Образовательный портал - Varnavinschool

Вызывает гордость. Чем страшен грех гордыни и как с ним бороться в жизни? Слова, схожие только по звучанию

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Гордыня – смертный грех, ведущий к полному духовному забвению, ведь человек не просто проявляет свою бестактную самонадеянность, а отрицает помощь и волю Бога. Он часто не знает, что такое благодарность и не умеет ценить то, что имеет, считая это данностью. Как правило, гордыня разъедает изнутри, и, если имеющий такой грех не придёт к праведной вере, он будет обречён на верную гибель.

Нередко человек даже не понимает, что поглощён гордыней и принимает её за любое другое качество характера. Далее проблема усугубляется – и этот грех полностью завладевает им. Как же распознать его в себе и окружающих людях, чтобы суметь вовремя остановиться самому и помочь другим? Для этого нужно знать и уметь отличать признаки греха, среди которых:

  • непомерная гордость;
  • заносчивость;
  • высокомерие;
  • эгоизм;
  • зазнайство;
  • обидчивость и раздражительность;
  • неумение принимать и прощать;
  • игнорирование Божьих заповедей;
  • злоба и ненависть;
  • предубеждённость;
  • сарказм по отношению к другим, унижение, презрение;
  • тщеславие.

Именно их часто можно спутать с гордыней, приняв порою даже за добродетель, но лишь тогда, когда они выходят на первое место в характере и начинают управлять человеком. Тогда он, как показывают факты, уже не может себя контролировать самостоятельно, и, как результат – вредит себе и своим близким.

Плоды гордыни

Гордыня в большинстве случаев является источником негативных мыслей и эмоций, которые пагубно влияют на состояние и поведение человека, иными словами, не дают ему жить “нормальной” жизнью, потому что:

чрезмерное чувство важности собственного “Я” порождает агрессивное отношению к окружающему;

несоответствие представлений о мире вызывает в душе всплеск таких эмоций, как: злость, обида, ненависть, презрение, зависть, жалость. А они, в свою очередь, приводят к полному разрушению здоровой психики, а значит, и сознания.

Избавление от гордыни

Если же человек, осознавая свой порок, хочет лишиться его влияния на свою жизнь, то неизменно возникает вопрос: “Как избавиться от гордыни?”. Нельзя утверждать, что сделать это – достаточно легко, ведь для того, чтобы преодолеть этот сложный путь, нужно разобраться в себе самом, понять причины возникновения греха и, самое главное – приложить максимум усилий к искоренению, так как бороться придётся с самим собой.

Избавление от данного порока – это дорога навстречу себе и Богу, и каждый шаг должен быть выверенным и точным. Для этого необходимо помнить основные правила, а именно:

  1. любите мир вокруг себя таким, каков он есть;
  2. научитесь принимать любое обстоятельство, которое случается в жизни, без претензий и обид, и всегда благодарить Всевышнего за посланное им, ибо всё это является знаком чего-то нового;
  3. умейте разглядеть позитивные стороны любой ситуации, пусть и не всегда очевидные на первый взгляд, ведь понимание часто приходит со временем.

Как бороться с гордыней

Но иногда случается и так, что самостоятельно человек уже не в состоянии преодолеть гордыню. В такие моменты важно обратиться за помощью к “старшим товарищам”: услышать их мудрые советы и принять их. Это не только поможет в тяжёлой борьбе, но и даст возможность двигаться дальше по пути самопознания.

Самым же действенным способом борьбы с грехом является служение: своим близким, обществу, миру, Господу. Ведь посвящая себя другим, человек начинает меняться и сам, потому что мир вокруг него становиться иным – более чистым, светлым, праведным. Недаром великие мудрецы прошлого говорили: “Измени себя – изменится Мир вокруг”.

Гордыня смирения

Удачная борьба с тяжёлым пороком приводит к смирению. И тогда жизнь обретает новые краски. Ведь смирение – это:

  • внутреннее самоограничение (духовная свобода);
  • отсутствие надменности и гордости, на смену которым приходит кротость, терпение и благоразумие;
  • признание Бога и мира в душе;
  • показатель знаний и неиссякаемой силы;
  • гармония во всём.

Достижение такого состояния – очень сложная задача. Человек, ставший на этот путь, должен быть по-настоящему мужественным и сильным духовно, ибо ему придётся пройти через много испытаний, главное из которое – он сам. Поэтому если кто-то хочет обрести смирение, важно суметь сделать первый шаг – осознать свой грех.

И именно он будет самым значительным. До этого ничего другого предпринять нельзя. Известный учёный-богослов К. Льюис однажды сказал:

“Если вы думаете, что не страдаете гордыней, значит, вы действительно ею страдаете”.

Очень часто бывает и так, что люди отрицают свой грех, выдавая его за мнимые добродетели. Для этого нужно знать основные различия, дабы суметь правильно и вовремя определить значимость порока.

Гордыня и гордость, в чём разница

В большинстве случаев человек, поглощённый гордыней, не хочет признавать это и выдаёт её за гордость, говоря при этом о высокой добродетели, которая помогает ему добиться всего в жизни самому и познать мир самостоятельно. Это огромное заблуждение. Чем отличается гордость от гордыни:

  • гордость – это проявление духовной силы и внутреннего достоинства человека, которые выражаются в уважении к себе и ко всему дорогому, а также в умении защитить и сохранить его;
  • гордыня – внешнее проявление эгоизма, которое несёт в себе неуважение к окружающим и незаслуженное возвеличивание себя в глазах других.

Гордыня и тщеславие

Что качается тщеславия, то это качество наиболее близко гордыни, так как также никакого отношения к добродетели не имеет и является одним из признаков данного порока. Это тщетное стремление постоянно подтверждать своё превосходство в глазах других и желание слышать лесть, часто зная о её неискренности.

Гордыня и высокомерие

Высокомерие также граничит с гордыней и часто даже принимает её облик. Это склонность человека ставить себя “на пьедестал”, проявлять безразличие и неуважение к окружающим, высмеивая их и показывая своё презрительное отношение.

Гордыня – страшный грех, и именно он уводит человека от себя, от других, от мира, от Бога, не давая обрести заветную благодать и гармонию. Поэтому всегда нужно помнить о том, что жизнь – это великое чудо, и его нельзя осквернять пороками, дабы суметь насладится всеми её земными и Небесными благами.

Пословицы о гордыне

Залез в богатство – забыл и братство.

Глупость и гордыня растут на одном дереве.

Живем не тужим, никому не служим.

Гордость выезжает верхом, а возвращается пешком.

Стоишь высоко – не гордись, стоишь низко – не гнись.

Хвалят – не гордись, учат – не сердись.

Мнениями высок, да делами низок.

Спесь губит достоинство.

По счету последний, а по важности первый.

Молитва от гордыни Преподобному Алексию, человеку Божию:

О, великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на Небеси Престолу Господню предстояяй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса! Призри милостивно на предстоящия святей иконе твоей люди, умиленно молящияся и просящия от тебе помощи и заступления. Простри молитвенно ко Господу Богу честнии руце твои, и испроси нам от Него оставление согрешений наших вольных и невольных, в недузех страждущим исцеление, напаствуемым заступление, скорбящим утешение, бедствующим скорую помощь, всем же чтущим тя мирную и христианскую живота кончину и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Ей, угодниче Божий, не посрами упования нашего, еже на тя по Бозе и Богородице возлагаем, но буди нам помощник и покровитель во спасение, да твоими молитвами получивше благодать и милость от Господа, прославим человеколюбие Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимаго и покланяемаго Бога, и твое святое заступление, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео о гордыне:

В чем разница между гордостью и гордыней? Некоторые считают эти понятия синонимами, другие же уверены, что термины абсолютно противоположны по значению. На самом деле слова гордость и гордыня – паронимы, составляющие паронимическую пару. Они похожи в написании и созвучны, но отличаются значением. Определить какое чувство испытывает человек, гордость или гордыня, можно подробно рассмотрев их отличия.

Что такое гордость?

Понятие гордости подразумевает под собой чувство собственного достоинства, способность человека относится уважительно как к себе, так и к другим людям . Люди такого типа способны определять ценность своих способностей и достижений. Они относятся к другим людям по справедливости. Такое чувство, как гордость способно указывать на недостатки, над которыми еще необходимо поработать. Люди, обладающие чувством гордости, всегда относятся к себе рассудительно, поскольку они не стараются скрыть наличие недостатков. Они четко знают о наличие проблем и не избегают их. Благодаря этому такие люди становятся менее уязвимы, чем другие. Поскольку они точно осознают наличие слабостей и не испытывают комплексов. Такие люди осознанно принимают тот факт, что у любого человека есть свои недостатки. И понимают, что недостатки нужно не скрывать, а просто работать над ними.

Что такое гордыня?

Такое понятие как гордыня всегда воспринимается негативно. Гордыня возникает в результате чрезмерной гордости индивида по поводу себя . Такие люди обычно обладают такими отрицательными качествами, как высокомерие и эгоизм. Горделивые люди всегда ставят себя выше других. Они уверены, что они самые красивые, успешные, все знают, все умеют в отличие от других людей. Считают, что более других знают, как жить и намного лучше других разбираются во многих сферах.

В большинстве случаев проявление горделивости является вовсе беспричинным. Индивид гордится какими-то надуманными вещами, не замечая реальности вокруг. При том критикует и унижает других. В православии гордыню вовсе причисляют к одному из смертных грехов. Горделивость приравнивают к намеренью стать на уровне Бога, быть выше и важнее других.

Такие люди довольно часто страдают манией величия. Горделивые люди совсем не бывают чуткими. Если рассказать им о проблемах, они будут только насмехаться и вовсе сочтут человека за неудачника. Поэтому обычно перед ними лучше не раскрываться и не просить о помощи. С такими людьми отнюдь не приятно общаться, по причине их постоянных попыток поставить себя выше других, за счет чужих неудач. Горделивые люди постоянно стремятся доказать, как себе, так и другим людям, что все знают. Они всегда считают себя во всем правыми и самыми осведомленными.

Откуда берется гордыня?

Чаще всего гордыня возникает из-за обыкновенной потребности стать необходимым и нужным для других. Ведь считается, что тот, кто много знает, тот нужен обществу. По этой причине гордыня заставляет человека направлять свои силы на доказательство всезнания. Он это делает не для того чтобы приобрести статус, а для того чтобы получить признание, доказательство своей важности и значимости.

Очень часто причина берет свое начало еще из раннего детства. Когда ребенку не доставало внимания родителей, и он ощущал себя не нужным. После такого потрясения, уже во взрослом возрасте человек пытается вернуть недостающее внимание. И делает он это всеми возможными способами.

Гордость и гордыня разница

Поскольку гордыня и гордость являются однокоренными словами, многие люди думают, что эти понятия имеют одинаковое значение. Но в действительности эти понятия отличаются. Главное отличие – это эмоциональная окраска понятий.

Гордыня имеет негативный эмоциональный окрас, так как она заставляет индивида ставить себя выше других, путем унижения. Возникает вследствие ненависти, не восприятие, не уважительное отношение к другим. Все эти эмоции – негативные.

Гордость имеет положительный эмоциональный окрас. Так как, это чувство помогает просто радоваться достижениям, как своим, так и чужим. Гордый человек совсем не стремится казаться лучше других, и, следовательно, не имеет потребности обидеть или унизить других.

Гордость и гордыня в чем разница?

Такое чувство как гордость помогает проявиться положительным чувствам: сочувствие, справедливость, патриотизм. Гордыня же наоборот способствует выявлению негативных эмоций: ненависть, завистливость, пренебрежение. Гордый индивид стремится быть честным и справедливым. С таким человеком можно и посоветоваться и за помощью обратиться. Горделивый же думает только о себе. Не способен ни понять, ни помочь.

Еще одно различие – достижения. Такое чувство как гордость возникает только если человек взаправду чего-то добился. Он четко оценивает свои возможности и гордится достигнутыми целями. Горделивый же человек гордится надуманными достижениями.

Если еще поразмыслить чем отличается гордость от гордыни, то можно определить: гордость – сила, гордыня – слабость. Проявление гордости в готовности и способности искренне восторгаться успехами других. Такой человек и взаправду рад достижениям других. Горделивый же не способен радоваться за других. А напротив испытывает чувство зависти, когда другие успешней.

Признаки гордыни

Выявить горделивого человека довольно просто.

  • Он всегда считает правым только себя.
  • Не считается с мнением других людей, называет их мнения глупыми и не верными.
  • Регулярно рассказывает другим какие они глупые.
  • Считает себя выше всех, а остальных где-то внизу.
  • Ступени распределения людей придумывает сам. На уровне с собой никогда и никого не ставит.
  • Прийти на помощь может только в редких случаях, из которых он может извлечь пользу для себя. Если такой человек все-таки помог, потом обязательно потребует ответа. При всем этом утверждая, что он самый необходимый.
  • Сам просит о помощи крайне редко.
  • Всегда пытается добиться чего-то единолично, чтобы ни в коем случае не делится ни с кем.
  • Если все же не сможет справится без помощи других, то попросит, переступив через принципы. Но постарается в конечном результате не быть должным и не ощущать, что помогли.

Гордыня заставляет считать человека, что весь мир без него просто рухнет. А другие никак не смогут прожить без помощи. Индивид утверждает, что он всезнающий и все умеющий, а другие должны выстраиваться в очередь за советами или помощью. Но на деле оказывается, что он сам нуждается в этой помощи, в чем и не признается до последнего. Готов всегда давать советы, даже если никто об этом не просит. При всем этом уверен, что люди обязательно будут пользоваться его советами. Что только повышает ему авторитет в собственных глазах. Гордыня не дает понять, что на самом деле все люди имеют свое мнение и совсем не нуждаются в его помощи.

Еще одним отличием горделивого человека является желание взять на себя все заботы. Он постоянно пытается всюду успеть, переделать кучу дел. Потому что уверен, без него просто не справятся. Человек мучается, растрачивает кучу сил и времени. А если добиться желаемого не выходит, начинает обвинять в неудачах всех вокруг. Будет рассказываться как он делал все возможное и не возможное. А виноваты судьба, другие люди, кто угодно только не он. Если все-таки удалось добиться успеха, то все заслуги он возьмет исключительно себе. Всегда критикует других людей, которые поступает, так ему хочется. Абсолютно не приспособлен прислушиваться к чужим совета. Поскольку любые советы расценивает как попытку им манипулировать.

«Грех Люцифера»

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость – чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек – это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость – грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Когда был создан мир ангельский, небесное воинство, один самый высший и могущественный ангел, Денница, не захотел находиться в послушании и любви к Богу. Возгордился своим могуществом и силой и возжелал сам стать как Бог. Денница увлек за собой многих ангелов, и произошла на небе война. Архангел Михаил и ангелы его сражались с сатаной и победили злое воинство. Сатана-Люцифер пал как молния с небес в преисподнюю. И с тех пор преисподняя, ад – это место, где обитают темные духи, место, лишенное света и благодати Божией.

Бунтарь-революционер не может не быть гордым, он продолжатель дела Люцифера на земле.

Коммунизм – это квазирелигия, и, как любое вероучение, он имеет свой «символ веры» и свои заповеди. Свои «мощи», «иконы», хоругви – транспаранты и крестные ходы – демонстрации. Только рай большевики предполагали построить на земле, без Бога, и, конечно, всякая мысль о смирении считалась смешной и нелепой. Какое еще смирение, когда «мы наш, мы новый мир построим, кто был ничем, тот станет всем».

Однако Бог поругаем не бывает, и сама история вынесла над большевиками свой суд. Рай без Бога построить не удалось, гордые замыслы были посрамлены. Но хотя коммунизм пал, гордости не стало меньше, просто она приняла другие формы. Говорить с современным человеком о смирении тоже очень непросто. Ведь рыночное капиталистическое общество, нацеленное на успех и карьерный рост, также основано на гордыне.

Хотя часто приходится слышать на исповеди, когда задаешь вопрос о грехе гордости, и такой ответ: «Чего-чего, а гордости у меня нет». Святителю Феофану Затворнику одна женщина пишет: «Говорила с духовным своим отцом и сказывала ему о себе разное. Он прямо мне сказал, что я горда и тщеславна. Я ему ответила, что я совсем не горда, но терпеть не могу приниженности и угодничества». И вот что ответил ей святитель: «Отпели прекрасно. Вы не давайте себя им в обиду, чтоб знали, что за вас голою рукою нельзя хватать. Вишь, выдумал называть как, да еще в глаза? Теперь и я вам приговорю: на что же лучшее доказательство, что вы горды, как отповедь ваша? Она не плод смирения. И зачем вам поперечить такому приговору?.. Лучше вам, не переча, положить вникать в себя хорошенько, нет ли, в самом деле, в вас сего зелья, крайне недоброго».

Итак, что же такое гордость и как этот грех проявляется? Снова обратимся к святителю Игнатию (Брянчанинову): гордость – «презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омрачение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, развратных, суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души».

Суд и осуждение

Святой Кассиан Римлянин говорит о гордости, что хоть она и стоит последней в списке восьми страстей, «но по началу и времени есть первая. Это самый свирепый и самый неукротимый зверь».

Гордость в череде страстей стоит после тщеславия, а значит и проистекает от этого порока, имеет в нем начало. «Блистание молнии предуказует громовой удар, а о гордости предвещает появление тщеславия», – наставляет преподобный Нил Синайский. Поиск тщетной, суетной славы, похвалы, завышенная самооценка рождает превозношение над людьми: «Я выше их, достойнее; они ниже меня». Это и есть гордость. С этим чувством связано и осуждение. Как же, если я выше всех, то значит и праведнее, все остальные грешнее меня. Завышенная самооценка не позволяет объективно судить о себе, зато помогает быть судьей других.

Гордыня, начавшись с тщеславия, может дойти до глубин адовых, ведь это грех самого сатаны. Ни одна из страстей не может вырасти до таких пределов, как гордость, в этом-то и есть ее главная опасность. Но вернемся к осуждению. Осуждать – значит судить, предвосхищать суд Божий, узурпировать Его права (в этом тоже страшная гордость!), ибо только Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить о нем. Преподобный Иоанн Савваитский рассказывает следующее: «Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: “Хорошо, по молитвам вашим”. Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: “Нисколько он не переменился, отче!”. Услышав это, я воскликнул: “Худо!”. И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим ангелам и сказал им: “Изринте его вон, это антихрист, ибо осудил брата своего, прежде Моего суда”. И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. “Горе мне, – сказал я тогда пришедшему брату, – зол сей день мне!”. ”Почему так?” – спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мной мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией. И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию», – повествуется в Прологе.

Вот как страшно выносить суждение о человеке. Благодать отошла от подвижника только оттого, что он сказал про поведение брата: «Худо!». Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7: 1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас.

В Иерусалиме жила одна девственница, которая шесть лет провела в своей келье, ведя жизнь подвижническую. Она носила власяницу и отреклась от всех земных удовольствий. Но потом бес тщеславия и гордости возбудил в ней желание осуждать других людей. И благодать Божия оставила ее за чрезмерную гордость, и она впала в блуд. Это случилось потому, что она подвизалась не из любви к Богу, а напоказ, ради суетной славы. Когда же она пришла в опьянение от демона гордости, святой ангел, страж целомудрия, оставил ее.

Очень часто Господь попускает нам впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних.

Наши оценки ближнего очень неполны и субъективны, мы не только не можем заглянуть в его душу, но и часто вообще ничего не знаем о нем. Христос не осуждал явных грешников, ни блудниц, ни прелюбодеев, потому что знал, что земной путь этих людей еще не закончен, и они могут стать на путь исправления и добродетели. Только суд после смерти подводит последнюю черту всему тому, что сделал человек в жизни. Мы видим, как человек грешит, но не знаем, как он кается.

Как-то я вернулся с кладбища, куда меня пригласили отслужить панихиду, и женщина, позвавшая меня, попросила освятить ей машину. При освящении присутствовал один мой друг. Когда женщина уехала на уже освященной новенькой иномарке, он бросил фразу: «Да, не видно, чтобы она очень утруждалась, зарабатывая на эту машину». Тогда я рассказал ему, что у этой женщины большое горе, у нее не так давно убили сына… По внешности никогда нельзя судить о благополучии человеческой жизни.

Гордость и раскол

В наше время появилось немало «ругателей» (как их называет апостол Иуда), которые постоянно находят поводы для возмущения церковной иерархией. Патриарх, видите ли, слишком много общается со светской властью, епископы все сплошь заражены стяжательством и симонией, батюшки тоже думают только о доходах и разъезжают на «мерседесах». Появились особые газеты и сайты, которые специализируются на обличении епископата. Им, видимо, кажется, что сейчас наступили уже те самые времена, когда «архиереи и в воcкресение Христа верить не будут». Полный, будто бы, упадок благочестия и церковной жизни.

Что движет этими людьми? Гордыня. Кто дал им такое право обличать архиереев и священников, и что дают эти обличения? Они только сеют вражду, смуту и разделение в сердцах православных людей, которым, наоборот, нужно сейчас объединяться.

Недостойные люди среди священников и епископов были во все времена, а не только в XX или XXI веке. Обратимся к «золотому веку» Православия, веку святости и расцвета богословия. IV век дал таких столпов Церкви, как святители Василий Великий, Григорий Нисский, Григорий Богослов, Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст и многие, многие другие. И вот что святитель Иоанн Златоуст пишет об этом «золотом веке»: «Что может быть беззаконнее, когда люди негодные и исполненные множества пороков получают честь за то, за что не следовало бы позволить им переступать церковного порога?.. Ныне грехами страдают начальники Церкви… Беззаконники же, обремененные тысячью преступлений, вторглись в Церковь, откупщики сделались настоятелями». Многие из святых епископов IV века, в том числе сам святитель Иоанн, были отправлены «разбойничьими соборами» иерархов в ссылку, а некоторые умерли в ней. Но никто из них никогда не призывал к расколу и разделению. Уверен, что за низложенными святителями пошли бы многие тысячи людей, если бы они захотели создать свою «альтернативную церковь». Но святые мужи знали, что грех раскола и разделения не смывается даже мученической кровью.

Не так поступают современные обличители, они предпочитают раскол подчинению священноначалию, это сразу же показывает, что ими движет все та же гордыня. Она лежит в основе любого раскола. Сколько сейчас появляется раскольничьих, катакомбных церквей, именующих себя православными! «Истинная православная церковь», «самая истинная православная церковь», «самая, самая истинная» и т.д. И каждая из этих лже-церквей считает по гордости себя лучше, чище, святее, чем все остальные. Та же страсть гордыни двигала и движет старообрядцами. Они раздробились на огромное количество старообрядческих «церквей», толков, согласий, которые не имеют общения между собой. Как писал святитель Феофан Затворник: «Сотни бестолковых толков и тысячи несогласных согласий». Это путь всех раскольников и еретиков. Кстати, все старообрядчество держится вовсе не на любви к старому обряду, а на гордыне и высоком мнении о своей исключительности и правильности и ненависти к патриарху Никону и его последователям – никонианам.

Но скажем еще немного о «ругателях», им следует вспомнить слова святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец». Церковь была, есть и будет, несмотря на недостоинство некоторых иерархов, которые были, как я уже говорил, во все века и времена. Судить их будет Бог, а не мы. Господь говорит «Мне отмщение, Аз Воздам» (Рим. 12: 19). А мы можем исправить Церковь только одним – нашим личным благочестием. Ведь мы – это тоже Церковь. «Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи», – говорил преподобный Серафим Саровский. А уж он это познал на собственном духовном опыте. Вот такие люди и являются той малой закваской, которая квасит все тесто. Небольшое количество дрожжей способно поднять целую квашню. Но, кстати, по моим собственным наблюдениям, у «ругателей» с личным благочестием и нравственностью, как правило, туго. Зато гордыни хоть отбавляй.

Прельщение

Одним из самых страшных и плохо излечимых видов гордыни является прелесть .

Прелесть – значит прельщение. Диавол прельщает человека, принимая вид ангела Света, святых, Богородицы и даже Самого Христа. Человеку прельщенному даются от сатаны величайшие духовные переживания, он может совершать подвиги, даже чудеса, но все это есть пленение бесовскими силами. А в основе этого лежит гордыня. Человек возгордился своими духовными трудами, деланием, совершал их из тщеславия, гордости, часто напоказ, без смирения, и тем самым открыл душу действию враждебных сил.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) в своем «Отечнике» приводит пример, к каким страшным последствиям может привести прелесть: «Сказывали о неком брате, что жил отшельником в пустыне и в течение многих лет был обольщаем демонами, думая, что это были ангелы. По временам приходил к нему его отец по плоти. Однажды отец, отправляясь к сыну, взял с собой топор с намерением на обратном пути нарубить себе дров. Один из демонов, предупреждая пришествие отца, явился сыну и сказал ему: “Вот диавол идет к тебе в подобии твоего отца с целью убить тебя, у него и топор с собой. Ты предупреди его, вырви топор и убей”. Отец пришел, по обычаю, и сын, схватив топор, нанес ему удар и убил его». Впавшего в прелесть очень тяжело вывести из этого состояния, но такие случаи бывали. Как, например, с преподобным Никитой Киево-Печерским. Впав в прелесть, он смог предсказать некоторые события, выучил наизусть весь Ветхий Завет. Но после усиленной молитвы преподобных Киево-Печерских старцев бес отошел от него. После этого он забыл все, что знал из книг, и отцы еле научили его грамоте.

Случаи бесовского прельщения встречаются и в наши дни. Со мной в семинарии учился молодой человек, который очень усиленно молился и постился, но, видимо, с неправильным, несмиренным расположением души. Студенты стали замечать, что он целыми днями просиживает за книгами. Все думали, что он читает святых отцов. Оказалось, что он изучал книги по исламу и оккультизму. Перестал исповедоваться и причащаться. К сожалению, его не удалось вывести из этого состояния, и вскоре его отчислили.

Грех гордости, начинаясь порой с мелкого тщеславия и гордыни, может вырасти до страшной духовной болезни. Вот почему святые отцы называли эту страсть самой опасной и наибольшей из страстей.

Брань с гордостью

Как же борются с гордыней, презрением ближних, самовозвышением? Что противопоставить этой страсти?

Святые отцы учат, что противоположная гордыне добродетель – любовь. Самая бо льшая из страстей борется наивысшей добродетелью.

Как стяжать любовь к ближнему?

Как говорится, легко любить все человечество, но очень непросто любить конкретного человека со всеми его недостатками и слабостями. Когда Господа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе?», Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 37–39).

Любовь – это великое чувство, которое роднит нас с Богом, ибо «Бог есть любовь». В любви единственное счастье, она способна помочь преодолеть нам все трудности и победить гордость и эгоизм. Но не все правильно понимают, что такое любовь. За любовь часто ошибочно принимают те приятные ощущения, которые мы получаем, когда к нам хорошо относятся, но это не любовь. «Если вы будете любить любящих вас, какая вам польза? Не то же ли делают и мытари?» (Мф. 5: 46). Очень легко и приятно любить человека, находиться рядом с ним, когда он нас только радует. Но когда общение с ближним нас чем-то не устраивает, мы тут же меняем свое отношение к нему, часто до диаметрально противоположного: «от любви до ненависти один шаг». Но это значит, что мы любили не настоящей любовь, наша любовь к ближнему была потребительской. Нам нравились те приятные ощущения, которые были связаны с ним, а когда они исчезали, исчезала и любовь. Получается, что мы любили человека как вещь, нужную нам. Даже не как вещь, а как продукт, вкусную пищу, потому что о любимой вещи мы все же заботимся, например полируем кузов любимой машины, регулярно обслуживаем ее, покупаем всякие украшения и т.д. То есть даже в вещь, если мы любим ее, мы вкладываем свою заботу и внимание. И только пищу мы любим за ее вкус, не более; когда она съедена, она больше не нужна нам. Итак, истинная любовь дает , а не требует. И в этом и есть настоящая радость любви. Радость от получения чего-то – радость материальная, потребительская, а в дарении кому-то – истинная, вечная.

Любовь – это служение. В этом дает нам великий пример Сам Господь наш Иисус Христос, когда Он умыл ноги апостолам на Тайной вечери, сказав: «Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» (Ин. 13: 14–15). И Христос любит нас ни за что-то (потому что нас не за что особенно любить), а просто потому, что мы Его дети. Пусть грешные, непослушные, духовно больные, но ведь именно больного, слабого ребенка родители любят больше всего.

Чувство любви не может существовать без наших усилий. Его нужно воспитывать в своем сердце, возгревать день за днем. Любовь – это сознательное решение: «Я хочу любить». И нужно делать все, чтобы это чувство не погасло, иначе наше чувство долго не протянет, оно станет зависеть от множества случайных причин: эмоций, нашего настроения, обстоятельств жизни, поведения ближнего и т.д. По-другому выполнить слова Христа невозможно, ведь нам заповедана любовь не только к близким – родителям, супругам, детям, но и ко всем людям. Любовь стяжается ежедневным трудом, но награда за этот труд велика, ибо ничто на земле не может быть выше этого чувства. Но в начале нам приходится буквально понуждать себя к любви. Например, пришел домой усталый, не жди пока тебе сделают приятное, сам помоги, помой, скажем, посуду. Одолело плохое настроение – понудь себя, улыбнись, скажи ласковое слово, не срывай раздражение на других. Обиделся на человека, считаешь его неправым, себя невиновным – понудь себя, прояви любовь и первым пойди примиряться. И гордость побеждена. Но тут очень важно не возгордиться уже своим «смирением». Так, воспитывая себя день за днем, человек дойдет когда-нибудь до того, что уже не сможет жить по-другому: у него будет внутренняя потребность дарить свою любовь, делиться ею.

Очень важный момент в любви – видеть ценность каждого человека, ведь в каждом есть что-то хорошее, просто нужно изменить свое часто предвзятое отношение. Только воспитывая в своем сердце любовь к ближнему, меняя свое отношение к нему, научаясь видеть в нем хорошие стороны, мы будем шаг за шагом побеждать в себе гордость и превозношение. Любовь побеждает гордость, ибо гордость есть недостаток любви к Богу и людям.

Как научиться любви к Богу? Полюбив Его творение – человека. Человек – это образ Божий, и невозможно любить Первообраз и без любви, неуважительно относиться к иконе, изображению Бога. Недаром апостол Иоанн Богослов пишет нам: «Кто говорит: “Я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4: 20).

Вместо заключения: «Царство Небесное силою берется»

Путь борьбы со страстями нелегок и тернист, мы часто изнемогаем, падаем, терпим поражение, иногда кажется, что сил больше нет, но снова встаем и начинаем бороться. Потому что путь этот единственный для православного христианина. «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24). Невозможно служить Богу и оставаться рабом страстей.

Конечно, ни одно серьезное дело не делается легко и быстро. Воссоздаем ли мы храм, строим дом, воспитываем ребенка, лечим тяжелобольного человека – всегда требуются очень большие усилия. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12). А стяжание Небесного Царства невозможно без очищения себя от грехов и страстей. В славянском переводе Евангелия (всегда более точном, образном) вместо глагола «берется» употребляется слово «нудится». И действительно, духовная работа требует не просто приложения усилий, но принуждения, понуждения, преодоления себя.

Человек, ведущий борьбу со страстями и побеждающий их, венчается за это от Господа. Однажды преподобного Серафима Саровского спросили: «Кто в нашем монастыре выше всех предстоит перед Богом?». И преподобный ответил, что это повар с монастырской кухни, по происхождению из бывших солдат. Старец сказал также: «Характер у этого повара от природы огненный. Он готов в запальчивости убить человека, но его непрестанная борьба внутри души привлекает к нему великое благоволение Божие. За борьбу ему подается свыше благодатная сила Святого Духа, ибо непреложно Божие слово, которое говорит: “Побеждающему (себя) дам место сесть с Собою и облеку в белые одежды”. И, наоборот, если человек не борется с собой, то доходит до ужасного ожесточения, которое влечет к верной гибели и отчаянию».

Величайший знаток глубин человеческого духа, преп. Исаак Сирин в своем 41-м слове говорит: «Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть ангелов». Вот к этому познанию самого себя и ведет рассмотрение вопроса, который мы поставили в заголовке.И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить — высокомерие, надменность, чванство, — все это разные виды одного основного явления — «обращенности на себя». Из всех этих слов наиболее твердым смыслом отличаются два: тщеславие и гордость; они, по «Лествице», как отрок и муж, как зерно и хлеб, как начало и конец.

Симптомы тщеславия, этого начального греха: нетерпение упреков, жажда похвал, искание легких путей, непрерываное ориентирование на других — что они скажут? как это покажется? что подумают? Тщеславие издали видит приближающегося зрителя и гневливых делает ласковыми, легкомысленных — серьезными, рассеянных — сосредоточенными, обжорливых — воздержанными, и т.д. — все это, пока есть зрители. Той же ориентировкой на зрителя объясняется грех самооправдания, который часто вкрадывается незаметно даже в нашу исповедь: «грешен как и все….. только мелкие грехи….. никого не убил, не украл».

Бес тщеславия радуется, говорит преп. Иоанн Лествичник, видя умножение наших добродетелей: чем больше у нас успехов, тем больше пищи для тщеславия. «Когда я храню пост, я тщеславюсь; когда же, для утаения подвига моего, скрываю его — тщеславлюсь о своем благоразумии. Если я красиво одеваюсь, я тщеславлюсь, а переодевшись в худую одежду, тщеславлюсь еще больше. Говорить-ли стану — тщеславием обладаюсь, соблюдаю молчание — еще больше оному предаюсь. Куда это терние не поверни, все станет оно вверх своими спицами». Стоит появиться в душе человека доброму чувству, непосредственному душевному движению, как сейчас же появляется тщеславная оглядка на себя, и вот — драгоценнейшие движения души исчезают, тают, как снег на солнце. Тают, значит, умирают; значит — благодаря тщеславию — умирает лучшее, что есть в нас, значит — мы убиваем себя тщеславием и реальную, простую, добрую жизнь заменяем призраками.

Усилившееся тщеславие рождает гордость .

Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Она — «медная стена» между нами и Богом (Авва Пимен); она — вражда к Богу, начало всякого греха, она — во всяком грехе. Ведь всякий грех есть вольная отдача себя своей страсти, сознательное попрание Божьего закона, дерзость против Бога, хотя «гордости подверженный как раз имеет крайнюю нужду в Боге, ибо люди спасти такого не могут» («Лествица»).

Откуда же берется эта страсть? Как она начинается? Чем питается? Какие степени проходит в своем развитии? По каким признакам можно узнать ее?

Последнее особенно важно, т.к. гордый обычно не видит своего греха. Некий разумный старец увещал на духу одного брата, чтобы тот не гордился; а тот, ослепленный умом своим, отвечал ему: «Прости меня, отче, во мне нет гордости». Мудрый старец ему ответил: «Да чем же ты, чадо, мог лучше доказать свою гордость, как не этим ответом!»

Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все — несомненно признаки гордости.

В «Слове на язычников» Св. Афанасия Великого есть такое место: «Люди впали в самовожделение, предпочтя собственное созерцание божественному». В этом кратком определении вскрыта самая сущность гордости: человек, для которого доселе центром и предметом вожделения был Бог, отвернулся от Него, впал в «само -вожделение», восхотел и возлюбил себя больше Бога, предпочел божественному созерцанию — созерцание самого себя.

В нашей жизни это обращение к «самосозерцанию» и «самовожделению» сделалось нашей природой и проявляется хотя бы в виде могучего инстинкта самосохранения , как в телесной, так и в душевной нашей жизни.

Как злокачественная опухоль часто начинается с ушиба или продолжительного раздражения определенного места, так и болезнь гордости часто начинается или от внезапного потрясения души (например, большим горем), или от продолжительного личного самочувствия, вследствие, например, успеха, удачи, постоянного упражнения своего таланта.

Часто это — так называемый «темпераментный» человек, увлекающийся, страстный, талантливый. Это — своего рода извергающийся гейзер, своей непрерывной активностью мешающий и Богу, и людям подойти к нему. Он полон, поглощен, упоен собой. Он ничего не видит и не чувствует, кроме своего горения, таланта, которым наслаждается, от которого получает полное счастье и удовлетворение. Едва-ли можно сделать что-нибудь с такими людьми, пока они сами не выдохнутся, пока вулкан не погаснет. В этом опасность всякой одаренности, всякого таланта. Эти качества должны быть уравновешены полной, глубокой духовностью.

В случаях обратных, в переживаниях горя — тот же результат: человек «поглощен» своим горем, окружающий мир тускнеет и меркнет в его глазах; он ни о чем не может ни думать, ни говорить, кроме как о своем горе; он живет им, он держится за него, в конце концов, как за единственное, что у него осталось, как за единственный смысл своей жизни.

Часто эта обращенность на себя развивается у людей тихих, покорных, молчаливых, у которых с детства подавлялась их личная жизнь, и эта «подавленная субъективность порождает, как компенсацию, эгоцентрическую тенденцию» (Юнг, «Психологические типы»), в самых разнообразных проявлениях: обидчивость, мнительность, кокетство, желание обратить на себя внимание, наконец, даже в виде прямых психозов характера навязчивых идей, манией преследования или манией величия.

Итак, сосредоточенность на себя уводит человека от мира и от Бога; он, так сказать, отщепляется от общего ствола мировоззрения и обращается в стружку, завитую вокруг пустого места.

Часть 2. Как проходит эта духовная болезнь

Попробуем наметить главные этапы развития гордости от легкого самодовольства до крайнего душевного омрачения и полной гибели.

Вначале это только занятость собой, почти нормальная, сопровождаемая хорошим настроением переходящим часто в легкомыслие. Человек доволен собой, часто хохочет, посвистывает, напевает, прищелкивает пальцами. Любит казаться оригинальным, поражать парадоксами, острить; проявляет особые вкусы, капризен в еде. Охотно дает советы и вмешивается по-дружески в чужие дела; невольно обнаруживает свой исключительный интерес к себе такими фразами (перебивая чужую речь): «нет, что я вам расскажу», или «нет, я знаю лучше случай», или «у меня обыкновение…», или «я придерживаюсь правила…».

Одновременно, огромная зависимость от чужого одобрения, в зависимости от которого человек то внезапно расцветает, то вянет и скисает. Но в общем, в этой стадии настроении остается светлым. Этот вид эгоцентризма очень свойственен юности, хотя встречается и в зрелом возрасте.

Счастье человеку, если на этой стадии встретят его серьезные заботы, особенно о других (женитьба, семья), работа, труд. Или пленит его религиозный путь и он, привлеченный красотой духовного подвига, увидит свою нищету и убожество и возжелает благодатной помощи. Если этого не случится, болезнь развивается дальше.

Является искренняя уверенность в своем превосходстве. Часто это выражается в неудержимом многословии. Ведь что такое болтливость, как, с одной стороны, отсутствие скромности, а с другой — услаждение самим собой. Эгоистическая природа многословия ничуть не уменьшается от того, что это многословие иногда на серьезную тему; гордый человек может толковать о смирении и молчании, прославлять пост, дебатировать вопрос: что выше — добрые дела или молитва.

Уверенность в себе быстро переходит в страсть командования; он посягает на чужую волю (не вынося ни малейшего посягания на свою), распоряжается чужим вниманием, временем, силами, становится нагл и нахален. Свое дело — важно, чужое — пустяки. Он берется за все, во все вмешивается.

На этой стадии настроение гордого портится. В своей агрессивности он, естественно, встречает противодействие и отпор; является раздражительность, упрямство, сварливость; он убежден, что никто его не понимает, даже его духовник; столкновения с миром обостряются, и гордец окончательно делает выбор: «я» против людей, (но еще не против Бога).

Душа становится темной и холодной, в ней поселяется надменность, презрение, злоба, ненависть. Помрачается ум, различение добра и зла делается путанным, т.к. оно заменяется различением «моего» и «не моего». Он выходит из всякого повиновения, не выносим во всяком обществе; его цель — вести свою линию, посрамить, поразить других; он жадно ищет известности, хотя бы скандальной, мстя этим миру за непризнание. Если он монах, то бросает монастырь, где ему все невыносимо, и ищет собственных путей. Иногда эта сила самоутверждения направлена на материальное стяжание, карьеру, общественную и политическую деятельность, иногда, если есть талант — на творчество, и тут гордец может иметь, благодаря своему напору, некоторые победы. На этой же почве создаются расколы и ереси.

Наконец, на последней ступеньке, человек разрывает и с Богом. Если раньше он делал грех из озорства и бунта, то теперь разрешает себе все: грех его не мучит, он делается его привычкой; если в этой стадии ему может быть легко, то ему легко с диаволом и на темных путях. Состояние души мрачное, беспросветное, одиночество полное, но вместе с тем искреннее убеждение в правоте своего пути и чувство полной безопасности, в то время, как черные крылья мчат его к гибели.

Собственно говоря, такое состояние мало чем отличается от помешательства.

Гордый в этой стадии пребывает в состоянии полной изоляции. Посмотреть, как он беседует, спорит: он или вовсе не слышит того, что ему говорят, или слышит только то, что совпадает с его взглядами; если же ему говорят что-либо несогласное с его мнениями, он злится, как от личной обиды, издевается и яростно отрицает. В окружающих он видит только те свойства, которые он сам им навязал, т.ч. даже в своих похвалах он остается гордым, в себе замкнутым, непроницаемым для объективного.

Характерно, что наиболее распространенные формы душевной болезни — мания величия и мания преследования — прямо вытекают из «повышенного самоощущения» и совершенно немыслимы для смиренных, простых, забывающих себя людей. Ведь и психиатры считают, что к душевной болезни (паранойя) ведут, главным образом, преувеличенное чувство собственной личности, враждебное отношение к людям, потеря нормальной способности приспособления, извращенность суждений. Классический параноик никогда не критикует себя, он всегда прав в своих глазах и остро недоволен окружающими людьми и условиями своей жизни.

Вот где выясняется глубина определения преп. Иоанна Лествичника: «Гордость есть крайнее души убожество».

Гордый терпит поражение на всех фронтах:

Психологически — тоска, мрак, бесплодие.

Морально — одиночество, иссякание любви, злоба.

Физиологически и патологически — нервная и душевная болезнь.

С богословской точки зрения — смерть души, предваряющая смерть телесную, геена еще при жизни.

В заключение естественно поставить вопрос: как бороться с болезнью, что противопоставить гибели, угрожающей идущим по этому пути? Ответ вытекает из сущности вопроса: во-первых — смирение; затем — послушание, по ступенькам — любимым людям, близким, законам мира, объективной правде, красоте, всему доброму в нас и вне нас, послушание Закону Божию, наконец — послушание Церкви, ее уставам, ее заповедям, ее таинственным воздействиям. А для этого — то, что стоит в начале христианского пути: «Кто хочет идти за Мною, пусть отвержется себя».

Отвержется… и отвергается каждый день; пусть каждый день берет человек свой крест — крест терпения обид, поставления себя на последнее место, перенесения огорчений и болезней, молчаливого принятия поношения, полного безоговорочного послушания — немедленного, добровольного, радостного, бесстрашного, постоянного.

И тогда ему откроется путь в царство покоя и глубочайшего смиренномудрия, которое истребляет все страсти.

Богу нашему, Который гордым противится, а смиренным дает благодать, — слава.

Человек - эмоциональная личность, с устоявшимися жизненными правилами. Он обладает большим энергетическим запасом, с помощью чувств проявляет свое отношение к окружающему миру, но каким потенциалом заряжены мысли человека и какие эмоции он излучает в процессе общения с людьми, зависит от него самого. Что такое гордыня и почему она названа для человека – попробуем сформулировать.

Гордыня - что это такое?

Гордыня – чувство превосходства собственной персоны перед остальными. Это неадекватная оценка личной значимости. Она часто приводит к совершению глупых ошибок, от которых страдают другие. Гордыня проявляется в высокомерном неуважении к другим людям и их жизни, проблемам. Люди, обладающие чувством гордыни - хвастаются своими жизненными достижениями. Определяют собственный успех личными стремлениями и усилиями, не замечая помощь Бога в очевидных жизненных обстоятельствах, не признают фактов поддержки других людей.

На латыни термин гордыня звучит «superbia». Гордыня - смертный грех по той причине, что все качества, заложенные в человеке от Творца. Видеть в себе источник всех жизненных достижений и считать что все окружающее - плоды собственных трудов, совсем неправильно. Критика в адрес окружающих и обсуждение их несостоятельности, насмешка над неудачами – тешит самолюбие людей с гордыней.

Признаки гордыни

Разговоры таких людей основаны на «Я» или «МОЁ». Проявление гордыни - мир в глазах горделивого, который делится на две неравных половины – «Он» и все остальные. Причем «все остальные» по сравнению с ним – пустое место, недостойное внимания. Если вспоминать о «всех остальных», то только для сравнения, в выгодном для гордыни свете – глупые, неблагодарные, неправые, слабые и так далее.

Гордыня в психологии

Гордыня может стать признаком неправильного воспитания. В детстве родители способны внушить своему чаду, что он лучше всех. Хвалить и поддерживать ребенка нужно – но по конкретным, не выдуманным поводам, а награждать ложной похвалой – формировать гордыню, личность с завышенной самооценкой. Такие люди не умеют анализировать свои недостатки. В детстве они не слышали критики и не способны её воспринимать в зрелом возрасте.

Часто гордыня разрушает отношения – общаться с горделивым неприятно. Изначально ощущать себя на порядок ниже, выслушивать надменные монологи, не желание идти на компромиссные решения, нравится не многим. Таланты и способности другого человека, пораженный гордыней, не признаёт. Если таковые будут открыто замечены в обществе или компании, то горделивый их публично будет опровергать и всячески отрицать.

Что такое гордыня в православии?

В православии гордыня считается главным грехом, она становится источником других душевных пороков: тщеславия, жадности, обидчивости. Основа, на которой построено спасение человеческой души – Господь, превыше всего. Потом надо возлюбить ближнего, иногда, пожертвовав собственными интересами. Но духовная гордыня не признает долгов перед другими, ей чуждо чувство сострадания. Добродетелью, искореняющей гордыню, является – смирение. Оно проявляется в терпении, благоразумии, послушании.


Чем отличается гордость от гордыни?

Гордость и гордыня – имеют разный смысл и проявляются в характере человека по разным признакам. Гордость – это чувство радости по конкретным обоснованным причинам. Она не преуменьшает и не унижает интересы других людей. Гордость – граница, она обозначает жизненные ценности, отображает внутренний мир, позволяет человеку с искренним чувством радоваться за достижения других людей. Гордыня делает человека рабом собственных принципов:

  • заставляет строить отношения по принципу неравенства;
  • не прощает ошибки;
  • имеет злопамятность;
  • не признает людские таланты;
  • склонна к самоутверждению на чужих трудах;
  • не позволяет человеку учиться на собственных ошибках.

Причины гордыни

Современное общество формирует мнение, что женщина может обходиться без мужчины. Женская гордыня не признает семейный союз – замужество, в котором мужчина глава и его мнение должно быть основным. Женщина в таких отношениях не признает правоту мужчины, явно выдвигает свою самостоятельность как аргумент, и стремится подчинить его волю. Ей важно быть в отношениях победительницей с непоколебимыми принципами. Пожертвовать собственными амбициями на благо семьи, для горделивой женщины недопустимо.

Чрезмерный контроль, пиление и женское раздражение по мелочному поводу – отравляют жизнь обоим. Все скандалы завершаются лишь после того как мужчина признает свою вину и женское Эго победит. Если мужчину принуждают, по любому мелочному поводу восхвалять превосходство супруги, он чувствует унижение. Его любовь угасает – возникает накал страстей, и он уходит из семьи.


К чему приводит гордыня?

Гордыню называют комплексом неполноценности. Нездоровое чувство превосходства над другими не позволяет человеку признать свои недостатки, побуждает доказывать всеми способами свою правоту – врать, хвастаться, выдумывать и лукавить. У тщеславных и горделивых развито чувство жестокости, злости, ненависти, обидчивости, презрения, зависти и отчаяния - что свойственно слабым по духу людям. Плоды гордыни – , порождающие агрессивное поведение к другим.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!