Образовательный портал - Varnavinschool

Крузенштерн Иван Федорович: биография и открытия. Крузенштерн Иван Федорович

Крузенштерн Иван (Адам) Федорович (рожд. 19 ноября 1770 г. – смерть 24 августа 1846 г.) русский мореплаватель, адмирал, член- корреспондент, почетный член Петербургской Академии наук. Руководитель первой русской кругосветной экспедиции (плавание продолжалось более 3-х лет), один из основоположников отечественной океанологии.

Первым нанес на карту большую часть побережья о.Сахалин. Один из учредителей Русского географического общества. Автор «Атласа Южного моря». Его именем названы: пролив в северной части Курильских островов, проход между о.Цусима и о-вами Ики и Окиносима в Корейском проливе, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту, гора на Новой Земле.

Происхождение. Обучение

Первый из русских мореплавателей, совершивший кругосветное путешествие, Иван Федорович Крузенштерн оставил глубокий след в истории географических открытий. Он родился в 1770 году в Эстляндской (Эстонской) губернии поблизости Ревеля (совр. Таллинн) в родовом имении. Его отец, Иоганн Фридрих, и мать, Кристина Фредерика, были из небогатых дворян. Когда Ивану исполнилось 15 лет, родители отдали его в Морской корпус в Кронштадте. Кадетская жизнь была не легкой: жили впроголодь, корпусные здания плохо отапливались, в спальнях были выбиты окна, дрова доводилось таскать с соседних складов. Спустя много лет адмирал, мечтавший о морском будущем своих сыновей, все же не решился отдать их в Морской корпус, и они стали учениками знаменитого Царскосельского лицея.

Военная служба

Из за начала русско-шведской войны выпуск кадетов состоялся раньше срока. 1788 год – Иван Федорович был отправлен на судно «Мстислав», но полагавшегося в таких случаях чина мичмана ему, как и остальным выпускникам, не дали. В его документах была запись: «за мичмана». Чин, впрочем, он в скором времени получил: юноша принимал участие в четырех сражениях и за проявленную доблесть уже в 1790 году стал лейтенантом.

Обучение в Англии

Смелый, энергичный и решительный офицер был замечен. По окончании военных действий он был отправлен для продолжения обучения в Англию. На английских кораблях, Крузенштерн смог побывать в Америке, Африке, на Бермудских островах, в Индии и Китае. Именно тогда у него появилась идея о необходимости осуществления русскими кругосветных плаваний для исследований и разведки торговых путей для России.

Возвратившись в 1800 году в Россию, получивший чин капитан-лейтенанта Крузенштерн подал правительству записки: «О возвышении российского флота посредством дальнего плавания до уровня лучших иностранных флотов» и «О развитии колониальной торговли и выгоднейшем снабжении российско-американских колоний всем для них необходимым». Обе записки остались без ответа, но после дворцового переворота, при , во главе морского ведомства встал Н.С. Мордвинов, который вместе с министром коммерции Н.П. Румянцевым смог добиться от императора разрешения на экспедицию для организации морской торговли с Китаем и Японией. Командиром экспедиции был назначен Крузенштерн.

Кругосветное плавание

Судна для экспедиции, купленные в Англии, назвали «Нева» и «Надежда». Там же были приобретены лучшие в те времена инструменты и приборы для мореплавания. Крузенштерн шел на «Надежде», а капитаном «Невы» был назначен его лучший друг и боевой товарищ Ю.Ф. Лисянский. Общее количество экипажей составляло 129 человек. Команда состояла из русских, только ученые, принимавшие участие в экспедиции, были иностранцами. На борту «Надежды» находился также русский посол Н.П. Резанов, плывший со своей свитой в Японию.

1803 год, 26 июня – экспедиция вышла из Кронштадта и направилась к берегам Бразилии. Это был первый переход русских кораблей в южное полушарие. В качестве противоцинготного средства на о.Тенерифе был закуплен большой запас лучшего вина, каждому матросу полагалась бутылка в день. Крузенштерн лично осматривал матросов. К счастью, благодаря стараниям командора в этом путешествии цинги удалось избежать.

После месяца ремонта на бразильском острове Св. Екатерины экспедиция двинулась к мысу Горн. Там во время тумана корабли потеряли друг друга. Крузенштерн зашел на Маркизские острова, а Лисянский подошел к о.Пасхи и исправил ошибку Кука в определении его географических координат. Встретились моряки у о.Нукагива (Маркизские о-ва).

Далее корабли направились к Южным Сандвичевым островам, а там вновь разделилась. Иван Федорович без остановок двинулся к Камчатке, а Лисянский зашел на Сандвичевы острова для для того что бы пополнить запасы продовольствия и оттуда отправился к Алеутским островам.

Из Петропавловска-на-Камчатке Крузенштерн пошел в Нагасаки. При этом переходе судно попало в страшный тайфун и едва не потеряло мачты. В Нагасаки были вынуждены стоять на протяжении 6-ти месяцев. Японцы не хотели принимать Резанова; так ничего и не добившись, посольству ничего не оставалось как вернуться на Камчатку. Японские власти даже не дали разрешения на закупку продовольствия. Правда, император снабдил экспедицию необходимыми продуктами на два месяца.

На обратном пути путешественники нанесли на карту западное побережье острова Хондо (Ниппон), о-ва Хонсю и Хоккайдо, а также южную часть Сахалина. В Курильской цепи ими были обнаружены несколько неизвестных раньше островов, очень низких и потому опасных для мореплавания. Крузенштерн назвал их Каменными Ловушками. Высадив посольство, Крузенштерн продолжил плавание. Он обследовал восточное и северное побережья Сахалина до устья Амура, а оттуда отправился в Макао (Аомынь) для встречи с Лисянским. Приняв на борт большой груз китайских товаров, экспедиция 9 февраля 1806 года двинулась в обратный путь, на родину.

15 апреля в пасмурную погоду корабли снова разошлись. Крузенштерн предпринимал попытки найти «Неву», но все напрасно. Не было Лисянского и на условленном месте встречи на о. Св. Елены.

Позднее выяснилось, что капитан «Невы» решил идти в Кронштадт без остановок во имя славы русских мореплавателей. Ему удалось благополучно совершить этот переход, который до него ни одному из подобных кораблей не удавался. А задержавшаяся из-за поисков и захода на о. Св. Елены «Надежда» прибыла в Кронштадт на две недели позднее, 19 августа 1806 года. Во время стоянки в Копенгагене русский корабль посетил датский принц, пожелавший встретиться с русскими моряками и послушать их рассказы.

1) Крузенштерн Иван Федорович; 2) Лисянский Юрий Федорович

Значение экспедиции

Первая русская кругосветная экспедиция имела большое научное и практическое значение и привлекла к себе внимание всего мира. Русские моряки исправили во многих пунктах английские карты, считавшиеся в то время самыми точными. Крузенштерн и Лисянский открыли много новых островов и исключили не существующие, но отмеченные на картах. Они провели наблюдения над температурой глубинных слоев моря и течениями.

Впервые в истории были проведены профессиональные метеорологические исследования, сохранившие свое научное значение и в наши дни. Во время всего плавания проводились изучения течений, их направление и сила, были осуществлены и этнографические наблюдения, в особенности ценные в отношении нукагивов, камчадалов и айнов. Эти материалы считаются классическими. Кроме географических исследований, были собраны ботанические, зоологические и этнографические коллекции. Кругосветная экспедиция Крузенштерна познакомила с загадочной Японией не только Россию, но и мировую науку. Кроме этого, мореплаватели впервые прошли морским путем из европейской части России до Камчатки и Аляски, в связи с чем была выгравирована специальная медаль.

Эти труды получили заслуженное признание. Руководитель экспедиции получил чин капитана 2-го ранга, был избран членом Академии наук и Адмиралтейского департамента.

Научная, организаторская деятельность

После возвращения Крузенштерн Иван Федорович в течении долгого времени работал над теоретическими вопросами морского дела и гидрографическими промерами. Прославленный мореплаватель пытался определить роль и место географии в системе наук, интересовался ее связью с физикой, химией, философией и историей, стремился определить влияние экономики и коммерции на географические исследования и географические открытия. С мнением Ивана Федоровича считался и состоял с ним в переписке непререкаемый авторитет в области географических исследований англичанин Джон Барроу. Он, в частности, выяснял у русского коллеги, что тот думает по поводу северо-западного прохода.

Переписывался мореплаватель также с Гумбольдтом, картографом Эспинозой и другими известными учеными той эпохи.

Война 1812 года в очередной раз показала патриотизм флотоводца: треть своего состояния пожертвовал он на народное ополчение. В это тяжелое время Крузенштерн превратился в дипломата, входил в состав миссии в Лондоне, но и здесь не прекращал интересоваться новшествами в области судостроения, достижениями флота Великобритании, осматривал важнейшие порты и доки.

Вопросы организации русского мореплавания продолжали интересовать ученого. 1815 год – после окончания наполеоновских войн, он участвовал в организации экспедиции О. Коцебу на поиски северо-западного прохода. Позднее ученый-мореплаватель сделал много и для организации других плаваний, в первую очередь для экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева, завершившихся открытием Антарктиды.

Памятник И. Ф. Крузенштерну

Бессрочный отпуск. Издание книги, атласа

Но напряженная научная деятельность сильно сказались на здоровье капитана. Из-за болезни глаз он был вынужден подать прошение о бессрочном отпуске для поправления здоровья. Впрочем, это была не основная причина: новый морской министр маркиз Траверсе, человек бесталанный и самолюбивый, не жаловал фаворита министра коммерции Румянцева и всячески препятствовал его предложениям об улучшении флота и деятельности в области географических изысканий.

В своем имении Крузенштерн продолжил научные занятия. Он закончил работу над книгой о кругосветном путешествии, представил несколько записок Адмиралтейству, в т. ч. о необходимости составления «всеобщего морского атласа». Но его идеи были оставлены без внимания. Только после того как Траверсе сменил адмирал А.В. Моллер, который понимал значение такого издания, проект приняли. Александр I согласился выдать на публикацию книги Крузенштерна Ивана Федоровича и атласа 2500 руб. После издания атласа Крузенштерна и в России, и в Европе начали считать первым гидрографом Тихого океана. Сам же атлас вышел далеко за рамки гидрографии: вместе с материалами кругосветной экспедиции он в большой степени поспособствовал дальнейшему развитию наук о Земле.

1827 год – знаменитый путешественник, к тому времени произведенный в вице-адмиралы, был директором Морского корпуса и, таким образом, получил возможность исправить те неполадки, которые мучили его в юности. Одновременно он работал во многих научных учреждениях. При деятельном участии адмирала в России было организовано Географическое общество, ставшее одним из самых мощных и авторитетных в мире.

Смерть. Наследие

Умер Иван Федорович Крузенштерн 24 августа 1846 года в своем имении Асс и был похоронен в Ревеле в Вышгородской (Домской) церкви. Его дело продолжили сын, Павел Иванович, и внук, Павел Павлович. Оба стали известными путешественниками, исследовавшими северо-восточные берега Азии, Каролинские и другие острова Печерского края и обский Север.

Ученый-мореплаватель оставил после себя ряд серьезных научных работ, в т. ч. уже известный читателю «Атлас Южного моря» с объяснительным текстом. А кругосветное путешествие было описано им в сочинении «Путешествие вокруг света в 1803–1806 гг. на кораблях “Надежда” и “Нева”». В сокращенном варианте книга переиздавалась в 1950 году.

24 августа исполняется 170 лет со дня смерти российского мореплавателя Ивана Фёдоровича Крузенштерна. Иван Фёдорович Крузенштерн (имя при рождении - Адам Иоганн фон Крузенштерн) родился 19 ноября 1770 года, умер 24 августа 1846 года. Это прославленный российский мореплаватель, адмирал. Крузенштерн стал руководителем первой русской кругосветной экспедиции, он впервые нанес на карту большую часть побережья острова Сахалин, стал одним из учредителей Русского географического общества. Сегодня его имя носит пролив в северной части Курильских островов, проход между островом Цусима и островами Ики и Окиносима в Корейском проливе, гора на Новой Земле, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту.

Без сомнения, Иван Фёдорович Крузенштерн был уникальной исторической личностью, являлся одним из основоположников российской океанологии. Он оказал существенное влияние как на российских морских экспедиций, так и в целом на мореплавание. Его краткая биография есть сегодня во всех учебниках, ее проходят во всех специальных учебных заведениях России. Сегодня это имя, которое знакомо каждому без исключения образованному человеку в нашей стране. Оно неразрывно связано с русской географией и океанологией.

Иван Фёдорович Крузенштерн происходит из остзейских дворян. Он потомок обрусевшего дворянского рода Крузенштернов, праправнук родоначальника в России Филиппа Крузиуса фон Крузенштерна, сын судьи Иоганна Фридриха фон Крузенштерна (1724-1791) и Христины Фредерики, урожденной фон Толь (1730-1804). После пяти дочерей в их семье появился на свет Карл Фридрих (1769-1847), и, наконец, сам Адам Иоганн, который стал уже седьмым ребенком в семье.

С 12 лет Крузенштерн три года учился в городской школе при Домском соборе в Ревеле (современный Таллинн), а затем продолжил обучение в Морском кадетском корпусе в Кронштадте. В 1787 году он был произведен в гардемарины. Необходимо отметить, что с самого детства будущий мореплаватель и адмирал мечтал обойти морем весь земной шар. Это тот редкий случай, когда детская мечта действительно осуществилась, хотя реализовать ее удалось далеко не сразу.

В 1788 году в связи с началом войны со Швецией он был досрочно выпущен из Морского кадетского корпуса и произведен в мичманы, получив назначение на 74-пушечный корабль «Мстислав». 6 июля 1788 года в Финском заливе, на удалении в 50 километров к западу от острова Гогланд, произошла встреча двух эскадр - российской и шведской. Эскадры построились в линию - одна напротив другой. При этом движение кораблей было серьезно затруднено из-за отсутствия ветра. Фактически российские и шведские корабли прицельно расстреливали друг друга на протяжении нескольких часов.

Русская эскадра потеряла в этом бою более 300 человек убитыми и более 600 ранеными. Больше всех в бою пострадал 74-пушечный корабль «Мстислав». Данное судно почти потеряло управление, корабль был сильно поврежден огнем шведских пушек, однако оставался в строю до момента завершения сражения. Обе стороны присваивали победу в Гогландском сражении себе, хотя их потери были примерно сопоставимы. У шведов в плен сдался 60-пушечный корабль «Принц Густав», в российской эскадре флаг вынужден был спустить 74-пушечный «Владислав», команда которого потеряла 260 человек. Если же говорить о стратегическом итоге, тот тут победа была за русскими. Шведский флот вынужден был отступить и укрыться в крепости Свеаборг. Шведские планы ведения войны были расстроены уже в первом морском сражении.

В преследовании шведского флота и блокаде Свеаборга, которая продолжалась до поздней осени, принял участие и серьезно поврежденный «Мстислав». На корабле были убиты или ранены практически все офицеры, поэтому мичмана Крузенштерна назначали помощником командира «Мстислава». Отличившись в Гогландском сражении, уже в 1789 году Крузенштерн принял участие и в Эландском. Среди немногочисленных потерь российской эскадры в этом бою наиболее тяжелой была гибель командира 74-пушечного «Мстислава» - Григория Ивановича Муловского, который готовился к совершению первого в истории России кругосветного путешествия, впоследствии его суждено было совершить именно Крузенштерну, который служил на том же корабле. В 1790 году Иван Крузенштерн участвовал в морских боях при Ревеле, Красной Горке, а также Выборгской бухте. После этих сражений он в возрасте 19 лет был произведен в лейтенанты.

В 1793 году Иван Фёдорович Крузенштерн в числе 12 российских офицеров-отличников был направлен в Англию с целью усовершенствования морского дела и навыков. На тот момент Англия прочно удерживала звание величайшей морской державы. С англичанами Крузенштерн ходил к берегам Северной Америки, где участвовал в боях с французами. Во время этого путешествия с британцами он посетил Барбадос, Бермудские острова и Суринам. Для исследования ост-индских вод и открытия торговых маршрутов в Ост-Индию для России, Крузенштерн посетил Бенгальский залив. Заинтересованный русской меховой торговлей с соседним Китаем, которая велась из Охотска сухопутным маршрутом на Кяхту, Иван Фёдорович решил, что, если бы торговля велась непосредственно по морю, это было бы гораздо более выгодно. Также он планировал установить прямые отношения метрополии с русскими владениями, расположенными в Америке, чтобы получить возможность снабжать их всеми необходимыми припасами. В 1799 году в Петербурге Иван Крузенштерн представил свое видение, однако его проект был отвергнут. В то же время в 1802 году с аналогичным предложением выступило уже главное управление Русско-Американской компании, это предложение было удовлетворено российским императором Александром I. Для его исполнения снарядили первую российскую кругосветную экспедицию. Именно так и сбылась еще детская мечта Крузенштерна.

Всего в состав первой русской кругосветной экспедиции, которая навсегда вошла в историю нашей страны, вошли два корабля: «Надежда» и «Нева». «Надеждой» командовал лично Крузенштерн, «Невой» - еще один знаменитый русский моряк капитан-лейтенант Лисянский. Кругосветное плавание началось 7 августа 1803 года с отплытия кораблей из Кронштадта. Их путь пролегал через Атлантику, 3 марта 1804 года они обогнули мыс Горн. Из русских и соседних с ними земель на севере Тихого океана участники данной экспедиции обратили особое внимание на Сахалин, Камчатку и Курильские острова. Завершилось кругосветное плавание в Кронштадте 19 августа 1806 года.

Во время проведения экспедиции Крузенштерн провел большой объем различных исследований, результаты которых можно обобщить следующим образом:

Были существенно исправлены географические карты; проводились глубоководные исследования Мирового океана (определение удельного веса и солености воды, измерение температуры на разных глубинах, определение скорости течений и т.п.);

На карту было нанесено западное побережье Японии, восточный берег и южная часть Сахалина, исследована часть Курильских островов;

Установлен новый путь к русским владениям, расположенным на Камчатке и в Аляске.

Иван Фёдорович не только открыл и нанес на карты многие острова, описал часть северо-западного побережья Тихого океана и составил его первый атлас, но и стал одним из основоположников проведения океанологических исследований. Кругосветная экспедиция под его началом собрала богатые этнографические, ботанические, зоологические коллекции, а также провела большое количество астрономических наблюдений. В своих записках о кругосветном путешествии Крузенштерн рассказал много нового и любопытного о том, что увидел в плавании, особенно о нраве и быте дикарей. Для своего времени составленный им атлас Тихого океана был великолепен, он изобиловал планами, картами и рисунками. Лисянский, который управлял вторым кораблем экспедиции - «Невой», иногда шел отдельно от «Надежды». В его книге о том же кругосветном путешествии было подробное описание берегов Кодиака и Ситки.

По словам современников Ивана Фёдоровича, он довольно сильно выделялся в своем окружении. Крузенштерн отличался атлетическим сложением, а своей богатырской грудью и плечевым поясом превосходил всех участников кругосветной экспедиции. Интересно, что во время плавания, он, невзирая на недоумение коллег, возил с собой гири, и каждый день занимался с ними. Любимым упражнением мореплавателя был швунг жимовой. С двухпудовыми (32 кг) гирями Крузенштерн упражнялся каждый день, уделяя этим занятиям примерно 30-40 минут.

В 1811 году Иван Крузенштерн был определен инспектором классов Морского кадетского корпуса. В 1814 году, он разработал подробную инструкцию для проведения кругосветной экспедиции 1815 -1818 годов под началом Коцебу, одного из младших офицеров первого российского кругосветного плавания. Также Крузенштерн посетил Англию, для того чтобы заказать необходимые для экспедиции инструменты. Вернувшись назад в Россию, он получил бессрочный отпуск, посвятив его созданию «Атласа Южного моря». Его труд, который был издан на русском и немецком языках, вскоре был переведен на французский язык, а затем на все без исключения европейские языки. Эта работа Крузенштерна была удостоена полной Демидовской премии.

Любопытной деталью является то, что в начале Отечественной войны 1812 года Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал народному ополчению треть своего состояния. По тем временам это была большая сумма - тысяча рублей. В том же 1812 году Крузенштерн опубликовал трехтомник собственного сочинения «Путешествие вокруг света…», а в 1813 году его избрали членом многих научных обществ и академий по всему миру, в том числе в Англии, Германии, Дании и Франции.

В 1827 году Иван Фёдорович Крузенштерн был назначен директором Морского кадетского корпуса и стал членом адмиралтейств-совета. На посту директора этого учебного заведения, которое он сам когда-то успешно закончил, он провел долгих 16 лет. Его деятельность в это время ознаменовалась введением в учебные курсы Морского корпуса новых предметов, обогащением библиотеки и музея учебного заведения многочисленными учебными пособиями. Также именно в этот период были созданы и утверждены Высшие Офицерские классы, которые позднее преобразуют в Военно-Морскую академию. При Иване Фёдоровиче в Морском кадетском корпусе были полностью отменены телесные наказания воспитанников.

В 1842 году в звании адмирала Иван Крузенштерн подал в отставку. Оставив службу, он уехал в свое именье, но и здесь прославленный мореплаватель продолжал работать. В 1845 году совместно с такими российскими учеными, как: Ф. П. Врангель, Ф. П. Литке и К. М. Бэр Крузенштерн принял непосредственное участие в создании Русского географического общества. Спустя некоторое время, данное общество стало одним из крупнейших центров географических наук не только в Российской империи, но и во всем мире.

Иван Фёдорович Крузенштерн ушел из жизни 24 августа 1846 года в своем имении Асе в возрасте 75 лет. Мореплаватель был похоронен в Ревеле в Вышгородской (Домской) церкви. Но дело его продолжил сын, Павел Иванович, а затем и внук, Павел Павлович. Оба они стали известными путешественниками, которые исследовали северо-восточные берега Азии, Каролинские и иные острова Печерского края и обский Север.

По материалам из открытых источников

Иван Федорович Крузенштерн (Адам Иоганн фон Крузенштерн) родился 19 ноября 1770 г. в родовом имении около Ревеля (совр. Таллин, Эстония) в небогатой дворянской семье.

В 1788 г. он окончил Морской кадетский корпус в Кронштадте. В том же году участвовал в Гогландском сражении в составе российского флота, а в 1789 и 1790 гг. - еще в трех морских сражениях.

В 1793-1799 гг. служил волонтером на английских судах в Атлантическом и Индийском океанах, а также в Южно-Китайском море.

Плавая на английских кораблях, Крузенштерн побывал в Америке, Африке, на Бермудских островах, в Индии и Китае. Именно в это время у него созрела идея о необходимости осуществления русскими кругосветных плаваний для исследований и разведки торговых путей для России.

Вернувшись в 1800 г. в Россию, Крузенштерн подал правительству записки "О возвышении российского флота посредством дальнего плавания до уровня лучших иностранных флотов" и "О развитии колониальной торговли и выгоднейшем снабжении российско-американских колоний всем для них необходимым".

В 1802 г. Крузенштерн был назначен начальником первой русской кругосветной экспедиции (1803-1806), в состав которой входили корабли "Надежда" и "Нева".

7 августа 1803 г. корабли вышли из Кронштадта, в марте 1804 г. обошли мыс Горн и вступили в Тихий океан. После посещения Гавайских островов "Нева" направилась в Новоархангельск, а "Надежда" - на Камчатку и затем в Японию. В августе 1806 г. экспедиция вернулась в Кронштадт через Индийский и Атлантический океаны.

Во время плавания Крузенштерна впервые были выполнены широкие океанографические и метеорологические работы в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах, положено начало систематическим глубоководным исследованиям океана; экспедиция произвёла опись части Курильских островов, побережий Сахалина, Камчатки, некоторых островов Японии.

Участники первой российской кругосветной экспедиции внесли значительный вклад в географическую науку, стерев с карты ряд несуществующих островов и уточнив положение существующих. Они открыли Межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, провели измерения температуры воды на глубинах до 400 м и определения ее удельного веса, прозрачности и цвета; выяснили причину свечения моря, собрали многочисленные данные о давлении атмосферы, приливах и отливах в ряде районов Мирового океана.

Описание путешествия и результаты океанологических и этнографических исследований Крузенштерн изложил в 3-томном труде "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях "Надежда" и "Нева" (1809-1812, 2 изд. 1950).

С 1811 г. Крузенштерн был инспектором, а в 1827-1842 гг. - директором Морского кадетского корпуса . На своем посту он провел ряд улучшений в заведении: обогатил библиотеку, учредил офицерский класс, расширил список предметов.

По инициативе Крузенштерна была снаряжена кругосветная морская экспедиция под начальством Отто Коцебу.

Он был членом-учредителем Русского географического общества, членом Лондонского королевского общества, членом академий и научных обществ Франции, Германии и Дании.

Умер Иван Крузенштерн 12 августа 1846 г. в своем имении Асе и был похоронен в Ревеле в Вышгородской (Домской) церкви. Его дело продолжили сын, Павел Иванович, и внук, Павел Павлович. Оба стали известными путешественниками, исследовавшими северо-восточные берега Азии, Каролинские и другие острова Печерского края и обский Север.

Имя Ивана Крузенштерна носят пролив в северной части Курильских островов, проход между островом Цусима и оcтровами Ики и Окиносима в Корейском проливе, острова в Беринговом проливе и архипелаге Туамоту, гора на Новой Земле.

В Петербурге в 1869 г. был установлен памятник Ивану Крузенштерну.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В данном обзоре речь пойдет о человеке, который за свою жизнь добился очень многого — об Иване Федоровиче Крузенштерне (при рождении Адам Иоганн фон Крузенштерн). Он был мореплавателем, сумел совершить кругосветную экспедицию, первую в российской истории. В 1842 году ему присвоили звание адмирала. Ко всему прочему он был доктором философии и почетным членом Петербургской академии. И это далеко не все звания и должности этого великого человека. В данной статье будет описана краткая биография Крузенштерна Ивана Федоровича.

Юные годы

Иван Федорович — первый из русских мореплавателей, сумевший совершить кругосветное путешествие. Он смог оказать большое влияние на историю географических открытий. Родился Иван Федорович в 1770 году, 19 ноября. Произошло это в Эстляндской (Эстонской) губернии рядом с современным Таллином.

Отец Ивана Федоровича Крузенштерна — Иоганн Фридрих. Мать — Христина Фредерика. Родители хоть и дворяне, но богатыми они не были. В момент исполнения 15 лет Иван Федорович поступил в Морской корпус, который находился в Кронштадте. Назвать легкой кадетскую жизнь нельзя. Будущий великий мореплаватель практически голодал, здания корпуса отапливались очень плохо, а в спальнях вообще не было окон. Дрова таскать приходилось с соседних складов.

Через несколько лет уже в звании адмирала русский мореплаватель Иван Федорович Крузенштерн мог отдать своих сыновей в Морской корпус. Но он этого не сделал, хоть и надеялся, что они пойдут по его стопам. Вместо этого он отправил их обучаться в Царскосельский лицей.

Период военной службы

Из-за того что началась русско-шведская война, обучение было решено закончить раньше срока. В 1788 году Ивана Федоровича Крузенштерна отправили служить на судно “Мстислав”. Но чин мичмана, который был положен всем выпускникам корпуса, он так и не получил.

Первое сражение произошло в Финском заливе в 1788 году. Встреча русской и шведской эскадры произошло в нескольких десятках километров от острова Гогланд. Эскадры, выстроившись друг напротив друга, просто расстреливали вражеские корабли. Маневрировать было практически невозможно в связи с отсутствием ветра. После нескольких часов ведения огня шведская эскадра была повержена.

Потери составили около 300 человек. При этом раненых было в два раза больше. Пострадал сильнее всего корабль, на котором проходил службу Крузенштерн — “Мстислав”. Из строя практически вышла система управления, корпус очень сильно повредили вражеские ядра. На воде корабль держался только чудом. Однако это не помешало ему дождаться конца сражения и даже отправиться в погоню за отступающей шведской эскадрой.

Укрылись вражеские корабли в Свеаборге. Русский флот начал держать осаду, в которой принял участие и будущий адмирал. Т. к. практически все офицеры были убиты или ранены, Ивана Федоровича повысили до помощника капитана, что уже является немалым достижением.

Через год великий мореплаватель участвовал в Эландском сражении. Также он принимал участие в боях в Выборгской бухте, при Красной Горке и Ревеле. За проявленную доблесть его повысили, и уже в 19 лет он стал лейтенантом.

Командировка в Англию

Иван Федорович всегда проявлял смелость, энергичность и решительность. После сражения жизнь начала казаться ему пресной. Но долго скучать не пришлось. Его заслуги были замечены, и будущего адмирала отправляют в Англию на обучение. Он сумел побывать в Америке, плавал на английских кораблях в Африку и на Бермудские острова, посетил Индию и Китай. Именно в это время и зажегся идеей о кругосветном путешествии. Связано это в первую очередь с тем, что он увидел перспективу торгового морского сообщения с другими странами.

В 1800 году путешественник Иван Федорович Крузенштерн возвращается в Россию. Практически сразу же его повысили до звания капитан-лейтенанта. После этого он внес предложения об усовершенствовании российского флота и о развитии торговли с другими странами посредством морских путей.

Его предложения оставались незамеченными вплоть до переворота. Экспедиция в Китай и Японию для организации морской торговли была разрешена, когда во главе ведомства поставили Мордвинова. Начальником будущего путешествия был назначен Иван Федорович.

Вокруг света

Судна, на которых отправился в кругосветное путешествие Иван Федорович Крузенштерн, были приобретены в Англии. Они назывались “Нева” и “Надежда”. Кроме того, в Англии закупили и инструменты с приборами, без них экспедиция закончилась бы провалом.

Иван Федорович шел на “Надежде”. Капитаном второго корабля был назначен его друг Лисянский.

Численность экипажа составляла 129 человек. Все, кроме ученых, были русскими. До Японии также отправился и посол Резанов со своей свитой.

Путешествие Ивана Федоровича Крузенштерна началось в 1803 году. 26 июня корабли покинули Кронштадт, направившись в сторону Бразилии. Этот переход в южное полушарие для российских мореплавателей оказался первым. На о.Тенерифе было закуплено вино, которое должно было послужить в качестве противоцинготного средства. Каждому члену экипажа полагалось по одной бутылке в день. Осмотром матросов занимался лично Иван Федорович. За счет стараний командного состава проблем с заболеваниями избежать удалось.

На острове Св. Екатерины корабли простояли месяц. В течение этого времени проводился их ремонт. Затем экспедиция двинулась в сторону мыса Горн, где произошла первая неприятная ситуация. Из-за сильного тумана корабли потеряли друг друга. В итоге Иван Федорович зашел на Маркизские острова, а его друг — к о. Пасхи, исправив ошибки Кука в географических координатах. Встреча состоялась возле о. Нукагива.

Снова разделиться пришлось у Сандвичевых островов. Будущий адмирал отправился в сторону Камчатки, а его напарник — на Сандвичевы острова, чтобы пополнить продовольственные запасы. После этого он двинулся к Алеутским островам.

Посетив Петропавловск-на-Камчатке, Иван Федорович направился в Нагасаки, попав по пути в тайфун. Только чудом удалось сохранить мачты. Из-за поломок, которые все-таки были, в Нагасаки экспедиция простояла 6 месяцев. Закупить продовольствие не получилось, т. к. это запретил император Японии. Однако он все-таки снабдил российский экипаж продуктами, которых должно было хватить на 2 месяца. К слову, посол Резанов так ничего и не добился от медлительных японцев. Впоследствии торговые отношения все-таки удалось наладить.

Морские исследования

Что открыл Иван Федорович Крузенштерн на обратном пути? За время путешествия были исследованы западные побережья Хондо, а также острова Хоккайдо и Хонсю. Кроме того, были обнаружены никому не известные острова, которые таили в себе опасность для мореплавателей. Их назвали Каменными Ловушками.

Затем были проведены исследования восточного и северного побережья Сахалина, откуда мореплаватель отправился в Макао, где произошла встреча с Лисянским. С китайскими товарами экспедиция направилась на родину.

Значимость путешествия

Экспедиция была очень полезной не только с научной, но и с практической точки зрения. Об этом говорили во всем мире. Русскими моряками были исправлены английские карты, которые в те времена считались самыми точными, открыты острова. Кроме того, с карты убраны те земли, которых и вовсе не существовало. Ученые изучали температуру глубинных слоев, морские течения.

Все проведенные в те времена метеорологические исследования являются важными и на современном этапе. Проводились не только географические изыскания. Ученые также пополнили зоологические, этнографические и ботанические коллекции. Удалось не только с Японией познакомиться, но и совершить огромный рывок в науке. Мореплаватели за достижения были удостоены награды.

Великий человек Иван Федорович Крузенштерн после путешествия стал членом Академии наук и Адмиралтейского департамента.

Научная деятельность

Когда кругосветное путешествие завершилось, Иван Федорович очень долго разбирался в теоретических вопросах, связанных с морским делом. В сферу его интересов вошли и гидрографические промеры. Мореплаватель старался отыскать роль географии, ее место в науке. Он изучал, как она связана с физикой и химией, стремился выявить ее влияние на экономику.

С Иваном Федоровичем также консультировался английский ученый Джон Барроу. Его интересовал северо-западный проход. Мореплаватель делился своим мнением с Гумбольдтом, который был картографом.

С началом войны в 1812 года Крузенштерн выполнял роль дипломата. Треть своего состояния он потратил на формирование народного ополчения. Также следует отметить, что именно мореплаватель вошел в состав миссии в Лондоне. Однако и в эти тяжелые времена он интересовался судостроением и достижениями флота Англии.

Когда закончилась война с Наполеоном, Крузенштерн стал задумываться о новом кругосветном путешествии, разрабатывать инструкции для него. Его идея была реализована уже через несколько лет. Кругосветное плавание прошло с 1815 по 1818 годы. Капитаном был назначен Отто Коцебу — младший офицер первого путешествия. Следует отметить, что Крузенштерн не только инструкции разрабатывал. Он также посетил Англию, где сам и приобрел все необходимые инструменты.

В период с 1827 года по 1842-й Иван Федорович постепенно повышался в званиях, пока не стал адмиралом. Позже он организовывал экспедиции других известных мореплавателей. Например, путешествие Беллинсгаузена и Лазарева, в ходе которого была открыта Антарктида.

Издательская деятельность

Биография Ивана Федоровича Крузенштерна очень интересна. Научную деятельность он не бросил, даже когда его отправили в бессрочный отпуск. Официальной причиной послужило здоровье. Однако на самом деле этому поспособствовал маркиз Траверсе, который не особо жаловал Румянцева и препятствовал всем его предложениям относительно реорганизации флота.

В имении Иван Федорович продолжил работать над книгой о своем путешествии. Он заявил о необходимости создания морского атласа, но и эта идея была оставлена без внимания. Дело сдвинулось, когда вместо Траверсе пришел адмирал Моллер. И именно он принял проект атласа.

После этого все начали считать мореплавателя Крузенштерна первым гидрографом Тихого океана. В самом же атласе были предоставлены материалы о кругосветной экспедиции. И это в дальнейшем поспособствовало развитию наук. За свои многочисленные достижения адмирал Иван Федорович Крузенштерн получил полную Демидовскую премию.

Руководство Морским корпусом

В 1927 году Иван Федорович был назначен директором Морского корпуса. Чуть позже вошел в состав адмиралтейского совета. На протяжении шестнадцати лет в качестве руководителя он занимался преобразованием учебного заведения. И ему это удалось.

Были введены новые предметы, библиотека пополнилась книгами, в музеях появились разнообразные экспонаты и пособия. Мореплаватель постоянно что-то изменял в образовательной сфере. Ко всему прочему им был учрежден офицерский класс, кабинет физики и обсерватория. Со временем корпус превратился в полноценную Морскую Академию. И все это произошло благодаря Ивану Федоровичу Крузенштерну.

Семья великого мореплавателя

Женился Иван Федорович в 1801 году. Его избранницей стала Юлианна Шарлотта фон Таубе дер Иссен. У него было много детей - четыре сына (Николай, Александр, Павел, Платон) и две дочки (Шарлотта, Юлия).

Наследие Ивана Федоровича

24 августа 1846 года великий мореплаватель, адмирал Иван Федорович Крузенштерн умер. Произошло это в имении Асс. Похороны состоялись в Ревеле (Таллине). Дело своего предка продолжали сын Павел Иванович и внук Павел Павлович. Со временем они смогли стать известными мореплавателями, занимаясь исследованиями северо-восточных берегов Азии, а также Каролинского острова.

После Ивана Федоровича помимо Атласа с объяснительным текстом осталось несколько научных работ. Свое путешествие он описал в сочинении. Впоследствии книга была переиздана в 1950 году, но уже в сокращенном варианте

Что еще можно сказать?

Существует несколько достаточно интересных фактов об Иване Федоровиче Крузенштерне. Их нельзя не отметить.

  1. Имя мореплавателя упоминает кот Матроскин — литературный и мультипликационный персонаж. По словам вымышленного персонажа, на корабле, названном в честь Ивана Федоровича, “проходила службу” его бабушка.
  2. В путешествии адмирала участвовал Федор Толстой и Николай Рязанов.
  3. Иван Федорович отличался богатырским телосложением. Он очень сильно выделялся на фоне матросов, превосходя практически всех членов экспедиции. Кроме того, с собой он всегда возил гири, с которыми занимался каждый день. Любимое упражнение мореплавателя — швунг жимовой.
  4. В честь адмирала были названы барк, пролив и риф.
  5. В 1993 году Российским банком были выпущены памятные монеты в честь первого кругосветного русского путешествия.
  6. Адмирал обожал своих домашних питомцев. В путешествия вместе с ним отправлялся спаниель. Со временем он стал любимцем матросов, которые перед отплытием трепали бедного пса за уши, что стало своего рода традицией. Это, конечно, может вызвать улыбку, однако плавания Ивана Федоровича проходили без особых проблем. Помимо всего прочего, спаниель был грозным оружием против аборигенов с экзотических островов, которые в ужасе разбегались, увидев неизвестное животное с висячими ушами.
  7. При рождении Крузенштерна звали Адамом. Однако непривычное имя резало ухо, поэтому в кадетском корпусе ему пришлось стать Иваном Федоровичем. Отчество им было позаимствовано у верного друга Лисянского, который тоже был Иваном Федоровичем.
  8. Великий мореплаватель посещал Филадельфию, где произошла встреча с Джорджем Вашингтоном.
  9. В библиотеке Института восточных рукописей хранится список памятника малайской словесности “Династия султанов”. Его привез из своего путешествия Иван Федорович.

Заключение

Выше была описана биография Ивана Федоровича Крузенштерна. Краткая, т. к. на описание всех его достижений в подробностях не хватит и книги. Одно только кругосветное путешествие, которое стало первым в российской истории, может уместиться в нескольких томах.

В память об этом великом человеке в 1874 году в Санкт-Петербурге был установлен монумент. Проект разработан архитектором Монигетти и скульптором Шредером. Находится памятник напротив Морской Академии. Возведение производилось на частные средства, однако и от государства удалось получить небольшое пособие.

Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846) является не только легендарным мореплавателем, адмиралом, почётным членом Петербургской Академии Наук, но и уникальной исторической личностью и одним из основоположников российской океанологии. Этот человек оказал ощутимое влияние как на историю отечественных морских экспедиций, так и вообще на все мореплавание в целом. Не многие знают, что автором первого «Атласа Южного моря» был именно Иван Федорович Крузенштерн. Краткая биография этого русского мореплавателя есть в школьных учебниках, ее проходят во всех специальных учебных заведениях, поскольку это имя, которое знает каждый образованный человек, неизменно связано с русской океанологией, географией и т. д.

Иван Федорович Крузенштерн: краткая биография

Этот русский мореплаватель, которого при рождении нарекли Адам Иоанн, происходил из остзейского обрусевшего немецкого рода дворян, основоположником которого был его прадед - Филипп Крузиус. Родился Иван Федорович Крузенштерн, биография которого тесно связана с морем, восьмого ноября 1770 года в Эстонии, в имении Хагудис. Его отец был судьей. С раннего детства будущий адмирал мечтал обойти по морю земной шар. И хотя жизнь его была всегда связана с морем, эту свою мечту осуществить удалось не сразу.

Иван Федорович Крузенштерн после ревельской церковной школы, в которой он проучился три года начиная с двенадцати лет, сразу же поступил в единственное по тем временам учебное заведение в Кронштадте, которое готовило офицеров флота - Морской корпус. Первый поход юного гардемарина по водным просторам осуществился в 1787 году по Балтике. Вскоре началась русско-шведская война. Как и многие другие, Иван Крузенштерн, не успев окончить курс обучения, досрочно был призван в мичманы на линейный 74-пушечный корабль «Мстислав». Произошло это в 1788 году. Отличившись в Гогландском сражении в том же году, юный Иван был отмечен командованием. А за заслуги в морских боях в Выборгской бухте при Красной Горке и в Ревеле в 1790 году его произвели в лейтенанты.

Период волонтерства в Великобритании

В 1793 году двенадцать офицеров-отличников с целью усовершенствования морского дела были направлены в Англию. Среди них находился и Иван Федорович Крузенштерн. Биография будущего адмирала с этого времени начинает резко набирать обороты. Покинув Российскую Империю, он долгое время плавал на фрегате Thetis у северного побережья Америки, где не раз участвовал в сражениях с французскими кораблями, посетил Суринам, Барбадос, С целью исследования ост-индских вод он заходил в Бенгальский залив. Его целью было налаживание маршрута для русской торговли в этом регионе.

Иван Федорович Крузенштерн, уже будучи Кавалером ордена Св. Георгия четвертого класса, сильно заинтересовался меховой торговлей России и Китая, маршрут которой проходил сухопутным путем из Охотска на Кяхту. Будучи в Кантоне, он имел возможность убедиться в выгоде, какую могла бы получить Россия от непосредственного сбыта своего пушного товара в Китай морским путем. Кроме того, несмотря на сравнительную молодость, будущий адмирал Иван Федорович Крузенштерн пытался установить прямую связь метрополии с российскими владениями, расположенными на территории Америки, для того чтобы иметь возможность снабжать их всем необходимым. К тому же он уже начал всерьез обдумывать зародившийся у него еще до начала шведской войны грандиозный проект кругосветного плавания, основной целью которого могло стать совершенствование русского флота такими отдаленными маршрутами, а также развитие колониальной торговли. Поэтому, плавая по службе в водах Индийского, Тихого и Атлантического океанов, этот мореплаватель изучал все возможные пути.

Возвращение на Родину

Набравшись опыта и окрепнув, в 1799 году Иван Федорович спустя шесть лет вернулся в Россию. В Петербурге он попытался представить свой проект и соображения в морское ведомство, однако не встретил понимания.

Однако когда в 1802 году с аналогичным предложением стало выступать главное правление Российского министерства коммерции, император Александр I утвердил его, а во исполнение решено было снарядить кругосветную экспедицию. Как раз в это время и вспомнили о Крузенштерне, пригласив его к царю.

Первое кругосветное плавание

Государь, сильно воодушевившись проектом, утвердил его и предоставил Крузенштерну возможность личного его осуществления. В путешествие назначили два небольших парусных шлюпа: «Надежду» весом в 450 тонн и чуть более легкое судно «Нева». Командовать экспедицией и основным кораблем должен был Крузенштерн Иван Федорович, открытия которого впоследствии войдут в историю российского мореплавания как одни из самых значимых. А командование шлюпом «Нева» поручили его близкому товарищу капитан-лейтенанту Ю. Лисянскому.

Славное путешествие стартовало в начале августа 1803 года. Оба судна одновременно вышли из кронштадтского порта, чтобы отправиться в долгий и очень нелегкий путь. Основная задача, которая была поставлена перед экспедицией, - это исследование устья реки Амур для обнаружения новых маршрутов. Это всегда было заветной целью Тихоокеанского русского флота, воплотить в жизнь которую доверили давним друзьям и однокашникам - Крузенштерну и Лисянскому. Им впоследствии пришлось пережить много трудностей.
Суда должны были носить военный флаг. Помимо торговых целей, шлюп «Надежда» должен был перевезти в Японию российского посла - камергера Резанова, который обязан был организовать торговые отношения с Японией. А с целью проведения научных исследований от Российской академии наук в экспедицию были откомандированы естествоиспытатели Лангсдорф с Тилезиусом, а также астроном Горнер.

Южное полушарие

Японская часть путешествия

Двадцать шестого сентября 1804 года шлюп «Надежда» прибыл в Нагасаки. В Японии Иван Федорович Крузенштерн вынужден был задержаться до следующего года. Недоверчивые и крайне медлительные японцы решительно отказывались принять русского посла. Наконец, в апреле вопрос был разрешен.

Возвратиться с Резановым на Камчатку Крузенштерн решил через которое в то время было совершенно неизведано мореплавателями. На пути ему удалось исследовать западные берега Нипона и Матсмая, а также южную и половину восточной части острова Сахалин. Кроме того, Иван Федорович определил и положение многих других островов.

Завершение миссии

Заплыв в Петропавловский порт, высадив посла, Крузенштерн возвращается к берегам Сахалина, заканчивает свои исследования, затем, обогнув его с севера, заходит в Амурский лиман, откуда второго августа возвращается на Камчатку, где, пополнив запасы продовольствия, «Надежда» направляется в Кронштадт. Так закончилось легендарное кругосветное путешествие Крузенштерна, которое первым вписано в историю русского мореплавания. Оно вполне оправдало намеченный проект, составив не только новую эпоху, но и обогатив географию и естественные науки полезными сведениями о малоизвестных странах. Государь очень щедро наградил Крузенштерна и Лисянского, а также всех остальных участников экспедиции. В память об этом важном событии даже приказал выбить особую медаль.

Подведение итогов

В 1811 году Иван Федорович Крузенштерн, фото которого можно увидеть в любом учебном пособии морских училищ и других специальных учебных заведений, был назначен инспектором классов в Морском кадетском корпусе. Однако развивающаяся глазная болезнь и не совсем удачно складывающиеся отношения с царским морским министром принудили его попросить освобождения от работы и уже в декабре 1815-го отправиться в бессрочный отпуск.

Практически с этого же времени он начал разрабатывать подробную инструкцию, предназначенную для кругосветной экспедиции, которая прошла с 1815 по 1818 год под руководством Коцебу - младшего офицера первого плавания. Крузенштерн даже поехал в Англию, где заказал необходимые для путешествия инструменты. А вернувшись, он, получив бессрочный отпуск, стал работать над созданием своего «Атласа Южного моря», к которому должны были прилагаться гидрографические записки, служащие разбором и изъяснением. Иван Федорович с помогающими ему специалистами обработал и создал прекрасное учебное описание путешествия с большим количеством карт и рисунков. Этот труд, изданный на русском и немецком языках, был переведен на французский, а впоследствии на все без исключения европейские языки. Он был удостоен полной Демидовской премии.

Руководство Морским корпусом

В 1827 году Крузенштерн стал директором Морского корпуса. Почти в то же время он стал членом адмиралтейского совета. Шестнадцать лет на посту руководителя ознаменованы коренными преобразованиями в этом военном учебном заведении: Иван Федорович ввел новые предметы для преподавания, обогатил библиотеку и музеи многими пособиями. Коренные преобразования коснулись не только нравственного и образовательного уровня. Адмирал учредил офицерский класс, физический кабинет и обсерваторию.

По особому ходатайству Ивана Федоровича корпус в 1827 году стал Морской академией.

Научная и организаторская деятельность

В начале Отечественной, в 1812-м, Крузенштерн, будучи человеком небогатым, пожертвовал треть своего состояния. По тем временам это были большие деньги - тысяча рублей. В том же году он опубликовал свой трехтомник «Путешествие вокруг света...», а в 1813-м был избран членом многих научных обществ и даже академий в Англии и Дании, Германии и Франции.

До 1836 года Крузенштерн издал свой «Атлас Южного моря», в котором были обширные гидрографические примечания. С 1827-го по 1842-й, постепенно повышаясь в званиях, он дошел до адмирала. Очень многие выдающиеся путешественники и мореплаватели обращались за поддержкой или советом к Ивану Федоровичу. Он был организатором экспедиции под руководством не только Отто Коцебу, но и Вавильева и Шишмарева, Беллинсгаузена и Лазарева, Станюковича и Литке.

Физическая подготовка

По словам современников, Крузенштерн сильно выделялся в своем окружении, отличаясь атлетическим телосложением, а плечевым поясом и богатырской грудью превосходил всех в экспедиции. Интересно, что в путешествия, невзирая на недоумение коллег, он возил с собой гири и ежедневно с ними занимался. Его любимым упражнением был швунг жимовой.

В память

В Санкт-Петербурге с 1874 года по проекту архитектора Монигетти и скульптора Шредера напротив Морского корпуса установлен памятник Крузенштерну. Он возводился на частные средства, хотя небольшое пособие было получено и от государства.

Именем этого великого мореплавателя названы пролив, риф и барк. А в 1993 году Российский Банк выпустил памятные монеты серии «Первое кругосветное русское путешествие».

Похоронен великий адмирал Иван Федорович Крузенштерн в таллинском Домском соборе.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!