Образовательный портал - Varnavinschool

Цели и задачи медицинской психологии. Что изучает медицинская психология

Медицинская психология

(от лат. medicus - врачебный, лечебный) - отрасль психологии , изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследования М. п. входит широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней, влияние тех или иных заболеваний на психику человека , обеспечением оптимальной системы оздоровительных воздействий, характером отношений больного человека с микросоциальным окружением. Структура М. п. включает ряд разделов, ориентированных на исследования в конкретных областях медицинской науки и практического здравоохранения. Наиболее общим из них является , включающая патопсихологию , нейропсихологию и соматопсихологию . Интенсивно развиваются отрасли М. п., связанные с психокоррекционной работой: , , , .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Медицинская психология Этимология.

Происходит от греч. psyche - душа, logos - учение.

Категория.

Раздел психологии.

Специфика.

Посвящена изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. На основе данных, которые получены в медицинской психологии, могут быть построены продуктивные гипотезы о процессе нормального развития психики.

Виды.

Принято выделять две основные области приложения медицинской психологии: нервно-психические и соматические заболевания.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(англ. medical psychology ) - отрасль психологической науки, направленная на решение теоретических и практических задач, связанных с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, психокоррекционными формами влияния на процесс выздоровления, с решением различных экспертных вопросов, с социальной и трудовой реабилитацией больных. М. п. изучает влияние психических факторов на возникновение, течение болезней, на процесс выздоровления людей.

Современная М. п. делится на 2 основные области. Одна связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основная проблема состоит в изучении влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, обусловленных прижизненно приобретенной патологией, либо детерминированных врожденными, в частности генетическими, аномалиями. Др. область М. п. связана с применением ее в клинике соматических заболеваний, где основная проблема - влияние психических состояний (факторов) на соматические процессы (см. ).

Наиболее глубокое развитие в отечественной психологии получила 1-я область М. п., что проявилось в возникновении 2 научных дисциплин: нейропсихологии (Лурия А . Р .) и экспериментальной патопсихологии (Зейгарник Б . В .). Разработка в рамках этих научных дисциплин фундаментальных теоретических проблем - мозговой организации высших психических функций , соотношения развития и распада психической деятельности и др. - позволила заложить научные основы активного участия М. п. в решении диагностических, экспериментальных и реабилитационных задач.

Менее развита 2-я область М. п., что обусловлено прежде всего недостаточной научной разработкой вопросов, связанных с природой и механизмами взаимодействия соматических (телесных) и психических процессов. К числу важнейших относится также и проблема изучения взаимоотношения врача и больного. В настоящее время при разработке проблем в данной области М. п. объединяются усилия психологов, физиологов, врачей, биологов и др.

М. п. играет большую роль в развитии самой психологической науки, поскольку в патологии м. б. нередко раскрыто то, что часто бывает скрыто в норме. М. п. - важнейшая область практического применения психологической науки, один из источников новых психологических знаний. См. . (Ю. Ф. Поляков.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "медицинская психология" в других словарях:

    Медицинская Психология - раздел психологии, посвященный изучению влияния психических факторов на возникновение, течение болезней, диагностике патологических состояний, психопрофилактике и психокоррекции заболеваний. Принято выделять две основные области приложения… … Психологический словарь

    Медицинская психология - Клинические психологи могут работать индивидуально со взрослыми или детьми, с семейными парами и целыми семьями, а также с группами, как показано на иллюстрации. Клиническая психология обширный раздел прикладной психологии (на стыке с… … Википедия

    Медицинская психология - раздел психологии, изучающий роль психики в возникновении, проявлениях и течении болезней человека и восстановлении его здоровья. Первая попытка обоснования М. п. принадлежит немецкому психологу и философу 19 века Р. Г. Лотце. Наиболее… … Большая советская энциклопедия

    МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ - область психологических исследований и знаний, связанных с диагностикой, профилактикой и лечением различных заболеваний, а также с научным описанием психологических и поведенческих нарушений, возникающих у человека при различных заболеваниях … Словарь терминов по психологическому консультированию

    ПСИХОЛОГИЯ - ПСИХОЛОГИЯ, наука о псих, процессах личности и их специфически человеческих формах: восприятии и мышлении, сознании и характере, речи и поведении. Советская П. строит сзое понимание предмета П. на основе рязработки идейного наследства Маркса… … Большая медицинская энциклопедия

    Отрасль психологии, изучающая психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Определяет специфику отношений между врачом и больным. Обосновывает процедуры диагностики, лечения, профилактики … Большая психологическая энциклопедия

    ПСИХОЛОГИЯ - (от психо... и...логия) наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (Аристотель, О душе и др.). В 17 18 вв. на основе… … Большой Энциклопедический словарь

    ПСИХОЛОГИЯ - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (О душе Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Современная энциклопедия

    Психология - (от психо... и...логия), наука о закономерностях, механизмах и фактах психической жизни человека и животных. Основная тема психологической мысли античности и средних веков проблема души (“О душе” Аристотеля и др.). В 17 18 вв. на основе… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Лекция № 5.1.

Тема: Введение в медицинскую психологию.

План:

§ 1. Медицинская психология: предмет и задачи.

§ 2. Методы медицинской психологии.

§ 3. Понятие и критерии здоровья.

§ 4. Здоровый образ жизни и психическое здоровье.

§ 1. Медицинская психология: предмет и задачи.

Медицинская психология является специальной отраслью психологической науки, направленной на решение теоретических и практических задач, к. связаны с психопрофилактикой заболеваний, диагностикой болезней и патологических состояний, а также с решением вопросов о формах психокоррекционного влияния на процесс выздоровления, решение экспертных вопросов, социальной и трудовой реабилитацией больных.

Как правило, она включает в себя следующие разделы:

психология больного, психология лечебного взаимодействия, норма и патология психической деятельности, возрастная мед психология, семейная мед психология, психология девиантного поведения , психологическое консультирование, психокоррекция и психотерапия, неврозология, психосоматическая медицина.

Медицинская психология имеет тесную связь с родственными дисциплинами, в первую очередь с психиатрией и патопсихологий.

Кроме того, мед психология никогда не утрачивает связи с родственными ей другими психологическими и общественными дисциплинами - общей психологией, социологией, этикой и др.

Современная мед психология имеет две основные области применения:

1 - связана с применением психологии в клинике нервно-психических заболеваний, где основной проблемой является изучение влияния на психику больного изменений структуры и функционирования мозга, к. связана прижизненно приобретенной патологией и связана с врожденными аномалиями.

2 - связана с применением в клинике соматических заболеваний, ее основная проблема – влияние психических состояний и факторов на соматические процессы.

Больше развита первая область, что связано с возникновением научных дисциплин нейропсихология и экспериментальная патопсихология.

Медицинскую психологию принято делить на общую и частную .

Общая медицинская психология изучает:

Основные характеристики психологии больного человека и разграничения нормальной, временно измененной и болезненной психики;

Внутреннюю картину болезни, варианты реакций личности на болезнь и их значение для лечебно-диагностического процесса;

Психологию врачебной деятельности;

Психологию больных с дефектами тела, органов чувств и аномалиями развития (слепота, глухота, глухонемота и др.);

Клиническую психологию в педиатрии ;

Проблемы психического здоровья и психологические аспекты работы с больными, имеющими выраженную психическую патологию, страдающими психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманиями.

Предмет изучения мед психологии: многообразные особенности психики больного и их влияние на здоровье и болезнь, а также обеспечение оптимальной системы позитивных психологических воздействий с учетом всех обстоятельств, сопутствующих обследованию и лечению больного, в частности в системе взаимоотношений врач-медработник-пациент. (по определению и).

§ 2. Методы медицинской психологии.

Методы общей и мед психологии во многом пересекаются, и это естественно, поскольку методы, например, исследование памяти, внимания, мышления, темперамента применимы как в «здоровой» группе, так и для больных; более того, «здоровая группа» используется как эталон сравнения.

В тоже время некоторые предложенные методы учитывали потребности именно мед психологии. Они разрабатывались преимущественно в Санкт-Петербургском психоневрологическом институте им. . Это ЛОБИ – «личностный опросник бехтеревского института», с помощью которого исследуются самочувствие пациентов, их отношение к болезни, лечению, медперсоналу, семье, будущему и многое другое. Это ПДО – «патохарактерологический диагностический опросник», с помощью которого определяются: тип личности подростка, акцентуации и аномалии.

Большое практическое значение имеет разделение методик на пригодные к использованию в сестринском процессе, т. е. медработниками среднего звена, и пригодные лишь для использования специалистами-психологами либо лицами, прошедшими соответствующую специализацию.

Для медработников среднего звена вполне доступны большинство методов исследования состояний отдельных психических функций, некоторых свойств личности (например, темперамента, самооценки, степени тревожности). Это методы с несложной, нетрудоемкой процедурой проведения, а главное с однозначной интерпретацией результатов и простой их обработкой. В то же время методы исследования свойств личности, типов акцентуаций и аномалий, интеллекта доступны лишь для специалиста-психолога. Их процедура трудоемка, неприменима в рутинной работе медсестры; обработка и интерпретация результатов сложна и неоднозначна.

Классификация методов психологических исследований.

подразделяет методы, применимые в мед психологии, на три группы.

1. клиническое интервьюирование.

2. эксперементально-психологические методы исследования.

3. методы оценки эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия.

Клиническое интервьюирование. В некоторых учебниках в монографиях «клиническое интервьюирование» раньше именовалось методом «беседы». Кроме того, иногда отдельно выделялся метод «наблюдения», который, впрочем, неотделим от беседы.

Существенно, что интервьюированием обозначается и первая стадия сестринского процесса. И при проведении сестринского процесса интервьюирование включает определение отношения пациента к болезни, медицинскому и семейному окружению и многое другое совпадающее с целями клинико-психологического интервьюирования.

Целями клинического интервьюирования в мед психологии является выявление жалоб пациента, отношение пациента к болезни, «внутренней картины болезни», помощь пациенту в формулировании собственных проблем и осознании скрытых мотивов его поведения, психотерапевтическая помощь пациенту.

Условиями успешного клинического интервьюирования являются достижения максимальной доверительности и применение адекватных невербальных методов общения : правильная социальная дистанция между собой и пациентом – около 1,5 м; мягкий тембр голоса и жесты, избегание вопросов «в лоб», правильная последовательность вопросов, частые одобрения пациента при детальных ответах на вопросы и успешности проведения беседы.

Если клиническое интервьюирование и экспериментальное исследование проводятся в один день, желательно разделить беседу на два этапа: до и после эксперимента.

При предварительной беседе следует составить впечатление о самооценке пациента, его отношении к интервью, эксперименту и лицу, их производящему. После эксперимента пациента следует еще раз одобрить и выяснить у него, получил ли он и в какой степени помощь в результате беседы. Естественно, во время интервью необходимо наблюдать за мимикой, интонациями голоса пациента, его реакциями при удачных и неудачных ответах. Следует максимально возможно воздержаться от замечаний.

Классификация экспериментально-психологических методов. Представляется возможность привести два рода классификаций.

По форме:

1. тестовые задания

2. вопросники

3. проективные методики.

По назначению:

1. простые методы исследования состояния отдельных психических функций.

2. психометрические шкалы исследования интеллекта

3. методы исследования индивидуальных различий

4. методы исследования основных личностных свойств.

Тесты представляют специальные наборы и материалы, с которыми работает испытуемый. Процедура теста должна быть максимально огорожена от случайных влияний. Результаты их применения должны быть четко обозначены: норма, пограничные результаты, патология.

Вопросники : в них может содержаться от полутора десятков до двух сотен вопросов, в зависимости от их назначения. Вопросники делятся на открытые и закрытые. В вопросниках открытого типа ответы могут даваться в свободной форме; в вопросниках закрытого типа предусмотрены ответы типа «да-нет» либо выбор одной из градаций ответа: обычно в цифрах от 1 до 4.

Проективные методики: при их проведении испытуемому предлагается неопределенный стимульный материал, который он должен дополнить, развить или интерпретировать.

Классификация экспериментально-психологических методов по их назначению.

1. методы исследования состояния отдельных психических функций – внимания, памяти, мышления, эмоций и др. В этих случаях используются тестовые задания; большинство из них пригодно для использования в сестринском процессе.

2. психометрические методы исследования интеллекта. Все предлагаемые для этого метода сложны и трудоемки в рутинной работе медработников среднего звена не пригодны. Предлагается выполнение ряда субтестов; некоторые представлены вопросниками, обычно открытого типа; некоторые представляют стандартизированные тестовые задания. Достаточно сложна и процедура обработки результатов. Таким образом, эти методы предназначены для использования только специалистом-психологом.

3. методы для исследования индивидуальных различий. Имеются в виду методы исследования темперамента, уровня самооценки, уровня притязаний, степени тревожности, наконец – типов личности, в том числе акцентуаций и аномалий. Как правило, для этого используются вопросники, более или менее объемные. Некоторые из них доступны к использованию в сестринском процессе. Некоторые трудоемкие методы предназначаются только для работы со специальной психологической подготовкой.

4. проективные методы исследования личности. При их использовании дается обобщенная оценка ряда личностных свойств, внутриличностных конфликтов, идентификация испытуемого с его «героем», степень давления среды и способы защиты. Определяется и степень фрустрации , и направленности реакции на фрустрационную ситуацию («экстрапунктивная» - направленная на окружение, «интрапунктивная» - на самого себя, «импунктивная» - признание ситуации малозначащей). Проективные методы сложны, и скорее не трудоемкостью, а сложностью и неоднозначностью интерпретации результатов. Их проведение доступно лишь психологу с определенным опытом и высокой квалификацией.

Методы оценки эффективности психокоррекционного и психотерапевтического воздействия. Для этого предлагается использовать специальные шкалы, разработанные (1985).

Исследуются следующие показатели:

1. степень симптоматического улучшения;

2. степень осознания психологических механизмов болезни;

3. степень изменения нарушенных отношений личности;

4. степень улучшения социального функционирования.

Работа должна проводиться опытным специалистом-психологом.

Как правило, для контроля эффективности проводимой терапии может использоваться большая группа тестов, например методы исследования памяти либо шкалы для исследования тревожности.

§ 3. Понятие и критерии здоровья.

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. Еще в древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Но несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие “здоровье” с давних пор не имело конкретного научного определения. И в настоящее время существуют разные подходы к его определению. В частности, 2 из них.

Здоровье – это динамика гомеостатических (постоянство состава и устойчивость основных функций организма) и адаптивных процессов в организме человека и его психике, которая обеспечивает ему возможность длительно жить и активно трудиться в различных условиях окружающей среды и противостоять её неблагоприятным факторам.

Профессионалы-специалисты ВОЗ считают, что здоровье не является абсолютным понятием. В 1947 году определила здоровье” как состояние полного физического, психологического и социального благополучия”, а не просто отсутствия заболевания или неполноценности.

Здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Однако мера и степень такого благополучия у каждого человека своя.

Исходя из различных подходов к определению здоровья оно может быть рассмотрено как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Причем, его не следует рассматривать как самоцель; оно является лишь средством для наиболее полной реализации жизненного потенциала человека.

Наблюдения и эксперименты давно позволили медикам и исследователям разделить факторы, влияющие на здоровье человека, на биологические и социальные. Подобное деление получило философское подкрепление в понимании человека как существа биосоциального.

Медиками, прежде всего, к числу социальных факторов относятся жилищные условия, уровень материального обеспечения и образования, состав семьи и т. д. Среди биологических факторов выделяют возраст матери, когда родился ребенок, возраст отца, особенности протекания беременности и родов, физические характеристики ребенка при рождении. Рассматриваются также психологические факторы , как результат действия биологических и социальных факторов.

В качестве факторов риска здоровья рассматриваются: вредные привычки (курение, потребление алкоголя, неправильное питание), загрязнение среды обитания, а также на “психологическое загрязнение” (сильные эмоциональные переживания, дистрессы) и генетические факторы).

Так, например, выявлено, что длительный дистресс подавляет иммунитет, делая их более уязвимыми к инфекциям и злокачественным опухолям; кроме того при стрессе у реактивных людей, легко впадающих в гнев, в кровь выбрасывается большое количество стрессовых гормонов, которые, как полагают, ускоряют процесс образования бляшек на

стенках коронарных артерий.

Исследователи выделяют несколько групп факторов здоровья , определяющих соответственно его воспроизводство , формирование , функционирование, потребление и восстановление , а также характеризующих здоровье как процесс и как состояние.

Так, к факторам (показателям) воспроизводства здоровья относятся: состояние генофонда, состояние репродуктивной функции родителей, ее реализация, здоровье родителей, наличие правовых актов , охраняющих генофонд и беременных и т. д.

К факторам формирования здоровья причисляется образ жизни, к которому относит уровень производства и производительности труда; степень удовлетворения материальных и культурных потребностей; общеобразовательный и культурный уровни; особенности питания, двигательной активности, межличностных отношений; вредные привычки и т. д., а также состояние окружающей среды.

В качестве факторов потребления здоровья рассматривается культуру и характер производства, социальную активность индивида, состояние нравственной среды и т. д.

Восстановлению здоровья служат рекреация, лечение, реабилитация.

В условиях современной научно-технической революции большое количество причин приводят к определенной дезорганизации природных основ эффективной жизни личности, кризису эмоциональности, основными проявлениями чего являются эмоциональная дисгармония, отчужденность и незрелость чувств, ведущие к ухудшению здоровья и заболеваниям. Большое значения для здоровья имеет установка человека на долгую здоровую жизнь.

За рубежом и в нашей стране в последние годы формируется новое направление-психология здоровья, которое представляет собой синтез психологии и валеологии.

Психология здоровья – это новое научное направление, переживающее период развития и становления, раскрывающее новые способы самосовершенствования и самопознания. Целью психологии здоровья человека являются: поддержание и укрепление естественного здоровья, открытие новых возможностей организма с опорой на духовные основы и психологический фактор.

Актуальность развития психологии здоровья обуславливается всё возрастающими нагрузками на нервную систему человека связанные с информационным прессингом и понижающей поддержки общества. Так же сказывается негатив в межчеловеческих взаимоотношениях (разобщённость общества, религиозная и национальная рознь) - всё это вызывает эмоциональное напряжение, которое и приводит к возникновению ряда болезней.

§ 4. Здоровый образ жизни и психическое здоровье.

Итак, как уже отмечалось, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.

Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам зависит от его образа жизни. пишет: «Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни, на 20 % – от окружающей среды и лишь на 8 % – от медицины». По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55 % определяется условиями и образом жизни, на 25 % – экологическими условиями, на 15-20 % оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 10-15 % – деятельностью системы здравоохранения.

Охрана своего здоровья обязанность каждого человека, которая не по силам другим. Вредные привычки, избыточное или недостаточное питание, проживание во вредных экологических условиях приводят организм в плачевное состояние уже к тридцати годам.

Первостепенная потребность человека, определяющая его способность к труду и созиданию это гармоническое развитие психики и личности в целом. Это является предпосылкой к самопознанию, самоутверждению и счастью.

Здоровый образ жизни – это сложившаяся у человека рациональная организация бытовой, производственной и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющая реализовать свой скрытый потенциал.

В современной науке принято выделить ряд составляющих здоровья, в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье.

На биологическом (физиологическом) уровне здоровье предполагает равновесие функций всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Физическое здоровье – это нормальное состояние органов и всех систем, что в купе и составляет здоровье организма. К числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры.

На психическом уровне предполагает гармонию и равновесие личности, её устойчивости, уравновешенности, способности противостоять влияниям, которые нарушают её целостность. На психическое здоровье воздействуют система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности.

Психическое здоровье в первую очередь зависит от головного мозга, способности к мышлению и волевых качеств человека.

На социальном уровне на первый план выступает влияние социума на здоровье человека. Социальное здоровье личности зависит от соответствия личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенности семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). Социальное здоровье определяется моральными принципами, которые и являются основой социальной жизни человека.

Отличительными признаками социального (нравственного) здоровья является сознательное отношение к труду и деятельности коллектива , неприятие и неприязнь к привычкам, противоречащим моральным принципам. Человек полностью здоровый и психически, и физически может пренебрегать нравственными моралями и принципами (быть нравственно неполноценным).

На духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера.

Говоря о здоровье можно выделить три различных его вида, которые непосредственно связаны между собой: психическое, физическое и социальное.

Психическое здоровье в первую очередь зависит от головного мозга способности к мышлению и волевых качеств человека.

Физическое здоровье – это нормальное состояние органов и всех систем, что в купе и составляет здоровье организма.

Социальное здоровье определяется моральными принципами, которые и являются основой социальной жизни человека. Отличительными признаками социального (нравственного) здоровья является сознательное отношение к труду и деятельности коллектива, неприятие и неприязнь к привычкам, противоречащим моральным принципам. Человек полностью здоровый и психически, и физически может пренебрегать нравственными моралями и принципами (быть нравственно неполноценным).

Рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи.

Психическое здоровье это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условием окружающей действительности регуляцию поведении, деятельности.

Вопросы, касающиеся границ между психологической нормой и патологией, здоровьем и болезнью, до настоящего времени изучены далеко не полностью. Это объясняется, с одной стороны, отсутствием четких признаков, позволяющих различить отдельные психические проявления индивидуальной нормы и болезни, а с другой – динамикой психических нарушений.

были предположены следующие критерии психического здоровья:

1) причинная обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;

2) соответствующая возрасту человека зрелость чувств

3) максимальное приближение субъективных образов к отражаемым объектам действительности и отношение человека к ней

4) соответствие реакций силы и частоты внешних раздражителей

5) критический подход к обстоятельствам жизни

6) способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах

8) чувство ответственности за потомство и близких членов семьи

9) постоянство и идентичность переживаний в однотипных обстоятельствах

10) способность изменить способ поведения в зависимости от смены жизненных обстоятельств

11) самоутверждение в обществе (коллективе) без ущерба для остальных его членов

12) способность планировать и осуществлять свой жизненный путь

Необходимо отметить, что содержание понятия «психическое здоровье» не исчерпывается медицинскими и психологическими критериями. В нем также всегда отражены общественные и групповые нормы и ценности, регламентирующие духовную жизнь человека.

Условия, необходимые для поддержания психического здоровья:

Наличие чувства защищенности

Наличие смысла жизни

Уважение и самоуважение

Соответствие психических нагрузок уровню индивидуальной переносимости

Необходимость и возможность устранения эмоциональной напряженности.

Для поддержания психического здоровья необходимо стремиться к здоровому образу жизни , пропаганда его основ является обязанностью медицинского работника в соответствии с приказами Министерства здравоохранения РФ.

Здоровый образ жизни – это поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах , направленных на достижение физического и психического комфорта, укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил, обеспечение высокого уровня трудоспособности, активное долголетие.

Здоровый образ жизни предполагает:

Сознательную организацию условий труда

Чередование труда и отдыха

Рациональное сбалансированное питание, здоровый сон

Достаточную двигательную активность

Регулярную сексуальную жизнь

Наличие увлечений

Отказ от вредных привычек

Соблюдение правил личной гигиены

Бережное отношение к окружающей среде

Создание гармоничных условий в семье

Нормальные межличностные отношения в трудовом коллективе, с ближайшим окружением

Активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой

Избегание чрезмерного напряженных, приводящих к утомлению мероприятий и занятий

Создание комфортных условий труда и отдыха

Исходя из этого, можно сделать вывод, что здоровый образ жизни это - соответствие моральным нормам, активная жизнедеятельность и труд, защита своего психического и физического здоровья.

Обоснованием психологии здоровья является, понимание психического здоровья не негативным образом, а позитивным – как возможность к постоянному развитию и развитию личности. Психология здоровья рассматривается не как медицинское отношение, то есть отсутствие недостатков, а наличие некоторых преимуществ и возможностей.

Позитивные концепции к росту и развитию, предусматривают развитие человека и контроля своих действий, адекватной реакцией на любую ситуацию. Основа адекватного поведения это способность отличать реальные цели от желаемых и идеальных.

Основой зрелости личности выступает духовная ориентация, очищенная и самонаблюдением и самоконтролем своего душевного «я». Зрелость личности исходит из дисциплины ума, поступков и эмоций. Такая личность способна приводить в полное равновесие свои чувства, мысли и действия. Рассматривая личность как идеал человека, выделяются такие его характеристики, как ответственность и свобода, гармоничность и целостность, актуализация и реализация всех возможностей, согласованность личности с внутренним миром человека. Очень важным является стремление человека к естественности выражения самого себя.

Болезнь появляется при соотношении себя, с какой либо ролью и не пытаться ей быть, а создавать лишь видимость. Принимая во внимания все теории по личности человека, психология здоровья выходит за рамки любой из них. Психология здоровья в качестве научно-практического направления призвана расширять возможности восприятия и адаптацию поведения человека в жизненной среде. Расширение сознания приводит к пониманию человеком его особых способностей, которые могут возбудить желание жить полно, насколько позволяет ему не до конца осознанный и скрытый потенциал. Совершенствование человека процесс, не имеющий аналога или портрета идеальной личности. Потребность в развитие личности и её особой индивидуальности не знает границ и не имеет пределов. Психология здоровья ориентируется на идеальную жизнь в настоящем. Методы психологического воздействия делятся в зависимости от уровня развития сознания и общих потребностей того или иного человека. Уровни сознания можно рассматривать от практического идеала до нижайшей ступени, Эго. Эго возникает при искажении собственной личности, вследствие чего свой собственный образ истолковывается неверно.

Многие невольно путают состояние здоровьё и плохое самочувствие в определённый момент времени. Это не одно и то же плохое самочувствие может быть вызвано не только последствиями болезней, но и неудовлетворённостью состоянием души и психики. Очень многие расстройства связаны не с болезнью, а с душевным расстройством и различного типа беспокойствами. Чувства и переживания, которые ослабляют или усиливают ваше здоровье, связаны в основном с тем, во что верит человек и как относится к жизни, в общем. Чаще всего на чувства и настроения влияют субъективные факторы и отдельные вещи, окружающие в повседневной жизни. Как правило, колебание настроения связаны с очень низким уровнем психического осознания жизни и, в общем, здоровья. Причины того или иного настроение часто осознаются, и всё же воспринимается как беспричинное, хотя у каждого настроения есть своя причина пусть и незаметная с первого взгляда.

Контрольные вопросы для закрепления:

1. Медицинская психология как наука и области ее применения в клинической практике.

2. Проблемы общей и частной медицинской психологии.

3. Методы, используемые в медицинской психологии.

4. Значение знаний медицинской психологии для деятельности медицинского работника.

5. Понятие здоровья, его составляющие.

6. Здоровый образ жизни и его связь со здоровьем.

7. Пути поддержания здорового образа жизни.

Основные источники:

1. Петрова для медицинских специальностей: учеб. для студ. учреждений сред. проф. образования. 6-е издание. / . – М.: Издательский центр «Академия», 20с.

Дополнительные источники:

Жарова ответственность в профессиональной деятельности медицинских работников.// ГлавВрач. – 2011, №1.- URL: http://glavvrach. panor. ru. Дата обращения: 30.05.2012. Жарова, ответственность и правовые нормы в профессиональной деятельности медицинских работников.// RELGA – научно-культурологический журнал широкого профиля. – 2010, №7 (205). - URL: http://www. relga. ru/Environ/WebObjects/tgu-www. woa/wa/Main? textid=2621&level1=main&level2=articles. Дата обращения: 30.05.2012. Лавриненко и этика делового общения. – URL: http://www. syntone. ru/library/books/content/2367.html. Дата обращения: 16.02.2011.

4. Полянцева для средних медицинских учреждений . Учебное пособие - 6 изд. Серия «Среднее профессиональное образование ». - Ростов н/Д: «Феникс», 2013. – 414 с.

5. Профессиональные проблемы медицинского работника.– URL: http://chereshneva. ucoz. ru/publ/professionalnye_problemy_medicinskogo_rabotnika/1-1-0-3. Дата обращения: 30.02.2012.

6. Пси-фактор. Библиотека по практической психологии: портал. – URL: http://psyfactor. org/lybr. htm. Дата обращения: 16.02.2011

7. Психология ОНЛАЙН. Библиотека психолога: портал. – URL: http://www. psychological. ru/default. aspx? p=26. Дата обращения: 16.02.2011

8. Руденко. Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: «Феникс», 2012. – 560 с.

9. , Самыгин для медицинских специальностей. Серия «Медицина». - Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 634 с.

10. Элитариум: Центр дистанционного образования: портал. – URL: http://www. elitarium. ru.

11. Этика и деонтология среднего медицинского работника.- URL: http://www. meddr. ru/etika_i_deontologiya_srednego_medicinskogo_r//9000.html. Дата обращения: 16.02.2011

Медицинская (клиническая) психология - отрасль психологии, которая сформировалась на стыке с медициной, она использует знания психологических закономерностей в медицинской практике: в диагностике, лечении и профилактике заболеваний. Кроме изучения психики больного человека, к основным разделам предмета клинической психологии относится изучение закономерностей общения и взаимодействия больных и медицинских работников, а также изучение психологических средств воздействия на больных в целях профилактики илечения заболеваний. Мед.психологию можно разделить на: Общую клиническую психологию, которая разрабатывает проблемы основных закономерностей психологии больного человека, проблемы психологии врача и психологии лечебного процесса, а кроме того учение о взаимоотношениях психического и соматопсихического в человеке, рассматриваются вопросы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии; Частную клиническую психологию, раскрывающую ведущие аспекты психологии больных при определенных заболеваниях, а также особенностей врачебной этики; Нейропсихологию - служащую для решения задач установления локализации очаговых поражений мозга; Нейрофармакологию - исследующую влияние лекарственных веществ на психическую деятельность человека; Психотерапию - изучающую и использующую средства психического воздействия для лечения больного. Патопсихологию - также можно отнести к клинической психологии. И наконец, специальная психология - изучающая людей с отклонениями от нормального психического развития, которое связано с врождеными или приобретенными дефектами формирования нервной системы (тифлопсихология - слепых, сурдопсихология - глухих, олигофренопсихология - умственно отсталых).


По направленности психологических исследований (на выявление общих закономерностей либо на особенности конкретного больного) можно выделить общую и частную медицинскую психологию.
Общая медицинская психология изучает общие вопросы и включает в себя следующие разделы:

1. Основные закономерности психологии больного человека (критерии нормальной, временно измененной и болезненной психики), психологии врача (медицинского работника), психологии повседневного общения больного и врача, психологической атмосферы лечебно-профилактических учреждений.
2. Психосоматические и соматопсихические взаимовлияния.
3. Индивидуальность (темперамент, характер, личность), эволюцию и этапы ее постнатального онтогенеза (включая детство, отрочество, юность, зрелость и поздний возраст), аффективно-волевые процессы.
4. Медицинскую деонтологию, включающую вопросы врачебного долга, этики, врачебной тайны.
5. Психогигиену (психологию медицинских советов и консультаций, психологию семьи, психогигиену лиц в кризисные периоды их жизни (пубертатный, климактерический). Психологию брака и половой жизни. Психогигиеническое обучение, психотренинг взаимоотношений врача и больного.


6. Общую психотерапию.

Частная медицинская психология изучает конкретного больного, а именно:

1. особенности психических процессов у психических больных;
2. психику больных на этапах подготовки, выполнения хирургических вмешательств и в послеоперационный период;
3. особенности психики больных, страдающих различными заболевани-ями (сердечно-сосудистыми, инфекционными, онкологическими, гинекологическими, кожными и т.д.);
4. психику больных с дефектами органов и систем (слепота, глухота и т.п.
5.); особенности психики больных при проведении трудовой, военной и судебной экспертизы;
6. психику больных алкоголизмом и наркоманией;

7. частную психотерапию.

Можно выделить конкретные клиники, где находят практическое применение знания соответствующих разделов медицинской психологии: в психиатрической клинике - патопсихология; в неврологической - нейропсихология; в соматической - психосоматика.

Патопсихология изучает, по определению Б. В. Зейгарник, структуру нарушений психической деятельности, закономерности распада психики в их сопоставлении с нормой. При этом патопсихология использует психологические методы, оперирует понятиями современной психологии. Патопсихология может рассматривать задачи как общей медицинской психологии (когда изучаются закономерности распада психики, изменения личности психических больных), так и частной (когда исследуются нарушения психики конкретного больного для уточнения диагноза, проведения трудовой, судебной или военной экспертизы).

Близка к патопсихологии нейропсихология, объектом изучения которой служат заболевания ЦНС (центральной нервной системы), преимущественно локально-очаговые поражения головного мозга.

Психосоматика изучает влияние психики на возникновение соматических проявлений.

Из всего объема медицинской психологии в данном пособии основное внимание будет уделено патопсихологии. Патопсихологию следует отличать от психопатологии. Последняя является частью психиатрии и изучает симптомы психического заболевания клиническими методами, используя медицинские понятия: диагноз, этиология, патогенез, симптом, синдром и др. Основной метод психопатологии - клинико-описательный.

Основными задачами медицины являются: поддержание здоро­вой жизни человека, профилактика, лечение болезней и облегче­ние страданий пациентов.

Умения, навыки и практический опыт медика, и в том числе, фельдшера, медицинской сестры, в большинстве случаев позволяют им успешно справляться со своими профессиональными обязанностями.

Однако работа с пациентом заключается не только в лечении физических недугов, но и в умении разобраться в психологии пациента, особенно в тех отклонениях в психической деятельности, которые появляются как первичные заболевания (психические болезни), возникают под влиянием болезней тела (соматогенные психические расстройства) или, наоборот, провоцируют последние (психосоматические болезни). Медицина представляет собой профессию, в которой отношения строятся на уровне человек - человек. Понимание психологических основ этих отношений и дает медицинская психология.

Медицинская психология – раздел общей психологии, изучающий психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. В область исследования медицинской психологии входит:

а) широкий комплекс психологических закономерностей, связанных с возникновением и течением болезней;

б) влияние тех или иных заболеваний на психику человека;

в) обеспечение оптимальной системы оздоровительных воздействий;

г) характером отношений больного человека с микросоциальным окружением.

Медицинская психология является пропидевтикой (предварительный круг знаний о чем-нибудь) по всем клиническим дисциплинам; способствует не только улучшению необходимых контактов с больными, быстрейшему и наиболее полному выздоровлению, но и предупреждению болезней и охране здоровья. Условно медицинскую психологию подразделяют на общую и частную :

Общая медицинская психология изучае т следующее:

Основные закономерности психологии больного человека, психологии медицинского работника, психологии повседневного общения больного и медицинского работника, психологической атмосферы лечебных учреждений;

Учение о психосоматических и соматических взаимовлияниях;

Медицинскую деонтологию, вопросы врачебного долга, этики, тайны;

Психогигиену, объединяющую такие разделы медицинской психологии, как психогигиена семьи, брака, психогигиена лиц в кризисные периоды жизни, психогигиена обучения и воспитания ит.д.;

Психопрофилактику, предупреждение расстройств психической деятельности;



Психотерапию, как метод воздействия на психику больного, обеспечивающую устранение болезненных расстройств у больного;

Частная медицинская психология раскрывает ведущие аспекты врачебной этики при общении с конкретным больным и при определенных формах болезней. Главное внимание при этом обращается на:

Особенности психологии больного с пограничными формами нервно-психических расстройств;

Психологию больных на этапах подготовки, проведения хирургических вмешательств и послеоперационном периоде;

Особенности психологии больных, страдающих различными заболеваниями;

Психологию больных с дефектами органов и систем;

Медико-психологический аспект трудовой, военной и судебной экспертиз.

Кроме этих разделов медицинская психология включает в себя еще:

Нейропсихологию, которая изучает нарушения высших психических функций при локальных поражениях головного мозга.

Патопсихологю, которая изучает нарушения психической деятельности у больных с психическими расстройствами (психические заболевания, психопатии, неврозы).

Психосоматическая медицина

В 1818 году немец. Врач Хайнрот высказал мнение, что телесные болезни могут иметь душевные причины. Он был тогда просто осмеян коллегами за идею, представлявшуюся ошибочной. А ведь еще Сократ 2400 лет назад заявил: «Нет телесной болезни отдельно от души», а Платон, ученик Сократа, жаловался: «При лечении совершают большую ошибку, допустив существование врачей для тела и врачей для души, ведь одно неотделимо от другого».

Волнение обычно сопровождается сердцебиением, представление о еде вызывает слюноотделение и т.д. Неоднократно описывалось душевное состояние воинов в ожидании боя. В этих условиях у солдат наблюдались различные соматические нарушения, выражавшиеся в учащении пульса и дыхания, чувство озноба или ощущения жара, позывы на мочеиспускание и др. Указанные проявления представлений и эмоций являются нормальными и естественными, если они обусловлены трудной ситуацией и исчезают с переменой обстановки. При болезненных состояниях изменения в организме, вызываемые представлениями и эмоциями, могут быть более выраженными и более длительными или же совершенно не соответствующими психическими воздействиям (неадекватными). По результатам исследований, человек с крайне низким проявлением эмоциональности и тяжелой реакцией на стрессовую ситуацию, порождающую чувство подавленности, угнетенности, безнадежности, склонен к раковым заболеваниям. Человек же склонный к ишемической болезни сердца в стрессовой ситуации демонстрирует чувство враждебности, агрессивности.



Психосоматическая патология – это своеобразный соматический резонанс психических процессов.

«Плачет мозг, а слезы в желудок, в сердце, в печень… » - так образно писал известный отечественный врач Р.А. Лурия. По данным отечественных и зарубежных авторов от 30 до 50% пациентов соматических клиник нуждаются лишь в коррекции психологического состояния. К числу истинных психосоматозов относят:


Бронхиальную астму;

Гипертоническую болезнь;

Ишемическую болезнь сердца;

Язвенную болезнь 12-перстной кишки;

Язвенный колит;

Нейродермит;

Неспецифический хронический полиартрит.


Болезненные нарушения, возникающие под влиянием психических факторов, называются психогениями .

Когда психические расстройства вызываются соматическими причинами - соматогениями . Психогенные расстройства со стороны сердечно-сосудистой системы могут выражаться в изменении частоты пульса (тахикардия и брадикардия), нарушение ритма сердечных сокращений, повышение или понижение кровяного давления, ослаблении сердечной деятельности, обмороках. Нарушения со стороны дыхания проявляются в виде кашля, одышки, удушья. Многообразны нарушения желудочно-кишечного тракта – тошнота, рвота, запоры, изменения двигательной и секреторной деятельности желудка. Со стороны мочевыделительной и половой системы может быть психогенная задержка мочеиспускания, различные проявления половой слабости у мужчин и половой холодности у женщин.

Выделяют три механизма психогенного возникновения заболеваний:

1 «срыв» высшей нервной деятельности;

2 влияние механизмов внушения и самовнушения;

3 условнорефлекторно закрепившиеся патологические реакции и состояния.

В заболевании могут играть роль одновременно два или три этих механизма. Причины психогенных заболеваний могут присоединиться к физическим, химическим, биологическим факторам в этиологии заболевания (причины возникновения болезни).

Одним из наиболее существенных в проблеме психосоматических зависимостей является вопрос о том, - чем определяется место соматического нарушения при психогенных заболеваниях.

Факторы, предрасполагающие к психогенным заболеваниям:

а) наследственность, прежде всего в смысле создания в организме слабого места или места наименьшего сопротивления, которое в условиях психогенного воздействия поражается, прежде всего;

б) результат жизненного опыта, включая травмы, инфекции и др. заболевания, приводящие к ослаблению соматической системы;

в) активная деятельность системы при психогенном напряжении.

Социопсихосоматика здоровья

Социопсихосоматика – направление мед. Психологии, изучающее влияние психологических факторов на возникновение ряда соматических заболеваний в обществе. Условия жизнедеятельности населения не только напрямую воздействует на здоровье, но и стимулирует у людей стрессовые реакции, которые в свою очередь являются пусковым механизмом многих патологических процессов в организме. Научный анализ показал значение духовного неблагополучия людей как фактор риса заболеваний. Особенностью нашего времени являются факторы:

1. Бурный научно – технический прогресс.

2. Огромный лавинообразный поток информации.

3. Насыщенность человеческих отношений.

4. Ускоренный стремительный темп жизни.

5. Значительные изменения в экономической и политической жизни общества.

Все это приводит к психоэмоциональному перенапряжению человека, постоянному стрессу. Психоэмоциональные стрессы реализуют свое действие на организм, приводя в одних случаях к развитию таких психосоматических болезней как гипертоническая, язвенная болезни, сахарный диабет, бронхиальная астма, тиреотоксикоз, в других случаях – к развитию неврозов, неврозоподобных состояний, психических расстройств.

Неудовлетворенность жизнью, приводит к чрезвычайному стрессу, оказывающему повреждающее влияние на сердечно-сосудистую и иммунную системы. Чрезмерный стресс приводит к росту простудных болезней, гриппа, инфекционных заболеваний. Среди различных причин неудовлетворенности жизнью сильное негативное влияние на здоровье оказывает неудовлетворенность работой, жизненной перспективой, неопределенность будущего, - что способствует повышению в 2 раза частоты психических расстройств и телесных заболеваний.

Исследования говорят о том, что зачастую

ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

План

1. Внешняя и внутренняя картина болезни.

2. Заболевания сердечно-сосудистой и кроветворной систем.

3. Заболевания пищеварительной системы.

4. Заболевания дыхательной системы.

5. Заболевания кожи.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!