Образовательный портал - Varnavinschool

Фонематическое восприятие игры и упражнения. Дидактические игры на развитие фонематических представлений и слоговой структуры

Уважаемые коллеги! Искажения слогового состава признаны ведущими и стойкими проявлениями у детей с дизартрией и моторной алалией и относятся к наиболее трудным по преодолению симптомам данных речевых нарушений.

При работе по формированию слоговой структуры слова я использую в качестве основных условий опору на слуховую, зрительную и кинестетическую функции. Такой подход существенно облегчает дошкольникам с общим недоразвитием речи ориентировку в структурном составе слова.

Предлагаю методические разработки дидактических игр, направленных на развитие фонематических представлений и слоговой структуры у дошкольников с нарушениями речи. В игре ребёнок с нарушениями речи обучается и преодолевает трудности значительно легче, не замечая того, что его учат.

Методические разработки дидактических игр

Дидактическая игра – доступный, эффективный метод, так как игра – основной вид деятельности дошкольников. В игре ребёнок с нарушениями речи обучается и преодолевает трудности значительно легче, не замечая того, что его учат.

Теоретическое обоснование проблемы.

Актуальность : Искажения слогового состава признаны ведущими и стойкими проявлениями у детей с дизартрией и моторной алалией и относятся к наиболее трудным по преодолению симптомам данных речевых нарушений. Задерживающее влияние слоговых искажений на процесс овладения речью мешает нормальному развитию устной речи, а также, несомненно, препятствует звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

По некоторым определениям слог — это отрезок речи, заключенный между двумя минимальными растворами, характеризующийся увеличением звучности (громкости) и являющийся естественной единицей сегментации речевого потока.

Вершиной слога считается гласный, являющийся слогообразующим элементом.

А. К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности.

Слоговая структура слова характеризуется четырьмя параметрами:

  1. Ударностью,
  2. Количеством слогов,
  3. Линейной последовательностью слогов
  4. Моделью самого слога.

Как известно, слова состоят из нескольких слогов, имея своим центром ударный слог, характеризуемый наибольшей силой и четкостью произношения, к нему примыкают безударные слоги, обладающие меньшей силой.

При работе по формированию слоговой структуры слова важно использовать в качестве основных условий опору на слуховую, зрительную и кинестетическую функции. Поэтому рационально применять в качестве обучающих средств слуховые, зрительные и жестовые символы гласных звуков, особенно на начальном этапе работы по формированию слоговой структуры слова. Такой подход существенно облегчает дошкольникам с общим недоразвитием речи ориентировку в структурном составе слова.

Цель представленных дидактических игр:

Развитие фонематического анализа, синтеза, развитие слоговой структуры у детей с нарушениями речи.

Задачи:

  • Учить выделять ударный гласный звук в слове;
  • Развивать умение определять линейную последовательность слогов в слове и их количество путем использования «слоговых линеек»;
  • Развивать умение подсчитывать количество слогов в словах и сравнивать слова по количеству слогов.
  • Развивать чувство ритма у детей с нарушениями речи;
  • Развивать у детей фразовую речь.

Педагогические принципы:

  • Коррекционной направленности (предполагает индивидуально-дифференцированный подход к ребёнку и включение в работу всех его анализаторов.)
  • Систематичности и последовательности (предполагает переход от простых игр к более сложным).
  • Наглядности.
  • Деятельностный принцип предполагает создание в игре оптимальных условий для развития фонематических процессов и слоговой структуры.

Структура дидактической игры:

  1. Вводная часть (организационный момент – целевая установка, организация рабочего пространства).
  2. Основная часть или практическая (создание интереса, игровые действия)
  3. Заключительная часть (подведение итогов, оценка деятельности детей).

Формы реализации дидактических игр.

На начальном, так называемом, пусковом этапе, предлагается для односложных слов. Когда достаточно успешно ребенок научается вычленять гласный звук в односложном слове, необходимо приступить к следующему этапу – вычленению ударного гласного звука в двухсложном и трехсложном слове. Для наиболее яркого восприятия, символ ударного звука обозначается кружочком большего размера, чем остальные символы гласных звуков в слове. Задача этого этапа – воспроизведение ритмических долей.

Дидактические игры рассчитаны на детей с нарушениями речи слуха 4-7 лет. Проводятся на занятиях по развитию звукопроизношения, развитию речи, как целое занятие по дидактической игре, могут использоваться для фронтального и индивидуального обучения. Длительность игр зависит от структуры занятий и с учётом требований программы.

«Фонетическое лото» — представляет набор карточек с изображением символов гласных звуков и предметных картинок. Карточки могут быть как с одним символом гласного звука, так и с несколькими символами гласных звуков, разными по размеру — большой символ обозначает ударный гласный звук.

Ведущий показывает предметную картинку и четко называет слово. Игроки должны определить, кому из них нужна данная картинка. Побеждает тот, кто быстрее закрыл картинками свою карточку.

— полоски с нанесенными делениями («окошечками»). Ребенок «шагает» пальчиками по делениям (помним о линейной последовательности слогов в слове), согласовывая открывание рта при произнесении гласных звуков в слогах данного слова. Таким образом используем опору на слуховую, зрительную и кинестетическую функции. В момент, когда ребенок заканчивает проговаривать слово, пальчики останавливаются. Легко подсчитать количество «пройденных» делений — окошечек.

— ребенок четко называет предметные картинки и сравнивает их по количеству слогов, используя математические знаки «больше», «меньше», «равно».

Дети подготовительного возраста могут посчитать разницу и использовать цифровые обозначения для количества слогов.

Диваева Ирина Владимировна,
учитель-логопед ГБДОУ № 112,
г. Санкт-Петербург

Дидактические игры и упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия, предложенные Р.И. Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, Чевелевой Н.А, Фомичевой Н., Казанской В.Л.

Речевой и наглядный материал для данных упражнений должен подбираться с учетом речевого опыта, а также индивидуальных фонетико-фонематических особенностей и возможностей каждого ребенка.

1. Угадай, что звучит.

Наглядный материал: барабан, молоточек, колокольчик, ширма.

Логопед показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, молоточек, называет их и просит повторить. Затем педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит по столу молоточком; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?” - спрашивает он детей. Дети отвечают, и логопед снова звенит колокольчиком, стучит молоточком и т.д. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

2. Где позвонили?

Цель, Определение направления звука. Оборудование. Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т.п.).

Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе есть какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог говорит: "Пора" - и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

3. «Где хлопнули?»

Дети садятся в разных местах комнаты, выбирается водящий. Ему закрывают глаза. Один из детей по знаку логопеда хлопает в ладоши. Водящий должен определить, кто хлопал.

4. Улиточка

Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

Высунь-ка рога,

дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

5.Улавливай шепот

Цель. Развивать остроту слуха.

Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются па две равные группы и строятся В одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды ("Руки вверх, в стороны, кругом" и другие, более сложные). Постепенно отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимыми усложняет упражнения.

Вариант 2, Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка.

6. Найди картинку

Развитие восприятия звукокомплексов

Логопед раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка, собака, петух, волк и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением. Игра может проводиться в двух вариантах: а) с опорой на зрительное восприятие артикуляции, б) без опоры на зрительное восприятие (губы логопеда закрываются).

7. Игра «путаница»

Ребенок слушает рифмовку и исправляет смысловые несоответствия, а также порядок называния предметов с опорой на картинки.

1. а) Ежик ползал на поляне,

Пудель лаял на диване,

Ну а ялик это время мирно плавал в океане.

б) Ялик ползал по поляне,

Ежик лаял на диване,

Ну а пудель в это время мирно плавал в океане.

в) Ялик лаял на диване,

Пудель ползал на поляне,

Ну а ежик в это время мирно плавал в океане.

2. а) Воробей сидел на ветке,

Старичок дремал в беседке,

Далматин же в это время громко лаял у соседки.

б Воробей дремал в беседке,

Далматин сидел на ветке.

Старичок же в это время громко лаял у соседки.

в Далматин дремал в беседке,

Старичок сидел на ветке.

Воробей же в это время громко лаял у соседки.

8. Выдели слово

Цель: выделение заданного звука из слова

Логопед произносит слова и предлагает детям хлопать в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук з (песня комарика) и звук с (песня водички). Ответы могут быть групповыми и индивидуальными.

9. Подбери похожие слова

Цель: развитие восприятия слов различающихся одним звуком.

Педагог произносит слова, близкие по звучанию: кошка- ложка, ушки- пушки. Затем он произносит слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию. И следит за тем, чтобы дети правильно подбирали слова, а если произносили их то внятно, чисто, громко.

10. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А - Э - У -Ы - Э - А - У - О - А - Э - Ы-Э

11. Игра «Разноцветные мячики» Красный - гласный. Синий - нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный - если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

12. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова - это начальный звук. Например: весна - автобус - слон - нос - сова...

13. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов - сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения .

Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: - Как тебя зовут? - Ира (Иван). - А фамилия? - Иванова. - Откуда ты приехала? - Из Иркутска. - Что там растет? - Инжир. - Какие птицы там водятся? - Иволги. - Какой подарок ты повезешь родным? - Ириски и игрушки.

14. Игра «Слог да слог - и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Логопед говорит детям: - Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са - хар, са - ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок

15. Игра «Мяч поймай - слово составляй» Мы поймали три мяча - Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М - А - К Д - О - М К - О - Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают его.

16. Игра «Встречу слово на дороге - разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

17. Кто лучше слушает?

Цель: развитие умения определять наличие заданного звука в слове.

Вариант 1.

Логопед вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “ Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш. Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж. Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком ш, 5 – со звуком ж, 5 – где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Вариант 2.

Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому – со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.

То же можно проделывать и с другими парами звуков.

18. Какой звук есть во всех словах?

Цель: развитие умения выделять общий звук в словах.

Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь- и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

19. Назови первый звук в слове

Цель: развитие умения определять первый звук в слове.

Педагог показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик ).

20. Назови последний звук в слове

Цель: развитие умения дифференцировать твердые и мягкие звуки

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)

Логопед показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

21. Узнай звук

Цель: Узнавание заданного звука в словах.

Педагог называет слова или показывает картинки, а дети узнают слова со звуками р и рь, поднимают руки или хлопают, а затем хором проговаривают эти слова.

1. Шутки-чистоговорки:

Ря – ря – ря – синие моря; рю – рю – рю – репу я варю;арь- арь- арь- новый букварь; ри – ри – ри – горят фонари; ре – ре – ре – санки на горе; орь – орь – орь – у Андрюши корь; ра – ра – ра – высокая гора; ро – ро – ро – новое перо; ру – ру – ру – коза грызет кору; ры –ры – ры – летят комары; ор – ор – ор – у Ромы топор и т.д.

2. Скороговорки:

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор. Проворонила ворона вороненка. Привез Пров Егору во двор дров гору. На горе, на горке горько ревет Егорка.

22. Путаница

Цель: развитие дифференциации слов различающихся одним звуком.

Ребенок внимательно слушает рифмовки и заменяет одно слово другим подходящим по смыслу.

Два танкиста едут в.. банке

Деньги сохранились в.. танке

Жаркий наступил.. пенек

Села Маша на.. денек

У Тани голубые.. лапки.

Когтистые у кошки..тапки .

Заверну железный.. бинт

И куплю в аптеке.. винт.

От конфет остались.. бантики .

Завяжу на платье.. фантики .

Положу рядом с печкой..колено

И помажу зеленкой.. полено .

Я посуду мою в.. койке .

Вечером читаю в.. мойке .

Идут солдаты в прочных.. масках .

А все на карнавале в.. касках

Но тут раздался громкий.. волос .

Дина Фомина
Картотека игр для развития процессов фонематического восприятия, анализа, представлений

Картотека игр для развития процессов фонематического восприятия, анализа, представлений

Игры - задания по развитию фонематического восприятия

Игра "Найди картинку"

Ход проведения: перед ребенком выкладывают картинки, названия которых близко по звучанию. Логопед называет картинки в произвольном порядке, ребенку предлагается отобрать и расставить картинки в порядке называния.

Инструкция: "Посмотри внимательно на картинки. Я буду называть картинки, а ты находи их и выкладывай в ряд по-очереди".

Лингвистический материал: слова - рак, лак, мак, бак.

Оборудование: предметные картинки с изображенем рака, мака, бака, лака.

Методические рекомендации: картинки можно раскладывать на парте, на доске (магниты, фланелеграф, вставлять в логопедические пособия с кармашками и т. п. Можно усложнить задание назвав сразу несколько картинок, ребенок должен запомнить последовательность и разложить их в правильном порядке.

Игра "Кто больше"

Цель: развить фонематическое восприятие.

Ход проведения: ребенку предлагается рассмотреть сюжетную картинку, найти и назвать как можно больше предметов с заданным звуком.

Инструкция: "Посмотри на картинку и назови все предметы со звуком [с]".

Лингвистический материал: песок, песочница, сарафан, самосвал, автобус, колесо, коляска, бусы, косынка, сумка, насос, пистолет, сабля, солдатик, совок, скамейка, столб, осы, самолет, кусты, соска, носки.

Оборудование: сюжетная картинка с большим количеством предметов, в названии которых есть заданный звук.

Можно предлагать картинку в файле, чтобы ребенок мог зачеркивать маркером уже найденные предметы.

Можно увеличить задание предложив подобную картинку с отсутствием нескольких предметов. Ребенку нужно будет отыскать чего не хватает (развивает зрительное внимание).

Игра "Прожорливая лягушка"

1. развить фонематическое восприятие.

2. формировать фонематическое представление на основе фонематического восприятия.

Оборудование: лягушка из пластиковых бутылок зеленого цвета, белые крышки с приклеенным изображением комара.

Ход проведения:

1. Взрослый произносит слоги, слова, содержащие заданный звук. Ребенок угощает лягушку комариком, если услышит слог или слово со звуком З.

2. Взрослый предлагает ребенку накормить лягушку. Для этого нужно придумать или повторить слог (слово, преложение) с заданным звуком. После чего лягушку можно угостить одним комариком. Игра продолжается до тех пор, пока все комары не будут съедены.

Инструкция:

1. "Накорми лягушку комаром, если услышыш звук [. ] в ряду слов/ слогов".

2. "Придумай слово со звуком [. ] и накорми лягушку комаром".

Игры - задания по развитию процессов фонематического анализа

Игра "Спрятанный звук"

Цель: формировать фонематический анализ, умение определять место звука.

Ход проведения: ребенку предлагается определить где находиться заданный звук в ряду звуков и переместить пуговицу на звуковой лнейке в начало, середину или в конец.

Инструкция: определи где находится звук [a] в раду: и - у - а. Перемести пуговицу в начало, середину или вконец линейки.

Оборудование: звуковая линейка.

Лингвистический материал: звуки [и], [у], [а].

Методические рекомендации: звуковые линейки могут быть разнообразными по оформлению. Например с изображением животных: голова в первой ячейке, туловище во-второй, хвост в третьей. Части тела здесь символизируют начало, середину и конец линейки.

Игра "Перед и после"

Цель: формировать фонематический анализ, умение определять место звука по отношению к другим звукам слова.

Ход проведения: ребенку предлагается определить и назвать какой звук находится после или перед заданным звуком в слове.

Инструкция: "Назови звук, который находится после звука [л] в слове палка. Назови звук, который находтся перед звуком [л] в слове палка "

Игра "Друг за другом"

Цель: формировать фонематический анализ, умение определять последовательность звуков в слове.

Ход проведения: ребенку предлагается последовательно назвать все звуки в заданном слове. Если ребенок знаком с буквами, можно предложить выложить буквы в той же последовательности, в которой произносятся звуки в слове.

Инструкция: "Назови последовательно все звуки в слове. "/ "Выложи буквы в тойже последовательности, в которой я произнесу звуки в слове. "

Оборудование: набор букв.

Игры - задания по развитию процессов фонематического представления

Игра "Где спрятался звук?"

Ход проведения: Дети сидят на полу кружком. В центре на ковре лежат карточки картинками вверх. Логопед предлагает детям по очереди найти картинку в названии которой заданный звук находиться в начале слова, затем в середине и в конце. За каждый правильный ответ можно выдавать жетон.

Инструкция: "По очереди найдите картинку, в которой звук [. ] находится в начале слова".

Оборудование: предметные картинки в названии которых есть заданный звук в начале, в конце и в середине слова.

Игра "Веселые таблицы"

Цель: формировать фонематическое представление на основе фонематического анализа, (определение места звука в слове).

Ход проведения: ребенку предлагается определить где находиться заданный звук в названии предложенной картики и нарисовать под ней соответствущюю схему.

Инструкция: определи где находится звук [. ] в названии картинок. Под картинкой в пустой ячейке нарисуй схему.

Оборудование: таблицы с картинками, в названии которых заданный звук находится в начале, середине и в конце слова.

Игра "Домики"

Цель: формировать фонематическое представление на основе фонематического анализа.

Ход проведения: ребенку предлагается разложить картинки в 3 домика (треугольники из картона с цифрыми 3, 4, 5.) по количеству звуков в названии этих карнинках.

Инструкция: "Разложи картинки в домики. В этот домик посели картинки в названии которых 3 звука, в этом - 4, в этом - 5 звуков"

Оборудование: набор предметных картинок, в названии которых 3, 4 и 5 звуков, треугольники из картона с цифрыми 3, 4, 5.

Игры и задания на развитие фонематического синтеза.

Игра "Что получилось?"

Ход работы: Логопед произносит звуки в ненарушенной последовательности и предлагает ребенку составить из них одно слово.

Инструкция: «Послушай звуки, подумай и составь из них слово».

Лингвистический материал слова: мак, ком, дом, ток, кот, рак, рука, лужа, книга, почта и д. р.

Игра "Звуки поссорились"

Ход работы: Логопед произносит звуки в нарушенной последовательности и предлагает ребенку составить из них одно слово.

Инструкция: «Звуки поссорились, поставь их рядом чтобы получилось слово».

Лингвистический материал слова: дом, сок, лапа, роза, полка, кошка и д. р.

Игра "Путаница"

Цель: формировать фонематический синтез.

Ход работы: Логопед предлагает детям составить слова из слогов, данных в беспорядке.

Инструкция: «Слоги перепутались! Подумай и составь слово из этих слогов».

Лингвистический материал:

Ко-ло-мо – молоко

Ша-ка – каша

Ба-шу – шуба

Ля-ко – Коля и т. д.

Публикации по теме:

Формирование фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях логопункта Основной контингент детей, зачисленных на логопункт, имеет логопедическое заключение: ОНР III ур. Основным признаком, которого, является.

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа 1 слайд. Добрый день, дорогие коллеги. Меня зовут Носова Анастасия Александровна. Тема моего выступления Игры и упражнения для развития.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития фонематического восприятия» Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического.

Речь - является основной формой взаимодействия человека с окружающим миром. Поэтому в дошкольном учреждении ей уделяется основное внимание.

Игры для развития фонематического восприятия

Наиболее эффективными приемами развития фонематического восприятия является игра. Поэтому следует на занятиях использовать следующие виды игр и упражнений.

« Услышишь – хлопни».

Ход игры: взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов), ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

«Кто больше?»

Цели: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры - соревнования: Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы).

«Внимательный слушатель» (или «Где звук?»)

Цели: развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры: взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

«Нужное слово».

Цели: развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры: По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Зоркий глаз».

Цели: Развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры: Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названиях которых есть заданный звук, определить его место в слове.

«Чудесный художник».

Ход игры: нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой и указать место изучаемого звука.

«Запоминайка».

Цели: развивать слуховое внимание, память.

Ход игры: Взрослый проговаривает ряды слов, а дети запоминают и повторяют. Первое задание состоит из 2 слов, далее их количество постепенно увеличивается (3,4, 5 т т.д.), например:

Сад – сани

Сок – шок

Сумка – суп – сапоги

Шапка – сын – шуба

При подборе соответствующего речевого материала в ходе игры можно проводить работу по автоматизации и дифференциации звуков, развитию фонематического восприятия, фонематических представлений.

Цели: развивать слуховое внимание, память, фонематические представления.

Ход игры: после слов ведущего:

Рассыпались бусы… мы их соберем, нанижем на нитку, и слово найдем, – участники игры по цепочке произносят слова – бусинки на определенный звук (без повторов), например:

На звук Р – радуга – ракета - каравай-пар- рука- …..нп звуки

Р – Л – рак - лампа- нора – лук – рыба - мыло…..

« Повтори и прибавь»

Цели: Развивать слуховое внимание, память.

Ход игры: первый играющий произносит слово, второй, повторяя его, добавляет свое и т.д. Каждый участник увеличивает ряд на 1 слово. Игра останавливается и начинается сначала, после того как кто-либо из игроков изменит последовательность слов, например: на звук Ж-

Жук, жаба

Жук, жаба, ужи

Жук, жаба, ужи, ежи и т.д.

«Сложи звуки».

Цели: развивать фонематические представления, внимание, мелкую моторику.

Ход игры: Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги или слова, например: П,А-ПА; Н,О,С-НОС

«Скажи наоборот»

Цели: развивать фонематические восприятие, представления, слуховое внимание, память.

Ход игры: Взрослый проговаривает 2-3 звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.

1 вариант- с гласными звуками А, У-У,А,А,И, О- ….(О,И)У, О,А_А, О,У,Э,Ы,И-…(И,Ы,Э)

2 вариант – с твердыми согласными звуками

3 вариант- с твердыми и мягкими согласными звуками

ПЁ -….(ПО)

ПЕ -….(ПЭ)

Игры и упражнения, развивающие

навыки фонематического восприятия.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Теория и практика педагогической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. При планомерной работе по развитию фонематического слуха и восприятия дошкольники намного лучше воспринимают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный стоит в конце слова? Какой гласный в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает безошибочно ответить на эти вопросы.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа. Но не все дети достаточно четко различают на слух определенные группы звуков, они нередко смешивают их. Это относится в основном к определенным звукам, например не дифференцируют на слух звуки с-ц, с-ш, ш-ж и другие.

Развитие фонематических процессов делится на несколько разделов.

1. Восприятие и различение неречевых звуков.

2. Восприятие и дифференциация звуков речи:

*Упражнения на выявление недостатков звуко-буквенного анализа.

а) Придумать слова или отбирать картинки, название которых начинается на определённый звук, например, на звук «с».

* Сравнение слов (выявление ориентации на форму слова в ситуации, где сравнительная длина слов противоположна сравнительной длине предметов, обозначенных этими словами).

    Давай будем сравнивать с тобой слова. Я назову тебе два слова, а ты должен ответить мне, какое из этих слов длиннее, какое короче?

    Сравни слова «карандаш» и «карандашик». Какое из этих слов короче? Почему?

    Какое из двух слов длиннее: слово «удав» или слово «червячок»?

    Какое слово длиннее: слово «минута» или слово «час»? Почему?

    Какое слово короче: слово «хвост» или слово «хвостик»? Почему?

* Мягкие звуки.

3. Развитие навыков элементарного звукового анализа и синтеза:

Как помочь ребенку в этом?

Конечно же, играючи!

Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Окружающие должны помочь ребенку в формировании правильной, четкой речи. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.

Цель данных ниже игр и упражнений – развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа.

Упражнение «Хлопни в ладоши».

Цель: развивать навыки фонема­тического слуха, умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов (на­чальной ударной позиции).

Речевой материал: о, а, у, и, о, а, и, о, ы, э;

ал, ум, ин, ап, ут, он; арка, уши, аист, ангел, Аля.

Описание. Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услы­шит [а].

Назови первый звук в слове.

Воспитатель показывает игрушку, например, Буратино и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, предметов. Обращает внимание на то, что звуки надо произносить четко (нельзя произносить слоги зе в слове Зоя, вэ – в слове Вадик ).

Назови последний звук в слове.

Наглядный материал: картинки (автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др.)

Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. При этом обращается внимание на четкое произношение изолированных звуков, дифференцирование твердых и мягких согласных (в слове дверь последний звук рь, а не р). Когда все картинки будут рассмотрены, педагог предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую – на мягкий. Детям, которые не четко произносят звуки, предлагается отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

Игра «Разноцветные корзинки».

Цель: развивать навыки фонема­тических представлений, дифферен­циация звуков [а], [у] в словах.

Материал: картинки с изображе­нием аиста, астры, арки, утки, улья, ушек (зайца), щуки, облака, карто­феля, глаза, ложки

Описание. На наборном полот­не - красная и желтая корзинки. На ручке красной корзинки изображе­на буква А, на желтой - У. Отдельно стоят предметные картинки. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, подумать, имеются ли в их названиях звуки [ a ], [у]. Детям предлагается молча разложить по корзинкам соответствующие картин­ки. Педагог прерывает игру только в том случае, если ребенок допускает ошибку. После того как она исправ­лена, игра продолжается.

Упражнение «Подними сигнал».

Цель: учить детей выделять звук [б] из ряда звуков, слогов, слов (на­чала и середины).

Речевой материал: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б;

па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу;

булка, палка, бочка, ток, мука, рыба, колобок, пума.

Описание. Детям предлагается поднять букву Б или фишку, когда они услышат соответствующий звук.

Упражнение «Утенок гуляет».

Цель: развивать навык позицион­ного анализа в словах.

Речевой материал: слова: хвост, мох, халат, бухта, тахта, засох, хлеб, хворост, пихта, хворь.

Описание. Перед каждым ребен­ком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по малень­кому пластмассовому утенку. Педагог объясняет, что он будет произно­сить слова, а дети ставить утенка на начало, середину или в конец полос­ки в зависимости от того, где нахо­дится звук [х] в произнесенном слове (в начале, в середине, в конце).

Упражнение «Волшебные часы».

Цель: развивать навыки дифферен­циации согласных [в], [ф] в словах.

Описание. На больших магнитных часах закреплены картинки, в назва­нии которых есть звуки [в], [ф]: ва­гон, флаг, фартук, волк, фазан, фор­ма, ворота, футболист, вода, ворона. Логопед предлагает детям рассмот­реть изображения, подойти к часам и показать одной стрелкой картинку со звуком [в] в названии, другой - со звуком [ф].

Упражнение «Разноцветные кружки».

Цель: совершенствовать навык звукового анализа слов, умения диф­ференцировать гласные и согласные звуки, учить детей работать с разда­точным материалом (пластмассовыми кружками красного и синего цветов).

Речевой материал: слова: рот, сок, дым, лак, рак.

Описание. Логопед показывает детям картинки, просит назвать изо­бражение и предлагает выполнить звуковой анализ этих слов. Дети вы­полняют анализ и выкладывают схе­мы слов.

Упражнение «Назови гласные».

Цель: совершенствовать навык фонематического восприятия, уме­ние дифференцировать гласные и согласные звуки.

Речевой материал: слова: нитка, ножницы, катушка, игла, наперсток, машинка, спицы, мелок.

Описание. Педагог предлагает детям послушать слова и назвать гласные.

Игра «Воздушные шары».

Цель: развивать слухопроизносительную дифференциацию в словах.

Материал: стакан, замок, роза, кактус, звезда, ваза, бусы.

Описание. На картинке изображе­ны девочки (Зоя и Соня), держащие в руках воздушные шары. Детям пред­лагается украсить воздушные шары, выбрав из раздаточного материала соответствующие картинки: Зое - со звуком [з], Соне - со звуком [с].

Игра «Построим пирамиду».

Цель: формировать умение опре­делять количество звуков в словах.

Материал: 1) Рисунок пирамиды, выполненный из квадратов. В нижней части каждого квадрата - кармашки для вкладывания картинок. В осно­вании пирамиды - 5 квадратиков, вершину составляет два квадратика. 2) Предметные картинки, названия которых включают от двух до пяти звуков: еж, ус, мак, рак, жук, сыр, ухо, ком, сом; рыба, ваза, роза, лиса, утка, жаба; сумка, шапка, ветка, чашка, туфли, кофта, миска, кошка, мышка.

Описание. Педагог демонстрирует пирамиду, поясняет: «Эту пирами­ду мы будем «строить» из картинок. На вершине должны быть картинки, названия которых состоят из одного слога, ниже - из двух, еще ниже - из трех. Сколько кармашков в основа­нии пирамиды? Сколько слогов в та­ких словах?»

Упражнение «Слушай и складывай».

Цель: развивать навык звукобуквенного анализа, и чтения слияний гласных.

Описание. У каждого ребенка на столе лежат пластмассовые буквы: А, У, О. Педагог произносит слияние гласных: [АУ], [УА], [АО], [ОА], [УО], [ОУ], а дети выкладывают эти сочетания из букв и читают. Называют, какой звук они произнесли первым, какой – вторым.

Упражнение «Гласная потерялась».

Цель: развивать зрительное внима­ние, навыки звукобуквенного анализа.

Описание. На магнитной доске -картинки с изображением цветка мака, кота, кита и карточки:

а) с гласными а, и, о:

б) со словами: м.к, к.т, к.т.

Логопед предлагает детям подумать, какие глас­ные буквы надо вставить в слова. Когда дети вставят буквы, карточки помеща­ются под соответствующие картинки.

Упражнение «Живые буквы».

Цель: закреплять навыки звукобу­квенного анализа слов: мак, кот, кит, кок, ком.

Описание. Педагог прикрепляет на груди у детей карточки с буквами. Дети их называют. Затем педагог по­казывает картинку, дети называют ее и выстраиваются в шеренгу так, что­бы получилось ее название.

Упражнение «Раздели и забери».

Цель: развивать навык слогового анализа слов.

Описание. На наборном полотне выставляется комплект картинок с изо­бражением стола, стула, шкафа, дивана, кровати, кресла, буфета, тумбы, комода. Педагог предлагает детям рас­смотреть картинки, произнести слова, отхлопывая количество слогов в назва­ниях мебели. Картинку получает тот, кто правильно разделит слово на слоги.

Игра с мячом «Поймай и сосчитай».

Цель: развивать навыки деления слов на слоги.

Речевой и дидактический мате­риал: слова: ива, тополь, ясень, со­сна, ель, клен, дуб, осина, береза; мяч небольшого диаметра.

Описание. Дети встают в круг. Педагог бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребе­нок ловит мяч и, бросая его педагогу, произносит слово по слогам и назы­вает количество слогов в нем.

Найди и назови нужное слово.

Воспитатель предлагает выделять и называть только те слова, в которых есть заданные звуки.

С Папа купил Лене санки.

По дороге движется автобус.

Весной оживает природа.

Домик над рекою, Светлой полосою

В окнах огонек, На воду он лег.

( А. Плещеев. “ На берегу”)

З На двери висит замок.

На небе появились грозовые тучи.

Почему собака лает

На того, кого не знает?

Потому она и лает –

Познакомиться желает.

(А. Власов. “Почему?”)

Кто лучше слушает?

Вариант 1.

Воспитатель вызывает к себе двух детей. Ставит их спиной к друг другу, боком ко всей группе, и дает задание: “Я буду называть слова, а Саша будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова со звуком ш . Какой звук? А Лариса будет поднимать руку лишь тогда, когда услышит слова, в которых есть звук ж . Еще раз предлагается детям повторить, кто и когда должен поднимать руку. Дети подсчитывают количество правильных ответов, отмечают ответы неверные. Педагог с небольшим интервалом называет слова (всего 15 слов: 5 – со звуком ш , 5 – со звуком ж , 5 – где нет этих звуков). Прелагается примерно такой набор слов: шапка, дом, жук, лиса, ежик, кошка, тарелка, вешалка, лыжи, карандаш, бочка, ножницы, замок, лужа, крыша.

Все следят за тем, правильно ли ребята выполняют задание, исправляют ошибки, указав на заданный звук в слове или на отсутствие его. В конце дети называют ребенка, который был наиболее внимательным, верно выделил все слова и ни разу не ошибся.

Вариант 2.

Педагог предлагает двум детям подбирать слова: одному со звуком ш, другому – со звуком ж. Выигрывает тот, кто больше назовет слов, не допустив ни одной ошибки в произношении.

То же можно проделывать и с другими парами звуков.

Какой звук есть во всех словах?

Воспитатель произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называют звук ш . Затем предлагает определить, какой звук есть во всех ниже приведенных словах: жук, жаба, лыжи – ж; чайник, ключ, очки – ч; щетка, ящик, щавель – щ; коса, усы, нос- с; селедка, Сима, лось – сь; коза, замок, зуб – з; зима, зеркало, вазелин – зь; цветок, яйцо, курица – ц; лодка, стул, лампа – л; липа, лес, соль – ль; рыба, ковер, крыло – р; рис, крепость, букварь – рь.

Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Подумай, не торопись.

Воспитатель предлагает детям несколько заданий на сообразительность и одновременно проверяет, как они научились слышать и выделять определенные звуки в словах:

Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол.

Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр. (Воробей, грач…)

Подбери слово, чтобы первый звук был бы к, а последний – ш. (Карандаш, камыш…)

Какое получится слово, если к но - прибавить один звук? (Нож, нос…)

Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука м. ( Мама моет Машу мочалкой.)

Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук у. (Бумага, дудочка, Буратино…)

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!