Образовательный портал - Varnavinschool

Чем знаменит Иван Сусанин? Иван Сусанин: биография, подвиг. Интересные факты про ивана сусанина Глинка иван сусанин интересные факты

Иван Сусанин был крестьянином, который проживал в Костромском уезде. В он известен как человек, который спас царя Романова) от польских захватчиков. На сегодняшний день не существует достоверной информации о личности этого Согласно историческим хроникам, Сусанин служил старостой в селе Домнино Костромского уезда. Отряд польских интервентов попросил Ивана Осиповича довести их до его села, где пребывал царь Михаил Романов. За это Сусанину полагалось вознаграждение. Вместо этого будущий герой завел поляков в После некоторых блужданий интервенты догадались, что мужчина решил погубить их. После продолжительных пыток над крестьянином они поняли, что он не укажет дороги, ведущей в село. Поляки убили Сусанина. Но и сами душегубы вскоре погибли в лесных болотах. Сегодня имя этого благородного человека увековечено. А доказательством существования героя служит грамота, врученная его зятю. А также найденные под Костромой останки человека, которые, по всей видимости, и принадлежали Сусанину. Ну а сейчас более подробно рассмотрим, чем знаменит Иван Сусанин и изучим некоторые факты его биографии.

Время жизни Ивана Сусанина

Прежде чем перейти непосредственно к самому подвигу и личности Ивана Осиповича Сусанина, хотелось бы ознакомить читателя с тем периодом времени, в котором проживал великий мученик. Итак, дело было в первой половине XVII столетия. В начале 1600 годов Россию охватили небывалые классовые, природные и религиозные катаклизмы. Именно в этот период происходят: известный голодомор 1601-1603 годов, захват престола самозванцем, приход к власти Василия Шуйского, польское вторжение 1609 года, а также ополчение 1611 года и много других происшествий.

Большое горе подобралось и к где, собственно, и обитал которого оставляет много белых пятен. К эпизодам, характеризующим то время, относятся: разрушения Костромы 1608-1609 годов Лжедмитрием II, атака на Ипатьевский монастырь, разгром польскими войсками Кинешмы и другие кровавые события.

Имели ли вышеописанные события, а именно тревога, междоусобные передряги и нашествие врагов, отношение к Сусанину и его родным или же до некоторого времени обходили их род стороной - неизвестно. Но вся эта эпоха - это время, когда жил Иван Сусанин. А к самому дому героя война подступила тогда, когда, казалось, она уже закончилась.

Личность Сусанина

Иван Сусанин, биография которого содержит крайне мало известных фактов, личность все же интересная. Мало что известно нам о существовании этого человека. Знаем только то, что Иван имел дочь с непривычным для нашего времени именем - Антонида. Ее мужем стал крестьянин Богдан Сабинин. У Сусанина было двое внуков - Константин и Даниил, но когда они появились на свет, точно неизвестно.

Также нет сведений и по поводу супруги Ивана Осиповича. Историки склонны к мнению, что на момент совершения крестьянином подвига ее уже не было в живых. А поскольку в этот же период Антониде исполнилось 16 лет, то ученые на вопрос о том, сколько лет было Ивану Сусанину, когда он завел поляков в лес, отвечают, что он пребывал в зрелом возрасте. То есть это около 32-40 лет.

Когда все происходило

Сегодня многие знают, чем знаменит Иван Сусанин, и какой он совершил подвиг. Но по поводу того, в каком году и в какое время все происходило, существует несколько версий. Мнение первое: событие имело место поздней осенью 1612 года. Как довод в пользу этой даты предоставлены следующие сведения. В некоторых преданиях идет речь о том, что Иван спрятал царя в яме совсем недавно сожженного овина. Также история рассказывает, что будто бы герой еще и прикрыл яму обгорелыми досками. Но эту теорию отрицало большинство исследователей. Если это все же правда, и старинные предания не лгут, то дело было действительно осенью, так как овины топили и палили именно в это время года.

А может все-таки последний зимний месяц 1613-го?

В сознании обычных людей, благодаря многочисленным художественным полотнам, литературным произведениям и опере Глинки М. И., прочно закрепился образ Ивана Сусанина, который вел поляков снежными сугробами через лес. И это общепринятая версия. Поэтому есть основание полагать, что подвиг был совершен где-то во второй части февраля или первой половине марта. В это время были посланы поляки, которым предстояло убить царя Михаила, дабы разрушить стабилизацию России и вести дальнейшую борьбу за право стать во главе русского престола.

Но так или иначе, никто и никогда уже не узнает правды относительно точной даты совершения подвига. Ведь невероятно большое количество важных деталей остается загадкой. А те, что удалось сберечь, скорее всего, растолкованы неправильно. Чем знаменит Иван Сусанин, мы осведомлены. А все остальное пускай так и остается мифом.

Смерть Сусанина в Деревнище

В нескольких исторических хрониках, в которых рассказывается, как Иван Сусанин спрятал Романова в ямнике в деревне Деревнище, идет речь и о том, что в этом же селе Ивана Осиповича поляки поддали пыткам, а потом и лишили жизни. Но эта теория не подтверждается никакими документами. Эта версия не была поддержана почти никем, кто занимался исследованием жизни знаменитого героя.

Самая распространенная версия гибели

Следующая теория относительно смерти героя является наиболее известной и наиболее поддержанной историками. Согласно ей, Иван Сусанин, подвиг которого описан выше, погиб на Исуповском болоте. А образ цвета, что выросла на крови героя, считается неимоверно поэтичным. Второе название болота звучит как «Чистое», ибо оно омыто страдальческой кровью Ивана Осиповича. Но все это только фольклорные домыслы. Но как бы там ни было, именно болото является основным местом действия всего сусанинского подвига. Крестьянин по трясине водил поляков, заманивая их в самую глубь леса, подальше от необходимой им деревни.

Но вместе с этим и появляется множество вопросов. Если Иван Сусанин (история подвига описана выше) погиб действительно на болоте, то умерли ли все поляки после его смерти? Или только часть из них канула в Лету? Кто в таком случае рассказал о том, что крестьянина больше нет в живых? О смерти поляков нет упоминаний ни в одних документах, которые удалось найти историкам. Но существует мнение о том, что настоящий (а не фольклорный) герой Иван погиб не на болоте, а в каком-то ином месте.

Смерть в селе Исупово

Третья версия относительно гибели Ивана говорит о том, что он умер не на болоте, а в селе Исупово. Об этом свидетельствует документ, в котором правнук Сусанина (Собинин И. Л.) просит императрицу Анну Иоанновну подтвердить льготы, положенные потомкам Ивана Сусанина. Согласно этому прошению, именно в указанном селе Ивана Осиповича настигла его смерть. Если верить этому преданию, то смерть своего земляка видели и жители Исупово. Тогда получается, они принесли плохую весть в деревню Домнино, а возможно, они и доставили туда тело покойного.

Эта версия является единственной теорией, которая имеет под собой документальное подтверждение. Она считается и самой реальной. К тому же правнук, который не был столь отдаленным во временных рамках от своего прадеда, не мог не знать, чем знаменит Иван Сусанин, и где он скончался. Многие историки также разделяют эту гипотезу.

Где похоронен Иван Осипович Сусанин

Естественным будет вопрос о том, где находится могила русского героя. Если верить преданию о том, что он умер именно в селе Исупово, а не на одноименном болоте, то захоронение должно быть обязательно. Предполагается, что тело усопшего погребено на кладбище около Воскресенской церкви, которая была приходским храмом для жителей сел Деревнище и Домнино. Но этому факту нет весомых и множественных доказательств.

Нельзя и не упомянуть тот факт, что немного позже после погребения тело Ивана было перезахоронено в Ипатьевском монастыре. Это также версия, которая не имеет веских доказательств. И она отвергалась практически всеми исследователями подвига Сусанина.

Про Ивана Сусанина слышал, конечно, каждый житель нашей страны. А уж по количеству анекдотов с Сусаниным смогут сравниться, пожалуй, только Чапаев и Штирлиц. А кто же такой Иван Сусанин на самом деле? Вот лишь несколько историй, легенд, мифов о судьбе этого удивительного человека.

Согласно официальной версии, Иван Сусанин, деревенский староста (а вовсе не крепостной крестьянин) из Костромской губернии, в 1613 году завел польский отряд, искавший нового царя Михаила Романова, в непроходимые болота, где завоеватели погибли, а сам Сусанин был зверски убит.

Чтобы понять, что молодой царь делал в глухой деревушке, вернемся к истории. В 1605 году умер царь Борис Годунов, и трон заняла череда однодневных правителей, Федор Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский... в стране наступил период "смутного времени". После голода, череды восстаний и проигранных сражений наступил период называемый семибоярщиной, поскольку в стране кончилось все даже государи. В этот кризисный момент был созван Земский Собор (собрание представителей городов) и на царствование избрали первого представителя рода Романовых - Михаил Романов. Допрежде находившиеся в опале Романовы в это время проживали в вотчинной деревеньке Домнине, где и был старостой Иван Сусанин.

Так зачем же поляком понадобился русский царь? Все просто - в то время российские войска были обескровлены войной с Речь Посполитой, а молодой русский царь мог стать врагов отличным козырем в переговорах о капитуляции.

С тех пор Романовы всячески прославляли патриота-крестьянина, ценой собственной жизни спасшего молодого Михаила Романова.

Особенно постарался в XIX веке Николай Первый. Именно в годы его правления главная площадь Костромы получила название Сусанинская, на колторой был установлен памятник легендарному герою.

Кстати, вскоре после смерти Сусанина, его родственники напомнили царю о своем существовании. Зять героя Богдан Собинин обратился к царю Михаилу, с просьбой не обойти потомков Сусанина царской милостью. В 1619 году Собинин получил в свое владение село Доминино Костромского уезда. Михаил освободил его от всех налогов: «За службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина».

“Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти. И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.

Интересно, что потомкам героя еще 200 лет выдавали жалованные грамоты, подтверждающие их льготы, по образцу царской грамоты от 1619 года.

О биографии самого Ивана Сусанина известно немного. Никто даже не может сказать, сколько лет было герою на момент совершения своего подвига. Как правило, Сусанина изображают этаким седым старцем, хотя есть сведения о том, что дочери Сусанина Антониде было на тот момент 16 лет, а самому Ивану Осиповичу, по уверениям некоторых историков, лет 35-40.

Много лет исследователей интересовал вопрос: где находилось то гиблое место, куда Сусанин завел врагов, и сохранилась ли его могила? Хотя, найти могилу Сусанина – задача почти невыполнимая, ведь, по легенде, он погиб вместе с поляками. Тем не менее, в начале нашего столетия в Костромской области были целенаправленные поиски останков спасителя царской династии.

Историки, археологи, криминалисты провели грандиозное исследование: было найдено и изучено 360 останков в районе деревушки Исупово, не месте предполагаемой гибели народного героя. Проводился сравнительный анализ ДНК потомков Сусанина с находками XVII века. Это может показаться удивительным, но участники этой экспедиции уверены – Сусанин был похоронен именно там. Медико-криминалистический анализ останков одного из мужчин это подтверждает.

Интересно, что имя Сусанина носят не только улицы и площади в нашей стране. Например, в Санкт-Петербурге именем легендарного героя назван магазин… навигаторов.

Интересные факты про Ивана Сусанина Про Ивана Сусанина слышал, конечно, каждый житель нашей страны. А уж по количеству анекдотов с Сусаниным смогут сравниться, пожалуй, только Чапаев и Штирлиц. А кто же такой Иван Сусанин на самом деле? Вот лишь несколько историй, легенд, мифов о судьбе этого удивительного человека. Согласно официальной версии, Иван Сусанин, деревенский староста (а вовсе не крепостной крестьянин) из Костромской губернии, в 1613 году завел польский отряд, искавший нового царя Михаила Романова, в непроходимые болота, где завоеватели погибли, а сам Сусанин был зверски убит. Чтобы понять, что молодой царь делал в глухой деревушке, вернемся к истории. В 1605 году умер царь Борис Годунов, и трон заняла череда однодневных правителей, Федор Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский... в стране наступил период "смутного времени". После голода, череды восстаний и проигранных сражений наступил период называемый семибоярщиной, поскольку в стране кончилось все даже государи. В этот кризисный момент был созван Земский Собор (собрание представителей городов) и на царствование избрали первого представителя рода Романовых - Михаил Романов. Допрежде находившиеся в опале Романовы в это время проживали в вотчинной деревеньке Домнине, где и был старостой Иван Сусанин. Так зачем же полякам понадобился русский царь? Все просто - в то время российские войска были обескровлены войной с Речь Посполитой, а молодой русский царь мог стать врагов отличным козырем в переговорах о капитуляции. С тех пор Романовы всячески прославляли патриота-крестьянина, ценой собственной жизни спасшего молодого Михаила Романова. Особенно постарался в XIX веке Николай Первый. Именно в годы его правления главная площадь Костромы получила название Сусанинская, на колторой был установлен памятник легендарному герою. Кстати, вскоре после смерти Сусанина, его родственники напомнили царю о своем существовании. Зять героя Богдан Собинин обратился к царю Михаилу, с просьбой не обойти потомков Сусанина царской милостью. В 1619 году Собинин получил в свое владение село Доминино Костромского уезда. Михаил освободил его от всех налогов: «За службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина». Царская грамота от 30 ноября 1619 года: “Божией милостью, мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович, всея Русии самодержец, по нашему царскому милосердию, а по совету и прошению матери нашея, государыни, великия старицы инокини Марфы Ивановны, пожаловали есма Костромского уезда, нашего села Домнина, крестьянина Богдашка Собинина, за службу к нам и за кровь, и за терпение тестя его Ивана Сусанина: как мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси в прошлом 121 (то есть, в 1613-м от Рождества Христова!) году были на Костроме, и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими, немерными пытками и пытали у него где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии были, и он Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти. И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”. Интересно, что потомкам героя еще 200 лет выдавали жалованные грамоты, подтверждающие их льготы, по образцу царской грамоты от 1619 года. О биографии самого Ивана Сусанина известно немного. Никто даже не может сказать, сколько лет было герою на момент совершения своего подвига. Как правило, Сусанина изображают этаким седым старцем, хотя есть сведения о том, что дочери Сусанина Антониде было на тот момент 16 лет, а самому Ивану Осиповичу, по уверениям некоторых историков, лет 35-40. Много лет исследователей интересовал вопрос: где находилось то гиблое место, куда Сусанин завел врагов, и сохранилась ли его могила? Хотя, найти могилу Сусанина – задача почти невыполнимая, ведь, по легенде, он погиб вместе с поляками. Тем не менее, в начале нашего столетия в Костромской области были целенаправленные поиски останков спасителя царской династии. Историки, археологи, криминалисты провели грандиозное исследование: было найдено и изучено 360 останков в районе деревушки Исупово, не месте предполагаемой гибели народного героя. Проводился сравнительный анализ ДНК потомков Сусанина с находками XVII века. Это может показаться удивительным, но участники этой экспедиции уверены – Сусанин был похоронен именно там. Медико-криминалистический анализ останков одного из мужчин это подтверждает. Интересно, что имя Сусанина носят не только улицы и площади в нашей стране. Например, в Санкт-Петербурге именем легендарного героя назван магазин… навигаторов.

Имя Ивана Сусанина всем известно с детства. Ещё бы – ведь это первый российский партизан, отдавший жизнь за Михаила Романова и заведший поляков в болото, где заблудились и они, и он сам. Что интересного известно о жизни этого маленького, но великого человека?

Тайна фамилии

Крестьяне были простыми людьми, поэтому и фамилий у них долгое время не было. Точнее, они давались по имени отца – отсюда и произошли известные «Ивановы», «Петровы» и «Сидоровы». Фамилия «Сусанин» происходит от женского имени «Сусанна» , что в те времена обозначало незаконность рождения. Будь Иван рождён в законном браке, он был бы Иваном Осиповым, потому что в некоторых источниках стоит его отчество. Тем не менее, утверждать об этом наверняка нельзя, так как это неточные сведения.

Жизнь за без-пяти-минут царя

По подаче Михаила Глинки, композитора и автора оперы «Иван Сусанин: Жизнь за Царя», подвиг русского крестьянина всегда называют именно так, хотя, фактически, в 1613 году Михаил Романов царём ещё не был. Да, он был претендентом на престол, но коронован был уже позже.

Фамильные льготы

Единственным потомком Сусанина называют дочь Антониду , вышедшую замуж за крестьянина Богдана Собинина . У пары родилось двое сыновей – Даниил и Константин . В 1619 году внуки Сусанина и его зять получили льготы от царской семьи: за подвиг, совершённый их предком, они освобождались от налогов. Богдану также даровалась половина Домнино. Последняя из льготных грамот была выдана в 1837 году . Тот факт, что этот документ действительно существует, ставит скептиков в сомнение: если Сусанина не было, почему простому крестьянину пожаловали такие почести? Есть, впрочем, доказательства того, что потомки крестьянина явились к царю сами, не предоставив, по понятным причинам, никаких фактов, что героический предок действительно существовал.

Где он погиб?

Конкретных знаний о месте гибели Сусанина нет. Историки лишь говорят, что это произошло в лесной чаще , куда партизан завёл поляков и где они безуспешно истязали его, надеясь выпытать правду. Скорее всего, крестьянин направлялся в село Исупово – оно находилось в противоположной стороне от места укрытия Романовых. Здесь в 2003 году производились археологические раскопки – среди 41 найденного крестика, лишь 1 был православным . Последний был искривлён, что свидетельствует о контакте с режущим оружием.

Где он похоронен?

Хотя по легенде тело Сусанина было брошено в болото , есть сведения о том, что, взойдя на престол, Михаил Романов приказал его найти и похоронить как следует. Тело было найдено и якобы похоронено в Ипатьевском монастыре – но это произошло спустя 6 лет после его подвига, поэтому сомнительно, что спустя столько времени его смогли бы найти. Скорее всего, тело нашли ещё раньше и похоронили в Воскресенской церкви в Домнино, его родной деревне. Церковь до наших дней, увы, не сохранилась.

Долгий путь к славе

Несмотря на то, что Сусанин действительно совершил великий подвиг (пускай Романов тогда ещё не был царем), долгое время широкой публике он был неизвестен. Его известности поспособствовала Екатерина Великая, посетившая Кострому в 1767 годы и выслушавшая речь местного архиерея. С той поры о героическом крестьянине стали говорить чаще, а Сергей Глинка, писатель, наконец облёк подвиг в литературу. Именно благодаря ему о партизане узнала вся Россия. Когда на троне сидел Николай I, образ Сусанина использовался как образец самопожертвования ради самодержавия – ради царя, единственно способного править большой страной.

Другая легенда

Известность Ивана Сусанина и причина, по которой его потомкам пожаловали царские льготы, могут быть и в другом. Согласно другой, менее популярной легенде, партизан не водил поляков на болото : он просто помог будущему царю Михаилу спрятаться в его доме – так хорошо, что ворвавшиеся поляки не смогли его найти. Старосту, опять же, пытали, выпытывая сведения о будущем царе, но он не сдался, за что и был убит. Тем не менее, эта версия менее героична, поэтому о ней вспоминают нечасто.

Память

Члены династии Романовых высоко ценили Сусанина и пеклись о том, чтобы память о нём дожила и до наших дней. Так, Николай I приказал окрестить главную площадь Костромы Сусанинской – это имя она носит и по сей день. Здесь же стоит и памятник Ивану Сусанину. И если к таким чествованиям мы привыкли, то к тому, что имя героя может стать названием для магазина навигаторов в Санкт-Петербурге!

  • Нет никаких сведений о том, когда Сусанин родился, поэтому и нельзя сказать, сколько лет ему было, когда он погиб – скорее всего, не больше 40 . Дата смерти, 1613 , тоже неточна.
  • Родился, скорее всего, Сусанин в деревне Деревнищи (иногда называется «Деревеньки»).
  • Должность Сусанина в Домнино значилась как «вотчинный староста» . Служил он либо у Романовых, либо у Шестовых – на этот счёт источники разнятся.
  • Данных о супруге партизана нет, поэтому, вероятнее всего, он овдовел.
  • В одной из версий легенды Сусанину помогает Богдан Собинин, его зять. Считается, что эта ошибку допустил его праправнук, Иван Лукьянович, когда императрица Анна отказывалась выдать ему льготы. Видимо, наличие целых двух героических предков как нельзя лучше подтверждает право на освобождение от налогов!
  • В истории нет точных сведений, погиб ли Сусанин от руки поляков. В лесах водилось много разбойников , поэтому с тем же успехом расправиться с ним могли и русские.
  • Михаил Глинка был не первым, кто положил историю Сусанина на музыку. Его опередил Кавос , композитор с итальянскими корнями: его опера была написана за 20 лет до этого.
  • В летописи, датируемой 1612 годом, есть упоминание о другом крестьянине, совершившем идентичный подвиг. Вероятно, таких историй было и того больше, но информации об этом просто не сохранилось.
  • В Советском Союзе образ Сусанина не превозносился, а наоборот, преследовался . Национальный герой считался подкаблучником царской короны, памятник было приказано снести, а площадь в Костроме была переименована в «Площадь Революции». В 1967 году памятник был восстановлен на своём прежнем месте, и площади вернулось её старое название.

Публикации раздела Музыка

Две оперы Михаила Глинки в 10 фактах

О перные сочинения Глинки открыли новый этап в развитии российского музыкального театра. Сочинений было два - «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила», и оба они предопределили дальнейший путь русской национальной оперы. Мы проследили судьбу постановок на музыку Михаила Глинки и выбрали 10 малоизвестных фактов.

«Иван Сусанин» («Жизнь за царя»)

Илья Репин. Портрет Михаила Глинки. 1887 год

Федор Федоровский. Эскиз декорации к заключительной сцене оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин». 1939

Эскиз декораций к опере Михаила Глинки «Иван Сусанин». 1951. Иллюстрация: art16.ru

1. Идею создать оперу о подвиге Ивана Сусанина Глинке предложил его друг Василий Жуковский: «…как бы по волшебному действию вдруг создался и план целой оперы, и мысль противопоставить русской музыке - польскую; наконец, многие темы и даже подробности разработки - все это разом вспыхнуло в голове моей», - вспоминал потом композитор.

2. В работе над оперой существуют свои каноны: музыку принято писать, ориентируясь на слово. Однако Глинка действовал наоборот, что породило сложности в создании поэтического текста либретто. Успеть за музыкой Глинки пытались Нестор Кукольник, Владимир Сологуб, князь Владимир Одоевский и сам Жуковский. Но удалось это по большей части только барону Георгу фон Розену. Глинка больше всего ценил в нем способность сочинять слова уже к готовой музыке: «У Розена по карманам были разложены впредь уже заготовленные стихи, и мне стоило сказать, какого сорта, то есть размера, мне нужно и сколько стихов, он вынимал столько каждого сорта, сколько следовало, и каждый сорт из особенного кармана. Когда же размер и мысль [не] подходили к музыке и [не] согласовались с ходом драмы, тогда являлось в моем пиите необыкновенное упрямство. Он каждый свой стих защищал с стоическим геройством».

3. Зрители музыку Глинки не оценили и даже называли ее «мужицкой», «кучерской», «простонародной». В опере «Жизнь за царя» композитор обращается к жанру русской народной песни, стараясь показать национальный колорит. Это было чуждо придворным слушателям, привыкшим к номерам в духе итальянской арии. А вот Николай I оперой остался очень доволен и в знак своего восхищения подарил Глинке бриллиантовый перстень.

4. После революции 1917 года были предприняты попытки изменить сюжет оперы и перенести ее в советские реалии: «Первая редакция была - перенесение времени действия в эпоху большевистской революции. В соответствии с этим Иван Сусанин обратился в «предсельсовета» - в передового крестьянина, стоящего за советскую родину. Ваня обращен был в комсомольца. Поляки остались на месте потому, что в это время как раз была война с Польшей, где выдвинулся Тухачевский». Финальный гимн был перефразирован: «Славься, славься, советский строй» (Леонид Сабанеев. «Воспоминания о России»).

Петр Вильямс. Эскиз декорации «Доминино» к опере Михаила Глинки «Иван Сусанин». 1939. Иллюстрация: tamart.ru

Рисунок по мотивам оперы Михаила Глинки «Иван Сусанин». Иллюстрация: intoclassics.net

Федор Федоровский. Эскиз декорации к опере Михаила Глинки «Иван Сусанин». Театр имени Кирова. 1940. Иллюстрация: megabook.ru

5. Однако известной стала другая постановка оперы - 1939 года, в ее основу легло либретто поэта Сергея Городецкого. Его вариант либретто сильно изменил сюжет: в оперу «прибыли» новые герои в лице Минина и Пожарского. Король Сигизмунд посылает отряд, чтобы разгромить русское ополчение. Войско оказывается под Костромой, в деревне, где живет крестьянин Иван Сусанин. Поляки требуют, чтобы тот показал им дорогу к стану Минина. О том, что Сусанин спас находившегося в монастыре под Костромой царя Михаила Федоровича, в новом варианте ничего не говорилось. Более того, в тексте либретто упоминания о царе вовсе отсутствовали. По указу Сталина опера стала называться «Иван Сусанин». С такими сюжетом и названием сочинение прозвучало на всех оперных сценах Советского Союза.

«Руслан и Людмила»

Николай Ге. «Руслан и Людмила». Вторая половина XIX века

Иван Билибин. Дворец Черномора. Эскиз декораций к опере Михаил Глинки «Руслан и Людмила». 1900. Иллюстрация: belcanto.ru

Константин Сомов. Людмила в саду Черномора. На сюжет поэмы Александра Пушкина «Руслан и Людмила». 1897. Иллюстрация: belcanto.ru

1. Александр Пушкин знал о намерении Глинки создать оперу по его поэме и даже собирался помочь ему в написании либретто, потому как считал, что текст «Руслана и Людмилы» надо изменить. Но какие именно правки хотел внести Пушкин, Глинка так и не узнал. Внезапная смерть поэта помешала их сотрудничеству. Работа над оперой и либретто затянулась на пять лет.

2. Глинка исключил ироничные и легкомысленные сцены, сделав акцент на национально-русском характере. Он придал своему творению черты эпической монументальности: контрастные по содержанию картины неторопливо сменяют друг друга.

3. Глинка придумал новый оркестровый прием - подражание гуслям в звучании арфы пиццикато и фортепиано. Позднее Николай Римский-Корсаков применил его в операх «Снегурочка» и

Иван Билибин. Сады Черномора. Эскиз декораций к опере Михаила Глинки «Руслан и Людмила». 1913 год. Иллюстрация: belcanto.ru

5. Николай I демонстративно ушел с премьеры, не дослушав оперу до конца. А все потому, что в спектакле он увидел насмешку над собой. В IV действии Черномор шествует со свитой под звуки марша, исполняемого духовым военным оркестром на сцене (всем была известна любовь императора к военным парадам); затем в замке Черномора танцуют кавказский танец - лезгинку (под руководством императора Россия вела затяжную и далеко не всегда успешную войну на Кавказе). Вскоре после премьеры театральная дирекция «ради экономии» отказалась от военного оркестра на сцене, и это послужило поводом для сокращения марша в последующих постановках.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!