Образовательный портал - Varnavinschool

Мариинское училище (Усадьба Дурасовых). Мариинское женское училище

К середине XIX в. в России насчитывалось четыре духовных академии, 57 семинарий, 184 духовных училища, 13 женских духовных училищ (под покровительством Ее Императорского Величества.), 14 епархиальных училищ. Выпускницы духовных училищ имели право работать в семье в качестве домашней воспитательницы и наставницы. Анализируя содержание подготовки отечественных кадров домашних педагогов, приведем в качестве примера опыт организации учебных занятий в женских учебных заведениях ведомства императрицы Марии.

По указу нового императора Павла I (1796-1801) его жена императрица Мария Федоровна возглавила воспитательные и благотворительные учреждения, в том числе и Воспитательное общество благородных девиц. Однако уже через год последовательница Екатерины II изменяет правила приема, запретив обучение девочек 5-6 лет. Сократив, таким образом, двенадцатилетний срок обучения в «Смольном» на 3 года, Мария Федоровна утверждает прием на дворянское и мещанское отделение с 9-10 лет.

Новая покровительница воспитательных учреждений не одобряет закрытый тип воспитания смолянок и сословность обучения. И тем не менее императрица позволила себе лишь смягчить отдельные положения Устава, продолжив в целом традиции Смольного. Во время путешествия по Европе с цесаревичем" Павлом Мария Федоровна убеждается в том, что в России необходимо создать такие женские воспитательно-образовательные учреждения, которые соответствовали бы русским национальным традициям и потребностям. В 1797 г. императрица Мария Федоровна, реализуя свои взгляды на правильное женское воспитание, открывает на собственные средства воспитательное учреждение для сирот и бедных девушек. Женское училище ведомства императрицы Марии, впоследствии «Мариинское», в значительной степени отличалось от уже имеющихся в России женских учебных заведений. Будучи сторонницей первоначального семейного воспитания, императрица не освобождала родителей от обязанностей воспитания своих собственных дочерей, увеличив возраст поступавших и таким образом сократив срок обучения. Возраст принимаемых в училище воспитанниц не превышал 10-12 лет (в некоторых случаях он снижался до 8 лет).

При наборе 40 кандидаток подразделялись на 3 разряда. Первый разряд составляли круглые сироты - они могли поступать в институт без баллотировки. Ко второму разряду относились кандидатки-полусироты, к третьему -девочки, имевшие родителей. Кроме вышеперечисленных сорока претенденток на обучение в Смольный набиралось еще 10 пансионерок по личному усмотрению императрицы, которая вносила за них плату отдельно. В дальнейшем к 560 руб. ассигнаций на каждую воспитанницу государыня прибавляла еще по 250 руб. из собственных средств. В итоге сумма по тем временам получалась значительная, что позволяло училищу содержать достаточный штат прислуги. Чтобы избежать казарменности, обезличивания, план приема воспитанниц был значительно сокращен.

Обучение девушек осуществлялось не по сословности, а по способностям и прилежанию. Государыня обычно заботилась о трудоустройстве воспитанниц после завершения обучения. Особым преимуществом пользовались сироты и девушки, оставшиеся без приюта. Решением императрицы они обеспечивались одеждой, денежным пособием, а выходившим замуж дополнительно жаловалось по 100 руб. ассигнаций. Выпускницы, не имевшие родителей и других родственников, могли подолгу жить при институте, ожидая подходящего места службы. В отдельных случаях Мария Федоровна самолично подыскивала им место домашней учительницы или гувернантки, принимая во внимание прежде всего благонадежность нанимателей. Выпускницы, прошедшие полный курс обучения в Мариинском институте, находили себе место, как правило, без затруднений -потребность в русских гувернантках была велика. Их охотно приглашали в дворянские семьи, нанимали давать частные уроки, назначали на должность классных дам в женских учебных заведениях. Одну из выпускниц - Прасковью Кругликову - государыня определила воспитательницей своей дочери княжны Анны Павловны.

В первые 14 лет своего существования Мариинский институт считал своей задачей сделать из воспитанниц честных и добродетельных жен, хороших и сведущих хозяек. В 1811 г. помощник и приверженец идей императрицы Г.И.Вилламов издает новый Устав Мариинского института, где четко оговаривались основные направления педагогической и воспитательной деятельности учреждения, порядок приема и выпуска воспитанниц, содержание образовательной работы. В отличие от первого Устава Мариинского института, Устав Вилламова точно определял его практические и нравственные цели. Задачи воспитания нравственных добродетелей были едиными для всех воспитанниц, практические же цели различны и определялись призванием и способностями пансионерок: одних готовили к семейной жизни (обучали рукоделию, умению вести хозяйство и т.п.), других - к выполнению функций домашних учительниц и воспитательниц. Под формированием нравственных добродетелей пансионерок Мариинского института подразумевалось воспитание черт характера, подобающих доброй матери и наставнице: честности, опрятности, учтивости,воспитанности.

Что касается режима жизни воспитательного учреждения, то он был составлен лично императрицей Марией Федоровной и остался почти без изменений со дня открытия. Поднимаясь утром в 6 часов, воспитанницы после гигиенических процедур посвящали какое-то время утренней молитве. Затем, после легкого завтрака, с 7 до 9 часов (а позже с 9 до 12 часов) - они обучались наукам и еще час дополнительно - рукоделию. После обеда, состоящего из двух блюд, час-полтора отводились на отдых. С 14 часов занятия науками и рукоделием возобновлялись и продолжались до 19 часов. До ужина, который подавался через час, девушки могли отдохнуть и заняться играми. После ужина до 22 часов разрешались свободные занятия.

Наиболее способных воспитанниц готовили к педагогической деятельности, поэтому особое внимание уделялось их умственному образованию и обучению языкам. Императрица Мария Федоровна стремилась расширить кругозор своих воспитанниц. Поэтому в учебный план своего института она ввела изучение ботаники и зоологии, физические опыты для разъяснения законов природы и суеверий, сама составила список литературы для дополнительного чтения.

Центральной частью комплекса является реконструируемое Мариинское училище - памятник архитектуры.

История участка начинается в XVIII в., когда частью его владел Сергей Авраамович Лопухин, сын «думного дворянина» Авраама Никитича Лопухина и двоюродный брат царицы Евдокии, первой жены Петра I. В 1711 г. владение переходит к его дочери Мавре, по мужу – графине Шереметевой, и остаётся в этом роду до 1750-х гг., до объединения участков. В непосредственной связи с Петром был и владелец другой части владения, Тимофей Надаржинский, духовник царя. Согласно исследованиям, о богатствах белого духовенства в России не слышали до начала XVIII в., а первым священником, чьё состояние воистину поражало воображение, был как раз Надаржинский.

Объединённый участок в 1750-х гг. приобретает Василий Михайлович Еропкин, президент Ревизион-коллегии, он и строит дом, находящийся в основе существующего ныне здания. Почти полвека спустя домом владел отец Екатерининского фаворита Платона Зубова, обер-прокурор Сената, запомнившийся современникам своим взяточничеством.

Акварель Д. Индейцева, написанная в 1850-м году изображает этот дом самым роскошным в ряду других зданий Софийской набережной. Таким он стал, вероятно, при своих последних частных владельцах Дурасовых. Трёхэтажное здание украшено коринфским портиком, по сторонам которого стоят скульптуры. По этому штриху, повторяющемуся и в архитектуре Пашкова дома, можно предположить, что автором проекта был сосед Дурасова, архитектор Баженов.

Когда в 1860-м году Дамское попечительство о бедных начало подыскивать новое место для устроительства училища, лучшего дома и найти было нельзя. Мариинское училище, названное так в честь рано умершей дочери одной из попечительниц, открывает новую страницу истории дома.

В здании Мариинского училища, специально перестроенного для этого в 1870-х гг., девочки из бедных семей получали образование и профессию гувернантки и домашней учительницы – однако преподаватели здесь были несомненно высокого уровня: профессора Московского университета и – по музыкальной части – основатель консерватории Николай Григорьевич Рубинштейн. Семь лет преподаванию (1894–1901 гг.) в Мариинском училище посвятил Сергей Васильевич Рахманинов. По воспоминаниям учениц, он держался замкнуто и строго на уроках – однако с большим удовольствием аккомпанировал хору училища, а в качестве подарка мог устроить фортепианный концерт. Специально для хора Мариинского училища Рахманинов написал шесть песен на слова Некрасова, Лермонтова и других поэтов. Метафизические связи с музыкальностью места подчёркивает и тот факт, что в домовой церкви училища венчался брат Чайковского. Значит, и Пётр Ильич тоже не мог не посещать этого дома!

После революции здание прославилось больше в литературе и мемуарах, чем в музыке. Дом был передан 19-й школе им. Белинского (сейчас она находится в здании советской постройки в 3-м Кадашевском пер. ), где учились дети из знаменитого Дома на набережной. Здесь прошли первые годы школьной жизни Юрия Трифонова, прекрасно описавшего школу и её учеников в романе «Дом на набережной». После войны в школе учился музыкант Андрей Макаревич, которому, в отличие от Трифонова, повезло её окончить, а в старших классах ещё и повоевать с директором из-за длинных волос и одежды «под битника».

В 1970-х гг. в здание переезжает «Моспроект-2», сотрудниками которой были известные реставраторы и историки Е.В. Трубецкая, А.А. Клименко, спасшие немало зданий от сноса.

В 2008 году дом Мариинского училища удалось отстоять: здание было приговорено к сносу. Сейчас на территорию вокруг дома претендует крупный гостиничный холдинг, планирующий перестройку дома 8 и новое строительство на месте домов 10 и 12.

Выявленный объект культурного наследия.

Софийская набережная, 8 - по этому адресу в Москве расположен дом с интереснейшей и богатой историей. Он находится в самом центре столицы на набережной Москвы-реки в районе Якиманки.

Сначала это была дворянская усадьба, затем учебное заведение, в котором преподавали Рахманинов и Рубинштейн. Сегодня же здание попало под угрозу уничтожения. Но обо все по порядку.

В начале 18-го века эта местность была разделена на несколько участков. Одна из частей принадлежала боярину Сергею Авраамовичу Лопухину. Его двоюродная сестра была женой Петра I (царица Евдокия), а отец - думным дворянином, знаменитым защитником Могилева от литовцев в середине 17-го века.

После смерти боярина, в 1711 году, хозяйкой в нем стала его дочь - графиня Мавра Шереметева. Другая часть владений принадлежала духовнику Петра I и Екатерины I - Тимофею Надаржинскому.

В 1750-х оба участка приобрел президент Ревизион-коллегии Василий Еропкин. Он и построил дом, который сегодня составляет основу современного здания. На рубеже веков в нем поселился Александр Зубов - обер-прокурор, прославившийся взяточничеством и служебными проступками. Скандалы, связанные с его работой, удавалось улаживать только влиятельным сыновьям, один из которых был фаворитом Екатерины II.

Следующими хозяевами стали дворяне Дурасовы, как раз сильно разбогатевшие в конце 18-го века.

Частным здание перестало быть в 1860 году, когда сюда из Штатного переулка переехало Московское Мариинское училище для девочек, основанное Дамским попечительством о бедных.

В нем готовили гувернанток и домашних учительниц. Патронессой училища была жена Александра III, вдовствующая императрица Мария Федоровна. Во многом благодаря этому факту, воспитанницы получали поистине отменное образование.

В то время к зданию по Софийской набережной, 8 сделали пристройку. На первом этаже организовали училищную больницу, второй и третий отвели под домовую церковь. Многие воспитанницы жили прямо в училище, в нем была оборудована хорошая кухня, собственная купальня.

После Октябрьской революции в этом доме была открыта средняя школа №19 имени Белинского, в которой обучались уже и мальчики, и девочки. Школа подробно описана в романе Юрия Трифонова « »: в ней учились многие жильцы знаменитого Дома, да и сам автор.

Вообще, в 20 веке через школу прошло много известных учеников. В 1968 году в этих стенах возникла группа «The Kids», исполнявшая песни на английском языке. На гитаре в ней играл 15-летний Андрей Макаревич. Через год на сцене уже зазвучал коллектив «Time Machines», из которого и родилась легендарная российская рок-группа «Машина времени».

В 70-х годах школа переехала в , а в здании расположилось государственное унитарное предприятие «Моспроект-2» имени М. Посохина, занимавшееся проектированием уникальных архитектурных сооружений.

Впоследствии ГУП переехал на , а дом в конце 90-х оказался под угрозой сноса: правительство Москвы выпустило соответствующее постановление, из-за которого под разрушение попали около 20 зданий к западу и югу от английского посольства.

/ Софийская набережная , 8-10 /

В глубине участка №8 по Софийской набережной находится протяженное трехэтажное здание, уже давно заброшенное. На этом месте в XVIII веке было несколько участков. Один из них находился во владении Сергея Авраамовича Лопухина, двоюродного брата царицы Евдокии Федоровны, первой супруги Петра I. Лопухин скончался в 1711 года, а его дочь Мавра получила этот участок в приданное при выходе замуж за Федора Владимировича Шереметьева и потом передала его сыну Владимиру. Вторым участком владел духовник Петра I Тимофей Васильевич Надаржинский. Он был первым богачом из своего сословия, родом малоросс, духовник императора. Государь не забывал его своими подарками, к тому же пожаловал ему 4000 душ в Ахтырском уезде. От Надаржинского участок попал к гофмаршалу Дмитрию Шепелеву, а уже объединенное владение перешло к Василию Михайловичу Еропкину, президенту Ревизион-коллегии. Он в 1750-х годах предположительно и построил существующий дом, подвергшийся с тех времен многочисленным переделкам.
Вся усадьба примерно с 1776 и до 1800 года принадлежала Александру Николаевичу Зубову, у которого было несколько сыновей, и самый известный из них Платон, последний фаворит Екатерины II. На него, его братьев и отца посыпались милости любвеобильной императрицы. А.Н. Зубов был сделан графом и обер-прокурором Сената, прославился взяточничеством: говорили, что он «своим надменным и мздоимным поведением уже всем становится несносен», однако все ему сходило с рук. В 1795 году он скончался, и усадьба перешла к генерал-майору Андрею Зиновьевичу Дурасову, в роду которого находилась до 1842 года.
Такое строение оказалось очень удобным для Мариинского училища, основанного в 1851 Дамским попечительством о бедных. Дамским оно называлось потому, что было открыто дамами из высшего московского общества, которое поставили своей главной задачей воспитание и обучение детей на средства, которые, как было объявлено в уставе, «заключались в уповании на помощь Божию и известную благотворительность московских жителей всех сословий». Училище получило название по имени рано умершей дочери одной из основательниц.
Поначалу училище помещалось в Хамовнической части, потом на Штатном переулке и, наконец, на Софийской набережной, где в 1860 году приобрели этот дом и с ним большой участок. Дом приспособили для учебных целей и вскоре же с левой стороны сделали пристройку для домовой церкви (архитектор И.П. Миронов). На первом этаже пристройки помещалась училищная больница, а на втором и третьем этажах церковь, освященная 28 апреля 1863 года во имя Введения Пресвятой Богородицы во храм. Старостой ее был владелец дома №14 на Софийской набережной сахарозаводчик П.И.Харитоненко. По воспоминаниям, в этой церкви венчался брат композитора Анатолий Ильич Чайковский и дочь крупного текстильного магната Прасковья Владимировна Коншина, которой Петр Ильич посвятил Вторую оркестровую сюиту.
Училище было связано тесными узами с Московским университетом. Экзамены на звание домашней учительницы проводились в университете, профессора его преподавали в училище, а такие крупные ученые, как филолог Ф.И. Буслаев, физик Н.А. Любимов, историк Н.А. Попов, были инспекторами классов, то есть заведующими учебной частью. Вообще же состав преподавателей был как на подбор и особым вниманием пользовалось обучение музыке. Так, руководил обучением знаменитый пианист, любимец Москвы, основатель консерватории Н.Г. Рубинштейн, которого позднее заменил профессор консерватории, пианист А.И. Зилоти, инспектором был также профессор консерватории, автор лучшего учебника теории музыки, друг Чайковского, Н.Д. Кашкин. Учителями музыки служили такие известные музыканты, как пианист и композитор А.И. Дюбюк (в 1861-1864 гг) и С.В. Рахманинов (в 1894-1901 гг). Известно шесть песен Рахманинова для женского хора и фортепиано, написанные им в 1895-1896 гг. для Марииноского училища на слова Н.Некрасова, К. Романова, М. Лермонтова и др.
Позади здания училища разбили красивый сад, поставили беседку, на Москве-реке напротив училища для воспитанниц сделали собственную купальню. Многие из них и жили в училище, где была хорошо оборудованная кухня, в которой они проходили практику.
С приходом советской власти училище разогнали, но устроили в этом здании общеобразовательную школу (19-я школа им. Белинского), где учились дети тех, кто жил в «Доме на Набережной». Школа была известна прекрасным подбором учителей, о которых с благодарностью вспоминали их ученики.
В 1970-е года тут находилась проектная организация «Моспроект-2», в которой работали известные знатоки истории московской архитектуры и реставраторы Либсон, Мехова, Домшлак Трубецкая, Клименко и др. Здание удалось спасти от сноса, к которому оно было приговорено в ноябре 2008 года, но будущая его судьба до сих пор еще неясна.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!