Люди 21 века какие они. Современные проблемы, связанные с телесностью
Современное общество предъявляет особые стандарты в отношении того, какими должны быть люди 21 века . Сумму представлений о том, как выглядит успешный человеческий индивид, можно охарактеризовать понятием «антимораль», ведь превозносимые в настоящее время качества и стремления часто прямо противоположны тем, что присущи традиционной морали.
При этом их истинная сущность маскируется под псевдоположительными личинами, подобно волкам в овечьей шкуре. Так, вместо целомудрия и скромности приветствуются «свобода от комплексов», «широта взглядов» и прочие либеральные ценности. На место смиренности и терпения приходят «уверенность в своих силах» и «умение постоять за себя», подразумевающие способность к соблюдению собственных интересов безо всякой оглядки на окружающих.
“Оптом” дешевле
Для жизни социума представляет опасность то, что метастазы этой злокачественной антиморали простираются в ключевые сферы человеческого существования: репродуктивную, образовательную, духовную и так далее. И не последнюю роль в ее распространении и укоренении играет змей о трех главах, коими являются кино, телевидение и интернет. Безусловно, по своей сути данные средства массовой информации не являются абсолютным злом.
Но, к сожалению, именно их посредством (а не через книги или Священное Писание) в головы юного поколения внедряется представление о достойном подражания идеале. Причем делается это очень искусно, порой даже в вещах, в которых заподозрить идеологическую подоплеку довольно сложно.
Известен факт, что при помощи рекламы маркетологи продвигают не только продукт, но и образ жизни, в системе координат которого существование без этого продукта не представляется возможным. Но иногда мы недооцениваем, насколько радикальным может быть вмешательство безобидного, на первый взгляд, рекламного ролика в наше сознание.
Пробовали ли вы задуматься, почему становится модным быть одиноким?
Сложно не обратить внимание на аморфность и безынициативность нынешних молодых людей в отношении создания семьи – вплоть до сознательного отказа от нее и декларирования позиции «мне неплохо живется с котом».
«Российская газета» со ссылкой на британскую The Guardian пишет, что в том, чтобы убедить народ жить в одиночестве, есть экономический смысл: «Одиночки потребляют на 38% больше продуктов, на 42% больше упаковочного материала, на 55% больше электричества и на 61% больше газа на человека, чем семьи из 4 человек. Об этом говорится в исследовании, проведенном учеными Мичиганского университета.
Теперь в США число одиноких людей от 25 до 34 лет, никогда не вступавших в брак, опережает состоящих в браке на 46%. Развод представляет собой растущий рынок: одна распавшаяся семья означает, что теперь два дома должны покупать два автомобиля, две стиральные машины, два телевизора. Дни полной семьи как идеальной потребительской единицы сочтены» .
“Счастливое” одиночество
Таким образом, транснациональные корпорации осознали, что появилось новое направление для роста продаж – развивающийся рынок одиночек, которому способствует потворство разводам и популяризация индивидуалистской свободы. В соответствии с этой концепцией меняются и акценты в рекламной политике. Об этом механизме рассказывает в комментарии «Российской газете» Анна Голова, заместитель заведующего кафедрой «Рекламные технологии и менеджмент» МГУ.
В качестве образца продвижения счастливого одиночества и полной независимости она приводит в пример рекламу кофе с участием популярного актера Джорджа Клуни. Являясь в кофейню, Клуни вынужден сделать нелегкий выбор между привлекательной девушкой и кофе. Но красотке, впрочем, тоже не до него: она легко меняет кинозвезду на напиток.
«Обратите вниманиеие на то, как выстроены отношения, – поясняет эксперт. – Ему не нужна женщина, женщине он тоже не нужен, хотя у них есть возможность познакомиться. Им всем нужен кофе. Таких моделей полной независимости в рекламе очень много. А реклама – это сильный инструмент воздействия. Она показывает: „это делай, а это нет”, дает социальные образцы, готовые модели. Они эмоционально привлекательны, как в кофейном ролике с Клуни, потому внедряются в подсознание, отдает себе отчет зритель-потребитель в этом или нет.
При этом медленно и верно разрушается общественная оценка различных явлений, нормой становится то, что раньше осуждалось общество м. <…>
Одиночки рынку намного интереснее, чем семейные. Они не задумываются о завтрашнем дне, им не надо копить деньги на будущее детей, потому у них нет „отложенного спроса”, они легче расстаются с деньгами и легко берут кредиты».
Ответ на вопрос, как одиночке поступать со своими физиологическими потребностями , с готовностью подсказывает современный кинематограф. Благодаря ему даже самый морально устойчивый представитель молодого поколения нет-нет да задумается о том, так ли необходимо теперь быть непреклонным в отношении внебрачных отношений.
Разрушительное влияние кинематографа
Причем разрушительное влияние кино на систему семейных ценностей тоже не всегда так очевидно, отмечает Анна Голова: «Давайте посмотрим, какие ценности декларировались в фильмах еще 20 лет назад: коллективизм, трудолюбие, подвиг во имя общего дела. Противопоставление себя обществу, индивидуализм, „нарциссизм” осуждались.
Сейчас на экране много подвигов одиночек, индивидуализм тождественен самодостаточности и силе, активная жизнь проявляется не в творчестве и служении обществу, а в развлечениях. Такая хитрая подмена понятий.
Семейные отношения превращаются в гротескные, где смешиваются роли мужчин и женщин. Сериалы „Воронины”, „Счастливы вместе” очень показательны.
Даже милый сериал „Папины дочки” показывает доминант женщин в семье, нарушение возрастной иерархии, и самая разумная младшая Пуговка диктует отцу какие- то решения.
Мы вроде стремимся к свободе от социума, от социальной среды, а на самом деле от любых глубоких отношений и связей (дружеских и семейных), но попадаем в полную зависимость от коммерческой среды с ее благами: товарами, услугами и надеждами. И на самом деле становимся более управляемыми».
Все религии хороши, выбирай на вкус?
Что делать с необходимостью социализации и каждодневного общения с себе подобными, живя с котом? – Здесь к нашим услугам интернет с социальными сетями на любой вкус. Остались еще духовные потребности, которые неизбежно возрастают по мере нашего приближения к вечности? – На подмогу приходят популярные эзотерические и оккультные практики, превратившиеся в своеобразный «духовный фастфуд», многие из которых уходят корнями в ведическую культуру и индуизм.
Йога и вегетарианство
Занятия медитацией и йогой под руководством бесчисленных гуру, саньясинов и прочих «просветленных» и «пробужденных» стали частью масскульта как на Западе, так и у нас. Для отправления своих религиозных нужд уставшему от череды офисных будней топ- менеджеру достаточно сесть на самолет до Гоа или Бали , по прибытии переоблачиться в экзотические индийские одеяния, для пущего эффекта заправиться доступными «расширителями» сознания и отправиться на «встречу с Богом», которого чаще всего обнаруживают в себе любимом.
Для такого духовно неразборчивого искателя даже вегетарианство может стать своеобразной религией. Отказавшись от употребления в пищу продуктов животного происхождения, сознательный гражданин иногда (но не всегда!) считает на этом свой духовный долг выполненным, ведь, перестав таким образом «эксплуатировать» ни в чем не повинных зверей, он автоматически переходит в ранг высокоразвитых существ.
О том, завязал ли он при этом с «людоедством» , продвинутый индивид задумывается не всегда. И тогда «мир и любовь» декларируются им в качестве жизненного кредо скорее на словах: под предлогом заботы об окружающих такой борец за права животных будет досаждать своими убеждениями всех знакомых «трупоедов» (так ласково именуют мясоедов некоторые «миролюбивые» вегетарианцы).
О толерантности
Есть ли в этом мире место христианской системе ценностей? «Конечно! – ответят толерантные, открытые всему современники. – Все религии равны, и каждая из них ведет к Богу». Но при ближайшем рассмотрении окажется, что одни из них почему-то «равнее», чем другие, и даже в эпоху всепрощающей и всеобъемлющей толерантности находится повод для дискриминации некоторых из них.
В новостях то и дело сообщают о том, что чьи- то чувства в очередной раз оскорбило изображение Христа – будь-то в качестве деревянного распятия на стене класса одной из итальянских школ, либо нательного креста, за ношение которого увольняют с работы в Великобритании:
«Рассказы Джилли об английской жизни наши медики слушали, чего уж там скрывать, с завистью. Но выяснилось, что есть роскошь, которую наши сестры милосердия могут себе позволить. Мы можем помолиться за наших больных, не тайком, не крадучись, а совершенно открыто.
И ничего нам за это не будет! А вот в Англии медсестра не может демонстрировать свои религиозные убеждения. Это запрещено, и за это могут уволить с работы. Джилли рассказала, что однажды, когда она предложила своей коллеге, верующей медсестре, вместе помолиться о больном, у нее были большие неприятности. На золотой цепочке на груди Джилли носит подвеску в виде якоря. Различить в этом украшении одну из форм креста может только опытный взгляд. „Мы стали слишком поликорректными”, – говорит Джилли» .
Зато в отношении других религий мы видим действие несколько иных стандартов. Пресловутая политкорректность приводит к тому, что из боязни притеснить интересы национальных меньшинств жители европейских стран сами оказываются в незавидном положении.
Еще шесть лет назад немецкая газета Spiegel сообщала, что в одной из школ Берлина директриса потребовала роспуска собственной школы: «Насилие, царящее в ней, полностью вышло из-под контроля, занятий практически нет, идут непрерывные драки, выбиваются двери, жгутся петарды, учителей избивают или игнорируют. В школе учится лишь 20% школьников коренной немецкой национальности. Их называют „свиноедами”, и они – самая забитая и бесправная часть школьного населения».
Упоминается и о том, что школьники- немцы стараются говорить с акцентом, чтобы не нарываться на неприятности и не отличаться от основной массы. А в порыве отстоять свои права в чрезмерно политкорректном обществе молодые французы не так давно захватили мечеть в Париже с лозунгами: «Наше поколение отказывается наблюдать за исчезновением нашего народа. Мы никогда не будем индейцами Европы».
Какие они – новые христиане?
Мир в XXI веке меняется очень быстро, практически на глазах. Подстраиваются ли под эту стремительную скорость христиане, изменяются христианские идеалы в соответствии с метаморфозами окружающей среды? «Нет!» – единогласно отвечают православные верующие из разных уголков Земли.
«Быть христианином в XXI веке значит точно то же самое, что значило всегда: любить Господа Бога нашего всем сердцем, разумом и душой, и любить ближних, как самих себя. Что касается вопроса: „Что характеризует нас как христиан в XXI веке, и что отличает нас от не- христиан” – ответ на него также не изменился с того времени, когда Основатель Церкви дал его: „По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин. 13:35)», – говорит инокиня РПЦЗ (США), доктор богословия Васса Ларина.
Иеродиакон Филипп (Майкржак), директор Музыкальной капеллы в Свято-Владимирской Семинарии Нью-Йорка добавляет: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
Исполняя эту заповедь, люди 21 века , христиане, должны распределить каждый аспект своей жизни в соответствии с критерием, который совершенно противоположен мирским порядкам, как должны были делать христиане и девятнадцатом, и в одиннадцатом, и в восьмом, и во втором веках».
Иеродиакон Филипп также отмечает, что каждая эпоха оказывается перед лицом своих особенных и беспрецедентных проблем: «Целомудрие и тишина – вот две христианские добродетели, которые в числе прочих добродетелей мы должны изо всех сил стараться хранить в наши дни. Их противоположности – похоть и шум, они с избытком переполняют нашу культуру и нашу жизнь. <…> Поэтому нам нужен огнетушитель: тишина, внешняя и внутренняя.
Мы не можем бороться с огнем при помощи огня, и все же мы наполняем свою жизнь массой громких звуков: радио, , айподы, видеоигры, мобильные телефоны, телевизоры, которые демонстрируют нам ток-шоу, фильмы , спортивные репортажи, музыкальные клипы , живые концерты, дебаты , войну, гнев, развлечения – рассеяние, безнравственное и непристойное… Без наполненной Богом тишины жизнь христиан двадцать первого века будет неотличима от жизни нехристиан. Без такой бдительности мы рискуем потратить свою жизнь впустую и погубить свой человеческий образ».
Архимандрит Лука (Анич), настоятель Цетиньского монастыря Рождества Богородицы (Черногория) солидарен с тем, что каждое время несет свои искушения, неизбежно накладывая свой отпечаток: «Я думаю, что современные христиане , в сущности, не отличаются от первых христиан.
Сегодня существует всеобщее тяготение к размыванию духовности и всего, что касается мироустройства, и в качестве мученичества проявляется ревность тех, кто пытается избавиться, освободиться от всего, что предлагает этот рог изобилия, и по-настоящему жить верой. Это очень трудно, особенно потому, что все устроение мира сегодня превращает то, что когда-то было жестокими гонениями, в некий размытый облик демократии. При ней возможна и позволяется любая вера, вера уже не имеет никакого значения, но это наиболее опасно для нее».
Говоря о том, что искушения, в которых находятся нынешние христиане, определенным образом тяжелее, чем первые гонения, архимандрит Лука подчеркивает, что нам ни в коем случае нельзя делать никаких скидок на это: «Думаю, что если христианин скажет себе, что он СОВРЕМЕННЫЙ христианин , он уже проиграет битву. Он должен понимать, что он ХРИСТИАНИН и что он ведет ту же битву, которая ведется вот уже 2000 лет, – битву за богопознание, за то, что остается навечно, за то, что формирует человека и его отношение к миру, Богу и другим людям. Если он поймет это – тогда он на верном пути к обретению того, к чему стремился.
Христ
ос один и тот же вчера, сегодня, завтра и во веки веков
, как сказал апостол Павел.
Думаю, что в современной жизни так проявляется ложь, которую нам преподносит дьявол: что сейчас какая-то особенная ситуация, для которой еще нет рецептов, нет правил, что сейчас времена компьютеров и современных технологий и пути спасения сейчас иные.
Полагаю, что вместе с этой ложью, которую он в нас насаждает, он навязывает нам параллельную религию, религию сего мира. То, что сейчас существуют современные технологии, то, что мы иначе одеваемся, и что общественные отношения изменились, нисколько не отделяет нас от Евангелия. Евангелие осталось прежним, ибо оно вневременно и написано не для тех времен, когда Господь ходил по земле, но на все времена»
В магазине хамит кассир, в автобусе водитель орет на всех, а все ― на него, дома и на работе ― вечные скандалы. Сложно не заметить, насколько раздражительными стали люди в XXI веке. Почему это произошло, и как не попасть в ловушку хронического невроза?
Слишком большая ответственность
Раздражительность и злоба формируется еще в детстве. Посмотрите на современного ребенка ― это уже не беззаботное дитя, а взрослый человек, который устал от уроков, кружков и внешкольных занятий. Родители много требуют от ребенка и не дают времени на личную свободу. Из-за слишком высокой ответственности малыш сначала превращается в вечно хмурого ребенка, а потом ― в раздражительного взрослого.
Желание быть первым
Амбиции и стремление к финансовому успеху ― это очень хорошо. Таблоиды, бизнес-журналы, тренинги твердят нам, что богатство ― это главная цель человека XXI века. Но без разумной меры, желание быть первым приносит человеку не пользу, а большой вред. Карьеристы не видят ничего, кроме своей работы. Не замечают красоту мира, любви родных людей. И любая неудача сильно расстраивает их и делает злыми.
Постоянные долги
Человек чувствует себя спокойно, если у него нет долгов. А современные люди буквально погрязли в ипотеках и кредитах. Пока должник не выплатит деньги, он будет находиться в вечном напряжении, нервничать, панически бояться потерять источник дохода. Как тут быть уравновешенным и веселым?
Пессимизм
Чему учат современных людей? Не доверять никому, ждать от людей подлостей, разочаровываться в нынешнем обществе. Человек, выходя на улицу, сразу занимает психологическую оборонительную позу. То есть ведет себя агрессивно по отношению к окружающим, чтобы его не смогли обидеть. Постоянное пребывание в напряженном состоянии ведет к развитию невроза, в результате чего человек часто срывается на окружающих.
Урбанизация
Городские условия являются противоестественными для жизни человека. Раньше люди были близки с природой и жили в полной гармонии с окружающим миром. В большом городе нельзя расслабляться и быть невнимательным, даже просто шагая по улице! Плюс к тому, человеку не хватает личного пространства; он всегда окружен десятками других людей.
Эти факторы в совокупности привели к тому, что человек XXI века стал злым и раздражительным. Только полноценный отдых, гармония в отношении с окружающим и умеренный труд позволяют защититься от невроза и агрессии.
Человек двадцать первого века. Что это? Кто это? В чем его суть, его характер? В чем он сам?
Для многих современный человек стал набором идеальных качеств. Он практичный, умный, целеустремленный, общительный, коммуникабельный. Он легко изменяется под обстоятельства, приспосабливается, мимикрирует. Для него сущая мелочь бросить все свои жизненные ценности, если это потребуется для достижения вершины.
Казалось бы, да, действительно, создан образ совершенного человека, символа двадцать первого века. Но… это лишь иллюзия.
Истина в том, что современный человек полон изъянов. Он постоянно в сомнениях, он ни в чем не может быть уверен, его положение в мире шатко, и он все время балансирует на лезвии ножа. Но, несмотря на это, его самоуверенность зачастую просто зашкаливает. Современный человек запросто рассуждает о Боге и его существовании, топчет Землю, на которой живет, уничтожает природу, которая его питает. А еще он полон предрассудков, в нем еще живет застарелая мораль, несколько модифицированная под особенности его характера. В большинстве своем он жесток и холоден, он ступает по головам, и ему нет дела до того, что не касается его близко.
Однако есть и другая сторона. Современный человек стоит на пути изменений, все вокруг него движется, живет, волнуется, и он вне зависимости от своей воли должен следовать этому потоку. Он просто не может остановиться. Всю свою жизнь ему приходится двигаться вперед, у него нет ни секунды покоя. И в этом его трагедия. Как писал Григорий Зотов, никто из нас не рождается злым или добрым, мир сам меняет тех, кто в нем живет. Современный человек ожесточается по мере продвижения по жизненному пути. Ему встречаются разочарования, предательство, боль. И если ему не удается вовремя обрасти броней, его сминает конвейер жизни. С самого рождения его учат быть сильным, смелым, но разумным, и он всеми силами старается оправдать ожидания окружающих. Его проверяют и тестируют на каждом этапе его жизни, и в нем все время живет страх оказаться неугодным. От того он пытается стать лучше, чем он есть или хотя бы притвориться, он превращается в материалиста. Ведь красиво и представительно выглядеть, иметь в распоряжении дорогие вещи – это самый простой способ обрести правильную оболочку, специально для окружающих.
Современный человек – открытая система. Как бы он ни пытался, он никогда не обретет свободу и независимость, и это знание может даже лишить желания идти дальше. Различные жизненные факторы, стечения обстоятельств и, наконец, другие люди будут ограничивать его на протяжении всей его жизни. В конце концов, личность человека становится просто лоскутами чужих личностей, и в нем живут чужие ограничения и предрассудки.
Человек двадцать первого века глубоко несчастен. Его преследуют стрессы и депрессии. Ему приходится решать множество проблем одновременно, он разрывается. Но ведь не все так плохо. Как бы то ни было, у него есть возможность самосовершенствоваться, стремиться не только к материальному, но и к духовному. Вокруг него сосредоточенно огромное количество информации, которую он может использовать для этого. Брайан Трейси, Дейл Карнеги и многие другие дают советы о том, как человек может избавиться от беспокойства и обрести мир.
Человек двадцать первого века, наверно слишком разный, чтобы можно было сказать что-то одно. Он противоречивый и разносторонний, в нем мириады граней, каждую секунду он другой. Он спешит жить, ведь век его короток. Он ищет удовольствий и хочет увидеть как можно больше. Он стремиться любить, и жаждет быть любимым и важным.
На самом деле, человек нашего века очень уязвим и раним, его сердце хрупкое, а психика тонкая. В нем есть пороки и добродетели. Ему нравится рушить и создавать.
И пусть очень часто, он чувствует себя богом, венцом природы, он все равно остается человеком, который подвержен естественному отбору, борьбе за существование и наследственной изменчивости.
В этом весь он. Такой большой и такой маленький.
Субетто Александр Иванович
«Человек XXI века»? – Каков он?
Ответ на этот вопрос не может быть простым, хотя бы потому, что XXI век только-только наступил, прожито всего-то 12 лет, и, следовательно, обращаясь к образу человека XXI века, мы должны включить в нашу логику рефлексии какие-то оценки будущего XXI века, т.е. оценки его предназначения, оценки тех «вызовов», которые он несет в своем содержании, как неких «вопрошаний» к человеку и неких «испытаний» на соответствие его разума, духа самим основанием его бытия на Земле.
Во-первых, когда мы заводим речь о человеке XXI века, хотим мы того или нет, мы заводим речь о «человеке вообще», потому что в «человеке XXI века» в снятом виде присутствуют все «чело-века», т.е. вся история развития человека.
Во-вторых, каждый век ставит перед человеком свои проблемы, испытания, задачи, решая которые он поднимается по ступеням своего прогресса, ступеням возвышения в своем духовно-нравственном и интеллектуальном развитии.
Как оценивать «человека века»?
А как вообще оценивать «человека века»?
По высшим достижениями культуры, духовного подвига, нравственным высотам, по вершинам научного познания, творчества, созидания, или по глубинам его падения в «пучины зла», по разрушительным потенциалам войн, по объемам насильственной гибели людей в войнах, революциях, в диктаторских режимах, тюрьмах и концлагерях?
А может быть надо оценивать по «напряжению» противостояния великого и низменного, по «расстоянию» между высотой возвышения духа и созидания и глубиной падения в «низменное», в «инферно», в «пучину» разрушения и деградации?
В той или иной мере попыткой ответить на эти вопросы занята вся человеческая культура, вся философия, вся история человечества как наука, весь комплекс социально-гуманитарных наук, все система образования и воспитания как таковая.
Что нам дал ХХ век с позиции исторического самосознания человека?
Каким историческим опытом он нас вооружил, какие свои вопрошания он оставил XXI веку с позиций логики истории человечества?
Чем велик ХХ-й век?
Во-первых, космическим прорывом человека в космос.
Вначале 12 апреля 1961 года в ближний космос поднялся на ракете и облетел вокруг Земли гражданин СССР, первого социалистического государства в мире, Юрий Алексеевич Гагарин.
Затем 8 лет спустя, благодаря успехам «лунной космической программы» в США, первым вступил на поверхность Луны, космического спутника Земли, Нил Армстронг, американский астронавт, морской летчик ВВС ВМС США, недавно ушедший из жизни. За этим космическим прорывом стоят все достижения науки ХХ века, в том числе физики, биологии, медицины, астрономии, планетологии и т.д., в том числе, такие гиганты отечественного космоведения, какими были К.Э.Циолковский, Н.Ф.Цандер, С.П. Королев.
Во-вторых, социалистическим прорывом в начале ХХ века России, итогом которого стало появление СССР, а затем во второй половине ХХ века Китайской Народной республики, социалистического Вьетнама, социалистических стран Восточной Европы, социалистической Кубы и т.д.
Общество социальной справедливости, в котором были открыты возможности для творчества каждого человека на общее благо всех людей, на повышение качества жизни, остается главным ориентиром гуманистической направленности человеческой истории на Земле.
У истоков прорыва человечества к социализму вечно будут стоять В.И.Ленин и И.В.Сталин.
В-третьих, появлением учения о биосфере и ноосфере В.И.Вернадского, 150-летие со дня рождения которого мы будем отмечать 12 марта 2013 года.
В.И.Вернадский первым в истории человечества обратил внимание на то, что планетарная мысль человечества, в первую очередь представленная наукой, вооруженная большой энергетикой хозяйственного воздействия на природу, превратилось в значимый фактор эволюции планеты Земля, оказывающий, в первую очередь, преобразующее воздействие на оболочку живого вещества вокруг Земли – Биосферу.
Ноосфера, дословно – «сфера разума» (от слова «ноо» – разум), по В.И.Вернадскому, есть не только и не столько сфера разума, хотя таковой и является, сколько новым состоянием (новым качеством) Биосферы, в котором человеческий Разум становится значимым фактором ее планетарной эволюции.
В.И.Вернадский подчеркивал, что «основное влияние мысли человека как геологического фактора выявляется в научном ее проявлении: она главным образом строит и направляет техническую работу человечества, переделывающую биосферу»2. Поэтому «человек, как он наблюдается в природе, как и все живое организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени», «составляет определенную закономерную часть строения биосферы».
Это и определяет переход биосферы в ноосферу, при этом определяет как эволюционно-необходимый этап все эволюции Биосферы на планете Земля. «Процессы, подготовлявшиеся многие миллиарды лет, не могут быть преходящими, не могут остановиться. Отсюда следует, что биосфера неизбежно перейдет так или иначе, рано или поздно, в ноосферу, т.е. что в истории народов, ее населяющих, произойдут события, нужные для этого, а не этому процессу противоречащие»4 (выдел. мною, С.А.).
Появление учение о ноосфере В.И.Вернадского в СССР я отношу к масштабному всемирно-историческому явлению ХХ века, осмысление которого будет происходить непрерывно, потому что оно показывает неизбежность ноосферного этапа развития и Биосферы, и человечества, неизбежность наступления новой, управленческой парадигмы Истории в форме ноосферной истории. И это величайшее достижение именно «человека ХХ века» в лице гения Владимира Ивановича Вернадского.
А в чем проявилось низменное в ХХ-ом веке?
Во-первых, в 2-х мировых империалистических войнах в 1914 – 1918гг. и в 1939 – 1945гг., страшных по истребительной силе техники разрушения – вооружений воюющих армий, и по античеловеческому цинизму (применение химического оружия немецкой армией в Первой мировой войне, применение ядерного оружия Соединенными Штатами Америки в 1945 году против мирных японских городов – Хиросима и Нагасаки и химического оружия во Вьетнаме на рубеже 60-х – 70-х годов ХХ века).
Во-вторых, в феномене фашизма, как своеобразной экстремистской мутации капиталистических систем. Наиболее ярким и концентрированным выражением античеловечности фашизма стал гитлеризм. Гитлеровская фашистская система только в концлагерях, расположенных в европейских странах под пятой фашистских солдат, уничтожила более 10 млн. мирных людей и военнопленных.
В-третьих, в расцвете различных преступных бизнесов, приносящих прибыли, измеряемые сотнями и тысячами миллиардов долларов, включая наркоторговлю, торговлю женщинами и детьми, торговлю человеческими органами, проституцию, торговлю услугами частных военных компаний и т.д., и т.п.
Разрыв между «высокими» и «низкими» в бытии человечества в ХХ веке.
Отставание прогресса человека от научно-технического прогресса, ведущее к антропотехногенному коллапсу
Разрыв между «высоким» и «низким» в бытии человечества в ХХ веке материализовался в том, что прогресс человека, его духовно-нравственное совершенствование и интеллектуальное развитие отстали от научно-технического прогресса и привели к коллапсу между человеком (антропосферой) и техникой (техносферой).
Н.А.Бердяев как-то высказался еще в начале ХХ века (в 1918 году), что «своекорыстие таит в себе безумие». Эта «формула» близка оценке К.Маркса: если капиталист получает прибыль 300% и более, он готов идти на любые преступления. «Безумный» своекорыстный человек, вооруженный атомной бомбой, в лице президента США Гарри Трумена, отдает приказ об атомной бомбардировке Хиросима и Нагасаки, последствия которой оказываются страшными – около 200 тысяч жизней, сгоревших в «атомной топке» или умирающих спустя некоторое время от лучевой болезни.
«Хиросима» и «Нагасаки» – и есть символ-предупреждение об этом коллапсе между «безумным» своекорыстным человеком и созданной человеком (другим, вполне возможно, не своекорыстным человеком) техникой.
В ХХ веке произошел скачок в энергетике мирового хозяйства на несколько порядков. Скачок в энергетическом базисе техносферы, воздействующей, через хозяйственное природопотребление, на биосферу, на несколько порядков, на фоне отставания в качестве управления будущим и в качестве предвидения негативных экологических последствий, породил особый тип асимметрии в совокупном интеллекте общества – общественном интеллекте, названный мною еще в конце 80-х годов ХХ века информационно-интеллектно-энергетической асимметрией человеческого разума (ИИЭАР). Человек стал похож (с позиции ИИЭАР) на «динозавра», у которого «маленькая головка» есть выражение низкого качества в предвидении негативных последствий, кризисов и катастроф, а «большое туловище» – огромная энергия хозяйственного воздействия на природу, на Биосферу, порождающая, из-за своекорыстного «безумия», усиливающийся поток техногенных и экологических катастроф.
В результате логика усиления разрыва между «высоким» и «низким» в ХХ веке уже к концу ХХ венка породила первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы.
Рефлексия по поводу глобального экологического кризиса превращается в одну из главных тревог научного сообщества и честных думающих людей в мире, которая присутствует постоянно уже во второй половине ХХ века.
Важным событием стала Конференция ООН по окружающей середе и развитию в июне 1992 год в а Рио-де-Жанейро («РИО-1992»), на которой был выдвинут императив перехода человечества к устойчивому развитию («Повестка дня на XXI век») и было признано, что на этом пути главным препятствием является частная собственность на средства производства, т.е. частная капиталистическая собственность.
«Вердикт Космоса» или «Вердикт Природы»: будущего у рыночно-капиталистического человечества нет
Что же произошло в конце ХХ века?
С чем столкнулся человек?
Первая фаза Глобальной Экологической Катастрофы означала, что человек столкнулся с неким своеобразным «Вердиктом Космоса» или «Вердиктом Природы»: если человек не изменит систему ценностей, если не изменится в своем отношении к Природе, он будет Природой, или Космосом, как неким суперорганизмом, экологически уничтожен.
Это означает, что переживаемый глобальный экологический кризис (по принципу зеркальной симметрии!) есть глобальный антропологический кризис, глобальный кризис Разума человечества.
Переход этого кризиса в первую фазу Глобальной Экологической Катастрофы в конце ХХ века есть переход и в первую фазу Глобальной Антропологической Катастрофы.
Природа, Космос требует от нас радикального изменения.
Человечество не может дальше так жить на Земле, как жило. Этот «Вердикт» затрагивает все «институты» бытия человечества: хозяйство, экономику, культуру, науку, образование, систему ценностей, духовности и нравственности, мировоззрение.
Можно сказать образно и так: закончился период «беременности» (перинатальный период) Биосферы «человеческим Разумом», или, другими словами, – «настоящим человеком»; наступили на рубеже ХХ и XXI веков его «роды», которые могут охватить весь XXI век. И как любые «роды», они смертельно опасны, могут закончиться и «выкидышем», т.е. экологической гибелью человечества.
Я думаю, в этом и состоит миссия или предназначение XXI века. Это век появления действительного, настоящего, ноосферного человека и соответственно – действительного, настоящего, ноосферного разума.
Что показали 12 лет XXI века?
XXI век вступил в свои права. История ускоряется, поток исторических событий уплотняется. Что показали прошедшие почти 12 лет?
Первое. Они показали, что рынок и капитализм, система ценностей, обслуживающая рыночно-капиталистическую форму хозяйствования на Земле, служат барьером (своеобразной преградой) в решении выхода человечества из экологического тупика. Известные ученые-экономисты-экологи Гудленд, Дейли и Эль-Серафи в аналитическом докладе, выполненном по заказу Мирового банка, показали, что в экологически насыщенной нише, которую занимает человечество, рынок давно исчерпал себя. А это и означает, что и капитализм, строй капиталократии являются экологической «утопией», они должны быть ликвидированы, поскольку несут в себе смертельную опасность для всего человечества. Проведенные конференции ООН («РИО+10», «РИО+20») только показали, что в рыночно-капиталистическом формате развития человечество не может создать стратегию своего выхода из экологического тупика истории.
Выход единственный – ноосферный экологический духовный социализма в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества.
Итак, стратегия выхода из экологического тупика Истории в XXI веке востребует социалистический императив, опыт истории социализма в ХХ веке.
«Человек XXI века», становление которого и есть миссия XXI века, есть в своем становлении человек социалистический и одновременно человек ноосферный.
Второе. Прошедшие 12 лет, в частности волна мирового финансового кризиса в 2008/2009 году, показали, что идеал социализма – идеал социалистического строения общественной жизни – остается ориентиром устремлений истории человечества. Сдвиг в сторону социалистических преобразований в Латинской Америки, в Венесуэле в частности, в первом десятилетии XXI века – это только начало.
Третье. Прошедшие 12 лет показали, что глобальный экологический кризис, по моей оценке – процессы первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы, продолжают углубляться. А это означает, что в рыночно-капиталистическом мире – мире «безумия своекорыстия» – продолжает действовать, набравшая ускорение, тенденция экологического самоуничтожения.
В то же время нарастают процессы осознания того, что так больше жить нельзя, что надо менять духовно-нравственные и мировоззренческие основания человеческого Разума.
В России – это приобрело рамки ноосферного научно-мировоззренческого и образовательного движения, одним из событий в развитии которого явилось появление Ноосферной общественной академии наук в 2009 году.
В 2012 году мы можем говорить о создании целой научной ноосферной библиотеки, охватывающей десятки авторов, множество книг и монографий. Проведены Международных Ноосферных Северных Форумов «Ноосферизм: арктический взгляд на устойчивое развитие России и человечества в XXI веке» (2007, 2009, 2011гг.) на базе Государственной Полярной академии и Международных научных конференции «Ноосферное образование в евразийском пространстве» (2009, 2010, 2011, 2012гг.) на базе Смольного института (университета) Российской академии образования (РАО).
27-28 сентября 2012 года будет проведена юбилейная международная научная конференция «Владимир Иванович Вернадский и Лев Николаевич Гумилев: Великий Синтез творческих наследий» с изданием капитальной научной (коллективной) монографии с одноименным названием.
Мною за последние годы по проблеме ноосферизма, ноосферной философии и ноосферно-социалистического императива написаны и изданы «Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке» (2010, издание профинансировал РГНФ), «Теория фундаментализации образования и универсальные компетенции (ноосферная парадигма универсализма)» (2010), «Манифест ноосферного социализма» (2011), «Начала теории социального менеджмента качества (ноосферно-социальная парадигма)» (2012), «Ноосферное смысловедение» (2012).
«Человек XXI века» – это социалистический ноосферный человек, который должен состояться.
«Быть или не быть – таков вопрос»
«Человек XXI века» – это становящийся ноосферный (или космоноосферный) человек. Он должен еще состояться. XXI век – это своеобразный «роддом», в котором такой человек должен «родиться».
«Роды» ноосферного человека – это и есть та ноосферная человеческая революция, которая и определяет позитивный «вектор» Эпохи Великого Эволюционного Перелома.
«Быть или не быть – таков вопрос:
Что благородней духом – покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством?» - так начинается знаменитый монолог Гамлета в одноименной пьесе Уильяма Шекспира «Гамлет».
«Быть или не быть – таков вопрос», поставленный перед человеком XXI века самой Природой, Биосферой, логикой ее эволюции на Земле, первой фазой Глобальной Экологической Катастрофы.
«Быть «человеку – означает для него – отказаться от частной капиталистической собственности, рынка, системы капитализма как таковой, отказаться от системы ценностей, обслуживающих такой «мировой порядок».
«Быть» – означает стать настоящим, действительным человеком, «челом» века, в данном случае – разумом XXI века, разумом Биосферы, переходящей благодаря такому разуму в Ноосферу.
Это означает – стать «человеком любви», причем Любви, обращенной не только к «ближнему» («возлюби ближнего как самого себя»), но и к «дальнему», Любви, обращенной к Природе, к любой жизни (к любой «твари») на Земле и в Космосе.
Это означает – стать человеком-гармонителем, выполняющем гармонизирующие воздействия на всю систему отношений человека, общества, человечества с Природой.
Это означает – стать человеком-альтруистом, чей смысл жизни определяется как смысл разумной жизни, продолжающей жизнь во всем ее многообразии на Земле и в Космосе, одухотворяющей и оразумляющей жизнь на Земле и в Космосе в подлинном значении этой миссии, в которой соединяются воедино, в единый сплав Истина, Добро и Красота, что и есть Онтологическая Правда, Правда Бытия человека и Космоса, который его эволюционно и породил.
Это означает – преодолеть самого себя прежнего, стать «началом» новой человеческой истории – Истории кооперационной, т.е. на базе Закона Кооперации (его можно назвать условно и «Законом Космической Любви»), – Истории в форме управляемой социоприродной эволюции на базе общественного интеллекта и образовательного общества. А это и есть Ноосферная История, которую будет творить ноосферный человек.
Чтобы это произошло, нужно чтобы ноосферное мировоззрение благодаря ноосферному образованию («Системе Учитель» по Н.Н.Моисееву), стало основой взгляда человека на себя и на окружающий мир, стало основой сознания нового качества – ноосферного сознания.
Иван Антонович Ефремов, предложив миру свою философию красоты, изложенную в форме «романа приключений» под названием «Лезвие бритвы» (потому что идти по пути красоты и гармонии – это означает идти по «лезвию бритвы», – такова главная метафора романа), подчеркивал, обращаясь к современному человеку:
«…воспитать человека – это главная задача для будущего Земли, более важная, чем достижение материального благополучия. И в этой задаче красота – одна из главных сил, если только люди научатся правильно понимать и ценить ее, также и пользоваться ею ». В XXI веке главная эта задача преобразуется в долженствование – воспитать ноосферного человека. От решения этой задачи зависит и будущее человечества, а через будущее человечества – и будущее Земли, потому что завершение «оразумления» эволюции Земли и Биосферы, его ноосферного этапа, связано со становлением действительного человека, соответствующего своему званию «человек» («чело – века»!), способного, благодаря достижениям науки, культуры, образования, духовности и нравственности, в становлении социальной справедливости на Земле и правды Истории, взять на себя ответственность за качество своего управления социоприродной (ноосферной) эволюцией – и, значит, социоприродной – ноосферной гармонией! В этот состоит главный итог в становлении истинной Красоты Человека, рожденной Красотой Природы, высшей целесообразностью Эволюции Природы на Земле и в Космосе (по И.А.Ефремову).
«Не быть» человеку в XXI веке – это означает «не быть человеком», так и погибнуть, не став действительным разумным человеком.
«Человек XXI века» – это не только и не столько то, что есть в качестве человека во всем его многообразии на Земле в 2012 году, сколько то, чем должен стать человек в XXI веке, совершив свой ноосферный прорыв.
Человек есть становящийся человек!
И как становящийся человек – он выражает собой весь потенциал человечности, весь потенциал гуманизма, который накоплен историей человечества, всей культурой человечества. В этом «спрятан» залог того, что человек XXI века, выпестованной всей Историей человечества в пространстве Эволюции Жизни на Земле, станет ноосферным человеком. И как легендарный Данко из произведения Максима Горького понесет свет своего сердца, разума в Будущее, даря другим людям, человечеству, биосфере, Земле, Солнечной Системе, Космосу свои Любовь, творчество, Гармонию и восхождение всего космоса к Новому качеству бытия, еще более гармоничному, разумному и более величественному в своей красоте!
Человек на Земле появился неслучайно. Его появление закономерно. Это появление – результат действия закона «оразумления» все эволюции Вселенной и значит самой Вселенной – закона, который сопровождает рост сложности и кооперированности структур – от низших форм до высших.
Случайной окажется гибель человечества, вследствие действия «Анти-Разума» капиталистического человека, как некоего капиталорационализированного, – и вследствие этой капиталорационализации, экологически самоуничтожающегося «разума».
Гибель человечества – это экологическая гибель капитализма, как противоестественного Природе, социального устройства и значит – противоестественного природе человека устройства, который, погибая, «обняв» человека в своих «объятиях мертвеца», погубил его, так и не вырвавшегося из «паутины» ценностей капитализма. В этом заключается противоестественность будущей экологической гибели человечества.
Чтобы она не произошла в XXI веке, нужно человеку найти в себе силы «сбросить» с себя капитализм, как устаревший способ своего развития, не отвечающий новым экологическим требованиям.
Поэтому вопрошание «Человек – стань человеком!» в XXI веке означает одновременно и вопрошание «Человек, – преодолей самого себя, откажись от ценностей рынка и капитализма», «вращающихся» вокруг ценности денег, ценности капитала, ценности обогащения любыми способами (когда прибыль достигает 300 и более процентов, капиталист идет на любые преступления).
Таким образом, «Человек XXI века» – это и проблема человека XXI века, состоящая в необходимости его Великого Отказа от ценностей, обслуживающих рынок и «общество Капитала».
Эпоха Великого Эволюционного Перелома есть Эпоха Великого Отказа от всех оснований, которые, в конце концов, и определили то, что можно назвать «Стихийной парадигмой» состоявшейся Истории. Она закончилась в ХХ веке. Человек больше не может сохранить себя на Земле в этой парадигме бытия, когда он жил по принципу «не ведаем, что творим», оправдываясь тем, что «благими намерениями дорога устлана в ад». Великий Ф.М.Достоевский этот принцип в своем «Дневнике писателя» назвал законом «искажения великодушных идей».
Возникший императив выживаемости человечества в XXI веке – императив выхода из экологической «пропасти» в форме развивающихся процессов Глобальной Экологической Катастрофы – потребовал перехода к «Управленческой Парадигме» Истории, которая и есть «Ноосфера будущего», – к управлению социоприродной эволюцией и, значит, к управлению собственной историей.
Для этого человек должен обрести космопланетарную ответственность за все, что он творит на Земле. Его Разум должен стать действительным, «управляющим разумом».
Свобода вне такой истории, вне такого управления, вне такой ответственности предстает, как иллюзия капитализма и либерализма, разрушаемая самим фактом уже состоявшейся первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы.
«Человек XXI века» – гигантская задача XXI века
Человек XXI века? Кто он?
Это мы – все люди на Земле, которые живем, творим свою историю, страдаем, мыслим, созидаем, думаем о будущем!
Человек XXI века – в нас, которые должны решить эту гигантскую задачу XXI века – задачу ноосферной человеческой революции, т.е. задачу решительного своего восхождения к вершине своей космопланетарной ответственности за сохранение и развитие жизни на Земле и за дальнейший процесс «оразумления» вначале «ближнего», а потом и «дальнего» космоса.
Но прежде чем выйти в Космос, мы должны стать лучше, духовнее, нравственнее, умнее, мудрее, с тем, чтобы, отправляясь в Космос, мы знали, что несем туда, на другие звезды и планеты, возможно – к другим космическим цивилизациям, весть любви, добра, красоты, гармонии, жизнелюбия и ответственности перед этим Великим Храмом под именем «Вселенная»!
Субетто Александр Иванович,
Актовая лекция перед студентами в Смольном институте РАО 3 сентября 2012 года.
Анна Топоркова | 26 декабря 2015
ОбЗоркий взгляд
Современный человек. Кто он? Чего он хочет от жизни? Во что верит? Чем же он отличается от людей, которые жили до него?
У человека в XXI веке появилось огромное количество самых разных возможностей: благодаря интернету мы можем делать такое, что нашим предкам и не снилось. Подумайте, могли ли люди мечтать о том, чтобы слышать и видеть своих друзей, находящихся на другом конце Земли, в любой момент получать доступ к необходимой информации? Для нас это уже стало обыденностью. Мы зависимы от наших гаджетов, без которых чувствуем себя незащищенными и беспомощными. Живое общение постепенно сходит на нет, действительно, проще же написать соседке с третьего этажа, чем подниматься целый этаж! В некоторых случаях онлайн-общение здорово выручает, но нельзя же ограничиваться только им. Приятнее смотреть на безэмоциональный экран или на радостную улыбку друга? Выбор достаточно несложный, но почему- то большинство предпочитает 1 вариант.
Написать можно все, что душе угодно. То, о чем в личной беседе язык не повернется сказать, в интернете не будет казаться таким диким. К сожалению, действительность такова, что интернет делает из нас зомби, которые способны выражать свое мнение исключительно в социальных сетях. Трагедия современного человека — интернет-зависимость и как следствие — угасание индивидуальности.
Культура речи. Отсутствие грамотности и самое страшное — стремления к ней. А зачем? У нас же есть автоисправление! Но устную речь наши гаджеты исправить не в силах! Поэтому читайте книги, статьи, написанные грамотно и лаконично, слушайте радио (и не только песни), пишите настоящие бумажные письма друзьям, живущим далеко (это вдвойне приятно для них и полезно для вас). Грамотная речь — это ваша визитная карточка, едва ли кому-то понравится, если вы будете коверкать слова. Ваша речь может создать благоприятное (или не очень) впечатление, которое трудно изменить впоследствии (как показывает практика).
Что сейчас у людей на первом месте? Семья? Нет. Карьера? Да, но не совсем. Деньги? Да!
Удивительно, насколько в последнее время обострился синдром жажды материальных благ. Первостепенная роль в выборе профессии отводится заработной плате. Конечно, это важно, но как можно строить свое будущее по принципу: работаю там, где больше платят? Высокооплачиваемая работа — это превосходно, но любимая работа — гораздо лучше! В первую очередь нужно выбирать то, к чему стремится твоя душа, тогда это будет приносить вдвое больше удовольствия (и денег, кстати). Несчастливый человек- тот, кто занимается не своим делом. Как можно каждый день заниматься тем, что ненавидишь? Это уже экзекуции какие-то!
Мы постепенно забываем свою историю. А все почему? Любовь к американским фильмам, отсутствие хороших учителей истории, нежелание учить этот предмет (что естественно: у кого же будет желание учить то, что нам не могут нормально приподнести) истребляют в нас потребность знать свои корни. Чтение русской классики тоже постепенно сходит на нет, а ведь в ней описаны основные события русской истории, притом описаны невероятно интересно! Неужели вы никогда не задумывались, почему то или иное произведение называют культурным достоянием России? Не просто же так! А этот глупый стереотип: якобы то, что называют классикой, бесконечно нудно и скучно. Это просто причина не читать. Нужно преодолеть это предубеждение и сесть за хорошую книгу!
Происходит переоценка ценностей. Конечно, этот процесс начался уже давно, но мне кажется, что так отчетливо и явно мы увидели это только в XXI веке. Люди ставят карьеру выше семьи, предпочитают деньги дружбе, онлайн общение — живому, во всем ищут выгоду. Неискренность и корысть распространяются с удивительной быстротой. А самое страшное, мы с вами всего этого просто не видим, думая, что нас это коснется и обойдет стороной. Но посмотрите на своих друзей. Посмотрите на самих себя. Что вами движет, когда вы совершаете тот или иной поступок?