Образовательный портал - Varnavinschool

Манифест новой системы образования: от просвещения к образованию. Свежий взгляд на современную систему образования Реформа российского образования

«Идея отправлять детей в некое богоугодное заведение, где их будут учить посторонние люди по программам, составленным политиками и высоколобыми теоретиками, сама по себе столь несуразна и оторвана от реальных потребностей ребенка, что остается только удивляться, как она ухитрилась воплотиться в жизнь.»

Стивен Харрисон, «Счастливый ребенок»

«Смешно и невозможно поверить сегодня, что само слово «школа» произошло от древнегреческого корня, обозначающего досуг!»
Марина Космина, журнал «Образование и карьера»

Вряд ли сегодня кто-то будет спорить, что нынешняя модель образования больше напоминает конвейер по штампованию винтиков экономического механизма, чем систему, способствующую развитию СВОБОДНОЙ личности. Ну, в принципе, это понятно. Государству свободные личности не нужны. Но о чем думают родители?!

Судя по всему, родители настолько увлеклись обучением детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе.

Большая часть моих знакомых родителей, как, впрочем, и педагогов, страшно недовольна современной общеобразовательной школой. Но, тем не менее, никто не пытается что-либо менять… В конце концов, большинство прошло через эту систему и считает ее единственно возможной.

Неужели они забыли собственную ненависть к диктатуре школы? Давайте откроем энциклопедию: «Тоталитаризм: одна из форм государства (тоталитарное государство), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих». Вам не кажется, что это о нашей школе?!
«Да, именно так, - замечает журналист Марина Космина, - классно-урочная система образования - со всеми атрибутами ее террора над свободой личности, во-первых, в принципе враждебна ребенку и некрофильна. А во-вторых, она безнадежно устарела.»

Все, что мы привыкли считать незыблемой основой, сутью школы, нормой ее устройства - весь этот Школьный Режим, который, как мы надеемся, дисциплинирует их и приучает к труду (особенно интеллектуальному), к жизни в обществе с его необходимостью ежедневной работы вообще и над собой в частности, с его графиками, расписаниями, планами и дед-лайнами, с неизбежностью подчинения и cупер-спросом на исполнительность - так вот, весь этот школьный режим на самом деле лишь карательно-принудительная система, не дающая ребенку свободно дышать, жить и развиваться. За то они и ненавидят ее столь дружно и последовательно.

А в таких условиях, как ни жаль, школа учит не столько математике и химии, сколько дает уроки умения изворачиваться, обманывать, приспосабливаться к давлению силы и власти, лгать, предавать.

Это не фантазии. Это – реальность…

Так давайте все-таки попробуем разобраться: а) чего же больше от современной школы – вреда или пользы и б) действительно ли современная школа – это единственный возможный путь для образования вашего ребенка…

Развитие, творчество, уверенность в себе

Вы не замечали, что ваши детки до того, как пошли в школу, просто искрили творческими импульсами, проявляли ко всему живейший интерес и фонтанировали идеями и озарениями? Прошло несколько лет школы и куда все это делось?

Помнится, Корней Чуковский первым выпустил книгу «От двух до пяти», в которой опубликовал высказывания детей этого возраста. После, книг подобного рода появилось множество. Дети говорят поразительные, парадоксальные вещи. Но почему же нет книг с высказываниями детей от от 14-ти до 18-ти, почему в этом возрасте подростки (в основной своей массе) говорят уже одни банальности? Очевидно, что дети до пяти лет, более творческие, чем хорошо обученные школьники.

Как верно замечает Стивен Харрисон, «существующие педагогические системы исходят из того, что внимание ребенка нужно удерживать. Но разве ребенок настолько несовершенен? Разве он изначально не несет в себе любознательности, творческих способностей, желания общаться - всего того, за что так борется система образования? Разве с самого начала дети не стремятся учиться что-то делать, не накапливают информацию и не общаются куда эффективней взрослых?»

Почему мы за ребенка решаем, что ему нужно учить и по сколько часов в день? Почему ребенок не имеет права стихийно строить траекторию своего образования, пробираясь в море информации вслед за своим самостоятельным интересом, или он должен поглотить отмеренную взрослыми меру культурного опыта человечества - пассивно, с сопротивлением, поверхностно, с провалами, но по плану?

Когда я отдал дочь в детский сад, она проходила туда ровно неделю, а после наотрез отказалась. На вопрос «почему?» трехлетний человечек ответил: «Там все одинаково»… Более емко не сказал бы и Эйнштейн. А сад – это еще не школа!

Современная школа – это классы по 30 человек, где занимаются дети одного возраста по одной и той же программе с одной и той же скоростью преподавания… В то время, когда писано-переписано, а главное, практика показывает, что при общении детей разных возрастов скорость развития на несколько порядков вырастает у всех (!!!) возрастов общающихся… В этом отношении двор, с его набором сложных коммуникативных ситуаций и выборов ребенка, гораздо больше способствует развитию вашего чада, чем школьный класс. Да и вообще, заучивание, действие по шаблону - самый низкий уровень мыслительных умений, а школа другого, увы, не предлагает…

«Умственным ли трудом занимается ребенок, которого десять лет отучают творить, то есть действительно думать, и заставляют заниматься лишь запоминанием и воспроизведением образцов? И в каком социуме реально может адаптироваться выпускник? Разве что в вузе. Согласен: единственная жизненная задача, которую реально способен решить вчерашний одиннадцатиклассник, - это поступить в ВУЗ», - замечает преподаватель Санкт-Петербургского университета, автор книги «Введение в гуманитарную экспертизу образования», Сергей Леонидович Братченко.

Четыре вопроса о школе:
Что происходит в школе с верой ребенка в себя? С его способностью опереться на самого себя? С его готовностью решать свои проблемы с позиций автора и хозяина своей жизни? Школа - способствует она тому, чтобы каждый ребенок больше верил в себя, или наоборот?
Как ребенок понимает и ощущает самого себя? Как он знает свои сильные и слабые стороны, свои ресурсы? Помогает ли школа ему понять себя? Или она внушает ему иллюзии? Или, наоборот, она вообще отвращает его от желания узнать себя?
Что делает школа со способностью ребенка жить среди людей - таких же свободных, таких же неповторимых? Какие способы разрешения неизбежных противоречий между людьми показывает детям школа на примере внутришкольных отношений? Развивает ли школа способность понимать других, принимать, несмотря на все различия, сочувствовать им и договариваться с ними? Или она знает один принцип: «Вон из класса»?
Насколько у ребенка развивается тяга к выстраиванию собственной жизни? Насколько он понимает, что жизнь - это результат его усилий? Насколько он готов справляться с трудностями, насколько у него хватит мужества? Понимает ли он жизнь как работу, как творчество, как решение жизненных проблем? Или ему внушили, что правильная жизнь - прямая, а трудности - это ненормально, это чья-то вина?

Если хотя бы на половину из этих вопросов школа может ответить позитивно, то со стопроцентной уверенностью можно было бы заявить: она растит Личностей.. Только… где они такие школы… Но и это еще не все…

Проблемы здоровья

По данным коллегии Министерства образования Российской Федерации, в школу поступают практически здоровыми примерно 70% детей, а заканчивают - только 10% выпускников. Причем больше всего болезней находят у старшеклассников. Неудобная мебель портит осанку, сухомятка - желудок, недостаток света сказывается на зрении.. По предварительным данным, практически каждый четвертый ребенок плохо видит. Врачи связывают это с плохой освещенностью школьных классов, и чрезмерным увлечением телевизором и компьютером. Кроме того, многие дети имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом и желудочно-кишечным трактом. Педиатры утверждают, что основная причина детских гастритов и колитов - неправильное питание в школе. Таким образом, врачи сделали вывод, что большая часть болезней возникает у подростков именно за время учебы.
Вот грустная пятерка самых частых заболеваний в связи со школой:

Заболевания органов дыхания,
близорукость,
расстройства, связанные с пищеварением,
болезни костно-мышечной системы,
заболевания органов кровообращения.

Костно-мышечные заболевания – от неправильной позы, которую школьники меняют гораздо реже, чем это жизненно необходимо. Да и мебель в наших школах далеко не всегда удобная.
«Большинство родителей не позволят восьмилетнему ребенку пользоваться взрослой битой при игре в крикет или взрослым велосипедом, однако они не беспокоятся, когда их дети сидят длительное время без опоры со скрученной шеей и перенапряженными запястьями», – сообщил Профессор Питер Бакл (Peter Buckle) из Центра медицинской экономики Робенса (Robens Centre for Health Economics).
Что касается «дыхалки», то туберкулез, увы, еще жив. В школе из-за большой скученности детей в одном помещении в течение дня складывается определенная, часто неблагоприятная, воздушно-тепловая среда. Выход? Постоянно проветривать и проветривать, что далеко не всегда делается.

Глаза – всегдашний бич школы. По статистике, у каждого пятого ребенка к 11-му классу не все в порядке со зрением. На это влияет все – количество и размер окон в классе, спектр и оттенок ламп дневного освещения, цвет стен (они должны быть матовые, пастельных тонов), цвет штор (обязательно светлые).

Интересная история с «голгофой», то есть классной доской. Она должна быть зеленой или коричневой, но ни в коем случае не черной. Глаза в первую очередь портятся из-за постоянной переадаптации в течение урока: в тетрадях и учебниках учеников записи черным по белому, а на доске – белым по черному. Так что лучше всего – вообще новомодные белые доски, по которым пишут маркером.

Что имеем? Нагрузка на глаза + плохой свет + долгое сидение + не домашнее питание + духота и жара – получается, школа это самое вредное место в жизни ребенка! (Это мы еще не говорим об интеллектуальной нагрузке, экзаменационных стрессах, разборках с учителями и зимнем вставании к 8 утра.)

Итак, допустим, мы согласились, что школа это плохо. Какие есть варианты? А вариантов несколько, от самых мягких до самых кардинальных:

Переход ребенка на экстернат;
Переход ребенка в другой тип школы (лицей, колледж, альтернативные школы);
Переход ребенка на домашнее обучение без необходимости сдавать экзамены и получать аттестат, или, попросту, жизнь с родителями.

Экстернат – это порядок сдачи экзаменов за курсы полной средней общеобразовательной школы для лиц, в них не обучавшихся (экстернов). То есть ребенок приходит в школу только для того, чтобы сдать экзамены. Как он занимался и с кем – никого волновать не должно. Главное, что экзамены сдавать все равно придется по той самой школьной программе. По этому пункту добавлю только, что если вы решились на экстернат, то по российскому законодательству любая общеобразовательная школа, имеющая государственную аккредитацию, обязана предоставить возможность сдачи школьной программы экстерном.

Альтернативная школа
Основные признаки таких школ, отличающие их от стандартных, это:

Здесь уважают учеников, а не систему.
Ученики имеют возможность выбирать способ и темп подачи материала на уроке.
Гибкий учебный план, меняющийся в зависимости от того, кто учится в классе.
За принципы обучения отвечают ученики и учителя, а не система.
В группах, с которыми они работают, учителям предоставляется свобода действий.
Устаревшие педагогические правила не запрещаются. Новые идеи приветствуются.
Тесты постоянно изменяются и перерабатываются, чтобы соответствовать уровню навыков и знаний.
Постоянно меняющиеся техники обучения являются нормой на протяжении всей истории существования заведения.
Возможно, что все это спорно.

К сожалению, на постсоветском пространстве даже само понятие «альтернативная школа» нашим дипломированным педагогам кажется кощунственным, а уж образцы таких школ можно пересчитать по пальцам:

Система школ Монтессори, являясь лицензированной системой школ, которая относится к ученикам как к «независимых учащимся», тем не менее, по сути является системой детских садов, так как охватывает детей только до шести лет, поэтому можно говорить о принципах, используемых в Монтессори-педагогике, но нельзя о реально-действующих школах…

Вальдорфская система образования – также школа «американского» типа, является крупнейшим и наиболее быстро растущим нерелигиозным движением в мире, с 800 школами более чем в 30 странах мира. На начальной стадии академическим предметам уделяется немного внимания. Программа первого класса предусматривает их в минимальном объеме. Чтению не учат до второго класса, хотя детей знакомят с буквами (в 1 и 2 классах). В средней школе (1-8 классы) у учеников есть классный учитель (основной), который обучает, наблюдает и опекает детей и остается с классом (идеальный случай) на все восемь лет школы. Следует отметить, что как таковых учебников в Вальдорфских школах не существует: у всех детей есть рабочая тетрадь, которая становится их рабочей книгой. Таким образом, они сами пишут себе учебники, где отражают свой опыт и то, чему научились. Старшие классы используют учебники в дополнение к работе по основным урокам. К сожалению, Вальдорфские школы можно найти лишь в нескольких крупных городах (Москве, Питере, Киеве)…

Школа Академика Щетинина - настоящая община в самом лучшем контексте этого понятия. Ее отличие от прочих школ в том, что она находится в лесу, и по сути, является маленьким государством. Здесь вы также не найдете одновозрастных классов, учебников и уроков… Школа строится на пяти основаниях: нравственно-духовное развитие каждог; устремленность к познанию; труд, (точнее, любовь к труду в любых проявлениях, например все корпуса школы построены самими учениками); чувство прекрасного, утверждение прекрасного во всем; и, наконец, мощная физическая подготовка каждого.

К находкам российских педагогов можно отнести основанную Милославом Балобановым школу-парк (Екатеринбург). В Парке принципиальны три позиции: отказ от обязательных учебных занятий, от одновозрастности в образовании и почти полностью - от оценок. В идеале и не нужен никакой аттестат, никакие оценки. По мнению Милослава Балабана, самым лучшим документом об образовании у ребенка был бы портфель с отзывами всех учителей о его успехах. Именно об успехах! По ним и судите, по ним и на работу, и в ВУЗ берите. Учащиеся парк-школы не делятся на классы, и при этом каждый из них самоопределяется по отношению к каждой студии: либо он является ее постоянным членом (членом «команды»), либо клиентом, либо посетителем (гостем).

Кроме того, у каждого учителя (руководителя студии) существуют «выращенные им» подмастерья - ученики, активно помогающие учителю в работе с другими постоянными членами или клиентами. Любой ученик парк-школы может в любое время изменить свой статус по отношению к данной студии - из посетителя стать клиентом, затем постоянным членом, затем подмастерьем (последнее, конечно, по взаимному согласию с учителем); возможно изменение статуса и в обратную сторону.

Несмотря на многие позитивные стороны альтернативных школ, нельзя не заметить, что основные принципы их образовательной системы весьма плохо совмещаются с нормативным полем массового образования. Посему, до тех пор, пока существует нынешняя Система, альтернативные школы вряд ли смогут выжить в форме учреждения, а лишь в форме некоммерческого партнерства, объединяющего индивидуальных предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью (статья 48 закона «Об образовании»). Эта деятельность не лицензируется и не подпадает под многочисленные правовые акты, регламентирующие работу образовательных учреждений. Что, в принципе, не может сильно напугать родителей, поскольку и сейчас документов об образовании государственного образца ни одна альтернативная школа не выдает…

Практически все понимают, что обучение в школе не даёт гарантии всестороннего обучения, что диплом (о высшем образовании) не даёт гарантии высокого положения и большой зарплаты, что гораздо важнее научить ребенка находить информацию, когда это нужно, а не содержать ее в голове в больших объемах. И многие готовы ради того, чтобы их ребенок не был подвергнут творческой кастрации, а кроме того, еще и научился самостоятельности, отдать его в альтернативную школу… Но…

Домашнее обучение

Но некоторые родители идут еще дальше и, становясь в глазах образовательной Системы еретиками, совсем забирают своих детей из школы, то есть переводят их на домашнее обучение… Что же движет такими редкими сумасшедшими, не побоявшимися взять ответственность за жизнь своих детей полностью на себя, не испугавшихся бумажно-чиновничьих препятствий и яростного переубеждения окружающих, не говоря уж о родственниках… И правда, ведь как же без школы можно вообще жить в нашем мире, овладеть знаниями, научиться общаться с людьми, устроиться на хорошую престижную работу, сделать карьеру, зарабатывать приличные деньги, обеспечить свою старость…и прочее и прочее.
Мы не будем вспоминать того, что в царские времена домашнее образование было повсеместным, мы даже не будем вспоминать, что и в советские времена довольно известные личности учились дома. Мы просто подумаем, чем руководствуется обыватель, отправляя своего любимого ребенка в школу? Основа всего - беспокойство о будущем. СТРАХ перед ним. Будущее в случае домашнего образования очень неопределенно и не подходит под шаблон: школа - институт - работа - пенсия, где все идет по одной раз установленной схеме.

Но уверены ли вы, что ребенка эта «установленная схема» устраивает?

Проведите такой эксперимент: возьмите листок бумаги и выпишите на него 100 своих знакомых. Потом обзвоните их и выясните, какое образование они получили, кто по специальности, а затем выясните, СКОЛЬКО времени они по этой специальности проработали. Девяносто пять человек ответят, что ни дня… Еще четыре скажут, что диплом им пригодился, чтобы понять, как они ошиблись в выборе профессии и ВУЗа… То есть 99 человек из ста признают, что 5-6 лет жизни были ими потерянными впустую. И, устроившись, на работу абсолютно отличную от дипломной специальности, они в течение двух-трех месяцев практики усвоили все то, что им, могли бы вбивать в голову в институте в течение пяти лет (ну, помимо теории марксизма-ленинизма и истории КПСС, разумеется)…

Вопрос: зачем заканчивать школу?
Ответ: чтобы получить аттестат!
Вопрос: зачем получать аттестат?
Ответ: чтобы поступить в ВУЗ?
Вопрос: а зачем поступать в ВУЗ?
Ответ: чтобы получить диплом!
И, наконец, вопрос: зачем нужен диплом, если по специальности никто не работает?

Согласен, до недавнего времени, если у тебя не было диплома, просто нельзя было устроиться НИ НА КАКУЮ работу, за исключением дворника, лифтера и грузчика. Варианта была два: либо становиться грузчиком, либо… предпринимателем (что по ошибочному мнению большинства, не каждому дано). В бизнесе тоже диплом не нужен. Смекалки достаточно… Сегодня же, слава богу, спектр возможностей для бездипломников расширился: большинство коммерческих фирм уже требует не диплом об образовании, а резюме и портфолио, то есть список ваших достижений. И если вы САМИ научились чему-либо и достигли чего-либо, то это только плюс.

А чему, скажите, можно научиться, если вместо того, что ребенку интересно, он вынужден по шесть-восемь часов изучать в школе интегралы и бензольные кольца, а потом еще делать домашние задания?

…Скажите, сколько времени вам понадобится на то, чтобы научить человека с улицы всему тому, что вы делаете на вашей работе? Заметьте, я не спросил сколько лет! Потому что уверен, что дело в нескольких месяцах.

Теперь еще раз давайте вернемся к вопросу: вы уверены, что ребенка эта схема устраивает? Что он предпочтет потратить 15 лет на то, что ему не пригодится, изучению того, что ему нравится уже сейчас, чтобы через год-три стать в этом специалистом?

Ну и напоследок позволю себе процитировать предпринимателя Юрия Мороза:
«Итак, записывайте. Корни квадратного уравнения равны b в квадрате плюс минус Дискриминант и деленное на 4а. Это очень важно! Деленное именно на 4а!
Если ваши сын или дочь придут из школы и спросят, папа или мама, а как решать квадратные уравнения, а вы и не помните, это же не значит, что и вашему ребенку теперь эту тему в школе изучать не нужно? Все равно придется изучать. Неважно, что потом все забудет и ни разу в жизни не применит, а изучать придется…

…Подождите, подождите, знаю, я что вы мне хотите сказать. Что мол, математика нужна, чтобы уметь управляться с компьютерами, вот! Вы уверены?! А вы давно заходили в компьютерный клуб? Зайдите и послушайте, что там говорят ребята лет в десять, а то и помладше. И какие термины они употребляют. Уверяю вас, что эти мальчишки знают кучу терминов, о которых преподаватель информатики в школе и не слыхивал. А уж по поводу реального применения этих знаний, так преподаватель отстал уже навсегда. Будете спорить? А кто лучше разбирается в том, как программировать ваш видеомагнитофон, вы с высшим образованием, или ваш сын с незаконченным средним?».

Образование в России сейчас – это поле боевых действий, и на этом поле Россия давно и безнадёжно проигрывает.

Пока мы боремся с террористами в Сирии, выстраиваем энергонезависимую экономику, внедряем импортозамещение, отбиваемся от нападок дикого Запада, внутри нас, внутри российской системы зреет такое, что может в конце концов поставить страну на колени.

У меня есть простой вопрос, после которого можно было бы даже и не продолжать чего-то там писать. Советская система образования в своё время была признана лучшей в мире – так? И она оставалась таковой на протяжении многих десятилетий – как минимум от полёта Гагарина до распада Советского Союза (а кое-где, особенно в малых городах и сёлах, – и дольше). А вот теперь вопрос: ЗАЧЕМ было менять эту систему, если она была лучшей в мире?

Я уже рассказывал, что в школах страны в соответствии с «Законом об образовании» оказывают образовательные услуги. На троечку. Кто-то защищает ЕГЭ: мол, хороший экзамен, хорошая система, позволяет поступить в разные вузы!

Но как-то забывается здесь, что, если человек хочет хорошо сдать ЕГЭ по какому-то предмету, он должен заниматься с репетитором. Причём сразу с несколькими. Школа не даёт тех знаний, которые нужны для успешной сдачи ЕГЭ. Кто-то будет спорить?

Кроме того, школа перестала быть и очагом воспитания, помощником родителям в воспитании детей. «Два-два-два, дурак-дурак-дурак!» - всё. Конечно, бывают дети патологически безграмотные, или не способные усвоить математику, или глухие к языкам, или не умеющие рисовать. Но зачастую вполне успешного изначально ребёнка безликая школа делает равнодушным к обучению и к оценкам. Посочувствовать, прихвалить, поговорить по душам, погладить по голове, спросить о проблемах, если педагог мужчина, поговорить как со взрослым, – таких рекомендаций и требований нет к предоставляющим образовательные услуги!

Так случилось, что мне иногда приходится наблюдать особенности учебного процесса в разных школах. Где-то есть хорошие преподаватели, которые работают ещё по старинке, кого-то можно называть учителем от Бога. Но в основном это безликая серая масса – к тому же малообразованная и забитая кучей бумажек, чрезмерными требованиями к составлению разных программ, обиженная несправедливым распределением стимулирующих надбавок к зарплатам. И всю эту злость, как правило, вымещают они на детях.

Недавно в соцсетях распространилось , где эти самые родители просят обратить внимание на их детей. Не душить двойками и криком, а помочь в воспитании. Не знаю, насколько такое во всех ростовских школах, о некоторых учителях слышал неплохие отзывы, но в основном, конечно, родители жалуются. Можно сказать, что родители нынче не те, и дети не те. Да и народ правительству не тот достался.

Простите, никого не хочу обидеть конкретно, но оглянитесь, уважаемые педагоги: к какой категории каждый себя отнесёт? Повторюсь: да, дети пошли не те, да, родители агрессивны, да, закон не на вашей стороне. Но кто ж тогда будет учить и воспитывать детей?

Нашумевшая недавно история с избиением детей директором одной из сальских школ буквально всколыхнула общество, причём всей страны. Даже мне писали с Первого канала и просили прокомментировать. Конечно, комментариев я давать никаких не стал, хотя эту женщину – фигурантку теперь уже уголовного дела – я в своё время знал. Но комментировать я не могу по нескольким причинам: сейчас сам не понимаю этой ситуации, да и в нынешние времена человеку что хочешь могут приписать. Одно знаю наверное: детей учитель бить не имеет права. Если не выдерживает – надо из школы бежать. Пропустил момент, сорвался – всё, тюрьма.

Как я уже говорил, к сожалению, многие нынешние учителя недообразованны. Опять же всю страну облетел видеоролик, когда ученица выучила и прочитала слова рэпера Оксимирона и выдала их за стихотворение Осипа Мандельштама. Учительница слушала с деланным наслаждением и поставила девочке пятёрку. На общую потеху всей стране. Потом вроде бы как придумали версию, что было задание сравнить Мандельштама с современной поэзией. Хочу сказать, что это едва ли не кощунственнее, потому как в рэпе поэзия, извините, и не ночевала. Рэперов так и называют – рифмачами.

Конечно, Мандельштам – поэт сложный. Мне встречались филологи по основному образованию, которые называли его Мендельштампом и даже Мандельшманом. Впрочем, у любого человека могут быть провалы в знаниях. Я, помнится, в юности, окончив уже институт, спорил с моими воспитанниками, утверждая, что Джомолунгма и Эверест – разные вершины. До сих пор стыдно! Однако нынешняя подготовка педагогов, да и вообще специалистов, выходящих из стен высшей школы, не то что оставляет желать лучшего, но и вредит государству.

Я скажу вот что: высшая школа в том виде, в котором она существует, наносит огромный ущерб экономике страны. И вот почему.

Если вы платите за что-то, надеетесь получить какую-то отдачу. Ну, товар, услугу. Хорошего качества и полезный, который пригодится в хозяйстве. Иначе зачем платить, верно?

Раньше государство направляло огромные деньги на подготовку специалистов в институтах и университетах, а после этого распределяло их на работу. То есть был заказ. Государство тратило на студента деньги, но за это выпускник вуза должен был отработать как минимум три года там, куда пошлёт его Родина, - там, где специалистов как раз и не хватает, чтобы развивать территорию. К тому же это было гарантированное трудоустройство.

Конечно, некоторые отлынивали, правдами и неправдами старались остаться в крупных городах, но большинство безропотно ехало туда, куда послала страна. И это было в порядке вещей: все понимали, что затраченные на обучение деньги надо отрабатывать.

А сейчас что? Студент, поступивший на бюджетное место, получает от государства щедрый подарок: от 63 до 112 тысяч в год за бакалавриат и от 75 до 135 тысяч в год за магистратуру.

По некоторым данным, в 2015 году в вузах России обучалось на бюджетных местах 576 тысяч человек. Получается более 50 миллиардов в год! А на одного студента за весь курс обучения «подарок» составляет от 320-350 тысяч для бакалавра до 500-600 тысяч для магистра.

И вот эта огромная армия выходит после получения образования на рынок труда. И что? А то, что эту армию в стране никто не ждёт! Ну не нужны у нас в таком количестве юристы, экономисты, переводчики, биологи, географы и даже педагоги! Да что там! Выпускники медуниверситетов – дипломированные врачи – вынуждены даже в Ростове устраиваться не то что медсёстрами – санитарками. Ибо мест нет! Так зачем же было тратить столько денег на их обучение?!

Да и для молодых людей трагедия. Выходит, учились-учились – и на тебе! Силы есть, знания есть, есть азарт, но ты никому не нужен. Помыкается-помыкается молодой человек, гордость и спесь пособьёт и идёт понуро хоть куда-нибудь – где сжалились и приняли на смешную зарплату. Есть горькая шутка про обучение: золотая медаль – красный диплом – свободная касса…

Разве эта ситуация не является одним из крупнейших преступлений века?

Ну, а теперь подошли к главному. Именно с Ростовской области начинается разрушение отечественной системы высшего профессионального образования.

    Когда несколько лет назад была введена так называемая «булонская» система, многие повозмущались, но быстро притихли. А между тем такой системой была узаконена подготовка недоспециалистов. То есть у студентов украли год обучения. А магистратура в большинстве вузов стала платной, за исключением нескольких бюджетных мест на каждом факультете. И возникла армия специалистов, которые как бы и имеют высшее образования, но достаточным количеством знаний и учебного опыта не обладают. Вот они и приходят на производство двигать нашу промышленность и науку.

    Я не хочу обидеть по-настоящему талантливых выпускников вузов, которым, по ряду причин, не удалось продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре. Но таких, как вы сами понимаете, совсем немного.

    Произошло крупнейшее объединение вузов страны. У нас образовался сначала монстр ЮФУ, а теперь вот ДГТУ поглотил строительный университет. И это тоже преподносится как благо: мол, деньги польются в укрупнённые вузы рекой.

    А оставшиеся «в одиночестве» вузы впоследствии будут довольствоваться возможностью готовить только бакалавров, то есть станут автоматически «второсортными» - соответственно, и контингент студентов в них изменится, а значит – и качество образования.

    Но вернёмся к ЮФУ. Дошло до того, что и студенты, и преподаватели начали выходить на пикеты и даже готовятся к проведению митингов и забастовок. Потому что, откровенно говоря, людей уже достали.

    Ну, во-первых, после укрупнения вузов и создания ЮФУ, разумеется, часть сотрудников была уволена. Меньше стало и бюджетных мест, куда осуществлялся набор. Опять минус.

    Надо выполнять указы президента, повышать зарплаты. Но для этого в России всегда один путь: «оптимизация» штата. То есть высвободившиеся после увольнения одних средства можно поделить промеж другими.

    Кроме того, судя по общей обстановке и по рассказам студентов, учащихся в ЮФУ на некоторых факультетах, образование плавно и настойчиво перетекает в самообразование, а качество подготовки преподавателей постоянно снижается: на место профессионалов приходят «креативные», которые из себя как учёные мало что представляют, зато умеют себя «преподнести». И вот это-то становится самым страшным.

    Ни для кого не секрет, что сейчас наплодилось всяко-разно кандидатов-докторов. Покупают диссертации, покупают учёные степени. Одна знакомая как-то рассказывала, что ей диссертация обошлась в стоимость хорошего автомобиля. Но тему диссертации так и не смогла припомнить. Только гордилась тем, что она защитилась, а другие – лохи!

    А кто-то, извините, своей тяжёлой задницей высидел в библиотеках и за компьютером эти диссертации и звания, кто-то десятки лет занимался глубокими, фундаментальными исследованиями, создал в науке целую школу – и что?

    Ну, стоит хотя бы сказать, что ЮФУ (прошёл слух) не собирается продлевать контракт с доктором юридических наук, профессором, Заслуженным юристом России, писателем и сценаристом, светилом отечественной криминалистики Даниилом Корецким. Думаю, что его в Ростовской области знают все: и студенты, и читатели, и зрители.

    И вот этому Корецкому отказывают в предоставлении места на юридическом факультете ЮФУ! Конечно, может быть, характер у профессора не очень (кому-то не нравится), но ведь это – имя! Имя в науке, в литературе, искусстве! В вузах мира таким людям присваивают звание почётных докторов, чтобы хоть как-то иметь кусочек славы такого человека. А у нас – не нужен, на фиг, на фиг, на фиг!

    Несколько лет назад в ЮФУ, как, в прочем, и во многих других вузах страны, были приняты так называемые «эффективные контракты». Если коротко и несколько утрированно, то так: есть набор критериев, которым должен соответствовать преподаватель, за них начисляются баллы, это требуется в отчёте. Мало баллов – меньше ставка.

    И вместо фундаментальной науки, каковая и должна развиваться в федеральном университете (а где ж ей ещё развиваться?), преподаватели должны распылять своё время на разные мелочи, чтобы им поставили птичку и не выгнали.

    Составляются рейтинги преподавателей, в соответствии с которыми у человека появляется право на замещение от целой ставки до 10 процентов. То есть тебя могут и не выгнать, но прожить на 0,1 ставки ты не сможешь. Ну хоть семи пядей во лбу!

    Моя знакомая, доктор наук, профессор, автор нескольких крупных монографий имеет рейтинг то ли 10, то ли 15 баллов. Другая знакомая, кандидат наук, доцент, которая, кажется, и вуз-то в своё время окончила заочно, является яростной общественницей, проводит разные мероприятия, ездит в командировки, в том числе и зарубежные, но монографию написала только одну, и то тоненькую. Никакого следа в фундаментальной науке, разумеется, не оставит, а по отзывам студентов, только и делает, что унижает их на лекциях, не давая знания. И вот она имеет рейтинг 300 с чем-то баллов!

    Как вы думаете, кого формально обязан предпочесть вуз? Естественно, вторую. А крупный учёный может остаться за бортом. Потому как не нужны учёные. А ну как вырастят тоже учёных. А научные школы в России пока ой как сильны!

    Вот так и добивают нас. И войны не надо. А так – всё ведь под благими предлогами.

    Но когда не останется специалистов (а это произойдёт уже довольно скоро, если ничего не будет меняться), мы станем не только сырьевым, но и интеллектуальным придатком Запада. Что пострашнее.

    Ведь если нас сейчас хотели разрушить путём снижения цен на нефть, а не получилось, потому что, как оказалось, в России ещё могут делать лучшие самолёты, лучшие ракеты в мире, лучшие комбайны и трактора, лучшие продукты и стройматериалы, вот тут-то Дядя Сэм и начал репу свою чесать.

    И я никак не могу даже представить, чтобы патриоты России могли так поступать с нашим образованием. Это – только враги, которых мы, может быть, даже и не знаем. Но с врагами надо бороться!..

    Игорь Северный , газета "Неделя нашего региона"

    ____________________
    Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

    Большое спасибо за Вашу помощь! Мы исправим это в ближайшее время.

Образовательная система современной России включает:

- дошкольные образовательные учреждения (детский сад, ясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.), которые создаются для воспитания детей от одного года до шести лет, развития их способностей и при необходимости – коррекции недостатков развития;

-общеобразовательные учреждения (общеобразовательные школы – в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи);

-профессиональные образовательные учреждения (техникумы, училища, колледжи, ВУЗы);

-специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии;

-учреждения дополнительного образования (учр.повышения квалификации, курсы, центры профориентации, музыкальные и художественные школы, дома детского творчества и др.);

-учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

-другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Образовательные учреждения всех уровней могут быть как государственными, так и частными.

Многообразие образовательных учреждений, концепций, программ и методов обучения в них делает особенно острой проблему взаимопонимания в обществе, взаимодействия людей с разным миропониманием, разными позициями и точками зрения.

Все образовательные учреждения по направленности и содержанию работы можно подразделить на несколько типов.

По организационно-правовым формам выделяют:

1) государственные;

2) негосударственные (частные, общественные, религиозные);

3) муниципальные образовательные учреждения.

В России существуют следующие типы образовательных учреждений :

1) дошкольные;

2) массовые, общедоступные школы (начального, основного и среднего образования);

3) учреждения профессионального образования (среднего и высшего звена);

4) школы-интернаты;

5) специализированные школы для детей с отклонениями в развитии и т. д.

К дошкольным образовательным учреждениям относятся:

1) детские сады;

2) детские ясли;

3) развивающие центры и т. д.

Они занимаются укреплением, развитием и необходимой коррекцией умственных, психических, физических способностей детей в возрасте от 1 года до 6 лет.

Общеобразовательные учреждения представлены:

1) школами;

2) гимназиями;

3) лицеями.

В них учащиеся приобретают необходимые знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшего продолжения образования, овладевают основами культурного и здорового образа жизни и т. д.

В структуру общеобразовательной школы входят:

1) начальная;

2) средняя;

3) старшая школы.

Лицеи и гимназии отличаются от обычных школ более серьезным подходом к изучению разнообразных предметов.

Учреждения профессионального образования подразделяются на следующие виды:

1) учреждения начального профессионального образования – подготавливают специалистов по отдельным профессиям на базе среднего общего образования;

2) учреждения среднего профессионального образования – подготавливают специалистов среднего звена на базе общего или начального профессионального образования;

3) учреждения высшего профессионального образования – готовят различных специалистов на базе среднего и среднего профессионального образования;

4) учреждения послевузовского профессионального образования – готовят специалистов научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования.

Система специальных коррекционных учебно-воспитательных учреждений создана с целью осуществления обучения, воспитания и лечения детей и подростков с различными отклонениями психофизического здоровья.

Лица с ограниченными возможностями здоровья – это лица, имеющие физические и психические недостатки, которые препятствуют усвоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

1) дети с нарушением слуха;

2) с нарушением зрения;

3) с нарушением речи;

4) с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

5) с умственной отсталостью;

6) с задержкой психического развития;

7) с нарушением поведения и общения (психопатоподобные формы, с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, ранний детский аутизм);

8) с комплексными нарушениями психофизического развития.

Для таких учащихся разработаны специальные условия обучения, воспитания, образовательные программы, методы обучения, индивидуальные технические средства обучения, медицинские и социальные услуги.

Понятие системы образования

Под системой образования понимается совокупность образовательно-воспитательных учреждений, функционирующих в том или ином обществе, связь между ними и те общие принципы, на основе которых эти учреждения строятся и работают.

В систему образования входят учебно-воспитательные учреждения, которые осуществляют:

  1. дошкольное воспитание;
  2. общее среднее образование;
  3. внешкольное обучение и воспитание;
  4. профессионально-техническое образование;
  5. среднее специальное образование (техникумы и колледжи);
  6. высшее образование;
  7. подготовку научных и научно-педагогических кадров;
  8. последипломное образование;
  9. повышение квалификации и переподготовку кадров.

Стратегия развития современной системы отечественного образования

Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, которое соответствует требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Приоритетными задачами в реализации стратегической цели являются:

  • модернизация институтов образования как инструментов социального развития;
  • формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с участием потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях;
  • обеспечение инновационного характера базового образования в соответствии с требованиями экономики, основанной на знаниях;
  • создание современной системы непрерывного образования , подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

Важнейшим аспектом в развитии системы современного образования является процессы интеграции и интернационализации, обеспечивающие сближение стран при создании единого мирового образовательного пространства. Сближению образовательных систем способствует принятие Россией Болонской декларации (2003 г.). Основными положениями Болонской декларации является введение двухуровневой (трехуровневой) системы подготовки специалистов (бакалавр-магистр); введение кредитной системы; обеспечение контроля качества образования; расширение мобильности; обеспечение трудоустройства выпускников. Переход к общеевропейскому стандарту системы российского образования не означает тождественности. Современная система российского образования, используя накопленные результаты исследований, модернизирует её, взяв за основу мировой опыт.

Современная система отечественного образования характеризуется такими чертами, как: федеральность и централизованность.

Структура системы образования

В структуру современной системы отечественного образования входит:

  • дошкольное образование, осуществляющее обучение и воспитание детей от 1,5 до 7 лет.
  • начальная школа – обучение детей младшего школьного возраста с 7 до 11 лет.
  • неполное среднее образование получают школьники с 5 по 9 класс, далее школьники подают документы в 10-11 классы, либо в колледж (техникум).
  • Общее среднее образование – обучение школьников 10 и 11 класса, после чего они получают документ об общем среднем образовании.
  • Среднее специальное образование получается школьниками после окончания 9 класса (4 года обучение), либо после 11 класса (2 года обучения), получают диплом о среднем специальном образовании.
  • Современная система отечественного образования предусматривает обучение в вузах, в зависимости от срока обучения, студенты заканчивают бакалавриат, специалитет или магистратуру.

Реформы высшего образования

Общая характеристика современной системы высшего образования включает в себя несколько основных этапов: неполное высшее образование получают студенты, прошедшие обучение в вузе в течение двух лет; бля получения степени «бакалавр» - четыре года, специалистов готовят пять лет, а магистров – шесть лет.

Также в России набирает популярность система по непрерывному образованию, благодаря которой все желающие могут обновить свои знания, одновременно с этим, удается получить специальные навыки. Иными словами, под непрерывным образованием принято понимать своеобразное учение, связанное с постоянным совершенствованием человека и пожизненным развитием его способности.

Большинство современников уверены в том, что сейчас лучше всего достроить такую систему образования при помощи новых ступеней, рассчитанных на различные периоды жизни человека. Одна из основных целей в управлении этой системы связана с развитием потенциальных качеств человека и его мышления. Но в центральной части системы должен располагаться человек, а также всего его желания, потому что без этого невозможно развивать способности.

Современные тенденции развития отечественного образования

Основными тенденциями развития современного отечественного образования являются процессы диверсификации, интернационализации, индивидуализации, развивается быстрыми темпами опережающее и непрерывное образование, интенсифицируется и компьютеризируется процесс обучения, получают признание цикличность и многоступенчатость.

Перечисленные тенденции способствуют повышению качества образования в соответствии с современными требованиями социального и экономического развития общества. Использование новых методов и технологий в современном образовании сопровождается инновациями и использованием инновационных технологий.

Сущность информатизации образования заключается в реализации аспектов повышения качества содержания образования. Основные направления информатизации образования являются следующие:

  • виртуальная информационная среда и её создание на уровне учебных заведений;
  • обеспечение системной интеграции информационных технологий в системе образования, позволяющих поддерживать процесс обучения школьников, их научные исследования;
  • построение единого образовательного информационного пространства;
  • создание сети, включающей информационные центры, которые ориентированы на информационное обеспечение системы образования компьютерными программами.

Открытое образование, получающее распространение в России, ориентирует школьников и молодых людей на осуществление подготовки к полноценному участию в общественной и профессиональной области в современных рыночных условиях. Качество открытости в системе образования позволяет более свободно осуществлять процесс планирования обучения, а также осуществлять выбор места, времени, темпа осуществления образования. В практической деятельности данная система реализуется при помощи использования сетевых технологий.

Открытость и дистанционность обучения в современном образовании позволяет различным группам населения при использовании сети Интернет получить качественное дополнительное образование. Дистанционное обучение в отечественной системе образования только получает своё развитие, но количество образовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение, растёт с каждым годом.

Прочитай текст и выполни задания.
...Нынешняя система образования основана на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в относительно статичном мире. Традиционные этические принципы, проверенные формулы, устоявшиеся факты...
Новая система образования должна быть построена на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в динамичном мире. Старая функция образования - передача через поколения традиций, устоявшейся культуры остаётся. Но она дополняется новой функцией - обучения изменению культуры, прогнозированию... с целью увеличения полезных и уменьшения вредных последствий...
В содержание образование должны прийти время и метод. Сегодня ученик получает знания вне контекста времени и без понимания, каким образом они были получены... Вместо заучивания фактов - умение работать с информацией. Ещё точнее: умение работать с информацией в условиях её недостатка, а также избытка некачественной информации. Умение видеть информацию в системе и формулировать в противоречиях.
Формирование открытого, творческого мышления, способного к развитию в течение всей жизни, - уже не идеал, а необходимость системы образования динамичного мира...
(А. Гин, современный общественный деятель)

Ответы:

1) Что, по мысли автора, характеризует нынешнюю систему образования? Нынешняя система образования основана на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в относительно статичном мире. Традиционные этические принципы, проверенные формулы, устоявшиеся факты. 2) Какая цель должна реализовываться в новой системе образования? Какую старую и новую функцию она должна выполнять? Новая система образования должна быть построена на обучении навыкам, дающим возможность комфортного существования в динамичном мире. Старая функция образования - передача через поколения традиций, устоявшейся культуры остаётся. Но она дополняется новой функцией - обучения изменению культуры, прогнозированию... с целью увеличения полезных и уменьшения вредных последствий... В содержание образование должны прийти время и метод. Сегодня ученик получает знания вне контекста времени и без понимания, каким образом они были получены... Вместо заучивания фактов - умение работать с информацией. Ещё точнее: умение работать с информацией в условиях её недостатка, а также избытка некачественной информации. Умение видеть информацию в системе и формулировать в противоречиях. 3) Почему автор считает важным методом новой системы образования работу с информацией? Сегодня ученик получает знания вне контекста времени и без понимания, каким образом они были получены... Вместо заучивания фактов - умение работать с информацией. Ещё точнее: умение работать с информацией в условиях её недостатка, а также избытка некачественной информации. Умение видеть информацию в системе и формулировать в противоречиях. Автор считает важным методом новой системы образования работу с информацией, потому что ученики в наше время получают готовую информацию для заучивания, следовательно, не умеют искать и обрабатывать информацию сами, а это очень важно в современном динамичном мире. Кроме того, с возникновением Интернета, где находится неисчислимое кол-во информации, человеку необходим навык ее фильтрования и умения работать с информацией, представленной в различных форматах. 4) Приведи пример ситуации, а) недостатка информации: Бабушка хочет выбрать себе новый телефон, чтобы звонить детям (предположим, что они в другом городе), но она не разбирается в функциях/характеристиках телефонов, следовательно, ей тяжело выбрать из-за нехватки информации. б) избытка некачественной информации: Девушке понравился какой-то мальчик и она решает разузнать о нем у подруг/знакомых. Одни ей говорят одну информацию, другие - другую, в итоге ни те, ни другие ничего дельного не сказали, из-за большого кол-ва некачественной информации она так ничего и не узнала.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!