Образовательный портал - Varnavinschool

Что значит тридевятое царство. Где находится тридевятое царство

Сегодня не только исторические и археологические исследования, но и работы физиков, инженеров свидетельствуют о том, что древние знали о Вселенной и её законах существенно больше, чем знаем это мы. Всё же не удержался от темы Тридевять земель, хотя в недавней публикации , точнее в комментариях, даже возник спор о том, можно ли воспринимать на веру утверждение, что земель, т.е. планет в нашей системе 3х9=27. Мнения ученой братии мы пока не увидели, расчеты гравитационных полей никто не представил. Так будем развивать мысль про 3х9 и далее.

Источники информации

Такую информацию в первую очередь обнаруживаешь на сайтах Древнерусской Инглистической церкви. Кто-то считает их баптистами, кто-то шарлатанами, запрещает их государство, фактом остается то, что и впрямь давно они существуют и вероятно действительно старше христианства.

Где находится тридевять земель?

И получается так: За Тридевять Земель — это вообще не там, где тридевятое царство. Тридевятое царство — это на Земле, где именно — зависит от вашего местоположения и эпохи. Считаете 27 стран от себя и вот оно — тридевятое царство. А вот за тридевять земель — это уже точно за пределами Системы Ярила-Солнца .

Тридевять Земель нашей Солнечной системы

В нашей Солнечной системе существует 27 Земель (Слово «планетос» греч. «блуждающая звезда» наши Предки не употребляли). Современная наука открыла их только часть и продолжает открывать, а наши Предки знали все 27 Земель (тридевять из сказок многие помнят, т.е. три по девять = 27). Они также знали их влияние как друг на друга, так и на все формы жизни существующие в нашей Солнечной системе. Это все было изучено, просчитано и вошло в астрономическую систему называемую — Даарийский Круголет Числобога.

Эта стройная астрономическая система у Староверов-Инглингов существует до сей поры. Многие знакомы с ней через древние сказания, которые повествуют, что существуют Тридевять Земель, т.е. три системы, объединившие по девять Земель.

Наши Мудрые Предки также знали что во Вселенной всё устроено по незыблемым Законам. Например, что масса Солнца (светила) равна массе всех Земель вращающихся вокруг него. В школьных учебниках приводится рисунок соотношения размера и масс Земель и Солнца нашей Солнечной системы (Рис 1), что на самом деле не соответствует действительности, потому что многие Земли и Луны ещё неизвестны современным астрономам.

До нашего времени у Староверов-Инглингов сохранилась своя упорядоченная система всех Земель:

Ярило-Солнце;
Земли без Лун;
Земли имеющие по две Луны;
Земли имеющие более двух лун и кольца;
Земли системы-гиганты;
Земли системного отображения (на них идёт отражение жизни в других мерностях);
Земли порубежного контроля. Их гравитационные системы устроены так, чтобы ни одна Земля или другое небесное тело (планета, астероид, камета) не покинуло систему Ярилы-Солнца.

Все Земли, вращаясь вокруг своей оси, излучают энергию, а ещё они вращаются вокруг Ярило-Солнца, а Ярила вращается вокруг своей оси. Они все как в замкнутом колебательном контуре, излучают тонкие виды энергий питающих Солнце, которые «проходят вовнутрь и идут вовне». То есть, все Звёзды, Земли, Солнца, влияют на каждое небесное тело.

Предкам было ведомо также и то, что каждая Земля нашей Солнечной системы имеет свое временное значение. Все в соответствии с собственной качающейся частотой. У каждой Земли свой спектр, своя временная структура, своя временная проекция, у Ярилы одна, у Земли Хорса другая, у Земли Деи — хаотичная, и т.д.

Солнечная система — опять та же спираль (<—ПОСМОТРИТЕ видео — убедитесь!) . В центре Ярило, Земли вращаются вокруг своей оси и вокруг Ярилы, при этом энергия идет как к центру, так и вовне. Но есть еще другие Земли, и получается многослойная временная спираль. Энергия «грубая» от каждого временного потока истекает к центру и вовне и не только «грубая», но и «тонкоматериальная», поэтому наши Предки говорили, что другие планеты влияют на жизнь на Земле. Временной поток энергии от Солнца проходит через другие планеты и возвращается обратно. Чем ближе какая-то из земель будет к нашей Мидгард-Земле, тем больше будет влияние её энергии. На этом строилась астрология, она доказывается обычными законами физики, проистечением тонких энергий, т.е. она имеет под собой реальную основу.

В определённое время, Земли гиганты выстраиваются в парад планет, при этом они стягивают маленькие Земли с их орбит, а соответственно и с их спектра излучения. Смещение их гравитационными полями приводит к тому, что на Землях идет совершенно другая временная характеристика, изменяется гравитационная составляющая и температура.

У наших Предков существовала своя система классификации Небесных тел, например:

ЗВЕЗДА — центральное светило, вокруг которого по своим путям двигается 7 и менее Земель.
СОЛНЦЕ — центральное светило, вокруг которого по своим путям двигается более 7 Земель.
ЗЕМЛИ — это Небесные объекты, движущиеся по своим орбитам вокруг Звёзд (или Солнц).
ЛУНЫ — Небесные объекты, вращающиеся вокруг Земель.
ЯРИЛА — название нашего Солнца.
ТАРА — современное название «Полярная звезда».
МАКОШЬ — современное название «Большая Медведица».
РАДА — современное название «Орион».
ЗЕМУН — современное название «Малая Медведица».
СТАЖАР — современное название «Кассиопея».
МИДГАРД — название нашей Земли. Вокруг неё изначально вращались две Луны:
ЛЕЛЯ (самая малая Луна, период обращения 7 суток, уничтожена около ста тысяч лет назад (об этом говорится в Сантиях «Веды Перуна»). Астрологи до сих пор в своих расчётах учитывают энергетическое влияние её фантома) и
МЕСЯЦ (период обращения 29,5 суток). После гибели Земли Деи (сейчас пояс астероидов), одна из её лун была перемещена к Мидгард Земле, и стала третьей луной:
ФАТТА — период обращения 13 суток. (Предания о трёх лунах также сохранились у индусов и американских индейцев). Около тринадцати тысяч лет назад была разрушена и вызвала «Ледниковый период».

N o Руна Наименование Земель (Планет) Период вращения вокруг Ярилы Проходит
(в сутках)
Чертог-Зал на
7504.1.1 (22.09.1995) 16час 1
Славяно-Арийское Современное в
летах
в
сутках
один
Чертог
один
Зал
Земли не имеющие Лун
0 Ярило-Солнце Солнце 2-1
1 Хорсъ Меркурий 0,241 88 5,5 0,611 12-6
2 Заря-Мерцана Венера 0,615 225 14,06 1,56 2-5
Земли имеющие по две Луны
3 Мидгардъ
Луна Леля
Луна Месяц
Земля
разрушена
Луна
1

365,25
7
29,5
22,868 2,536 10-1
4 Орей
Луна Кий
Луна Хариф
Марс 2
Фобос
Демос
1,881 686,979

42,94 4,77 9-1
5 Дэя
Луна Фатта
Луна Летиция
астероиды
фаэтон
Люцифер 3
5,25 1917,5625

119,85 13,32 5-3
Земли имеющие больше двух Лун и кольцевое окружение
6 Перунъ
Луна Джива
Луна Мара
Луна Дива
Луна Лика
Юпитер
Европа
Ио
Ганимед
Каллисто
11,86 4331,86



270,74 30,08 6-2
7 Стрибогъ Сатурн 29,46 10760,26 672,52 74,72 9-4\5
8 Индра Хирон(астероид) 58,92 21520,53 1345 149,45 15-2
9 Варуна Уран 84,02 30688,3 1918 213,11 6-7\6
Земли системы-гиганты
10 Ний Нептун 164,79 60189,55 3761,85 418 7-3
11 Вий Плутон 248,7 90837,68 5677,36 630,8 16-3\4
12 Велесъ Вулкан 4 346,78 126661,39 7916,34 879,59 4-6\7
13 Сѣмарглъ Даур 4 485,49 177325,22 11082,83 1231,4 3-9
14 Одинъ Прозерпина 4 689,69 248256,77 15516 1724 3-3
Земли системного отображения
15 Лада Изида 4 883,6 322734,9 20170,93 2241,2 11\9-12\1
16 Удрзецъ Осирис 4 1147,38 419307 26206 2911,8 10\9-11\1
17 Коляда не обнаружена 1501,62 549189,9 34324,4 3813,8 5\9-6\1
18 Радегоста Вакшья (Вакша) 1952,11 712968 44560,5 4951,2 10\9-11\1
19 Тора не обнаружена 2537,75 926931,45 57933,2 6437 7\8-7\9
20 Прове не обнаружена 3456 1262304 78894 8766
Земли порубежного контроля
21 Земля Крода не обнаружена 3888 1420092 88755,8 9861,8
22 Земля Полкана не обнаружена 4752 1735668 108479,25 12053,25
23 Земля Змiя не обнаружена 5904 2156436 134777,25 14975,25
24 Земля Ругия не обнаружена 6912 2524608 157788 17532
25 Земля Чура не обнаружена 9504 3471336 216958,5 24165
26 Земля Догоды не обнаружена 11664 4260276 266267,25 29585,25
27 Земля Дайма не обнаружена 15552 5680368 355023 39447

Сказки - это уникальное явление, своеобразное собрание народной мудрости, передающейся подрастающему поколению в аллегорической форме.

Но помимо назидательного аспекта в них словно бы закодирована информация об окружающем мире, в котором героям приходится преодолевать немало преград.

Например, Иван Царевич часто вынужден отправляться за Василисой Прекрасной «…в тридевятое царство, тридесятое государство» .

Так давайте выясним: существовало ли оно на самом деле и где находится?

Далекая страна

Истории про Марью Искусницу, Кощея Бессмертного, Ивана Дурака и Бабу Ягу учат детей не пасовать перед трудностями, бороться за свое счастье, поступать всегда по совести. Действие этих аллегорических повествований часто разворачивается в некой далекой, иной, волшебной стране, где могут происходить невиданные чудеса, а животные разговаривают человеческими голосами. Разумеется, сказочная география никак не является точной наукой, хотя иногда можно найти вполне конкретные описания природы загадочного тридевятого царства.

Согласно общепринятому представлению, сказочное число «тридевять» равно 27, ведь столько получается, если 3 умножить на 9. А «тридесять», соответственно, равно 30. То есть, в сказках речь идет об очень далекой стране, в которую можно попасть, если поочередно пересечь 30 государств, из которых 27 являются монархиями (царства), а какая форма правления в остальных 3 странах - неизвестно.

Верное направление герою всегда кто-то подсказывает: Баба-Яга, Серый Волк, волшебный клубок и т.п. Часто на пути к цели Ивану Царевичу (или Дураку) приходится преодолевать различные препятствия: непреодолимые чащи, пустыни, болота или огненные реки.

Всего месяц пути

Однако далеко не все исследователи считают, что тридевятое царство находится очень далеко от Руси, поскольку и там люди говорят на одном языке с героем сказки. Есть версия, что вышеупомянутые числа 27 и 30 обозначают длительность лунного и солнечного месяцев, именно столько времени якобы требуется на пешее путешествие до тридевятого царства.

Если учесть, что за день сказочный герой или богатырь способен преодолеть около 40 километров, то волшебная страна вполне могла оказаться соседним княжеством, ведь она находилась примерно в 1200 км от исходной точки.


Например, расстояние от города Мурома до стольного Киева-града, если считать по прямой, равняется 957 км. Для богатыря Ильи Муромца такая дорога не составила большого труда.

Не имея никакой информации о том, как живут люди в соседнем княжестве, древние сказители, наделенные недюжинным воображением, могли придумывать волшебные или пугающие образы.

Мир мертвых

Наиболее мистическая версия наделяет тридевятое царство свойствами мира мертвых. Число «три» всегда считалось магическим, а уж умноженное на 9 или даже на 10, оно становится своеобразным пропуском на тот свет, где и возможны всякие чудеса.

В таком случае, Баба-Яга представляется кем-то вроде проводника в загробный мир. Она и сама частично относится к нему, не случайно у нее одна нога - костяная (то есть, мертвая). А избушка на курьих ножках - это ни что иное как портал в иное измерение, граница между мирами.

В пользу этой версии свидетельствует факт, что герой попадает в тридевятое царство после того как Баба-Яга уложила его спать, предварительно выпарив в баньке. То есть, она подготовила тело для перехода в загробный мир, обмыв как покойника.

На Луне

Существует и космогоническая версия природы тридевятого царства. Сторонники данной трактовки сказок исходят из того, что наши предки зашифровали в них оригинальные послания своим потомкам, содержащие удивительные знания о Вселенной и о Солнечной системе, в частности.

Дело в том, что искомая нами волшебная страна находится не на Земле, а «…за тридевять земель». Улавливаете разницу? А что если взять за основу диаметр нашей планеты? Поскольку Земля - это эллипсоид, то ее экваториальный диаметр равен 12 тысячам 756,2 км, а полярный немного меньше - 12 тысяч 713,6 км. Расстояние от Земли до Луны в ее перигее (ближайшей к нам точке орбиты) составляет 356 тысяч 104 км, а в апогее (когда спутник нашей планеты дальше всего) - 405 тысяч 696 км.

Данная версия объясняет, почему волшебная, сказочная страна находится то за тридевять, то за тридесять земель: планеты ведь бесконечно движутся по своим орбитам, то приближаясь, то отдаляясь друг от друга. И как ни странно, наши далекие предки могли знать об этом. Правда, источник их удивительной информированности об устройстве Солнечной системы неизвестен.

Гиперборея

Отдельные исследователи предпочитают искать тридевятое царство не в пространстве, а во времени. Они считают, что волшебная страна, известная нам из сказок, это та самая Гиперборея, которая канула в глубине веков.

Если судить по легендам древних греков, таинственное государство, расположенное на севере, вполне могло быть родиной наших предков. В своих «Центуриях» средневековый французский предсказатель Нострадамус не раз описывает исторические события, произошедшие в России, называя нашу страну Гиперборея.

Не исключено, что это древнее государство было уничтожено во времена ледникового периода. Например, русская народная сказка «Хрустальная гора» из сборника А.Н. Афанасьева описывает, как тридевятое царство было наполовину втянуто в неотвратимо надвигающуюся хрустальную гору. А герой спас свой народ и царевну (а как же без нее?), добыв волшебное семя. После зажжения сего магического предмета хрустальная гора, очень похожая на ледник, быстро растаяла.

Данная сказка, видимо, отражает надежды людей на предотвращение климатической катастрофы, которая возможно и погубила таинственную Гиперборею, а ее жители вероятно были вынуждены перебраться немного южнее.

Так много разных версий: от вполне логичных до мистических, от исторических до фантастических. Так где же находится тридевятое царство? Там, где герои преодолевают препятствия и находят свою любовь, а добро торжествует над злом.

Только ли в сказке такое возможно? Вот в чем вопрос.

Помните, в большинстве старорусских сказок, главный герой обязательно отправляется в путешествие, и путь его лежит не куда-нибудь, а именно в тридевятое царство, в тридесятое государство, за тридевять земель, и именно в этом царстве происходили все самые главные сказочные события... Интересно, правда? Но самое интересное то, что это самое тридевятое царство существует на самом деле! Не верите?

Выражение «Тридевять земель» или три раза по девять или 27 удельных «земель», «княжеств», очень часто встречающееся в русских народных сказках, как нельзя лучше подходит к Сибири, если смотреть на неё из европейской части России, «очень далеко». Первоначально эта земля ассоциировался с «иным» миром. Позже – с освоением всё новых пространств, понятие «тридевятое царство» обрело реальное территориальное соответствие – «земля сибирская».

Ремёсла в Сибири

Так получилось, что советская история преобразования художественных ремёсел в народно-художественные промыслы, не коснулась Сибири. Хотя местные жители, как и повсюду, ткали, шили одежду, изготавливали конскую упряжь, керамические и бондарные изделия, украшали резьбой дома. Многие ремёсла имели свою историю, уносящуюся в глубины тысячелетий вместе с историей коренных народов, населявших Сибирь. Это традиции костерезания, валяния, берестяного дела, керамики, бисероплетения, выделки шкур… Более поздние приобретения: приёмы рукоделия, плотницкого дела, художественной домовой резьбы, вышивки прибыли в Сибирь вместе с волной переселенцев из разных регионов России. Земля сибирская и руками русского мастера-переселенца воспроизводила формы и цветовые сочетания, характерные для его новой Родины. Ремесленная система производства, занимавшая господствующие позиции в конце 19 – начале 20 века, практически прекратила своё существование в 20-ом веке. Советская власть преобразовала некоторые кустарные производства, возведя их в ранг народно-художественных промыслов.


Но эта история была писана не для советской Сибири. В отличие от Центральной России, где был избыток рабочей силы, в Сибири всегда не хватало рабочих рук, и земля за Уральскими горами жил под лозунгом «Все на стройки народного хозяйства!». Официально ремёслами заниматься могли только инвалиды, объединившиеся в «инвалидскую артель». Сибирь ковала свой имидж богатого на сырье края, а столица Сибири – крупного научного и промышленного центра.

Времена индустриализации и промышленной революции навсегда, казалось, покончили с художественными ремёслами и слабой художественной промышленностью Сибири. В Новосибирске на изломе, в канун перестройки, существовала лишь стандартная фабрики сувениров, в которой, культивировалось всего понемножку: роспись матрёшки, «а-ля хохломская роспись», «тагильский поднос», безличная керамика и др. Такое же положение было и в соседних краях и областях Сибири. Исключение составлял лишь Томск, давший жизнь единственному предприятию НХП Сибири «Томскому Умельцу», производившему берестяные изделия. В национальных автономиях этот стандартный набор расцвечивался сувенирными изделиями с национальными орнаментами.

Перестройка, как и повсюду, на время оживила рынок художественно-ремесленных изделий, дала новое дыхание сувенирному рынку Сибири. Выживая в новых экономических условиях, население массово обратились к ручному труду. Это был короткий и прекрасный период развития художественных ремёсел.


Тянущиеся годы непрерывной механизации, потом компьютеризации, галопом скачущий прогресс и, в конце концов, глобализация привели к тому, что о Сибири уже мало кто помнит, как о самобытном крае, и никто не проводил здесь региональных исследований по художественной культуре Сибири, никто не пытался дать определение феномену сибирского стиля декоративно-прикладного искусства, не пытался сформулировать типологические черты сибирских художественных ремёсел.

Многие сибиряки знают о прошлом своей родины очень мало. А ведь это очень важно чтить прошлое, чтобы не потерять будущего, беречь корни, чтобы расти.

Вместе с отчуждением человека от конечного продукта производства, вместе с попаданием его в мир искусственных вещей, вырастала желание тепла рукотворных изделий и великая тяга к творчеству, которая с особой силой проявилась в нашем глобальном обществе в последнее время. Проявилась она здесь в Сибири, несколько обделённой, как нигде, в России визуальной культурой, запечатлённой в архитектуре. Тяга к красоте. Тяга к творческому проживанию. К рукотворчеству. И тяга к традиции. Тяга к постижению художественных ремёсел.

И всколыхнулась память.

Кто ты, Земля сибирская? Пребывая в забвении, привыкая считать тебя лишь задворками цивилизации, мы забыли, что тысячелетиями ты несла свой крест миграционного коридора, соединявший через тысячелетия Запад и Восток, Юг и Север. Сибирь, ты приняла и сохранила, законсервировав для потомков тексты древних культур: сказания, песни, ремёсла. Быть может нигде, как здесь не сохранилась такая старая Русь, а вместе с ней осколки других культур с тысячелетней историей. Для мира ты, Сибирь, хранящая память и энергии культурного многообразия, сохранившая естественные ландшафты, натуральность, сегодня являешься банком и источником вдохновения настоящих и будущих поколений.

Вдохновившая авторов фестиваля история Артании была найдена в книге известного сибирского историка и томского краеведа Новгородова Николая Сергеевича ( www.novgorodov.tomsk.ru )


Древние персидские и арабские книги сообщают о трех частях Руси – Куйабе, Славии и Артании. С первыми двумя всё ясно, а вот Артанию учёные ищут уже 200 лет. У персидских и арабских авторов имеется аргументация в пользу сибирской локализации Артании: это – упоминание чёрных соболей, и клинков, распрямлявшимися при сгибании пополам, которыми торговала Артания. Булатную сталь делали в то время только в Азии. Известно, что из Артании в Индию и Китай поступала жёлтая медь, которая вызывает ассоциацию со знаменитой золотистой бронзой, присущей скифо-сибирскому миру. Своего царя артанские русы называли хаканом. Каганами называли своих правителей тюркские народы Сибири. Большая часть посевов в Артании, согласно персидским и арабским авторам, – просо. Просо – традиционная зерновая культура Сибири прошлых тысячелетий.

Вокруг слова «Артания» – полчище звуковых аналогий. С первых же звуков зачаровывает «art» («лад», «смысл», «толк», «вид», по-английски также – «искусство»). Естественно обнаруживается и латинское «ars» и влечёт за собой Ars Magna (великое делание, искусство алхимии).

И даже в наше время, смысл сохраняется: Артания от угорского tanya – место, логово, родина и ort – крепость, сторож. Таким образом, Артания – «страна на запоре», страна, «куда никого не пускают».

Возрождение Артании

Своим международным фестивалем «Артания» мы возродили тридевятое царство – Артанию, сибирскую Русь, котёл культур, мистическую часть света, отторгаемую сегодня глобализацией.

Всё родилось из сформулированных пунктов программы развития ремесленничества, разработанных нашим Фондом, поставившим для себя благородную цель поддержки ремесленничества Сибири. На поверхности сформулированных проблем: лежала главная – неразвитость инфраструктуры сбыта. Рождая проект фестиваля художественных ремёсел, мы решали эту главную проблему, но результат вышел за рамки ожиданий.

В 2007 году на центральной площади города, знаменитой первомайскими и ноябрьскими демонстрациями, канувшими в лету, Салютом Победы и Днём города, открылся Первый фестиваль художественных ремёсел «Артания». В основу концепции фестиваля было положено несколько тезисов:

  • «Артания» - торговая ярмарка

Здесь можно приобрести уникальные, единственные в своем роде предметы интерьера, эксклюзивную этническую одежду, украшения и сувениры ручной работы, мёд и сладости из многих уголков Земли.


  • «Артания» - город мастеров

Каждый час на двух-трёх площадках открываются новые мастер-классы, в демонстрационном режиме работают гончарные круги, кузня. Мастера щедро делятся секретами ремесла с любителями народного творчества.


  • «Артания» - конкурсная программа

В интерактивном блиц-режиме на площадке фестиваля проводятся межрегиональные профессиональные конкурсы: ремесленников – «Золото Артании» на звание «Лучший мастер Сибири», а также юных и начинающих мастеров – «Подмастерье Артании».


  • «Артания» - фольклорный фестиваль

Песенные, хороводно-игровые и обрядовые программы, театрализованные балаганные представления, интерактивные и зрелищные, заряжают душевной энергией и бодростью.


  • «Артания» - благотворительная программа

На фестивале проходит благотворительная акция «Дари Добро Детям» в поддержку молодых матерей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Мы досконально выполняли поставленные перед собой задачи. Успешная работа фестивальной ярмарки, рентабельность участия, сделали наш фестиваль востребованным среди мастеров. Для большинства участников – это самый доходный фестиваль России. Наблюдающийся из года в год рост экспонентов, а «Артания-2011» – это уже 500 человек, тому подтверждение. Фестиваль художественных ремёсел стал крупнейшим в Сибири, по количеству дней – крупнейшим в стране, а по количеству экспоненто-дней – крупнейшим в России. В «Артании-2011» принимали участие представители тридцати регионов России, 12 зарубежных стран.

Наш фестиваль по праву стал и самым интерактивным фестивалем России. Фестиваль внёс неоценимый вклад в развитие обучения ремёслам в Новосибирске. За 14 дней «Артании» ежегодно проводится около 300 мастер-классов. Беспрецедентный резонанс проявился в виде последовавшей волны мастер-классов, обучающих художественно-ремесленных курсов, открывшихся за эти годы в Новосибирске, в том, что уже любое развлекательное мероприятие, где бы оно не проходило: в ТРЦ или на частных дачах не мыслилось без мастер-классов. Отмечаемый в последние годы рост количества хобби-магазинов – ещё одно следствие артанского фестивального движения.


Ежегодно центральным событием фестиваля становился уникальный, единственный в своём роде Межрегиональный конкурс ремесленников, который проводился в интерактивном блиц-режиме, прямо на площадке фестиваля в 20 номинациях. Вынесенный в городскую среду конкурс охватил не только широкие слои мастеров, но и зрителей. Непосредственно участниками конкурса становились около 300 человек. Организаторами и кураторами этих конкурсов выступали наши коллеги – мастера, с которыми нас сдружила АРТАНИЯ. Что за чудо эти артанские конкурсы! Народный костюм – это зрелищное шоу, которое по традиции проводится в День города. Конкурс валяльщиков удивлял шоу свадебного костюма. Конкурс «Валяем вместе» – новое тематическое явление, через этот конкурс в фестиваль включались начинающие мастера, которые могут себя показать в коллективной работе. Конкурсы детских работ на звание «Лучший подмастерье Артании» приобщили к нему огромную аудиторию детей, наследников артанского движения, обучающихся в художественных школах и домах творчества.

Сейчас «Артания» кочует с площадки на площадку. С Площади Ленина фестиваль уже переезжал к зданию Цирка, в удивительный и гостеприимный Академгородок, и вернулся в 2015 году на Площадь Ленина, за здание Краеведческого музея. С 2014 года «Артания» начинает свой летний сезон в Томске, который может считаться

Сегодня Артания известна по всей России и далеко за ее пределами. Своей мультикультурностью «Артания» привлекает множество туристов, и как в старые времена по миру вновь разносится молва о таланте сибирских мастеров.


Радостно, что фестиваль продолжает расти и набирать силу. Проявлением такого роста в 2009-2010 годах впервые прошли: осенняя сессия фестиваля «Артания» – «АртОсень», а также зимняя – «БазАрт». «АртОсень» формирует событийную инфраструктуру осенней культурной жизни Новосибирска. Осень – это время начала учебных программ. Поэтому на «АртОсени» проходит презентация всех творческих студий, ведущих обучение художественным ремёслам, городских Домов творчества, а также оздоровительных центров разных культурных традиций. «БазАрт», который уже традиционно проводится в Торгово-развлекательным центре «Сан Сити» формирует событийную инфраструктуру подготовки к Новому году и Рождеству, создаёт особенное новогоднее настроение. Когда рано темнеет за окном, на «БазАрте» вспыхивают тысячи огней. Здесь можно почувствовать приближение главного праздника в году. Запах ванили и шоколада, мандаринов и глинтвейна. Здесь ждут своих хозяев тысячи подарков в праздничной обёртке.

Художественные ремёсла – сфера внедрения творческой идеи

Энергия творчества питает художественные ремёсла. Инновационность является отличительной чертой художественно-ремесленной сферы. Принцип креативности лежит в основе художественного мышления. Этот образ мышления уже стал дисциплинирующей матрицей для технологий, коммерции, социальных систем, экономического развития и формулирования политики. Классический пример Леонардо де Винчи: посредством творческого образного художественного мышления – гениальный прорыв к технологиям будущего.


Художественные ремёсла – сфера деятельности, которая характеризуется не только креативностью мышления, но и тем, что именно здесь происходит процесс инновационного внедрения. Значимость этого инновационного внедрения бесконечно мала в сравнении с коренными улучшениями, на которые в большей степени нацелены современные «инновационные проекты». Но это небольшое личное достижение Мастера даёт большее: колоссальную удовлетворённость завершением творческого цикла, обеспечивает КАЧЕСТВО, УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ и СМЫСЛ его человеческого существования. А главное она меняет человека, превращая его из человека-исполнителя (человека-машины) в человека креативного, в тот продукт, который так необходим современному обществу.

Художественные ремёсла – замкнутая цепь инновационной деятельности с эффективным взаимодействием технологии и нравственности – условия выживания современной цивилизации. Прагматизация КРАСОТЫ, исповедуемая поколениями творцов, – принцип будущих инноваций, в которых нет разграничения между технологией и нравственностью.

Даже поклоняясь Традиции, АРТАНСКИЕ МАСТЕРА каждый день вступают на путь ТВОРЧЕСТВА. Они осваивают новые материалы, разрабатывают новые технологии, создавая изделия, по своему качеству, соответствующие или превышающие мировой уровень. Они способны «обгонять, не догоняя». АРТАНСКИЕ МАСТЕРА наследуют главное СОКРОВИЩЕ современной цивилизации – способность творчески мыслить, способность творить, способность воплощать задуманное. Уже сегодня они готовы дать этот свой урок ТВОРЧЕСТВА, названного сегодня модным именем «ИННОВАЦИЯ» всем тем, кто находится в состоянии поиска выхода на орбиты БУДУЩЕГО.

По прошествии веков дети Артании возвращаются к истокам. А земля, так долго ждавшая их возвращения, рождает новые возможности. Старая легенда находит своё продолжение в фестивале, который так и называется «Артания».

Творчество, формирующее пространство общения


Каждое лето «Артания» заливает светом и заполняет душевностью наш город, где бы она не проводилась. По словам нашего эксперта А. Г. Цибиной: «Сюда многие приходят целенаправленно общаться, открывать себя и открывать других. Сюда приезжают с детьми и, высаживаясь из частных авто, просят водителей оставить их здесь на несколько часов, чтобы как следует отдохнуть. Здесь у людей – любопытство в глазах и улыбка на лице, здесь забывают о времени, здесь реализуют огромную жажду до нового, продуманного, объединяющего пространства, куда можно пойти всей семьей, посмотреть, эмоционально зарядиться, растворить дефицит искреннего общения, отдохнуть, купить что-то уникальное, единственное в своем роде… или ничего не покупать, да так намеряться да нафотографироваться, что потом уж прибежать, и сожалеть… «Ах, продали»… и тут же послушать музыку, пройтись в хороводе, попробовать мёд, прикоснуться к родовой памяти через орнамент, цвет, вид материала… и тут же научиться лично у мастера… назовите мне другое ближайшее место в Новосибирске, где одновременно можно подержать в руках (или купить, или узнать, как это делается!) армянскую скатерть, шелковый узбекский платок, расписанный в ручную, лучшие в мире киргизские валяные тапочки, русскую обереговую куклу или «зайчик на пальчик»…Ах! А белорусские конфеты, сделанные по советским ГОСТам… А вы знаете, как трогательно смотреть в глаза двухлетнего ребенка, который не хочет выпускать из рук валяную игрушку, и мама привозит его каждый день гулять на фестиваль, потому что… куда в Новосибирске может пойти мама с ребёнком в коляске кроме зоопарка и ИКЕИ… И только здесь в одной палатке одновременно могут встретиться кардиохирург и байкер, меряя единственную в своем роде шапку... А ещё целые свадьбы приезжают, чтобы сделать фотографии на долгую память… И иностранные гости, не скрывают радости оттого, что прикоснулись к народному творчеству, и одновременно сожалеют, что оказались здесь проездом всего на час, знали бы, остались на три дня…».

Наши посетители и экспоненты неоднократно отмечали особую атмосферу «Артании»: атмосферу праздника, разлива доброты и счастья. Если в основе всех ранее применяемых приёмов художественной отделки костюма, предметов быта лежала нерасчленённость себя и окружения, единство «Я» «НеЯ», мифологизация бытия, то в основе современного декорирование лежит человеческое желание создать свой собственный мир, стремление к совершенству, не чувство долга, а желание делать то, что душа просит, что интересно. Мы сталкиваемся с эффектом геометрической прогрессии когда личное пространство «проживания с удовольствием» взаимодействует с пространством комфорта соседа.

Мы создали уникальное пространство творческого общения, прецедент оказавшимся даже важнее видимых успехов роста мастерства, отмечаемого от фестиваля к фестивалю. И вдруг оказалось, что Третья Русь, Артания, никогда не переставала жить. Границы её потерялись в веках и сказаниях, но дух её, дух Артании не исчезал. Он постоянно обогащался и вбирал в себя всю многогранность людских культур и всё многообразие времен.

Дух «Артании» проявляется всё чаще и чаще. Он живет в каждом, кто творит что-то своими руками. Традиции рукотворчества постепенно возрождаются, приобретая новые формы. Наследие тысячелетий сегодня можно увидеть во многих проявлениях современной моды. Вещи, созданные руками мастеров «Артании», можно встретить сегодня на улицах Новосибирска. Эти рукотворные вещи начинают представлять для людей совершенно другую ценность, нежели те, что сняты с конвейера. Сейчас ремёсла, связанные с использованием традиционных для Сибири природных материалов, возрождаются. Предпосылки есть и в материальном, и в нематериальном мире. Есть доступные исходные материалы в магазинах, а земля даёт определенную энергию, идущую от предков. Руки сами берутся за дело и быстро возрождают, казалось бы, утраченное. Фестиваль «Артания» – лучшее тому подтверждение. Проходя по ярмарочным рядам, видя отличие местного ярмарочного ассортимента, всё больше валяные и вязаные тёплые вещи, меха, вещи практичные, как практичен наш брат-сибиряк, украшения с самоцветами, а не лаки, матрёшки и сувениры, как на московских ярмарках, невольно ловишь себя на мысли, что здесь находится та самая «топка», в которой выплавляется особый стиль сибирских ярмарок, здесь проявляются типологические черты настоящих и будущих художественных ремёсел Сибири.


Поскриптум

Сделать что-то своими руками – это значит найти общий язык с собой, обрести свои корни. Повседневность часто отбирает это у нас. Но, мы можем всё вернуть сами. Прикасаясь к традициям, восстанавливая их, и перенося в наше время ремесла предков, мы ведем с ними «разговор» на расстоянии тысячелетий и продолжаем творить историю. Дух «Артании» восстанавливает связь между поколениями, и объединяет их сквозь пространство и время.


Когда каждый человек ощутит внутри себя мастера, тогда край, в котором он родился станет един с его сердцем. Когда каждый человек почувствует в себе создателя, он обретёт Силу и будет жить в гармонии с действительностью. Обогащая дух «Артании», мы обогащаем себя, свою Родину и свою культуру. Сибирь должна возродиться в своем истинном величии, былом великолепии и славна будет своими творцами.

Ради практичности, следует добавить, что без освоения азов художественно-ремесленного производства для нас нет будущего ни в дизайне, ни в лёгкой промышленности. В Италии, стране, являющейся родоначальницей многих видов искусств и ремесел, все предприятия знаменитой лёгкой промышленности выросли из художественно-ремесленных мастерских. Не пройдя школы ремёсел, мы всегда будем питаться чужими идеями дизайна, смотреть в рот более продвинутым в этом отношении европейцам.

Международный фестиваль ремёсел «Артания» проложил путь через время в сказочную страну Артанию, проводником на этом пути стала народная память и умения, передающиеся из рук в руки, это – древние ремёсла, нематериальное культурное наследие) И помогли нам в этом ремесленники, сибиряки, особенные, открытые и правдивые люди. В древнем понимании «Арта» – «правда», «медведь». А Артания – государство правды и медведя...

Новосибирск – столица Творчества

На пике актуальности поиски идей развития городов и регионов, и как следствие формирование его позитивного имиджа. Так Пермь пытается стать культурной столицей России, Тверь – «издательским раем России», Ярославль – чайным Домом России. Все эти проекты планируется начинать с интенсификации культурной жизни, чтобы у жителей города появлялось ощущение полноценности бытия. У Новосибирска, в сравнении с перечисленными городами высокий культурный ценз. Но вот провал как раз в отсутствии традиции, в слабости представления традиционной культуры, в отсутствии истории визуальных образов. За точку роста новосибирского социокультурного пространства следует взять народное художественное творчество, составляющее нерушимый базис общего здания культуры, которое когда-то дало рождению современному театру, классической музыке, стало основой коллекций классических музеев. Именно оно существовала во все времена с самыми современными этим временам направлениями искусства профессионального. Именно оно имеет выход на взаимодействие с широкими народными массами, без которого художественная культура не в состоянии стать мощным рычагом преобразования действительности.

Мы нашли свой рецепт культурного сценария для Новосибирска: «Не винтики, а творцы!» Артания популярна, что оказалось более важным результатом для понимания происходящих в городе процессов, чем видимые успехи роста мастерства, отмечаемого от фестиваля к фестивалю, – это создание пространств творческого общения, воспитание творческого начала в человеке через народное творчество. Главное здесь в том, что люди сами тянутся в нужном направлении, испытывая дефицит традиционной культуры. Не нужно «завозить» внедрять, насаждать далёкие от горожанина идеи «современного искусства», вбивая в «безжизненную плоть» колоссальные средства. Нужно лишь создать условия: сделать доступными обучение, создание форумов обмен опытом, информацией в любой форме, будь то круглый стол, ярмарка, выставка или концерт.…

В традиционном понимании мумия - это мертвое тело, которое удалось уберечь от разложения с помощью бальзамирования.

Самые известные мумии - древнеегипетские, однако технологии, позволяющие защитить тела умерших от гниения, использовали также ацтеки, гуанчи, перуанцы, индейцы майя, тибетцы и многие другие. Но далеко не все найденные на планете мумии имеют рукотворное происхождение - иногда нетленными на протяжении веков и тысячелетий их сохраняет воля случая.

Когда останки могут превратиться в мумию спонтанно?

Превращение тела умершего в мумию без участия человека называют естественной мумификацией, и, как правило, главную роль в этом процессе играют условия окружающей среды. Гниению останков могут препятствовать сочетание сухости и высокой температуры воздуха, высокое содержание солей в почве и воздухе, сильно ограниченный доступ кислорода к телу, мороз и другие факторы. Кроме того, при соблюдении определенного образа жизни, включающего специальную диету, некоторым удавалось добиться самомумификации - в частности, к этой практике порой прибегали буддийские монахи (но далеко не всегда с успешным результатом). В прошлом останки, подвергшиеся естественной мумификации и самомумификации, иногда объявляли чудом, что, в свою очередь, даже породило культ мощей.

«Ледяные люди»

Вечная мерзлота сберегла немало объектов, значимых для воссоздания истории жизни на нашей планете, - здесь было найдено множество хорошо сохранившихся останков доисторических животных и растений, а также артефактов, которые помогли лучше понять, как жили в древние времена разные народы. Вполне логично, что в условиях вечной мерзлоты иногда мумифицируются и тела людей, погибших на ледниках, - например, альпинистов, останки которых так и не удалось найти или эвакуировать. При этом некоторые мумии хранятся во льдах на протяжении сотен, а порой и тысяч лет.

Так, в 1999 году в Канаде охотники, двигавшиеся вдоль таявшего ледника на территории провинциального парка Татшеншини-Алсек, обнаружили мумию 18-19-летнего мужчины, жившего, по данным радиоуглеродного анализа, около 300-550 лет назад. Она входит в число древнейших хорошо сохранившихся человеческих останков, найденных на североамериканском материке. Вместе с мумией был обнаружен ряд артефактов, включая одежду из беличьего меха, матерчатую шляпу, копье и различные орудия труда. Имя находке дали члены индейских общин Шампейн и Эйшихик, исторически проживающие на этой территории. Они назвали «ледяного человека» Квадай Дан Синчи, что дословно переводится как «Давным-давно найден человек». Примечательно, что среди них и сегодня живут родственники канадского «ледяного человека»: исследование ДНК добровольцев из числа этих индейцев выявило 17 человек, связанных с ним по прямой материнской линии.

Другая ледяная мумия в научном сообществе наделала не меньше шума, чем в свое время тело египетского фараона Тутанхамона. Речь идет об останках, на которые случайно натолкнулись туристы в 1991 году в Эцтальских Альпах (по этому топониму мумия получила имя «Этци»). Радиоуглеродный анализ показал, что ее возраст составляет около 5300 лет - это одна из старейших мумий, которые когда-либо находили в Европе. Любопытно, что ученые, занимавшиеся расшифровкой генома Этци, обнаружили доказательства того, что он страдал от непереносимости лактозы и болезни Лайма, которые до недавних пор считались заболеваниями современной цивилизации.

«Болотные люди»

Торф - эффективное природное вещество, которое способствует консервации любой органики, в том числе и человеческих останков. В торфяных болотах влага из органики испаряется крайне медленно, кислород не проникает в них глубоко, антисептические и токсичные вещества в их слоях затрудняют процессы разложения, дефицит минеральных питательных веществ затрудняет деятельность растений, к тому же сам торф отличается низкой теплопроводностью - все это создает отличную среду для естественной мумификации.

Человеческие останки, частично или полностью сохранившиеся в торфяных болотах, называют «болотными людьми», а большая их часть была обнаружена в странах Северной Европы. От множества других древних останков болотные мумии отличаются хорошо сохранившимися внутренними органами (вплоть до содержимого их желудков) и кожными покровами, что позволяет с высокой точностью определить, сколько они жили и во сколько лет умерли, чем питались и какой образ жизни вели. На некоторых из них также остались волосы и даже одежда, что помогло составить более полное представление об историческом костюме и прическах тех лет. Большая часть найденных «болотных людей» жила около 2-2,5 тыс. лет назад, однако древнейшая из этих мумий относится к 8 тысячелетию до н.э. Это так называемая женщина из Кёльбьерга, которую обнаружили в Дании в 1941 г. Считается, что на момент смерти ей было около 20-25 лет, причем свидетельств насильственной смерти ее останки не сохранили, что может говорить о том, что она утонула случайно.

Между тем датские болота хранят еще немало секретов, связанных с мумиями, - их попытается раскрыть знаменитый египтолог Реми Романи, путешествующий по миру в поисках историй, связанных с загадочным явлением мумификации.

«Соляные люди» и таримские мумии

Соль - еще один действенный природный консервант. Недаром процесс бальзамирования часто включал в себя натирание останков солью. Меж тем соляные копи сами по себе представляют благоприятную среду для естественной мумификации. В частности, в копях Чехрабад в Иране в 1993 году шахтеры обнаружили мумию человека, который жил около 1,7 тыс. лет назад. Благодаря сохранившимся длинным волосам и бороде ученым удалось даже определить его группу крови. Одиннадцать лет спустя другой горняк нашел новую соляную мумию, а еще через год здесь же обнаружили тела еще двух мужчин. Всего в копях Чехрабад открыли шесть «соляных людей», которые жили в разные периоды: от ахеменидского (550-330 года до н. э.) до сасанидского (224-651 гг.), причем соль бережно сохранила не только сами тела, включая их кожный и волосяной покров, но и принадлежавшие им артефакты из кожи и кости.

Сочетание высокого содержания соли в почве и засушливого климата способствовало мумификации останков множества людей, найденных в Таримском бассейне в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. Древнейшая из этих мумий, названная Лоуланьской красавицей, датируется примерно XVIII веком до н.э. Первые таримские мумии были найдены еще в начале ХХ века. Сохранность большей части находок оказалась феноменальной: несмотря на древний возраст, волосы и кожа мумий, а также одежда и погребенные с ними различные артефакты не успели разложиться. Любопытно, что некоторые мумии имеют черты европеоидной расы.

Самомумификация

Превратиться после смерти в мумию без бальзамирования можно не только при удачном сочетании условий окружающей среды, но и подготовив свое тело к этому заранее. По крайней мере, это подтверждает опыт некоторых буддийских монахов, практиковавших самомумификацию, - их нетленные останки до сих пор почитаются частью буддистов как священные. Особое распространение эта практика получила в префектуре Ямагата на севере Японии, где ее назвали «сокусимбуцу» (значение образующих этот термин иероглифов 即身仏: «быстро, срочно», «тело, труп» и «Будда»). Есть версия о том, что основатель местной буддийской школы Сингон-сю по имени Кукай завез ее туда из танского Китая. Некоторые монахи прибегали к сокусимбуцу вплоть до 1879 года, когда правительство объявило эту процедуру содействием самоубийству и запретило. Впрочем, сами практикующие сокусимбуцу воспринимали ее, скорее, как форму дальнейшего просвещения.

Сказки – это уникальное явление, своеобразное собрание народной мудрости, передающейся подрастающему поколению в аллегорической форме. Но помимо назидательного аспекта в них словно бы закодирована информация об окружающем мире, в котором героям приходится преодолевать немало преград. Например, Иван Царевич часто вынужден отправляться за Василисой Прекрасной «…в тридевятое царство, тридесятое государство». Так давайте выясним: существовало ли оно на самом деле и где находится?

Далекая страна

Истории про , Ивана Дурака и учат детей не пасовать перед трудностями, бороться за свое счастье, поступать всегда по совести. Действие этих аллегорических повествований часто разворачивается в некой далекой, иной, волшебной стране, где могут происходить невиданные чудеса, а животные разговаривают человеческими голосами. Разумеется, сказочная география никак не является точной наукой, хотя иногда можно найти вполне конкретные описания природы загадочного тридевятого царства.

Согласно общепринятому представлению, сказочное число «тридевять» равно 27, ведь столько получается, если 3 умножить на 9. А «тридесять», соответственно, равно 30. То есть, в сказках речь идет об очень далекой стране, в которую можно попасть, если поочередно пересечь 30 государств, из которых 27 являются монархиями (царства), а какая форма правления в остальных 3 странах – неизвестно.

Верное направление герою всегда кто-то подсказывает: Баба-Яга, Серый Волк, волшебный клубок и т.п. Часто на пути к цели Ивану Царевичу (или Дураку) приходится преодолевать различные препятствия: непреодолимые чащи, пустыни, болота или огненные реки.

Всего месяц пути

Однако далеко не все исследователи считают, что тридевятое царство находится очень далеко от Руси, поскольку и там люди говорят на одном языке с героем сказки. Есть версия, что вышеупомянутые числа 27 и 30 обозначают длительность лунного и солнечного месяцев, именно столько времени якобы требуется на пешее путешествие до тридевятого царства.

Если учесть, что за день сказочный герой или богатырь способен преодолеть около 40 километров, то волшебная страна вполне могла оказаться соседним княжеством, ведь она находилась примерно в 1200 км от исходной точки. Например, расстояние от города Мурома до стольного Киева-града, если считать по прямой, равняется 957 км. Для богатыря Ильи Муромца такая дорога не составила большого труда.

Не имея никакой информации о том, как живут люди в соседнем княжестве, древние сказители, наделенные недюжинным воображением, могли придумывать волшебные или пугающие образы.

Мир мертвых

Наиболее мистическая версия наделяет тридевятое царство свойствами мира мертвых. Число «три» всегда считалось магическим, а уж умноженное на 9 или даже на 10, оно становится своеобразным пропуском на тот свет, где и возможны всякие чудеса.

В таком случае, Баба-Яга представляется кем-то вроде проводника в загробный мир. Она и сама частично относится к нему, не случайно у нее одна нога – костяная (то есть, мертвая). А избушка на курьих ножках – это ни что иное как портал в иное измерение, граница между мирами.

В пользу этой версии свидетельствует факт, что герой попадает в тридевятое царство после того как Баба-Яга уложила его спать, предварительно выпарив в баньке. То есть, она подготовила тело для перехода в загробный мир, обмыв как покойника.

На Луне

Существует и космогоническая версия природы тридевятого царства. Сторонники данной трактовки сказок исходят из того, что наши предки зашифровали в них оригинальные послания своим потомкам, содержащие удивительные знания о Вселенной и о Солнечной системе, в частности.

Дело в том, что искомая нами волшебная страна находится не на Земле, а «…за тридевять земель». Улавливаете разницу? А что если взять за основу диаметр нашей планеты? Поскольку Земля – это эллипсоид, то ее экваториальный диаметр равен 12 тысячам 756,2 км, а полярный немного меньше – 12 тысяч 713,6 км. Расстояние от Земли до Луны в ее перигее (ближайшей к нам точке орбиты) составляет 356 тысяч 104 км, а в апогее (когда спутник нашей планеты дальше всего) – 405 тысяч 696 км.

Это удивительно, но 27 диаметров Земли (тридевять земель) – это и есть расстояние от нашей планеты до Луны, когда она в перигее, а 30 диаметров Земли (тридесять земель) – это расстояние от нашей планеты до Луны, когда она в апогее.

Данная версия объясняет, почему волшебная, сказочная страна находится то за тридевять, то за тридесять земель: планеты ведь бесконечно движутся по своим орбитам, то приближаясь, то отдаляясь друг от друга. И как ни странно, наши далекие предки могли знать об этом. Правда, источник их удивительной информированности об устройстве Солнечной системы неизвестен.

Гиперборея

Отдельные исследователи предпочитают искать тридевятое царство не в пространстве, а во времени. Они считают, что волшебная страна, известная нам из сказок, это та самая Гиперборея, которая канула в глубине веков.

Если судить по легендам древних греков, таинственное государство, расположенное на севере, вполне могло быть родиной наших предков. В своих «Центуриях» средневековый французский предсказатель Нострадамус не раз описывает исторические события, произошедшие в России, называя нашу страну Гиперборея.

Не исключено, что это древнее государство было уничтожено во времена ледникового периода. Например, русская народная сказка «Хрустальная гора» из сборника А.Н. Афанасьева описывает, как тридевятое царство было наполовину втянуто в неотвратимо надвигающуюся хрустальную гору. А герой спас свой народ и царевну (а как же без нее?), добыв волшебное семя. После зажжения сего магического предмета хрустальная гора, очень похожая на ледник, быстро растаяла.

Данная сказка, видимо, отражает надежды людей на предотвращение климатической катастрофы, которая возможно и погубила таинственную Гиперборею, а ее жители вероятно были вынуждены перебраться немного южнее.

Так много разных версий: от вполне логичных до мистических, от исторических до фантастических. Так где же находится тридевятое царство? Там, где герои преодолевают препятствия и находят свою любовь, а добро торжествует над злом. Только ли в сказке такое возможно? Вот в чем вопрос.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!