Образовательный портал - Varnavinschool

Тевтонский крест: значение символа. Тевтонский орден: от Палестины до Восточной Европы - Символика Черный крест тевтонского ордена

Ранняя символика Ордена меченосцев изучена плохо. Известно, что на белых плащах орденских братьев был маленький красный крест с расширяющимися концами, под ним вертикальный красный меч. Иногда в наше время изображаются золотые шестиконечные звезды вместо креста или два скрещенных меча. Но современными учеными доказано, что желтая звезда с мечом была символом польского рыцарского ордена Братьев Добжиньских, созданного Конрадом Мазовецким и воевавшим в Прибалтике в основном с литовцами и с жемайтами еще до появления там Тевтонцев. В войне с пруссами они не преуспели, в 1235 году произошло их официальное слияние с Тевтонским орденом. Утверждение о символике Добжиньского ордена подтверждает польская иконография, представляя их герб подобным образом (Pizunski, 1999, 44; Potkowski, 1995, 517). “Хроники Земли Прусской” Петра из Дусбурга (1326 г.), а также реляция Германа фон Зальца (или, по предположениям некоторых исследователей, Генриха фон Гогенлоэ за 1246 г.) говорят, что Добжиньские братья, как и ливонские рыцари носили белые плащи. Добжиньцы, правда, носили на плаще красную звезду без меча. Эдвард Потковский считает, что плащи Меченосцев были черного цвета, и что это отличало их от тевтонцев после объединения двух орденов (Potkowski, 1994, 18-19).
А изображение двух мечей некоторыми учеными относится к позднему периоду Ливонского ордена конца 15 начала 16 веков, - якобы после формального выхода из-под юрисдикции тевтонцев Орден ввел видоизмененную раннюю символику.
Известно также, что помимо белых одежд братьев кнехты носили черное, включая стеганные доспехи. Наличие у них усеченных крестов, как это изображает Дзысь, нигде не подтверждается. Более вероятно просто изображение креста без меча. На щитах изображали красный крест, размером во весь щит (как бы перечеркивая всю его плоскость). Знамена могли нести изображения просто красных крестов, но не исключены знамена с полной орденской символикой.

Символика должностных лиц Тевтонского ордена

Великий гроссмейстер - по центру черного орденского креста, окаймленного желтой каймой, наложен желтый крест. В центре креста - желтый щиток с черным орлом, как знак вассалитета императору.
Великий маршал - его символы не ясны до сих пор. По одной из версий - возможно, то же, что и у гроссмейстера, но без центрального желтого креста. По другой версии кайма достигала только середины каждой перекладины креста.
Ландмейстер - черный крест, поверх по центру которого наложен белый. Похож на эмблему нацистской бронетехники. Гарантии существования подобного символа не существует, хотя вероятность его существования больше, чем эмблемы Великого Маршала.
Великий Комтур, Комтуры - специальных знаков отличия не имели, кроме особого жезла, который символизировал силу правосудия. Комтур был предводителем округи, ополчения, местного самоуправления, а так же осуществлял судебную власть.
Братья рыцари - белые плащи, белая одежда, черные кресты на груди и на плаще. Форма креста с 11 по 15 век периодически менялась.
Полубратья - либо светская, обычно темно-серая или черная одежда, или, по другой версии, белая одежда. Еще одна из версий - в зависимости от ранга или статуса (возможно рыцари-полубратья могли носить белую одежду, а все остальные - серую или черную) плюс серый плащ с черным Т-образным крестом на плече.
Сержанты - белые котты и серые плащи с Т-образным крестом.
Кнехты - черная одежда, включая плащ, и котту, а так же черные стеганки. На одежде нашиты белые щитки с черными Т-образными крестами.
У стрелков возможно наличие зеленой одежды по общеевропейскому образцу.
Никакой красной отделки у ливонцев после слияния с тевтонским орденом не было, как это показано у Дзыся. Не выдерживают критики кресты, изображаемые им на щитах ливонцев, а так же слишком частое изображение у рыцарей котт с бригантинными вставками внутри и виднеющимися заклепками. Таковая найдена всего одна в центральной Германии на надгробии. Массового использования таковых не было, тем более в Прибалтике. Кроме того, она датирована концом 13 века, то есть, это продвинутый доспех. Его использование в Чудской битве и пр. невозможно. Доподлинно известно об использование кожаных кирас поверх кольчуг под котами.
По уставу полагалась полотняная одежда, но из-за в связи с холодным суровым климатом в Прибалтике больше использовалось сукно. Кресты суконные.

Гербы и флаги

У каждого комтурства имелся свой герб и флаг. Сохранилось 5 ливонских знамен, взятых в грюнвальдской битве, в том числе знамя Магистра (ландмейстера) ордена. При взгляде на эти ливонские знамена сразу видно отсутствие у ливонцев самостоятельной символики, отличающейся от остальной тевтонской на тот период (начиная с Девы Марии и кончая щитками с черными крестами на знаменах.)
Сохранилось также печать Германа фон Балка, датируемая концом 30 годов 13 века.
Облачение магистра Ливонского ордена на 1237-38 год - Германа фон Балка, бывшего Тевтонским ландмейстером Ливонии (до того - Ландмейстер Пруссии), выглядело следующим образом: белые одежды, типа рясы, черные чулки (возможны белые), белый плащ с черным прямым крестом на левом плече. В бою поверх доспеха надевалась белая длинная котта с черным прямым крестом на груди с белой сердцевиной.

Литература по данному вопросу


Jana Dlugosza, Roczniki czyli kroniki slawnego Krolestwa Polskiego (Joannis Dligossii Annales seu cronicae incliti Regni Poloniae), Warszawa, 1969.
Simon Grunau"s Preussische Chronik, hrsg.v. M.Perlbach, Bd.I, Leipzig, 1876, Jan Powierski, Prusowie, Mazowsze i sprowadzenie Krzyzakow do Polski, t.I, Malbrok, 1996.
Edward Potkowski, Grunwald 1410, Krakow, 1994.
Edward Potkowski, Zakony rycerskie, Warszawa, 1995.
Mindaugas Bartninkas, Lietuvos Vytis, Vilnius, 1995.
Henryk Raszkiewicz, Poczatki Rusi, 1996.
Восточная Пруссия, С древнейших времен до конца второй мировой войны, Калининград, 1996.
Pawel Dubzinski, Alfabet heraldyczny, Warszawa, 1997.
Lucia Okulicz-Kozaryn, Dzieje Prusow, Wroclaw, 1997.
Norman Davies, Europa, Krakow, 1998.
Hartmut Boookmann, Zakon krzyzacki, Dwanascie rozdzialow jego historii, Warszawa, 1998.
Pawel Pizunski, Krzyzacy od A do Z, Leksykon, Skarszewy, 1999.
Andrzej Klein, Nicholas Sekunda, Kondrad A.Czernielewski, Banderia apud Grunwald, Lodz, 2000.
А. Н. Кирпичников, "Древнерусское оружие. Выпуск 3. Комплекс боевых средств IX-XIII вв.", изд. "Наука", Ленинградское отделение, Ленинград - 1971 г.
А. Н. Кирпичников, "Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX-XIII вв.", изд. "Наука", Л. 1973.
А. Н. Кирпичников, "Древнерусское оружие. Выпуск 1. Мечи и сабли IX-XIII вв.", изд. "Наука", Ленинградское отделение, Ленинград, 1966.
"Археалогiя, нумiзматiка Беларусиi". Беларусская энцiклапедия, Мiнск, изд. iмя Петруся Броукi, 1993 г.
А. Ф. Медведев, "Оружие Новгорода Великого", - материалы и исследования по археологии СССР, № 65, - Труды Новгородской археологической экспедиции, Т-II, изд. Академии наук СССР, М., 1959.
А. Н. Кирпичников, выпуск 2. "Копья, сулицы, боевые топоры, булавы, кистени. IX-XIII вв.", изд. "Наука", М.-Л., 1966.

Символика Тевтонского ордена Средние века это символическая эпоха. И дело не в том, что эта эпоха символизирует нечто сама по себе, но и в том, что жизнь средневековых людей состояла из символов, символы были везде и играли огромную роль. Одним из наглядных примеров особого значения символов в те времена являются духовно-рыцарские ордена - каждый из них имел не только свой герб и флаг, но и детально разработанную систему символов для обозначения различных должностей и обязанностей внутри ордена. Не обошлось без особой символики и в жизнедеятельности Тевтонского ордена. Общеизвестно, что главным символом Тевтонского ордена был чёрный крест на белом фоне. В настоящее время символом организации, носящей название Тевтонского ордена, является латинский крест чёрной эмали с белой эмалевой границей, перекрытый шлемом с чёрно-белыми перьями. Но лишь те, кто интересуется историей классического Ордена, знают, что своя символика была у каждой ступени иерархии тевтонцев, причём эта символика находила отражение в одеяниях, которые носили тевтонцы. Такой внешний вид имели все, относящиеся к Тевтонскому ордену, начиная от великого магистра и заканчивая солдатами-наёмниками: великий магистр Ордена имел собственный герб, в основе которого был орденский чёрный крест с жёлтой каймой, на который был «наложен» крест меньшего размера и жёлтого цвета. В центре креста располагался жёлтый щиток с чёрным орлом, символом германского императорского дома - Тевтонский орден и его великий магистр лично в военно-политическом отношении признавал свой вассалитет по отношению к германскому императору; ландмейстер Ордена (следующая по значимости должность, по сути, полномочный заместитель великого магистра на одной из трёх орденских территорий - Немецкий ландмейстер, ландмейстер в Пруссии, ландмейстер в Ливонии) - его символом, по мнению исследователей, был орденский чёрный крест, поверх которого был наложен белый крест, повторяющий его контуры; великий маршал Ордена в плане символики до сих пор остаётся фигурой загадочной: существует как минимум два варианта его персонального герба. Первый - это тот же герб, что у великого магистра, но без наложенного на орденский крест жёлтого креста. Второй - жёлтый наложенный крест был, но кайма достигала лишь середины каждой из его перекладин; великий комтур (по сути, заместитель великого магистра по штатным поручениям) и комтуры (руководители самых мелких административных единиц государства Тевтонского ордена, комтурств) отдельных гербов или видов одеяний не имели, зато они имели специальные жезлы, которые символизировали их полномочия представителей судебной власти; полноправные рыцари Тевтонского ордена, братья-рыцари, должны были быть облачены в полностью белые одежды и плащи, на которые как на груди, так и на спине должны были наноситься чёрные орденские кресты; так называемые полубратья или братья-прислужники имели в Тевтонском ордене промежуточное положение, поэтому и относительно символики этой категории нет единого мнения. По одной из гипотез, своей «спецодежды» у братьев-прислужников не было, была лишь рекомендация облачаться в светскую однотонную одежду либо серого, либо белого, либо чёрного цветов. Кроме того, существует предположение, что, в соответствии с внутренней иерархией среди полубратьев некоторые из них могли иметь обязательные серые плащи с чёрным крестом Т-образной формы, нашитом на плечо; у сержантов, то есть у командиров отрядов воинов наёмников, в качестве униформы, по которой их и могли отличать на поле боя от неприятельских воинов, были белые котты (разновидность туникообразной верхней одежды с узкими рукавами) и серые плащи с Т-образным крестом; у наёмных воинов (нередко именуемых кнехтами) из тех же соображений, что у сержантов, на одежду нашивались белые «щитки» с нанесёнными на низ чёрными Т-образными крестами. Сама же одежда рекомендовалась однотонно чёрной, чтобы нашивки с крестами были более заметными. Кроме того, необходимо уточнить, что форма различных крестов, использовавшихся в символике Тевтонского ордена, несколько раз в течение истории Ордена видоизменялась.

А.П. Бахтин

Отличительный знак. Герб . Знаки почёта. В 1199 году Тевтонский орден получил официальное право именоваться рыцарским орденом. Папа Иннокентий III удовлетворил просьбу попечителей госпиталя «Тевтонских братьев Святой Девы Марии в Иерусалиме», даёт им право принимать участие в войне с неверными. Орден получает устав и герб.

Гербом Тевтонского ордена являлся чёрный крест на серебряном (белом) поле. Братья-рыцари Ордена получили право носить белые плащи с чёрными крестами. Форма креста специально не оговаривалась. В результате чего источники позволяют выделить следующие виды крестов (по форме):

1. Латинский крест (узкий по ширине крест с пересечением линий после первой трети вертикали). Чаще всего встречается в изображениях Тевтонских рыцарей, на плащах.

2. Равносторонний или прямой крест. Крест данной формы встречается на изображениях щитов Тевтонских рыцарей. Реже на плащах орденских братьев.

3. Крест с Т-образными окончаниями. Видимо заимствованный у Иерусалимского креста Встречается на большом и малом знамёнах Верховного магистра.

4. К дополнениям можно отнести знаки почета Ehrenst ücke .

В гербах первых трёх магистров изображён чёрный крест на серебряном (белом) поле.

В гербе четвёртого магистра происходит изменение – на чёрный крест накладывается золотой иерусалимский крест.

Так называемая Старая орденская хроника рассказывает, что король Иерусалимский Иоанн де Бриенн (1210-1225), в знак своего благоволения за полезную службу и храбрость братьев Тевтонского ордена, проявленную в 1219 году при осаде Дамиетты, позволил хохмейстеру Герману фон Зальца и всем его преемникам использовать с их черным крестом золотой крест Иерусалима. Дусбург, как и все источники до него, ничего не рассказывали об этой награде, а более поздние летописцы, даже сам Харткнох, очень расходятся во мнениях; тем не менее, эта награда должна быть признана исторически достоверной, так как золотой крест Иерусалима присутствует на всех известных печатях хохмейстера[i] .

В гербе четвёртого магистра появляется новый элемент – чёрный орёл на золотом щите. Полагают, что эту милость император Фридрих II предоставил в 1226 г. Документа о даровании этой милости нет, но упоминание о ней у Дуйсбурга может являться свидетельством; притом, что этот императорский щит фигурирует везде без исключения.

Последним элементом, внесённым в герб магистра Тевтонского ордена, стала золотая лилия. Считается, что золотая лилия была пожалована Людовиком IX Святым за помощь в осаде города Дамиетта во время Седьмого крестового похода . Но это ничем не подтверждено.


[i] Геральдически, этот орел должен быть изображен с высунутым красным языком, в профиль, готовый к нападению, с развернутыми крыльями и растопыренными лапами и завитым изящным хвостом. Поэтому герб хохмейстера Тевтонского ордена не может рассматриваться как норма.

Dudik B. Des Hohen Deutschen Ritterordens Munz-Samlung in Wien. Wien, 1858. Neudruck als Queiien und Studien zur Geschichte des Deutschen Ordens 6, Bonn, 1966. S. 61.

5. Полукрест. Носили полубратья, серые плащи, служебные братья, фамилиары. Возможно орденские сёстры.

Одежда. Вероятно, госпитальные братья в Акконе 1190 - 1198 гг., одевались в одежды, покроем и цветом не отличавшиеся от одежды прочих членов братства. Братья-священники, согласно церковным предписаниям, носили закрытую одежду, подобную рясе. Для прочих братьев ношение закрытой одежды, возможно, не предписывалось церковью, но было общепринято.

В новом статусе рыцарского ордена в вопросе одежды предусматривалось шесть различных классов для его членов: братьев рыцарей, братьев священников, прочих (anderen) братьев, полубратьев, служащих ордена, сестер ордена, и, наконец, фамильяриев - светских людей. Исходя из практических соображений и по примеру других орденов, для братьев, проживавших в Домах ордена, стремились ввести по большей части унифицированную одежду. Это следует из положений статутов (Правила). Как ни странно, в статутах не содержится никаких предписаний для одежды сестер. Для фамильяриев статуты Немецкого ордена в гл. 32 предписывало лишь: «Платье следует им носить церковного цвета, но с неполным крестом»[i] . Для повседневной одежды орденских братьев статуты, дают достаточно ясные указания. По предписанию братья носили нижнее белье из некрашеного полотна и верхнюю одежду церковного цвета, предположительно из шерсти. Нижним бельем служили «Хемд» (Hemd - рубашка), «Ленденшурц» (Lendenschurz - короткие подштанники) и «унтерхозен» (Unterhosen - нижние штаны). Они назывались соответственно, «камизия» или «хемде (camisia, hemede); «феморалии» или «нидерклейт» (femoralia, nidercleit); «калиге» или «хозен» (caligae, Hosen). В качестве верхней одежды братья-рыцари носили закрытую куртку «рок» (ein geschlossener Rock), «юбервурф» - накидку с капюшоном (überwurf mit Kapuze) и «мантель» (Mantel - плащ). «Каждый из братьев должен был иметь две нижние рубашки, двое подштанников, две пары штанов, куртку, головной убор, один или два плаща».

Для служащих братьев известны только положения хохмейстера Бурхарда фон Швандена (Burchard von Schwanden) . Служащие братья носили куртку с широкими рукавами (weitärmeligen Rock), называвшуюся «шапрун» (schaprun), и «беффе» (beffe - пелерина). «Верхней одеждой должен быть "шапрун"- куртка с широкими рукавами, с половиной креста и с "беффе"- пелериной (накидка на плечи, обычно немного не доходящая до пояса ), которая не должна быть пришита к "шапруну", чтобы ее можно было снять во время работы. Башмакам следует быть с ремнем на три или четыре пальца выше края». "Кальцеусы" (короткие полусапоги) пусть носят без каймы, без застежек, без носов » .

Доходила ли куртка, безрукавка или куртка с широкими рукавами до колен или до башмаков, и всегда ли носился плащ, с полной уверенностью сказать нельзя. На надгробных плитах верхняя одежда орденских рыцарей доходит до самых башмаков. Винрих фон Книпроде, напротив, постановил, что старый обычай, носить "рок"- куртку, ниспадающую до колен, следует соблюдать неукоснительно: Со смягчением строгой орденской дисциплины, изменения происходили и в одежде орденских братьев: "рок"- куртка стала короче и по форме более приблизилась к светской рыцарской одежде . В качестве обуви предписывалось носить башмаки (Schuhe) без завязок, без застежек и без модных длинных носов. Башмакам служащих братьев, следует быть с ремнем на три или четыре пальца выше края.

Статуты предписывали цвет верхней одежды только церковной окраски. На начальном этапе, под белым плащом сохраняли черное платье, которое они носили, будучи членами госпитального братства[v] . Позже чёрные одежды под плащом носили только братья-священники, у остальных она была белой, на которой отличительный знак ордена чёрный крест был хорошо заметен. Статут Ордена предписал рыцарям ношение белого «мантеля» плаща. Несмотря на сопротивление тамплиеров, жаловавшихся с 1210 г, что одновременное ношение белого плаща как тамплиерами, так и братьями Немецкого ордена приводит к вредной путанице, ношение белого плаща сохранилось в дальнейшем. Белый рыцарский плащ считался наградой.

Братья-священники Ордена носили то же платье, что и другие члены ордена, но без белых плащей. Папа Иннокентий IV в 1244 году пожелал, чтобы орденские священники верхнюю одежду так же носили белого цвета. «Преумножит честь и пользу вашего Ордена, если его духовных лиц (клириков) увидят в том платье, которое подобает для богослужения и чести духовного положения соответствует. Поэтому мы хотим, чтобы все ваши братья-священники отличались одеждой от других. Поэтому, настоящим указом мы позволяем им беспрепятственно носить белые ризы (Talare) поверх другого платья». Орден, этой льготой не воспользовался, предоставил орденским священникам белые плащи, оставив чёрные ризы (Talar) .


[i] Perlbach M. Die Statuten des Deutschen Ordens Nach den Ältesten handschriften. Halle, 1890. S. 52.

Ibid. Die Statuten. S. 138.

Ibid. Die Statuten. Regel. Kap.11, Gewohn. Kap. 34.

Ibid. Statuten. 1. S. 154.

[v] Dudik B. Des Hohen Deutschen Ritterordens. S. 58.

В казначейской книге (Treslerbuch) неоднократно упоминаются платежи за черную ткань на платья священников. Hartknoch M.C . Das Neue Preussen / Oder Preussischer Historien, Ander Theil. Darinnen von dem Zustand der Lande Preussen / von dem drenzebenden Seculo nach Christi Geburt an /da der Teutsche Ritter Ordenhineingekommen / biß auff-unsere Zeiten gehandelt wird. Franckfurt /In Berlegung Martin Hallerbords / Buchh. Zu Königsberg. Druckts Iohann Andräe. Jin Jahr M . DC . LXXXIV . Хартнох, живший в 1568 году, показывает орденских священников в черных ризах ( Talar ) с белым плащём.

В статутах ордена также позаботилось о необходимых предметах одежды. Забота эта была весьма скромной. Каждый брат имел всего по две рубашки «хемд», нижние штаны (Beinkleider), короткие подштанники, по одной куртке «рок», рабочей куртке (Jupel) и шапочке (Kappe), а так же, один или два плаща. Для холодного времени года предоставлялись меховые безрукавки (Felle) и накидки (Überwürfe) из овчины и козьего меха, а также пелерины (Beffen) и рукавицы (Handschuhe). Ношение пелерин разрешалось всем братьям с 29 сентября по 30 апреля, священникам, больным и старикам в течение всего года; рукавицы священники могли носить вне дома, остальные братья только при исполнении определенных обязанностей, и то без отделений для пальцев на рукавице. Ткань для одежды предписывалась простая, фасон без светских излишеств. Для плащей и шапочек разрешалась ткань не дороже 1,5 лота за локоть, для остальной одежды - не дороже 1 лота. Категорически исключались ткани светских окрасок, а также золотые и серебряные украшения на щитах, седлах и поводьях[i] .


[i] Tumler M. Der Deutsche Orden. Wien, 1955. S. 375.

Военное снаряжение . К военному снаряжению братьев-рыцарей относилось оборонительное и наступательное оружие, кони и оруженосцы (Knappen). Этими вопросами Орден мог позволить себе руководить только с военной точки зрения. В полной мере он делал это в отношении оборонительного и наступательного оружия.

Орденские рыцари носили полное военное снаряжение, которое в те времена имелось в рыцарских армиях: шлем, кольчуга, позже панцирь для защиты груди, латы для защиты конечностей и щит. Надо учитывать, что кольчужное снаряжение было гораздо тяжелее, чем панцирное, которое было значительно легче и удобнее. Все это составляло, так называемое, оборонительное вооружение. Наступательным оружием служили: меч, копье и короткий кинжал (Dolch). На вооружении имелось и стрелковое оружием, например, лук, или арбалет, чтобы упражняться в стрельбе рыцари время от времени охотились на птиц.

К оруженосцам и лошадям Орден относился экономно. Тамплиеры предоставляли своим братьям по три лошади. Немецкий орден сначала разрешил иметь от двух до четырех лошадей, а начиная с Винриха фон Книпроде не более трех. Из этих трех лошадей две были легкие, предназначенные для верховой езды. Как правило, их называли "эквитатура" („Equitatura“ - верховая) или "бестия" („Bestie" - зверь). Третьей лошадью был крепкий боевой конь, который назывался "декстрариус" (Dextrarius), т.е. "праворукий". Название связано с тем, что боевого коня на марше вели по правую руку от рыцаря. Это был более тяжёлый конь, необходимый, при столкновениях лошадей в бою. То, что верховых лошадей было две, не являлось роскошью: рыцарю Немецкого ордена было необходимо многократно и подолгу ездить верхом. Для ухода за лошадьми и рыцарским снаряжением, было необходимо наличие оруженосца. Каждому орденскому рыцарю выделялись один или два оруженосца. Более высоким чинам Ордена, по служебной необходимости, выделялось большее количество лошадей и оруженосцевIbid. S. 376. В статутах Немецкого Ордена содержатся в Обычаях главы 42, 52, 60 и в Законах Винриха фон Книпроде V / 4 последние у Perlbach 1. S . 155, говорится: «Если брат-рыцарь имеет четыре лошади, то следует другим братьям, которые заботятся об оружии, иметь две; если он две или три имеет, следует братьям высших должностей иметь их три соответственно четыре»; «So der brudere zwene knehte hat...» ; « So die brudere riten in der schar , so sulen die knehte vor oder neben in mit ir rossen riten ». «Который брат двух кнехтов имеет...»; «Если брат едет верхом в отряде, то следует кнехтам впереди или рядом с ним ехать на коне верхом».

Perlbach M. Die Statuten. S. 116

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Прямой черный крест Гохмейстера (Верховного Магистра) Тевтонского Ордена Приснодевы Марии на белом поле имел в центре черного одноглавого орла «Священной Римской Империи (германской нации)» на золотом щите. На этот черный крест был наложен более узкий золотой крест королевства Иерусалимского, основанного крестоносцами в Земле Обетованной (так называемый «Крест Императора Констанция» - по древней легенде, римскому Императору Констанцию, сыну первого христианского Императора - Святого Равноапостольного Царя Константина Великого -, в небе над Иерусалимом привиделся крест именно такой формы), чаще всего имевший форму, именующуюся в геральдике «костыльной», «виселицеобразной» или «усиленной» (с поперечными перекладинами на концах лучей креста), оканчивающийся на концах золотыми геральдическими лилиями.

Появление черного одноглавого имперского орла на гербе Гохмейстера «тевтонов» было связано с буллой римско-германского Императора Фридриха II Гогенштауфена 1226 года, даровавшего тевтонскому Верховному Магистру наследственные права суверенного владетельного государя в завоеванной Пруссии (не входившей в состав «Священной Римской Империи») и титул князя (по-немецки: «фюрста», Fuerst, по-латыни: «принцепса», princeps) «Священной Римской Империи германской нации» (во входивших в состав Империи орденских владениях «тевтонов»). Традиционно орел на золотом сердцевом щитке тевтонского Верховного Магистра был целиком черным. Только в последние годы ХХ века появилась тенденция изображать черного орла с красным «вооружением» (клювом и лапами), как на гербе современной Германии (ФРГ).

Золотой иерусалимский крест был дарован Верховным Магистрам Тевтонского Ордена Приснодевы Марии королем Иерусалимским Гвидо(ном) Лузиньяном вместе с рядом привилегий за заслуги тевтонских рыцарей в борьбе против сарацин (исповедавших ислам арабов и турок) в Святой Земле. Золотые же лилии на концах креста в гербе Верховного Магистра Тевтонский Орден за аналогичные заслуги получил от французского короля-крестоносца Людовика IX Святого. К середине XIV в., в эпоху расцвета Тевтонского Ордена в Пруссии, этот уже далекий от первоначальной монашеской простоты, пышный герб украшал белое облачение, доспехи, щит, конскую попону, Большую и Малую хоругвь Верховного Магистра (а с середины XV в. и по сей день - богато украшенный шейный крест на цепи или на черной ленте и металлический крест, который Гохмейстеры носят слева на груди, в качестве своеобразного эквивалента орденской звезды).

С начала XV в. начинает наблюдаться процесс формирования нового, четырехчастного, должностного герба тевтонского Гохмейстера, включающего в себя эмблему Ордена Приснодевы Марии (черный крест на белом поле) в сочетании с родовым (фамильным) гербом магистра. К описываемому времени подобная «четырехчастная» композиция, включающая оба указанных герба, уже существовала в Ордене госпитальеров-иоаннитов. Впервые герб такого типа, отчеканенный на монетах и высеченный на крепостных стенах, появился у иоаннитов (именовавшихся в описываемый период «рыцарями Родоса», или «родосскими рыцарями» - по месту расположения своей тогдашней орденской резиденции) при Великом Магистре Пьере д’Обюссоне, руководившем Орденом Святого Иоанна в 1478-1503 гг.

В Тевтонском Ордене Пресвятой Девы Марии включение родовых гербов Верховных Магистров в состав орденской печати произошло в конце XV в. Но если должностной герб Великих Магистров Ордена иоаннитов представлял собой сочетание герба Ордена с фамильным гербом Магистра, то в щите четырехчастного должностного герба тевтонских Гохмейстеров, изображенном на печати, родовой герб Верховного Магистра «тевтонов» сочетался не с гербом Ордена Девы Марии (прямым черным крестом на белом поле), а с описанным нами выше первоначальным должностным гербом Верховного Магистра (таким же, как на «малых» печатях, начиная с 30-х-40-х гг. XIV в. и на знамени Верховного Магистра всех «тевтонов»). Приведенные в «Хронике Даубмана» 1565 года гербы 34 Верховных Магистров Тевтонского Ордена (на иллюстрациях с портретами Гохмейстеров) представляют собой четырехчастные щиты, содержащие в I и IV части крест с должностного герба Верховного Магистра (но без сердцевого щитка с одноглавым орлом), а во II и III частях – его родовой герб. Четырехчастный герб Верховных Магистров повторяется также на щите и груди «портретных» иллюстраций Гохмейстеров. Позднее крест Верховного Магистра на гербе (включая сердцевой щиток с одноглавым орлом) служил для разделения гербового поля на части, на которых располагались орденские и родовые эмблемы.

В так называемый «габсбургский период» истории Тевтонского Ордена, когда он находился под эгидой Императоров «Священной Римской Империи германской нации» (а впоследствии, с 1806 г. - Императоров Австрии) из династии Габсбургов, именовался Тевтонским Рыцарским Орденом, едва не превратившись в династический Орден Габсбургского Дома и возглавлялся эрцгерцогами (принцами) этого Дома, черный одноглавый орел на сердцевом щитке герба главы Ордена (именовавшегося в этот период официально Гох-унд Дейчмейстерм, т.е. Верховным Магистром и Магистром Германии) одно время (судя по сохранившимся штиандартам) был заменен таким же черным, но только двуглавым орлом (как на гербе Императоров Габсбургской династии); впрочем, впоследствии орел снова стал одноглавым. Кроме того, именно в «габсбургский период» истории Ордена Девы Марии у первоначально совершенно черного гохмейстерского орла на сердцевом щитке на некоторое время появилось вооружение (так на геральдическом языке именуются клюв и лапы) красного цвета (как на современном государственном гербе Германии).

Большой должностной герб Гох- унд Дейчмейстера Тевтонского Рыцарского Ордена - эрцгерцога из династии Габсбургов - с цепью рыцарского Ордена Золотого Руна (Высшего Ордена Австрийской Империи) вокруг щита изображен на иллюстрации, помещенной нами в заголовке настоящей миниатюры. На груди орла расположен увенчанный рыцарским шлемом с 3 белыми и 2 черными страусовыми перьями, трижды разделенный гербовый щит, в I поле которого был изображен герб Габсбургов, во II - герб (Новой) Австрии, в III - герб Лотарингии. В I поле большого гербового щита помещен герб королевства Венгрии (точнее: соединенный герб Старой и Новой Венгрии), во II - герб королевства Богемии (Чехии), в III - соединенный герб королевств Галиции и Лодомирии, в IV - герб Cтарой (Нижней) Австрии.

Здесь конец и Господу нашему слава!

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

После окончания Второй Мировой войны началось постепенное возрождение Тевтонского Ордена, запрещенного национал-социалистическим режимом Адольфа Гитлера в 1938-1945 гг. — сначала в Австрии (уже в 1945 году), и одновременно — после 145-летнего перерыва — в Германии, а после «бархатных революций» в Восточной Европе — также в Чехии, Словакии, Хорватии и Словении. В настоящее время он носит официальное название «Братья Немецкого (Тевтонского) Cтранноприимного Дома Святой Марии что в Иерусалиме» (Fratres domus hospitalis Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem), сокращенно «Немецкий (Тевтонский) Орден» (Ordo Teutonicorum или просто OT).

Резиденция Верховного магистра (Гохмейстера, Hochmeister) Тевтонского Ордена находится в Вене по адресу: Штернгассе, д. 7. Сегодня бывшее духовно-рыцарское братство «тевтонов» представляет собой чисто клерикальный (духовный) Орден, костяк которого составляют клирики, или священники. В эту мужскую ветвь инкорпорирована конгрегация «сестер Тевтонского Ордена», полное название которой — «Сестры Немецкого (Тевтонского) Дома Св. Марии что в Иерусалиме». Высшими руководителями обеих ветвей Ордена Девы Марии являются одни и те же лица. В орден афилиирован и состоящий из мирян институт «фамилиаров» («членов орденской семьи»).

После Второго Ватиканского собора папа римский Павел VI даровал Верховному магистру Тевтонского ордена право носить в особо торжественных случаях епископскую митру и посох, уравняв его «по чести» с кардиналами-архиепископами римско-католической Церкви. На торжественных процессиях перед Гохмейстером несут церемониальный крест, увенчанный навершием в форме черного, окаймленного серебром, лапчатого орденского креста и украшенный девизом «В кресте — спасение» (лат.: «Ин круце салюс», In cruce salus) /1/, а также гербами Тевтонского ордена, правящего Верховного магистра, «фамилиарского» баллея Германии и комтурии Верхнего Рейна (нем.: Ам Оберрейн, Am Oberrhein). Этот церемониальный крест был изготовлен в 1994 г. златокузнецами Лихтентальского аббатства Цистерцианского ордена (Баден-Баден) совместно с ювелиром Петером Бюккеном из Герцогенрат-Кольшейда.

В обычное время Верховный магистр «тевтонов» носит черную сутану с металлическим тевтонским гохмейстерским гербовым крестом напротив сердца, поверх которой в дни двунадесятых церковных праздников и на различных официальных мероприятиях (например, при освящении орденских больниц, госпиталей, учебных и благотворительных заведений и т.д.) Гохмейстер надевает белый орденский плащ со своим должностным гербовым крестом на левом плече. Это черный лапчатый (с расширяющимися на концах лучами) крест, окаймленный серебром; на этот черный лапчатый крест наложен более узкий золотой крест с геральдическими лилиями на концах, в перекрестье которого помещен золотой щит с черным одноглавым орлом.

Черный крест (первоначально прямой) на белом поле представляет собой древний герб Тевтонского Ордена. В эпоху Крестовых походов к гербу его Верховного магистра был добавлен черный орел Священной Римской империи (германской нации) на золотом поле (дарованный Верховным магистрам тевтонов римско-германским императором Фридрихом II Гогенштауфеном вместе с достоинством имперских князей — «рейхсфюрстов», которым они обладали во владениях Тевтонского Ордена, входивших в Священную Римскую империю), золотой костыльный крест Иерусалимского королевства, основанного в 1099 г. в Святой Земле крестоносцами) и обременяющие перекладины этого креста золотые лилии (дарованные тевтонам за доблесть в боях с мусульманами французским королем-крестоносцем
Людовиком Святым).

Сравнительно недавно, в 2008 году, был обретен считавшийся утраченным с 1938 года парадный шейный крест Гохмейстера Тевтонского рыцарского Ордена, украшенный бриллиантами и жемчугами — подарок австрийского Императора.

Организационная структура современного монашеского Тевтонского Ордена (Братьев Немецкого Дома Святой Марии, что в Иерусалиме, нем.: Brueder vom Deutschen Haus St. Marien in Jerusalem) выглядит следующим образом.

Во главе Ордена Девы Марии стоит Верховный магистр монашеского звания.

Совещательным органом при Верховном магистре является Генеральный совет (Генеральрат).

Кроме Верховного магистра, постоянными членами Генерального совета Тевтонского Ордена являются:

1) Генеральный прокуратор:

2) 4 Генеральных советника;

3) Генеральный секретарь:

4) Генеральный эконом:

5) Генеральная ассистентка;

6) ассистентка;

7) эксперт от института «фамилиаров» Тевтонского Ордена.

Генеральный прокуратор постоянно пребывает в Риме в качестве посла Тевтонского Ордена при Римском Апостольском (папском) престоле.

Генеральный секретарь является административным уполномоченным Верховного магистра по текущей управленческой работе и заместителем Гохмейстера «тевтонов» в случае болезни последнего.

Генеральный эконом отвечает за финансовые вопросы и вопросы логистики.

Генеральная ассистентка и ассистентка представляют в Генеральном совете интересы
«сестринской службы» («сестричества») Тевтонского Ордена.

Генеральные советники представляют интересы орденских провинций.

Эксперт от института «фамилиаров» представляет интересы «фамилиаров» Тевтонского Ордена.

Наряду с Генеральным советом, в орденской структуре существуют Литургическая комиссия и Комиссия собственного права Тевтонского Ордена.

Института «братьев-рыцарей» в современном Тевтонском Ордене не существует. В редких случаях Гохмейстер посвящает в «почетные рыцари», или «рыцари чести» («эренриттеры», Ehrenritter) Тевтонского Ордена — лиц, имеющих особые заслуги перед Орденом, из числа «фамилиаров». Так, например, 10 марта 1958 г. в базилике святого Андрея немецкого города Кёльна был посвящен в почетные рыцари Тевтонского Ордена Федеральный канцлер Федеративной Республики Германии Конрад Аденауэр (став 12-м по счету тевтонским «эренриттером» и будучи одновременно рыцарем папского Верховного Ордена Христа, рыцарем Ордена Святого Гроба Господня и магистральным рыцарем Мальтийского Ордена). «Рыцарем чести» Тевтонского Ордена был также доктор Отто фон Габсбург, наследник Императорского Престола Австрии и Королевского престола Венгрии, и др.

«Рыцари чести» Тевтонского Ордена, как и «братья-священники», носят белый плащ (но не с черным лапчатым крестом, обрамленным серебряной каймой, украшающим белые плащи орденских священников, а с белым гербовым щитом Ордена Девы Марии, украшенным прямым черным крестом, обрамленным узкой черной каймой, напротив сердца).

В настоящее время существуют 5 «тевтонских» орденских провинций:

1) Италия
2) Германия
3) Австрия
4) Словения
5) Чехословакия (объединяющая членов Ордена в Чехии и Словакии).

«Орденские сестры» также распределены по всем 5 провинциям:

В Нидерландском королевстве существует отдельный Утрехтский баллей (Ballei Utrecht) Тевтонского Ордена (члены которого еще в 1582 г. перешли из католической веры в протестантскую и с тех пор не подчиняются Верховному магистру Ордена).

Кроме того, на итальянском острове Сицилия существует отдельная автономная комменда Тевтонского Ордена, не входящая в орденскую провинцию Италия, под названием «Автономная комменда Cвятой Марии Немецкой» (итал.: Commenda Autonoma di Santa Maria degli Allemani).

Субкомменды Ордена существуют в Австралии, Бельгии, Венесуэле, Италии, Канаде, Колумбии, Намибии, Южной Африке и США.

Скажем несколько слов и об истории орденского «чина» фамилиаров.

В Средние Века, в эпоху Возрождения и Нового Времени «фамилиарами» именовались члены Тевтонского ордена, стоявшие в орденской иерархии «тевтонов» ниже «полубратьев» («димидиев»). «Фамилиары» были афилиированными в Тевтонский орден мирянами, то есть членами орденской семьи» («фамилии»), именовавшимися одно время — в XIX веке – «марианами» или «марианцами» — к тому времени этот термин уже перестал употребляться в своем первоначальном значении, как синоним понятия «член Тевтонского ордена Святой Девы Марии»). В отличие от первых трех категорий членов Тевтонского ордена — «братьев-рыцарей», «братьев -священников» («братьев-клириков») и «братьев-сариантов» («услужающих братьев»), «фамилиары» (подобно «полубратьям», или «димидиям», Тевтонского ордена) не принимали монашеский постриг, вели обычную мирскую жизнь за пределами орденских «комменд» («комтурий». «командорств», «коммендатур», т.е. замков-монастырей), не выходя из своего светского сословия, но должны были выполнять определенные обязанности по отношению к ордену Девы Марии. В число «фамилиаров» входили арендаторы орденских земель, обязанные являться по призыву орденских властей «людно, конно и оружно» в случае войны, управители орденских мельниц, странноприимных домов, постоялых дворов и пр.


В знак своей принадлежности к ордену Девы Марии «фамилиары» (а не «услужающие братья», как часто неправильно думают и пишут!), подобно «полубратьям» («димидиям») Тевтонского ордена, носили черный «половинчатый (половинный) крест» в форме буквы «Т», или «Тау», («крест святого Антония», зачастую именуемый в геральдике просто «костылем»).

Если «полубрат»-«димидиус», или «фамилиар», умирал, не оставив наследников, его имущество наследовал Тевтонский орден.

В настоящее время «фамилиары» Тевтонского Ордена распределены по 4 баллеям (бальяжам) — Германия, Австрия и Южный Тироль, а также по 2 комтуриям (комментуриям, комментурствам, комтурствам, комтуриям, коммендам) — Рим и Альтенбизен (Бельгия). В Германии существует 6 комтурий (комментурий, комментурств, комтурств, комменд), в Австрии — 2.

«Фамилиары» Тевтонского Ордена в Германии из юридически-экономических соображений учредили и зарегистрировали как самостоятельную общественную организацию «Союз немецких (тевтонских) господ — друзей и спонсоров Немецкого (Тевтонского) Ордена» (Deutschherrenbund der Freunde und Foerderer des Deutschen Ordens).

«Фамилиары» в Германии при приеме в тевтонское «орденское семейство» одновременно принимаются и в эту общественную организацию. Но друзья Тевтонского Ордена могут вступить в нее и не будучи «фамилиарами».

Как уже упоминалось выше, «Фамилиары» Тевтонского Ордена носят не белые, а черные плащи, скрепленные на груди шнурами в черно-белую полоску и украшенные напротив сердца тем же старинным орденским гербом, что и «почетные рыцари» (белый щит с прямым черным крестом), поверх черного костюма с белой рубашкой и черной бабочкой (или галстуком в диагональную черно-белую полоску).

В свое время «фамилиаром» Тевтонского Ордена был такой известный германский политический и общественный деятель, как министр обороны ФРГ, лидер «Христианско-Социального Союза» (ХСС) и многократный премьер-министр Баварии Франц-Йозеф Штраус. Сохранилось немало фотографий Ф.-Й. Штрауса в тевтонском орденском плаще).

Регулярно выходит в свет цветной иллюстрированный журнал тевтонского клерикального госпитальерского братства «Дейчер Орден» (Deutscher Orden).

Недавно Тевтонский Орден странноприимного Дома Святой Марии что в Иерусалиме — Deutscher Orden -, в целях интернационализации своей деятельности, разработал программу «Международное членство» (International Membership program of the Teutonic Order — Deutscher Orden), в рамках которой проводит кампанию по привлечению в свои ряды в индивидуальном порядке заинтересованных во вступлении в него лиц обоего пола из следующих стран: Испании, Португалии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Великобритании, Ирландии, Швеции, Швейцарии, Moнако, Кипра, Греции, Южной Африки, Финляндии, Хорватии, Канады, США, Aргентины, Бразилии, Meксики, Чили, Мальты, Aвстралии и Новой Зеландии, приглашая их вступать в ряды новых комтурств (командорств), учрежденных Орденом в перечисленных выше странах, во главе с комтурами (командорами). По мере увеличения числа комтурств в перечисленных выше странах, они должны объединяться в баллеи (бальяжи) во главе с бальи Ордена. Однако заявку на приема в Орден вправе подавать и граждане стран, не перечисленных выше (включая Россию, Армению, Венгрию, Болгарию, Румынию, Литву, Латвию, Польщу, Эстонию, Пуэрто-Рико), а также германской области Франкония, «Восточной Пруссии и Кёнигсберга», Сардинии и Иерусалима.

Здесь конец и Господу нашему слава!

ПРИМЕЧАНИЕ

ПРИМЕЧАНИЕ

/1/По-немецки: «Im Kreuz ist Heil».

Cреди иллюстраций к настоящей миниатюре мы поместили в ее заголовке герб Российского баллея Тевтонского Ордена странноприимного Дома Святой Марии что в Иерусалиме и должностной герб Верховного Магистра (Гохмейстера) Тевтонского Ордена аббата доктора Бруно Платтера.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!