Образовательный портал - Varnavinschool

Сколько зарабатывают моряки и как устроиться работать на судно. Профессия — Капитан каботажного и дальнего плавания главный навигатор судна Во сколько лет становятся капитаном корабля

Специальности: навигационное дело и судовождение, морское судовождение, речное судовождение

Специализация в зависимости от типа, назначения и водоизмещения судна (пассажирское каботажное, пассажирское скоростное, грузо-пассажирское типа «река-море», грузо-пассажирское типа «ледокол», круизный лайнер большого среднего и большого возоизмещения и т.п.)

Примечание. В учебных заведениях этой отрасли обычно готовят специалистов широкого профиля, специализацию студенты и выпускники выбирают сами, исходя из собственных интересов и обстоятельств трудоустройства.

Требуемое образование (уровень образования, тип учебного заведения):

Среднее специальное (навигатор, вахтенный помощник капитана грузового судна малого и среднего водоизмещения, старший техник-судоводитель) – речные и мореходные училища или колледжи, речные командные училища, ПУ и ПТУ речного флота РФ.

Высшее (навигатор-инженер, вахтенный помощник капитана) – высшие мореходные училища и академии

Специфические способности, необходимые для успешного овладения профессией:

При поступлении проходится специальная медкомиссия: будущий навигатор должен иметь крепкое здоровье, включая хорошее зрения и отсутствие склонности к морской болезни. Необходимо также иметь выраженный интерес к путешествию по водным просторам, уметь быстро принимать жизненно важные решения и не бояться взвалить на себя ответственность за жизнь и здоровье людей. Желательно обладать врождёнными способностями к пониманию географических карт и запоминанию географически важной

информации, а также к быстрому обучению пользоваться контрольно-измерительной и навигационной аппаратурой и другой техникой.

Профилирующие предметы школьной программы и дополнительного образования:

География, математика, физика, физкультура, ОБЖ, плавание, другие спортивные секции, занятия в студии судовождения*, история мореплавания, литература и русский язык, иностранные языки.

Характер и содержание работы:

Организационно-навигационный, административно-командный. Работа в различных судоходных компаниях – осуществление общего руководство вверенным судном, несение вахты на капитанском мостике, расчёт курса следования, периодически выполнение роли рулевого, ведение финансовых операций, связанных с коммерческой деятельностью, которую осуществляет судно.

Очевидные плюсы

Возможность работать на природе и постоянно путешествовать, для капитана дальнего плавания – возможность увидеть разные страны и стать участником интересной научной экспедиции, высокие доходы, в которые входит не только зарплата, но и премия по финансовым итогам работы судовой команды.

«Подводные камни», очевидные минусы

Длительная оторванность как от твёрдой поверхности под ногами, так и от семьи, поскольку не все жёны и дети моряков имеют возможность и желают плавать по морю большую часть года. Работа связана с риском для здоровья и жизни (возможны пиратские нападения и попадание в сильный шторм и даже торнадо). Необходимо постоянно проявлять суровость характера капитана и нести ответственность за поведение каждого члена экипажа и пассажира. Несение материальной ответственности за перевозимые грузы.

Возможные профессиональные заболевания: морская болезнь, вегетососудистая дистония – риск умеренный.

Вилка зарплат (в среднем в рублях в месяц)*

В Москве и Московской области: 40 000 – 70 000 (в основном каботажные прогулочные и зафрактованные для корпоративных прогулок малотоннажные суда)

На международных линиях, включая трансокеанские: 120 000 – 400 000

В крупных областных центрах, включая речные круизные суда: 50 000 – 80 000

В глубинке России: 25 000 – 40 000 (в основном грузовые суда малого и среднего водоизмещения)

По большому счёту, профессия моряка-навигатора, то есть специалиста по вождению водного транспорта, очевидна для всех, кто иногда смотрит фильмы про капитанов и морские походы, даже если действия в этих фильмах происходят во времена парусных фрегатов. Что же касается капитана, то это скорее руководящая должность на судне и звание в табеле о рангах служащих морского или речного судоходства. Этот табель был заведён в России ещё при Петре I и вначале полностью соотносился с табелем о рангах государевых служащих и людей военного звания. Но так повелось с глубокой древности, практически с начальной эпохи мореплавания, открытой, по-видимому, бесстрашными финикийцами. Любое судно, даже торговое, обязательно «по совместительству» было военным, а матросы во главе с капитаном – боевыми стражниками этого корабля.

Сегодня торговый, грузовой и пассажирский флот никак не связаны с военным предназначением, однако капитан на любой судне – по прежнему командир, имеющий право арестовать и заключить под стражу любого нарушителя общественного порядка. То есть капитан – это главное лицо на корабле, полностью отвечающее за безопасность находящихся на нём людей. И просто быть квалифицированным навигатором, то есть уметь прокладывать курс, пользоваться сложными навигационными приборами и отдавать рулевому верные команды, как и самому вести судно на месте рулевого, для капитана недостаточно.

Именно поэтому звание и должность капитана каботажного (приемущественно речного и плавающего на сравнительно небольшие расстояния от порта приписки) или тем более капитана дальнего плавания можно смело выделить в профессию. Путь к которой лежит не только через окончание соответствующего учебного заведения по соответствующей специальности, но и через достаточно длительную практику на борту судна в качестве штурмана или помощника капитана.

Надо сказать, что все капитанам гражданских судов, утверждённым на эту должность, присваивается офицерское звание. И от своих подчинённых на борту судна капитан обязан требовать беспрекословного подчинения подобно на военном флоте. В такой традиции, имеющей древние корни, заложен глубокий смысл создания на корабле условий, максимально способствующих безопасному хождению судна по заведомо небезопасной среде. Даже обычная и не широкая река таит в себе массу опасностей для, казалось бы, непотопляемого малым штормом металлического судна. А если кто-то из пассажиров (особенно это касается круизных лайнеров, где люди отдыхают и нередко позволяют себе вести намного более раскованно, чем на берегу) начинает создавать на судне нервозное настроение или, того хуже, затевает с кем-нибудь из других пассажиров или членов команды драку, то капитан обязан немедленно пресечь его действия.

Вызвать водную полицию (милицию) нередко бывает невозможно из-за удлённости судна от ближайшего населённого пункта, а специально полицейских держать на судах обычно не принято: считается, что в услових водной стихии на корабле не должно постоянно находится никаких параллельных вооружённых и наделённых властью структур, чтобы в случае критической ситуации своими действиями не навредить безопасности судна. То есть командир и администратор, принимающий решения, на корабле должен быть один, и это человек – капитан.

Надо сказать прямо: не каждый дипломированный навигатор может стать капитаном. Но это же можно сказать про любого специалиста. То есть не каждый квалифицированный специалист способен работать руководителем фирмы по полученному в учебном заведении профилю.

Тем не менее к отбору курсантов мореходные вузы подходят с таким «прицелом», что каждый выпускник в итоге должен стать капитаном современного судна. Вот, к примеру, что опубликовано на сайте Государственной морской академии имени адмирала С.О. Макарова (факультет судовождения):

«Желающие учиться на судоводительском факультете должны быть готовы к тому, что к ним будут предъявляться, как минимум, следующие требования (т.е. чем должен обладать претендент на учёбу на этом факультете. Прим. автора):

развитое чувство ответственности, обязательность, добросовестность, дисциплинированность, упорство, желание и умение жить и работать «по правилам»;

спокойствие, уравновешенность, мужественность;

желание и способность руководить коллективом;

готовность к постоянному, на протяжении всей профессиональной жизни, обу­чению и самообучению, повышению профессионального мастерства;

желание и способность к овладению иностранными языками, в первую очередь английским языком, - являющимся профессиональным для судоводителей.

За период обучения на факультете курсанты во время учебных и плавательных практик не меньше 12-ти месяцев проведут в морских и океанских плаваниях на судах ведущих российских и зарубежных судоходных компаний с заходами в порты многих государств.

Уже после первой плавательной практики на всемирно известном учебном паруснике «Мир», принадлежащем академии, курсанты получают первую морскую специальность «Вахтенный матрос», дающую в соответствии с международными требованиями право участвовать в несении навигационной вахты на морских судах.

По окончании обучения все выпускники, успешно освоившие программу обучения и программы практик, получают общероссийский диплом инженера и морской диплом вахтенного помощника капитана, имеющий международный статус и дающий право работать как на судах под российским флагом, так и на иностранных судах. Выпускники факультета востребованы и конкурентоспособны и по окончании факультета все получают направления для работы по специальности в российские и зарубежные судоходные компании.

После окончания факультета по мере приобретения опыта работы положительно зарекомендовавшие себя выпускники регулярно получают повышения в должности, становясь, как правило, через 7-10 лет капитанами современных морских судов».

А как быть мальчикам (женщин-капитанов история ещё не знала), которым очень хочется вырасти в капитана на водном транспорте, но я английским языком они не в ладах. Прежде всего, не стоит раньше времени ставить крест на изучении английского языка. Однако поскольку в мореходные училища обычно высокие конкурсы, а российские судоходные реки в большинстве своём ничем не хуже морей и озёр, почему бы не поступить в какое-либо из училищ водного речного транспорта? Например, в Омске есть прекрасное речное командное училище (среднее специальное образование) с давними традициями, из которого выходят хорошо подготовленные к работе на речных судах разного водоизмещения и назначения будущие капитаны и не только.

Но, выбирая профессию моряка или речника, независимо от специальности, необходимо давать себе отчёт в том, что для личной жизни эта профессия далеко не всем и не всегда удобна. Наиболее лучший вариант, если муж и жена (а потом и дети) с одинаковым интересом воспринимают длительные путешествия по воде, а самое оптимальное, когда оба работают на одном и том же судне. Но это уже как судьба сложится. Большинству же работников водного транспорта приходится расставаться с семьями на всю навигацию. Которая, на морях (кроме Чёрного) продолжается, по сути, круглогодично, и капитаны и их подчинённые не видят своих жён и детей по полгода и дольше подряд. А перерывы между уходами в море составляют чаще всего не дольше трёх месяцев.

_________________________________________________

Капитан – главный специалист на судне, однако без команды подчиняющихся ему вахтенных матросов и других специалистов не обходится ни одно судно. В одиночку можно управлять сравнительно небольшими парусниками или одномоторными баркасами и катерами. Поэтому на подавляющем большинстве грузовых и грузо-пассажирских кораблей, не говоря уж о круизных лайнерах, под началом капитана обычно служат не менее двух штурманов (первый и второй штурманы), один-два боцмана один из них старший), главный судовой механик и подчиняющиеся ему мотористы-механики, а также вахтенные матросы, в задачи которых входит не только пресловутая влажная уборка палубы. Вот, к примеру, по каким специальностям проходит обучение в одном из авторитетных учебных заведений мореходства Санкт-Петербургском Морском техническом колледже: «Организация перевозок и управление на морском транспорте» (техник), «Менеджмент на водном транспорте» (менеджер), «Судоводитель-помощник механика судов речного флота», «Боцман», «Моторист (машинист) рефрижераторных установок», «Повар» (кок) – профессиональное начальное образование.

На базе профильного начального профессионального образования (НПО) по ускоренной программе ведётся обучение по специальностям: «Морское судовождение», старший техник-судоводитель; «Морское судовождение», специализация «Морское судовождение в смешанном (река-море) плавании», техник-судоводитель; «Эксплуатация транспортных энергетических установок (на водном транспорте)», старший техник-судомеханик; «Технология продукции общественного питания», технолог (судовой кухни и кулинарии).

…Все поступающие для обучения профессиям и специальностям плавсостава проходят медицинскую комиссию, определяющую пригодность для работы на морском и речном транспорте. Для курсантов обязательно ношение морской форменной одежды…»

Кроме того, в речных и морских училищах можно получить квалификацию вахтенного матроса и отдельно – официанта для работы на круизных лайнерах.

Надо сказать, что во времена СССР к претендентам на работу официантом и бортпроводником на международных линиях предъявлялись достаточно высокие требования. Получить право трудоустройства официантом или коком на такой круизный лайнер хотели многие юноши и девушки, поэтому в училища образовался конкурс и предпочтения отдавали тем, кто мог неплохо общаться на английском языке. Сегодня ситуация не так остра, поскольку чисто познавательные и потребительские мотивы (иметь доступ к зарубежным товарам в судовых буфетах и припортовых магазинах) у молодёжи сошли на нет: не обязательно быть сотрудником круизного флота, чтобы попасть за границу или покупать импортные товары. Тем не менее официанту и другому члену судовой команды круизного лайнера весьма желательно сносно общаться по-английски и быть в достаточной мере коммуникабельным и доброжелательным.

Но если вы любите технику и воду одновременно, то почему бы вам не стать специалистом машинного отделениями (мотористом, механиком)? Судовые механики и мотористы большую часть рабочей вахты проводят в машинном отделении корабля и водных просторов не видят. Зато они ощущают себя своего рода хозяевами двигателей судна, и на своей территории у мотористов создаётся что-то типа машинной епархии. Никто больше, кроме них и старших командиров (капитана, его помощников и штурманов) не имеет права появляться в машинном отделении. Зато машинисты всегда могут выйти на палубу подышать свежим воздухом.

Определённую популярность получила среди будущих моряков и речников такая специальность, как боцман, по сути своего рода зам. руководителя судна по всем хозяйственным вопросам и работе с персоналом. Все вахтенные матросы напрямую подчиняются ему, но он и несёт ответственность за каждого из своих подчинённых и проводит их обучение работе на водном транспорте.

«Подводные камни» этой работы, независимо от специальности и уровня образования, все лежат на поверхности, но некоторые действительно по водой – это рифы, на которое морское судно всегда рискует наскочить. Но аварии на грузовых и пассажирских судах, заканчивающиеся трагически для корабля и многих пассажиров с членами команды, – явление не настолько частое и закономерное, чтобы кто-то мечтающий о работе на водной глади отказался от осуществления своей мечты. Соответствовало бы здоровье требованиям морского или речного устава, а уж матросом устроиться реально и парню, в школе не отличавшемуся особым рвением по всем дисциплинам, кроме физкультуры. Всё остальное – преодолимо и не так страшно, если человек заражен водой.

А другие на водный транспорт и не идут. Так что удачи, будущие корабельных дел специалисты. Надо сказать, что зарплата для этих людей не является фактором, определяющим их отношение к профессии.

Речники получают примерно вдвое меньше, чем моряки, зато намного чаще видятся со своими родными и близкими и практически не испытывают «прелестей» качки, когда от голода буквально сводит желудок, а есть невозможно. В среднем же рядовые работники водного транспорта получают примерно вдове меньше своих капитанов и не ниже, чем во многих других отраслях экономики. Так что удачи, будущие корабельных дел специалисты.

Дек 4, 2017

Обучение яхтингу – первый шаг в захватывающий и динамичный мир водного спорта. Вы получите права на самостоятельное управление судном, и перед вами откроется морская Вселенная. Поговорим о некоторых особенностях обучения.

Выберите инструктора.

Прежде чем обучаться яхтингу, важно выбрать хороших инструкторов. От их профессионализма зависят ваши навыки, уверенность в себе, способность принимать верные решения в процессе управления судном. Вы будете учиться не тому, что они говорят, а тому, как они выполняют необходимые действия. Только пошаговая стратегия, поддержка инструктора на каждом этапе обучения – вне зависимости от того, планируете вы получать права Всероссийской Федерации парусного спорта или международный диплом IYT, – сделают из вас настоящего капитана. Вам предстоит получить большой объем информации, и инструктор должен давать упражнения и проверять усвоение материала буквально на каждом шагу. Тогда вы довольно быстро сможете пройти все этапы обучения.

Работа в команде.

Компании, обучающие яхтингу, часто предлагают новичкам поучаствовать в гонках. Зрелище увлекательное: огромное число яхт собираются вместе, и каждый экипаж стремится обогнать соперника и выйти в лидеры. Командная работа позволяет почувствовать себя частью единого коллектива. Однако новичку важно понять, кто именно будет с ним рядом, совпадают ли его интересы с другими участниками команды. Не сможете наладить контакт – вряд ли ваш экипаж займет даже последнее место. Любая регата – это в первую очередь слаженная работа всего экипажа, где нужно думать не о себе, а о своих товарищах по команде.

Перед выходом в море обязательно попросите у компании-организатора список необходимой яхтенной одежды. Для ее правильного выбора уточните, в каких условиях будет проходить гонка: в закрытой акватории, где нет волны, или в открытой, где возможно заливание яхты водой. Стоит также уточнить предполагаемую температуру воздуха и уже в зависимости от этого подбирать яхтенную экипировку.

Наперегонки со страхом.

Яхтенные регаты в открытой акватории морей или прибрежных зонах океана – одно из направлений, где проверяется ваша выносливость, и вы боретесь со своими скрытыми страхами, со стихией. Иногда достаточно пройти одну такую гонку – и вы раз и навсегда поменяете взгляд на привычные вещи и станете совершенно другим человеком. В оффшорных гонках, в отличие от прибрежных, все работает на пределе: команда, яхта, капитан. Только совместная работа команды, уверенность капитана и взаимная поддержка друг друга в любой, даже самой незначительной работе способны повлиять на результат. Победа в таких регатах дает невероятное чувство уверенности в себе, которое помогает в обычной жизни.

В качестве испытания вам могут предложить гонки на швертботах. По сравнению с крейсерскими яхтами швертботы не имеют стационарного киля, а вся работа здесь происходит за счет веса спортсмена. Захватывающие скорости, драйв, способность мгновенно решать задачи – качества, которые вырабатываются у спортсмена. Скорости здесь вполне сравнимы со скоростями автомобиля, и победа, бывает, зависит от доли секунды. Опрокидывание яхты на таких гонках – обычное дело. Поэтому гидрокостюм, спасательный жилет, неопреновая обувь, перчатки и очки являются обязательными атрибутами снаряжения.

В крейсерский поход.

Выносливость, умение хорошо разбираться в картах и портах захода вырабатывают длительные переходы на яхтах. Крейсерские походы – это новые места, интересные люди, новые впечатления. В походе проверяется человеческий характер, и если вы с кем-то пройдете хотя бы один длительный поход, то научитесь отлично разбираться в людях. Совместное длительное проживание на ограниченном пространстве требует выработки таких качеств, как умение любить людей, делить с ними трудности. Зато наградой станут абсолютная уверенность в себе и совершенно новое ощущение жизни. За время крейсерского похода вы получите серьезные практические навыки и, что немаловажно, тут же закрепите их на практике. Именно в походах способные ученики становятся настоящими капитанами, способными справиться с любой яхтой.

Романтика морских путешествий была актуальна всегда - со времён первых людей, решивших покорить неизведанные воды в поисках новых земель, до тенденции выпуска круизной коллекции каждым значительным модным брендом. Море обладает магией, которая притягивает людей определённого типа и гонит их в поисках непознанного.

Наверняка у многих есть мечта самостоятельно встать за штурвал. Это не так сложно, как может показаться - для осуществления желания есть несколько возможностей: профессиональный наём, парусный спорт и всё остальное, то есть любительский уровень. Первые две категории требуют специального длительного образования, по окончании которого предполагается, что вы будете работать в яхтенной индустрии и получать за это деньги. Вариантов работы масса: шкипер (он же просто капитан) чартерной компании, работа в экипаже суперяхты, инструктор яхт-школы, регаты и так далее. Чаще всего в профессиональный яхтинг попадают люди, выросшие на море, поблизости от яхт-клубов, или те, чьё детство прошло среди яхтсменов.

Но если вы человек с улицы, это не должно останавливать вас на пути к мечте и морским брызгам в лицо. В этой статье пойдёт речь о самой доступной точке входа в мир яхт для новичков, а именно - о получении лицензии на управление маломерным судном. Такая лицензия даст вам право брать в аренду парусные и моторные яхты до 24 метров практически в любой точке мира.

В отличие от автовождения, общемировой системы лицензирования управления яхтой нет. Существуют единые для всех Международные правила предупреждения столкновения судов в море - International Regulations for Preventing Collisions at Sea (Colregs). Но вот «международных яхтенных прав» нет. Дело в том, что многообразие акваторий, типов судов и целей пребывания на воде настолько велико, что для каждого случая требуются особенные навыки. Например, можно ходить на моторном катере по внутренним водам - это одна категория удостоверения, а можно на парусном судне ходить кругосветку - совсем другая история. Поэтому единой системы просто не может быть.

ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) является частью МЧС России, её основная задача - регистрация маломерных судов и аттестация судоводителей. Туда следует обращаться, если вы приобрели катер, моторную лодку, гидроцикл, парусное судно и вам необходимо получить права на их управление. В таких правах ставятся отметки о типе судна (площади парусов, если судно парусное) и разрешённом районе плавания. А схема получения удостоверения схожа с автоправами - для сдачи экзамена требуется представить документ о прохождении обучения, медицинскую справку и паспорт. Экзамены сдаются в территориальном отделении ГИМС и состоят из двух частей - теоретической и практической. Подготовиться к экзаменам можно очно или дистанционно как в самом отделении ГИМС, так и в обучающих центрах на любом крупном водоёме. Удостоверения ГИМС выпускаются только на русском языке. Соответственно, с такими документами взять яхту в аренду за рубежом не получится.

Сегодня каждая страна имеет свои организации, следящие за порядком на внутренних водах. В России существует две: ГИМС (Государственная инспекция по маломерным судам) и ВФПС (Всероссийская федерация парусного спорта), обучающие судоводителей и выдающие удостоверения на управление судами.


Основная цель Федерации парусного спорта, как следует из названия, - подготовка спортсменов. Причём парус может быть на любом судне, в том числе и на доске виндсёрфинга. Но даже если у вас нет цели уйти в профессиональный спорт, вы можете пройти обучение на квалификацию «Яхтенный рулевой дневного плавания» в любой парусной школе, указанной в реестре на сайте ВФПС . Такая квалификация соответствует международной Day Skipper и даёт возможность управлять судном в дневное время не далее 20 морских миль от берега. Теоретическое обучение длится порядка 30-ти часов, его можно пройти как в классе, так и дистанционно. Практика проводится на базе школы - сначала в России, а затем в течение недели за рубежом, чаще всего в маринах Турции.

Стоимость обучения сильно варьируется в зависимости от школы, причём причины разницы в цене часто субъективны. Чтобы не запутаться в поиске подходящей школы, сразу обратите внимание на тип сертификата, который вам выдадут, и на рекомендации выпускников. Дело в том, что хотя ВФПС входит в состав Международной федерации парусного спорта, что значит признание российских сертификатов во всём мире, по факту большинство чартерных компаний с ними не знакомо. Стоит найти школу, которая выдаёт ICC - International Certificate of Competence - попытка Европейской экономической комиссии ООН урегулировать лицензирование судоводителей. Официально такие права действуют на внутренних водах Европы, в реальности они имеют вес во всём мире.

Существуют ещё несколько способов получить заветную корочку, причём, как показывает опыт последних лет, при правильном планировании они выходят дешевле, чем вышеописанные. Основные шаги следующие: освоение теоретических знаний самостоятельно, получение базовых практических навыков на ближайшем к вашему дому водоёме, выезд на практический курс уровня Day Skipper на Средиземное море - и вот вы капитан.

Наиболее распространёнными и популярными школами являются британская RYA (Royal Yachting Association) и IYT (International Yacht Training) Worldwide. Последняя создавалась в США, в настоящее время базируется в Канаде.

У каждой из этих школ есть плюсы и минусы, защитники и противники - с доводами каждой из сторон можно ознакомиться на специализированных форумах. Важно то, что школы объединяет - схожая программа обучения и признание выданных ими сертификатов во всём мире. По сути, какую школу выбрать, зависит от ваших предпочтений места обучения, стоимости курса и рекомендации знакомых. В итоге при усердном старании и хорошем инструкторе вы получите и там и там сертификат, дающий право управлять яхтой.


Инструкторы из RYA ведут обучение только на английском языке - соответственно, будьте готовы, помимо ежедневного общения на английском, выучить, понимать и бегло применять массу новой морской лексики. Исторически сложилось, что морская терминология, применяемая в большинстве стран мира, - английская. Но так как Пётр I проходил обучения кораблестроению на голландских верфях, в России применяется голландская терминология.

Не пугайтесь разнообразия курсов, ваша цель - sail cruising, то есть управление парусной круизной яхтой. Право самостоятельного управления такой яхтой даётся начиная с уровня Day Skipper. Практический курс длится одну неделю. Конечно, с нуля за такой короткий срок вы ничему не научитесь. Необходимо заранее подготовиться, иначе вас просто не допустят к обучению. Подготовиться нужно по теории и практике. С первым всё просто - в сети достаточно легко найти обучающую литературу уровня Day Skipper издания того же RYA или более увлекательные авторские учебники.

Что касается практической подготовки, то для уровня капитана прибрежного плавания необходимо иметь опыт пребывания в море около десяти дней и 200 морских миль пути. Доказательства вашего опыта никто не спросит, но как только вы окажетесь на борту учебного судна, сразу станет понятно, можете ли вы скрутить оверштаг, принять швартовы, поставить грот или смайнать стаксель. Проще всего овладеть базовыми навыками, взяв несколько занятий с инструктором в ближайшем к городу яхт-клубе. Количество занятий зависит от ваших способностей и инструктора. У некоторых получается интуитивно понять принцип движения лодки и работы парусов, другим требуется сначала понять всё в теории, выучить термины и только потом почувствовать уверенность в управлении.

Если у вас есть возможность на неделю уехать на Средиземку, сходите в качестве члена команды на круизной яхте и получите таким образом необходимый опыт. В летний сезон в сети очень много предложений о наборе в команду в любом районе Средиземного моря - выбирайте даты, регион, стоимость и договаривайтесь со шкипером о вашем желании получить опыт. Средняя стоимость недельного выхода - 700–900 евро. Подобный недельный выезд также поможет определиться, стоит ли продолжать занятия. Бывает, что после первого длительного перехода любовь к морю остаётся на берегу.

Принцип получения сертификата школы IYT в целом не отличается от вышеописанного. Основная разница - возможность выбора языка обучения, так как школы IYT дают курс на языке места нахождения школы. По системе IYT лицензировано несколько школ в России - самая первая из них Московская яхтенная школа . Английскую морскую лексику придётся выучить всё равно. Но при наличии русскоязычного инструктора процесс обучения станет проще. Для самостоятельного управления яхтой требуется пройти курс International Bareboat Skipper . Этот уровень не для новичков - так же как и в ситуации с RYA Day Skipper, вам потребуется доказать теоретические знания и иметь опыт порядка десяти дней в море и около 200 морских миль пути.

Вообще, практический опыт в управлении яхтой - это самое главное. Ситуации на воде никогда не повторяются, все яхты имеют свои особенности, и каждый маршрут требует определённых навыков - учиться нужно всю жизнь. Но сообщество яхтсменов с радостью принимает в свои ряды тех, кто уважает традиции «хорошей морской практики», и с удовольствием делится знаниями.

Книги, с которых стоит начать

В течение последних лет появилось много книг и полезных справочников на русском языке, наибольший выбор которых предлагают издательства «Моркнига» и Yacht Russia . «Моркнига» выпускает узкоспециализированные издания, в то время как Yacht Russia ориентировано на ежедневные потребности яхтсмена-любителя. На английском языке литературы неизмеримо больше, поэтому лучше выбрать книги, проверенные годами и многочисленными переизданиями.

Морское дело — одно из древнейших человеческих увлечений. Во все времена людей очаровывали морские глубины, а горизонт манил своей бесконечностью. Воины, путешественники, торговцы — все они не представляли своей жизни без странствий по морским просторам. В XXI веке тяга человека к морю ничуть не охладела, только теперь профессия моряка, помимо увлекательных странствий, может принести еще и солидные финансовые дивиденды. О том, как сейчас попасть на судно и стать профессиональным морским волком, «ПОнедельнику» расскажет Павел Барсуков — дипломированный судоводитель, третий помощник капитана.
Текст: Ольга Малышева
Редактор: Родион Чепалов

— Как приходят в эту профессию?

— По первому образованию я экономист, поэтому профессия моряка была для меня вновь приобретенной. В эту сферу люди попадают несколькими путями.
Первый и самый распространенный — преемственность поколений. В «моряцких» семьях дети с детства знают, куда они пойдут учиться и кем будут.
Но есть и те, кто по каким-то своим причинам не представляют себя без моря и в сознательном возрасте решают сменить профессию. Именно к этой категории я отношу себя, так как море всегда представлялось мне чем-то манящим и загадочным, поэтому выбор второй профессии для меня был скорее закономерным, нежели спонтанным.

— Где можно научиться морскому делу?

— В Петербурге существуют высшие учебные заведения, дающие соответствующее образование, например Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова или Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. Есть заведения, готовящие специалистов с начальным и средним профессиональным образованием, такие как Санкт-Петербургский морской технический колледж или Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж. Имеется огромное количество курсов по подготовке матросов, мотористов и прочих специалистов отрасли.

— Что делать после получения диплома?

— В случае с высшим профессиональным образованием диплом не дает автоматически права выходить в море в качестве специалиста (нужен еще отдельный «рабочий диплом»), и даже отучившись шесть лет в «Макаровке», вы не сможете сразу стать помощником капитана или механиком. Для получения «рабочего диплома» нужно 12 месяцев пробыть в море в роли матроса, набрать опыт, подтвержденный справками с судна, получить все необходимые сертификаты и сдать экзамен в Морской квалификационной комиссии. Только после этого вы сможете получить «рабочий диплом», с которым потом будете устраиваться на работу.

— Каков алгоритм действий при окончании курсов?

— Я как раз окончил двухмесячные курсы матросов в «Макаровке», получил минимальный пакет сертификатов: первый — «Плоты и шлюпки», второй — «Безопасность жизнедеятельности на судне». Здесь началось самое интересное. Без «рабочего диплома» никто не берет, а диплом без практики вы не получите. Приходится быть терпеливым и настойчивым, искать практику самостоятельно. Подходят любые способы — можно искать в интернете, спрашивать знакомых. Я нашел местечко в гидрографическом флоте, пришел на должность матроса второго класса, проработал там два месяца, получил диплом матроса первого класса. Затем сдал экзамены в порту, в уже упомянутой выше Морской квалификационной комиссии, и получил «рабочий диплом», с которым можно плавать.

— Какими качествами, помимо профессиональных, должен обладать будущий моряк?

— Работа напряженная и ответственная, поэтому рассеянному и невнимательному человеку на судне делать нечего. Если вы хотите работать в иностранной компании и получать хорошие деньги, то пригодится знание английского языка, желательно на высоком уровне. Существуют даже специальные языковые курсы для работников судоходной сферы. Знание любых других языков, кроме английского, тоже может очень пригодиться. Ну и, конечно же, моряк должен уметь хорошо плавать.

— Как устроиться на работу на судно?

— Для моряков существуют крюинговые компании — специальные кадровые агентства. Там вы оставляете свою анкету, где подробно описываете свои навыки, имеющиеся на руках сертификаты и дипломы, опыт своих прошлых контрактов, а также прилагаете свидетельство о прохождении медицинской комиссии. И ждете звонка...

— Есть ли разница между речными и морскими контрактами?

— Мои первые два контракта были на речных судах. Зарплаты у речников на порядок ниже морских, хотя работа не легче, а подчас даже сложнее. Я встречал настоящих профессионалов и искренне недоумевал, почему они держатся за место именно в речном флоте за такие деньги. Например, зарплата капитана речного судна сравнима с зарплатой третьего помощника в море, а доход старшего помощника капитана и вовсе соизмерим с окладом морского матроса. Правда, там же мне приходилось встречать и безответственных алкоголиков, которые выходили на вахту «подшофе».

— Где приходится плавать?

— Я работал на линии Карелия — Финляндия. Три раза в месяц бывал в Хельсинки и Турку, а раз в пять дней у меня был выходной — один день я проводил в родном Петербурге. Четвертый контракт отправил меня уже в Европу — во Францию, Германию, Данию и Швецию. Один из контрактов я провел на сухогрузе, который ходил в Африку: работали в основном в Сенегале, Либерии, Нигерии и Гане.

— Сколько моряк получает?

— Младший состав зарабатывает от $1-2 тысячи в месяц, командный состав — до $10-12 тысяч. Лакомый кусочек для любого моряка — это работа на офшорном судне. Эти суда занимаются бурением скважин, прокладкой кабелей, буксировкой и прочими полезными вещами. Привлекательны они тем, что зарплаты здесь больше, контракты короче, карьерный рост быстрее. Вот только попасть на такое судно не так просто. Главным условием в этой отрасли является ваш опыт. И чем он богаче, тем больше шансов, что вас примут на работу. Без большого трудового стажа обращаться туда просто не имеет смысла.

— Бывают ли на борту какие-нибудь курьезные случаи?

— Конечно. Однажды мы застряли во льдах Финского залива в нечеловеческий мороз, старое судно трещало по швам и начинало протекать. Через три дня нас спас ледокол, проходивший мимо. В Швеции, той же зимой, мы швартовались в канале, периодически застревая во льдах вместе с буксиром. Все это длилось семь часов, и все семь часов я провел на полубаке (носовая надстройка на баке корабля) и в результате отморозил ноги.
В Африке, пока мы стояли на рейде, одной из обязанностей матроса было в свою ночную вахту совершать обход судна.

Проходила эта процедура следующим образом: моряк оставался на палубе один с фонарем и рацией. Все двери и люки задраивались изнутри, на мостике оставался вахтенный офицер. Обладатель фонарика и рации должен был каждые 15 минут совершать обход судна и докладывать об обстановке за бортом. А за бортом в это время творился настоящий «карнавал» — местное население с криками и со специальным освещением ловило рыбу. Дикость этой ситуации довольно трудно представить, пока вы сами в ней не окажетесь. Но обходы были необходимы, так как те края славились обилием пиратов.

— Как привыкнуть к длительным рейдам и жизни вне дома?

— Несомненно, если вы выбираете профессию моряка, то нужно быть готовым к длительному отсутствию не только дома, но и на твердой суше. Легче тем, у кого нет семьи, но не могу сказать, что команда судна — сплошь холостяки. Ко всему можно привыкнуть. Работа довольно тяжелая, но она приносит очень хороший доход, массу впечатлений и дает возможность повидать мир. Это стоит того, чтобы проводить месяцы вдали от дома.

Ресурс — информационно-поисковая система в сфере судоходства, судостроения и судоремонта;
— каталог морских учебных заведений России и Украины;

— все о нужных для трудоустройства документах;

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!