Образовательный портал - Varnavinschool

Пологов Павел Андреевич — Биография. Советские асы

37 0

(23.09.1913 - ?) - летчик-истребитель, Герой Советского Союза (1943), подполковник. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Был штурманом 737 иап, затем командиром 163 иап. 3 апреля 1944 г. на подступах к Ковелю таранил транспортный самолет Ju-52. Всего сбил 29 самолетов противника. После войны до 1949 г. служил в ВВС.

Пологов, Павел Андреевич

Штурман 737-го истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я воздушная армия, Юго-Западный фронт) майор. Родился 23 сентября 1913 в городе Нижний Тагил ныне Свердловской области в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1943 года. Окончил 6 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на металлургическом заводе. В РККА с 1934 года. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков в 1937 году. Участник боев на реке Халхин-Гол в 1939 году и советско-финляндской войны 1939-1940 годов. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Павлу Андреевичу Пологову присвоено 2 сентября 1943 года за 365 боевых вылета, 90 воздушных боев, 18 лично и 12 в группе сбитых самолетов противника и проявленные при этом мужество и высокое летное мастерство. 3 апреля 1944 года командир 163-го истребительного авиационного полка (336-я истребительная авиационная дивизия, 6-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) подполковник Пологов П. А. в воздушном бою на подступах к городу Ковелю таранным ударом своего горящего истребителя Як-9 сбил вражеский транспортный самолет Ju-52. Приземлился на парашюте. Всего во время войны сбил 29 самолетов противника. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Отечественной войны 2 степени, орденом Красной Звезды, медалями. С 1949 года подполковник Пологов - в запасе. Живет в городе Свердловске.


Значения в других словарях

Пологов, Евгений Юрьевич

генеральный директор ЗАО "Кремний" (Иркутская область) с сентября 2003 г.; родился в 1967 г.; окончил Уральский государственный технический университет по специальности "менеджер-экономист"; работал коммерческим директором ООО "СУАЛКремний-Урал"; женат, имеет двоих сыновей. ЗАО "Кремний" было учреждено ОАО "Сибирско-Уральская алюминиевая компания" ...


Р одился 23 сентября 1913 г. в городе Нижний Тагил ныне Свердловской области в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1943 г. Окончил 6 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на металлургическом заводе. В Красной Армии с 1934 г. В 1937 г. окончил Борисоглебскую военную авиаци­онную школу летчиков. Участник боев на реке Халхин-Гол в 1939 г. и советско-финляндской войны 1939-40 гг. На фрон­тах Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Штурману 737-го истребительного авиационного полка (207-я истреби­тельная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я воздушная армия, Юго-Западный фронт) май­ору Пологову П. А. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 г. присвоено звание Героя Совет­ского Союза. С 1949 г. подполковник П. А. Пологов в запа­се. Живет в Свердловске. Награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Отечественной войны 2-й сте­пени, орденом Красной Звезды, медалями.

О боронительное сражение на белгородско-курском направлении, где активное участие принимала 17-я воз­душная армия, началось 5 июля 1943 года. Противник наносил здесь несколько ударов, рассчитывая прорвать оборону советских войск на нескольких участках. На­ступление танковых и моторизованных дивизий против­ника поддерживалось крупными силами авиации.

В воздушных боях советские летчики творчески ре­шали боевые задачи, искали новые пути в достижении победы. Нередко в одном бою они сбивали по несколь­ку вражеских самолетов. В качестве примера можно рассказать об одном из боев, проведанных 5 июля 1943 го­да под руководством майора П. А. Пологова.

С утра советские летчики вылетели на прикрытие переднего края своих войск. К намеченному району они подошли двумя ярусами на высоте 5000 метров. Внизу под командованием майора Пологова шла ударная груп­па из шести истребителей. Она должна была уничто­жать бомбардировщики противника. Вторая группа из трех самолетов шла на 400-500 метров выше. В слу­чае появления вражеских истребителей она должна была связать их боем и создать благоприятные условия для действий первой ударной группы.

Как только показались вражеские бомбардиров­щики, майор Пологов повел свою шестерку в атаку. Он умело зашел в хвост «юнкерсам» и вместе со своим ве­домым с первой же атаки поджег один самолет. Ве­домый, шедший слева от ведущего, вслед за ним ата­ковал крайний «юнкерс» из последней пары и, подойдя к нему слева сверху под углом 45 градусов, с дистан­ции в 50 метров первой же очередью сбил его. Но в это время появилась вторая группа «юнкерсов». Имея над ними превышение, Пологов немедленно устремился в ата­ку и врезался в их строй, затем, развернувшись, зашел в хвост «юнкерсу» и с дистанции в 50-60 метров зажег его. Строй гитлеровских бомбардировщиков распал­ся, и они стали поспешно уходить. Пологов погнался за очередной целью. С резким снижением враг пытался улизнуть, но советский ас, не отставая, бил по нему ко­роткими очередями. Это был третий самолет, сбитый Павлом Пологовым в этом бою.

12 июля в районе севернее Харькова разгорелся жар­кий бой двенадцати «илов» под командованием май­ора Пологова с большой группой «юнерсов». Когда «илы» обрушили свой удар по заданной наземной цели, земля предупредила по радио о том, что к переднему краю идет несколько десятков бомбардировщиков под прикрытием истребителей. Общее решение было не от­ступать: штурмовики пошли в атаку на «юнкерсов», а четверка во главе с Пологовым напала на вражеских ис­требителей.

Схватка была жестокой: воздух, казалось, кипел от огня пушек и пулеметов. В этом бою советские летчики одержали уверенную победу: штурмовики обили восемь самолетов противника, а девятый пришелся на долю майора Пологова. Успех был обеспечен тем, что летчи­ки-штурмовики вступали в бой не по одиночке, не раз­розненными группами, а всей группой и одновременно, совместно с нашими истребителями. Те, в свою очередь, помогая штурмовикам огнем, постарались сделать все, чтобы оковать истребителей врага и не дать им возмож­ности обрушиться на советских летчиков-штурмовиков.

Подчеркивая еще раз высокую классность Павла Пологова как воздушного бойца, надо сказать, что к августу 1943 года он совершил 365 боевых вылетов, в ходе которых провел 90 воздушных боев и сбил лично 18 и в группе 12 самолетов противника.

ЛИТЕРАТУРА:

Абрамов А. Не ради славы. Свердловск, 1969.

Абрамов А. С. Двенадцать таранов. Свердловск. 1970. С. 62-68.

Выпускник 1937 года

Герой Советского Союза

.
Родился 23 сентября 1913 года в посёлке Нижнетагильский Завод (ныне город Нижний Тагил) Свердловской области, в семье рабочего.

Окончил 6 классов.

В 1927 году получил специальность слесаря, окончив школу ФЗУ (ныне СПТУ № 93 города Нижний Тагил). Работал слесарем на металлургическом заводе.

С 1934 года в Красной Армии.

В 1937 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков.

Участник боёв на реке Халкин-Гол 1939 года и Советско-Финляндской войны 1939-1940 годов.
С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны.

До 1942 года служил в 149-м ИАП, летал на И-16. Затем, до июля 1943 года, в 737-м ИАП, летал на ЛаГГ-3 и Як-1. С июля 1943 года по июнь 1944 года - в 163-м ИАП, летал на Як-7 и Як-9.
К августу 1943 года штурман 737-го истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я Воздушная армия, Юго-Западный фронт) майор П. А. Пологов совершил 365 боевых вылетов, в 90 воздушных боях лично сбил 18, и в составе группы 12 самолётов противника.

2 сентября 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
К концу войны выполнил около 600 боевых вылетов, участвуя в 100 воздушных боях, уничтожил 23 вражеских самолёта лично и 16 - в группе с товарищами.
С 1949 года полковник П. А. Пологов в запасе.

Жил в городе Свердловске. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (трижды), Отечественной войны 1-й степени, Отечественной войны 2-й степени (дважды), Красной Звезды, медалями.

* * *

Боевое крещение Пологов получил на реке Халхин-Гол в 1939 году. Там на И-16 он одержал свою первую победу, сбив японского разведчика И-97.

Позднее участвовал в Советско-Финляндской войне, провёл несколько десятков вылетов на штурмовку войск противника.
Великую Отечественную войну он встретил в составе 149-го истребительного авиаполка на Южном фронте.

Под Львовом в августе 1941 года сбил свой первый Ме-109...
Через 2 года на счету штурмана 737-го истребительного авиаполка майора Пологова было уже 30 сбитых самолётов: 18 лично и 12 в группе. Он по-праву считался одним из опытнейших советских лётчиков и командиров. Поэтому неудивительно, что вскоре ему доверили командование 163-м истребительным авиационным полком.

Будучи прекрасным тактиком, Пологов часто лично водил своих подчинённых в бой, на собственном примере показывая, что и хвалёных асов Люфтваффе вполне можно вгонять в землю.
Весной 1943 года, накануне Курской битвы, лётчик 163-го истребительного авиационного полка (16-я Воздушная армия) лейтенант Мельников получил письмо от родных, проживавших на территории, только что освобожденной Советской Армией от противника. В письме сообщалось о зверствах немецко-фашистских захватчиков над советскими людьми. Парторг полка зачитал это письмо личному составу, и лётчики поклялись отомстить врагу. На многих самолётах были сделаны надписи: "Отомстим проклятым фашистам!".
В течение мая лётчики этого полка (командир майор П.А. Пологов) сбили в воздушных боях 16 самолётов противника, не потеряв ни одного своего.
Вспоминая о весенних боях 1943 года генерал-лейтенант авиации в отставке С.Н. Ромазанов пишет:
"Нельзя не вспомнить имя мастера воздушного боя лётчика-истребителя П.А. Пологова. Однажды в районе базирования нашей истребительной части появилась большая группа бомбардировщиков противника, которых прикрывали 8 "Мессеров". Навстречу были подняты 12 наших "Лавочкиных". Бомбардировщики врага, не доходя до цели, беспорядочно сбросили бомбы и повернули на запад. Пологов подал команду группе истребителей преследовать бомбардировщиков, а сам с напарником бросился на "Мессеров. Такой дерзости от советского истребителя враги, видимо, не ожидали. Завязался бой - 2 против 8. Атака за атакой. Вот один Ме-109 камнем идёт к земле, а другой со снижением удирает на запад. Сначала их осталось 6, затем 5. Так с каждой минутой количество фашистских самолётов уменьшалось. Последние 2 со снижением на максимальных оборотах пытались уйти от атак, но Пологов, оставшись один (его напарник на повреждённой машине уже приземлился на своём аэродроме), метким огнём сбивает и их".
В середине июля 1943 года лётчики 16-й Воздушной армии вели напряжённые воздушные бои на Курской дуге. С целью срыва контратак немецких войск, подавления узлов сопротивления и уничтожения их боевой техники и живой силы, нашими авиаторами только 17 июля было произведено 3 удара крупными силами, в каждом из которых участвовало не менее 350 самолётов. Наши войска вслед за ударами авиации переходили в атаку и успешно продвигались вперед. Всего за 3 дня контрнаступления лётчиками 16-й Воздушной армии было выполнено 4478 самолёто-вылетов, проведено 22 воздушных боя, сбито 28 самолётов противника. Нашим войскам была оказана мощная авиационная поддержка.
В один из боевых дней особенно отличились лётчики-истребители подполковник П.А. Пологов, капитан В.С. Богатырев, старшие лейтенанты В.В. Макаров и Я.И. Филимонов.

Эта четвёрка была наведена наземной станцией на 8 истребителей FW-190, прикрывавших 6 бомбардировщиков Ju-88.

Увидев группу "Фокке-Вульфов" в разрыве облачности, Пологов резким пикированием ринулся на врага.
Застигнутые врасплох истребители противника вынуждены были встать в вираж. Пологов настиг один "Фоккер", пытавшийся выйти из виража вниз, и с короткой дистанции сбил его. Таким же приёмом уничтожил 2 истребителя Богатырев. Тут же Макаров сбил 4-й самолёт противника при попытке его уйти вверх. В конце боя Пологов, заменив внизу уходящий бомбардировщик противника, настиг его и поджёг очередью из пушки.

Всего в этом бою было уничтожено 5 вражеских самолётов и 2 подбито.

Группа Пологова потерь не имела.

В сентябре 1943 года за мужество и высокое воинское мастерство, проявленные в схватках с врагами, командиру 163-го истребительного авиационного полка Подполковнику П.А. Пологову было присвоено звание Героя Советского Союза.
3 апреля (по другим источникам - 15 марта) 1944 года, во время боевого дежурства на прикрытии железнодорожного узла Ковель, во главе четвёрки истребителей подполковник П. А. Пологов вступил в бой с группой немецких самолётов и одержал 3 победы, одну из них - тараном.
В тот день восьмёрка Як-9 получила приказ вылететь на поиск вражеских транспортных самолётов, которые систематически летали на помощь осаждённому в Ковеле немецкому гарнизону. Группу вёл подполковник Пологов. Вскоре они заметили транспортные Ju-52, шедшие под охраной истребителей. Пологов приказал парам лейтенанта Митикова и капитана Подгорного атаковать "Юнкерсы", а сам с остальными навалился на истребителей. В первые же минуты схватки он сбил один самолёт врага. Однако "Юнкерсам" удалось прорваться сквозь заслон наших истребителей.
Тем временем, группа Пологова продолжала вести бой с истребителями. Взмыв вверх "Яки" устремились в атаку. Один из вражеских самолётов, прошитый очередями Пологова, камнем упал на землю. Увлекшись атакой, подполковник сам оказался зажатым с двух сторон парой "Фоккеров". Он пытался резким маневром уйти из-под атаки, но было уже поздно. Истребитель охватили языки пламени. Чтобы сбить его, лётчик бросил машину в пике. Не помогло. Кабина наполнилась дымом. Стало трудно дышать. Управлять самолётом с каждой минутой становилось тяжелее. Пламя подбиралось к лицу и рукам. Надо было срочно прыгать.
Отстегнув ремни и открыв фонарь кабины, Пологов вдруг увидел, как справа ему наперерез мчится "Юнкерс". Решение созрело мгновенно. Через мгновение винт "Яка" впился в хвостовое оперение транспортника...
Более 500 метров падал Пологов затяжным прыжком, чтобы противник не расстрелял его в воздухе. Парашют раскрылся лишь в 300 метрах от земли. Опустился он на нейтральной полосе. Вечером друзья встречали его на аэродроме. Спустя несколько дней, в сводке Совинформбюро от 9 апреля появилось короткое сообщение:
"На одном участке Белорусского фронта лётчик Герой Советского Союза подполковник П.А. Пологов, патрулируя над нашими позициями, встретился с 4 немецкими истребителями FW-190. В ожесточённой схватке Пологов сбил 2 самолёта противника. При этом машина Пологова получила повреждения и загорелась. В это время в районе боя появились 11 вражеских транспортных самолётов Ju-52. Подполковник Пологов на своём горящем истребителе врезался в их строй и протаранил один из "Юнкерсов". Наш лётчик выбросился с парашютом из горящей машины и благополучно приземлился на своей территории".
После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на 6-месячные курсы в Военно-Воздушную академию.
Всего он произвёл более 600 успешных боевых вылетов, в 100 воздушных боях лично сбил 23 и в группе с товарищами 16 самолётов противника (некоторые источники указывают на другие цифры, так например в книге "Оренбургское лётное" указаны 29 личных побед в 750 боевых вылетах).

Пологов воевал почти на всех типах советских истребителей: на И-16, ЛаГГ-3, МиГ-3 и Як-1 в 737-м ИАП; на Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5 в 163-м ИАП.
Спор о том: какой самолёт лучше - "Як" или "Ла", ведётся давно, и конца этому не видно. Тем важнее свидетельство П.А. Пологова, летавшего в годы войны на всех типах истребителей ВВС РККА, от И-16 до Як-9. В конце войны Пологов служил в вооружённом "Яками" 163-м ИАП, но техникам полка удалось восстановить один Ла-5, на котором и стал летать Павел Андреевич. Его фразу приводит в своей замечательной книге "Советские Асы" Николай Бодрихин: "Прикрывал на Ла-5 свои "Яки"...
.
После войны Павел Андреевич ещё некоторое время продолжал служить в ВВС.

В 1949 году он демобилизовался и поселился в городе Свердловске (ныне Екатеринбург), где работал на одном из крупных заводов.
Писатель А.С. Абрамов посвятил П. А. Пологову свою документальную повесть "Последняя атака лидера".

Улица, которой пока нет

7 мая 2017 года на доме № 12 по улице Шарташской в Екатеринбурге появилась мемориальная доска Герою Советского Союза лётчику-истребителю, подполковнику в отставке Павлу Пологову. На чёрной мраморной плите Павел Андреевич изображён рядом со своим самолётом после боя.


.

Мемориальную доску в присутствии ветеранов Великой Отечественной, сына и внуков Павла Андреевича открыл глава столицы Среднего Урала Евгений Ройзман. Доска появилась на доме, где в последние годы проживал прославленный лётчик.


Глава Екатеринбурга Е.В. Ройзман с сыном и внуками П.А. Пологова
.

«Всё правильно! — скажет читатель. — Так и должно быть!» Но есть во всём этом один момент, который и стал поводом для написания этого материала: Павел Андреевич Пологов родился, вырос, учился и получил азы лётной профессии в Нижнем Тагиле. Однако почему-то в родном городе его имя нигде не увековечено, если не считать фамилии и инициалов на памятнике тагильчанам - Героям Советского Союза и кавалерам Ордена Славы...
Собирая материалы для очередной публикации проекта «Город-ЛабириНТ», мы с коллегами не раз и не два удивлялись: в Нижнем Тагиле есть десятки улиц, носящих имена людей, пусть бесспорно великих и выдающихся, но не имеющих никакого отношения к Нижнему Тагилу: Шевченко и Окуджавы, Землячки и Серова, Жуковского и Карла Либкнехта. Вместе с тем имена тагильчан — Героев Советского Союза носят всего пять улиц: Белявского, Мотина, Верескова, Пылаева и Черных, ещё одна улица носит имя полного кавалера Ордена Славы Василия Васильевича Холкина. При этом за годы Второй мировой 27 тагильчан были удостоены звания Героя Советского Союза и 8 человек стали полными кавалерами Ордена Славы…
Имя лётчика Павла Андреевича Пологова было хорошо известно тагильчанам в советский период.
В городском краеведческом музее в экспозиции, посвящённой Великой Отечественной войне, посетители могли видеть картину известного художника и иллюстратора Г.Г. Нисского «Подвиг Героя Советского Союза П.А. Пологова». Георгий Григорьевич изобразил, как ему тогда казалось, самый яркий эпизод из фронтовой биографии лётчика Пологова — таран, совершённый 3 апреля 1944 года в воздушной схватке с превосходящими силами противника.

«Воздушный таран на охваченном пламенем самолёте — это ли не есть истинное проявление героизма советского человека в стремлении защитить свою Родину? — писал позднее Г. Нисский. — И не случайно за этот подвиг лётчик был удостоен звания Героя Советского Союза».

Подвиг Героя Советского Союза П.А. Пологова (худ. Г.Г. Нисский)
.

Художник заблуждался. Золотую звезду Героя и орден Ленина лётчик-истребитель П.А. Пологов получил не за этот подвиг, а девятью месяцами ранее…
.

Павел Андреевич Пологов родился 23 сентября 1913 года в железнодорожном районе заводского посёлка Нижнетагильского в семье Андрея Ивановича и Евдокии Никаноровны. Глава семьи работал на железной дороге, мама была домохозяйкой. Жили бедно, полагаясь на небольшое хозяйство — кур, корову и огород. В 1917 году Андрей Иванович Пологов в числе первых вступил в отряд Красной Гвардии и через полтора года погиб в бою с белочехами. Воспитанием сына занялась Евдокия Никаноровна.
Когда мальчишке исполнилось семь лет, мать отвела его в ближайшую школу, недавно созданную на базе Высшего начального железнодорожного училища и впоследствии получившую номер 38 (ныне школа № 138). В то время там работал кружок «Юный моряк» и Павел стал посещать его занятия.
Впоследствии Павел Андреевич вспоминал:
«Сколько себя помню, с детства мечтал стать моряком. Зачитывался книжками на морскую тематику, как все мальчишки, строил модели кораблей, собирался поступать в мореходное училище. Но был у меня один недостаток — я не умел плавать. Ребята посмеивались надо мной: какой, мол, из тебя моряк, если ты плавать не умеешь. Пришлось научиться».
Закончив шесть классов, Павел Пологов поступает в школу ФЗУ (позднее — СПТУ № 93) и в 1927 году, по окончании обучения, попадает по распределению в доменный цех бывшего демидовского завода. Через два года на заводе создаётся первичная ячейка военно-спортивной организации ОСОАВИАХИМ. Павел был одним из первых, кто вступил в её ряды. Одним из первых он сдал нормы ГТО (а в те времена для этого надо было сдать зачёты по 21 виду упражнений!), одним из первых стал курсантом только что созданного в Нижнем Тагиле аэроклуба. Осенью 1934 года Павел Пологов по комсомольскому набору вступает в ряды РККА и направляется в Третью военную школу лётчиков-наблюдателей в Оренбурге. А через год в числе 50 лучших выпускников отправляется в Борисоглебск во 2-ю военную школу лётчиков Красного воздушного флота, которую с отличием оканчивает в 1937-м. Первое назначение Павел Андреевич получил в Забайкальский военный округ.
.
«Летали тогда на "ишачках" — истребителях И-16, на "чайках" И-153, на И-15бис, — вспоминал Павел Андреевич. — Нам приходилось осваивать разные самолёты. Но кроме плановых полётов, много времени отнимало изучение материальной части, теоретические занятия… А свой первый сбитый самолёт я записал на счёт в 1939-м, в ходе боёв на реке Халхин-Гол. Это был японский Ki-27. Мы тогда вылетели на перехват двумя звеньями на И-16, но обнаружили самолёт противника поздно, когда уже у нас кончалось топливо. Пришлось сбивать японца».
За этот боевой вылет молодой лейтенант Пологов был награждён орденом Красного Знамени.

Молодые лётчики — участники советско-японского конфликта на реке Халхин-Гол (1939 г.). Второй слева — лейтенант Павел Пологов
.

Из Монголии лейтенант Пологов был направлен в распоряжение 16-й смешанной авиадивизии, которая в 1939 году проходила доукомплектование в Киевском особом военном округе. В январе 1940 года Пологов в составе 149-го истребительного авиаполка оказался на советско-финляндском фронте. Правда, здесь ему никого сбивать не пришлось. По окончании боевых действий Павел Андреевич в числе других лётчиков-истребителей был направлен в распоряжение 6-го истребительного авиационного полка, который в это время базировался на Украине. Полк был оснащён 59 самолётами И-16 и готовился к перевооружению на «яки», которое намечалось на конец лета 1941 года. Здесь, на аэродроме в Черновцах, Павел Пологов и встретил первый день Великой Отечественной войны.
Утром 22 июня в результате удара гитлеровской авиации половина наших самолётов сгорела на взлётной полосе и в ангарах. Лётчики спрятали уцелевшие машины в лесу, а сами начали готовиться к отражению наземной атаки. Но атаки не последовало. В ночь с 22 на 23 июня остатки полка перелетели в Тернополь, а лётчики, оставшиеся без машин, жёны и дети младшего комсостава были отправлены в тыл. Встретиться в бою с немецкими асами Павлу Пологову довелось только 26 июня. Тогда на подходе к Житомиру шесть наших истребителей И-16 рассеяли и вынудили повернуть назад два десятка «юнкерсов».
Тем временем обстановка на фронтах осложняется. Павел Андреевич отправляет жену Валентину и сына Владимира на Урал, в Нижний Тагил.
В течение июня-июля 1941-го Павел Андреевич Пологов совершил 178 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично один немецкий самолёт и два в составе группы. 30 августа 1941 года лейтенант Пологов в воздушном бою был тяжело ранен и эвакуирован сначала в харьковский госпиталь, а затем в Оренбург, где его прооперировали. Ранение оказалось серьёзным. Врачи вели разговоры о списании Пологова в запас. Он с трудом уговорил врачей не выносить заключение о списании его из действующей армии.
Новый 1942-й год Павел Андреевич встречал в Нижнем Тагиле в кругу семьи. За столом собрались почти все родственники, кроме младшего брата Юрия. Тот окончил школу танкистов и служил в запасном полку в Челябинске.
В родном городе Пологов прожил два месяца, ожидая направления в действующую армию. В управлении кадров военно-воздушных сил ему настойчиво предлагали остаться в тылу, готовить курсантов в военном училище истребительной авиации.
«У вас богатый опыт, воюете с тридцать девятого на всех типах машин. Орденоносец. Кому, как не вам, учить молодых?» — убеждал полковник из управления кадров.
Павел наотрез отказался. Разговоры о работе в училище продолжались ещё не один день. Пологов просился на фронт. В итоге его назначили штурманом 737-го истребительного авиаполка.
Несмотря на то, что 737-й истребительный авиаполк находился в резерве, новому штурману полка сразу же пришлось окунуться в работу. Предстояло организовать приём пополнения, состоящего в основном из выпускников авиаучилищ, наладить боевую подготовку личного состава, срочно получить и доставить с авиазавода самолёты самой последней конструкции ЛаГГ-3 и обучить личный состав полётам на новой машине.
24 мая 1942 года 737-й ИАП прибыл на Брянский фронт, на аэродром Плавск, и был включён в состав 207-й истребительной авиационной дивизии. В июне 1942 года Павел Пологов совершил 21 успешный боевой вылет, в любых условиях обеспечивая выход истребителей на заданную цель. Неоднократно участвовал в сопровождении штурмовиков Ил-2, не допустив при этом ни одной атаки вражеских истребителей на наши самолёты. По инициативе Павла Андреевича в штурмовке вражеских позиций и колонн стали принимать участие и лётчики полка — благо, истребители ЛаГГ обладали мощным вооружением и были способны нести на подвесках бомбы или реактивные снаряды.
В воздушных боях этого периода Павел Пологов сбил три немецких истребителя Ме-109, а 23 июня 1942 года участвовал в штурмовке немецкого аэродрома, в ходе которой были уничтожены ангар, топливный склад и 25 самолётов противника.
В конце июля дивизию, в которой служил тагильчанин, передали в состав Воронежского фронта, где она осуществляла прикрытие наземных войск в ходе Воронежско-Ворошиловградской операции. А в ноябре 1942 года 737-й истребительный авиационный полк принимал участие в Среднедонской операции. Тогда же Пологову было присвоено звание капитана.

.
Штурман 737-й истребительного авиаполка капитан П.А. Пологов

.
В июне 1943 года Павел Андреевич уже майор, командир эскадрильи. На его счёту 365 боевых вылетов и более 90 воздушных боёв, 18 самолётов противника сбито лично и 12 — в составе группы. В ходе одного из воздушных боёв его эскадрилья уничтожила 15 гитлеровских самолётов, а сам Пологов сбил три самолёта лично и ещё два, действуя в группе. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года майору Пологову Павлу Андреевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. В те дни заметка об отважном лётчике-истребителе из Нижнего Тагила появилась в «Красной Звезде».
7 июля 1943 года, в самом начале Курской битвы, Павел Андреевич был вызван в штаб корпуса, где ему досрочно присвоили звание подполковника и зачитали приказ о назначении на должность командира 163-го истребительного авиационного полка. В этой должности он принимал участие в Курской битве. Тогда Пологов ещё не знал, что в сражениях на Курской дуге принимает участие и его младший брат. О том, что Юрий Андреевич Пологов погиб в танковом бою под Герасимовкой, Павел узнает лишь через полгода…

.
Герой Советского Союза П.А. Пологов

(фото из газеты «Красная Звезда», 1943 г.)

.
До середины осени 1943 года полк под командованием подполковника Пологова участвовал в боевых действиях в небе Орловской, Брянской областей и на востоке Белоруссии. В ноябре 1943 года полк был выведен для отдыха и пополнения на аэродром Рогань в Харьковской области, а Павел Андреевич поехал в отпуск — в Свердловск, навестить родственников жены, и в родной Нижний Тагил.
Городская газета «Тагильский рабочий» писала в номере за 9 октября: «На днях в Нижний Тагил приехал Герой Советского Союза майор Павел Андреевич Пологов. Трудящиеся города тепло встречают героя-тагильчанина, проявившего мужество и бесстрашие в боях с немецкими захватчиками. Около тридцати лично сбитых самолётов противника — таков счёт мести пламенного советского патриота. Позавчера тов. Пологов посетил детский сад № 1 и встретился с воспитанниками детского дома, которые уже с утра готовились к встрече, с волнением ожидая назначенного часа. Тов. Пологов горячо благодарил ребят за любовь к Красной Армии и пожелал им дальнейших успехов в труде и учёбе».
Надо отметить, что за годы войны Павел Андреевич успел полетать практически на всех типах советских истребителей — И-16, И-153, ЛаГГ-3, МиГ-3, Як-1, Як-7Б, Як-9 и Ла-5. Предлагали ему и американский самолёт P-39N, знаменитую «аэрокобру», но Пологов отказался. И дело было вовсе не в патриотизме: американские самолёты были хороши, но на них было трудно достать запчасти. В условиях передовой и постоянных боевых вылетов это часто становилось проблемой. Любимыми самолётами Павла Пологова до конца войны оставались ЛаГГ-3 и Ла-5.

Лётчики-истребители эскадрильи Героя Советского Союза подполковника П.А. Пологова (второй справа)

.
15 марта 1944 года, во время боевого дежурства над железнодорожным узлом Ковель, подполковник П.А. Пологов совершил тот самый таран, который много лет спустя воспроизвёл на своей картине художник Г.Г. Нисский.
В тот день восьмёрка Як-9 получила приказ вылететь на поиск вражеских самолётов, которые летели на помощь осаждённому в Ковеле немецкому гарнизону. Группу возглавил подполковник Пологов. Вот как описывала эту схватку дивизионная газета:
«Наши лётчики заметили Ju-52, шедшие под охраной истребителей. Пологов приказал парам лейтенанта Митикова и капитана Подгорного атаковать транспортники, а сам пошёл в атаку на истребители. В первые же минуты боя П. А. Пологов сбил один самолёт врага. Но "Юнкерсам" удалось прорваться сквозь заслон наших истребителей. Ещё один вражеский самолёт, прошитый очередями Пологова, камнем упал на землю. Увлёкшись атакой, подполковник сам оказался зажатым с двух сторон парой "фоккеров". Пологов пытался манёвром уйти из-под вражеской атаки, но было поздно. Истребитель охватили языки пламени. Управлять самолётом с каждой минутой становилось тяжелее. Надо было срочно прыгать. Отстегнув ремни и открыв колпак, подполковник Пологов увидел, как справа ему наперерез мчится вражеский "Юнкерс". Решение созрело быстро, и через мгновение винт "Яка" впился в хвостовое оперение немецкого транспортника».
После лечения в госпитале Павел Андреевич был направлен на курсы в Военно-Воздушную академию и по их окончании вернулся в полк. Но полученные в боях ранения давали о себе знать. Через несколько лет подполковник Пологов вышел в запас по состоянию здоровья.
Сначала Павел Андреевич приехал в Нижний Тагил и хотел поступить работать на завод им. Куйбышева, где, по его словам, работали его дед и прадед. Но не получилось. Сначала медики не пропускали боевого лётчика на «горячее» производство, а когда ему всё-таки удалось их убедить, возникло новое препятствие в лице начальника отдела кадров.
«Завод у нас старый, оборудование тоже. Не дай бог, случится чего с тобой — Героем Советского Союза — меня же первого на лесоповал отправят. И не только меня…» — заявил Павлу Андреевичу заводской кадровик.
После этого Пологов уехал в Свердловск к жене и сыну, которые гостили у родни. Там Павел Андреевич случайно познакомился с начальником производственного отдела Свердловского турбомоторного завода. Тот предложил отставному лётчику должность диспетчера. Работа Пологову понравилась, и он остался на «Турбинке». В скором времени семья получила квартиру в доме № 13 по улице Старых Большевиков. На Свердловском турбомоторном Герой Советского Союза Павел Пологов проработал более 20 лет.
.
После выхода на пенсию Павел Андреевич активно занимался общественной деятельностью, работал гидом в заводском музее боевой и трудовой славы, встречался с военнослужащими и призывниками, в свободное время писал воспоминания.

.

Помощь в сборе материалов оказали Валентин Котюх и Владимир Сигаев

(23.09.1913 - ?) - летчик-истребитель, Герой Советского Союза (1943), подполковник. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г. Был штурманом 737 иап, затем командиром 163 иап. 3 апреля 1944 г. на подступах к Ковелю таранил транспортный самолет Ju-52. Всего сбил 29 самолетов противника. После войны до 1949 г. служил в ВВС.

Пологов, Павел Андреевич

Штурман 737-го истребительного авиационного полка (207-я истребительная авиационная дивизия, 3-й смешанный авиационный корпус, 17-я воздушная армия, Юго-Западный фронт) майор. Родился 23 сентября 1913 в городе Нижний Тагил ныне Свердловской области в семье рабочего. Русский. Член КПСС с 1943 года. Окончил 6 классов и школу ФЗУ. Работал слесарем на металлургическом заводе. В РККА с 1934 года. Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу летчиков в 1937 году. Участник боев на реке Халхин-Гол в 1939 году и советско-финляндской войны 1939-1940 годов. На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Павлу Андреевичу Пологову присвоено 2 сентября 1943 года за 365 боевых вылета, 90 воздушных боев, 18 лично и 12 в группе сбитых самолетов противника и проявленные при этом мужество и высокое летное мастерство. 3 апреля 1944 года командир 163-го истребительного авиационного полка (336-я истребительная авиационная дивизия, 6-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) подполковник Пологов П. А. в воздушном бою на подступах к городу Ковелю таранным ударом своего горящего истребителя Як-9 сбил вражеский транспортный самолет Ju-52. Приземлился на парашюте. Всего во время войны сбил 29 самолетов противника. Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1 степени, 2 орденами Отечественной войны 2 степени, орденом Красной Звезды, медалями. С 1949 года подполковник Пологов - в запасе. Живет в городе Свердловске.

Павел Андреевич Пологов (1913-2001) - советский военный лётчик. Участник боёв на Халхин-Голе, Советско-финской и Великой Отечественной войн. Герой Советского Союза (1943). Подполковникавиации. 3 апреля 1944 года у села Колодяжное Ковельского района Волынской области Украинской ССР на истребителе Як-9 тараном уничтожил немецкий истребитель ФВ-190.

Павел Андреевич Пологов родился 23 сентября (10 сентября - по старому стилю) 1913 года в заводском посёлке Нижний ТагилВерхотурского уезда Пермской губернии Российской империи (ныне город - административный центр Горнозаводского управленческого округа Свердловской области Российской Федерации) в рабочей семье Андрея Ивановича и Евдокии Никаноровны Пологовых. Русский. Образование 6 классов. В 1927 году закончил школу ФЗУ (ныне СПТУ № 93). До призыва на военную службу работал слесарем в доменном цехе Нижнетагильского завода имени В. В. Куйбышева.

В ноябре 1934 года П. А. Пологов по комсомольской путёвке добровольно вступил в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии. В 1935 году Павел Андреевич окончил Третью военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей в Оренбурге и в числе 50-ти лучших выпускников был направлен во 2-ю военную школу лётчиков Красного Воздушного флота в Борисоглебске. После её окончания в 1937 году служил лётчиком в Забайкальском военном округе. В 1939 году П. А. Пологов участвовал в боях на реке Халхин-Гол. В небе Монголии он сбил свой первый вражеский самолёт - японский самолёт-разведчик И-97. За отличие при отражении японской агрессии Павел Андреевич был награждён орденом Красного Знамени.

С января 1940 года лейтенант П. А. Пологов участвовал в Советско-финской войне в составе 38-го истребительного авиационного полка Северо-Западного фронта, в ходе которой он преимущественно выполнял боевые задачи по штурмовке наземных войск противника и его оборонительных объектов, в том числе и линии Маннергейма. За участие в Зимней войне Павел Андреевич был награждён орденом Красной Звезды. После её окончания лейтенант П. А. Пологов был переведён в 149-й истребительный авиационный полк 64-й авиационной дивизии ВВС Киевского особого военного округа. Перед началом Великой Отечественной войны полк дислоцировался на аэродроме в Черновицах.

22 июня 1941 года аэродром в Черновицах подвергся бомбардировке. Вся материальная часть полка, за исключением дежурного звена, была уничтожена. Лётный и технический состав был вывезен на аэродром в селе Бродок, с которого 29 июня 1941 года начал участвовать в боевых действиях. За время войны Алексей Павлович воевал почти на всех типах истребителей: И-16, И-153 бис, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5, Як-1, Як-7Б и Як-9. В начале августа 1941 года полк, в котором служил Павел Андреевич, был передан из состава Юго-Западного фронта на Южный фронт. За время боевой работы в полку несмотря на нехватку самолётов и топлива лётчик П. А. Пологов совершил 178 успешных боевых вылетов и в воздушных боях сбил один немецкий самолёт (Ю-87) и ещё 2 в составе группы (Ю-88 и Ме-109). 30 августа 1941 года лейтенант А. П. Пологов в воздушном бою был тяжело ранен в ногу и эвакуирован в харьковский госпиталь. Однако в связи с наступлением немецко-фашистских войск госпиталь пришлось срочно эвакуировать на Южный Урал в Оренбург, где Павел Андреевич был наконец прооперирован. В результате лечение шло долго, и его хотели определить на преподавательскую работу в запасной авиационный полк. Но Павел Алексеевич настоял на отправке на фронт.

В марте 1942 года старший лейтенант П. А. Пологов был направлен в находившийся на переформировании 737-й истребительный авиационный полк и был назначен на должность штурмана полка. 24 мая 1942 года полк прибыл на Брянский фронт на аэродром Плавск и был включён в состав 207-й истребительной авиационной дивизии 3-го смешанного авиационного корпуса. В течение июня 1942 года Павел Андреевич совершил 21 успешный боевой вылет, в любых условиях обеспечивая выход групп истребителей на заданную цель. Трижды в составе группы он участвовал в сопровождении штурмовиков Ил-2 и не допустил ни одной атаки вражеских истребителей на штурмовики. В воздушных боях в составе группы за этот период П. А. Пологов сбил 3 немецких истребителя Ме-109. 23 июня 1942 года старший лейтенант Пологов участвовал в штурмовке брянского аэродрома противника, в ходе которой было уничтожено 25 немецких самолётов, ангар и склад с топливом.

В июле 1942 года дивизия, в которой служил П. А. Пологов, ставший в скором времени капитаном, была передана на Воронежский фронт и осуществляла прикрытие наземных войск в ходе Воронежско-Ворошиловградской операции. В ноябре 1942 года 737-й истребительный авиационный полк был передан в состав 227-й штурмовой авиационной дивизии 2-й воздушной армии, и действуя на Юго-Западном фронте, обеспечивал прикрытие штурмовиков в ходе Среднедонской операции. В январе 1943 года полк был возвращён на Воронежский фронт и вошёл в состав 205-й истребительной авиационной дивизии. Действуя в составе Южной оперативной группы 2-й воздушной армии полк осуществлял прикрытие 3-й танковой армии в ходе операции «Звезда». В этот период Павел Андреевич не только участвовал в боевых вылетах по сопровождению штурмовиков и прикрытию наземных войск, но и привлекался к разведывательным полётам. Во время одного из таких полётов он обнаружил идущую к фронту колонну немецких танков и сосредоточение вражеской пехоты, что позволило командованию своевременно принять меры по отражению предстоящего немецкого наступления.

В марте 1943 года 737-й истребительный авиационный полк включался в состав 291-й штурмовой авиационной дивизии 16-й воздушной армии, а затем вернулся в состав 207-й истребительной авиационной дивизии, сражавшейся в составе 3-го смешанного авиационного корпуса 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта. П. А. Пологов, в начале апреля 1943 года ставший майором, к июлю 1943 года совершил 365 боевых вылетов и в 90 воздушных боях лично сбил 18 самолётов противника и ещё 12 в составе группы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1943 года майору Пологову Павлу Андреевичу было присвоено звание Героя Советского Союза.

7 июля 1943 года в самом начале Курской битвы Павел Андреевич был вызван в штаб корпуса, где ему досрочно присвоили звание подполковника и зачитали приказ о назначении на должность командира 163-го истребительного авиационного полка 273-й истребительной авиационной дивизии 6-го истребительного корпуса 16-й воздушной армии Центрального фронта. В этой должности в июле-августе 1943 года Павел Андреевич принимал участие в Курской битве. До середины осени 1943 года полк под командованием подполковника П. А. Пологова участвовал в боевых действиях в небе Орловской и Брянской областей, а также восточных районов Белоруссии. В ноябре 1943 года полк был выведен для отдыха и пополнения в Харьковский военный округ на аэродром Рогань.

Вновь в действующей армии 163-й истребительный авиационный полк с 13 марта 1944 года в составе 336-й истребительной авиационной дивизии 6-й воздушной армии. Павел Андреевич воевал на 2-м Белорусском фронте, а с начала апреля 1944 года - на 1-м Белорусском. Действуя в интересах обоих Белорусских фронтов, полк подполковника Пологова в период с 13 марта по 18 апреля 1944 года совершил 504 боевых вылета, провёл 37 воздушных боёв, в которых было сбито 30 самолётов противника. Сам Павел Андреевич 3 апреля 1944 года в паре с младшим лейтенантом Н. С. Митиковым участвовал в бою с 12-ю немецкими истребителями ФВ-190, один из которых сбил. В ходе боя подполковник Пологов заметил группу из 18-ти немецких транспортных самолётов Ю-52. Врезавшись в их строй, он сбил один транспортник, но был подбит истребителями противника и загорелся. Павел Андреевич направил пылающий Як-9 в хвост немецкого истребителя. После тарана подполковник П. А. Пологов остался в живых и сумел воспользоваться парашютом. Во время приземления на нейтральную полосу он был обстрелян с немецких позиций и был ранен в плечо. Сильно обгоревшего и раненого лётчика хотели эвакуировать в госпиталь, но Павел Андреевич наотрез отказался и почти месяц руководил действиями полка из медсанбата, расположенного в пяти километрах от аэродрома, где базировался его полк. Однако 30 июня 1944 года подполковник П. А. Пологов был вновь тяжело ранен и оказался на больничной койке.

Лечение было долгим, а после выписки из госпиталя Павла Андреевича направили на курсы усовершенствования командного состава ВВС РККА, которые он закончил уже после окончания войны. Всего за время участия в боевых действиях П. А. Пологов совершил более 600 боевых вылетов, и в 100 воздушных боях сбил по разным оценкам от 25 до 29 самолётов противника и 12-16 побед одержал в составе группы. После учёбы подполковник П. А. Пологов ещё некоторое время служил в ВВС СССР командиром истребительного авиационного полка, но в 1949 году по состоянию здоровья он был вынужден уволиться в запас. Поселился Павел Андреевич в Свердловске. Больше двадцати лет он работал диспетчером на Уральском турбомоторном заводе. После выхода на пенсию П. А. Пологов активно участвовал в патриотическом воспитании молодёжи: встречался со школьниками и студентами, выступал в воинских частях. Скончался Павел Андреевич 22 ноября 2001 года. Похоронен в Екатеринбурге.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!