Образовательный портал - Varnavinschool

Конспект урока по окружающему миру на тему: Зима, покой природы. Занятие по окружающему миру «Зима-покой природы Зима покой природы

Тема: «Зима: покой природы »

1 класс УМК «Школа России.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

По структуре: проблемно – диалогический. В системе уроков по изучаемой теме – 1 урок по теме «Времена года. Зима».

Концептуальная цель урока: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного интереса творческими заданиями.

Стратегическая цель урока: познакомить с зимними явлениями природы, научить различать времена года по признакам.

Задачи урока:

углубить и ра сширить знания учащихся о зимних явлениях;

формировать умения находить взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений;

Оборудование: календарь природы, мультимедиатехника

Дидактические средства для учителя – презентация; для учащихся – учебник. тетрадь, карточки настроения; раздаточный материал – веточки с почками.

Ход урока

1.Организационный момент(1-2 мин) .

Настал новый день. Я вижу настроение у вас замечательное. Давайте выпрямим спинки, расправим плечи, глубоко вдохнем свежесть зимнего утра, а потом сделаем выдох и прогоним прочь все неприятности и огорчения.

Ночью в полях, под напевы метели.
Дремлют, качаясь березы и ели:
Месяц меж тучек над полем сияет, -
Бледная тень набегает и тает:
Мниться мне ночью: меж белых берез
Бродит в пушистом сиянье Мороз.
И.Бунин

(Учитель читает стихи наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа) Слайд №1

2. Актуализация знаний (5-6 мин)

Загадки подскажут нам о чём мы будем говорить на уроке.

Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам :(мороз)

На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий : (лед)

Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а : (снежинки)

Зимние каникулы!
Веселые деньки!
Нужны ребятам санки,
Лыжи и : (коньки)

Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый,
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору - медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)

Каким общим словом можно объединить все отгаданные вами слова? (Со словом "зима ")

Какой зимний праздник и взрослые, и дети любят больше всего? Без каких сказочных персонажей мы не мыслим этот праздник?

К нам пришло письмо одно,

Было странное оно.

Вместо марок – три снежинки,

А конверт из чистой льдинки,

А письмо не на листке,

А на беленьком снежке.

Дед Мороз прислал в нам письмо, в котором он просит привести доказательства, что уже пришла зима и ему пора собираться в долгий путь, чтобы успеть поздравить всех ребятишек с праздником. Давайте ему поможем.

3.Постановка учебной задачи.

Много о зиме вам уже известно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко справитесь с заданием.

Работа в рабочей тетради.(Работа в парах)

Давайте поиграем. Игра «Что встречаем и не встречаем зимой?» Откройте рабочую тетрадь на странице 36, задание №4.

Договоритесь между собой: кто будет работать синим карандашом, а кто – красным.

Задание. Обведите синим карандашом предметы, которые встречаются чаще всего зимой, красным карандашом – предметы, которые зимой не встречаются.

3.Самостоятельная работа (3 мин)

Какие предметы вызвали у вас затруднения?

4.Проверка. (1 мин) (На слайде № 3 указываю указкой, а дети поднимают сигнальные карточки).

Самооценка.

Учитель

Итак, друзья, давайте подумаем: о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

Какова будет тема нашего урока?(Предположения детей. Учитель уточняет, и открывает тему урока)

Тема нашего урока "Зима - покой природы" (Слайд № 4)

Как вы думаете, что меняется вокруг нас с наступлением зимы? (Предположения детей)

Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

5.Совместное "открытие" новых знаний (7-10 мин).

Русский народ наделил зиму различными прозвищами, которые сохранились теперь в сказках и поговорках:

Здравствуй, русская молодка

Раскрасавица – душа

Белоснежная лебедка,

Ласковыми : зима- матушка, зима-волшебница, раскрасавица, лебедушка.

А когда зима была вьюжная, морозная, холодная, то в народе её ругали, бранили.

Бранящими : Лиходейка, прибериха, злюка, седая чародейка (это тоже о зиме, но когда от мороза нос синеет).

Установление признаков зимней погоды:

Какие признаки зимы вы можете назвать?

Становится холоднее;

Небо чаще покрыто облаками;

Осадки выпадают в виде снега;

Дни становятся короче, а ночи длиннее;

Зима навела строгий порядок в лесах и на полях. Все у нее прибрано, сверкает белизной. Раздала деревьям теплые шубы. Стоят они все в одинаковых нарядах. В переменах, которые несет зима, есть свои прелести: чистейший, пушистый снег, прозрачность узорчатых ветвей, какая-то особая легкость бодрящего воздуха и ко всему этому – великий покой, разлившийся в природе.

Слайд № 6

Наши далекие предки постоянно наблюдали за природой, за сменой времен года, запоминали их особенности, так как от этих примет (наблюдений) зависела жизнь людей, особенно в сельской местности. Приметы подсказывали, когда сеять, когда убирать. Наблюдения подсказывают, что будущий урожай зависит во многом от зимних месяцев.

В наши дни наука основанная на наблюдениях за явлениями природы называется фенологией. Она использует в своей деятельности наблюдения наших предков «народный календарь»,

Выступление синоптиков.

Дежурный синоптик (дневник наблюдений за погодой)

1.Число, месяц, день недели

2.Облачность,

3. Осадки.

4. Ветер

5. Тепло или холодно.

Что подтверждает сегодняшний день? Какое время года? Хотя на улице не зимняя погода, но в календаре – зима.

6. Физминутка (1-2 мин).

Зима трех месяцев владыка. Словно верные стражники стоят эти три брата на охране ее покоя. Помогите расставить месяцы в нужном порядке.

Слайд № 10

Декабрь

Слайд №11 (Ученик читает стихотворение)

Выпал в декабре снежок

Нежный, мягкий как пушок.

Сшил декабрь покрывало,

Для земли, чтоб не страдала

Из тончайших ниток нежных,

Не цветных, а белоснежных.

Стала белою земля

От заботы декабря.

Декабрь это последний месяц года и первый месяц зимы – «зазимник».

Слайд №12.

В декабре дни становятся короче, холоднее.

22 декабря – день зимнего солнцестояния –самый короткий день и самая длинная ночь в году. В народе его называют студень (остужает землю, Замораживает реки и озера), хмурень – за ранние сумерки, лютень – за длительную морозную стужу.

Январь Слайд №13 (Ученик читает стихотворение)

Месяц праздничный январь

Открывает календарь

Он каникулы приносит

Отдохнуть детишек просит

С гор на санках полетать

Лыжи быстрые достать

Крепость снежную слепить

И не ссориться – дружить.

Январь - начало года, середина зимы. В народе его называют сечень (он рассекает зиму пополам) , просинец. Как вы думаете почему? (В этом месяце чаще светит солнце и проглядывает синее небо) Январь считают самым холодным месяцем года. Слайд №14

Февраль Слайд №15 (Ученик читает стихотворение)

В феврале бушует вьюга

Беспокойная подруга

Вихри снежные кружат

Ночи целые подряд.

Не проехать, не пройти,

Замела метель пути

Пусть она себе метет,

В дом наш, снег не попадет.

В старину февраль называли «снеговеем» ? (Слайд №16) Почему? В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Погода становится мягче, теплее, чем в январе.

От того снег становится липким. В такую погоду хорошо строить снежные крепости, лепить снеговиков и снежных баб.

Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какой будет весна. Если в этот день будет светить солнце, то весна будет теплой. Если же пасмурный – готовься к поздним заморозкам и метелям. Вот такая примета.

Вы обратили внимание, как часто мы зимой говорим:

Вьюга, метель, пурга. А что это такое? (зимние явления природы)

А) ветер поднимает с земли снежинки и несет их, метет как метлой. Что это?

Ветер со снегом назвали метель.

Б) Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра. Вьюю-уу-у. Я вью-ю-у-га. Так метель сама себя назвала – вьюга.

В) Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны, кружит, метет по земле. В такую метель, за несколько метров ничего не видно вокруг. Это пурга

Г) А бывает и так. Морозный солнечный день. Ветер несет снег по низу, по самой земле. Как может называться такая метель? Поземка.

Физ. Минутка (1-2 мин)

Игра «Снег идет». Один человек – метель, а остальные снежинки. Снежинки кружатся, а метель дает команды: полетели, стоп. Если не услышали команду, выходят из игры – растаяли.

7.Первичное закрепление (5 мин )

Путешествие в зимний лес . (Слайд № 17)

Я предлагаю вам совершить путешествие в зимний лес.

Зима.. Мы с вами в зимнем лесу. Кругом белым – бело… Слушаем зиму: Тишина. Тишина. Тишина. Лес спит. Иногда слышно как снег охапками падает с веток. Радуются растения снегу- теплым одеялом укрывает он их до весны.

Как зима отразилась на жизни растений? Как зимуют деревья? Слайд № 18)

Работа с учебником стр.85 (приметы зимы)

Рассмотрите иллюстрации и сравните их. Составьте рассказ по рисункам.

Какое время года изображено?

Как изменяется жизнь растений с наступлением зимы?

(Лиственные деревья сбросили листву, хвойные стоят зеленые)

Зима- период покоя в жизни растений. Лиственные деревья и кустарники зимой кажутся мертвыми, но они живые. Деревья почти спят, вернее они дремлют, так хорошо подготовились к холодам: под корой у них пробковый слой, защищающий от холодов. В этом легко убедиться, если рассмотреть почку растения.

(На столах у детей веточки зимнего деревца)

8.Исследовательская работа (7-10 мин)

Учитель Итак, мы находимся в исследовательской лаборатории, объект нашего наблюдения веточка зимнего деревца (сломанного ветром) . На ней есть листья? Что осталось на месте опавших листьев?

Работа учащихся на листках наблюдений .(Пошаговая инструкция.)

1.Рассмотри веточку дерева.

2.Листьев на ней нет. Что осталось на месте опавших листьев?

3.Найди на ветке почки. Рассмотри их.

4. Отдели одну почку.

4.Какого цвета почка? Раскрась клеточку таким цветом.

6. Зарисуй почку в квадратике.

7.Раскрой чешуйки. Что внутри почки?

Вы видите маленькие листочки. Чешуйки надёжно защищают их от мороза и высыхания. Листочки сидят на крошечном стебельке, который спрятан внутри почки. Нарисуй,

Учитель Зимой все деревья как будто спят, но придет весна и из почек вырастут молодые стебельки с листьями. (Демонстрация веточки сирени)

Итог урока. Вывод:

Учитель. Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотанием и писком насекомых, птиц – и всё движется,всё оживлённо и тянется к солнцу. А зимой иначе. Всё живое упряталось в глубину земли, нор, щелей. Дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те. Что остались, не поют и летают зябко и неторопливо. А чародейка – зима дарит всей этой мёртвой пустыне новую жизнь, неподвижную, немую. чудную жизнь. Это жизнь, отдыха – время необычной белой и тихой природы. (слайд №19)

Проверим ваши высказывания, прочитав вывод в учебнике на странице 87.

9.Рефлексия деятельности (1-2 мин).

Что нового вы открыли для себя на уроке?

Работал хорошо, но мог бы работать лучше.

С каким настроением вы заканчиваете урок? Опустите в коробочку смайлики.

Учитель Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников. Пришло время сообщить Деду Морозу о предстоящей подготовке к отъезду. Будем с нетерпением ждать приезда. (Слайд № 20)

10.Объяснение домашнего творческого задания. (по желанию учащихся) 1 -2 мин ).

Помогите Мартышке найти своих друзей в морозных узорах. А чтобы они получились красочными и выразительными, раскрасьте их в тетради на стр. 35 задание №1.

А для тех, кому понравилось быть исследователями, я предлагаю провести опыт с кусочком льда. Но так как на улице у нас тепло, подумайте: кА получить лёд и выполните задание из учебника на стр.88

Итак, друзья, всем спасибо! (Слайд №21)

Cлайд 1

Презентация к уроку «Окружающий мир» в 1 классе по теме: «Зима. Покой природы.» Зимние месяцы

Cлайд 2

В зиме, как и в других временах года, три месяца. Знакомься: Декабрь – он самый старый, самый последний и старший из месяцев в году. Январь – он первый, самый младший месяц нового года. Видишь, он стоит с новогодней ёлочкой. Но в зиме он второй, средний месяц. Февраль – последний месяц зимы. А теперь давай узнаем о них побольше.

Cлайд 3

Cлайд 4

Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Зима Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело Точно пеленою Все его одело. Темный лес что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно… Стали дни коротки Солнце светит мало Вот пришли морозцы И зима настала. И. Суриков

Cлайд 5

Часто снег выпадает в конце осени - в ноябре и даже в октябре. Но обычно первый осенний снег тает. А вот декабрьский снег будет лежать долго - до весны.

Cлайд 6

Радуются снегу люди, а особенно детишки. Мама! глянь-ка из окошка – Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело – Видно, есть мороз. Не колючий, светло-синий По ветвям развешен иней – Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты. Уж теперь не будет спору: За салазки да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: "Ну, скорей гулять!" Афанасий Фет

Cлайд 7

Радуются снегу растения – тёплым одеялом укрывает он их до весны. Радуются снегу животные – он прячет их домики и норки. Не заберутся туда жгучие морозы. Не задуют пронизывающие ветры. Но снег еще прячет и последние колоски с зернышками, желуди и орешки, рассыпанные по земле. Холодно и голодно зимой лесному народу.

Cлайд 8

Птичкам, оставшимся зимовать с нами, становиться трудно искать себе еду. Поэтому люди вешают для них специальные домики - кормушки. Складывают туда зернышки, семечки и орешки. Вешают кусочки сала. Кушайте птички! Угощайтесь белочки! Такой у нас обычай: Чуть выпадет снежок, Дощатый домик птичий, Повесить на сучок. М Пожарова Особенно любят такие лакомства синички и воробьи, но прилетают подкрепиться к кормушкам голуби, снегири, поползни, вороны и сойки.

Cлайд 9

Снег: В разную погоду из туч идет разный снег. Когда холодно и нет ветра падают и кружатся легкие и красивые снежинки. Все они разные, у каждой свой узор. Если в это время выглянет солнышко, то заблестят снежинки маленькими звездочками. Зима... Снежинки вьются и кружатся И рвутся в комнату мою. Они летят, легки и ломки И ослепительнее звезд, Как будто в синие потёмки Дрожащий перекинут мост. блестящий Елена Благинина

Cлайд 10

Если на улице не очень холодно, а снег пошел сильнее, гуще, то становиться еще теплее. Снежинки слипаются вместе в мягкие хлопья снега. Сильный снег называют снегопадом. Снегопад День настал. И вдруг стемнело. Свет зажгли. Глядим в окно. Снег ложится белый-белый. Отчего же так темно? Валентин Берестов

Cлайд 11

А когда дует ветер, из туч сыплется крупа - маленькие плотные комочки снега. Они очень похожи по форме и размеру на пшено или гречку, поэтому такой снег и прозвали - крупа.

Cлайд 12

А иногда снег не идет из тучи, а намерзает прямо на веточках деревьев. Это иней. Весь лес становиться сказочно белым. Берёза Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром Сергей Есенин

Cлайд 13

В городе в это время тоже красиво. Зима Еще не скоро быть весне. Зима мазками смелыми Все, точно в сказке иль во сне, Цветам кроет белыми. Цветет фонарь и провода, Забор – как алебастровый! И дряхлый столб, как никогда, Сегодня убран астрами! И все меха – сплошной песец, Все шубы стали белые... Ну и зима, ну, сорванец! Ну как ты это сделала? ... Григор Витез

Cлайд 14

Вот как выглядит иней, если посмотреть на него близко-близко. Зима Кругом все белое и синее, Все в тонком кружеве теней. А лес укрыт пушистым инеем, Уснул до первых вешних дней, И снятся сны ему спокойные И птичьи песни на заре. Стоят безмолвно сосны стройные В тяжелом зимнем серебре Г. Скребицкий Иней часто бывает, когда на землю ложится туман. Туман очень похож на облака и тучи. Они все состоят из очень, очень маленьких капелек воды. Таких маленьких, что их не видно. Они могут висеть в воздухе и не падать. В облаке они сталкиваются, замерзают и получаются красивые снежинки. А в тумане они налипают на холодные ветки деревьев, провода, крыши, стены и замерзают на них.

Cлайд 15

Реки, ручейки, озера и пруды в декабре покрываются льдом. Вначале он тоненький, слабый и по нему пока нельзя ходить. Но к середине декабря, он обычно становиться крепче. Можно доставать коньки. Ура, катаемся! На катке Блестят коньки, блестит каток, Пушистый снег искрится, Надень коньки свои, дружок, Попробуй прокатиться. Пускай тебя щипнет мороз - Смотри, не испугайся. Пусть заморозит он до слез - Ему не поддавайся! Не отступай, скользи вперед, Лети быстрее птицы. Мороз сердитый отстает От тех, кто не боится! В. Донникова

Cлайд 16

Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. Ночь зимой - как черный кот, день - как серенькая мышь... (летом все наоборот) Ночь - как серенькая мышь, День – большой блестящий кот. П. С. Соловьева А на самом севере, в Арктике - вообще солнца не видно. Всю зиму темно - полярная ночь.

Cлайд 17

Но как только ляжет снег, сразу становиться светлее и радостнее, несмотря на такие короткие дни. Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый! Е. Трутнева

Cлайд 18

А еще декабрь это последний месяц года. В этом месяце мы наряжаем ёлку к приходу Нового года и нового месяца - января. Декабрь В декабре, в декабре Все деревья в серебре. Нашу речку, словно в сказке, За ночь вымостил мороз, Обновил коньки, салазки, Елку из лесу привез. Елка плакала сначала От домашнего тепла. Утром плакать перестала, Задышала, ожила. Чуть дрожат ее иголки, На ветвях огни зажглись, как по лесенке, по елке Огоньки взбегают ввысь. .. Маршак Самуил Считают, что месяц декабрь и старый год заканчиваются ночью, когда наступает 12 часов. Поэтому в эту последнюю ночь декабря многие взрослые и даже детишки не спят. Все встречают Новый год, гуляют, устраивают фейерверки.

Cлайд 19

Cлайд 20

И вот наступил январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Январь Открываем календарь- Начинается январь. В январе, в январе Много снегу на дворе. Снег - на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки, В небо дым идет столбом. Самуил Маршак

Cлайд 21

Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. От лунного света искрится снежок, Январская ночь холодна. В пушистое облачко, словно в платок, Закуталась в небе луна. Она одиноко плывет в небесах, Ей зябко в пустой вышине, От холода люди закрылись в домах, Но негде укрыться луне.

Cлайд 22

В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. Мороз Побежал я за ограду, А Мороз стоит и ждет, Он пошел со мною рядом – Ни на шаг не отстает. Во дворе рубашки наши На веревке с ветром пляшут. Я бегу - Мороз за мною! На белье напал Мороз, Острой пылью ледяною Прохватил его насквозь. Прихватил и жёстким сделал – И белье заледенело. Ставь на снег - не упадет. Подтолкни - оно пойдет. Я толкнул едва-едва – Простыня пошла сначала, И рубашка зашагала, Растопырив рукава. А портняжка Мороз Колет щеки, режет нос. Ветер ринулся навстречу, Он вскочил ко мне на плечи. Ветер - всадник ледяной – Звонко свищет за спиной. Ели мерзлые трещат, Сани по снегу скрипят. Квитко Лев

Cлайд 23

А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло. Белые стихи Снег кружиться, Снег ложиться – Снег! Снег! Снег! Рады снегу зверь и птица И, конечно, человек! Рады серые синички: На морозе мёрзнут птички, Выпал снег упал мороз! Кошка снегом моет нос. У щенка на чёрной спинке Тают белые снежинки. ... Сергей Михалков

Cлайд 24

Cлайд 26

Погода становиться мягче, теплее, чем в январе. От того снег становиться липким. В такую погоду хорошо строить снежные крепости, лепить снеговиков и снежных баб. Не одна Мы не ели, мы не пили, Бабу снежную лепили. Снег февральский слабый, слабый Мялся под рукой. Но как раз для снежной бабы Нужен нам такой. Нам работать было жарко, Будто нет зимы, Будто взял февраль у марта Тёплый день взаймы. Улыбаясь, как живая, В парке, в тишине, Встала баба снеговая В белом зипуне. ... Агния Барто

Cлайд 27

Cлайд 28

А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Помнишь как поет месяц Февраль в сказке про 12 месяцев: Ветры, бури, ураганы, Дуйте что есть мочи! Вихри, вьюги и бураны, Разыграйтесь к ночи! В облаках трубите громко, Вейтесь над землею. Пусть бежит в полях поземка Белою змеею! Самуил Маршак

Митропольская Анжелика Владимировна

МАОУ СОШ №22 с углубленным изучением

отдельных предметов,

учитель начальных классов

г. Тамбов

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме:

«Зима: покой природы».

(с использованием мультимедийных технологий)

Цели:

    • Познакомить учащихся с зимними явлениями природы, научить их

отличать признаки зимы. (Развитие умения объяснять мир)

    • Научить школьников устанавливать взаимосвязь между

похолоданием и жизнью растений и животных.

    • Воспитывать чувство сопереживания, желания помочь

нуждающимся животным. (Развитие умения объяснять своё

отношение к миру)

    • Развивать мышление, наблюдательность, любознательность

учащихся, умение анализировать, обобщать.

    • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование:

    Экран, мультимедийный проектор, компьютер;

    Презентация к уроку

    Уроки Кирилла и Мефодия. Мультимедийное учебное пособие для поддержки и сопровождения обучения в начальной школе. 2007.

    Вахрушев А. А. Бурский О. В. Раутиан А. С. Окружающий мир. 1 кл.- М.: балансс, 2014 г.

Ход урока.

    Организационный момент.

(слайд 1 с изображением мальчика и девочки)

Сегодня мы отправимся в путешествие по храму природы. И в нашем путешествии с нами будут наши помощники Лена и Миша.

Есть просто храм,

Есть храм науки.

А есть ещё природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для вас в жару и стынь,

Входи сюда,

Будь сердцем чуток.

Не оскверняй его святынь.

    Сообщение темы и целей урока.

Ребята, сегодня мы отправимся в гости к очень красивому времени года. А какое это время года, вы скажете, отгадав загадку:

(Слайд 2)

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой)

Я вас приглашаю в гости к зиме.

    Изучение нового материала.

1 Сообщение о времени года: зимние месяцы.

(Слайд 3)

В зимнем царстве нас встречают три месяца. Какие? (Декабрь, январь, февраль.)

(Слайд 4)

А как раньше в древние времена на Руси называли месяцы?

На Руси декабрь называли студень, стужайло, снежень. Декабрь – «ветрозим», полночь года, месяц долгих ночей и морозных узоров на окнах. Декабрь мостит, гвоздит, приколачивает. Говорят: декабрь год кончает, зиму начинает.

Январь называли сечень, он рассекает зиму на две половины. Январь – «студень», самый холодный и ветреный месяц в году. Говорят: Январь – году начало, зиме середина.

Февраль называли лютый, так как выпадает много снега, стоят лютые морозы, часто бывают метели. Февраль - месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца. Говорят: «Вьюги да метели под февраль прилетели».

2. Приметы о зиме.

(Слайд 5,6)

а) Вспомним с вами приметы о зиме.

Какие приметы вы знаете? (ответы детей)

Народные приметы.

    Много снега – много хлеба.

    Зима снежная – лето дождливое.

    Если зимой сухо и холодно – летом сухо и жарко.

    Сильно блестят звёзды зимой - к морозу.

    Дым столбом - к морозу.

    Воробьи дружно расчирикались - к оттепели.

А теперь - в путь!

3.Привал «Неживая природа зимой».

(Слайд 7)

Вспомним, что такое природа? (природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека)

Вспомните, какая бывает природа? (живая и неживая)

Что относится к неживой природе?

Что относится к живой природе?

(Солнце, звёзды, воздух, вода, камни - неживая природа.

Растения, животные, человек - живая природа.)

Отправляясь, в гости к зиме, мы проведём наблюдения за изменениями в живой и неживой природе в это время года.

Урок № 6 Часть 1

(слайд8)

Скажите, по каким признакам в неживой природе мы определили, что наступила зима?

Зима - самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи. Замерзают почва и водоёмы. Приходят морозы. Земля покрывается снежным покровом. В это время года мы наблюдаем туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюгу.

(1.Низкое положение солнца на небосводе 2.Короткие дни и длинные ночи. Солнце уже не успевает согревать землю за короткий день. 3.Замерзают почва, водоёмы. 4.Земля покрыта снегом. 5.Туман, снегопад, лёд, иней, гололёд, изморозь, вьюга, метель, пурга.)

Как вы думаете, когда наступает зима?

-По календарю зима начинается 1 декабря. Но учёные считают началом зимы 22 декабря. Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.

А в природе зима каждый год наступает в разные сроки. Первые заморозки - это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает несколько раз. Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля градусов, замерзают водоёмы, земля покрывается снегом. Дни становятся короткими и холодными.

4.Просмотр видеосюжета. (Слайд 9)

Посмотрите видеосюжет.

Что лежит на земле, ветках деревьев и кустарников? (Снег.)

Из чего состоит снег? (Из снежинок.)

Урок № 6 часть 2

(Слайд 10)

У вас на столах лежат листы с изображением снежинок. Дорисуйте снежинки.


(Слайд 11)

Откройте учебник на странице 85. Посмотрите на две нижние картинки.

Скажите, что случилось со снежной бабой, когда её занесли в класс?

Почему она растаяла в классе? (В классе тепло, а на дворе холодно)

Почему замерзают реки и идёт снег?

Прочитаем вывод на странице 85.

    Привал «Зимняя жизнь растений».

- А сейчас мы посмотрим, как неживая природа отразилась на жизни растений .

(Слайд 12)

Какие бывают деревья? (Лиственные и хвойные.)

Сравните лиственные и хвойные деревья.

Как зимуют деревья? (Лиственные сбросили листву, хвойные стоят зелёные)

Лиственные растения ещё осенью сбросили листья. Но кое-где на их ветках можно наблюдать побуревшие листочки. Особенно много их на дубе. На многих растениях: рябине, клёне, акации, липе, шиповнике - на зиму сохраняются плоды. Большинство хвойных растений зимует с зелёными листьями.

- Как зимуют кустарники и травы? (Кустарники сбрасывают листву, травы желтеют, но не все)

(Слайд 13)

- Остаются зелёными не только хвойные растения. Есть травянистые растения: земляника, клюква, а также озимая рожь и озимая пшеница, которые уходят под снег зелеными. У наших растений зимой наблюдать рост. В конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав. Подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной.

(Слайд 14)

Как вы думаете, почему они не замерзают? (Снег защищает от мороза. Чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы. Снег для этих растений - тёплое пуховое одеяло, он укрывает растения и не даёт им замёрзнуть.)

Учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17С.

Здесь мы можем видеть связь живой природы и неживой.

Урок № 6 часть 9

Демонстрация веточки берёзы и липы, разрезание почки.


Деревья почти спят, вернее они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от мороза, почки покрыты чешуйками. Возьмём нож и разрежем. Оказывается, почка не спит – ждет весну. Посмотрите, внутри будущий листок. Зимой происходит «дозревание» почек.

    Физкультминутка. (Слайд 15)

    Привал «Секреты животного мира».

Урок № 5 часть 6

(Слайд 16)

Откройте учебник на странице 86. Рассмотрите иллюстрацию зимнего леса и найдите, где спрятались звери и птицы.

Назовите, какие птицы спрятались в зимнем лесу?

Назовите, животных, меняющих окраску зимой?

Назовите, каких зверей вы ещё увидели в зимнем лесу?

От кого прячутся звери и птицы?

Какие трудности они испытывают зимой?

Не только растения подготовились к переживанию холода. Но и многие звери и птицы.

Урок № 6 часть 7

О том, как готовятся к зиме и зимуют некоторые звери, мы узнаем из сообщений, подготовленных ребятами.

-
Отгадайте загадку: ( C лайд 17)

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (Белка)

К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. А гнездо беличье называется гайно. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.

К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.

Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок - вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.


Загадка (Слайд 18)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой . (Медведь)

Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, одним словом, туда-сюда не раз пройдётся.

Берлогу – яму, выкопанную где–нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.

Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и кажется, что он сосёт лапу.

Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун.

(
Просмотр видеосюжета о медведе.)

Загадка: (Слайд 19)

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало-

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.


Загадка: (Слайд20)

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора. (Заяц)

У зайцев задние лапы сильнее передних. Бегает он по рыхлому снегу на своих опушенных лапах легко, как на канадских лыжах. Спит чутко, дремлет в полусне с открытыми глазами, лишь на минуту их закрывая. Во время сильных метелей и снегопадов прячется в неглубоких ямках, в кустах, ложится заяц в ямку со скока, поэтому поблизости не бывает следов.

Загадка: (Слайд21)

Злой и серый

По лесу бегает

Зубами щёлкает (Волк)

Волк – сильный, умный хищник. Его добычей становятся не только зайцы, но и крупные звери – кабан, лось. Обычно волки охотятся небольшими стаями. Они могут долго, упорно преследовать свою добычу. Правда, по глубокому, рыхлому снегу им трудно бегать, и часто волки остаются голодными.

4. Игра «Расселите животных по домикам» (Слайд 22)

Домик 1 – животные, которые к зиме делают запасы.

Домик 2 – животные, которые зимой впадают в спячку.

Домик 3 – животные, которые зимой ищут корм в природе.

5. Догадайтесь, чьи следы на снегу. (Слайд 23)


6. Жизнь птиц зимой.

Вспомним, какие изменения произошли в жизни птиц.

Как называются птицы, которые улетают осенью в тёплые края?

Почему они улетают?

(Слайды 24)

Как называют птиц, которые остаются зимовать? (Зимующие.)

Назовите зимующих птиц.

(Синица, воробей, сойка, дятел, поползень, снегирь, голубь, грач, сорока, ворона)

(Слайд 25)

Рассказ учителя о клестах.

Клёст живёт в хвойных лесах. Клюв у клестов приспособлен к питанию семенами шишек, поэтому верхняя и нижняя половинки клюва перекрещены. Самец окрашен в яркий цвет, а самка – серовато-зелёная. Эти птицы выводят своих птенцов зимой, т.к. именно зимой для них много корма.

(Слайд 26)

Сообщение ученицы о синичке.

Синица – это ловкая подвижная птичка. Она не улетает на зимовку в тёплые края. Гнездо своё обычно устраивает в дуплах деревьев. Ярко – жёлтая грудка и живот этой птички поделены пополам широкой чёрной полосой, на голове чёрная шапочка. Летом питается жучками, червячками, а зимой ест всё: и крошки хлеба, и варёные овощи. Но особенно любит несолёное сало.

(Просмотр видеосюжета о синичке.)

(Слайд 27)

Чем питаются птицы зимой?

    Пшено, просо, овёс, пшеница;

    Семена подсолнечника;

    Ягоды рябины, боярышника;

    Семена клёна, ясеня;

    Шишки, жёлуди, орехи;

    Хлеб, хлебные крошки.

И всё же птицы зимой нередко голодают.

(Слайд 28 )

Как вы можете помочь птицам пережить трудное время? (Надо сделать кормушки для птиц и подкармливать их.)

Стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой» читает ученица.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Есть у птиц природные столовые, например деревья рябины. Берегите рябину.

Какую пользу приносят птицы?

(Поедают насекомых, которые наносят урон лесу, своим пением оживляют леса.)

Что произойдёт, если не будет птиц?

    Итог урока .

(Слайд 29)

Откройте учебник на странице 89 и 88.

Какие изменения в живой и неживой природе происходят зимой?

Прочитаем вывод.

Зима самое холодное время года. Ночи становятся долгими, а дни короткими. Снег покрывает землю, дома и деревья. Реки скованы льдом.

Зимой в природе наступает покой. Жизнь растений замирает. Для животных наступает трудная пора. Природа ждёт весну.

О каких секретах животного и растительного мира узнали на уроке.

Разгадайте кроссворд. (Слайд 30)

1. Беленькая собачка в подворотню глядит. (Сугроб)

2. Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла и упала. (Снежинка)

3. Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою

Но солнце её припечет –

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

4. Обильное выпадение снега называют… (Снегопад)

5. Году начало, зиме середина.

Что, скажи, за месяц это? (Январь)

    Домашнее задание.

    Подготовить сообщения о жизни зверей и птиц зимой.

    Сделать рисунок «Красота зимы» (по желанию).

Дорисуй снежинки



Догадайтесь, чьи следы на снегу.


Класс: 1

Класс: 1 класс, программа "Школа-2100"

Предмет: Окружающий мир

Тема урока: "Зима - покой природы"

Дидактическая цель: создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий.

  • познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;
  • научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
  • воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.

Тип урока: комбинированный

Основные дидактические методы:

  • проблемные методы обучения;
  • частично-поисковый;
  • объяснительно-иллюстративный;
  • принципы самоорганизации познавательной работы обучающихся.

Дидактические средства:

  • для учителя - презентация, фонограмма;
  • для учеников - учебник-тетрадь, карточки настроения, веточки ели и сосны.

Методическая литература:

  1. Барышева Ю.А., Вахрушев А.А., Докшина С.П., Гайсина Г.М., Козлова С.А., Раутиан А.С. Я и мир вокруг. 1-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2003.
  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Иванова Н.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса: Я и мир вокруг. В 4 частях. Часть 2. - М.: Баласс, 2007.
  3. Дьячкова Г.Т. Окружающий мир. 2-4 классы: внеклассные занятия на тему "Времена года". - Волгоград: Учитель, 2007.
  4. Дьячкова Г.Т. Окружающий мир. 2-4 классы: олимпиадные задания. - Волгоград: Учитель, 2006.
  5. Ефремова П.Г., Пекпаев А.А. Знаешь ли ты животных нашего края? - Йошкар-Ола: марийское книжное издательство, 1995.
  6. Занимательное природоведение. - М.: Омега, 1997.
  7. Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе: практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2007.
  8. Кудрышов М.И. Знаешь ли ты родной край? - Йошкар-Ола: Марийский полиграфическо-издательский комбинат, 1997.
  9. Пекпаев А.А. Мы изучаем природу. Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 1995.
  10. Попова Г.П. Окружающий мир. 1 класс: поурочные планы по учебнику А.А.Вахрушева, О.В.Бурского, Н.В.Ивановой, А.С.Раутиана, "Я и мир вокруг" - Вогоград: учитель, 2006.
  11. DVD for Windows БЭКМ, 2006.

Оборудование:

  • магнитофон,
  • проектор.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний и постановка проблемы.
  3. Совместное "открытие" новых знаний.
  4. Самостоятельное применение знаний.
  5. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ночью в полях, под напевы метели.
Дремлют, качаясь березы и ели:
Месяц меж тучек над полем сияет, -
Бледная тень набегает и тает:
Мниться мне ночью: меж белых берез
Бродит в пушистом сиянье Мороз.
И.Бунин

(Учитель читает стихи наизусть под музыку, на слайде появляется картина зимнего пейзажа Мороз Иванович) Слайд №1

Мороза Ивановича приготовил для вас не большой сюрприз, о котором вы узнаете в конце урока, если вы будете активны и внимательны.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.

Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам :(мороз)

Говорю я брату: - Ох!
С неба сыплется горох!
Отвечает старший брат:
-Твой горох ведь это:(град)

На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий :(лед)

Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а :(снежинки)

Зимние каникулы!
Веселые деньки!
Нужны ребятам санки,
Лыжи и :(коньки)

Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)

С каким словом ассоциируются все отгаданные вами слова? (Со словом "зима ")

Какова будет тема нашего урока?

("Зима и животные зимой" и другие предположения детей. Учитель уточняет и открывает тему урока)

Тема нашего урока "Зима - покой природы" (открываю)

Все отгаданные вами слова, как вы уже отметили, ассоциируются со словом "зима". А почему ее называет "покой природы" , кто скажет?

Каков главный вопрос нашего урока? Ваши предположения? (Предположения детей)

А для чего нам это надо знать?

Итак, цель нашего урока - познакомиться с зимними явлениями, научиться отличать признаки зимы, устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных.

Много о зиме вам уже известно, повторим, что именно. Я знаю, что вы очень наблюдательные дети, когда гуляете, присматриваетесь к природе, окружающему миру, поэтому легко ответите на вопросы :

  • Почему зимой многие звери и птицы из лесной чащи жмутся к человеческому жилью?
  • (Потому что зимой около человеческого жилья им легче найти себе пищу)
  • Какие зимние месяцы вы знаете? (Декабрь, январь, февраль)
  • Какая птица выводит птенцов в любое время года, даже зимой, среди снега? (Клест. Клесты выкармливают своих птенцов сосновыми и еловыми семечками)
  • Пользу или вред приносят человеку зимой синицы, когда все насекомые спят? (Пользу: зимой синицы разыскивают в щелочках и скважинах коры деревьев спрятавшихся насекомых, их яички и личинки и массами их поедают)
  • Пользу или вред приносит человеку зимой барсук? (Ни пользы, ни вреда; зимой барсук спит.)
  • Кто еще из зверей спит? (Медведь, еж, летучие мыши)
  • Какие признаки зимы вы можете назвать? Слайд №2

(Зимой природа надевает снежный наряд, реки и озера скованы льдом)

Признаки зимней погоды:

  • становиться холоднее
  • небо чаще покрыто облаками
  • осадки выпадают в виде снега
  • дни становятся короче, а ночи длиннее

Изменилась жизнь растений и животных?

Как же связать все эти изменения? Какое из них главное?

(Стало очень холодно)

С чем связано общее похолодание зимой?

(Солнце стало всходить поздно, заходить рано - поэтому света и тепла земля получает мало - дни стали короткими. За короткий день солнце не успевает прогреть воздух, и стоят холода)

III. Совместное "открытие" новых знаний.

Работа по учебнику.

Выполнение задания "Что встречаем - не встречаем зимой" на с.50.

Ученики должны обвести кружками разных цветов предметы, которые они встречают только зимой, в том числе зимой и не встречающиеся зимой. Слайд №3

Работа в паре у доски.

(Двое учеников работают у доски с фломастерами.)

Самостоятельная работа.

Проверка.

Проверим, как вы выполнили задание. Отгадайте загадки и скажите, кружком какого цвета вы обвели этот предмет.

Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко,
Вставили морковку.
Глаза - угольки, губы - сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая?

(Снежная баба . Ее встречаем только зимой, обвели синим кружком)

Вниз вершиной растет, вверх корнем растет.

(Сосулька , обвели синим кружком)

Две сестренки, две плетенки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять - так надевать.
Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки )

Выразительное чтение текста "Звуки зимы" на с.50.

Читают подготовленные ученики на фоне спокойной музыки, остальные следят по учебнику. На слайде репродукция зимнего пейзажа, передающего спокойствие, задумчивость, таинственность, безмолвие зимней природы. Слайд №4

Обсуждение по вопросам:

Какими словами можно охарактеризовать зимнюю погоду в лесу?

Кто больше назовет звуков, нарушающих тишину природы, о которой говорилось в рассказе?

Какие "разговоры" ведут птицы зимой?

Упражнение на развитие наблюдательности "Найди настоящую снежинку" на с.51. Слайд №5

Беседа о снеге:

Почему зимой выпадают осадки в виде снега? (Холодно)

Снег - что это такое? (Замерзшая вода)

Послушайте и скажите, о чем так говорят:

Светло-пушистая,
Искристая, белая,
Какая чистая,
Какая смелая! (Так говорят о снежинке) Слайд №6

Рассмотрите снежинки на голубом фоне (с.51) Обведите настоящую снежинку и объясните свой выбор. (Ответы ребят)

Как образуются снежинки? Кто нашел дома ответ на этот вопрос?

Послушайте рассказ "Летят снежные пушинки" В.Архангельского и узнаете много интересного об образовании снежинок. (Текст читает ученик) Слайд №7

Летят снежные пушинки.

Пришла зима.

С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки.

Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!

Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки.

Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.

Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки.

Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.

Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.

Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.

Физкультминутка.

Сейчас свершится волшебство. (Звучит вальсовая музыка)

Мы превращаемся в снежинки. Возьмите свои снежинки, которые вы сделали на уроке труда. Двигайтесь в соответствии с характером музыки.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки - балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок
Получается снежок.
Мы деревья побелили -
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.

А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?

(Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи)

Идет зима, растут сугробы, и снежный покров постепенно становится плотным.

А тут еще пригревает солнце, ни на минуту не забывает о своей работе ветер. Иногда он налетает с юга и приносит оттепели. А когда после оттепели ударит мороз, то на снегу образуется тонкая твердая оболочка. Она называется настом. Слайд №9

В такое время многим животным тяжело передвигаться по снегу и добывать корм. Лоси острой коркой снега режут ноги. С трудом выкапывают из-под наста мох и листья.

Зато зайчишке раздолье! Он по рыхлому снегу ходит, как в валенках, и почти не проваливается, а по насту мчится, как по паркету. И никто не может за ним угнаться.

Выполнение задания "Подумай и расскажи". Слайд №10

Рассмотрите сюжетные картинки на с.51. О чем спрашивает вас недоумевающий человечек Почемучка? Помогите ему разобраться. Что случилось со снежной бабой.

(Ответы обучающихся)

Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса.

Что вы видите? (Ответы детей) Слайд №11

Каковы особенности жизни деревьев зимой? Вспомните, что вы наблюдали во время экскурсии?

Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.

(Учитель демонстрирует веточку березы и осины, разрезает почку. Ученики рассматривают почки березы и осины у себя в баночках)

Но не все деревья сбрасывают листья.

(Учитель демонстрирует веточки сосны и ели, обучающиеся рассматривают веточки у себя на партах)

Как отличить сосну от ели? (По шишкам и длине иголок)

Рассмотрите строение иголочек. Они покрыты восковым налетом. Поэтому им не страшен мороз.

Игра-задание "Определите птиц и зверей на зимовку"

Посмотрите образцы корма для зимнего питания птицам и животным: шишки, сушеные грибы, зерна, кора деревьев, крошки, ягоды, семечки и т. п. соотнесите эти виды корма с птицами и зверями, изображенными на картинках на доске. Возьмите картинку и прикрепите к стенду с кормом. Теперь выполните задание в учебнике на с.52: соедините линиями зимние жилища и корма с их потребителями и обитателями.

Физкультминутка "Зима" (Под музыку)

Встали и представили, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)

Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)

Вьюга злиться,

Снег кружится, (Дети кружатся)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)

Выполнение задания "Куда в зимнем лесу спрятались звери и птицы"

А лес стоит загадочный,
|А лес стоит таинственный,
Безмолвна тишина:
Зверушек и пичужек -
Всех спрятала зима.

Кто из вас быстрее определит, кого и куда спрятала зима в лесу?

(Ответы обучающихся, показ на экране)

От кого прячутся звери и птицы?

Какие трудности они испытывают зимой?

Не только растения подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.

Вспомните, какие из них улетели?

Почему птицы улетают?

(Птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен. Причина в другом - голод. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится все труднее добывать корм. И все-таки некоторые остаются зимовать.)

Какие птицы остаются зимовать? Слайд №13

Почему зимой птицы чаще посещают города и села? Слайд №14

Так о чем же попросила синичка? (О еде) (с.52)

IV. Самостоятельное применение знаний.

Игра "Крестики-нолики".

(Ученики на листочках отвечают на вопросы, ставя "+", если ответ правильный, "0", если ответ неверный)

Прячутся ли насекомые к зиме? (+)

Верно ли, что перелетные птицы не улетают в теплые края? (0 )

Зимующими называются те птицы, которые остаются зимовать на родине. Так ли это? (+)

Ласточка, соловей, скворец - зимующие птицы? (0 )

Верно ли, что у клестов зимой появляются птенцы? (+)

Согласны ли вы с утверждением, что зимой птицы питаются плодами, семенами, почками? (+)

Нужно ли птиц подкармливать зимой? (+)

Верно ли, что птицы зимой не погибают от холода и голода? (0 )

Взаимопроверка выполненного задания.

V. Итог урока. Рефлексия.

Объяснение домашнего задания.

Дома вам предстоит выполнить интересные задания. Одно из них - творческое, одновременно развивающее внимание и наблюдательность.

Мороз постарался нарисовать на окнах такие замысловатые рисунки. Что не только книжной мартышке непросто найти своих друзей, но и нам. Но все же человек - разумное существо, он превзошел по интеллекту обезьян, поэтому у вас получится отыскать мартышкиных друзей в зимних оконных узорах. А чтобы они получились выразительными разукрасьте их. (с.51)

Другое задание - это экспериментально-наблюдательная работа, которую предлагают авторы на с.52 учебника. Проведите опыт: отправьте северного белого медведя в путешествие. Как описано в задании человечка Наблюдайки.

На с.53 прочитайте стихи и загадки, которые разберем на следующем уроке.

По желанию можете выучить наизусть любое стихотворение о зиме.

Выполнение задания:

Подберите к началу выражений их продолжение и получите народные пословицы о зимнем времени года. Слайд №17

Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц - все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.

Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, "неподвижную, немую, чудную жизнь". Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

Как вы поняли, ребята, почему говорят, что "Зима - покой природы" , что "зимой природа спит" ? (Ответы учеников)

Чтение вывода по теме на красной планшетке на с.53

Проверим ваши высказывания, прочитав вывод на с.53 учебника на красной планшетке. Слайд №19

Ребята, что нового вы открыли для себя на уроке?

Что показалось вам наиболее интересным?

Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Поднимите руки те, кто:

  • работал в полную силу;
  • работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?

С каким настроением вы заканчиваете урок?

Поднимите свои карточки настроения.

Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.

Пришло время узнать о таинственном сюрпризе Мороза Ивановича.

Отгадайте:

Снег с березы повалился,
На Андрюшку комом - хлоп!
Из Андрюшки получился
Замечательный :(сугроб)

На память о сегодняшнем уроке Мороз Иванович вам дарит "сугробики."

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!