Образовательный портал - Varnavinschool

Значение херасков михаил матвеевич в краткой биографической энциклопедии. Биография, Херасков Михаил Матвеевич

ХЕРАСКОВ Михаил Матвеевич родился в семье, принадлежавшей к знатному роду валашских бояр Хереско - писа­тель.

В 1711 после Прутского похода Петра I семья деда поэта переселилась в Россию. С 1743-1751 Михаил Матвеевич получал образование в Сухопутном шляхетском кадетском корпусе. Затем 3 года военной службы и кратковре­менное пребывание в Коммерц-коллегии.

В 1755 был определен на службу в Мос­ковский университет в чине коллежского асес­сора.

С 1763 до 1770 был директором университета. В Московском университете Xерасков развернул большую и полезную деятель­ность: добивался перевода преподавания с латинского на русский язык; ведал библиотекой, типографией, театром; сов­местно с объединившимися вокруг него молодыми писателями стал издавать пер­вые московские литературные журналы:

1760-62 - «Полезное увеселение»,

1763 - «Сво­бодные часы» (1763).

В 1770 его перевели в Петербург вице-президентом Берг-кол­легии, ведавшей горной промышленнос­тью.

В 1775 уволили в отставку, после чего Михаил Матвеевич вернулся в Москву. Возможно, что перевод в Петербург и его отставка были вызваны его масонскими связями.

Но с 1778-1802 Xерасков снова оказался в Москов­ском университете в должности куратора (что было выше должности директора. Вскоре после своего назначения добился открытия при Московском университете Благородного пан­сиона, где позже получили образование В. А. Жуковский , А. И. Грибоедов , В. Ф. Одоевский , М. Ю. Лермонтов , Ф. И. Тют­чев , и передал в аренду на 10 лет универ­ситетскую типографию Н.И.Новикову, широко развернувшему просветитель­скую издательскую деятельность.

Писать Xерасков М.М. начал еще в корпусе, где гос­подствовали литературные и театральные интересы.

В 1751 он напечатал «Оду на воспоминание победы Петра Великого над шведами» (указано В. С. Сопиковым в «Опыте российской библиографии»).

В 1755-56 в журнале «Ежемесячные сочи­нения» он опубликовал ряд басен, эпи­грамм, сонетов, «Оду Анакреонтову» и другие, наполнив их оптимистическим содержанием и следуя в этих жанрах за А. П. Сумароковым . Но вскоре Xерасков значительно отступил от канонов классицизма, и сделал это прежде всего в об­ласти драматургии.

В 1758 вышла первая тра­гедия «Венецианская монахиня» в вывел на сцену не высокопоставлен­ных особ, а обычных, рядовых людей, для которых любовь оказалась сильнее «долга», в основу сюжета положил дей­ствительное происшествие из современ­ности, ограничился тремя действиями вместо обязательных пяти. «Венециан­ская монахиня» была значительно бли­же к новому для того времени жанру сен­тиментальной «буржуазной» драмы, чем к классицистической трагедии. И в даль­нейшем, наряду с созданием трагедий в классицистическом роде он выступал в жанре «слезной драмы»

«Борислав» - 1774;

«Идолопоклонники, или Горислава» - 1782;

«Пламена» - 1786;

«Осво­божденная Москва» - 1798;

«Зареида и Ростислав» - (напечатана посмертно, в 1809),

«Друг нещастных» - 1771;

«Гонимые» - 1775;

«Школа добро­детели» и «Милана» - 1798).

В лирике Михаил Матвеевич и его литературное окружение (участники названных выше московских университетских журналов) поставили в центре своего творчества абстракт­ное морализирование, мотивы личного самоусовершенствования, темы житей­ской суеты, бренности земного. Xерасков откро­венно признавался, что ему «тихое вздыханье стенящих горлиц мило», а «ти­хие потоки», «рощи» и «долины» «прият­ней лирна гласа». При исключительном жанровом разнообразии лирики Xерасков М.М. охот­нее всего культивировал философские оды, элегии, дружеские послания, со­держащие в себе раздумья и нравоуче­ния. В лирике писатель, как и в его драматур­гии, заметно начали проявляться эле­менты сентиментализма. Он был также автором политико-нравоучительной повести «Нума Помпилий, или Процветающий Рим» (1768), где отстаивал ряд принципов просве­тительной философии, масонского символико-аллегорического романа «Кадм и Гармония» (1786), с резкими выпадами против философов-материалистов, и лю­бовно-авантюрного и тоже аллегориче­ского романа «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794), где враждебно изо­бразил французскую революцию.

Наибольшую известность у современ­ников Xераскова М.М. принесли его поэмы, среди ко­торых особо выделяется «Россияда» (1779), имевшая целью воспеть «знаменитые под­виги не только одного государя, но и всего российского воинства». Посвящен­ная важному историческому событию в жизни русского народа - взятию Ка­зани Иваном Грозным как завершающему этапу в свержении татарского ига, «Рос­сияда» вместе с тем на материале прош­лого одобряла современную ее автору борьбу России с Турцией, осуждала рас­пущенность царского двора Екатерины. Кроме «Россияды», Xерасковым был создан еще ряд поэм:

«Плоды наук» (1761),

«Чес­менский бой» (1771),

«Владимир» (1785),

«Вселенная» (1790),

«Пилигримы» (1795),

«Царь, или Спасенный Новгород» (1800),

«Бахариана» (1803).

В творчестве Xераскова Михаила Матвеевича отразились характер­ные изменения в литературном процессе 2-й половины XVIII в. «Творец бессмертной «Россияды», один из столпов русского классицизма, ученик и последователь Сумарокова, он в то же время оказался предшественником сентименталиста Ка­рамзина . Xерасков М.М. относится к числу тех «тру­долюбивых людей», которые, по выраже­нию Белинского , «размножали на Руси книги, а через книги - читателя.

Умер - , Москве.

Херасков Михаил Матвеевич (1733 - 1807), поэт, прозаик.

Родился 25 октября (5 ноября н.с.) 1733 в Переяславе на Полтавщине в знатной семье валашских бояр, переселившихся в Россию при Петре I. Получил хорошее домашнее воспитание.

Затем учился в Сухопутном шляхетном кадетском корпусе в Петербурге, который окончил в 1751. По выходе из корпуса Херасков недолгое время находился на военной службе, а затем поступил в только что открывшийся Московский университет «асессором». С юности был серьёзно увлечён творчеством.

В 1756 в «Ежемесячных сочинениях» были помещены его «Притчи» и эпиграммы, а в следующие годы он издаёт поэму в трёх частях «Плоды наук» , трагедию «Венецианская монахиня».

В 1760 - 1762 издавал (при университете) журнал «Полезное увеселение», в 1873 - «Свободные часы»; «Невинное упражнение», «Доброе намерение».

Состоял членом Российской Академии.

К 70-м годам Херасков становится деятельным масоном и активным помощником Новикова. В частности, он передаёт в распоряжение Новикова Университетскую типографию. Масонская деятельность сказалась и в его творчестве, в той философии нравственного самоусовершенствования, которая определяет его лирику.

Вокруг Хераскова группировалась талантливая литературная молодёжь. В 70-х годах, покинув на несколько лет университет и женившись в Петербурге, он вместе с женой, одной из первых русских поэтесс, устроил в своём доме литературный салон, участники которого читали там свои произведения, помещаемые в журнале «Вечера» (1772-1773).

В 1763 - 1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. В историю русской литературы вошёл как крупный представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму. Знаменит как автор эпических поэм: «Плоды наук» (1761), «Чесменский бой» (1771), «Россияда» (1779), «Владимир Возрожденный» (1785), «Царь или Спасённый Новгород» (1800).

В драматургии Херасков выступил последователем классицизма. Написал 20 пьес, среди которых особенно известны были: трагедии «Пламена» (1765), «Борислав» (1774), «Освобождённая Москва» (1798); комедии «Безбожник» (1761), «Ненавистник» (1774).

Однако в драмах «Друг несчастных» (1774), «Гонимые» (1775) Херасков использует приёмы и мотивы сентиментализма. Проза Хераскова прошла эволюцию от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царём-философом на троне («Нума Помпилий, или Процветающий Рим», 1768) до романа с запутанной любовно-авантюрной интригой («Кадм и Гармония», 1786).

Разбросанной по жанрам лирике Хераскова свойственны проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противоставляется тихая жизнь на лоне природы («Истинное благополучие» , «О разуме» , «К А. Ржевскому » и др.).

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000

ХЕРАСКОВ, Михаил Матвеевич - русский писатель. Из знатной семьи валашских бояр. Окончил Сухопутный шляхетский корпус в Петербурге (1751). Издавал журналы «Полезное увеселение» (1760-62), «Свободные часы» (1763). В 1763-1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. Видный деятель русского масонства. В историю русской литературы Херасков вошёл как крупнейший представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму, как автор эпических поэм. В дидактической поэме «Плоды наук» (1761) Херасков, споря с Ж. Ж. Руссо, вполне в духе классицизма доказывал практическую и моральную пользу науки. Поэма «Чесменский бой» (1771) посвящена современной теме. В полном соответствии с поэтикой классицизма находится поэма «Россияда» (1779). Поэма написана шестистопным ямбом, высоким слогом; в ней изображено важное событие из истории страны - покорение Иваном Грозным Казанского царства. Принятие Русью христианства лежит в основе сюжета поэмы «Владимир Возрожденный» (1785), однако «второй план» её - рассказ о внутренней жизни человека, «сокровенных чувствах души, с самою собою борющейся», отразил масонские взгляды поэта. Откликом на события Великой французской революции явилась поэма «Царь, или Спасённый Новгород» (1800), в которой автор стремился представить «ужас безначальственного правления, пагубу междуусобий, бешенство мнимой свободы и безумное алкание равенства». Некоторое влияние поэмы-сказки Хераскова «Бахариана» (1803) сказалось на поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» .

Последователем классицизма Херасков выступил и в драматургии (написал 20 пьес, включая переводы-переделки): трагедии «Пламена» (1765), «Борислав» (1774), «Идолопоклонники, или Горислава» (1782), «Освобождённая Москва» (1798), комедии «Безбожник» (1761), «Ненавистник» (1774, опубликована 1779) и др. Однако в первой и самой значительной трагедии Хераскова «Венецианская монахиня» (1758) заметны некоторые отступления от канонов классицизма: в трагедии три, а не пять актов, построена она на современном материале, в основе сюжета - любовная страсть, заставляющая героя трагедии решиться на позорную смерть ради спасения чести своей возлюбленной. В «слёзных драммах» «Друг несчастных» (1774), «Гонимые» (1775) и других Херасков изображает жизнь страдающих людей, используя приёмы и мотивы сентименталисткой драматургии.

Проза Хераскова эволюционировала от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царём-философом на троне («Нума Помпилий, или Процветающий Рим», 1768) к роману с запутанной любовно-авантюрной интригой, показывающему историю человеческой души в духе масонской символики («Кадм и Гармония», 1786). Герой романа Кадм сначала погрязает в пороках, затем становится добродетельным, обретает Гармонию (это и жена героя, и обозначение его душевного состояния). В романе «Полидор, сын Кадма и Гармонии» (1794) содержится резкая критика французской революции: жители изображённого здесь острова Терзит (по имени отрицательного персонажа «Илиады» Гомера), находясь в безначалии, превратились в буйное стадо. Проза Хераскова тяготеет к ритмичности; она многословна, изобилует словесными украшениями. Лирика Хераскова, разнообразная по жанрам, медитативна, для неё характерны нравоучительная проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противопоставляется тихая жизнь на лоне природы («Истинное благополучие» , «О разуме» , «К А. А. Ржевскому» и др.).

Соч.: Творения, ч. 1-12, М., 1796-; то же, 2 изд., М., 1807-12; Избр. произв. [Вступ. ст., подгот. текста и примеч. А. В. Западова], Л., 1961.

Лит.: Мерзляков А. Ф., Россияда, поэма эпическая г-на Хераскова, «Амфион», 1815, кн. 1-3, 5-6, 8-9; Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 7, М., 1955, с. 112-15; Розанов И. Н., М. М. Херасков, в кн.: Масонство в его прошлом и настоящем, т. 2, [М., 1915]; Гуковский Г. А., У истоков рус. сентиментализма, в его кн.: Очерки по истории рус. лит-ры и обществ. мысли XVIII в., Л., 1938; Кулакова Л. И., Херасков, в кн.: История рус. лит-ры, т. 4, ч. 2, М. - Л., 1947; Поспелов Г. Н., У истоков рус. сентиментализма, «Вестник МГУ», 1948, № 1; Соколов А. Н., Очерки по истории рус. поэмы XVIII и первой пол. XIX в., М., 1955, с. 144-87; Макина М. А., Поэмы М. М. Хераскова, «Уч. зап. Новгород. пед. ин-та», 1963, т. 9; Назаретская К. А., Сентиментальные и предромантич. мотивы в творчестве Хераскова и поэтов его школы 60-70-х гг., «Уч. зап. Казан. ун-та», 1967, т. 127, кн. 2; Серман И. З., Херасков и Курбский, «Тр. ОДРЛ», 1969, т. 24; Билинкис М., Пространство и система персонажей в повестях М. М. Хераскова, в кн.: Рус. филология, 3-й сб. науч. студенч. работ, Тарту, 1971; Thiergen P., Studien zu M. M. Cheraskovs Versepos «Rossijada», Bonn, 1970 (Diss.).

М. Г. Альтшуллер

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 8. - М.: Советская энциклопедия, 1975

  • Херасков (Михаил Матвеевич) - писатель. Происходил из валахской семьи, выселившейся в Россию при Петре I; родился 25 октября 1733 г. в городе Переяславле, Полтавской губернии. Учился в сухопутном шляхетском корпусе. Еще кадетом Х. начал под руководством Сумарокова, писать статьи, которые потом печатались в "Ежемесячных Сочинениях". Служил сначала в Ингерманландском полку, потом в коммерц-коллегии, а в 1755 г. был зачислен в штат Московского университета и заведовал типографией университета. С 1756 г. начал помещать свои труды в "Ежемесячных Сочинениях". В 1757 г. Х. напечатал поэму "Плоды наук", в 1758 г. - трагедию "Венецианская монахиня". С 1760 г. в течение 3 лет издавал вместе с И.Ф. Богдановичем журнал "Полезное Увеселение". В 1761 г. Х. издал поэму "Храм Славы" и поставил на московскую сцену героическую поэму "Безбожник". В 1762 г. написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен вместе с Сумароковым и Волковым для устройства уличного маскарада "Торжествующая Минерва". В 1763 г. назначен директором университета в Москве. В том же году он издавал в Москве журналы "Невинное Развлечение" и "Свободные Часы". В 1764 г. Х. напечатал две книги басней, в 1765 г. - трагедию "Мартезия и Фалестра", в 1767 г. - "Новые философические песни", в 1768 г. - повесть "Нума Помпилий". В 1770 г. Х. был назначен вице-президентом берг-коллегии и переехал в Петербург. С 1770 по 1775 гг. он написал трагедию "Селим и Селима", комедию "Ненавистник", поэму "Чесменский бой", драмы "Друг несчастных" и "Гонимые", трагедию "Борислав" и мелодраму "Милана". В 1778 г. Х. назначен был вторым куратором Московского университета. В этом звании он отдал Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность, и основал (в 1779 г.) московский благородный пансион. В 1779 г. Х. издал "Россиаду", над которой работал с 1771 г. Предполагают, что в том же году он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму "Владимир возрожденный", напечатанную в 1785 г. В 1779 г. Х. выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений. Позднейшие его произведения: пролог с хорами "Счастливая Россия" (1787), повесть "Кадм и Гармония" (1789), "Ода на присоединение к Российской империи от Польши областей" (1793), повесть "Палидор сын Кадма и Гармонии" (1794), поэма "Пилигримы" (1795), трагедия "Освобожденная Москва" (1796), поэма "Царь, или Спасенный Новгород", поэма "Бахариана" (1803), трагедия "Вожделенная Россия". В 1802 г. Х. в чине действительного тайного советника за преобразование университета вышел в отставку. Умер в Москве 27 сентября 1807 г. Х. был последним типичным представителем псевдоклассической школы. Поэтическое дарование его было невелико; его больше "почитали", чем читали. Современники наиболее ценили его поэмы "Россиада" и "Владимир". Характерная черта его произведений - серьезность содержания. Масонским влияниям у него уже предшествовал интерес к вопросам нравственности и просвещения; по вступлении в ложу интерес этот приобрел новую пищу. Х. был близок с Новиковым, Шварцем и дружеским обществом. В доме Х. собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь; в конце своей жизни он поддерживал только что выступавших Жуковского и Тургенева. Хорошую память оставил Х. и как создатель московского благородного пансиона. Последнее собрание сочинений Х. вышло в Москве в 1807–1812 гг. См. Венгеров "Русская поэзия", где перепечатана биография Х., составленная Хмыровым, и указана литература предмета; А.Н. Пыпин, IV том "Истории русской литературы". Н. К
  • Херасков Михаил Матвеевич (1733 - 1807), поэт, прозаик.

    Родился 25 октября (5 ноября н.с.) в Переяславе на Полтавщине в знатной семье валашских бояр. Получил хорошее домашнее воспитание. Затем учился в Сухопутном шляхетском корпусе в Петербурге, который окончил в 1751. С юности был серьезно увлечен творчеством.

    В 1760 - 1762 издавал журнал "Полезное увеселение", в 1873 - "Свободные часы".

    В 1763 - 1802 был (с перерывами) директором, затем куратором Московского университета. В историю русской литературы вошел как крупный представитель русского классицизма, в творчестве которого обозначилось движение к сентиментализму. Знаменит как автор эпических поэм: "Плоды наук" (1761), "Чеменский бой" (1771), "Россияда" (1779), "Владимир Возрожденный" (1785), "Царь или Спасенный Новгород" (1800).

    В драматургии Херасков выступил последователем классицизма. Написал 20 пьес, среди которых особенно известны были: трагедии "Пламена" (1765), "Борислав" (1774), "Освобожденная Москва" (1798); комедии "Безбожник" (1761), "Ненавистник" (1774).

    Однако в драмах "Друг несчастных" (1774), "Гонимые" (1775) Херасков использует приемы и мотивы сентиментализма. Проза Хераскова прошла эволюцию от философско-нравоучительного романа об идеальном государстве с царем-философом на троне ("Нума Помпилий, или Процветающий Рим", 1768) до романа с запутанной любовно-авантюрной интригой ("Кадм и Гармония", 1786).

    Разбросанной по жанрам лирике Хераскова свойственны проповедь умеренности, сетование на испорченность современного общества, которому противоставляется тихая жизнь на лоне природы ("Истинное благополучие", "О разуме", "К А.Ржевскому" и др.).

    Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

    Жизнь и деятельность

    Херасков (Михаил Матвеевич) - писатель. Происходил из валахской семьи, выселившейся в Россию при Петре I ; родился 25 октября 1733 г. в городе Переяславле, Полтавской губернии. Учился в сухопутном шляхетском корпусе. Еще кадетом Х. начал под руководством Сумарокова, писать статьи, которые потом печатались в "Ежемесячных Сочинениях". Служил сначала в Ингерманландском полку, потом в коммерц-коллегии, а в 1755 г. был зачислен в штат Московского университета и заведовал типографией университета. С 1756 г. начал помещать свои труды в "Ежемесячных Сочинениях". В 1757 г. Х. напечатал поэму "Плоды наук", в 1758 г. - трагедию "Венецианская монахиня". С 1760 г. в течение 3 лет издавал вместе с И.Ф. Богдановичем журнал "Полезное Увеселение". В 1761 г. Х. издал поэму "Храм Славы" и поставил на московскую сцену героическую поэму "Безбожник". В 1762 г. написал оду на коронацию Екатерины II и был приглашен вместе с Сумароковым и Волковым для устройства уличного маскарада "Торжествующая Минерва". В 1763 г. назначен директором университета в Москве. В том же году он издавал в Москве журналы "Невинное Развлечение" и "Свободные Часы". В 1764 г. Х. напечатал две книги басней, в 1765 г. - трагедию "Мартезия и Фалестра", в 1767 г. - "Новые философические песни", в 1768 г. - повесть "Нума Помпилий". В 1770 г. Х. был назначен вице-президентом берг-коллегии и переехал в Петербург. С 1770 по 1775 гг. он написал трагедию "Селим и Селима", комедию "Ненавистник", поэму "Чесменский бой", драмы "Друг несчастных" и "Гонимые", трагедию "Борислав" и мелодраму "Милана". В 1778 г. Х. назначен был вторым куратором Московского университета. В этом звании он отдал Новикову университетскую типографию, чем дал ему возможность развить свою издательскую деятельность, и основал (в 1779 г.) московский благородный пансион. В 1779 г. Х. издал "Россиаду", над которой работал с 1771 г. Предполагают, что в том же году он вступил в масонскую ложу и начал новую большую поэму "Владимир возрожденный", напечатанную в 1785 г. В 1779 г. Х. выпустил в свет первое издание собрания своих сочинений. Позднейшие его произведения: пролог с хорами "Счастливая Россия" (1787), повесть "Кадм и Гармония" (1789), "Ода на присоединение к Российской империи от Польши областей" (1793), повесть "Палидор сын Кадма и Гармонии" (1794), поэма "Пилигримы" (1795), трагедия "Освобожденная Москва" (1796), поэма "Царь, или Спасенный Новгород", поэма "Бахариана" (1803), трагедия "Вожделенная Россия". В 1802 г. Х. в чине действительного тайного советника за преобразование университета вышел в отставку. Умер в Москве 27 сентября 1807 г. Х. был последним типичным представителем псевдоклассической школы. Поэтическое дарование его было невелико; его больше "почитали", чем читали. Современники наиболее ценили его поэмы "Россиада" и "Владимир". Характерная черта его произведений - серьезность содержания. Масонским влияниям у него уже предшествовал интерес к вопросам нравственности и просвещения; по вступлении в ложу интерес этот приобрел новую пищу. Х. был близок с Новиковым, Шварцем и дружеским обществом. В доме Х. собирались все, кто имел стремление к просвещению и литературе, в особенности литературная молодежь; в конце своей жизни он поддерживал только что выступавших Жуковского и Тургенева. Хорошую память оставил Х. и как создатель московского благородного пансиона. Последнее собрание сочинений Х. вышло в Москве в 1807 - 1812 гг. См. Венгеров "Русская поэзия", где перепечатана биография Х., составленная Хмыровым, и указана литература предмета; А.Н. Пыпин, IV том "Истории русской литературы".

    (25.10.1733 – 27.09.1807)

    Директор (1763–1770), куратор (1778–1802) Московского университета. Первый «обербиблиотекариус» библиотеки (1757–1761). Действительный статский советник.

    Происходит из знатного валашского рода бояр Хереско, представители которого переселились в Россию при Петре I. Родился в г. Переяславе Полтавской губернии. Лишившись во младенчестве отца, воспитывался в семье отчима – генерал-прокурора Сената фельдмаршала Н.Ю. Трубецкого, просвещённого вельможи аннинского и елизаветинского времени и крупного библиофила. В 1743 г. был определён в Сухопутный шляхетский кадетский корпус, где 7 лет обучался различным наукам и языкам и где под руководством видного представителя русского классицизма писателя А.П. Сумарокова начал писать первые стихи. В 1751 г. выпущен из Корпуса в Ингерманландский пехотный полк в чине поручика, в 1754 г. рекомендован в титулярные советники с переводом в Коммерц-коллегию, но уже с 1756 г. начал службу в канцелярии недавно открывшегося Московского университета, где ему поручен административный надзор за библиотекой, типографией и театром. На сцене университетского театра (объединенного с труппой итальянца Д. Локателли) М.М. Херасков проявил свой драматургический и режиссерский талант, положив начало русской «морализующей» комедии («Безбожник», 1761). В начале 1760-х гг. он издаёт литературные журналы («Полезное увеселение», «Свободные часы»), вокруг которых объединяются молодые писатели.

    В 1762 г. М.М. Хераскову была поручена цензура всех университетских изданий, а через год он назначается директором университета с чином канцелярии советника.

    В 1770 г. М.М. Херасков оставил Московский университет и перевёлся в Санкт-Петербург на должность вице-президента Берг-коллегии. К этому времени он уже известный литератор и общественный деятель, по отзыву знаменитого писателя-просветителя, издателя и журналиста Н.И. Новикова – «человек острый, учёный и просвещённый. ... Стихотворство его чисто и приятно, слог текущ и твёрд, изображения сильны и свободны; его оды наполнены стихотворческого огня, сатирические сочинения – остроты и приятных замыслов... и он по справедливости почитается в числе лучших наших стихотворцев и заслуживает великую похвалу».

    В июне 1778 г. в чине действительного статского советника М.М. Херасков вернулся в Московский университет на должность куратора.

    В 1802 г. вышел в отставку в чине действительного тайного советника.

    Похоронен М.М. Херасков на кладбище Донского монастыря в Москве.

    Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
    Была ли эта статья полезной?
    Да
    Нет
    Спасибо, за Ваш отзыв!
    Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
    Спасибо. Ваше сообщение отправлено
    Нашли в тексте ошибку?
    Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!