Образовательный портал - Varnavinschool

Какой звук дает буква п. Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звук П-Пь, Буква П

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

УФИМСКАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ШКОЛА - ИНТЕРНАТ № 63 VIII ВИДА

Урок

на тему:

«Звуки [п], [п"], буквы П,п»

для 1 класса

Составитель:

Учитель начальных классов

Хуснутдинова Анна Андреевна

Цели: познакомить со звуком [п], буквами П, п, закрепить умение делать звуко-буквенный анализ слов, учить читать слоги, слова с буквами П,п; развивать внимание, мышление, речь, память; воспитывать умение слушать друг друга

1.Оргмомент

Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Этот урок не совсем обычный, так как в гостях у нас учителя. Принимать гостей всегда очень приятно. Посмотрите на это солнышко, улыбнитесь так, как оно улыбается, посмотрите на гостей, улыбнитесь им и с хорошим настроением начинаем наш урок. (Слайд №1)

Отвечать будем внятно,

Чтоб было всем понятно.

А чтобы отвечать внятно мы с вами разомнем наш язык.

Артикуляционная гимнастика

Сегодня, к нам в гости пришел Винни - Пух. (Слайд №2) Что больше всего любил кушать Винни - Пух? Мёд. Покажите, как он облизывался, когда его кушал. Сначала по часовой стрелке, а теперь против часовой стрелки.

Лошадка (Слайд №3)

Кошка - лакает молоко (Слайд №4)

Молодцы!

2. Повторение пройденного материала

Какой урок у нас? Урок чтения. На уроке чтения чем мы занимаемся? Изучаем звуки и буквы.

А теперь повторяем изученные нами буквы.

Что за звуки, словно песни

Вы их быстро назовите.

Гласные А,У,О,Ы. Молодцы!

Что вы знаете о звуках? Слышим и произносим. (Слайд № 5- 8)

Что вы знаете о буквах? Видим и пишем.

Какой стишок знаете о гласных звуках и буквах.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать.

В темном лесу звать и аукать,

Но не желают свистеть и ворчать.

Молодцы, ребята. Вспомним о других звуках. М, Л, Н, Ш, Х, С, К, Р. Какие они звуки? Согласные. Почему? Они встречают преграду, когда мы их произносим. Буквы мы видим и пишем (Слайд № 9- 16) Читаем хором

Чем мы занимались, ребята? Повторили изученные буквы.

Повторим слоги из букв, которые мы знаем! (составляем и читаем слоги из разрезной азбуки)

3.Изучение нового материала

Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с новым звуком и новой буквой. Я буду говорить слова, а вы слушайте внимательно, и скажите, какой звук повторяется во всех словах.

Парта, палка, пух, пол. Звук П.

Правильно, это звук П. Сегодня мы с вами познакомимся со звуком и буквой П. (Слайд № 17)

4. Уточнение звука [п] и характеристика

Взяли зеркала и произноси звук [п].

Есть ли преграда, когда мы произносим звук [п]. Да. Где воздух встречает преграду? Губы. Значит какой звук [п] - согласный. Дрожит ли при произношении горлышко? Горлышко не дрожит, связки отдыхают. Значит звук - глухой.

Запомните: Звук [п] - согласный, глухой, твердый.

5. Соотнесение звука [п] с буквой

Наденем на звук [п] платье, и наш звук станет буквой (Слайд № 18).

На что похожа буква П? Перекладину (Слайд № 19)

На хоккее, на футболе,

Буква П - ворота в поле.

Буквой П в спортивном зале

Перекладиной назвали.

Ну-ка, милый, не ленись,-

Подойди и подтянись.

6. Составление из палочек

Составим букву п из палочек. (Слайд № 20)

Но буква п бывет разной, посмотрите. Печатная, письменная заглавная и строчная. (Слайд № 21-22)

7. Работа над слогами

Буква П дружит с гласными буквами, и составляют они вместе слоги. Чтение слогов. (Слайд № 23- 30)

8. Работа над словами

А если наши слоги встанут рядом, то у нас получатся слова, Давайте, попробуем прочитать их. (Слайд №31)

Папа, лапа, Паша

9. Работа над предложением

Наши слова, когда встают рядышком, получаются предложения. Прочитаем предложение! (Слайд №32)

10. Физкультминутка

11. Работа с учебником

Букварь - это начало начал. Мы должны его беречь, обращаться аккуратно.

(Слайд № 33)

12. Итог урока

Какая буква была именинницей на уроке?

С какой буквой познакомились? (С буквой П)

Какой звук она обозначает? (Буква П обозначает звук П)

Дайте характеристику этих звуков. (Согласный глухой твердый).

Молодцы! (Слайд № 34)

Пояснительная записка

Данное занятие может быть использовано для логопедической работы по формированию фонетической стороны речи и начальному обучению грамоте детей старшей группы дошкольного возраста с нарушениями речи и опорно-двигательного аппарата.

Логопедическая работа при любой патологии речи должна строиться с учетом ее патогенетических механизмов.

У детей с патологией опорно – двигательного аппарата в процессе обучения возникает целый ряд трудностей при усвоении программного материала.

Эти трудности обусловлены определенными причинами, к числу которых относятся:

— нарушения звукопроизношения

— нарушение просодической стороны речи

— искаженное развитие фонетико-фонематической системы

— нарушение лексико-грамматического строя речи

— недоразвитие пространственных представлений

— нарушение зрительного восприятия

— несформированность временных представлений и др.

Предложенный конспект занятия для детей старшей группы дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата в овладении элементам грамоты и формированию фонетической стороны речи построен в занимательной, игровой форме, с использованием дидактических игр и пособий. Применение различных игр и упражнений позволяет логопеду на занятии решать как можно больше поставленных перед ним задач, используя определенный объем лексического материала, что в конечном итоге обеспечивает лучшее запоминание и усвоение.

Использование игровых приемов на логопедических занятиях позволяет сделать сложные задания эмоциональными, интересными и развивающими. Одновременно с закреплением правильного произношения звука разнообразные игры развивают фонематическое восприятие, упражняют в звуковом анализе и синтезе, закрепляют навык написания букв, обогащают словарь, совершенствуют связную речь, воспитывают умение работать самостоятельно и таким образом всесторонне готовят дошкольника к обучению грамоте.

Игровая форма, веселые физкультминутки, постоянная смена видов деятельности позволяют поддерживать активность детей на протяжении всего занятия.

С учетом психоэмоциональных, речевых, двигательных особенностей в содержание занятия включены упражнения направленные на развитие слухового и зрительного внимания и памяти, мелкой моторики.

Логопед приглашает детей в увлекательное путешествие по очень необычной стране. На занятии дети уточняют характеристику звуков (П), (Пь) по артикуляционным и акустическим признакам, поют, определяют место звука в слове, знакомятся с буквой (П), выполняют игровые задания на развитие зрительного и слухового внимания, развивают мелкую моторику пальцев.

Данное занятие направлено на выработку умения дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по звучанию или произношению: звонкие – глухие, твердые – мягкие.

Задания выполнены на индивидуальных карточках (предварительно заготовленный раздаточный материал в виде предметных картинок), так как внимание детей концентрируется на данном объекте и позволяет лучше сосредоточиться. Основным инструментом педагога на занятии остается наборное полотно и магнитная доска. Применение любой визуальной информации на занятии несет положительный эффект.

Конспект занятия «Звуки (П — Пь), буква П»

Цель :

  • Продолжить знакомство со звуками П и Пь, учить давать характеристику звуку.
  • Формировать навыки фонематического восприятия.
  • Формировать умение находить место звука в слове.
  • Учить различать твёрдый и мягкий согласные звуки.
  • Познакомить с буквой П.
  • Развивать мышление, произвольное внимание.
  • Развивать графические навыки.

Оборудование:

  • Карточки со схемами звуков (большого и маленького размера на каждого ребенка).
  • Предметные картинки на изучаемый звук.
  • Предметные картинки на звук (П) (с липучками), любые другие картинки.
  • Каточки для игры «Звуковая мозаика». Карточка разделена на 12 квадратов: 4х3.
  • Тактильная дорожка, выполненная из гороха (количество дорожек по числу детей).
  • Кубики синего и зеленого цвета
  • 2 столика, 2 скатерти синего и зеленого цвета
  • Игрушки: паучок, пингвин
  • Бархатная бумага, шерстяные нитки.
  • Cчетные палочки.
  • Карточки-сюрпризы: буква П и Пь

Организационный момент

Логопед. Ребята, сегодня к нам пришел таинственный гость. А кто он такой отгадайте сами.

Загадка: Сам он скромен, 8 ножек

Броских нет на нем одежек,

Ловко кружево плетет,

Сам узоры создает,

Вяжет сети и канаты,

Скромный, добрый старичок

Это, кто такой, ребята,

Ну, конечно…..

Дети: Паучок.

Логопед. Сегодня у нас в гостях паучок ПАК, но он пришел не один.

Загадка: Птица, только не летает,

Ловко прыгает, ныряет.

Ловит рыбу среди льдин….

Как зовут его?

Дети: Пингвин.

Также интересное занятие логопеда в старшей группе:

  1. Сообщение темы

Логопед. Паучок ПАК пришел со своим лучшим другом пингвином по имени ПИН.

— Какой первый звук в имени ПАК?

Дети: Звук П.

Логопед. Какой первый звук в имени ПИН?

Дети: Пь.

Логопед. Сегодня мы продолжим знакомство со звуком П и познакомимся со звуком Пь.

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

(логопед выкладывает на наборном полотне модель звука П, произносим звук П . Вместе с детьми даем характеристику звукам П и Пь. На наборном полотне логопед выкладывает схемы звуков)

Звук П – согласный, твердый, глухой, обозначаем синим цветом.

Звук Пь – согласный, мягкий, глухой, обозначаем зеленым цветом.

— Чем отличаются звуки?

Дети: Звук П – твердый, звук Пь – мягкий.

Логопед: Что общего?

Дети: Звуки П и Пь согласные, глухие.

Логопед: Докажите, что звуки П и Пь согласные?

Дети: Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду, губы.

Логопед. Что напоминает звучание звуков П – Пь?

Дети: Чайник кипит; поезд пыхтит; самовар кипит…

Логопед. Проведем пальчиком по дорожке: П- П – П -…

П! – Мы губы сложим вместе

П! – Мы выдохнем порезче!

(Дети проводят пальчиком по тактильной дорожке, одновременно проговаривая характеристику звука)

  1. Развиваем фонематический слух

Логопед. Игра «Назови нужный звук».

Друзья любят играть в кубики. У ПАКА – синий кубик, обозначающий звук П – твердый звук. У ПИНА – зеленый кубик, обозначающий звук Пь – мягкий звук.

Я буду показывать синий или зеленый кубик, а вы называть соответствующий звук.

(Логопед показывает то синий, то зеленый кубики, а дети называют соответствующий звук).

Дети: П, П, Пь, П, Пь,……

Логопед. Продолжаем мы игру. Я буду называть слоги, а вы будьте внимательны!

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук П

Присядь , когда услышишь звук Пь.

(логопед называет слоги: Па, Пя, Пы, Пе, Пу….)

— Молодцы! Сели на свои места.

Игра «Сигнальщики».

— Я назову слова на звук П или Пь. Когда услышите слово, где первый звук П – нажмите на карточку – схему звука П. Когда услышите слово, где первый звук Пь – нажмите на карточку – схему звука Пь.

(слова: пион, почтальон, пылесос, пельмени, парусник, палка, пирожное)

Логопед . ПАК и ПИН очень любят играть в подвижные игры и однажды так расшалились, что перепутали все картинки, помогите паучку и пингвину найти свои картинки.

У ПАКа – синий домик.

У ПИНа – зеленый.

(Дети подходят к домикам ПАКа и ПИНа, берут по 2 картинки и раскладывают в соответсвующий домик. П – пуговица, повар, поезд, пальма, подушка, полка; Пь – письмо, перо, пират, пила, пироги, перчатки)

Логопед .Что у тебя?

Ребенок: У меня пуговица.

Логопед . Кому дашь?

Ребенок: Дам паучку, в слове пуговица 1звук П.

Логопед. Молодцы! Все картинки разложили правильно.

  1. Определить место звука в слове.

Логопед: Карточки для определения места звука в слове положите перед собой. Звуки П и Пь прячутся в словах. Определи, где прячется звук в слове (в начале, в середине, в конце). (Логопед раздает детям предметные картинки:

П п латье, лоп ата, сап оги, п оезд, п осуда, реп а

Пь – ап ельсин, п иджак, п етух, кирп ичи, п ила, п ижама

Логопед: Где ты слышишь звук П (Пь) в слове ЛОП АТА, в начале, в середине или в конце слова?

Ребенок: Я слышу звук П (Пь) в середине слова.

(логопед проверяет все слова)

  1. Развиваем фонематический анализ, внимание, память.

Логопед: Работа с карточками.

— Определи, какой в слове первый звук П или Пь ?

— Какое слово лишнее? Почему?

(каждому ребенку выдаются карточки со словами: перчатки, поезд, пират; повар, пальма, письмо; подушка, пироги, пила; печь, посуда, полка; парусник, почтальон, пион; пижама, перчатки, помидор)

  1. Физкультминутка.

Логопед. ПАК и ПИН очень веселые друзья. И они приглашают вас немного подвигаться:

Два веселых друга гуляли по двору (имитация движений)

Два веселых друга затеяли игру.

Делали головками: пик, пик, пик. (наклоны головой влево — впараво)

Хлопали ладошками: хлоп – хлоп – хлоп. (имитация движений)

Топотали ножками: топ – топ – топ.

  1. Развиваем фонематический синтез.

Логопед: Игра «Измени слово» (с мячом).

(дети стоят в кругу или за стульчиками)

— Замени первый звук слова на звук П (Пь ) и получи новое:

точка – п очка речка — п ечка

карта – п арта лесок — п есок

тачка- п ачка леченье — п еченье

волк – п олк зеленка — п еленка

щелка – п олка лесенка — п есенка

галка – п алка лекарь – п екарь

  1. Развиваем фонематический анализ.

Логопед . Игра «Звуковая мозаика».

Приготовьте карточки для игры «Звуковая мозаика». Слушайте внимательно и определяйте звуки старательно.

(Логопед называет слова, а дети определяют звуки П – Пь в словах и в каждый квадрат ставят соответствующий символ звука.)

Слова: п одушка, п оезд, п альто, п они

п алка, п ион, п илот, п ушка

п очта п екарь, п ианино, п арашют

— Какие слова на звук Пь вы запомнили?

— Что напоминает этот узор? (Буква П)

9.Знакомство с буквой.

Логопед: Слышим звуки, а пишем, читаем?

Дети: Буквы.

Логопед. П – похожа на пенек Подходящие ворота

Посиди на нем дружок. Проходи, кому охота.

Букву П в спортивном зале

Перекладиной назвали,

Ну-ка, милый не ленись,

Подойди и подтянись.

Выкладываем букву П из шерстяных ниток на бархатной бумаге.

— определяем левую – правую стороны бумаги, верх – низ.

— из скольки элементов состоит буква? (из 3х элементов)

— Ниточки одинаковые или разные? (2 длинные, 1 короткая)

(Выкладываем букву на бархатной бумаге из шерстяных ниток, обводим пальчиком; пишем на столе пальчиком; пишем пальчиком в воздухе; выкладываем букву из счетных палочек.)

  1. Итог занятия.

Логопед: С какими звуками продолжили знакомство?

Звук П какой?

Звук Пь какой?

С какой буквой познакомились?

А какое задание было самым трудным?

Какое задание понравилось больше всего?

Паучок Пак и пингвин ПИН приготовили вам подарки: буквы П вы раскрасите дома: большую — синим карандашом, а маленькую – зеленым.

Название: Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звуки (П — Пь), буква П»

Должность: учитель – логопед высшей квалификационной категории
Место работы: МДОУ Детский сад – 108 «Снежинка»
Месторасположение: Республика Карелия г. Петрозаводск

Цели:

  • Развитие слухового восприятия.
  • Познакомить с понятиями мягкий, твердый.
  • Формирование фонематического слуха.
  • Развитие фонематического анализа.
  • Развитие памяти.

Материал:

  • Картинки на заданный звук
  • Кружки красного, зеленого и синего цвета, счетные палочки.

Занятие:

1. Организационный момент.

Сядет тот, кого я назову ласково.

2. Повторяем гласные звуки (АУ, АУИ, УОЭ).

Это какие звуки? (гласные)

Почему? (потому что их можно петь)

Каким цветом мы их обозначаем? (красным)

3. Знакомство с новым звуком.

Показ картинок (папа, поросенок, поганка, пакет, помидор, пингвин, пирожок, пушка)

На какой звук начинаются все эти картинки? (на звук П)

Звук П согласный (петь его нельзя), П твердый (произносим грозно), дружит с синим мальчиком.

ПЬ мягкий (произносим ласково) дружит с зеленым мальчиком.

4. Дидактическая игра «Внимательные ушки».

Я буду называть разные звуки, а вы хлопните в ладоши, когда услышите звук П.

А П И М В У О

Хлопни в ладоши, когда услышишь слог со звуком П.

ПА ГА ДА ПИ

5. Повтори за мной, не ошибись:

ПЯ ПЯ ПА
АП АП УП

5. Звуковой анализ слогов.

Я буду называть слог, а вы на парте выкладываете кружочки, соответствующие звукам.

ПА (синий и красный)
ПИ (зеленый и красный)
ЭП (красный и синий)

6. Дифференциация П-Пь.

У каждого мальчика есть свои картинки. У синего мальчика картинки которые начинаются на звук П, а у зеленого на звук Пь.

Кому отдадим папу? (синему), а пирожок? (зеленому).

7. Знакомимся с буквой П.

Посмотрите, что я написала на доску (это БУКВА П), вот так она пишется, звуки мы слышим, а буквы пишем.

Давайте каждый соберет букву П из счетных палочек. И все вместе прочитаем ее.

8. Дидактическая игра «Назови ласково».

Я показываю картинку на звук П, ПЬ, а вы называет ласково.

9. Дидактическая игра «Посчитай до 5″.

Я Вам раздам картинки, а вы посчитаете то, что изображено.

1 помидор, 2 помидора, 3 помидора и т.д.

Итог занятия:

С какими звуками мы сегодня познакомились? (с П-Пь), вспомните, какие картинки были у меня на звук П-пь?

Юшина Светлана Сергеевна,
учитель-логопед,
ГБОУ Гимназия 1519

Егорова О.В. Звуки П, ПЬ, Б, БЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. - М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. - 24 с.
Данное пособие адресовано логопедам , воспитателям логопеди­ческих групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку ус­воить правильное произношение звуков П, ПЬ, Б, БЬ.

В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содер­жит разнообразный лексический материал, описание игр и отдель­ных упражнений.

Егорова Ольга Владимировна

Учитель-логопед ГОУ - детский сад комбинированного вида № 1547

г. Москвы

Звуки П, ПЬ, Б, БЬ

Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет
Издатель - А. Казаков

Редактор - Н. Ильякова

Корректор - И. Максимова

Обложка - Н. Залипаева

Оригинал-макет - А. Комолое

ООО «Издательство ГНОМ и Д» E-mail: gnom _ logoped @ newmail . ru

Сдано в набор 08.09.04. Подписано в печать 20.11.04. Печать офсетная. Объем 1,5 п.л. Формат 60x90/16. Тираж 2 000 экз. Заказ № 1293.

Отпечатано в соответствии с качеством предоставленных диапозитивов в ДПК Роспатента, г. Домодедово, Каширское ш., д. 4, стр. 1.

©ЕгороваО.В., 2004. ISBN 5-296-00535-Х © Оформление «Издательство «Гном и Д», 2005.

Введение

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психичес­кие процессы, способность к понятийному мышлению. Рече­вое общение создает необходимые условия для развития раз­личных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, заме­ны, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает рече­вую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться пра­вильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено про­изнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, П, Б и др.

Структура пособия

Работа по каждому звуку включает в себя 3 раздела:


  1. Артикуляция звука.

  2. Постановка звука.

  3. Практический материал по автоматизации и дифферен­циации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворе­ния, рассказы и игры).
Методические рекомендации

Автоматизацию любого звука следует начинать со слогов. Лишь когда ребенок научится правильно произносить звук в слогах, можно переходить к словам и предложениям. При

работе со словами необходимо отработать звук в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова; в словах со стече­нием согласных звуков.

На заключительных этапах автоматизации звука детям предлагаются чистоговорки, пословицы, скороговорки, загад­ки, стихотворения, рассказы, игры. Чистоговорки, послови­цы проговаривать в спокойном темпе , обращая внимание на то, чтобы автоматизируемый звук произносился чётко и пра­вильно. Скороговорки вначале произносить медленно, четко артикулируя звуки, затем в обычном темпе. Только тогда, когда ребенок сможет безошибочно произнести скороговор­ку, можно повторить её в быстром темпе. В работе с загадка­ми предлагать детям не только отгадывать их, но и повторять, так как в тексте загадок встречается автоматизируемый звук. Стихотворения желательно учить. Это способствует не толь­ко закреплению звука, но и развитию памяти. Рассказы чи­тать ребёнку спокойно, выразительно, чтобы он смог их за­помнить и пересказать. Игры проводить в оживлённой фор­ме, поощряя правильные ответы малыша.

Когда звуки, близкие по произношению, автоматизирова­ны, необходимо провести работу по их дифференциации. Диф­ференциацию звуков нужно начинать со слогов, постепенно переходя к словам, предложениям, стихотворениям и т.д.

Настоящее пособие предназначено для логопедов, воспи­тателей логопедических групп, родителей детей, имеющих недостатки в звукопроизношении.

Звук П

Артикуляция звука

Губы вначале спокойно сомкнуты, потом раскрываются мгновенным выдохом воздуха. Расстояние между резцами и положение языка зависит от следующего гласного звука. Мягкое нёбо поднято, голосовые складки разомкнуты, воз­душная струя толчкообразная.

Постановка звука


  1. способ: по подражанию.

  2. способ: логопед просит ребенка произнести слог па, под­дувая комочек ваты или полоску цветной бумаги.
Практический материал по автоматизации звука П

1. Повтори слоги.

Па - па - па Па - по - пу - пы Ап - оп - уп

По - по - по Пы - по - пу - па Уп - ып - ап

Пу - пу - пу По - па - пу - пы Ып - ап - оп

Пы - пы - пы Пу - пы - по - па Уп - оп - ап

2. Повтори слова.

Звук в начале слова: Пан, пай, пас, паж, паук, падать, пакет, паста, палец, Павел, палата, палка, пакля, пар, парк; пыль, пылить, пылесос, пыжик, пышка; пой, пот, пол, пост, поезд, помощь, почка, почва, почта, полк, полка, ползать, помидор, порт, порка; пуд, пух, путь, пуф, пуфик, пуск, пушка, пучок, пуля, пугало, пудра.

Звук в середине слова: Анапа, упаду, топать, капать, копать, купать, покупать, нападать, стопа, лапа, хлопать, толпа, тюльпаны, шляпа, запор, запарка, царапать, крупа, тропа; окопы, копыто, напылить; копоть, сапог, лапоть, напор.

Звук в конце слова: Топ, этап, тяп-ляп, сап, цап, арап, храп, драп, трап.

Стечение согласных звуков в слогах и словах : Пка, пна, мпа; пла, плы, пло, плу; пра, пры, про, пру Топка, сопка, лапка, копна, лампа; пламя, планета, плавать, плавки, плакать, пластика, пластилин; плыть, плывун; плот, плод, плохо, плохой, дупло, сопло, плошка; плут, плуг, плутать; правда, правило; прыгать, прыгун; просто, простыня; прут, пруд.

3. Повтори предложения.

Паша пас овец. Паж поднял палец. Полк идет в порт. В парке на деревьях появились почки. Паровоз выпустил пар. На почте горит лампа. Павел поехал в Анапу. Толпа хлопала. Пылесос глотает пыль. У Пушка намокли лапки. Из дупла упали ягоды. Павел учит правило. Пугало охраняет плоды. Пушка стреляет: пуф. Папа покупает крупу. Павел отправился в путь. На полу пыль, нужен пылесос.

4. Повтори чистоговорки.

Па - па - па - мелкая крупа.

Пу - пу - пу - купили мы крупу.

Пы - пы - пы - нет уже крупы.

Па - па - па - идет папа.

Пу - пу - пу - еду в Анапу.

Попал пальцем в небо.

От топота копыт пыль по полю летит.

Поздно поднялся - день потерял.

В молодости не учился - жизнь потерял.

Признание - половина исправления.

6. Повтори скороговорки.

Стоит поп на копне, колпак на попе, Копна под попом, поп под колпаком.

Пара птиц порхала, порхала -Да и выпорхнула.

Поле-то не полото, Поле-то не полито, Просит полюшко попить -Нужно полюшко полить.

7. Повтори загадки.

Кто пасет овец и коз, Из-под снега вышел друг,

Там, где луг травой зарос? И весной запахло вдруг.

(Пастух). (Подснежник)

Золотое решето черных домиков полно. (Подсолнух) Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)

8. Выучи стихотворения.

За спелыми орехами, Мухам паучок привез товар.

За орехами, грибами, Он его развесил на осинке:

Что родятся под дубами, - Кто из вас желает паутинки?
Что растут под кленами,
Под липами зелеными. (В. Орлов)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное рлово в конце каждого стихотворения.

И от ветра, и от зноя, Я в красной шапочке расту

От дождя тебя укроет. Среди корней осиновых.

А как спать в ней сладко! Меня увидишь за версту -

Что это?.. (Палатка). Зовусь я... (подосиновик).

Подготовлен самолет,

Он отправится в... (полет).

10. Игра «Один-много».

Взрослый называет предмет в единственном числе, ребенок - во множественном.

Помидор - (помидоры). Пушка - (пушки).

Паук - (пауки). Подушка - (подушки).

Полка - (полки). Палатка - (палатки).

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пере­сказать его.

Степа отправился в поход. Сначала Стёпа доехал на по­езде до леса. По тропке спустился в лес. Там он нашёл кра­сивую поляну и поставил на ней палатку. Возле палатки протекала река. Стёпа поплавал в реке и лёг на траву заго­рать. Как же хорошо отдыхать!
Звук ПЬ

Артикуляция звука

См. звук П. Разница в том, что при произнесении звука ПЬ губы напряжены гораздо сильнее, а язык выгнут, его кон­чик упирается в нижние резцы.

Постановка звука


  1. способ: по подражанию.

  2. способ: ребенок произносит слог пи. Постепенно звук И произносится более кратко и глухо, губы сильно не растяги­вать, получается звук ПЬ.
Практический материал по автоматизации звука ПЬ

1. Повтори слоги.

Пя - пя - пя Пя - пю - пи апь - опь - упь

Пю - пю - пю Пи - пе - Пя ипь - епь - юпь

Пи - пи - пи Пю - пе - пи япь - ипь - юпь

Пе - пе - пе Пи - пя - пю ыпь - апь - опь

Пё - пё - пё Пё - пи - пя упь - юпь - ипь

2. Повтори слова.

Звук в начале слова :

Пядь, пять, пятак, пятка, пятна, пятилетие; пить, пиво, пион, писк, письмо, пища, пила, пилот, пингвин, пир, пирог; пень, петь, печь, пена, Петя, пение, петух, песня, песок, печка, печенье, пенал, пеликан, перо, перчатка, перемена; пюре. Звук в середине слова :

Опять, опята, топят, кипяток, кипятить, храпят; допить, выпить, капитан, дописать, исписать, опилки, копилка; допеть, напеть, сопеть, испечь, запеть, капель, капельки, храпеть, наперекор; наперёд, тапёры, сапёры, напёрсток; капюшон.

Звук в конце слова :

Топь, сыпь, зыбь (пь).

Стечение согласных звуков в слогах и словах :

Тпи; спя, спи, спе; пле, плё, плю.

Отпить; спят, спячка; спит, спина, спинка, спираль; спеть, спеленать, сперва, спереди; плен, пленник, плеск, плескать; плёнка, плётка; плюхать, топлю, соплю, плюшка, храплю.

3. Повтори предложения.

Бабушка испекла пирожки. Мы пили чай с печеньем. Петух рано запел. Мы запели любимую песню. Эта печка хорошо печет. Мы устроили пир на песке. Петя, не сыпь песок. Хочется спеть. Дети пилили пень. У Пети пять опят. У петуха красивые перья. Петя пилот. У Пети в рюкзаке пенал. От мыла осталась пена. Эти пироги из печки. Петя несет пионы. Опята растут на пеньке. В школе перемена. На льдине пингвин. Петя отметил пятилетие.

4. Повтори чистоговорки.

Пе-пе-пе - соринки в крупе. Пей-пей-пей - воду допей!

Пи-пи-пи - не сопи. Пи-пи-пи - знания копи.

5. Повтори пословицу.

Пишут не пером, а умом.

6. Повтори скороговорки.

Петя пилил пилой пень. У пеньков опять пять опят. Из-под пилки летят опилки.

7. Повтори загадки.

Веселятся Коля, Лена - Всех я во время бужу,

Это значит - ... (перемена). Хоть часов не завожу. (Петух)

Стоит изба из кирпича, Древесину ест едок,

То холодна, то горяча. (Печь) Сто зубов в один рядок. (Пила)

8. Выучи стихотворения:

Петя, Петя, Петушок Петуха спросили дети:

Целый день учил стишок - Почему зовут вас Петей?

А запомнил он строку, Так ответил Петя детям:

Лишь одну - ку-ка-ре-ку. - Хорошо умею петь я.

(Р. Фархади) (Я. Коньков)

9. Игра «Подскажи словечко».

Взрослый предлагает ребенку подсказать нужное слово в конце стихотворений.

Это самолет, Я взял муку и взял творог,

В нем летит... (пилот). Испек рассыпчатый... (пирог).

Если все ты будешь знать, Вдруг видят: стоит у колес,

То получишь в школе... Огромный взъерошенный...

(пять). (пес).

10. Игра «Дополни предложение».

Взрослый называет предложения, предлагает ребенку их закончить подходящими по смыслу словами со звуком ПЬ. В саду распустились красивые... (пионы). Мальчик положил в почтовый ящик... (письмо). После уроков начинается... (перемена). Рано поутру закукарекал... (петух). Пироги пекутся в... (печке).

11. Игра «Будь внимательным».

Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ и назвать все слова со звуком ПЬ, которые в нём встречаются.

Оля и Петя отдыхают в деревне. Петя с дедушкой пилят дрова. Дрова нужны для печки, чтобы её растопить. Мама испечёт в печке пироги. Оля сделает для пирогов начинку из варенья. Какие вкусные пироги из печи!

Дифференциация звуков П -- ПЬ

После того, как поставлены и автоматизированы звуки П, ПЬ, необходимо провести их дифференциацию, чтобы ребе­нок не путал твердый и мягкий варианты произнесения.

Практический материал на дифференциацию звуков П - ПЬ

1. Повтори слоги.

Па - пя Пы - пи Пу - пю По - пё

Пя - па Пи - пы Пю - пу Пё - по

Пя - па - пя Пи - пы - пи Пю - пу - пю Пё - по - пё

Па-пя-па Пы - пи - пы Пу-пю-пу По-пё-по

2. Повтори слова.

Пой - пей Палец - пяльцы Капать - капельки

Пол - пел Пони - пень Купать - купить

Полка - пилка Полет - пилот Пылить - пилит

Пышка - пешка Поиск - писк Тропа - тропинка

3. Повтори предложения.

Павел поет песню. Петя пылесосит пыль. Петя смастерил пугало для огорода. Павел познакомился с капитаном. На почте много писем. Петя купил тюльпаны. Петух хлопает крыльями. Петух пропел рано утром. У нашего капитана но­вые сапоги. Петя порезал палец. Павел сидел возле печки. Поля села на пенек. По радио прозвучала знакомая песня. Петя сидел на последней парте. У Пети папа - капитан. Петя плавал в пруду. Поля покупает петуха. Папа пилит пилой дрова. Поля надела перчатки. В лесу нам попались опята.

4. Повтори чистоговорки.

Пы - пи - пы - сделали подкопы. Пи - пы - пи - печку затопи. Па - пя - па - идет папа. Па - пя - па - упала шляпа. Пи - пы - пи - не хрипи.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Переливать из пустого в порожнее.

Что написано пером, то не вырубишь топором.

6. Повтори скороговорки.

За гиппопотамом по пятам Топает гиппопотам. Про пестрых птиц поет петух, Про перья пышные, про пух.

7. Повтори загадки.

Пять братьев вместе родятся, А росту разного. (Пальцы)

В печь сперва его сажают.

А как выйдет он оттуда

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)

8. Выучи стихотворения.

Петрушка - озорник привез

На самый полюс

Он в пять минут почистил льдину,

Ну а потом -

Пиджак пингвину.

(Г. Сатир)

Птичья зарядка

Птица хочет пробудиться,

Запевает песню птица,

Потому что птице с песней

Пробуждаться интересней.

Берестов

9. Игра «Твердый - мягкий».
Перед ребенком лежат синий и зеленый квадратики. Если в словах, которые произносит взрослый , находится твердый звук П, то ребенок поднимает синий квадратик. Если мягкий звук ПЬ - зеленый квадратик.

Переход, пони, поле, пень, пенал, паровоз, пили, пуля, Поля, пирог, пушка, пена, пальцы, паук, пятится.

10. Игра «Составь предложения».

Взрослый просит ребенка составить предложения по сле­дующим опорным словам:

Поля - пирог. Паша - опята.

Почтальон - письма. Капитан - пароход.

Петя - помидоры. Петя - поезд.

11. Перескажи рассказ.

Взрослый предлагает ребенку послушать рассказ, а потом пересказать его.

У Пети есть друг Паша. Он живет в другом городе. У Паши скоро день рождения. Петя решил поздравить друга. Маль­чик сел за стол, достал бумагу, ручку из пенала и стал пи­сать. Письмо получилось длинное. Сколько в нем было поже­ланий Паше!

- Отнесу-ка я поскорее письмо на почту. Вот Паша обра­ дуется, когда получит его!
Звук Б

Артикуляция звука

См. звук П. Разница заключается в том, что мягкое нёбо опу­щено, голосовые складки сомкнуты, добавляется голос. При произнесении звука Б ощущается вибрация гортани и щёк.

Постановка звука


  1. способ: по подражанию. Ребенок произносит ба - ба - ба, при этом нужно слегка раздувать щёки.

  2. способ: на базе звука П путем добавления голоса. Ребе­нок ощущает вибрацию гортани при произнесении звука Б.

  3. способ: Ребенок дует сквозь сближенные ненапряжённые губы, слегка раздувая щеки. В момент дутья включает голос. Логопед кладет указательный палец под нижнюю губу параллель­но ей и совершает резкие движения вверх-вниз. Потом ребенок сам подкладывает пальчик. Постепенно палец убирается.
Практический материал по автоматизации звука Б

1. Повтори слоги.

Ба - ба - ба Ба - бо - бу - бы

Бу - бу - бу Бо - ба - бу - бы

Бы - бы - бы Бу - бо - бы - ба

Бо - бо - бо Бы - бу - бо - ба

2. Повтори слова.

Звук в начале слова:

Бак, бал, баян, баня, бант, база, банан, батон, банка, башдя, багаж, балет, балык, баланс, багор, баран, базар, барсук; бок, боб, боты, боль, ботинки, бор, Боря, борода; бунт, бусы, буря, букет, бумага, буква, будка, булка, бугор, будильник; бык, быт, был, быль, былина, бычок.

Звук в середине слова: Люба, шуба, жаба, рыба, кабан, собака, усадьба, свадьба, рубаха, рубанок, просьба; губы, зубы; хобот, альбом, соболь, автобус, забота, забор, работа; азбука.

Стечение согласных звуков в слогах и словах :

Бво, бви, бни,бду, бде, бго; бла, бло, блу, бли, блю; бра, бры, бро,бря,бри.

Обводить, обвить, обними, обниматься, обдумать, обделить, обгонять; бланк, вобла, блаж; блок, блокада, блокнот, блондин, обложка; заблудиться, блуждать; блик, блины, блюдо, блюдце; бра, брат, браво, обратно, брасс, зебра, братец; обрыв, брыкаться; брод, бронь, брови, брошка; брякать, бритва, абрикос.

3. Повтори предложения.

У Любы красивая шуба. У Любы большой бант. У слона длинный хобот. У Бори болят зубы. Люба ест бананы. У брата блокнот. Брат бреется бритвой. Катя очень обрадовалась брошке. Блины лежали на блюдечке. На блузке висела брошка. На Любе бусы. У Бори булка. Боря ест сдобу. Бабушка сварила грибы. За забором кабан. Собака лает на жабу. Люба учит азбуку. Боря увидел зебру. Рядом с быком бычок. Боря обводит картинки. В альбоме нарисована башня. У Бори борода.

4. Повтори чистоговорки.

Ба - ба - ба - звонкая труба. Бы - бы - бы - идет бык.

Бы-бы-бы-крашу столбы. Бо - бо - бо - надела сабо.

Бу - бу - бу - купите мне трубу. Бо - бо - бо - отлежала бок.

5. Повтори пословицы, поговорки.

Была бы охота, закипит работа. Если бы, да кабы, на печи росли грибы. Люблю греться, кабы не обжечься. Бояться несчастья , так и счастью не бывать. Не было бы снегу, не было бы и следу.

6. Повтори скороговорки.

У Бори были бобы, а у бабы были грибы. Были бы у бабы бобы, Сварила бы баба Боре бобы.

Все бобры добры для своих бобрят.

Боря Ире дал ириску, Ира Боре - барбариску.

Идут бобры в сыры боры.

Отлежал бычок бочок, Не лежи, вставай, бычок!

7. Повтори загадки.

У маленькой Катюши Уселся на макушке Не мотылёк, не птичка -Держит две косички. (Бант)

Все обходят это место: Здесь земля как будто тесто; Здесь осока, кочки, мхи, Нет опоры для ноги. (Болото)

Рыба в море, хвост на заборе. (Ковшик)

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Луна)

Зубы имеют, а зубной боли не знают. (Грабли)

8. Выучи стихотворения.

Маленький бычок, Барабан боднул баран.

Рыженький бочок, Бух! - и лопнул барабан.

Ножками ступает,

Головой мотает.

Где же стадо? Му-у-у!

Скучно одному-у-у!

(В. Берестов).

9. Игра «Подскажи словечко».

Список использованной литературы

1. Алифанова Е.А., Егорова Н.Е. Логопедические рифмовки и миниатюры: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: Издатель­ство ГНОМ и Д, 2001.


  1. Гегелия Н.А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. - М.: Владос, 1999.

  2. Занимательное азбуковедение/Сост. В. В. Волина.- М.: Просвещение,
1991.

  1. Козак О. Загадки и скороговорки. - СПб.: Союз, 1997.

  2. Козырева Л. М. Логопедическое пособие. - М.: Школа, 2000.

  3. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового вос-
приятия у глухих дошкольников. - М.: Просвещение, 1971.

  1. Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. - М.: Просвеще­ние, 1982.

  2. Русские пословицы и поговорки/Под ред. В. П. Аникина. - М.: Художе­ственная литература, 1988.

  3. Сборник загадок/Сост. М.Т. Карпенко. - М.: Просвещение, 1988.

  1. СухинИ.Г. Весёлые скороговорки для «непослушных» звуков. -Ярос­лавль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.

  2. Туманова Т.В. Исправление звукопроизношения у детей. - М.: Изда­тельство ГНОМ и Д, 2000.
12. Цвынтарный В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. -СПб.: Лань, 1998.

Введение 2

Дифференциация звуков П - ПЬ 10

Дифференциация звуков Б - БЬ 20

Дифференциация звуков Б - П 23


«Звуки [п, пь] и буква «П».

Повторите с Вашим ребенком:

Какие гласные звуки ты знаешь? (А, О, У, И, Ы, Э) Почему они называются гласными? Правильно, когда мы произносим гласные звуки, воздух проходит через ротик свободно, и ничего ему не мешает: ни губы, ни зубы, ни язык. Есть еще другие звуки, которые называются согласными звуками. Какие согласные звуки ты знаешь. («П» и «Пь». Согласные звуки необходимо произносить коротко, отрывисто, без призвука гласного [э], не “пэ”, а [п].)

Когда произносится согласный звук п , воздушная струя встре­чает преграду: губы. Звук [п] пытается прорваться сквозь преграду - сквозь губы. Произнесите звук [п] . Чем мы произносим звук [п] ? (Губами.) Наш голос спит или поет? Правильно, спит, поэтому звуки «п, пь» - глухие!

Повторяй за мной, какой звук [п]. (Со­гласный, твердый, глухой.) Согласные твердые звуки живут в Синем замке. Твердый, согласный звук [п] мы обозначим синим цветом..

У твердого звука [п] есть младший братец: звук [пь]. ^ Звук п" - братец звука п. Этот звук называется мягкий со­гласный. Его будем обозначать зеленым цветом.

ЗВУК

Фонетическая зарядка.

Как пыхтит каша? (П-п-п-п…) Какой звук услышал: твердый или мягкий?

Как пищат птенцы? (Пи-пи-пи!..)

Повтори «пи». Покажи столько пальчиков, сколько звуков услышал. Назови первый звук: «пь»,мягкий; второй звук-«и».

^ Задания для развития логического и творческого мышления, внимания, памяти, обогащения словаря.

Кто больше?

Сначала перебираем все слова со звуком П «на полу» (плинтус, паркет, палас), затем «на потолке» (лампа, побелка, паучок).

Можно поискать слова на небе, в море, на улице и даже в кастрюле.

^ Доскажите словечко и назовите первый звук: «п» или «пь».


И от ветра, и от зноя,
От дождя тебя укроет.
А как спать в ней сладко!
Что это?.. (Палатка.)

Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда,
Двойное Р содержит он
И называется… (перрон).

Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он веселая игрушка,
И зовут его… (Петрушка).

Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок.
Кто же это?.. (Петушок.)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я… (подосиновик).


Чок, чок, пятачок.
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Голос тонок, звонок.
Кто же это, угадай!
Это… (поросенок).

Муха ахнула сперва:
«Ах, какие кружева», -
И пропала голова!
Бедняжка, словно в тине,
Увязла в… (паутине).

Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежат в нем задачник,
Букварь и… (пенал).

Веселятся Коля, Лена -
Это значит… (перемена).

Вперевалку шел со льдин
К нам на утренник… (пингвин).

Я хотел устроить бал
И я гостей к себе… (позвал).

Я взял муку и взял творог,
Испек рассыпчатый… (пирог).


Наоборот.

Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы).

^ Звук заблудился

^ Отгадывание загадок. В отгадке надо различить братцев п и пь.

Выучите понравившиеся вам загадки.

Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Песни распевает,

Время считает.

Кто пасет овец и коз,

Там, где луг травой зарос?

(Пастух)

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

Говорит дорожка -

Два вышитых конца:

«Помойся хоть немножко,

Чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня».

(Полотенце)

^ Чтение сказки Г. Юдина «День поросенка».

Запомните слова со звуком [п, п"], которые встретятся вам в сказке.

День поросенка

Поросенок Персик пришел на почту и сказал Пете-почтальону:

Завтра наш праздник. День поросенка. Я хочу послать посылочку. Моему приятелю Пончику. Вот тут, в платке, пирожки и пирожные. Он их очень любит.

А Пончик жил на другой стороне пруда.

«Пешком далеко. Не успею до праздника. Поплыву лучше на плоту»,- решил Петя.

Сел он на плот, поставил парус и плывет потихонечку. И вдруг на самой середине пруда плот развязался, и Петя упал в воду! А плавать-то он совсем не умел.

Помоги-те! Тону-у! - кричит Петя, но посылку не выпускает. А поросенок Пончик сидит у своего дома и размышляет: «Потонет петух или не потонет?»

Хорошо - Персик услышал! Плюхнулся он в пруд и стал Петю пятачком к берегу подталкивать. Кое-как вытащил его на берег.

Ты чего же, Пончик, не помог? Ведь Петя тебе посылку вез.

Так если бы я знал, что мне, я бы помог. А так и простудиться можно.

^ Слоговой аукцион

Придумай слова, в которых слог пи был бы первым (пила, пирамида).

Дополните предложения

На огороде выросли красные…
В саду распустились красивые…
Мальчик отправил…
Полина сняла…

(Ответ: помидоры, пионы, письма, пальто.)

Пословица

Что посеешь, то и… (пожнешь).

^ Придумайте рассказ

Почти все слова должны начинаться со звука [п, п"].

Например:

Папа пришел поздно. Поцеловал Павлика, погладил по плечу Петю. Подумал, попробовал пирог. Поужинал. Поднялся, постелил постель, потянулся. Присел, поправил подушку. Прилег спать.

^ Составьте фразу

Составьте фразу или предложение со словами: почта, письмо, парикмахерская, прачечная.

Узнайте сказку

Сказки просят:
- А сейчас,
Вы, друзья,
Узнайте нас!

Каких еще сказочных персонажей на П вы знаете?

^ Синонимы - антонимы

Пустой - порожний - полный. Полный - толстый - худой. Пугливый - трусливый - смелый.

Буква П

^ Выложи из мелких предметов букву «П».

Напиши эту букву на своей ладошке, на маминой ладошке.

Раскрась одну букву синим цветом, другую зеленым.

Повтори и продолжи:

Я знаю слова на звук «п»: …(назвать не менее 5 слов;)

я знаю слова на звук «пь»: … .

Назови картинки. Какая картинка лишняя и почему?

Прочитай сначала слоги с твердым звуком «п» (па, пу, по, пы), затем с мягким звуком «пь» (пи, пе).

Обведи все буквы «П».


Профессии

1. Назовите 10 профессий на П.

(Плотник, пекарь, почтальон, парикмахер и т.д.)

Образуйте женский род от следующих профессий: повар (повариха), певец (певица), портной (портниха), продавец (продавщица), пианист (пианистка), поэт (поэтесса), писатель (писательница).

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!