Образовательный портал - Varnavinschool

Что такое краткое содержание рассказа. Священные тексты

В 1836 году Александром Сергеевичем Пушкиным была написана повесть «Капитанская дочка», которая явилась историческим описанием пугачевского восстания. В своём произведении Пушкин основывался на реальных событиях 1773-1775 годов, когда под предводительством Емельяна Пугачева (Лжецаря Петра Фёдоровича) яицкие казаки, взявшие себе в услужники беглых каторжников, воров и злодеев, начали крестьянскую войну. Петр Гринёв и Мария Миронова – персонажи вымышленные, но в их судьбах очень правдиво отражено горестное время жестокой гражданской войны.

Свою повесть Пушкин оформил в реалистичной форме в виде записок из дневника главного героя Петра Гринева, сделанных через годы после восстания. Лирика произведения интересна подачей – Гринев пишет своё дневник в зрелом возрасте, переосмыслив всё пережитое. На момент восстания, он был молодым дворянином, верным своей Императрице. На бунтовщиков он смотрел, как на дикарей, которые с особой жестокостью воюют против русского народа. В ходе повествования видно, как бессердечный атаман Пугачёв, десятками казнящий честных офицеров, со временем волею судьбы завоевывает расположение в сердце Гринева и обретает в его глазах искорки благородства.

Глава 1. Сержант гвардии

В начале повести главный герой Петр Гринев рассказывает читателю о своей молодой жизни. Он – единственный выживший из 9 детей отставного майора и бедной дворянки, жил в барской семье среднего достатка. Воспитанием молодого барина фактически занимался старый слуга. Образование Петра было низким, поскольку отец его, отставной майор, нанял в качестве гувернера французского парикмахера Бопре, ведущего аморальный образ жизни. За пьянство и развратные действия его выгнали из имения. А 17-летнего Петрушу отец решил по старым связям отправить на службу в Оренбург (вместо Петербурга, куда он должен был пойти служить в гвардию) и прикрепил к нему для присмотра старого слугу Савельича. Петруша расстроился, ведь вместо гулянок в столице его ждало унылое существование в глуши. Во время остановки в пути молодой барин завел знакомство с повесой-ротмистром Зуриным, из-за которого под предлогом обучения втянулся играть в бильярд. Затем Зурин предложил играть на деньги и в результате Петруша проиграл целых 100 рублей – большие деньги на то время. Савельич, будучи хранителем барской «казны», против того, чтобы Петр платил долг, но барин настаивает. Слуга возмущается, но деньги отдаёт.

Глава 2. Вожатый

В конце концов, Петр стыдится своего проигрыша и обещает Савельичу больше не играть на деньги. Впереди их ждёт длинная дорога, и слуга прощает барина. Но из-за неблагоразумия Петруши они опять попадают в беду – надвигающийся буран не смутил молодца и он приказал ямщику не возвращаться. В итоге они сбились с пути и чуть не замерзли. На удачу им повстречался незнакомец, который помог заблудившимся путникам выйти к постоялому двору.

Гринёв вспоминает, как тогда ему, уставшему с дороги, приснился в кибитке сон, названный им пророческим: он видит свой дом и мать, которая говорит, что отец при смерти. Затем он видит незнакомого мужика с бородой в кровати отца, а мать говорит, что он её названный муж. Незнакомец хочет дать «отцовское» благословение, но Петр отказывается и тогда мужик берется за топор, и вокруг появляются трупы. Петра он не трогает.

Они подъезжают к постоялому двору, напоминающему воровское пристанище. Незнакомец, замерзший в стужу в одном армяке, просит у Петруши вина, и тот угощает его. Между мужиком и хозяином дома состоялся странный разговор на воровском языке. Петр не понимает смысла, но всё услышанное кажется ему очень странным. Уезжая из ночлежки, Петр к очередному недовольству Савельича отблагодарил провожатого, пожаловав ему заячий тулупчик. На что незнакомец раскланялся, сказав, что век не забудет такой милости.

Когда Петр добирается, наконец, до Оренбурга, сослуживец его отца, прочитав сопроводительное письмо с наказом держать молодца «в ежовых рукавицах», отправляет его служить в Белгородскую крепость – ещё большую глушь. Это не могло не расстроить Петра, уже давно мечтавшего о гвардейском мундире.

Глава 3. Крепость

Хозяином Белгородского гарнизона был Иван Кузьмич Миронов, но заправляла всем фактически его жена - Василиса Егоровна. Простые и душевные люди сразу понравились Гриневу. У немолодой четы Мироновых была дочь Маша, но пока их знакомство не состоялось. В крепости (которая оказалась простой деревушкой) Петр знакомится с молодым поручиком Алексеем Ивановичем Швабриным, которого сослали сюда из гвардии за дуэль, закончившуюся смертью противника. Швабрин, имея привычку нелестно отзываться об окружающих, частенько язвительно говорил о Маше, дочери капитана, выставляя её полной дурочкой. Затем Гринев сам знакомится с дочерью командира и ставит под сомнение высказывания поручика.

Глава 4. Поединок

По своей натуре добрый и благодушный Гринев всё теснее начал дружить с комендантом и его семьей, а от Швабрина отдалился. Дочь капитана Маша, не имела приданного, но оказалась очаровательной девушкой. Колкие замечания Швабрина не нравились Петру. Окрыленный мыслями о молодой девушке тихими вечерами он начал писать к ней стихи, содержанием которых делился с другом. Но тот высмеивал его, и ещё пуще начинал унижать достоинство Маши, уверяя, что она придёт ночью к тому, кто подарит ей пару сережек.

В итоге друзья поссорились, и дело дошло до дуэли. Василиса Егоровна, жена коменданта, узнала о поединке, но дуэлянты сделали вид, что помирились, решив отложить встречу на следующий день. Но утром, только они успели обнажить шпаги, Иван Игнатьич и 5 инвалидов вывели под конвой к Василисе Егоровне. Отчитав, как следует, она их отпустила. Вечером Маша, растревоженная вестью о дуэли, рассказала Петру о неудачном сватовстве к ней Швабрина. Теперь Гринев понял его мотивы поведения. Дуэль всё же состоялась. Уверенный фехтовальщик Петр, наученный хоть чему-то путному гувернером Бопре, оказался сильным противником для Швабрина. Но на дуэли появился Савельич, Петр на секунду замешкался и в итоге получил ранение.

Глава 5. Любовь

Раненного Петра выхаживали его слуга и Маша. В итоге дуэль сблизила молодых людей, и они воспылали взаимной любовью друг к другу. Желая жениться на Маше, Гринёв шлёт родителям письмо.

Со Швабриным Гринев помирился. Отец Петра, узнав о дуэли и не желая слышать о женитьбе, пришёл в ярость и прислал сыну гневное письмо, где угрожал переводом из крепости. В недоумении, как отец мог узнать о дуэли, Петр набросился с обвинениями на Савельича, но тот и сам получил письмо с недовольством хозяина. Гринев находит лишь один ответ – о дуэли сообщил Швабрин. Отказ отца в благословении не меняет намерений Петра, но Маша не согласна тайно выходить замуж. На время они отдаляются друг от друга, а Гринев понимает, что несчастная любовь может лишить его разума и привести к распутству.

Глава 6. Пугачевщина

В Белгородской крепости начинается беспокойство. Капитан Миронов получает приказ от генерала подготовить крепость к нападению бунтовщиков и разбойников. Емельян Пугачев, назвавший себя Петром III, бежал из под стражи и наводил ужас на окрестности. По слухам он уже захватил несколько крепостей и подбирался к Белгороду. Рассчитывать на победу с 4 офицерами и армейскими «инвалидами» не приходилось. Встревоженный слухами о захвате соседней крепости и казни офицеров, капитан Миронов решил отправить Машу и Василису Егоровну в Оренбург, где крепость крепче. Жена капитана высказывается против отъезда, и решает не оставлять мужа в трудную минуту. Маша прощается с Петром, но уехать из крепости ей не удаётся.

Глава 7. Приступ

У стен крепости появляется атаман Пугачев и предлагает сдаться без боя. Комендант Миронов, узнав о предательстве урядника и нескольких казаков, примкнувших к клану повстанцев, не соглашается на предложение. Он наказывает жене переодеть Машу в простолюдинку и отвести в хату попа, а сам открывает огонь по мятежникам. Бой заканчивается захватом крепости, которая вместе с городом переходит в руки Пугачёва.

Прямо у дома коменданта Пугачёв учиняет расправу над теми, кто отказался дать ему присягу. Он приказывает казнить капитана Миронова и поручика Ивана Игнатьича. Гринев решает, что он не будет присягать разбойнику и примет честную смерть. Однако тут к Пугачёву подходит Швабрин и шепчет что-то на ухо. Атаман решает не просить присяги, приказывая повесить всех троих. Но старый верный слуга Савельич бросается в ноги к атаману и тот соглашается помиловать Гринёва. Рядовые солдаты и жители города принимают присягу верности Пугачёву. Как только закончилась присяга, Пугачёв решил отобедать, но казаки вытащили из комендантского дома, где грабили добро, за волосы нагую Василису Егоровну, которая голосила по мужу и кляла каторжника. Атаман приказал убить её.

Глава 8. Незваный гость

Сердце Гринева не на месте. Он понимает, что если солдаты узнают, что Маша здесь и жива, ей не избежать расправы, тем более что Швабрин принял сторону повстанцев. Он знает, что любимая скрывается в доме у попадьи. Вечером пришли казаки, присланные отвести его к Пугачеву. Хоть Петр и не принял предложения Лжецаря о всяческих почестях за присягу, разговор между мятежником и офицером состоялся доброжелательный. Пугачев помнил добро и теперь даровал в ответ Петру свободу.

Глава 9. Разлука

Наутро Пугачев при народе подозвал к себе Петра и сказал, чтобы тот отправился в Оренбург и сообщил о его наступлении через неделю. Савельич стал хлопотать о разграбленном имуществе, но злодей сказал, что пустит его за такую наглость самого на тулупы. Гринев и его слуга покидают Белогорск. Пугачев назначает Швабрина комендантом, а сам отправляется на очередные подвиги.

Петр и Савельич идут пешком, но их догнал один из шайки Пугачева и сказал, что его величество жалует им коня и тулуп, да полтину, но он её, мол, потерял.
Маша слегла и лежала в бреду.

Глава 10. Осада города

Приехав в Оренбург Гринев сразу доложил о деяниях Пугачева в Белгородской крепости. Собрался совет, на котором все кроме Петра проголосовали за оборону, а не нападение.

Начинается долгая осада – голод и нужда. Петр на очередной вылазке в стан противника получает от Маши письмо, в котором она молит спасти её. Швабрин желает на ней жениться и держит в плену. Гринёв идёт к генералу с просьбой дать пол роты солдат на спасение девушки, на что получает отказ. Тогда Петр решается в одиночку выручить любимую.

Глава 11. Мятежная слобода

По дороге в крепость Петр попадает в караул Пугачева и его ведут на допрос. Гринев честно обо всем рассказывает о своих планах смутьяну и говорит, что он волен сделать с ним, что угодно. Советники-головорезы Пугачева предлагают казнить офицера, но тот говорит, «миловать, так уж миловать».

Вместе с разбойничьим атаманом Петр едет в Белгородскую крепость, в дороге они ведут беседу. Мятежник говорит о том, что хочет идти на Москву. Петр в сердце жалеет его, упрашивая сдаться на милость государыне. Но Пугачев знает, что уже поздно, и говорит, будь что будет.

Глава 12. Сирота

Швабрин держит девушку на воде и хлебе. Пугачев милует самовольца, но от Швабрина узнает, что Маша – дочь неприсягнувшего коменданта. Сначала он в ярости, но Петр своей чистосердечностью и на этот раз добивается благосклонности.

Глава 13. Арест

Пугачев даёт Петру пропуск во все заставы. Счастливые влюбленные едут в родительский дом. Они спутали армейский конвой с пугачевскими изменниками и попали под арест. В начальнике заставы Гринев узнал Зурина. Он рассказал, что едет домой жениться. Тот отговаривает его, заверяя остаться на службе. Петр и сам понимает, что его зовет долг. Он отправляет Машу и Савельича к родителям.

Боевые действия подоспевших на выручку отрядов разбили разбойничьи планы. Но Пугачева не могли поймать. Потом пошли слухи, что он свирепствует в Сибири. Отряд Зурина отправляют на подавление очередной вспышки. Гринёв вспоминает несчастные деревни, разграбленные дикарями. Войскам приходилось отбирать то, что люди смогли сберечь. Пришло известие, что Пугачев пойман.

Глава 14. Суд

Гринев по доносу Швабрина был арестован, как изменник. Он не смог оправдаться любовью, боясь, что Маша тоже подвергнется допросам. Императрица, учитывая заслуги отца, миловала его, но приговорила к пожизненной ссылке. Отец был в ударе. Маша решилась ехать в Петербург и просить Императрицу за любимого.

Волею судьбы Мария встречается ранним осенним утром с Императрицей и рассказывает ей всё, не зная, с кем говорит. Тем же утром за ней в дом светской дамы, где устроилась на время Маша, прислали извозчика с приказом доставить дочь Миронова во дворец.

Там Маша увидела Екатерину II и узнала в ней свою собеседницу.

Гринева освободили от каторги. Пугачева казнили. Стоя на плахе в толпе он увидел Гринева и кивнул.

Воссоединенные любящие сердца продолжили род Гринёвых, а в их Симбирской губернии под стеклом хранилось письмо Екатерины II с помилованием Петра и похвалой Марии за ум и доброе сердце.

Доступность Библии

Давным-давно священные писания составляющие библию были недоступны простым людям. Они переписывались вручную в монастырях и крутились в монастырской же среде. Но с изобретением книгопечатания – текст Ветхого Завета стал доступен практически всем. Библия самая продаваемая книга, ее тиражи никогда не иссякают. Ее даже раздают даром. Она есть в каждом доме, у многих стоит на полке и собирает пыль.
До 16 века для простолюдина было недостижимой задачей найти этот текст и прочитать (если он, конечно, был обучен грамоте, а не копался всю жизнь в навозе). Эту книгу пересказывали священники, опуская какие-то детали, преувеличивая какие-то места, делая акценты, где им заблагорассудится. Человек не смог бы проверить их, он мог только верить в авторитет посредников. В настоящее время этот текст доступен всем, но чисто номинально верующие никогда его не читали. Они просто совершают обряды, диктуемые традицией, как дрессированные.
В последнее время в прессе была волна раздутых сенсаций об открытии новых текстов древности, апокрифов евангелия и ветхого завета. Но ведь даже если внимательно почитать самую обычную библию – то можно узреть множество мест, о которых верующие не подозревают или не замечают. Только упорные способны осилить этот неудобоваримый текст дальше второго описания творения. Некоторые читают избранные отрывки, которые им порекомендовали, игнорируя большую часть книги. Но чаще всего библию просто никогда не открывают. А ведь эта книга способна сделать атеистом любого.

Но начнем с перевода. В оригинале Библию читают лишь особо фанатичные евреи или ученые. Все остальные довольствуются переводом.
Септуагинтой называют теперь все греческие переводы без разбора. Именно подобные переводы использует испокон веков православная церковь в России. Примечательно, что история создания перевода семидесяти толковников имеет несколько версий. Самая распространенная описывается и в Талмуде и в греческих источниках, с минимальной разницей. Греки говорили, что царь Птолемей захотел приобрести перевод еврейской книги и для этого нанял 72 переводчика. В Талмуде же утверждается, что царь заключил под стражу раввинов-полиглотов и заставил сделать перевод Торы. В обоих повествованиях – наемники или узники переводили, будучи в изоляции друг от друга. А по окончании, якобы все тексты были идентичны. Впрочем, литературные украшения, свойственные греческим текстам той эпохи переполняют Септуагинту. И, как теперь известно, история о семидесяти переводчиках лишь миф.
У евреев же считается, что даже такой красивый перевод, сделанный мудрыми раввинами – является профанацией священного писания. Словами одного из талмудистов: «Тот, кто делает литературный перевод – кощунствует, кто переводит дословно – лжет».
Этим переводом, очевидно, пользовались авторы нового завета и другие грекоговорящие писатели. К примеру, в родословной Иисуса в Евангелии от Луки упомянут Каинан, сын Арфаксада, упоминания о котором в еврейском оригинале нет, но который появился в Септуагинте. Все же при минимальных смысловых потерях и где-то даже при дополнениях, отсутствующих в оригинале – перевод семидесяти не так уж плох.
Гораздо хуже дело обстоит с Вульгатой – переводом на латынь, используемым католиками. Этот перевод сделал монах Иероним в 4 веке, после быстрого курса изучения иврита. Естественно, его работа изобилует нелепейшими ошибками, из-за незнания языка в целом и фразеологии в частности. Самая забавная – это момент из Исхода, где говорится, что «сияла кожа лица [Моисея]» (;; ;;; ;;; ;;;;). Но в иврите слово «;;;;;;» означает и «рог» и «сиять». В результате глупейшей ошибки многие католики любуются на рогатого Моисея, самая известная статуя с рогами создана самим Микеланджело.
Я пользовался несколькими переводами. Синодальным, являющимся компиляцией переводов с древнееврейского, греческого и латыни, то есть при всей его несовременности, все-таки сделанным старательно. И самым новым переводом на русский язык, законченным в 2011 году. Пришлось ознакомиться и с некоторыми средневековыми западными переводами, чаще всего обращался к Библии короля Якова и ее поздним редакциям, сделанными англиканской церковью. Затем двумя разными переводами с английского на русский, которые являлись переложением с латыни и с греческого языка. И более совершенными новыми переводами из США и Канады.
Конечно же, в таком сломанном телефоне можно и запутаться, ведь это часто перевод перевода, или даже перевод-перевода-перевода. Поэтому пришлось обратиться к работам ученых библеистов, которые изучают текст также и в оригинале, чтобы можно было сравнить. Только сравнивая все варианты можно увидеть, что утеряно, что отредактировано, а что и вовсе приписано к оригиналу с какими-либо целями. Много непереводимых игр слов потеряно, где-то напротив добавлены словесные украшения. Но в целом библейский смысл не теряется ни в одном переводе. Современные переводы намного качественнее старых. Поэтому о содержании можно смело рассуждать, не опасаясь обмануться.

Краткий пересказ Ветхого Завета

К сожалению, получается, что краткого (даже очень краткого) пересказа общих деталей библейского эпоса мне не избежать. Не хотелось бы превращать статью в детское переложение, как любят делать миссионеры. До меня разбирали книгу куда более выдающиеся деятели. Например, если есть желание посмеяться, рекомендую Лео Таксиля. Меня же интересует другое – в каких условиях и для каких целей была сочинена эта книга. А без краткого содержания – никак не подступиться к этой цели. Конечно же, я не смогу удержаться от глумления. И проблема не в моей испорченности или какой-то изощренной злобности. Сам по себе разбираемый текст трагикомичен.

Открывается библейское повествование историей о сотворении мира. Последовательно демиург создает за 6 дней все сущее. Небо и землю. Смену дня и ночи. Воду и сушу. Далее примерно в таком порядке. Растения, пресмыкающихся, птиц, рыб, животных и прочую живность. Затем ему взбрело в голову создать человека, причем по образу и подобию своему, который бы правил этим миром и всей скотиной, рыбой и птичками. В итоге он оценил свою работу и остался доволен результатом.
После первого описания сотворения, следует второе, более насыщенное деталями, местами отличающееся от первого. Во второй половине статьи я объясню, откуда взялись подобные дублеты в библейском тексте. Их и дальше будет немало. В общем, во втором описании уточняется, что все звери были порождены землей. То есть тупо из грязи. Адам дал всем животным имена. Вообще всем. Бактерии там не упоминаются, микроскопов тогда не имелось. Как не упоминаются и сотни тысяч видов животных, о которых древние евреи даже не могли слышать. Потому что тогдашний мир был весьма ограничен. Если верить тому же писанию – речушек несколько, несколько озер и море кругом, а посередине суша. Да еще и все это является «кругом земли». Плоским, с краями, и как бы накрытым полусферой небес, на котором то и дело сменяются светила, по приказу создателя.
К слову, о светилах. Свет появился в первый день. А луна и солнце только на четвертый. Каким же образом боженька отмерял смену времени суток? Почему написано «вечер и утро», в рассказе о первых трех днях?
Творец создает человеку жену из ребра. А также дает указание парочке не кушать с одного дерева в райском саду. Первая жена Адама Лилит полностью исчезла из Библии. Но судя по описаниям в мидрашах, была чем-то вроде богини плодородия. И была весьма любвеобильна, иными словами трахалась с животными и даже с ангелами. Подобная же девица выведена в шумерском тексте «Гильгамеш и ива» под именем Лиллейк. Дальнейший текст до крайности похож на шумерский эпос о Гильгамеше. Так же созданном из глины; впрочем, миф о создании человека из глины или праха был весьма распространен во всех землях ближнего востока. Повествование о Гильгамеше к тому же более древнее, нежели Библия. Благородный дикарь из этого текста не гнушается совокупляться с животными и ищет траву бессмертия. Суть мифа о грехопадении имеет древнейшую композицию. Серьезная теологическая проблема встала перед сочинителями, ведь нужно было показать, что в человеке заложен грех и зло. А ведь он был создан по образу и подобию самого распрекрасного боженьки. Однако выкрутились. Жена была соблазнена хитрым змеем, который уговорил ее поесть с запретного древа и дать плодов мужу. Мол, ничего не случится, а сами станете как полноценные боги.
Бог прогуливается по саду, не иначе как ногами. И Адам с Евой осознавшие, что они голые – прячутся за деревьями от лица всевышнего. Хочется сразу отметить, что в начале Библии очень часто божество имеет антропоморфные описания. Не найдя первых людей, божество говорит: «Где же ты?» Это всевидящий и всемогущий бог не может полуобнаженных мужика и бабу найти. В итоге он вызнает в расспросах, что произошло, это всевидящий и всемогущий, не забываем. Гневается. Изгоняет Адама и Еву из эдемского сада, делает их смертными и наделяет плодовитостью. В придачу делает так, чтобы женщина рожала в муках. Хотя женщина рожала бы в муках и без особых указаний свыше, ну да ладно. А змея лишает лапок и приказывает ползать на брюхе. Хотя почему он гневается неясно, ведь он всемогущ и всезнающ и явно предвидел дальнейшие события. Или же выходит, что от него в мире уже ничего не зависит, и он может после создания только локально вмешиваться. Это лишь делает очевидным, что идея всемогущего божества-творца была прикручена значительно позже к более древним мифам. Позже это будет разобрано подробнее.

Каин и Авель

Ева родила Каина, а затем Авеля. Авель был скотовод, а Каин земледелец. Оба они принесли жертву божеству. Однако жертва Каина (плоды) была проигнорирована. Зато жертва Авеля (барашек) порадовала. После чего боженька в глумливом тоне, его спрашивает, чего нос повесил. Через пару строк Каин, долго не размышляя, замочил родного брата в поле. Опять всезнающий спрашивает у несчастного убийцы, где же твой брат. Хотя тут же сам и отвечает, что все знает. И прогоняет в итоге Каина куда-то на восток от Эдема. «И сказал Каин богу: наказание мое больше, нежели снести; вот, ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня». Каким образом он уходит с земли и собирается по ней одновременно скитаться? Как он скроется от всевидящего создателя мира? И кто же его будет убивать, если на земле на тот момент обитает от силы человек 5? Да и те – его близкие родственники.
Дальше уже совсем неясно, откуда все будущие люди берут жен. Бог создал только Еву, а рождение каких-то других дамочек не описывается в Библии. Женщины вообще, как низшие грешные создания не особенно-то охотно упоминаются. А уж тем более в родословных. Конечно, в комментариях и мидрашах поясняется, что у Адама и Евы были и дочери. В общем, на раннем этапе – человечество страдало вынужденным кровосмесительством. Других вариантов скудные умы сочинителей и будущих толкователей не смогли придумать.
Со временем люди порядочно расплодились. Срок их жизни был очень велик, порой сотни лет. Весьма комично выглядят описания родословных на полстраницы, в которых непрерывно записывается подобное: «Сиф жил сто пять лет, и родил Еноса». Так и получается, что они то ли без участия женщин рожали, то ли размножались делением и почкованием.

И вот женщины, наконец, упоминаются, но только как некие красотки соблазняющие то ли – ангелов то ли демонов, от чьих неравных связей народились исполины. И опять боженька не рад, что созданные им людишки творят. И решил всех истребить, причем и животных и птиц тоже, чем те провинились – не уточняется. Видимо просто до кучи. Опять же всемогущий не может справиться с происходящим и хочет устроить катаклизм – затопить весь мир.
Но он выбирает праведного Ноя и трех его сыновей и велит им стоить ковчег, на котором они смогут спастись.
Параллельно этому мифу существовали еще два таких же в этот период в средиземноморье – греческий и аккадский. Аккадский миф, в основе которого сказание о Гильгамеше, был известен у шумеров, хурритов и хеттов. Причина, по которой Энлил решил истребить человечество, заключена в том, что люди забыли принести ему новогодние жертвы. Но Эа предупреждает Утнапиштима, что скоро будет потоп. Поэтому он строит кубический ковчег. Когда начинается дождь. Он со свитой и зверями прячется в ковчеге. И задраивает люки. Шесть дней продолжается потоп, даже мелкие божки так испуганы, что улетели на небо и сидят смирно как собаки. На седьмой день ковчег подплывает к горе Нисир, и Утнапиштим ждет еще семь дней. Потом посылает голубя, потом посылает ласточку. А в конце ворона.
Греческий миф говорит следующее: «Разгневанный каннибализмом нечестивых пеласгов Всемогущий Зевс обрушил на землю потоки воды, намереваясь утопить в ней все человечество. Однако Девкалион, царь Фтии, предупрежденный своим отцом, титаном Прометеем, которого он посетил на Кавказе, построил ковчег, погрузил на него провизию, а затем взошел на него с женой Пиррой, дочерью Эпиметея. Вскоре поднялся южный ветер, пошел дождь. Реки вышли и берегов, и была затоплена вся суша. Ковчег носило 9 дней. А потом он пристал к горе Парнас, о появлении суши Девкалиону сообщил голубь.
Есть еще чуть более красочное описание потопа из Талмуда «Вода быстро затопила всю землю. Семьсот тысяч грешников собрались возле ковчега, умоляя: «Открой дверь, Ной, впусти нас!» А Ной кричал изнутри: «Разве я не просил вас покаяться целых сто двадцать лет, но вы не слушали меня!» «Мы каемся», - отвечали ему. «Поздно!» Люди пытались сломать дверь и перевернуть ковчег, но стая отвергнутых волков, львов и медведей не разорвали сотни людей на куски. Остальные разбежались. Когда поднялись Нижние воды Тионы, грешники первым делом бросали в реки детей, надеясь остановить прибывание воды, а сами полезли на деревья и горы. Дождь сбрасывал их вниз, и вскоре поднявшиеся воды подхватили ковчег. Волны швыряли его из стороны в сторону, так что все, кто были внутри, напоминали стручки гороха в кипящем горшке. Говорят, что Господь подогревал воды потопа пламенем и наказывал пламенную похоть обжигающей водой, поливал огненным дождем грешников и не мешал воронам выклевывать глаза у тех, кто плыл в потоках воды».
Судно, которое построил из дерева гофер Ной и его сыновья – должно было быть даже по самым скромным прикидкам невероятных размеров. При этом, как и любой земледелец тех времен, он жил в шатре и не слыхал о таких штуках, как топор, пила, молоток и гвозди. Предположим что инструменты ему предоставлены всевышним. Но был ли у него опыт кораблестроителя? Думается, что сделать громадное судно вчетвером и чтобы оно еще и стало плавучим – задачка не из легких. Но, допустим, Ной и с ней справился.
Но как тогда быть с тем фактом, что Ной должен был отобрать по 7 пар чистых животных и по паре нечистых. При том, что количество ныне живущих видов – значит, если верить Библии, переживших потоп – около 5 миллионов. И собрать он должен был этот зверинец на, уже не кажущееся таким большим, судно за семь дней. Конечно же, никакие виды, неизвестные сирым авторам текста, не упоминаются. Никаких кенгуру, коал, утконосов, лемуров, бизонов, пингвинов, скунсов или броненосцев. Это простительно дурачкам живущим на плоском кружочке земли, окруженном океаном. Они ведь не подозревали о существовании Америки, Мадагаскара, Антарктиды, Австралии и других, даже не таких отдаленных мест. Это я еще не упомянул насекомых, ракообразных и прочих мандавошек и глистов. Плюс ко всему, все эти виды даже если предположить, что были в ковчеге, то как же они тогда с горы Арарат расползлись по планете, не оставляя следов в других местах. Конечно, потому что эндемические виды формировались миллионы лет изолированно, а не катались с Ноем на суденышке по волнам.
По приказу Господа Ной также должен был запастись пищей для всех обитателей ковчега. Пищи должно было хватить всем на протяжении 10 месяцев плавания. Мяса крокодилам, рыбы для пингвинов и сена для коров. И т.д.
Когда ковчег, наконец, пристал к суше, Ной принес богу жертву. Тот понюхал горящую плоть (не иначе как носом, всем известно как бог любит запашок горящей плоти) и пообещал больше людей не терзать. Правда, ненадолго его хватило. Очень скоро людишки вздумали вавилонскую башню построить, и господь смешал им языки – ибо нехуй. Далее божество пускается во все тяжкие. И почти до самого конца не перестает играть со своими отпрысками-неудачниками, как сумасбродный садист, которому доставляет удовольствие придумывать все более изощренные испытания, наказания и пытки.

Авраам – родоначальник еврейского народа

Опять людишки расплодились. Опять погрязли в грехах. И на этот раз у бога новый любимец – Авраам. Он его гоняет по разным землям, ставит перед ним всевозможные непонятные задачи, в общем, дрессирует, как умеет. Его жена Сара никак не могла зачать детей. Потом привела ему рабыню Агарь. Та родила ему сына Исмаила. После чего жена заставила Авраама прогнать ее вместе с ребенком.
Саму Сару Авраам постоянно пытается подсунуть в наложницы, где бы он ни оказался. Даже когда она была уже весьма старой. После того как несчастные соглашались взять ее, бог их наказывал. И Сара возвращалась назад. Одним из обманутых оказывается Авимелех, который выглядит вполне порядочным, по сравнению с богоизбранным Авраамом.
Далее рассказывается немного отвлеченная история о Содоме и Гоморре. В очередной раз всезнающий и всемогущий вытворяет странные кульбиты. Он принимает облик ангелов, чтобы проверить слухи о грешниках содомских. «Вопль содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко мне, или нет, узнаю».
Пришли ангелы под видом странников в Содом. И их пригласил, прямо упросил, в гости Лот. Конечно же, злобные местные жители захотели «познать» пришельцев – другими словами отыметь их всей толпой. Собрались извращенцы вокруг дома Лота и велели выдать гостей. Но Лот, предложил взамен взять его дочерей-девственниц. Женщина ничего не стоит, важнее защитить честь мужчин. Но ангелы вовремя ослепили разгневанную толпу, а Лоту с семейством велели уходить из города, да еще и не оглядываясь. Правда жена его все-таки оглянулась, когда они уже покинули город. Господь, любитель катаклизмов и фееричных кар – испепелял содомитов. Что греховного было в том, что она хотела насладиться тем, как горят грешники, я так и не понял, но бог обратил ее в соляной столб. Дальше интереснее, те самые девственные дочери, под предлогом продолжения рода напоили отца и совокупились с ним. Впрочем, и этот, какой уже по счету, кровосмесительный угар не считается греховным. Хотелось бы заметить, когда в библейском тексте говорится про человека – имеется в виду мужчина. Женщина – это что-то на уровне предмета.
Но вернемся к Аврааму, по традиции считающемуся богоизбранным родоначальником всех израильтян. На старости лет Сара таки разродилась. И произвела на свет Исаака. Когда паренек подрос, бог дал новый безумный приказ папаше – убить сына на горе. Естественно, прекрасный праведник согласился. Как милосердно, в последний момент, когда Авраам уже собирался нанести смертельный удар своему чаду, прилетел ангелок и удержал его руку. Он прошел проверку на подчинение всевышнему. И тот согласился принять в жертву барашка, вместо человека. Некоторые исследователи считают это своеобразным переходом от традиции человеческих жертвоприношений к поднесению животных.
Сара умерла в 127 лет, потом Авраам нашел своему сыночку жену по имени Ревекка. Сам Авраам скончался в возрасте 175 лет.
Ревекка родила Исааку близнецов Иакова и Исава, опять же после десятилетий бесплодия. На старости лет Исаак почти ослеп и решил завещать все имущество Исаву, но Иаков по подсказке матери его обманул, прикинувшись братом. За что был изгнан. На него посыпались испытания, в том числе и драка с ангелом в пустыне (возможно и с самим Господом, по тексту не совсем понятно) – драка в прямом смысле, в лучших традициях гопоты. Но потом он вернулся, доказав, что заслуживает прощения. У Иакова было две жены, да еще они и соревновались между собой, кто больше детей ему родит. И дальше продолжается маловразумительная «Санта-Барбара»: секс с рабынями, многоженство и прочее подобное.

Вскоре появляется на свет новый фаворит божества – Моисей, также известный как Моше-рабейну или Муса (у мусульман). Исход начинается с описания того, как народ Израиля жестоко угнетается в плену у египтян. Порабощенное племя страдает, его заставляют строить города из камня, и стонут бедолаги под ударами бича. Мало того, злой фараон приказал еврейским женщинам бросать новорожденных в реку. Одна из них положила своего сына Моисея в корзинку и пустила вплавь. А потом его подобрала дочь фараона. И был он ей вместо сына. Но вскоре в нем пробудилась кровь настоящих предков. Когда он увидел, как египтянин бьет еврея, Моисей убил обидчика. И чтобы избежать гнева правителя, ему пришлось бежать в землю Мадиамскую. Где он стал скотоводом и жил у местного священника. Там же он женился на Сепфоре и она родил ему двух сыновей. Значительно позже Моисей истребит народ своей жены, по прихоти бога, как обычно.
Однажды, когда Моисей пас скот к нему обратился бог из горящего куста. Новый избранник божий не поверил в свое предназначение, после чего ему были продемонстрированы другие чудеса, вроде превращения посоха в змею и обратно. И ему были предречены великие свершения, и сказано, что он станет освободителем народа Израиля.
Вернулся в столицу он вместе с Аароном, которого бог назначил чем-то вроде спичрайтера при нем. Они попросили фараона отпустить евреев из Египта в пустыню для принесения жертв. Но фараон упорно отказывался. Причем каждый раз его сердце ожесточал сам бог. То есть бог играл сразу со всеми сторонами конфликта в свои садистские игры. Фараон должен стать игрушечным злодеем и затем жертвой очередной шутки божества. Подобное и дальше будет повторяться многократно. У царей или иных врагов израильского народа всегда есть куча вариантов, чтобы разрешить конфликт миром. Но бог ожесточает их сердца. Чтобы изобразить их сторону злой. Но тут не конфликт добра и зла. Это просто прихоть божества, которое возбуждается при виде кровопролития.
Но в тот раз произошло нечто поинтереснее банальной резни. Аарон и египетские жрецы принялись меряться волшебными способностями. Как испорченному современной поп-культурой человеку, мне представляются волшебные палочки и полосатые шарфы Хогвардса. Волшебники, то реки заполняли кровью, то насылали жаб на страну. Причем жрецы фараона не отставали и легко повторяли эти заклинания. Правда, неясно как они отличали, где чья жаба, наверное, у них был разный окрас, как у маек баскетболистов, только без лейблов спонсоров. В любом случае на следующий день несчастные земноводные померли, «и собрали их в груды, и воссмердела земля».
В итоге сам бог вмешался и совершил египетские казни. Наслал мух, мор, саранчу, град и далее по списку. Правда странно, после пятой казни – моровой язвы – от которой «Вымер весь скот Еипетский». Мы читаем о седьмой казни «град весьма сильный» побил все «от человека до скота». Скот уже умер ведь. Или он воскрес, чтобы умереть еще раз?
Последней же казнью было истребление всех младенцев в Египте. Господь велел евреям кровью жертвенных животных пометить дома, которые не стоит трогать. Опять непонятно зачем ему, всемогущему и всезнающему какие-то человеческие пометки. Короче говоря, он убил египетских первенцев. В честь этого события – празднуется Песах, или по-нашему Пасха.
Запуганный фараон разрешил евреям свалить, лишь бы этот ****ец прекратился. Опять справедливый, добрый и честный бог дает хороший совет своему любимому племени, когда они собираются уйти: «пойдете не с пустыми руками: каждая женщина выпросит у соседки своей и у живущей в доме ее вещей серебряных и вещей золотых, и одежд, и вы нарядите ими и сыновей ваших и дочерей ваших, и оберете Египтян».
Дальше следует известная каждому фантастическая история с преследованием и расступившимся морем, но в этом нет ничего интересного. Гораздо интереснее, что автор (или авторы, хотя по традиции авторство этих текстов приписывают самому Моисею) Исхода имеют о Египте очень смутные представления. Скорее всего, тот, кто писал этот текст – знал об империи с берегов Нила понаслышке. Всю египетскую верхушку он называет фараонами без разбора. Дает кучу непроверяемых сведений и ничего конкретного. Неудивительно, что израильские археологи, сколько не искали, нашли лишь подтверждение очевидному факту – история об исходе это выдумка, как и большинство текстов в Библии. Эти истории не подтверждаются и египетскими хрониками. Согласитесь, сомнительно, что древние летописцы не заметили великих казней Всемогущего. Просто египтян совершенно не интересовало жалкое кочевое племя.
Во время исхода Моисей таскал свой народ по пустыне 40 лет. В трех пальмах заплутали, наверное; Сусанин бы позавидовал таким навыкам проводника. В пустыне они встретили другие племена, которые и принялись истреблять. Питаться там было нечем, поэтому бог ссыпал на землю загадочную крупу – манну небесную. А затем жареных перепелов. Так они и питались кашей и перепелами.
Через три месяца скитаний бог вручил Моисею на горе Синай таблички с законами. Но пока божество расписывало, какой построить ковчег завета из золота – Аарон и остальные соплеменники заскучали и сотворили себе золотого тельца. Спустившись, Моисей так удивился, что уронил таблички – потом ему были вручены другие, правда, уже с другими правилами. За поклонение идолу Моисей дал приказание сынам рода Левиины взять мечи и убивать ближних. Несколько сотен человек были таким образом прирезаны. «Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен».
Какие же указания дал бог, заключая завет с Моисеем? Довольно банальные не убий и не укради, причем имелись в виду не все люди, а только соплеменники. Среди других указаний: правила купли-продажи рабов, как правильно продавать своих дочерей и куча мелочных сельскохозяйственных предписаний про волов, адресованных скотоводам, для которых собственно весь текст и написан. Знаменитое «око за око, зуб за зуб». И фраза, благодаря которой инквизиторы могли истреблять невиновных в средневековье: «Ворожей не оставляй в живых». Получается, что эти суеверные фанатики попутно верили в порчу и сглаз, а не только в божественные чудеса.
Там же сказано про обрезание. Да, обрезание обязательно для любого, кто чтит Библейский текст, это предписано свыше и никаких отменяющих указаний не было. А чтобы это было сделано правильно, это должен делать Моэль, в обязанности которого входит не только удаление крайней плоти. Он обязан отсосать выходящую из половых органов младенца кровь ртом. Случаи, когда престарелые мужики, посасывающие младенческие пиписьки заражали детей болезнями, иногда смертельными – не редкость и в наше время.
Ну и завет про алчность, запрещает желать вещи соседа. И среди прочего, уже после дома и скотины, в перечислении называется жена. Что свидетельствует о положении женщины в том обществе.
Заканчивает бог тем, что грозит карами для тех, кто ослушается. Одно из страшных наказаний – гемморой. В общем и целом, не было дано каких-то особых законов, которые отличали бы еврейский народ от самых диких племен в лучшую сторону.

Книга Левит, именуемая у талмудистов «Священным уставом» - практически полностью состоит из предписаний о жертвоприношениях, указаний для священнослужителей и запретов. А также несколько указаний о том, как сделать еду кошерной. Пищевые запреты особенно забавны. Из них следует, что бог не любит свиное мясо и моллюсков – соответственно запрещает их употреблять в пищу, без объяснений, просто нельзя и все. Создателю вселенной очень нравится быть мелочным, ему есть дело до того, что ты покушал. Не ешь ветчину и устриц! Далее следует множество «веских» причин для смертной казни. Например, замеченные в скотоложстве должны быть убиты, скотину тоже следует убить. Хотя остается неясным, чем зверушка провинилась. Наверное, была развратной козочкой или овечкой, и строила глазки своему пастуху. Таким же образом следует убивать гомосексуалистов. Я уж молчу про тех, кто вздумает что-то делать в субботу. Для уточнения в Библии даже есть описание случая с мужичком, который собирал хворост в шаббат – за что и был впоследствии казнен вне стана своими соплеменниками.
Порой запреты столь диковинные, что можно представить какие царили нравы в этом племени. Особенно, если людям нужно было приказывать свыше, да еще под страхом смерти не ****ь скотину.
Стоит еще упомянуть об идиотских классификациях животных данных там же. Например, заяц отнесен к жвачным животным наряду с козами и коровами. А летучая мышь, по мнению авторов, относится к птицам.

Второзаконие

Второзаконие – это как будто прощальная речь Моисея перед смертью. Он, так и не вошедший в Землю Обетованную, назначает своим преемником Иисуса Навина и отправляется на гору, обозрев с которой земли Израиля, умирает. Эта книга описывает события исхода и странствия по пустыне с другого ракурса, она более подробная и взрослая. Позже я подробно разберу, почему так получилось.
Для примера, вот так Моисей описывает свой проход по землям Есевона. Он просил пропустить войско у царя Сигона, но тот отказался (опять ожесточенный божеством). Конечно же, бог дал повеление убить всех. Ведь геноцид его заводит даже больше чем катаклизмы. Далее цитата: «Господь, наш бог, отдал его в наши руки: мы убили его и его сыновей, перебили все его войско. В ту пору мы овладели всеми его городами и предали их заклятию – уничтожили. В этих городах мы истребили и мужчин, и женщин, и детей, всех до последнего».
Вот молодец, есть чем гордиться. Естественно, эти бредни не находят никаких подтверждений. Современные проповедники любят оправдывать эти мифические побоища. Якобы в тех землях жили нечестивцы, прелюбодеи и прочие гомосеки. Но это абсолютная выдумка. В Библии про 90 процентов якобы истребленных народов не сказано ничего плохого. Их было необходимо убить во имя господа. Принести в жертву.

Иисус Навин

После смерти Моисея, боженька помогает Иисусу Навину. Который прожил 110 лет и натворил за это время немало. Благодаря его эпичной деятельности, мы можем видеть, как формируется правило херема. Яхве говорит: «Вы истребите все народы, которые господь, ваш бог, отдаст вам в руки; вы не должны жалеть их». Всевышний громогласно возвещает: «Будут пьяны от крови стрелы мои, будет мой меч пожирать плоть». Естественно, после этого следует череда геноцидов, и, кажется, конца не будет этой кровавой бане. Так что же такое правило херема? Грубо говоря, города других народов подпадают под заклятие по приказу свыше. Бог желает, чтобы все живое и дышащее в тех городах было истреблено. Никакой милости. Умерщвляют мужчин, женщин, детей и даже скот – что служит жертвоприношением богу. Конечно, в переводах бывают коннотации – вроде «полностью разрушен». Но слово херем – означает именно полное истребление всего живого, без поэтического смысла, только буквально. Иисус Навин казнит пленных, хотя бывают и исключения, когда берет себе скот. А порой и женщин оставляет в живых, но только для того, чтобы они стали сексуальными рабынями. Но правило херема не дает шансов побежденным – они не могут сдаться, стать рабами, принять веру победителя или быть изгнаны. Они должны быть истреблены. Истребление народов считается священнодействием, совершающимся во имя бога. И тот, кто это делает – герой. Удивительно, как можно одновременно ненавидеть Гитлера за холокост и превозносить Иисуса Навина. Но удивляешься, до той поры, пока не поймешь, что авторитет священного писания превращает в глазах верующих даже геноцид в благородное и праведное дело. Может быть – они все-таки отдают себе отчет, что читают сборник сказок, не имеющих к историческим хроникам никакого отношения.
Кстати, во время славных баталий Иисуса Навина происходит немало чудес. Например, стены города Иерихон разрушаются от звука труб. Но особенно забавен момент, когда бог продлил день, чтобы Иисус успел вырезать всех врагов на поле брани. Тогдашним мудрым сочинителям солнце казалось не более чем лампочкой на сфере небосвода. На самом деле, чтобы продлить день, пришлось бы остановить вращение земли. Если бы это случилось, то все незакрепленное продолжило бы движение с прежней скоростью. Так и представляю размахивающих мечами бородачей, вылетающих на околоземную орбиту со скоростью около 1770 км в час.
Иисус Навин верно служил своему господу. Разрушал города и уничтожал народы без остатка. Хотя позже в библии встречаются все те народы, которые он якобы истребил. Процитирую профессора истории и религиоведения Филлипа Дженкинса: «Например, в Книге Судей, описывающей более поздние события, утверждается, что те же этнические группы, которые якобы истребил Навин – вновь мешают Израилю и являются непокоренными. Еще в 18 веке английский скептик Томас Вулстон, в связи с этим, отмечал: «Либо история Книги Судей, либо история Книги Иисуса Навина целиком ложна».
Как более современному скептику, хотелось бы заметить – обе книги ложны.

Давид и Соломон

Далее библия становится невыносимо скучной (хотя и до этого она не была весела, но хотя бы сказочная атмосфера скрашивала общее убожество). Потому что описываемые в ней события все ближе к нашему времени, врать авторам становится труднее.
Но больше всего отталкивают огромные родословные, не несущие никакого смысла, такие как, например, в первой книге Паралипоменон – аж на девять глав, просто перечисление имен.
Конечно, текст и далее полон преувеличений и фантазий. Но все-таки описываемые там события имеют, хоть и отдаленное, отношение к историческим.
Упоминания стоят лишь несколько важнейших фигур. Давид и его сын Соломон – пусть и обросшие мифами, но вероятно существовавшие личности.
Можно было бы рассказать, как малолетний Давид победил силача Голиафа, можно было бы расписать, как он партизанил, повзрослев. Гораздо важнее реформы, которые он предпринял, как государственные, так и религиозные, когда пришел к власти. Можно сказать, Давид – это первый царь полноценных объединенных земель Израиля.
Итак, он поместил ковчег завета в скинии на горе Сион, сделав это место центром поклонения и паломничества. При нем богослужения стали более музыкальными, по легенде он сам был поэтом и сочинял псалмы восхваляющие Яхве.
Давид включил в государственный аппарат священников, назначив писцами и судьями. Секуляризация ведь для лохов, настоящие мачо, во всем прислушиваются к мнению бородатых левитов. Также он хотел построить Храм, в котором хранился бы Ковчег завета. Он подготовил строительные материалы и планы, предоставил своему наследнику средства для осуществления этого грандиозного замысла. Самому ему было не разрешено начать стройку, потому что он пролил слишком много крови. Капризному божеству не угодишь. То больше убивай, то убил слишком много.
Умер Давид в 70 лет. Годы жизни в библии становятся реалистичнее.

Образ Соломона так приукрашивают, что за всем этим блеском сложно разглядеть историческую личность. Его называют самым мудрым и талантливым. Говорят, что он умел разговаривать с животными. Ему приписывают авторство Книги Екклесиаста, Песни Песней, Книги Притчей Соломоновых и множества псалмов. Для поздних периодов еврейской истории (несчастный народ Израиля опять поработят и будут мучить иноземцы) царствие Соломона – это лучшие времена. Рассказчики наделяют Соломона фантастическими сокровищами и огромным гаремом. В общем, если кто-то еще не понял, Соломон был круче всех, что-то среднее между бэтменом и суперменом. Правда, помимо Библии, исторических свидетельств существования в тех землях такого великолепного царя – нет. Но все же, по косвенным признакам, можно предположить, что была некая историческая личность, некий царь, во время правления которого был воздвигнут Храм, позже разрушенный Навуходоносором Вторым.
Если верить некоторым похожим на факты местам из Библии и Иосифу Флавию, который описывает немало событий через сотни лет после их свершения – Соломон был не так уж умен. Большие затраты на строительство Храма и дворца истощили казну. При Соломоне начались восстания народов, якобы истребленных Моисеем и Исусом Навином. А сразу же после его смерти произошло разделение государства пополам на Иудею и Израиль.

Ездра и Неемия

Как я уже говорил ранее, еврейский народ был вновь порабощен более сильными соседями. На этот раз Персидской Империей. Поэтому в тексте полно причитаний. Приблизительно таких: Боженька – за что же ты нас так наказал? Сочинители приходят к выводу, что это наказание за потворство многобожеству, ведь Соломон построил для каждой своей иноземной жены – а их были сотни – по алтарю.
Следующими по-настоящему важными личностями в библейском тексте являются наместники Иудейской провинции Ездра и Неемия.
Но прежде стоит упомянуть царя Иосию, который этими деятелями превозносится и ставится в пример. Иосия реформатор, централизующий поклонение богу в Иерусалиме. Он уничтожал священные изображения иноверцев, убивал жрецов прямо на алтарях, а их кости сжигал на жертвенниках в подношение своему богу. В общем, вел себя как типичный религиозный террорист. Примерно на уровне талибов, взрывающих статуи Будды.
Ездра и Неемия уже явно существовали. И их действия имеют под собой реальную основу. Они творили революцию на самом деле. Поскольку усилия Ездры способствовали приданию еврейской религии формы, которая была призвана определять её в течение предстоящих столетий, его можно назвать отцом иудаизма, то есть определённой формы еврейской религии, появившейся после вавилонского плена.
Иосиф Флавий описывает Ездру, как личного друга персидского царя Ксеркса. Этот иудейский первосвященник, возвратившись из Вавилона, успешно воссоздавал еврейское государственное устройство на основе законов Торы. Во всем чуждом его народу – он видел мерзость. На родной земле он видит, что народ не поддерживает священное отчуждение от гоим. Мужчины берут в жен иноплеменных женщин. Ездра был разгневан и собрал общину. Он зачитал им новый закон; сейчас неизвестно, что именно он зачитал. Но скорее всего это было что-то среднее между законами Моисея и персидской юриспруденцией тех лет.
В первую очередь Ездра предписал выгнать всех иноплеменных жен и детей со смешанной кровью. Ну, хоть не убить и принести в жертву богу – и то ладно. Ездра разработал духовную дисциплину, основанную на священных текстах Торы. Примерно в это же время «случайно было обнаружено» Второзаконие, подозрительно явно поддерживающее все тезисы реформаторов. Второзаконие было моментально приписано Моисею и включено в число священных текстов. Так Пятикнижие появилось на свет. Тору можно было просто читать, но тогда она сбивала с толку и была неудобоваримой. Поэтому ее стали читать в контексте ритуалов, которые отделяли слушателей от обыденной жизни. В этот момент текст стал священным писанием. Родилась религия известная как иудаизм.
Любой современный верующий, придерживающийся законов, адресованных скотоводам времен бронзового века из полупустынной местности, кажется как минимум странным. Если современный еврей, еще хотя бы как-то может себя соотнести с ними, по национальному признаку, например. То уж какой-нибудь европеец или американец – вызывает у меня недоумение. Ясно же написано, что бог еврейский, а все остальные народы враги и злодеи.

Книга Эсфирь

Яхве в начале книги является с завидным постоянством, но дальше он делает это все реже. Он уже не бродит, не нюхает, не снисходит, чтобы проведать грешников. Его образ становится все более скрытым. Он не привлекает внимания. А в последней книге еврейской библии, Книге Эсфирь, вообще ни разу не упоминается. Кстати, эта книга одна из самых кровавых. Конечно, она традиционно не соответствует исторической действительности и описанное в ней не происходило, но все же стоит рассказать.
Злодей Аман строил козни против еврейского народа. Потом его раскусили и повесили, весь его народ истребили, причем без указания свыше. Просто из мести «перебили семьдесят пять тысяч своих недругов», которые вряд ли строили козни против израильтян. «То было тринадцатое число месяца адар, а четырнадцатого числа они отдыхали – был у них день пира и радости». Теперь это называется праздник Пурим.

Следует рассказать и о нескольких книгах, серьезно выделяющихся на фоне остального библейского текста. Дополнительные писания состоящие из проповедей, стихов, пословиц, псалмов. Их практически невозможно связать с какими-либо конкретными событиями или авторами. Эти тексты копились многие сотни лет и добавлялись составителями священного текста без видимых причин.

Псалтырь – сборник песенок, восхваляющих бога, которые следует петь по определенным праздникам. Написанные в традиции еврейской поэзии. Впрочем, псалмы не так уж сильно выделяются, если присмотреться внимательнее. Например, в 136 обиженный порабощенный израильтянин мечтает о возвращении былого величия Иерусалима, сидя на берегу реки, где-то в Вавилонских землях. И мстительно восклицает: «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих [вавилонских] о камень!»
В любом случае, наиболее красивыми частями Библии являются Экклезиаст и Песнь Песней. Книга Экклезиаста уникальное явление в составе библии, заметно отличается от других книг, включенных в канон. Она даже местами противоречит Торе и преисполнена нетипичного цинизма и житейской мудрости. Например, про рабов. Для библии и текстов основанных на ней, рабовладение это норма. Так в Экклезиаст говорит, что рабов надо бить, если они не слушаются хозяина. Но бить умеренно, а то мертвый раб бесполезен.
А Песнь Песней – эротическая поэма. В мировой литературе мало текстов, способных сравниться с этим произведением, воспевающим телесную красоту женщины. Выражение с сочетанием единственного и множественного числа того же существительного характерно для древнееврейского языка и означает обычно превосходную степень понятия (Святая святых, суета сует). «Песнь песней» - значит наилучшая из песен.

Краткое содержание романа М. Твена «Приключения Тома Сойера» для 5 класса

Глава I

Тётя Полли ищет своего проказливого племянника Тома Сойера по всему дому и излавливает его, когда мальчишка пытается прошмыгнуть мимо. По испачканным рукам и рту Тома тётя Полли устанавливает, что племянник побывал в кладовке и покусился на запасы варенья. Наказание кажется неизбежным, но мальчишка указывает на что-то за спиной тётушки, та оборачивается, а Том выскакивает на улицу.

Тётя Полли не может долго сердиться на племянника, ведь он - сирота, сын её покойной сестры. Она лишь боится, что недостаточно строга с мальчиком, и из того вырастет недостойный человек. Скрепя сердце, тётя Полли решает наказать Тома.

Краткое содержание рассказа Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла»

Повествование ведётся от первого лица.

В новом учебном году в школе появляется новый учитель математики, грек Харлампий Диогенович. Ему сразу удаётся установить на уроках «образцовую тишину». Харлампий Диогенович никогда не повышает голос, не заставляет заниматься, не грозит наказаниями. Он только шутит над провинившимся учеником так, что класс взрывается хохотом.

Однажды ученик 5-«Б» класса, главный герой рассказа, не сделав домашнего задания, ожидает со страхом, что станет объектом насмешек. Неожиданно в начале урока в класс входят доктор с медсестрой, которые проводят вакцинацию от тифа среди учеников школы. Сначала уколы должны были сделать 5-«А» классу, а в 5-«Б» они зашли по ошибке. Наш герой решает воспользоваться случаем и вызывается проводить их, мотивируя тем, что 5-«А» класс находится далеко, и они его могут не найти. По дороге ему удаётся убедить врача, что лучше начать делать уколы с их класса.

Краткое содержание рассказа В. Астафьева «Фотография, на которой меня нет».

Глухой зимой нашу школу взбудоражило невероятное событие: к нам едет фотограф из города. Фотографировать он будет «не деревенский люд, а нас, учащихся овсянской школы». Возник вопрос - где селить такого важного человека? Молодые учителя нашей школы занимали половину ветхого домишки, и у них был вечно орущий малыш. «Такую персону, как фотограф, неподходяще было учителям оставить у себя». Наконец фотографа пристроили у десятника сплавной конторы, самого культурного и уважаемого человека в селе.

Краткое содержание рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой»

Бабушка послала меня на увал за земляникой вместе с соседскими ребятишками. Пообещала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды вместе со своими и купит мне «пряник конём». Пряник в виде коня с гривой, хвостом и копытами, облитыми розовой глазурью, обеспечивал почёт и уважение мальчишек всей деревни и был их заветной мечтой.

На увал я пошёл вместе с детьми нашего соседа Левонтия, который работал на лесозаготовках. Примерно раз в пятнадцать дней «Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой», а жена Левонтия бегала по селу и отдавала долги.

Краткое содержание романа Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» для 5 класса.

Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим.

Робинзон был третьим сыном в семье, баловнем, его не готовили ни к какому ремеслу, и с детских лет его голова была набита «всякими бреднями» - главным образом мечтами о морских путешествиях. Старший его брат погиб во Фландрии, сражаясь с испанцами, без вести пропал средний, и поэтому дома слышать не хотят о том, чтобы отпустить последнего сына в море. Отец, «человек степенный и умный», слёзно умоляет его стремиться к скромному существованию, на все лады превознося «среднее состояние», уберегающее человека здравомыслящего от злых превратностей судьбы.

Краткое содержание рассказа В. Короленко «В дурном обществе» для 5 класса.

Детство героя проходило в маленьком городе Княжье-Вено Юго-Западного края. Вася - так звали мальчика - был сыном городского судьи. Ребёнок рос, «как дикое деревцо в поле»: мать умерла, когда сыну было всего шесть лет, а отец, поглощённый своим горем, обращал на мальчика мало внимания. Вася целыми днями бродил по городу, и картины городской жизни оставляли в его душе глубокий след.

Город был окружён прудами. Посреди одного из них на острове стоял старинный замок, принадлежавший некогда графскому роду. Ходили легенды, что остров насыпан пленными турками, и замок стоит «на костях человеческих». Хозяева давным-давно покинули это мрачное жилище, и оно постепенно разрушалось. Его обитателями стали городские нищие, не имевшие иного пристанища. Но среди нищих произошёл раскол.

Краткое содержание рассказа И. А. Бунина «Тёмные аллеи».

В осенний ненастный день грязный тарантас подъезжает к длинной избе, в одной половине которой размещается почтовая станция, а в другой - постоялый двор. В кузове тарантаса сидит «стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с бобровым стоячим воротником». Седые усы с бакенбардами, бритый подбородок и устало-вопрошающий взгляд придают ему сходство с Александром II.

Старик заходит в сухую, тёплую и опрятную горницу постоялого двора, сладко пахнущую щами. Его встречает хозяйка, темноволосая, «ещё красивая не по возрасту женщина».

Краткое содержание рассказа В. Шукшина «Срезал»

К старухе Агафье Журавлёвой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Проведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей семьёй долго вытаскивали чемоданы из багажника. К вечеру в деревне узнали подробности: сам он - кандидат, жена тоже кандидат, дочь - школьница.

Вечером же у Глеба Капустина на крыльце собрались мужики. Как-то так получилось, что из их деревни много вышло знатных людей - полковник, два лётчика, врач, корреспондент. И так повелось, что, когда знатные приезжали в деревню и в избе набивался вечером народ, приходил Глеб Капустин и срезал знатного гостя. И вот теперь приехал кандидат Журавлев...

Практически во всех школах на уроках языка и литературы требуется, чтобы учащиеся писали изложения (краткие содержания) по книгам. Часто бывает трудно решить, что надо включить в свое изложение, а что надо исключить из него. Из изложения читатели могут узнать о наиболее важных вопросах и событиях, описанных в книге автором. В зависимости от требований преподавателя, вам может быть будет выразить свое мнение о книге, а именно, что вам понравилось или что не понравилось в ней. Если вы выполните небольшую подготовительную работу и напишите конспект, подготовка изложения не должна вас пугать.

Шаги

Подготовка к написанию изложения

    Выберите подходящую книгу. Преподаватель может посоветовать вам какую-нибудь книгу или дать вам список, из которого вы можете выбрать книгу сами. Если преподаватель не указал вам конкретную книгу, то можете обратиться к школьному библиотекарю с просьбой порекомендовать что-то подходящее для такого задания.

    • Если можете, выберите книгу по тематике, которая интересует вас, так как в этом случае чтение книги доставит вам больше удовольствия.
  1. Убедитесь, что вы понимаете задание. Учитель может дать вам задание или подсказать конкретные детали к изложению. Убедитесь, что вы соблюдаете все рекомендованные принципы, такие как длина изложения и его содержание.

    Делайте заметки, когда читаете книгу. Вам будет намного легче писать ваше изложение, если вы будете делать записи по ходу чтения, и не будете пытаться вспомнить все в конце. Когда читаете, набросайте несколько заметок на следующие темы:

    Подготовка черновика изложения

    1. Решите, как вы организуете свое изложение. Скорее всего, учитель даст вам конкретные требования к изложению. Если это так, то вам следует соблюдать их. Существует два основных способа организовать изложение:

      • Организуйте изложение по главам. Если вы организуете изложение таким способом, то сможете двигаться от главы к главе. Возможно, в каждом абзаце вам придется остановиться на многих главах.
        • За: Вы можете двигаться в соответствии с хронологическим порядком - это может быть полезным, если вы описываете книгу с множеством сюжетных элементов.
        • Против: Этот вид организации работы может быть более сложным, если вам необходимо рассматривать несколько глав в одном абзаце.
      • Организуйте изложение по типу элемента («тематический» принцип организации). Если вы организуете изложение по книге таким образом, у вас может быть абзац для действующих лиц, абзац или два для обсуждения сюжета, абзац для рассмотрения основных идей, и абзац для обобщения мнения о книге.
        • За: Вы можете поместить много текста о сюжете в очень небольшое пространство. Абзацы четко разделены, поэтому вам будет понятно, какую тему обсуждать в каждом из них.
        • Против: Этот вариант будет неуместен, если вам необходимо скорее обобщить содержание книги, а не высказать свое мнение о ней.
    2. Сделайте конспект. Это поможет вам написать изложение. Придайте заметкам такую направленность, которая будет зависеть от того, как вы решили организовать абзацы.

      • Для хронологической организации: Оставьте для каждой главы или раздела книги свой собственный сегмент. Отмечайте наиболее важные элементы истории и развития персонажей, которые показаны в каждой главе.
      • Для тематической организации: Распределите ваши заметки по разным элементам (персонажи, сюжет) и основные идеи по разным разделам. Каждый из них станет абзацем.
      • Когда будете писать первый вариант изложения, подумайте о том, какие элементы двигают сюжет вперед, потому что именно они, вероятно, окажутся самыми важными. Если хотите, можете внести в текст больше подробностей при выполнении второй корректуры.
      • Например, в романе Сюзен Коллинз «Голодные Игры» происходит много событий, и описать их все невозможно. Вместо этого, попробуйте сосредоточиться на всеохватывающем повествовании. Начните с объяснения того, что представляют собой Голодные Игры, и как выбрали Китнисс Эвердин и Пита Мелларка. Затем вы могли бы кратко описать то, как они провели время в Капитолии, а также включить информацию о том, как осуществляется спонсорская помощь. После этого, вы могли бы описать самые важные моменты из Игр, такие как, ожог ноги в костре, который получила Китнисс, нападение ос, смерть Руты, поцелуй в пещере, последнее сражение Като и решение съесть ядовитые ягоды. Затем, вы могли бы в виде заключения подытожить самые важные моменты, относящиеся к заключительному разделу книги.
    3. Напишите введение (один абзац). Введение должно познакомить читателя с основной идеей, которой посвящена книга. В него также следует включить краткую информацию об основных героях и идеях. Вам не следует углубляться в подробности; необходимо просто дать достаточно информации, чтобы читатель знал, чего можно ждать от остальной части изложения.

      Подготовьте основные абзацы. Исходя из составленных ранее заметок и набросков, напишите основную часть изложения с описанием наиболее важных элементов книги. Если вы работаете над достаточно длинным произведением, то можете отразить каждую деталь и даже каждую главу вкратце. Вместо повествования сосредоточьтесь на том, что представляется вам самым важным в самой книге и ее персонажах.

      • Обратите внимание, что конспект должен фокусироваться на том, что вы считаете основной идеей автора, и на том, какое развитие эта идея получает в книге. На каких важных моментах автор делает акцент? Какие наблюдения или рассказы из своего собственного опыта использует он в поддержку своего мнения?
    4. Используйте сюжетную линию. Если вы предпочли организовать свое изложение хронологически, подумайте о том, каким образом продвигается сюжет. Каковы основные события сюжета? Где и когда наступают перемены? Где происходят сюрпризы или интригующие ситуации, конец которых невозможно предугадать?

      • Составляйте изложение в зависимости от того, где происходят значительные события. Например, если вы готовите изложение романа Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит», вы могли бы организовать свою работу следующим образом:
        • Вводный абзац: Обобщение содержания книги в целом и представление информации об издателе.
        • Основной абзац 1: Изложите кратко план Гэндальфа заставить Бильбо Бэггинса стать вором-взломщиком для Торина Дубощита и группы гномов. Закончите тем, что Бильбо предпочел отправиться на поиски приключений (так как это основная поворотная точка для этого персонажа).
        • Основной абзац 2: Изложите кратко приключения Бильбо и гномов, когда их чуть не съели тролли, когда их похитили гоблины, как Бильбо нашел Голлума и Кольцо Всевластия. Приключений очень много, и вам не нужно рассказывать о них всех, вместо этого, выберите только самые важные моменты. Вы могли бы закончить описанием того, как гномов захватили Лесные эльфы, поскольку это очередная поворотная точка в этой истории. Бильбо вынужден решать, достаточно ли он храбр, чтобы спасти всех.
        • Основной абзац 3: Изложите кратко отношение гномов и людьми из Озерного Города (Эсгарота), как Бильбо попадает в Одинокую Гору и разговаривает со Смаугом, а гномы, эльфы и люди сражаются с орками. Здесь как раз подходящий момент, чтобы закончить этот абзац, т.к. это кульминационный момент истории, а читатель хочет знать, чем разрешилась проблема, или как все закончилось.
        • Основной абзац 4: Изложите кратко, как Бильбо пытается остановить битву, спор между Бильбо и Торином, исход битвы и возвращение Бильбо домой, где он обнаруживает, что все его пожитки распродаются. Вы можете также обсудить, каким образом главный персонаж, Бильбо, в конце становится другим хоббитом сравнительно с тем Бильбо, каким он был в начале книги.
        • Заключение: Расскажите об основных идеях книги, и о том, что вы узнали из нее. Вы могли бы порассуждать о том, как важно научиться быть храбрым, или какой критике подвергается жадность в книге. Затем, завершите абзац высказыванием своего мнения о книге в целом. Вы бы рекомендовали ее своему другу?
    5. Организуйте изложение в соответствии с темами. Если вы избрали тематический принцип организации изложения, вы можете развивать свои абзацы в соответствии с темой, а не позволять сюжету определять структуру изложения. Вам понадобится в одном-двух абзацах изложить сюжет, в одном абзаце описать персонажей, еще в одном абзаце представить основные идеи и темы, а в заключительном абзаце обобщить свое мнение о произведении в целом.

    6. Подготовьте заключение. В заключении необходимо сделать обзор основных идей книги и выразить свое собственное мнение о ней. Вам понравилась книга? Она доставила вам удовольствие? Вы согласны с идеями автора и его манерой писать? Узнали ли вы что-то, чего не знали раньше? Приведите доводы в свою пользу, используйте примеры или даже цитаты в поддержку вашего мнения.

      • Пусть заключение дает читателям понять, следует читать книгу или нет. Понравится ли она читателям? Должны ли они прочитать ее? Почему да или почему нет?

    Проверка изложения

    1. Прочитайте свое изложение. Структура изложения должна быть четкой. Оно должно содержать введение (с кратким перечислением основных тем произведения), основную часть (где кратко и четко обобщается содержание книги) и заключение (в котором представлена всесторонняя оценка книги).

      • Когда вы читаете изложение, спросите себя: если бы вы познакомили с этим изложением ваших друзей, которые не читали эту книгу, поняли бы они что произошло? Могли бы они прийти к определенному мнению относительно того, понравилась бы им эта книга или нет?

В основу этой повести легли воспоминания о его детстве, семье и людях, окружающих его в то время. Действия, описанные в ней, происходят в середине XIX века. Ниже представлен рассказ Толстого «Детство», краткое содержание.

Вконтакте

Главы с I по IV (Учитель Карл Иваныч, maman, папа, классы)

  1. Николеньку, которому три дня назад исполнилось 10 лет, и его брата воспитывал и учил наукам Карл Иваныч. Мальчик любил своего учителя , хотя в это утро Карл Иваныч разозлил его. Учитель тоже любил своих подопечных, но, находясь в классной, он старался быть строгим. Карл Иваныч любил много читать, из-за этого он даже испортил себе зрение. Дождавшись когда мальчики примут утренний туалет, повёл их здороваться с матушкой.
  2. В своей повести Толстой очень сожалеет, что не может подробно вспомнить свою мать тех времён. Ему запомнились только карие её глаза и сухие руки, которыми она ласкала Николеньку в детстве. Поздоровавшись с детьми, мама отправила их к папе сказать, чтобы он пришёл к ней.
  3. У папы был серьёзный разговор с приказчиком, поэтому он попросил немного подождать. Поздоровавшись, папа сообщил мальчикам свой план , что в ночь уезжает в Москву и их забирает с собой для более серьёзной учёбы. Вопреки ожиданиям Николеньки, затем папа отправил их на занятия к Карлу Иванычу, пообещав позже взять мальчиков на охоту.
  4. Карл Иваныч был очень расстроен полученной отставкой, в связи с отъездом его подопечных. Он постоянно жаловался дядьке Николаю по поводу своей дальнейшей судьбе. Уроки в этот день, казалось Николеньке, не закончатся никогда, но тут послышались шаги на лестнице.

Главы с V по VIII (Юродивый, приготовления к охоте, охота, игры)

Главы с IX по XII (Что-то вроде первой любви. Что за человек был мой отец? Занятия в кабинете и гостиной. Гриша)

  1. Игра сразу прекратилась после того как сестра Николиньки, Любочка, сорвала с дерева вместе с листком червяка. Дети стали наблюдать за червяком, а Николеньке больше нравилось смотреть на Катеньку (дочь гувернантки Любочки Мими). Она всегда нравилась ему, но сейчас он понял, что полюбил её ещё больше. В это время отец мальчиков сообщил, что по просьбе матушки отъезд откладывается до утра.
  2. В X главе своей повести Толстой рассуждает о характере своего отца . Он характеризует своего родителя как человека самоуверенного, предприимчивого, с оттенками любезности и разгула. Любимым занятием его была игра в карты, а также он любил женщин. Отец его был человеком счастливым, считал Толстой. Любил находиться на публике, очень много и интересно умел рассказывать всякие истории.
  3. Когда вернулись с охоты домой, папа, пообщавшись с Карлом Иванычем, решил взять его с собой в Москву. Maman одобрила эту новость, сказав, что детям с ним будет лучше, да и привыкли они друг к другу. Уже перед сном дети решили посмотреть вериги Гриши, который ночевал на втором этаже.
  4. Наблюдение за тем, как Гриша молится перед сном, произвело такое впечатление на мальчика, что Толстой пишет о невозможности забыть эти чувства до конца своей жизни.

Главы с XIII по XVI (Наталья Савишна, разлука, детство, стихи)

Главы с XVII по XX (Княгиня Корнакова, князь Иван Иваныч, Ивины, собираются гости)

  1. Затем бабушка приняла княгиню Корнакову с её поздравлениями. Разговор у них был о методах воспитания детей. Княгиня приветствовала телесные наказания в воспитании. Николенька подумал, хорошо, что он не её сын.
  2. Гостей с поздравлениями было очень много в этот день. Но Николеньку поразил один из них - это князь Иван Иваныч . Он смотрел на князя с восхищением и уважением. Ему нравилось, что бабушка была рада появлению князя. Прослушав стихи мальчика, он похвалил его и сказал, что из него будет другой Державин.
  3. Далее, пришли родственники Ивины. У них был сын Серёжа, который очень нравился Николеньке. Он иногда даже пытался подражать ему. Дети стали играть в свою любимую игру - разбойники.
  4. Между тем в гостиной и зале начали собираться гости. Среди них была г-жа Валахина со своей дочерью Сонечкой. Николенька был неравнодушен к Сонечке и она занимала всё его внимание.
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!