5 предложений с параллельным неоднородным подчинением придаточных. Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными
Многочленные сложноподчинённые предложения (СПП) подразделяют на два типа. К первому типу относятся СПП, в которых все придаточные предложения относятся к главному предложению. В зависимости от значения придаточных предложений и их отношения к главному, разделяют однородные предложения и неоднородные .
Однородные и неоднородные
Однородными называют придаточные предложения, относящиеся к одному и тому же члену главного предложения, либо к главному предложению в целом. Между собой они связываются сочинительной или бессоюзной связью и называются придаточными соподчинёнными.
Примеры : Я видел, как она уходила, и как он долго смотрел ей вслед.
Ещё недавно мы вспоминали, что были очень с ним дружны и что при любой возможности старались увидеться друг с другом.
Неоднородными называются придаточные предложения, относящиеся к разным типам по значению, а также придаточные одного типа, но относящиеся к разным членам главного предложения.
Примеры : Когда он подошёл, я спросил, куда надо идти дальше.
Он объяснил, что нам придётся уйти как можно скорее, и добавил, что даст нам немного еды в дорогу.
Второй тип образуют СПП, в которых придаточные предложения образуют логическую цепочку, то есть первое относится к главному, второе – к первому, третье – ко второму и т.д. Такое подчинение называется последовательным, а придаточные – соответственно, придаточными первой степени, придаточными второй степени и т.д.
Пример: Я подумал, что пора уже двигаться, чтобы быть к вечеру там, где мы должны были встретиться.
Также сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными могут объединять оба типа.
Например: Вчера он рассказывал, что люди покидают свои жилища, и что скоро некому будет растить пшеницу, и что никто не знает, что нужно делать.
Нам сказали, что мы должны будем быть там, когда придут гости, чтобы открыть дверь, и чтобы принять верхнюю одежду.
В первом примере первые три придаточных предложения относятся к главному предложению, а последнее придаточное (что нужно делать) – к придаточному предложению «что никто не знает». Во втором первое придаточное является придаточным первой степени (второй тип СПП), а остальные три придаточные, являются не только придаточными второй степени, но и неоднородными (первый тип СПП).
Также к многочленным сложноподчинённым предложениям относятся такие, в которых к одному придаточному задаётся вопрос от двух и более главных предложений . В этом случае главные предложения связаны между собой бессоюзной или сочинительной связью.
Пример: Ему явно было больно, он задыхался, и сердце его бешено стучало, когда, наконец, приехала скорая.
Если составление схем для сложноподчиненных предложений все еще представляет для вас сложность, прочитайте внимательно эту статью. В ей собраны примеры сложноподчиненных предложений со схемами всех возможных видов. Вдумчиво ознакомьтесь с ними – и задача составить схему для сложного предложения больше не покажется вам трудной.
Что такое сложноподчиненное предложение
Сложноподчиненным называют предложение, предикативные части которого находятся в неравных отношениях по отношению друг к другу. Одна из частей является главной, другая (другие) – придаточной, т.е. зависимой от главной. Подчинение придаточного предложения выражается с помощью подчинительных союзов и союзных слов.
Кроме того, придаточное предложение может относится ко всему главному предложению в целом (то есть распространять его) либо к какому-то слову в его составе.
Типы сложноподчиненных предложений по значению
В зависимости от того, какими союзами и союзными словами придаточное предложение присоединяется к главному и какие смысловые отношения складываются между частями СПП, последние разделяются на несколько типов. Чтобы было короче, будем называть типы сложноподчиненных предложений по видам придаточных:
Придаточная изъяснительная . Связь с главным предложением осуществляется за счет союзов что, как, чтобы, ли .
Отец сказал, что мама вернется с работы поздно.
[ … ], (что …).
Придаточная определительная . Связь с главным предложением осуществляется с помощью союзных слов какой, который, чей, что, где, куда, откуда, как .
Никто так и не смог вспомнить, чей желтый зонт весь вечер простоял в углу.
[ ... ], (чей …).
Придаточная присоединительная . Связь с главным предложением осуществляется при помощи союзных слов отчего, почему, зачем , всех падежных форм слова что .
Объясни мне толком, зачем Настя все это делает.
[ … ], (зачем …).
Придаточная обстоятельственная . Это значение выражает большое количество союзов и союзных слов. Поэтому этот тип СПП разбивается еще на несколько подпунктов – в зависимости от того, какие обстоятельственные значения выражают средства связи (союзы и союзные слова).
Дети с нетерпением ждали, когда, наконец, наступит праздник, а в дом принесут елку.
[ ... ], (когда …), а (…).
Обстоятельственные значения:
места (средства связи придаточной и главной частей – союзные слова где, куда, откуда );
Долго брели, спотыкаясь, и вышли к вечеру на опушку, откуда видна была дорога к городу.
[ ... ], (откуда …).
времени когда, пока, лишь, только );
И она все звала и плакала, плакала и звала, пока окно, наконец, не открылось.
[ … ], (пока …).
условия (средства связи придаточной и главной частей – союз если и т.п.);
Если сейчас пойти прямо, на углу повернуть направо, то сможете выйти прямо к библиотеке.
(если …), [то … ].
причины (средства связи придаточной и главной частей – союзы потому что, так как );
Дети часто поступают против воли родителей, потому что молодежи хочется быстрее попробовать собственные силы.
[ … ], (потому что…).
цели чтобы );
Чтобы добиться осуществления мечты, ты должен будешь хорошо постараться.
(чтобы …), [ … ].
следствия (средство связи придаточной и главной частей – союз так что );
Актер много готовился к прослушиванию, так что он смог получить роль.
[ ... ], (так что…).
уступки (средство связи придаточной и главной частей – союз хотя );
Хотя я никогда прежде не поднимался в воздух на воздушном шаре, управлять горелкой и держать корзину на нужной высоте оказалось не так уж сложно.
(хотя …), [ … ].
сравнения (средства связи придаточной и главной частей – союзы как, будто, словно, чем );
Все кружилось и плыло перед глазами, будто дурацкая цветная карусель завертела меня по кругу.
[ … ], (будто …).
меры и степени (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы и союзные слова сколько, насколько );
Не могу выразить словами, насколько все эти люди благодарны вам за своевременную помощь!
[ … ], (насколько …).
образа действия (средства связи придаточной и главной частей – союзы что, чтобы, будто, как, точно, как будто, словно и союзное слово как ).
Соберись с духом и танцуй так, будто во всем большом зале нет ни одного человека.
[ … ], (будто …).
Положение придаточного предложения в СПП
Как вы могли обратить внимание, глядя на сложноподчиненные предложения со схемами, положения главного и придаточного предложений не закреплены жестко, можно придумать несколько разнообразных комбинаций.
Придаточное предложение может располагаться перед главным:
Какие бы сложности не поджидали на пути, ты должен упорно идти к своей заветной цели!
(какие …), [ … ].
Придаточное предложение может располагаться после главного:
Сходи к маме, попроси, чтобы она нам помогла.
[ … ], (чтобы …).
Придаточное предложение может быть включено внутрь главного:
Всюду, куда бы мы ни пошли, нас провожали удивленными взглядами.
[ …, (куда …), … ].
Очевидно, что придаточная в СПП не обязательно должна быть одна. Их может быть и несколько. Тогда стоит рассмотреть все варианты того, какие отношения складываются между придаточными предложениями и главным.
Стоит еще уточнить, схема сложноподчиненного предложения может быть не только линейной (горизонтальной ), как в примерах выше. Для того чтобы наглядно продемонстрировать зависимые отношения между главным предложением и несколькими придаточными, лучше подходят блок-схемы (вертикальные ).
Итак, для нескольких придаточных возможны такие случаи:
Схема разбора сложноподчиненного предложения
Может возникнуть резонный вопрос, зачем же нужны все эти схемы СПП. У них есть как минимум одно прикладное назначение – обязательной частью синтаксического разбора сложноподчиненного предложения является составление его схемы.
Кроме того, как раз схема сложноподчиненного предложения поможет правильно проанализировать его для разбора.
Схема разбора СПП включает следующие пункты-задачи:
- Определить, каким предложение является по цели высказывания: повествовательным, вопросительным или побудительным.
- Каким – по эмоциональной окраске: восклицательным или невосклицательным.
- Чтобы доказать, что предложение именно сложное, нужно определить и обозначить грамматические основы.
- Обозначить, какой вид связи частей сложного предложения присутствует: союзная связь, интонация.
- Указать тип сложного предложения: сложноподчиненное предложение.
- Указать, сколько простых предложений входит в состав сложного, какими средствами присоединены придаточные предложения к главному.
- Обозначить главную и придаточную части. В случае сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными следует обозначить их цифрами (степени подчинения).
- Указать, с каким словом в главном предложении (или со всем предложением) связано придаточное предложение.
- Отметить способ связи предикативных частей сложного предложения: союз либо союзное слово.
- Если они имеются, обозначить в главной части указательные слова.
- Указать тип придаточного: изъяснительная, определительная, присоединительная, обстоятельственная.
- И, наконец, составить схему сложноподчиненного предложения.
Чтобы было понятнее, образец разбора сложноподчиненного предложения:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное. Это сложноподчиненное предложение, в состав которого входит четыре простых предложения. Средства связи: интонация, союзное слово когда , подчинительный союз что .
СПП состоит из одного главного и трех придаточных предложений: первое (2) и второе (3) придаточные предложения являются определительными, оба распространяют слово день в главном предложений и отвечают на вопрос какой? Между собой связаны сочинительным союзом и. Третье придаточное предложение (4) обстоятельственное (меры и степени), распространяет сказуемое второго придаточного предложения (3) и отвечает на вопросы насколько? в какой мере?
Таким образом, это сложноподчиненное предложение с подчинением придаточных следующих видов: однородным и последовательным.
Резюме
Мы подробно рассмотрели разные схемы сложноподчиненных предложений с примерами. Если вы вдумчиво прочитали статью, никакое задание, связанное с СПП, больше не покажется вам сложным.
Мы также остановились на разновидностях схем СПП (горизонтальные и вертикальные). И, главное, на том, как эти схемы помогут вам правильно сделать синтаксический разбор сложноподчиненного предложения.
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Рассматривает строение словосочетаний и предложений. При этом особую трудность обычно вызывает конструирование и пунктуационное оформление разных видов сложных предложений, особенно с тремя и более предикативными частями. Рассмотрим на конкретных примерах виды СПП с несколькими придаточными, способы связи в них главной и придаточной частей, правила постановки в них знаков препинания.
Сложноподчиненное предложение: определение
Чтобы четко выразить мысль, мы используем различные предложение характеризуется тем, что в нем выделяют две и более предикативных части. Они могут быть равнозначны по отношению друг другу или же вступать в отношения зависимости. СПП - это такое предложение, в котором придаточная часть подчиняется главной и присоединяется к ней с помощью подчинительных союзов и/или Например, «[Степка очень устал к вечеру], (ПОЧЕМУ?) (так как прошел за день не меньше десяти километров) ». Здесь и далее обозначается главная часть, круглыми - зависимая. Соответственно, в СПП с несколькими придаточными выделяют не менее трех предикативных частей, две из которых будут зависимыми: «[Местность, (КАКАЯ?) (которую сейчас проезжали), была хорошо знакома Андрею Петровичу], (ПОЧЕМУ?) (так как здесь прошла добрая половина его детства) ». При этом важно правильно определить предложений, где нужно поставить запятые.
СПП с несколькими придаточными
Таблица с примерами поможет определить, на какие виды делятся сложноподчиненные предложения с тремя и более предикативными частями.
Вид подчинения придаточной части главной | Пример |
Последовательное | Ребята с разбегу бросились в реку, вода в которой уже достаточно прогрелась, потому что последние дни было невероятно жарко. |
Параллельное (неоднородное) | Когда оратор закончил говорить, в зале воцарилось молчание, так как публика была шокирована услышанным. |
Однородное | Антон Павлович говорил о том, что подкрепление вскорости прибудет и что нужно только чуть-чуть потерпеть. |
С разными видами подчинения | Настенька во второй раз перечитала письмо, которое дрожало в ее руках, и подумала, что теперь придется бросить учебу, что ее надежды на новую жизнь не оправдались. |
Разберемся, как правильно определить вид подчинения в СПП с несколькими придаточными. Помогут в этом приведенные выше примеры.
Последовательное подчинение
В предложении «[Ребята с разбегу бросились в реку] 1 , (вода в которой уже достаточно прогрелась) 2 , (потому что последние дни было невероятно жарко) 3 » сначала выделяем три части. Затем с помощью вопросов устанавливаем смысловые отношения: [… Х ], (в которой… Х), (потому что…). Мы видим, что вторая часть превратилась в главную для третьей.
Приведем еще один пример. «[На столе стояла ваза с полевыми цветами], (которые насобирали ребята), (когда ходили в лес на экскурсию) ». Схема этого СПП аналогична первой: [… Х ], (которые… Х), (когда…).
При однородном подчинении каждая последующая часть зависит от предыдущей. Такие СПП с несколькими придаточными - примеры это подтверждают - напоминают цепочку, где каждое последующее звено присоединяется к расположенному впереди.
Параллельное (неоднородное) подчинение
В этом случае все придаточные относятся к главной (ко всей части или слову в ней), но отвечают на разные вопросы и отличаются по значению. «(Когда оратор закончил говорить) 1 , [в зале воцарилось молчание] 2 , (так как публика была шокирована услышанным) 3 » . Проанализируем это СПП с несколькими придаточными. Схема его будет выглядеть так: (когда…), [… Х ], (так как …). Мы видим, что первая придаточная часть (она стоит перед главной) обозначает время, а вторая - причину. Следовательно, они будут отвечать на разные вопросы. Второй пример: «[Владимиру сегодня непременно надо было узнать] 1 , (в каком часу прибывает поезд из Тюмени) 2 , (чтобы успеть встретить товарища) 3 ». Первая придаточная часть - изъяснительная, вторая - цели.
Однородное подчинение
Это тот случай, когда уместно проведение аналогии с другой известной синтаксической конструкцией. Для оформления ПП с однородными членами и такими СПП с несколькими придаточными правила являются одинаковыми. Действительно, в предложении «[Антон Павлович говорил о том] 1 , (что подкрепление вскорости прибудет) 2 и (что нужно только чуть-чуть потерпеть) 3 » придаточные части - 2-я и 3-я - относятся к одному слову, отвечают на вопрос "что?" и обе являются изъяснительными. К тому же они соединены между собой с помощью союза и , перед которым запятая не ставится. Представим это в схеме: [… Х ], (что …) и (что…).
В СПП с несколькими придаточными при однородном подчинении между придаточными частями иногда употребляются любые сочинительные союзы - правила пунктуации будут такие же, как при оформлении однородных членов - а подчинительный союз во второй части может и вовсе отсутствовать. Например, «[Он долго стоял у окна и смотрел] 1 , (как к дому одна за другой подъезжали машины) 2 и (рабочие разгружали стройматериалы) 3 ».
СПП с несколькими придаточными с разными видами подчинения
Очень часто в составе сложноподчиненного предложения выделяют четыре и более части. В этом случае они могут связываться друг с другом по-разному. Обратимся к приведенному в таблице примеру: «[Настенька во второй раз перечитала письмо, (которое дрожало в ее руках) 2 , и подумала] 1 , (что теперь придется бросить учебу) 3 , (что ее надежды на новую жизнь не оправдались) 4 ». Это предложение с параллельным (неоднородным) (П 1,2,3-4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х, (которое…),… Х ], (что…), (что…). Или другой вариант: «[Всю дорогу Татьяна молчала и только смотрела в окно] 1 , (за которым мелькали небольшие, близко расположенные друг к другу селения) 2 , (где суетились люди) 3 и (кипела работа) 4 )». Это сложноподчиненное предложение с последовательным (П 1,2,3 и П 1,2,4) и однородным (П 2,3,4) подчинением: [… Х ], (за которым …), (где…) и (…).
Знаки препинания на стыке союзов
Чтобы расставить в сложноподчиненном предложении, обычно бывает достаточно правильно определить границы предикативных частей. Сложность, как правило, представляет пунктуация СПП с несколькими придаточными - примеры схем: [… Х ], (когда, (который…),…) или [… Х ], [… Х ], (как (с кем…), то …) - когда рядом оказываются два подчинительных союза (союзных слова). Это характерно для последовательного подчинения. В подобном случае нужно обратить внимание на наличие второй части двойного союза в составе предложения. Например, "[На диване осталась раскрытая книга] 1 , (которую, (если бы осталось время) 3 , Константин непременно дочитал бы до конца) 2 ". Второй вариант: "[Клянусь] 1 , (что (когда вернусь из поездки домой) 3 , то обязательно навещу вас и расскажу обо всем подробно) 2 ". При работе с такими СПП с несколькими придаточными правила следующие. Если второе придаточное можно исключить из предложения без ущерба для смысла, запятая между союзами (и/или союзными словами) ставится, если нет - отсутствует. Вернемся к первому примеру: "[На диване лежала книга] 1 , (которую нужно было успеть дочитать) 2 " . Во втором случае при исключении второй придаточной части грамматический строй предложения будет нарушен словом "то".
Следует запомнить
Хороший помощник в освоении СПП с несколькими придаточными - упражнения, выполнение которых поможет закрепить полученные знания. При этом лучше действовать по алгоритму.
- Внимательно прочитать предложение, обозначить в нем грамматические основы и указать границы предикативных частей (простых предложений).
- Выделить все средства связи, не забывая о составных или употребленных рядом союзах.
- Установить смысловые связи между частями: для этого сначала найти главную, затем задать от нее вопрос(ы) к придаточной(-ым).
- Построить схему, показав на ней стрелочками зависимость частей друг от друга, расставить в ней знаки препинания. Перенести запятые в записанное предложение.
Таким образом, внимательность при построении и анализе (включая пунктуационный) сложноподчиненного предложения - СПП с несколькими придаточными конкретно - и опора на перечисленные выше особенности этой синтаксической конструкции обеспечат правильное выполнение предлагаемых заданий.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными можно разделить на три основные группы: с однородным, неоднородным (параллельным) и последовательным подчинением.
1. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением:
все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению или к одному и тому же слову в главном (если придаточные распространяют не всё главное предложение, а одно его слово);
придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос, то есть это придаточные одного и того же типа;
между собой придаточные предложения связаны с помощью сочинительных союзов или бессоюзно (со значением перечисления), подобно тому как связаны между собой однородные члены.
Мальчишки , притихшие, глядели вслед грузовику, / 1 пока тот не отъехал за перекресток, / 2 пока не рассеялась поднятая им пыль, / 3 пока сам он не стал клубом пыли / 4 (Жуховицкий).
1 , (пока - союз) 2 , (пока - союз) 3 , (пока - союз 4 .
Сложноподчинённое предложение; состоит из четырёх простых предложений; первое - главное, остальные - придаточные времени. Придаточные относятся к одному главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос - до каких пор? Каждое придаточное связано с главным союзом пока . Это однородные придаточные предложения.
Вертикальная схема (схема, отражающая не расположение простых предложений в составе сложного, а их зависимость) будет следующей:
1
↓
(пока
- союз) 2 , (пока
- союз) 3 , (пока
- союз) 4
Отец мой говорил мне, / 1 что он не видывал таких хлебов / 2 и / что нынешний год урожай отличный / 3 (Аксаков).
[ гл.] 1 , (что - союз) 2 и (что - союз) 3 .
Сложноподчинённое предложение; состоит из трёх простых предложений; первое - главное, остальные - придаточные дополнительные. Придаточные предложения относятся к одному слову (сказуемому говорил , выраженному глаголом) в главном предложении, отвечают на один и тот же вопрос - что? Каждое придаточное связано с главным союзом что . Между собой придаточные предложения связаны соединительным союзом и . Это однородные придаточные предложения.
Вертикальная схема сложноподчинённого предложения будет следующей:
1
↓
(что
- союз) 2 и
(что
- союз) 3
Обратите внимание!
1) Если однородные придаточные предложения прикрепляются к главному одним и тем же союзом, то этот союз может опускаться в одном или нескольких придаточных (но союз легко восстановить).
Ср.: Шацкий видел , / 1 / 2 и / матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях / 3 (Паустовский). - Шацкий видел , / 1 как последняя шлюпка вернулась к пароходу / 2 и / как матросы долго, мешая друг другу, подтягивали её на талях / 3 .
2) Если однородные придаточные связаны одиночным соединительным или разделительным союзом (и, да в значении «и», или, либо ), то запятая между придаточными предложениями не ставится.
Отец мой говорил мне, что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный (Аксаков); Он решительно заявил , что мы должны немедленно убраться из его дома или он вызовет милицию (Григорьев) - союз что перед вторым придаточным опущен, но может быть восстановлен (Он решительно заявил , что мы должны немедленно убраться из его дома или что он вызовет милицию ).
3) При повторяющихся сочинительных союзах запятая между однородными придаточными предложениями ставится.
Находясь в госпитале, он вспоминал , как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении , и как отряду удалось пробиться к своим.
4) Союзы ли... или рассматриваются как повторяющиеся (в этом случае или можно заменить ли ), и однородные придаточные, связанные этими союзами, разделяются запятой.
Ср.: Трудно было понять , был ли то где-нибудь пожар , или же собиралась всходить луна (Чехов). - Трудно было понять , был ли то где-нибудь пожар , собиралась ли всходить луна .
2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным (параллельным) подчинением:
все придаточные предложения относятся к одному и тому же главному предложению;
придаточные предложения отвечают на разные вопросы, то есть это придаточные разного типа.
Неоднородными (параллельными) будут также придаточные предложения, которые имеют одинаковое значение, но относятся к разным словам в общем главном предложении.
/ 1 Егорушка напряг своё зрение, / 2 / 3 (Чехов).
(когда - союз) 1 , 2 , (чтобы - союз) 3 .
Сложноподчинённое предложение, состоит из трёх простых; второе предложение главное, первое и третье - придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но отвечают на разные вопросы (ср.: [Когда?] Когда он подъезжал к заднему двору, / 1 / 2 ; Егорушка напряг своё зрение [зачем?], / 2 чтобы получше рассмотреть его / 3). Это разные типы придаточных: когда он подъезжал к заднему двору - придаточное времени; чтобы получше рассмотреть его - придаточное цели.
2
↓ ↓
(когда
- союз) 1 (чтобы
- союз) 3
Надо точно учитывать среду , / 1 в которой развивается поэтическое произведение , / 2 / 3 (Маяковский).
[ сущ.] 1 , (в которой - союз. сл.) 2 , (чтобы - союз) 3 .
Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье - придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению, но первое придаточное (второе простое предложение) относится к одному слову - среду, выраженному существительным; второе придаточное (третье простое предложение) относится ко всему главному предложению. Придаточные предложения отвечают на разные вопросы (ср.: Надо точно учитывать среду [какую?], / 1 в которой развивается поэтическое произведение , / 2 ; Надо точно учитывать среду [зачем?], / 1 чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно / 3). Это разные типы придаточных: в которой развивается поэтическое произведение - придаточное определительное; чтобы чуждое этой среде слово не попадало случайно - придаточное цели.
Вертикальная схема предложения будет следующей:
[сущ. ] 1
↓ ↓
(в которой
- союз. сл.) 2 (чтобы
- союз) 3
Я спросил его, / 1 почему он так далеко ушёл от фанзы, / 2 и сказал , / 1 что беспокоился о нём / 3 (Арсеньев).
[ гл., (почему - союз. сл.) 2 , гл.] 1 , (что - союз) 3 .
Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье - придаточные. Придаточные предложения относятся к одному главному предложению и отвечают на вопросы косвенных падежей (ср.: Я спросил его [о чём?], / 1 почему он так далеко ушёл от фанзы / 2 ; Я спросил его и сказал [что?], / 1 что беспокоился о нём / 3). Это одинаковые типы придаточных - придаточные дополнительные. Но данные придаточные относятся к разным словам внутри главного предложения: первое придаточное (второе простое предложение) относится к сказуемому спросил , выраженному глаголом; второе придаточное (третье простое предложение) относится к сказуемому сказал , выраженному также глаголом. Поэтому эти придаточные неоднородные (параллельные).
Вертикальная схема предложения будет следующей:
[гл. гл.] 1
↓ ↓
(почему
- союз. сл.) 2 (что
- союз) 3
3. В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением главному предложению подчинено одно придаточное предложение (придаточное I степени), а этому придаточному предложению подчинено другое придаточное предложение (придаточное II степени) и т.д. Таким образом, придаточное предложение I степени является главным предложением для придаточного II степени и т.д.
Я слышал , / 1 как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то , / 2 что у того отвалилась ручка / 3 (Паустовский).
[ гл.] 1 , (как - союз гл. + ук. сл.) 2 , (что - союз) 3 .
Сложноподчинённое предложение состоит из трёх простых; первое предложение главное, второе и третье - придаточные. Придаточное I степени (второе простое предложение) относится к первому (главному) предложению, а именно - к сказуемому слышал , выраженному глаголом; придаточное II степени (третье простое предложение) относится к придаточному I степени (второе простое предложение), а именно - к сказуемому ругал , выраженному глаголом.
Вертикальная схема предложения будет следующей:
[ гл.] 1
↓
(как
- союз гл. + ук. сл.) 2
↓
(что
- союз) 3
Обратите внимание!
При последовательном подчинении одно придаточное предложение может оказаться внутри другого придаточного предложения. При этом на стыке этих придаточных могут оказаться рядом два подчинительных союза или подчинительный союз и союзное слово.
Горничная была сирота , / 1 которая , / 2 чтобы кормиться , / 3 должна была поступить в услужение / 2 (Л. Толстой).
[ сущ. ] 1 , (которая - союз. сл., 2 (чтобы - союз...), 3 ...) 2 .
[ сущ. ] 1
↓
(которая
- союз. сл.) 2
↓
(чтобы
- союз) 3
Рядом стоят союзное слово которая и союз чтобы . Относятся они к разным придаточным предложениям: придаточное I степени - которая должна была поступить в услужение ; придаточное II степени - чтобы кормиться . Придаточное II степени находится внутри придаточного I степени, причём придаточное II степени можно без ущерба изъять из сложного предложения или поставить после придаточного I степени, ср.: Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение; Горничная была сирота, которая должна была поступить в услужение, чтобы кормиться . Между союзным словом которая и союзом чтобы , принадлежащим к разным придаточным, стоит запятая.
Таким образом, при встрече двух подчинительных союзов (или подчинительного союза и союзного слова) запятая между ними ставится , если изъятие второго придаточного не требует перестройки всего сложного предложения (в этом случае далее не следует вторая часть двойного союза - то, так, но ).
Запятая на стыке двух подчинительных союзов (или союза и союзного слова) не ставится в том случае, если второе придаточное предложение нельзя изъять без изменения всего сложного предложения (в этом случае далее следует вторая часть двойного союза - то, так, но ).
Держу пари , / 1 что / 2 / 3 то / 2 (Лесков).
[ сущ. ] 1 , (что - союз 2 (если - союз...), 3 то...) 2 .
[ сущ. ] 1
↓
(что
- союз) 2
↓
(если... то
- союз) 3
В данном предложении можно выделить главное предложение: держу пари / 1 , а также два последовательно связанных придаточных предложения: придаточное I степени: что... то он останется здесь ещё на три дня / 2 , внутри которого стоит придаточное II степени: если вы передадите это герцогу / 3 (ср.: держу пари , что... то он останется здесь ещё на три дня; он останется здесь ещё на три дня, если вы передадите это герцогу ). На стыке придаточных I степени и II степени находятся два подчинительных союза что и если . Однако запятая между ними не ставится, поскольку нельзя изъять придаточное II степени без изменения придаточного I степени, ср.: Держу пари , / 1 что то он останется здесь ещё на три дня / 2 . Этому препятствует вторая часть двойного условного союза если... то , которая находится в главном для условного придаточного предложении - придаточном I степени: он останется здесь ещё на три дня . Если же эту вторую часть (то ) изъять, то на стыке союзов что и если необходимо будет поставить запятую, ср.: Держу пари , / 1 что , / 2 если вы передадите это герцогу, / 3 он останется здесь ещё на три дня / 2 .
В сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными возможны комбинации связей : может быть одновременно однородное и последовательное подчинение; параллельное и последовательное и т.д. Поэтому при разборе и расстановке знаков препинания не следует стремиться сразу составить общую схему или сразу расставить знаки препинания.
Наиболее оптимальным представляется следующий алгоритм анализа:
- Установите общее количество простых предложений в составе сложного, выделив все грамматические основы.
- Выделите все подчинительные средства связи (подчинительные союзы и союзные слова); на основе этого установите главное предложение и придаточные предложения.
- Для каждого придаточного предложения установите главное предложение, то есть разбейте сложное предложение на пары: главное - придаточное.
- Постройте вертикальную схему сложного предложения, и на этой основе определите характер подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное подчинение).
- Постройте горизонтальную схему, и на этой основе расставьте знаки препинания.
Пари заключается в том что если ваш повелитель останется здесь на три дня то вы без всяких отговорок должны исполнить то что я вам скажу а если он не останется то я исполню любое приказание какое вы мне дадите (Лесков).
В данном сложноподчинённом предложении 7 простых предложений:
Пари заключается в том / 1 что / 2 если ваш повелитель останется здесь на три дня / 3 то вы без всяких отговорок должны исполнить то / 2 что я вам скажу / 4 а / если он не останется / 5 то я исполню любое приказание / 6 какое вы мне дадите / 7 (Лесков).
1) пари
заключается
в том
;
2) что... то
вы без всяких отговорок должны исполнить
то
;
3) если
ваш повелитель останется
здесь на три дня;
4) что
я вам скажу
;
5) если
он не останется
;
6) то
я исполню
любое
приказание
;
7) какое
вы мне дадите
.
Первое предложение (пари заключается в том ) - главное, остальные - придаточные. Вопрос вызывает лишь шестое простое предложение (то я исполню любое приказание ).
Данное сложноподчинённое предложение можно разбить на следующие пары сложноподчинённых предложений:
1→2: пари
заключается
в том
, что... то
вы
без всяких отговорок должны исполнить
то
;
2→3: вы
без всяких отговорок должны исполнить
то
, если
ваш повелитель
останется
здесь на три дня
;
2→4: вы
без всяких отговорок должны исполнить
то
, что
я
вам скажу
;
6→5: я
исполню
любое
приказание
, если
он
не останется
;
6→7: я
исполню
любое
приказание
, какое
вы
мне дадите
.
По-прежнему пока трудно определить, к какому типу предложений относится шестое предложение. В данном случае следует обратить внимание на сочинительный союз а . Сочинительный союз, в отличие от подчинительного союза, в сложном предложении, состоящем из трёх и более простых предложений, может стоять не перед тем предложением, к которому относится. Поэтому необходимо выяснить, какие простые предложения связаны этим противительным союзом. Для этого надо изъять все простые предложения, оставив только те, которые содержат противопоставление. Это предложения 2 и 6, ср.: вы без всяких отговорок должны исполнить то , а я исполню любое приказание . Но предложение 2 - придаточное. Следовательно, и предложение 6, связанное с предложением 2 сочинительным союзом, тоже должно быть придаточным. Это можно проверить, вставив тот же союз, что имеет предложение 2, и связав предложение 6 с тем же главным, от которого зависит предложение 2, ср.: пари заключается в том , что я исполню любое приказание . Значит, предложения 2 и 6 являются однородными придаточными, только союз что в предложении 6 опущен (1→6).
На основании полученных данных можно построить вертикальную схему этого сложноподчинённого предложения:
[гл. + ук. сл.] 1
↓
(что
- союз гл. + ук. сл.) 2 , а (- сущ. + ук. сл.) 6
↓ ↓ ↓ ↓
(если... то
- союз) 3 (что
- союз. сл.) 4 (если... то
- союз) 5 (какое
- союз. сл.) 7
Таким образом, данное предложение сложноподчинённое, в котором придаточные связаны однородно (предложения 2 и 6), параллельно (предложения 3 и 4, предложения 5 и 7), также последовательно (предложения 2 и 3; 2 и 4, 6 и 5, 6 и 7).
Для расстановки знаков препинания необходимо обозначить границы простых предложений, обратив особое внимание на возможное сочетание нескольких союзов на границе предложений, а также построить горизонтальную схему предложения.
[гл. + ук. сл.] 1 , (что - союз (если - союз) 3 , то гл. + ук. сл.) 2 , (что - союз сл.) 4 , а (если - союз) 5 , (то сущ. + ук. сл.) 6 , (какое - союз. сл.) 7 .
В данном предложении есть сочетание подчинительных союзов на стыке предложений 2 и 3 (что если ). Кроме того, сочинительный союз а , который относится к предложению 6, стоит перед предложением 5, образуя сочетание союзов с подчинительным союзом если (а если ). По общим правилам они должны разделяться запятыми, но далее следует вторая часть двойного союза если... то . Именно эта вторая часть союза не даёт возможности изъять условные придаточные без изменения структуры предложений в целом, ср.: Пари заключается в том, что... то вы без всяких отговорок должны исполнить то; а... то я исполню любое приказание . Именно поэтому запятая на стыке этих союзов не ставится.
Итак, знаки препинания в предложении следует расставить следующим образом:
Пари заключается в том, что если ваш повелитель останется здесь на три дня, то вы без всяких отговорок должны исполнить то, что я вам скажу, а если он не останется, то я исполню любое приказание, какое вы мне дадите (Лесков).
План разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
- Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
- Назвать главное предложение и придаточные предложения (выделить грамматические основы).
- Указать, каким образом придаточные предложения связаны с главным предложением (последовательное, параллельное, однородное подчинение).
- Разобрать каждое придаточное предложение по плану.
- Построить вертикальную и горизонтальную схемы предложений.
Образец разбора
В приключениях барона Мюнхаузена участвует бегун , / 1 который , / 2 чтобы не бегать очень быстро, / 3 привязывает к ногам пудовые гири / 2 (Солоухин).
Предложение сложноподчинённое; состоит из трёх частей; предложение 1 - главное; предложения 2 и 3 - придаточные. Придаточные предложения связаны с главным последовательно.
Придаточное I степени (предложение 2) относится к главному (предложение 1). Это придаточное определительное; оно относится к подлежащему бегун , выраженному существительным, средство связи - союзное слово который ; придаточное стоит после главного.
Придаточное II степени (предложение 3) относится к придаточному I степени (предложение 2). Это придаточное цели; оно относится ко всему главному, средство связи - союз чтобы ; придаточное стоит в середине главного.
[сущ.] 1
опред.
↓
(который
- союз. сл.) 2
цели
↓
(чтобы
- союз) 3
[сущ.] 1 , (который
- союз. сл., (чтобы
- союз) 3 ,) 2 .
опред.
цели
Среди предложений 3-10 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
(3)Что-то замкнулось в Фёдоре. (4)Пусто было в голове. (5)На уроках, когда его поднимали, он вставал, растерянный, не знающий, что сказать, и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев. (6)Но Фёдор, казалось, и этого не слышал. (7)Тело его как будто потеряло способность ощущать, а душа - чувствовать. (8)После уроков он садился в автобус и ехал в старый район.
(9)В один из таких приездов экскаваторщик, грузивший щебень в самосвал, крикнул Фёдору:
- (10)Эй, парень! Убирай свою голубятню!
Правильный ответ: 5
Комментарий:
Сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных должно быть во-первых, сложноподчинённым, то есть иметь подчинительные союзы; во-вторых, нужно, чтобы придаточные отвечали на разные вопросы, именно в этом и есть главная особенность параллельного подчинения; в третьих, основ должно быть минимум три.
Всем этим условиям соответствует предложение 5.
[На уроках, (когда его поднимали ), он вставал , растерянный, не знающий], (что сказать ), и ребята уже начали похихикивать над ним, тут же придумав кличку Угрюм Бурчеев.
Скобками выделены простые предложения в составе сложноподчинённого (СПП), курсивом—основы.
Что нужно знать:
В сложноподчиненном предложении может быть не одно придаточное, а два, три, четыре и более. Придаточные связаны не только с главной частью предложения, но и между собой. Эта связь может быть различной по своему характеру:
Однородное подчинение
Подчинение считается однородным, а придаточные - однородными при двух условиях:
- Если придаточные относятся о всему главному предложению или к одному и тому же слову.
- Являются придаточными одного типа.
Пример: Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что чувствуют они себя связанно... (Ю. Герман).
[ - = ], (что - =), (что = -)...
ПримечаниеПодчинительный союз (или союзное слово) во втором из однородных придаточных может отсутствовать, но его легко восстановить по первому придаточному, например: Ему уже не было страшно, хотя гром трещал по прежнему и (хотя) молния полосовала все небо (А. Чехов). Обратите внимание на отсутствие запятой между двумя придаточными: ее нет, так как придаточные однородные и соединены союзом И.
[ = ], (хотя - =) и ((хотя) - =).
Неоднородное (параллельное) подчинение
Если из двух условий однородного подчинения выполняется только одно, а другое нет, то мы имеем дело с неоднородным (параллельным) подчинением.
Таким образом, придаточные при неоднородном подчинении либо относятся к чему-то одному, но при этом являются придаточными разного типа, любо, являясь придаточными одного типа (обычно это придаточные определительные), относятся к разным словам.
Пример: Когда мы встали, то нельзя было понять, который час (А. Чехов).
(Когда - =), [то = ], (который -).
Последовательное подчинение
При последовательном подчинении придаточные предложения связываются между собой словно по цепочке: первое придаточное относится к главному предложению (это придаточное I степени), второе придаточное относится к первому (придаточное II степени), третье - ко второму (придаточное III степени) и т.д.
Пример: Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются тогда, когда погода установилась надолго (И. Тургенев).
[ = - ], (которые =), (когда - =).
При последовательном подчинении возможно стечение двух подчинительных союзов или подчинительного союза и союзного слова (что если, что когда, что зачем и т. д.). В таких случаях второе придаточное оказывается внутри первого.
Случилось так, что, когда мы ехали, не было ни малейшей зыби (М. Пришвин).
[ = ], (что, (когда - =), =)
Комбинированное подчинение
В сложноподчиненном предложении с большим количеством придаточных возможно комбинированное подчинение (однородное и параллельное, однородное и последовательное, последовательное и параллельное; однородное, последовательное и параллельное).
Пример: Вечером буря разыгралась так, что нельзя было расслышать, гудит ли ветер или гремит гром (И. Гончаров) (последовательное и однородное подчинение)
[ - = ], (что =), (= ли -) или (= -).
(последовательное и однородное подчинение).
Пример: Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, иначе вы забудете, откуда вы шли и куда вам нужно идти (Л. Андреев).
(Чтобы =), [ = ], (иначе - =), (откуда - =) и (куда =).
(однородное, параллельное и последовательное подчинение).