Образовательный портал - Varnavinschool

Изменения форм работы с введением фгос до. Что же меняется в образовательном процессе доу в связи с введением фгос до? В фгос представлены три возраста

В 2013 году в системе дошкольного образования многое произошло впервые. Так, согласно новому Закону “Об образовании в РФ” оно наконец-то стало самостоятельным уровнем общего образования.

Кроме того, был принят приказом № 1155 Министерства образования и науки РФ 17 октября и зарегистрирован в Министерстве юстиции 14 ноября Федеральный государственный стандарт дошкольного образования, разработка которого велась с начала года группой экспертов под руководством директора Федерального института развития образования АлександраАсмолова.

1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Соответственно, утратил силу приказ № 655 Минобрнауки “Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования”, и приказ № 2151 “Об утверждении Федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы”.

Иными словами, на смену ФГТ пришел ФГОС.

Период с 2014 года по 2016 год является переходным с ФГТ на ФГОС. За это время каждая образовательная организация должна разработать “дорожную карту” (или план-график) по переходу на ФГОС, опираясь на направления его реализации:

1.Нормативное обеспечение введения ФГОС дошкольного образования;

2. Организационное обеспечение введения ФГОС дошкольного образования;

3. Кадровое обеспечение введения ФГОС ДО;

4. Научно-методическое обеспечение введения ФГОС ДО;

5. Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ДО;

6. Информационное обеспечение введения ФГОС ДО.

На мой взгляд, в дорожную карту должны войти:

  • Организация работы постоянно действующего внутреннего практико-ориентированного семинара для педагогов по теме “Изучаем и работаем по ФГОС ДО”.;
  • подготовка и корректировка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ДО;
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам введения ФГОС ДОчерез разные формы методической работы: цикл семинаров, тематических консультаций, мастер-классов, открытых просмотров и т.д.;
  • создание рабочей группы педагогов ОО по введению ФГОС ДО;
  • разработка программы, анализ условий реализации ФГОС ДО: психолого-педагогических, кадровых, материально-технических, финансовых, а так же условий к развивающей предметно-пространственной среде;
  • приведение должностных инструкций работников ОО в соответствие с требованиями ФГОС ДО,мониторинг введения ФГОС;
  • определение финансовых затрат ОО (объем, направление) на подготовку и переход на ФГОС ДО;
  • Определение необходимых средств обучения и воспитания (в том числе технических), материалов (в том числе расходных), в соответствии с основными видами детской деятельности и требованиями ФГОС ДО.

Так, что же такое, Федеральный государственный стандарт?

Это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Приняв этот документ, государство дает гарантию семьям на обеспечение качественного образования детей.

Стандарт разработан на основе Конституции РФ и законодательства РФ с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, и опирается на новый “Закон об образовании РФ”, вступивший в силу 1 сентября 2014 года.

По своей сути, это абсолютно революционный документ, который долго ждали работники дошкольного образования. После принятия этого документа и введения его в действие, реформу образования можно считать подходящей к завершению. Осталось принять еще один важный документ – это “Профессиональный стандарт педагога”, работа над которым уже ведется.

Стандарт ужесточает требования, в первую очередь, к управленческому профессионализму. И предоставляет условия для профессионального и личностного роста взрослых в педагогическом творчестве. Это – стандарт качества дошкольного образования, качества полноценной творческой жизни детей и взрослых в ДОУ.

Принципы Федерального государственного образовательного стандарта:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество Организации с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

  • повышение социального статуса дошкольного образования;
  • обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;
  • обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
  • сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт включает в себя требования к:

  • структуре Программы и ее объему;
  • условиям реализации Программы;
  • результатам освоения Программы.

Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему.

Программа определяет содержание и организацию образовательнойдеятельности на уровне дошкольного образования.

Структурные подразделения в одной Организации (или Группы) могут реализовывать разные Программы.

В настоящее время созданы рабочие группы по приведению в соответствие с ФГОС Примерных образовательных программ дошкольного образования. При Министерстве образования и науки РФ будет создан экспертный совет, задачей которого является проведение экспертизы всех представленных программ. Прошедшим экспертизу программам присвоят Гриф Министерства и они войдут в реестр Примерных образовательных программ, допущенных к реализации. У каждой программы будет свой рейтинг, и все они будут представлены на сайте Министерства в бесплатном доступе для скачивания. И каждая образовательная организация, реализующая программу дошкольного образования, будет иметь возможность выбрать из списка представленных программ любую понравившуюся, и на ее основе разрабатывать Основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учётом Примерных программ.

При разработке Программы Организация определяет продолжительность пребывания детей в Организации, режим работы Организации в соответствии с объёмом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость Групп. Организация может разрабатывать и реализовывать в Группах различные Программы с разной продолжительностью пребывания детей в течение суток…

Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации. При круглосуточном пребывании детей в Группе реализация программы осуществляется не более 14 часов с учетом режима дня и возрастных категорий детей.

Образовательные области: их всего 5

  • социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
  • познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира. ;
  • речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской литературой, формирование предпосылок обучения грамоте;
  • художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
  • физическое развитие включает приобретение опыта в двигательной деятельности, развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Как мы видим, в ФГТ было 10 образовательных областей, а в ФГОС стало всего 5. Это не значит, что некоторые области убрали, просто некоторые из них объединились. Например: художественное творчество объединилось с музыкой – получилась область художественно-эстетическое развитие, безопасность влилась в социально-коммуникативное развитие.

В ФГОС представлены три возраста:

  • младенческий возраст, от 2 месяцев до 2 лет;
  • ранний возраст, от 1 года до 3 лет;
  • дошкольный возраст, от 3 лет до 8 лет.

Для каждого возраста представлены специфические виды деятельности.

Структура Программы:

  • обязательная часть, представленная выбранной Примерной образовательной программой дошкольного образования. Эта часть должна составлять не менее 60%;
  • часть, формируемая участниками образовательного процесса самостоятельно. Сюда входят выбранные парциальные образовательные программы, методики, формы организации образовательной работы, учет национальных особенностей, запросов семей, выбранные направления работы, коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта часть должна составлять не более 40 %.

Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми. Дополнительным разделом Программы является текст её краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления, размещена на сайте организации.

Требования к условиям реализации Программы:

  • психолого-педагогические условия;
  • кадровые условия;
  • материально-технические условия;
  • финансовые условия;
  • развивающая предметно-пространственная среда

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

  • уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
  • использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
  • построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми;
  • поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
  • поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
  • возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
  • защита детей от всех форм физического и психического насилия;
  • поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, территории, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Требования к кадровым условиям. Квалификация педагогических и учебно-вспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н.

Требования к материально-техническим условиям – это:

  • требования, определяемые в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. СанПин является документом более высокого уровня, так как является Постановлением правительства РФ, а ФГОС – всего лишь Министерства;
  • требования, определяемые в соответствии с правилами пожарной безопасности;
  • требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
  • оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
  • требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).

Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования предполагает финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счёт средств Российской Федерации.

Каждая образовательная организация должна будет делать финансовый расчет условий реализации Программы, с учетом контингента детей. Следовательно, материально-технические условия следует прописывать в программе очень аккуратно, не написать лишнего, но при этом необходимо учесть все составляющие. Потому что, что не прописано в ООП, не может финансироваться.

Требования к результатам освоения программы.

Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребёнка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребёнку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не могут служить основанием при решении управленческих задач, включая:

  • аттестацию педагогических кадров;
  • оценку качества образования;
  • оценку уровня развития детей;
  • оценку выполнения муниципального (государственного) задания;
  • распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников Организации.

Мониторинг не отменен!

Педагогическая диагностика проводится педагогическим работником в целях решения образовательных задач. Результаты мониторинга не могут быть использованы для оценки профессиональных компетенций педагога.

Психологическую диагностику проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Разделение ответственности с родительской общественностью.

По-новому ФГОС смотрит и на взаимодействие ОО с родителями.

Во-первых, в условиях перехода на рыночную экономику, из сферы поддержки идеологии образование перешло в сферу оказания образовательных услуг, где заказчиками являются родители учащихся. Теперь в большей степени, чем раньше, образовательному учреждению приходится согласовывать государственный заказ на образование с ожиданиями и потребностями родительской общественности, что наиболее существенно при вариативности образовательных услуг. И тут вступают в силу законы рынка: необходимо, чтобы заказчик был доволен результатом, а это будет достигнуто только в случае “прозрачности” самого образовательного процесса.

Во-вторых, в условиях рыночной экономики образованию нужны родители в качестве союзников, партнёров, реальной поддержки, а не в качестве оппозиции, противников. Нельзя не отметить тот факт, что в последнее время, в связи с повышением занятости родителей в профессиональной сфере и с потерей воспитательных ориентиров в образовательном пространстве, школа и семья занимались перекладыванием обязанностей и ответственности за воспитание детей друг на друга. Проблема в комментариях не нуждается: во взаимодействии родителей и учителей скрыты огромные ресурсы развития не только отдельно взятого образовательного учреждения, но и системы образования в целом.

В-третьих, процесс формирования полноценной, отвечающей требованиям будущего личности должен сопровождаться взрослыми, способными к саморазвитию. Образовательная организация могла бы вести за собой и родителей, но этот процесс также не является односторонним, развитие должно происходить в диалоге школы и семьи. Поэтому событие, участниками которого являются педагоги, дети и родители, имеет максимальный развивающий потенциал. И, наконец, участие общественности в управлении образовательным учреждением позволит делегировать ей часть ответственности за организацию образовательного процесса и конечный его результат.

Заключение.

Стандарт ориентирован не только на поддержку разнообразия, принципиальной “нестандартности” самого детства и ребенка, но и вариативности развивающих форм этой поддержки с сохранением его исключительной, предельной самобытности, которая как раз и придает ему “образовательную ценность”.

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе - педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Просмотр содержимого документа
«ВОСПИТАТЕЛЬ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО (ЭССЕ)»

Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Новым федеральным законом «Об образовании в РФ», дошкольное образование выделено в самостоятельный уровень общего образования. На этой основе был принят федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Какие же изменения произошли в системе дошкольного образования?

Здесь впервые по существу даны ориентиры того, что такое работа с ребенком в дошкольном детстве, какие требования к ней предъявляются, какие условия обеспечивают ее эффективность и качество.

Одним из уникальных аспектов стандарта является то, что образовательная программа определяется здесь как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации, индивидуализации ребенка, а не получения знаний, как это сделано в других стандартах системы образования. Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Согласно стандарту, верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не какого-то конечного результата, которого необходимо добиться. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы.

Требования стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования.

Стандарт утверждает основные принципы: содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром; приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности; учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей

Стандарт обеспечивает вариативность и разнообразие содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различных уровней сложности и направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников; формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей.

Стандарт обеспечивает равные возможности полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья); обеспечения преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования; определения направлений для систематического межведомственного взаимодействия, а также взаимодействия педагогических и общественных объединений.

Я, считаю, что одним из важных изменений в системе дошкольного образования является разработка основной программы дошкольного образования, которая состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие во всех образовательных областях, которых определено пять:

    социально-коммуникативное развитие;

    познавательное развитие;

    речевое развитие;

    художественно-эстетическое развитие;

    физическое развитие.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены разработанные самостоятельно Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, методики, формы организаций образовательной работы, определен объем образовательной части Программы – не менее 60%. Впервые определены требования к результату освоения программы в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Предусмотрена коррекционная работа и инклюзивное образование.

Важную роль играет создание необходимых условий для реализации Программы.

Все эти изменения в системе дошкольного образования отражаются на профессиональной деятельности воспитателя.

Стандарт направлен на индивидуализацию развития ребенка, процессы обучения и воспитания объединены в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи и общества. Жизнь в детском саду для ребенка должна стать одной большой игрой со своими нормами и правилами и воспитателю потребуется большое умение преподнести программный материал так, чтобы ребенок и не заметил, что его чему-то учат, а это он сам является открывателем и исследователем. Постоянное использование принципа партнерского взаимодействия довольно сложно и требует от педагога большого умения опыта общения с детьми.

Введение ФГОС повлечет за собой большую и очень трудоемкую работу, а именно:

Внесение изменений в образовательную программу, практически полное изменение её структуры;

Построение новых (может быть и не новых, но других) взаимоотношений с родителями, т.к. идет «непосредственное вовлечение родителей в образовательный процесс», но на практике это очень не простое дело;

Корректировка документации, планов, знакомство с обновленными программами, составление рабочих программ.

Составление рабочей программы, разработка педагогического проекта являются причиной наиболее существенных профессиональных затруднений, т.к. эта работа требует высокого профессионализма, знаний.

Окружающий мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже не достаточно однажды получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием. Непрерывное образование должно стать необходимостью. Потребность в повышении уровня знаний, умений и навыков проникает во все сферы жизни - профессиональную, семейную, общественную, личную и, конечно, сферу педагогической деятельности.

В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог . Эти качества специалиста после окончания педвуза или педагогического колледжа могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.

Подготовка воспитателя обязательно должна вестись с учетом психологической подготовки, получения знаний о возрастных особенностях детей. Поэтому воспитатель постоянно должен самосовершенствоваться, повышать свою квалификацию.

Людмила Бартенева
Изменения в работе педагога дошкольного образования с введением федерального государственного образовательного стандарта

Дошкольные учреждения вступают сегодня в период глубоких качественных изменений . В новом Федеральном образовательном стандарте (далее – ФГОС ДО) изменены содержание и структура образования в целом .

Внедрение ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога дошкольного образования диктует повышенные требования к квалификации педагога , его ответственности, готовности осваивать новые подходы к профессиональной деятельности.

Изменились функции педагога : главная -создавать условия к самостоятельному познанию и развитию детей.

Педагог в детском саду – ключевая фигура в организации образовательного процесса . Ни на одном другом возрастном этапе взрослый не играет такой роли в развитии ребенка. Поэтому целью деятельности взрослого в условиях дошкольного образовательного учреждения является конструирование такого взаимодействия с ребенком, которое будет способствовать формированию его активности в познании окружающей действительности, раскрытию его неповторимой индивидуальности

Отношение воспитателя к ребёнку как к субъекту, личности, партнёру, имеющему собственное мнение. Естественно учитывается возраст детей и необходимая бесконфликтная коррекция и воспитание.

Cовременный дошкольник не только должен усваивать определенный объем знаний, но и учиться сотрудничать, планировать свою деятельность, оценивать результаты работы , работать с разными видами информации, свободно высказываться в устной и письменной форме, осознавать и понимать различия между людьми и культурами, понимать ценность такого различия и многое другое.

Стандарт дошкольного образования связан с ведущими стандартами мирового сообщества , направлен, прежде всего, на индивидуальную успешность ребенка, на творчество, на формирование предпосылок учебной деятельности, а не то, чтобы в детских садах всех детей учили читать – писать, т. е. на результат в развитии самого ребёнка.

Современные дети более активны, подвижны, информированы во многом, каждый ребенок индивидуален и неповторим. Чтобы соответствовать современным требованиям, понимать детей, быть участником процесса формирования личности ребенка, воспитателю также необходимо быть готовым и способным к изменениям , активным, компетентным.

Сегодня востребован не просто воспитатель, а воспитатель-исследователь, воспитатель-психолог, воспитатель-технолог. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высоко развитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала.

Таким образом , современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель исследователь, инициативный, широко образованный , умеющий создать ситуацию успеха и успешности, поэтому в своей работе ДОУ воспитатели должны стараться творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу , предоставлять детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческим личностям.

Родители ребенка – ключевая фигура в организации воспитания, образования и развития ребенка в условиях семьи. В связи с введением Стандарта , необходимо взаимодействие с родителями, их умения организовать «зону ближайшего развития» ребенка, учитывать возрастные особенности и рационально сопровождать развитие малыша. Педагогу необходимо находить новые нетрадиционные формы работы с родителями :

нетрадиционные формы работы с родителями :

предполагают диалог, установление «обратной связи » :

Информационно - аналитические (проведение социологических срезов, опросов «почтовый ящик» )

Досуговые (совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках)

Познавательные (участие в семинарах -практикумах, игры с педагогическим содержанием , совместные экскурсии, прогулки,проведение родительских собраний в нетрадиционной форме (КВН, «круглый стол» , «Что? Где? Когда?» ) и др.

Наглядно-информационные (организация дней открытых дверей, мини - библиотек, др. видов деятельности…

Таким образом , нетрадиционные формы работы с родителями создают единый, сплоченный, дружный коллектив детей, родителей и педагогов , раскрывают широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «Семья – ребенок – детский сад» .

Публикации по теме:

«Методическое сопровождение по введению Федерального Государственного образовательного стандарта Дошкольного образования» Самообразование «Методическое сопровождение по введению Федерального Государственного образовательного стандарта Дошкольного образования».

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОО в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта Михайлова Мария Николаевна МБДОУ «Детский сад «Звёздочка» Тюменская область, п. Пурпе Воспитатель Адаптация детей раннего возраста к.

Что должно измениться в работе педагога дошкольного образования с введением федерального образовательного стандарта Изменятся функции педагога:главная -создавать условия к самостоятельному познанию и развитию детей. Содержание педагогического взаимодействия:.

Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС дошкольного образования и его организация Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть.

Индивидуальный маршрут педагога по изучению «Профессионального стандарта педагога» Индивидуальный маршрут педагога по изучению» Профессионального стандарта педагога» Функции Методы, приемы. Трудовая функция (Обучение).

Консультация для воспитателей в условиях внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта Формирование здорового микроклимата в общении с детьми и родителями. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в пункте 3.2.1.

Ольга Селина
Внедрение ФГОС в практику работы ДОУ

В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования, появилось несколько значимых нормативных документов, определяющих новые приоритеты развития дошкольного образования.

Один из них - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее по тексту ФГОС ДО ) разработанный в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» .

С одной стороны – это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой стороны – это повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через появление федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Стандарт разработан с учетом всего лучшего, что создано за последние годы в российском дошкольном образовании. Он ужесточает требования, в первую очередь, к профессионализму управления и в то же время предоставляет условия для профессионального и личностного роста в педагогическом творчестве, направлен на то, чтобы жизнь детей и взрослых в ДОУ была полноценной и творческой.

Что такое ФГОС ? Согласно статьи 2 пункта 6 закона «Об образовании» - представляет собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования».

Что является основными целями ФГОС ДО ?

Обеспечение государственного равенства, возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;

Обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатах освоения;

Сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования.

С целью обеспечения оптимальных научно-методических условий для качественной реализации введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и в соответствии с планом основных мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 16» г. Ливны внедрение ФГОС ДО осуществлялось через следующие мероприятия :

Создание рабочей группы по подготовке к введению ФГОС ДО ;

Утверждение положения о рабочей группе ;

Создание нормативно-правовой базы, регламентирующей внедрение ФГОС ДО ;

Внесение изменений, корректировка приказов, локальных актов, регламентирующих введение ФГОС ДО ;

Проведение инструктивно-методических совещаний по ознакомлению с нормативно-правовыми документами, регулирующими введение ФГОС дошкольного образования;

Размещение на сайте ДОУ информации о введении ФГОС ДО ;

Обновление методического обеспечения образовательного процесса;

Изучение педагогического, методического, кадрового и материально-технического потенциала;

Обеспечение повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогических кадров по вопросам введения ФГОС ДО через активные формы методической работы и курсов повышения квалификации;

- разработку и утверждение плана мероприятий по обеспечению введения ФГОС ДО ;

Совершенствование материально-технической базы с целью создания развивающей среды;

- разработку и утверждение Основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО ;

Информирование родителей о переходе на новые стандарты.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования особенно актуален вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

Развивающая предметно-пространственная среда (далее РПП) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

По новым Стандартам развивающая предметно-пространственная среда в групповой комнате должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Создавая РПП среду любой возрастной группы в ДОУ, мы учитывали психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

В наших группах обеспечивается безопасность РПП среды, она соответствует возрасту детей, решает образовательные и воспитательные задачи.

РПП среда оборудована с учётом особенностей помещения, потребностей и перспективы развития детей, позволяет эффективно реализовать программы и технологии, по которым работают педагоги . РПП в групповых помещениях имеет мобильный характер, варьируется в зависимости от направления осуществляемой деятельности. В групповых комнатах выделено пространство для игр и имеется игровое оборудование, расположенное доступно для детей.

В детском саду созданы условия для образовательной и игровой деятельности. Каждая группа оснащена дидактическим материалом для различных видов игр : сюжетно-ролевых, подвижных, спортивных и т. д.

В группах оформлены театрализованные центры, центры ряжения, сюжетно-ролевые игры, которые сотрудники и родители изготавливают, в том числе, и своими руками.

Таким образом, РПП среда группового помещения является частью образовательной среды ДОУ.

В основе современного образования лежит владение педагогом современными образовательными технологиями.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования и использование метода проектов в ДОУ.

Основное предназначение - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач и проблем , требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Следует заметить, проектная деятельность создает условия для расширения познавательных интересов детей, возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний . Педагоги стимулируют самостоятельную активность детей, их сообразительность и изобретательность. В основе метода проектов лежит развитие исследовательских навыков детей, педагогов, родителей, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания, который должен завершиться реальным результатом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной, практической жизни .

Проект – актуален для детей, в нем обязательно присутствует интересная для дошкольников, новая проблема, с опорой на поисковое поведение. В процессе проектирования дети выступают как заказчики, исполнители и непосредственные участники от зарождения идеи, до получения результата.

Используя метод проектов мы достигаем высоких результатов в усвоении детьми определенных знаний, так как основывается на интересах детей, активной самостоятельной деятельности. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.

Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей, помогает научиться работать в команде , вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели.

В нашем детском саду педагоги активно внедряют данный метод в своей работе , используя разнообразные проекты, например : «Вода-водичка» , «Я имею права» , «Добрые дела» , «История глиняной игрушки» , «Мир насекомых» , «Сказки А. С. Пушкина» и др.

Согласно ФГОС ДО расширяются условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Формирование тесной связи и взаимодействия воспитателя с семьей обеспечивает благоприятные условия жизнедеятельности и воспитания детей, развитие гармоничной личности каждого ребенка. Осознавая это, мы ведем очень активную работу с родителями воспитанников.

В рамках знакомства родителей (законных представителей) с новым Стандартом дошкольного образования и законом «Об образовании в РФ» проведены родительские собрания «Цели и задачи развития образовательной организации в условиях нового законодательства», а также консультирование родителей по проблеме внедрения ФГОС ДО , информация для родителей по данному вопросу размещена на сайте ДОО.

В нашем ДОУ мы активно сотрудничаем с родителями (законными представителями, используя современные формы взаимодействия в соответствии с ФГОС :

Родительские гостиные;

Педагогические беседы;

Мастер-классы;

Почта доверия;

Дискуссии и т. д.

Наряду с традиционными формами сотрудничества с родителями все шире используются веселые досуги, на которые родителей приглашают не только в качестве зрителей, но и участников. Наиболее яркими стали такие как «Эстафета зеленого огонька» , «Спорт нужен всем» , «Семейная олимпиада»

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада дает положительные результаты.

Таким образом, результатом требований ФГОС ДО должна стать системная работа , и мы находимся еще только на пороге этого большого пути.

В заключении хочется согласиться с тем, что «ключевой формулой развития образования является детство ради детства» и привести слова руководителя группы по разработке ФГОС ДО Александра Григорьевича Асмолова, который говорит : «Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить почемучек, а дать им почувствовать себя уверенными людьми. И вместо классической формулы «учиться, учиться, учиться» , мы говорим «развиваться, развиваться, развиваться» .

  1. Введение.
  2. Требования ФГОС к дошкольному образованию.
  3. Особенности дошкольного образования на современном этапе.
  4. Тактика введения ФГОС ДОО.
  5. Заключение.
  6. Список литературы.

Введение.

Изменение содержания дошкольного образования в настоящее время обусловлены новой нормативной базой: Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 (далее – ФГОС дошкольного образования). Введение ФГОС вызвано тем, что впервые в российским законодательстве новый Закон об образовании признает дошкольное образование одним из уровней общего образования – наравне начальным общим, основным общим и средним общим образованием .

Стандарт на федеральном уровне определяет, какой должна быть образовательная программа дошкольной образовательной организации, какие условия необходимы для ее реализации, какое содержание необходимо реализовывать для достижения каждым ребенком оптимального для его возраста уровня развития с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

Стандарт – это не просто новый, это первый в истории дошкольного образования нормативный документ, который регулирует отношения в сфере образования, возникающие при реализации образовательной программы дошкольного образования. С учетом этого перед руководителем ДОО стоит задача подготовить педагогический коллектив к введению ФГОС дошкольного образования. Это длительный и сложный процесс, специфику которого мы представляем в данной работе. Таким образом, мы ставим цель: рассмотрение специфики управления дошкольной организацией в условиях введения ФГОС.

– описать требования ФГОС к дошкольному образованию;

– выявить слабые и сильные стороны дошкольной образовательной организации в условиях введения ФГОС;

– определить план введения ФГОС в ДОО.

1. Требования ФГОС к дошкольному образованию.

Федеральный государственный образовательный стандарт пришел на смену федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, введенным в 2009 году. Новый стандарт призван привести структуру программы и условия ее реализации в детских садах к единым требованиям, что обеспечит преемственность между программами дошкольного и начального образования. Стандарт определяет статус детских садов как учреждений начального уровня в системе общего образования: к первому классу школы ребёнок должен будет достичь определенного уровня развития. Перед педагогами дошкольного образования встает непростая задача – учить и развивать воспитанников в соответствии со стандартами, но не забывать об индивидуальности и развитии личности каждого малыша, что остается главной целью введения ФГОС.

Главный акцент в стандарте сделан на развитие воспитанников через игру, свободный разговор, диалог, через общение со сверстниками, старшими ребятами, семьей, воспитателями. Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

ФГОС определяет основные принципы дошкольного образования:

Полноценное проживание дошкольного детства, обогащение детского развития;

Индивидуализация дошкольного образования;

Содействие и сотрудничество детей и взрослых;

Поддержка инициативы детей;

Сотрудничество с семьей;

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Познавательное развитие ребенка;

Возрастная адекватность дошкольного образования;

Учет этнокультурной ситуации развития детей.

Стандарт направлен на достижение следующих целей:

  1. повышение социального статуса дошкольного образования;
  2. обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
  3. обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям и результатам их освоения;
  4. сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования.

Стандарт включает требования к структуре Программы и ее объему, условиям ее реализации, результатам освоения Программы.

ФГОС дошкольного образования изменяет подход к образовательной программе. Программа определяет содержание и организацию образовательной работы на уровне дошкольного образования. Формируется программа на основе психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации каждого воспитанника и определяет объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров. Согласно ФГОС образовательная программа состоит из двух частей: обязательной и части, формируемой участниками образовательного процесса. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации образовательного стандарта. Обязательная часть предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.

В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и (или) разработанные самостоятельно программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности. Данная часть Программы может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ или созданных ими самостоятельно. При разработке части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, должны учитываться интересы, потребности воспитанников, родителей, педагогов. Она может быть ориентирована:

На региональный компонент, специфику условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

Интересы и потребности детей, возможности педагогического коллектива;

Сложившиеся традиции в коллективе ДОО, группы.

В соответствии с ФГОС Программа должна содержать три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. В случае, если планируется освоение Программы детьми с ограниченными возможностями здоровья, в нее включается раздел «Содержание коррекционной работы и (или) инклюзивного образования.

Составной частью организационного раздела образовательной Программы является разработка системы сетевого взаимодействия различных учреждений и организаций. Взаимодействие образовательных организаций разных видов и типов имеет огромное значение для удовлетворения разнообразных потребностей в дошкольном образования. При этом взаимодействующие организации взаимообогащают деятельность друг друга, имеют возможность обмена педагогическим опытом и развития кадрового потенциала каждого учреждения. Сформированный комплекс учреждений, осуществляющих дошкольное образование, предполагает широкий комплекс услуг дополнительного образования детей дошкольного возраста, а также услуг по присмотру и уходу за ними как на базе традиционных дошкольных групп в дошкольных организациях, так и в группах малой наполняемости, семейных дошкольных группах.

Реализация Программы должна обеспечить развитие личности в различных видах деятельности по образовательным областям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. Стандарт определяет основное содержание работы по освоению данных образовательных областей.

Так, социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и другими детьми, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной отзывчивости. Социально-коммуникативное развитие дошкольника предполагает формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу сверстников. Освоение названной образовательной области направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасности жизнедеятельности.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Необходимо формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе и других людях, окружающем, свойствах и отношениях объектов окружающего мира. К числу таких представлений относятся: представления о цвете, форме, величине, материале, звучании, ритме, темпе, части и целом, движении и покое, причинах и следствиях. Детям дается представление о малой родине и отечестве, о культурных традициях, праздниках, о планете Земля, особенностях природы, многообразии стран и народов на планете.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; формирование всех сторон речи: диалогической и монологической; звуковой культуры и интонационной выразительности речи. Данная образовательная область предполагает развитие речевого творчества детей, знакомство с книжной культурой и детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Реализация образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлена на развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимание произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Ставится задача становления эстетического отношения к окружающему миру, формирования представлений о видах искусства. Предполагается развитие восприятия музыкальных, литературных и фольклорных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной).

Физическое развитие предусматривает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие гибкости, координации, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма. Предполагается выполнение упражнений на развитие равновесия, координации движений, развитие крупной и мелкой моторики рук. Выполнение основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) должны происходить правильно, без нанесения вреда организму. У детей формируются начальные представления о некоторых видах спорта, происходит освоение игр с правилами, становление саморегуляции и целенаправленности в двигательной сфере. У дошкольников воспитываются ценности здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами в питании, двигательном режиме, закаливании.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности: общении, игре, познавательско-исследовательской деятельности – сквозных механизмах развития ребенка.

Стандарт определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, способен определять сам род занятий;
  • активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками; способен сопереживать, договариваться, стремится разрешать конфликты, учитывать интересы и чувства других; обладает установкой положительного отношения к миру, разным видам труда, другим людям;
  • ребенок обладает развитым воображение, реализуемым в игре и других видах деятельности, умеет подчиняться правилам, различает условную и реальную ситуацию;
  • ребенок хорошо владеет устной речью, умеет выражать свои мысли и желания, может выделять звуки в словах. У ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита мелкая и крупная моторика, он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • способен к волевым усилиям, может следовать принятым в обществе нормам, соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, способен самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поведению человека; обладает начальными знаниями о себе и социальном мире; знаком с произведениями детской литературы; обладает элементарными культурологическими знаниями; способен к принятию собственных решений, опираясь на эти знания.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального школьного образования. Таким образом, задача педагогического коллектива ДОО стоит не в ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпа перевода его на школьное обучение, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его индивидуальных возможностей и интересов с учетом возраста. Главный принцип Стандарта – сохранение самоценности и уникальности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека.

2. Особенности дошкольного образования на современном этапе.

Особенности современной системы дошкольного образования заключаются в том, что это - система открытая, способная к количественному и качественному обогащению, преобразованию. Современная система дошкольного образования включает

государственные, муниципальные, частные дошкольные образовательные организации .

Сильной стороной дошкольного образования на современном этапе является развитие вариативных форм дошкольного образования как условие повышения качества и доступности. Наряду с традиционными ДОО получили развитие такие формы, как группы кратковременного пребывания по предшкольной подготовке, семейные группы, группы для раннего развития. На базе многих дошкольных организаций функционируют консультационные пункты, в которых педагоги организуют помощь родителям (законным представителям) по вопросам адаптации и развития детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.

В практике методической работы большинства ДОО имеется опыт знакомства с новыми нормативно-правовыми документами, вступающими в силу. Так, после издания приказа Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» дошкольные организации внесли существенные корректировки в программы развития, годовые планы ДОО и планы работы педагогов. Это потребовало пересмотра, замены и частичной отмены планов, если они не соответствовали данному документу. В подобном режиме ДОО осуществляли свою деятельность в течение двух-трех лет .

Педагогические коллективы осуществляли поиск новых форм взаимодействия с семьей.

Большое внимание в работе с родителями уделяется организации совместной деятельности детей и родителей с целью успешного освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Одной из эффективных форм сотрудничества дошкольной организации и семьи являются конференции, семинары, клубы семейного общения.

Образование стало открытым к международному сотрудничеству. Интернет используется как ключ к модернизации образования.

Вместе с тем, говоря о готовности психолого-педагогических условий к внедрению ФГОС дошкольного образования, следует отметить, что педагогами дошкольных образовательных организаций еще недостаточно осознаны особенности построения образовательного процесса, предполагающие создание условий развития для каждого воспитанника, взаимодействие взрослых с детьми на уровне равноправных партнеров по деятельности с учетом интересов и возможностей каждого ребенка. Недостаточен уровень сформированности профессионального взаимодействия педагогов с детьми дошкольного возраста, основанного на умении педагога видеть в каждом ребенке субъект образовательных отношений, осуществлении индивидуального подхода в разных формах взаимодействия с детьми, учете зоны ближайшего развития ребенка, мотивационном подходе. Изменение педагогического воздействия с одностороннего влияния «педагог-ребенок» на более многогранное и объемное взаимодействие в системе «ребенок-взрослые-сверстники» предполагает новую парадигму дошкольного образования. Этот подход нельзя назвать новым, но его признание как единственно верного на уровне ФГОС дошкольного образования потребует глубоких конструктивных изменений в деятельности дошкольной образовательной организации. Новая фаза развития повлечет за собой изменения требований к качеству и эффективности дошкольного образования на основе обновления образовательной среды.

3. Тактика введения ФГОС в ДОО.

Введение ФГОС дошкольного образования – длительный процесс, и начинать работу необходимо с анализа стартовых условий и уровня готовности педагогического коллектива ДОО к реализации требований стандарта. Важно определить также соответствие имеющихся ресурсов, которые могут быть использованы в качестве базовых для обновления образовательного процесса .

Введение ФГОС дошкольного образования предполагает организацию соответствующих мероприятий не только на уровне дошкольных образовательных организаций. Об этом свидетельствует план действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (письмо Минобрнауки России и Департамента государственной политики в сфере общего образования от 10.01.2014 № 08-10), которым предусмотрены мероприятия по следующим направлениям:

Создание нормативно-правового, методического и аналитического обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

Организационного обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

Кадрового обеспечения реализации ФГОС дошкольного образования;

Финансово-экономического обеспечение реализации ФГОС дошкольного образования.

Таким образом, внедрение ФГОС в дошкольном образовании необходимо организовать в следующих направлениях.

Организационно-управленческое направление:

  • Создание рабочей группы по подготовке введения ФГОС. Предполагается определение функционала данной группы на основании издания приказа руководителя. Обеспечение координации деятельности по введению и реализации стандартов в ДОО, сбор информационно-аналитических материалов.
  • Разработка и утверждение плана-графика мероприятий по реализации направлений ФГОС. Ожидаемый результат: система мероприятий, обеспечивающих внедрение ФГОС.
  • Приведение локальной нормативной базы дошкольной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Разработка документов, обеспечивающих условия реализации стандартов дошкольного образования и достижения планируемых результатов: решения педагогического совета ДОО о введении ФГОС дошкольного образования, внесение изменений и дополнений в Устав, приказы, Положения.
  • Предварительный анализ ресурсного обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС. Предполагается получение объективной информации и готовности ДОО к переходу на ФГОС.
  • Организация блока инструктивно-методических совещаний по изучению ФГОС, что должно способствовать осмыслению содержания ФГОС.
  • Использование в работе сборников инструктивно-методических материалов, методических рекомендаций по вопросам введения и реализации ФГОС дошкольного образования.
  • Организация процесса разработки образовательной программы в соответствии примерными образовательными программами. Корректировка основной образовательной программы дошкольного образования с учетом базовой оснащенности развивающей предметно-пространственной среды ДОО.
  • Разработка Положения о результатах освоения ООП.
  • Формирование сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности начального и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС.
  • Внесение изменений в нормативно-правовую базу деятельности ДОО: дополнения в документы, регламентирующие деятельность ДОО по внедрению ФГОС.
  • Мониторинг введения ФГОС, предполагающий диагностические материалы.
  • Организация отчетности по введению ФГОС .

Кадровое обеспечение внедрения ФГОС.

Включает следующие мероприятия:

  • Мониторинг степени готовности педагогических работников ДОО к введению ФГОС дошкольного образования.
  • Разработка плана методического сопровождения педагогов: повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования.
  • Создание условий для прохождения курсовой подготовки повышения квалификации педагогов по вопросам перехода на ФГОС дошкольного образования. Предполагается повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области организации образовательного процесса и обновления содержания образования в соответствии с ФГОС.
  • Создание творческих групп педагогов по вопросам, связанным с введением ФГОС.
  • Определение наставников для молодых педагогов в ДОО.
  • Участие педагогических работников ДОО в городских профессиональных объединениях руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций по вопросам введения стандартов дошкольного образования.
  • Организация непрерывного повышения квалификации педагогов в течение учебного года. Ожидаемый результат: поэтапная подготовка педагогических кадров к введению ФГОС ДО .

Создание материально- технического обеспечения внедрения ФГОС дошкольного образования.

Предполагает следующие мероприятия:

  • Мониторинг соответствия материально-технического обеспечение ДОО требованиям ФГОС дошкольного образования.
  • Обновление оснащенности педагогического процесса ДОО в соответствии с требованиями Стандарта на основе определения необходимых изменений.
  • Обеспечение соответствия материально-технической базы реализации образовательной программы действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников.
  • Методическое обеспечение образовательной программы печатными и электронными образовательными ресурсами. Предполагается оснащение необходимыми УМК, учебными, справочными пособиями, художественной литературой.
  • Обеспечение доступа педагогическим работникам, переходящим на ФГОС, к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных с целью создания условий оперативной ликвидации возникающих затруднений у педагога.
  • Обеспечение доступа участников образовательного процесса к информационным и образовательным ресурсам в сети Интернет, что расширит возможности доступа пользователей к банку актуальной педагогической информации и обеспечение возможности дистанционной поддержки участников образовательного процесса.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

Трансформируемой;

Полифункциональной;

Вариативной;

Доступной;

Безопасной.

Создание организационно - информационного обеспечения внедрения ФГОС дошкольного образования может включать:

  • Размещение на сайте ДОО информации о введении ФГОС, что будет способствовать информированию общественности о ходе и результатах внедрения ФГОС.
  • Обеспечение публичной отчетности организации о ходе и результатах введения ФГОС, включая публичный доклад заведующего ДОО раздела, отражающего ход введения ФГОС.
  • Проведение родительских собраний с родителями (законными представителями) воспитанников с целью ознакомления с ФГОС дошкольного образования.
  • Информирование общественности через СМИ о подготовке к введению и порядке перехода ДОО на ФГОС.
  • Подготовка публикаций из опыта работы ДОО .

Финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС включает:

  • Учет методических рекомендаций Минобрнауки России по реализации полномочий по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования с целью эффективного планирования расходов средств муниципального и регионального бюджетов.
  • Мониторинг финансового обеспечения реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, предполагающий корректировку и выполнение государственных (муниципальных заданий).
  • Реализация методических рекомендаций Минобрнауки России по оказанию платных образовательных услуг в условиях ФГОС дошкольного образования; получение лицензии на реализацию дополнительных образовательных программ и предоставление дополнительных образовательных услуг .

Заключение

Адаптация педагогического процесса к современным требованиям заключается в постановке целей, проектировании нового состояния системы, корректировке отдельных составляющих и этапов данного процесса, объективном анализе их хода и результатов. Адаптация педагогического процесса заключается в том, что он воспринимается как образовательный процесс, который:

Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;

Строится с учетом целостности и интеграции содержания дошкольного образования и основывается на комплексно-тематическом принципе построения;

Обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих совместную деятельность детей и взрослых и самостоятельную их деятельность .

Опыт и тенденции развития системы дошкольного образования в Российской Федерации, а также запросы населения показывают, что наиболее востребованным остается традиционный детский сад 10-12-часового пребывания, в котором дошкольное образование сочетается с присмотром и уходом за детьми. Программа развития дошкольного образования предусматривает, что архитектура и инфраструктура детства проектируются как развивающиеся среды с учетом психолого-возрастных закономерностей развития детей. Необходимо создание новых архитектурных проектов, обеспечивающих многофункциональность зданий и помещений ДОО, комфортность и безопасность развивающей среды для детей, возможности для их всестороннего развития.

Список литературы

1. Белая, К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО [Текст] // К.Ю. Белая// Справочник старшего воспитателя, 2014. - № 3.- С.4-13.

2. Волошина, Л.Н. Развитие вариативных форм дошкольного образования как условие повышения его качества и доступности [Текст] // Л.Н.Волошина, Л.В. Серых // Управление дошкольным образовательным учреждением, - 2014. - № 2. – С. 32-37.

3. Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ: пособие для педагогов ДОУ. [Текст] /сост. О.В.Дыбина- М, 2012. – 145 с.

4. Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы [Текст] / сост. Л.Г. Киреева. - Волгоград, 2013. – 143 с.

5. Микляева Н.В. Планирование в современном ДОУ: методическое пособие. [Текст] / сост. Р.В. Микляева. – М., 2013 – 123 с.

6. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации». - Москва: Эксмо,2013 – 128 с.

7. Пашкевич Т.Д. Проектирование эффективного взаимодействия педагогов с детьми: рекомендации. Диагностические материалы, задания и упражнения. [Текст] / сост. Т.Д. Пашкевич. - Волгоград, 2012. – 149 с.

8. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Департамент общего образования) от 28 февраля 2014 г. №08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»: http://www.rg.ru/

9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Обутверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.rg.ru/2013/11/25doshk-standart-dok.html

10. Скоропупова, О.А. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация внедрения в ДОО [Текст] // О.А. Скоропупова // Справочник старшего воспитателя, - 2014. - №3-с.6-19.

11. Федина,Н.В. Осваиваем нормы и положения нового закона»Об образовании в Российской федерации [Текст]// Н.В.Федина// Справочник старшего воспитателя, - 2014.-№1- С.5-7.

12. Федина Н.В. Осваиваем нормы и положения нового закона «Об образовании в Российской федерации [Текст] // Н.В.Федина // Справочник старшего воспитателя, - 2014. - №2 - С.4-6.

13. Шилкина, М.А. Современное негосударственное дошкольное образование: возможности и результаты [Текст] // М.А. Шилкина // Управление дошкольным образовательным учреждением, - 2014. - № 2. – С. 24-32.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!