Образовательный портал - Varnavinschool

Поурочное планирование по теме. Как составить план урока: пошаговая инструкция

Продуктивность урока будет определяться качеством подготовки учителя к занятию. Преподаватель должен ясно представлять себе, какие цели преследует урок, чему необходимо научить, какие знания, умения и навыки получат учащиеся в результате данного урока.

Поурочное планирование осуществляется на основе календарно-тематического плана.

Поурочное планирование может быть представлено в разных видах и формах.

ВИДЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:

    Свернутый план-конспект.

    Подробный (развернутый) план-конспект.

Вид планов-конспектов жестко не регламентирован, но вне зависимости от его оформления он должен содержать следующие составляющие:

    номер урока по календарно-тематическому плану;

    класс;

    дата проведения;

    тема урока;

    цели урока :

Цель может состоять из более мелких задач.

Примеры формулировки образовательных задач:

    Дать начальное (или первичное) представление о …;

    Формировать умения, навыки … (или способствовать формированию, или продолжить формирование …);

    Закрепить понятия (знания)…;

    Обобщить (систематизировать) знания …;

    Углубить следующие представления …;

    Расширить знания…;

    Обеспечить усвоение…;

Примеры формулировки воспитательных задач:

    Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие …);

    Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов;

    Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание;

    Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;

    Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.

Примеры формулировки развивающих задач:

    Развивать умение (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике …);

    Развивать у учащихся профессиональные интересы;

    Содействовать развитию специальных способностей;

    Развивать личностные качества (волю, целеустремленность, аккуратность, ответственность, самоконтроль и т.д.).

    материально-техническое оснащение урока:

    оборудование (указывается: название, класс, подкласс или вид, а также количество);

    инструменты и приспособления;

    материалы;

    учебно-методическое оснащение урока:

    наглядные пособия и раздаточный материал (перечисляется: название плакатов чертежей, учебников, образцов, письменных инструкций и др. пособий обязательно с указанием их количества);

    конспекты;

    ТСО (телевизор, кодоскоп, компьютер и др.)

    оформление классной доски;

    тип урока;

    структура урока с указанием логической последовательности ее этапов и примерного распределения времени на эти этапы;

    ход урока с изложением содержания каждого этапа и методическими рекомендациями.

ФОРМЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:

    ТЕКСТОВАЯ

    ТАБЛИЧНАЯ

    ГРАФИЧЕСКАЯ

    КОМПЛЕКСНАЯ

В большинстве случаев оформление начала у всех форм одинаковое и включает в себя указание перечисленных выше пунктов кроме двух последних. Структура и ход урока оформляются в зависимости от выбранной формы учебного плана:

    для текстовой формы – пишется развернутый план-конспект;

    для табличной формы – большая часть составляющих представляется в таблице. Примеры приведены в таблицах 1,2,3.

    для графической формы – вводятся условные обозначения, и создается графическая модель плана. Примеры:

    для комбинированной формы – характерно сочетание предыдущих форм. При этом табличная и графическая формы могут сопровождаться подробным текстовым описанием содержания.

Тематическое планирование – перспективный рабочий план учителя, который может подвергаться корректировке в течение учебного года по объективным и субъективным причинам: праздники, болезнь учителя и т.д. Но этот план должен быть выполнен по окончании учебного года.

В поурочном планировании отражается тема урока и класс, в котором он проводится; цель урока с конкретизацией его дидактических задач; краткое содержание материала, изучаемого на уроке; определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое и поурочное планирование.

Тематическое планирование – перспективный рабочий план учителя, который может подвергаться корректировке в течение учебного года по объективным и субъективным причинам: праздники, болезнь учителя и т.д. Но этот план должен быть выполнен по окончании учебного года.

Для чего нужно ТП :На основе ТП учитель разрабатывает поурочные планы, администрация отслеживает прохождение программы и выполнение требований к уровню подготовки учащихся на каждом этапе обучения. Перед таблицей с ТП необходимо указать УМК, перечислить дополнительные пособия с указанием автора, издательства и года издания.

Параметры ТП:

· Номер блока/урока

· Количество часов, отведенное на блок/урок

· Тема/учебная ситуация

· Виды РД: чтение, аудирование, письмо, говорение

· Аспекты урока: фонетика, лексика, грамматика

· Социокультурный аспект (выделить отдельно)

· Контроль (выделить отдельно). Указать объекты контроля, сроки проведения тематических и рубежных (четвертных) контрольных работ

· Средства обучения (УМК, ТСО и т.д.)

Графы виды РД и аспекты языка могут содержать языковой и речевой материал, подлежащий усвоению для использования в устной и письменной речи, а могут содержать ссылку на книгу для учителя, в которой они перечислены.

· Биболетова: темы, сроки, коммуникативные задачи, речевые и языковые средства.

· Бим: тема, примерное количество уроков, основное содержание темы, что способствует реализации целей и задач уроков, основные практические задачи, языковой и речевой материал, объекты контроля.

Планирование урока - конкретизация тематического планирования применительно к каждому отдельно взятому уроку, продумывание и составление плана и конспекта урока после того, как определено основное содержание и направленность урока. Составляется оно на основе тематического плана, содержания программы, знания учителем учащихся, а также уровня их подготовки. В планировании урока и разработке технологии его проведения выделяются две взаимосвязанные части:

· 1) обдумывание цели урока, каждого его шага;

· 2) запись в специальной тетради в той или иной форме плана урока.

В поурочном планировании отражается тема урока и класс, в котором он проводится; цель урока с конкретизацией его дидактических задач; краткое содержание материала, изучаемого на уроке; определяются форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся, методы, средства обучения, система заданий и задач, формирование новых научных понятий и способов деятельности и их применение в различных ситуациях обучения, контроль и коррекция учебной деятельности учащихся. В плане урока уточняется его структура, определяется примерная дозировка времени на различные виды работы, предусматриваются приемы проверки успешности учения школьников, конкретизируются их фамилии, кого планируется опросить, проверить и т.п.

Подготовка учителя к уроку охватывает не только тщательный анализ учебного материала, но и возможные вопросы, ответы, суждения самих учащихся в ходе работы с этим. Чем тщательнее проведен такой анализ, тем меньше вероятности встретиться с совершенно неожиданными ситуациями в процессе проведения урока.

После такого тщательного анализа, обдумывания композиции урока учитель осуществляет запись плана-конспекта урока. План урока является только руководством к действию, и когда на уроке требуется внести те или иные изменения по ходу урока, учитель не только вправе, а он обязан отступить от плана для того, чтобы обеспечить максимальную эффективность урока. Но эти коррективы являются не стихийными, а соотносятся с неожиданно возникшей новой ситуацией и ранее запланированными видами работы и приобретают характер планомерного внесения изменений в структуру урока и в содержание деятельности учителя и учащихся в соответствии с ранее запланированными целями и дидактическими задачами урока.


Календарно-тематическое планирование

по биологии для 7 класса разработано в соответствии со следующими нормативными документами:

    Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ.

    Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования.

    Учебный план МБОУ «Леоновская СОШ».

    Положение о рабочей программе учителя МБОУ «Леоновская СОШ».

    Устав МБОУ «Леоновская СОШ».

    Основная образовательная программа МБОУ «Леоновская СОШ» основного общего образования.

    Сборник программ по биологии для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника.

«Биология. Животные»

В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. М. – Дрофа, 2012г.

Задание 1. Тематическое и поурочное планирование по теме школьного раздела «Животные»:

« Тип Членистоногие».

лабораторных

работ

контрольных работ

Тип Членистоногие

Класс Насекомые.

Отряды насекомых: Перепончатокрылые.

Контрольно-обобщающий урок по темам:

«Простейшие. Беспозвоночные»

Итого

Раздел

тема

Тип урока

Основные виды учебной деятельности. Виды контроля

Требования к результату обучения

Использование оборудования, ТСО, компьютерной техники и программного обеспечения

Дата

План

Факт

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

Лабораторная работа «Знакомство с ракообразными»

КУ

Фронтальная,

индивидуальная работа.

Лабораторная работа

«Знакомство с

ракообразными».

Текущий контроль знаний

Вопрос 4 на с.62

Распознавать животных типа Членистоногие.

Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих.
Выделять особенности строения членистоногих.

Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни.

Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека.

Таблицы. Коллекции. Презентация.

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.

КУ

Фронтальная работа

Рассматривание коллекции.

Упражнение 12-13 на с.32.

Перечислять роль в природе и жизни человека.

Доказывать принадлежность паукообразных к типу Членистоногие.

Характеризовать по плану представителей класса Паукообразные .

Выявлять приспособления пауков к наземной среде обитания.

Коллекции.

Презентация.

Таблицы.

Класс Насекомые.

Лабораторная работа «Изучение представителей отряда насекомых».

КУ

Фронтальная работа.

Работа в парах.

Лабораторная работа

«Изучение представителей

отряда насекомых».

Текущий контроль знаний –

письменный.

Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата.

Выявлять приспособления насекомых к среде обитания, образу жизни.

Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи.

Рисунки.

Таблицы.

Презентация.

Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховёртки, Поденки.

КУ

Фронтальная работа.

Рассматривание коллекций.

Текущий контроль знаний –

опрос.

Воспроизведение

Узнавать по рисункам и коллекциям представителей отрядов насекомых.

Описывать представителей различных отрядов.

Интеллектуальный уровень

Доказывать принадлежность различных насекомых к отрядам.

Сравнивать образ жизни представителей различных отрядов насекомых.

Объяснять особенности строения в связи с образом жизни .

Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков учебника.

Рисунки.

Таблицы.

Презентация.

Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.

КУ

Фронтальная работа.

Рассматривание коллекций.

Текущий контроль знаний –

опрос.

Рисунки.

Таблицы.

Презентация.

Отряды насекомых: Бабочки, Равнокрылые, Двукрылые, Блохи.

КУ

Фронтальная работа.

Рассматривание коллекций.

Сообщения.

Тест по теме «Членистоногие».

Рисунки.

Таблицы.

Презентация.

Тестовые задания.

Контрольно-обобщающий урок по теме:

«Беспозвоночные»

УКЗ

Индивидуальная работа.

Контрольная работа

по теме: «Беспозвоночные»

Показать ЗУН по теме:

«Беспозвоночные»

Бланк К.Р.

Использованы следующие условные обозначения:

КУ - комбинированный урок;

УКЗ – урок контроля знаний.

Тема урока: «Класс Насекомые»

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-лекция; лабораторный урок.

Цели урока: расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых, выявить наиболее прогрессивные признаки класса в сравнении с ракообразными и паукообразными. Слайд №2

Задачи:

Познавательные: выявить особенности организации Насекомых, позволившие им достаточно широко освоить нашу планету, приспособиться к самым разнообразным условиям обитания; изучить внешнее строение насекомого на примере майского жука (посредством выполнения лабораторной работы).

Развивающие: продолжить развивать навыки самостоятельности мышления, умения делать выводы и работать в парах.

Воспитательные: продолжить воспитание у школьников любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: учительский компьютер, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, рисунки Членистоногих, таблицы «Тип Членистоногие. Класс Насекомые. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные», коллекции «Майский жук», «Медоносная пчела», «Тутовый шелкопряд».

1.Организационный момент

( 1 мин.)

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Вот звенит для нас звонок.

Начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Тихо сели, настраиваемся на урок.

Фронтальная

2.Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

(2– 3мин.)

Мы продолжаем знакомство с типом «Членистоногие».

Ребята, прослушав стихотворение С. Маршака, вы поймете о каком классе «Членистоногих» сегодня на уроке пойдет речь:

Бродят в траве золотые букашки.

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь на венчик ромашки,

Словно цветной самолет, стрекоза.

Вот тёмно-красная божья коровка,

Спинку свою, разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по важным делам.

Вот в одинаковых платьях, как сёстры

Бабочки сели в траву отдыхать.

То закрываются книжечкой пёстрой,

То, раскрываясь, несутся опять.

Правильно. О насекомых.

Для каждого любителя природы насекомые - это праздник души.

Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой «юный натуралист» с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее.

Вот и мы с вами сегодня на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями, населяющими практически все уголки нашей планеты, классом Насекомые.

Запишем тему урока в тетрадь.

Какие задачи мы на сегодняшнем уроке ставим перед собой? ( лучшие задачи, выдвинутые учениками записать на доске)

Фронтальная.

(Класс Насекомые).

Запись в тетрадь.

Индивидуальная деятельность учащихся.

Учащиеся отвечают на вопросы.

(Изучить особенности строения, образ жизни, ареалы обитания насекомых).

3. Проверка знаний.

(4- 5 мин.)

Класс Насекомые относится к типу Членистоногие. Какие ещё классы относятся к данному типу? Слайд №3

Давайте вспомним характерные признаки типа Членистоногих, выполнив тест.

У каждого из вас на парте имеется лист с тестовыми вопросами. Внимательно посмотрите: вам необходимо правильные ответы обвести кружочком.

Тест Общая характеристика членистоногих

1.Тело членистоногих покрыто

А. Роговой кожей

Б. Раковиной из углекислого кальция

В. Хитиновым покровом

2. У всех членистоногих имеются

А. Конечности в виде параподий

Б. Членистые конечности

В. Ножковидные выросты тела

3. Предками всего типа членистоногих были

А. Водные животные

Б. Сухопутные животные

В. Как почвенные обитатели, так и водные

4. Членистоногие произошли от группы

А. Плоских червей

Б.Моллюсков

В. Кольчатых червей

5. Полость тела у членистоногих

А. Первичная

Б. Смешанная

В. Вторичная

6. Кровеносная система у членистоногих

А. Незамкнутая

Б. Замкнутая

В. Отсутствует

7. Органы чувств членистоногих

А. Развиты плохо

Б. Развито только осязание и равновесие

В. Развиты хорошо

8. Членистоногие

А. Преимущественно водные формы

Б. Преимущественно наземно-воздушные обитатели

В. Освоили все среды обитания

9. Членистоногие

А. Вымирающая группа организмов

Б. Самый многочисленный тип

В. Имеют небольшую численность

10. Для членистоногих характерно:

А. Только половое размножение

Б. Бесполое размножение

В. Вегетативное размножение

Теперь обменяйтесь с соседом по парте листочком и проверьте правильность выполнения задания. Неправильные ответы перечеркните. Воспользуйтесь ключом правильных ответов (Слайд №4).

(критерии оценки теста: 10-9 заданий –«5», 8-7 –«4»; 6-4 заданий –«3»). (Слайд №5)

Классы: Ракообразные, Паукообразные.

Индивидуальная.

1В, 2Б, 3А, 4В, 5Б, 6А, 7В, 8В, 9Б, 10А.

Работа в парах.

4.Изучение нового материала

(25 мин.)

Несмотря на сходство с другими представителями членистоногих, насекомые имеют принципиальные отличия. Эти отличия касаются как строения, так и процессов жизнедеятельности.

Насекомые – самая обширная группа не только среди членистоногих, но и среди животных вообще.

Насекомые составляют 2/3 от всех организмов Земли. Слайд №6

Ребята, а вы знаете, кого относят к насекомым?

В настоящее время известно 1,5- 2 миллиона видов. Но это не окончательная цифра. Ежегодно описываются тысячи новых видов.

Наука – изучающая насекомых называется энтомология. Немало ученых посвятили свою жизнь, изучению этих животных. Это К. Линней, Фабр Жан Анри, Аристотель и др.

1. История названия класса

Вопрос . За что они получили такое название?

Свое название они получили за характерные насечки на брюшке.

2. Условия жизни.

Кто может ответить, какие среды жизни освоили насекомые?

Насекомые устойчивы к неблагоприятным условиям среды: температурный интервал от –30 до +50 0 С.

3. Типы ротового аппарата.

Пища насекомых очень разнообразна. У видов, приспособленных к питанию определенной пищей, ротовой аппарат имеет определенное строение. Он может быть сосущим, как у бабочек, лижущим, как у мух, грызущим, как у жуков и кузнечиков, колюще-сосущим, как у комаров и клопов. Слайд №10

4.Образ жизни представителей класса.

Есть насекомые, предпочитающие жить в одиночку (хищные жуки, наездники и др.). Слайд №11

Есть насекомые общественные, живущие большими семьями (муравьи, термиты, пчелы). Слайд №125.

Строение тела насекомого.

Рассмотрим особенности внешнего строения насекомого на примере майского жука посредством выполнения лабораторной работы. Слайды №13-15

Лабораторная работа “ Изучение представителей

отряда насекомых ”.

Цель : изучить особенности внешнего строения членистоногих на примере майского жука ; познакомиться с многообразием членистоногих.

Оборудование: майский жук, ванночка, препаровальный нож, лупа или рисунки членистоногих разных классов, коллекции членистоногих.

Ход работы

I . Изучить особенности внешнего строения типа членистоногих на примере класса насекомых, майского жука.

    Рассмотрите нерасчлененного майского жука, определите его размеры, окраску тела.

    На расчлененном жуке найдите три отдела тела: голову, грудь, брюшко.

    Рассмотрите голову жука, найдите на ней усики - органы осязания, обоняния, глаза - органы зрения и ротовые органы.

    Установите особенности строения ног жука, определите, сколько их, к какому отделу тела они прикрепляются.

    На груди жука найдите две пары крыльев: переднюю пару, или надкрылья, и заднюю пару - перепончатые крылья.

    Рассмотрите брюшко, найдите на нем насечки и рассмотрите с помо щью лупы дыхальца.

    Зарисуйте майского жука.

Физкультминутка.

Вы, наверное, устали?

А теперь ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Тихо сели, вновь за дело.

Фронтальная

Учащиеся отвечают на вопрос:

К ним относят, например, жуков, мух, комаров, бабочек, пчел, муравьев .

Проблемно – поисковая деятельность учащихся.

Учащиеся отвечают на вопрос:

Насекомые освоили все среды жизни - наземную, воздушную, водную, почвенную.

Рассматривание коллекций, таблиц, презентации.

Самостоятельная практическая деятельность учащихся с целью углубления и закрепления теоретических знаний, развития навыков.

Анализ, сравнение, вывод.

Проблемно – поисковая деятельность учащихся.

Индивидуальная.

Работа с коллекциями насекомых, плакатами, учебником (с. 65)

Учащиеся зарисовывают майского жука (индивидуальная работа)

Фронтальная.

5.Закрепление

    мин.)

Задание 1 . (Слайд №16)

Выявите особенности насекомых, позволившие им стать процветающей группой животных.

Разнообразное строение ротовых органов.

Возможность использовать разнообразной пищи.

4. Ориентация в окружающей среде.

Способность находить пищу, обнаруживать врагов.

5. Размеры тела.

Небольшие размеры.

6. Способ дыхания.

Потребление для дыхания атмосферного кислорода.

Развитие головного мозга, наличие брюшной нервной цепочки.

Наличие более сложных рефлексов.

Задание 2. (Слайд №17)

Итак, давайте попробуем выделить общие признаки насекомых.

Фронтальная.

Работа с таблицей.

Ответы учеников:

    разделение тела на голову, грудь и брюшко;

    наличие одной пары усиков (сяжек), 1 пары сложных глаз,

    наличие ротового аппарата различного типа,

    наличие крыльев, трех пар конечностей,

    наличие трахейной системы.

    наличие мальпигиевых сосудов – органов выделения, развитие метаморфозом.

6.Рефлексия

(1 мин.)

Подведение итогов урока:

Ребята, что мы с вами сегодня изучали на уроке?

Ребята, мы выполнили задачу урока?

Всё ли нам удалось сделать сегодня на уроке?

(методика цветопись Лутошкина):

Вспомните, как мы работали. Как лично вы работали. Какие чувства испытывали.

Перед вами цветок, на котором лепестки трёх разных цветов,

каждый цвет отвечает за определённое настроение. Прикрепите божьих коровок, которые лежат у вас на столе, к лепестку того цвета, который соответствует вашему отношению к сегодняшнему уроку. (Слайд №19)

Фронтальная.

Анализ и оценка деятельности на уроке.

Индивидуальная.

7.Домашнее задание

(1 мин.)

Домашнее задание: параграф №15, ответить на вопросы №1-3 после параграфа устно.

Вот и всё. Благодарю вас за работу.

До свидания!

Индивидуальная.

Список используемой литературы.

    И.Ф. Ишкина «Поурочное планирование «Биология. 7 класс»

    Контрольные и проверочные работы по биологии 6-8 кл.: Метод. Пособие.- М.: Дрофа, 1996.-160с. ил.

    Латюшин В.В., Шапкин В.А. «Биология. Животные. 7 класс» М.: Дрофа, 2013г

    Латюшин В. В., Уфимцева Т. А. «Тематическое и поурочное планирование» - зоология 7 класс.

    Лутошкин А. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. – 128 с.

    Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М. «Программа основного общего образования по биологии для 7 класса «Животные».

План-конспект урока - "альфа" и "омега" деятельности учителя. Подробный, развернутый план поможет провести урок максимально результативно, сэкономит время и позволит быстрее достичь поставленных целей. А четко выстроенная структура урока помогает учителю удерживать внимание учащихся в течение всего урока.

Этап 1. Тема урока

Тема урока всегда обозначена в поурочном годовом плане учителя. Но в некоторых случаях требуется уточнение. Например, тема "Биография А. Пушкина" в 5 классе будет отличаться по объему и охвату материала от такой же темы в 9 классе. Поэтому, формулируя тему, заранее уточните объем материала.

Этап II. Цели урока

Современная методика не требует разделения целей на обучающие, воспитательные и развивающие. Но молодым учителям удобнее пользоваться старым, проверенным способом и четко разграничить цели урока по трем позициям:

Обучающие цели. Это могут быть такие цели, как:

Дать представление о…;

Обобщить и систематизировать знания о….;

Познакомить учащихся с (понятием, правилом, фактами, законом и т.д.)

Выработать навыки (например, анализа лирического текста).

Воспитательные:

Воспитывать в учащихся чувство патриотизма, гуманности, трудолюбия, уважения к старшим, эстетический вкус, этические нормы, дисциплинированность.

Развивающие. Здесь указываются цели, которые помогут развивать у учащихся память, фантазию, мышление, познавательное умение, волю, самостоятельность, коммуникативность. Если в уроке предусмотрены групповые виды работы, то можно указать, что главной развивающей целью будет учить работать в команде, высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки.

Этап III. Планируемые задачи

Здесь обозначается минимум тех знаний и умений, которые должны приобрести учащихся во время урока. Планируемые задачи стоит сопоставлять с требованиями к знаниям и умениям учащихся, которые обозначены Министерством Образования для каждого класса и для каждого предмета.

Этап IV. Вид и форма урока

В плане их можно и не указывать, но для себя каждый раз стоит уточнять, будет это урок-объяснение, урок-беседа или вы нацелены провести нестандартный урок.
Для удобства приведем примеры самых распространенных видов и форм урока.

Виды и формы урока

1. Урок ознакомления с новым материалом.

Формы: беседа, проблемный урок, лекция.

2. Урок закрепления изученного.

Формы: игры, конкурсы, КВН, путешествие, бенефис, брифинг, аукцион, сказка, брифинг, спектакль и т.д.

3. Урок применения новых знаний и умений на практике.

Формы: те же, что и для уроков закрепления. Можно также проводить уроки-исследования, лабораторные, творческие мастерские, соревнования, тестирование, экскурсии и т.д.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

Форма выбирается свободная, по желанию учителя.

5. Контрольный урок.

Формы: как традиционные контрольные работы, зачеты, диктанты, сочинения, так и более творческие виды: семинары, брифинги или консультации.

6. Интегрированные уроки. Формы свободные, так как задействованы 2 и более предметов в одном уроке.

Этап V. Оборудование

Здесь перечисляется все, что будет использовать учитель в ходе урока. Это мультимедийные презентации, репродукции картин, аудио и видео материалы, наглядные и раздаточные материалы.

Этап VI. Ход урока

1. Организационный момент - обязательный этап всех уроков. Помогает сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку.

2. Проверка домашнего задания. Опытные педагоги практикуют ежеурочную проверку домашнего задания. Это помогает не только проверить, насколько усвоена предыдущая тема, но и напомнить классу основные тезисы прошлых уроков.

Исключения составляют контрольные уроки.

3. Актуализация знаний учащихся по теме. Этот этап не обязателен, но весьма популярен в методике преподавания. Актуализация помогает учащимся настроиться на восприятие темы, обозначить круг вопросов, которые будут рассматриваться на уроке. К тому же, актуализация дает возможность постановки практической цели урока.

Например, прослушивание композиции П. Чайковского "Времена года" активизирует фантазию, настраивает учащихся на то, что речь пойдет о времени года.

4. Объявление темы и целей урока. Учитель может сам обозначить тем и цели урока. А можно подвести учащихся к этому в ходе предварительной беседы, составления кластера или мини-тестирования.

5. Основная часть урока.

Эта часть урока будет различной в зависимости от вида и формы урока. Но принцип построения один: от простого - к сложному, от общего - к частному.

6. Подведение итогов. Этап необязательный. Многие учителя заменяют этот этап рефлексией. Для учителя важно понять, что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы - неразрешенными.

7. Выставление оценок. Данный этап не требует разъяснений. Есть лишь уточнение. Оценки может выставлять сам учитель, анализируя и оценивая работу учащихся на уроке. В последнее время больше практикуют самооценку или систему накопительных баллов. В этом случае ученики сами оценивают свою работу.

8. Домашнее задание.

Традиционно этот этап оставляют на конец урока. Но домашнее задание можно дать и в начале, и в середине урока. Особенно, если на дом будет задано, например, написание эссе, сочинения или выполнение лабораторной. В этом случае учитель заранее ориентирует внимание, что тезисы, разрабатываемые на уроке, будут важны при выполнении домашнего задания.

Современная методика рекомендует помимо обязательного задания, предлагать учащимся и варианты более сложного уровня или направленные на развитие творческих способностей. Например, не просто выучить стихотворение, а еще и создать коллаж, нарисовать рисунок по теме или подготовить доклад, презентацию.

Рекомендации: Помните, что каждый урок должен содержать "изюминку". Это может быть интересный факт, нестандартное задание, необычная форма подачи материала, интригующий эпиграф - то, что будет способствовать заинтересованности учащихся.

Образец плана урока

Тема : название темы берете из сборника учебных программ, из типового или разработанного Вами поурочного планирования.

Урок № : порядковый номер урока и его название выписываете из Вашего поурочного планирования.

Тип урока: определяете сами, исходя из целей и задач проводимого урока. Могут быть: комбинированный урок, урок закрепления нового материала, повторительно-обобщающий урок и др.

Задачи урока: Кратко перечисляете содержание образовательной, развивающей и воспитательной задач.

К задачам урока относят следующие элементы:

1. Образовательная задача:

Знания (понятия, явления, величины, формулы, законы, теории и т. п., более мелкие по планам изложения)

Умения :
специальные (решение задач, проведение, измерений и т. п.)

общеучебные (письменной и устной речи монологической и диалогической, различные приемы работы с учебной и дополнительной литературой, выделение главного в форме простого и сложного плана, памяток и алгоритмов, тезисов, конспекта, схем.; владение основными видами ответов (пересказ, тематический ответ, сравнительная характеристика, сообщение, доклад), строить определение понятий, сравнение, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы, владение способами контроля и взаимоконтроля, само и взаимооценки, умение коллективно работать, управлять работой коллектива и т. п.

Навык - это умение доведенное до автоматизма, при преподавании физики формирование навыков не предусмотрено.

2. Воспитательная: нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения, исполнять законы.
Потребности личности, мотивы соц. поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение. (строение материи, вещество - вид материи, динамические и статистические закономерности, влияние условий на характер протекания физ. Процессов и т. п.)

3. Развивающая: развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сфер личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, от восприятия, воля) и потребностей мотивационной области.

Умственная деятельность: анализ, синтез, классификация, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, умение выделять цели и способы деятельности, проверять ее результаты, выдвигать гипотезы, строить план эксперимента.

Оборудование к уроку : здесь перечисляете оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ и практикумов (мензурки, линейки, весы, динамометры и пр.). Сюда же включаете список технических средств обучения (ТСО), которые планируете использовать на уроке (диапроектор, кодоскоп, видеомагнитофон, ЭВМ, телекамеру и т. д.). Разрешается включать в этот раздел дидактический материал и наглядные пособия (карточки, тесты, плакаты, диафильмы, таблицы, аудиокассеты, видеофильмы и др.).

Классная доска входит в оборудование урока.

План урока: пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:

1. Организационная часть - 2–3 мин.
2. Сообщение новых знаний - 8–10 мин.
3. Практическая работа учащихся - 20–26 мин.
4. Сообщение задания на дом - 3–5 мин.
5. Завершение урока - 1–2 мин.

Указывается домашнее задание, которые учащиеся получат на следующий урок.

Ход урока - основная часть Вашего план-конспекта. Здесь в развернутом виде изложите последовательность своих действий по проведению урока. Этот раздел в конспекте можно представить в виде таблицы.

Здесь излагается ход урока, где учитель, дает необходимые формулировки отдельных терминов и понятий, раскрывает последовательность изложений учебного материала, приемы использования наглядных пособий. Особенно внимательным надо быть при изложении методических приемов построения изображения. То, что для преподавателя является элементарным, для учащихся часто оказывается необыкновенно сложным. Поэтому в конспекте урока надо как можно подробнее излагать методику работы с классом. Если учитель желает использовать высказывания выдающихся деятелей искусства, то в конспекте их надо заключить в кавычки и дать указание, из какой книги взята цитата, указать место и год издания, издательство, страницу.

Продумывайте план сразу нескольких уроков. Формулируйте цель каждого урока и его место в системе уроков. Это дает возможность установить взаимосвязь между уроками и добиваться рационального расходования времени. Чем теснее связан данный урок с другими уроками по данному разделу программы, тем более закончен урок сам по себе, тем глубже будут знания учащихся.

НЕДОПУСТИМО неадаптированное использование рабочих планов прошлых лет.

Добейтесь соответствия между целью урока, содержанием учебного материала, методами обучения и формами организации познавательной деятельности учащихся. Чем выше будет это соответствие на каждом этапе, в каждом учебно-воспитательном моменте, тем эффективнее будет конечный результат урока.

Подготовка к уроку - это подготовка к руководству мышлением учащихся. Для учителя чрезвычайно важно заранее сформулировать вопросы таким образом, чтобы они будили мысль учеников. Важно найти в изучаемом материале вопросы, которые могут возникнуть у учащихся, чтобы облегчить им процесс усвоения.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!