приготовленном на настоящем самоваре: «чай пить – не дрова рубить» .

Нет пророка в своем отечестве

С утра покупаем билеты на поезд, прощаемся с многочисленными новыми знакомыми и уезжаем в Тюмень. После вчерашнего пробега ясно, что мы легко сможем доехать до областного центра за 2 дня. Так оно и получилось.

По дороге достопримечательностей ноль. Только и запомнилось, как у дороги копченого сига ели с пирожками и квасом. Местность ровная и однообразная. Развлекаемся, как можем. То голяком купаемся на удивление местным, то сиденье на Машином байке меняем на мотоциклетное, то Сергей вдруг обнаруживает в своем рюкзаке пустую пивную банку, а я - кирпич. Периодически складываю убитых паутов в полую ручку своего топора, а Маша с Димой прямо на ходу целуются.

Минуем деревни Караульнояр и Березовый Яр – здесь у ермаковцев тоже были локальные бои с сибирскими татарами. В Караульнояре река резко сужается и татары в этом месте натягивали железную цепь, но напором стругов казаки ее порвали. Здесь атаман применил еще и военную хитрость: в лодках оставили по несколько человек, а остальных изображали одетые в шапки и кафтаны чучела. Сами же казаки ударили нападавшим в тыл, подкравшись берегом.

В устье Тавды у Ермака была недельная стоянка. Отсюда шла старинная водная дорога на Русь – серьезное искушение для измученных и израненных казаков. Ведь среди них были не только вольные («воровские») люди, но и служивые, и бывшие строгановские работники. И только общий круг поддержал прежнее их намерение воевать Кучума. Снова пели песни: размах, удаль, жестокость и смерть! В казачьей дружине без личной инициативы, риска, высокого сознания своего долга просто не обойтись. Успех боя зависит от храбрости каждого (казаку, раненому в спину, награды не давали). Важны были и товарищество, и ватажная артельность. Без них боя тоже не выиграешь.

Однако народ-то казачий таков, что для поддержания дисциплины без наказаний никак не обойдешься. За проступки наказывали «жгутами», «в великом запрещении» были блуд и «нечистота». Провинившихся сажали «на чепь» и держали на ней по три дня. Дезертиров казнили, «насыпав песку в пазуху и посадя в мешок, в воду» : «больши 20 человек с песком и камением в Сылвы угружены» .

Запреты касались всех. Соблюдая табу на «блуд», Ермак отказался принять от князца Елыгая «прекрасную дочь свою в честь и дар» .

Вскоре, в районе юрт мурзы Бабасана, дружина столкнулась с армией Маметкула, племянником Кучума. Этот бой продолжался 5 дней. Так что в два месяца казачий поход точно уже не укладывается и споры о датах его начала надуманны. Реально все таки получается, что Ермак в свой разбойничий набег выступил 1 сентября 1581 г., потом на Кокуе зимовал, в мае следующего года по большой воде сплавился по Баранче в Тагил и к Кучумовой столице добрался уже осенью 1582 г.

По пути заезжаем в с. Покровское. Здесь дружина Ермака разбила объединенное татарское войско.

В 1909 г. в этом селе родился и жил старец Григорий Распутин. Тюменским предпринимателем здесь создан частный музей, но работает он только по предварительным заявкам. Зато в деревне есть свой «Распутин» - 57-летний Виктор Федорович Пролубщиков (от слова «прорубь), бывший актер самодеятельного театра, который с удовольствием нам позирует. Действительно, очень похож. Виктор рассказывает, что в прошлом году сюда из Франции приезжала правнучка старца и когда увидела двойника деда, от неожиданности упала в обморок.

Из особенных экспонатов в музее есть венский стул, который Распутин подарил местному жениху на свадьбу со словами: «Сейчас ты молод и тебе он не надо, а потом мужской силы не будет – присядь» . Все посетители на тот стул обязательно присаживаются. Но нам это без надобности - свое седло не хуже работает.

Обычно в музей приезжают немцы - земляки последней императрицы. Так что и Виктор несколько слов по-немецки выучил, чтобы подороже себя продавать...

О Распутине Виктор знает, наверное, все и на память легко цитирует его пророчества. В одном их них старец еще за месяц предсказал свою смерть. Пророчество необычное и потому я полностью привожу это прощальное письмо, названное автором "Дух Григория Ефимыча Распутина Новых из села Покровскаго»

«Я пишу и оставляю это письмо в Петербурге. Я предчувствую, что ещё до первого января (1917 г.) я уйду из жизни. Я хочу Русскому народу, папе (Царю), русской маме (Царице), детям и русской земле наказать, что им предпринять. Если меня убьют нанятые убийцы, русские крестьяне, мои братья, то тебе русский царь некого опасаться. Оставайся на твоём троне и царствуй. И ты, русский царь, не безпокойся о своих детях. Они ещё сотни лет будут править Россией. Если же меня убьют бояре и дворяне, и они прольют мою кровь, то их руки останутся замаранными моей кровью, и двадцать пять лет они не смогут отмыт свои руки. Они оставят Россию.

Братья возстанут против братьев и будут убивать друг друга, и в течение двадцати пяти лет не будет в стране дворянства.

Русской земли царь, когда ты услышишь звон колоколов, сообщающий тебе о смерти Григория, то знай: если убийство совершили твои родственники, то ни один из твоей семьи, т. е. детей и родных не проживёт больше двух лет. Их убьёт русский народ. Я ухожу и чувствую в себе Божеское указание сказать русскому царю, как он должен жить после моего исчезновения. Ты должен подумать, всё учесть и осторожно действовать. Ты должен заботиться о твоём спасении и сказать твоим родным, что я им заплатил моей жизнью. Меня убьют. Я уже не в живых. Молись, молись. Будь сильным. Заботься о твоём избранном роде. Григорий.”

В 1918 г., когда Николая Второго и членов царской семьи везли из Тобольска в Екатеринбург, конвоиры заехали в Покровское сменить лошадей. Царская чета вышла из повозки и поклонилась дому Распутина. Жена старца Прасковья их благословила. Получилось, что на смерть. Пророчество уже сбывалось.

Это пророчество в разных вариантах Распутин высказывал многим людям. Например, фрейлина императрицы А. А. Вырубова записала следующее: "Была Россия - будет красная яма. Была красная яма - будет болото нечестивых, которые красную ямы вырыли. Было болото нечестивых - будет поле сухое, но не будет России - не будет и ямы" .

Выходит, что нынешнее состояние России определили не объективный ход истории, не конкретные большевики-коммунисты и развязанная ими классовая борьба, а князь Юсупов, великий князь Дмитрий Романов и депутат Госдумы Пуришкевич, 16 декабря 1916 г. лично застрелившие Божьего старца вместо того, чтобы нанять для этого простых мужиков-уголовников. Вот ведь какая была настоящая причина всех наших проблем. Казалось бы, какое отношение к судьбам миллионов людей может иметь обычный распутный мужик, хотя и отмеченный Богом?

На самом деле все было не совсем так и уж точно без всякой мистики. Недавно проведенное СкотландЯрдом расследование показало, что Распутин был убит третьим, контрольным выстрелом в голову, сделанным сотрудником Британской секретной службы Освальдом Райнером (Ocvald Rayner). Который не только организовал заговор, но и полностью спланировал само убийство. Дело в том, что старец, значившийся в переписке спецслужб под кличкой «Темная сила», постоянно выступал против участия России в Первой мировой войне. Царь и его супруга к нему прислушивались и были близки к закрытию Восточного фронта. Переброска 250-тысячной немецкой армии на западный фронт привела бы к неминуемому поражению Англии.

Все тлен

В Тюмень – «ворота в край нефти и газа» , мы въезжаем поздним вечером.

По дороге случилась неприятность – Маша засмотрелась, въехала мне в колесо и упала, повредив колено. Перебрасываем ее вещи на наши багажники и оставшиеся 20 км до города она едет, вращая только одну педаль. В Тюмени отыскать травматологию нам помогают местные байкеры, а у одной из них, Катерины, мы оставляем нашу пострадавшую на постой. Сами же уезжаем ночевать в Гилевский городской парк.

Утром увозим Машу на железнодорожный вокзал, где она безмятежно отсыпается, заодно охраняя вещи. Я же связался с телевидением и около памятного креста Ермаку наговорил на камеру всякой всячины про атамана и наш героический поход. Сергей подлакировал мое интервью бравым казачьим видом и рассказом о своем путешествии на Сталинскую железную дорогу.

На обратном пути около цирка фотографируюсь с бронзовыми клоунами «Никулиным» и «Карандашем». А вот в краеведческий музей попасть мне не удается, потому что у него как раз сегодня выходной. Зато – очередной парадокс, в нем работает... платный туалет.

Музеи живут своей жизнью, их посетители и путешественники – своей. А может, и нет в этом никаких парадоксов? Просто потому, что В ЭТОМ ИСКУССТВЕННОМ МИРЕ НА САМОМ ДЕЛЕ НИКОМУ НИЧЕГО НЕ НУЖНО. Странно, но почти тоже происходит и с нашей, ранее сплоченной группой. Еще ночью от нас отбился Сергей, косо смотрят друг на друга Дима и Маша. Так бывает, когда путешествие вдруг заканчивается, задача решена и напряжение спадает, обнажая чувства. Но я не переживаю. В конце концов, прикосновение к векам и бесстрастное время все выровняют. И уже не существенно, был ли Ермак разбойником или покорителем Сибири, пытавшимся основать свой «город Солнца». Важно, что теперь здесь находится наша Родина.

Кое-что из использованной литературы:

1. Русский путь в Сибирь. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ирбит. 2006;

2. А. Иванов. Вниз по реке теснин. Путеводитель по Чусовой в 2-х томах. Пермь. 2004;

3. Г. Головчанский, А. Мельничук. Строгановские городки, острожки, села. Пермь. 2005;

4. С. Неганов. Четыре века Прикамского казачества. Пермь. 2002;

5. Быль Чусовских городков. Краеведческий сборник. Екатеринбург. 2000;

6. 12 путешествий по Среднему Уралу. Путеводитель. Реж. 2006;

7. А. Бычков. «Исконно русская» земля Сибирь. Москва. 2006;

8. И. В. Щеглов. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири. 1032-1882 гг. Сургут. 1993;

9. Г. Ф. Миллер. История Сибири. Москва. 2005.

10. С. У. Ремезов. Чертежная книга Сибири. Милан. 2003.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!