Образовательный портал - Varnavinschool

Анализ работы логопеда за год. Анализ работы учителя-логопеда за учебный год Анализ работы школьного логопеда за год

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №13 «РОДНИЧОК»

Анализ по коррекционно-развивающей работе

в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 7 лет

за 2016-2017 год

учителя-логопеда

Тропиной Татьяны Дмитриевны

пгт. Высокий, 2017

Организация коррекционно-логопедической помощи детям

В 2016-2017 учебном году коррекционно-логопедическая помощь была оказана 12 воспитанникам (согласно протокола заседания ТПМПК от 15. 13.11.2016 года).

В С Е Г О: -12 чел.

C ЗПР, общее недоразвитие речи - 1 чел.

С общим недоразвитием речи 3 уровня - 12 чел.

С общим недоразвитием речи 4 уровня - 1 чел.

Количество выпущенных детей в школу, получивших коррекционно-логопедическую помощь составило 3 чел. (Приложение 1)

С хорошей речью (100%) - 3 чел.

Количество детей, которые продолжают курс (2 год обучения) – 9 чел

Речевая готовность детей подготовительной группы, получивших коррекционно-логопедическую помощь к школе:

Группа компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет

(май, 2017 год)

Состояние звукопроизношения:

Высокий уровень (норма) – 38%

Низкий уровень - 62%

Состояние словаря:

Высокий уровень (норма) – 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень – 50%

Высокий уровень - 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень- 50%

Готовность к обучению грамоте:

Высокий уровень- 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень – 50%

Состояние связной речи:

Высокий уровень - 25%

Средний уровень- 25%

Низкий уровень – 50%

Группа компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет

(май, 2017 год)

Состояние звукопроизношения:

Выше среднего уровня - 50%

Низкий уровень - 50%

Состояние грамматического строя речи:

Выше среднего уровня - 50%

Средний уровень 50%

Состояние связной речи:

Выше среднего уровня- 50%

Средний уровень – 50%

Состояние словаря:

Выше среднего уровня - 50%

Средний уровень – 50%

Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения

Выше среднего уровня - 25%

Средний уровень - 50%

Низкий уровень – 2 5%

Коррекционная работа в 2016-2017 учебном году осуществлялась на основе «Адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет». Целью работы являлось создание оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР для реализации поставленных задач: формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия); практическое усвоение лексических и грамматических средств языка; развитие навыков связной речи; подготовка к обучению грамоте, что достигалось разноплановым систематическим воздействием, направленным на развитие речевых и неречевых процессов:

    создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и самомассаж, развитие речевого дыхания, коррекция звукопроизношения);

    развитие речеслухового внимания;

    развитие фонематического слуха;

    подготовка к анализу и анализ звукового состава слова;

    развитие слоговой структуры слова;

    расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;

    развитие грамматического строя речи;

    развитие фразовой и связной речи;

    развитие коммуникативных умений и навыков;

    развитие общей и мелкой моторики;

    развитие психических функций.

Коррекционно-развивающая деятельность

Коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи) для реализации поставленных задач была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2016-2017 учебный год. Разработаны и оформлены конспекты, презентации к лексико-грамматическим занятиям и связной речи, речевые карты, оформлены результаты диагностики состояния речи детей-логопатов.

В запланированные сроки был проведён мониторинг с целью выявления динамики развития речи в коррекционно-образовательном процессе каждого ребёнка, занимающегося в группе компенсирующей направленности.

Работа с педагогами, родителями

Целевым ориентиром образовательного учреждения на 2016 – 2017 учебный год является: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

Перспективным планом на 2016-2017 учебный год было предусмотрено проведение ряда организационно-методических, педагогических мероприятий.

С целью повышения педагогического мастерства для воспитателей дошкольного образовательного учреждения были проведены следующие мероприятия:

Консультации:

«Мнемотехника – метод развития речи детей дошкольного возраста»;

«Использование ТРИЗ в проведении занятий по развитию речи»;

«Особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного

возраста с ОНР»;

«Игровые приемы в обучении грамоте»;

«Формирование образности речи у детей старшего дошкольного возраста»;

Консультация-практикум «Учим стихи – развиваем память».

Собеседования с воспитателями об уровне знаний и умений детей их возрастной группы;

Для воспитателей группы компенсирующей направленности были проведены следующие консультации:

«Работа над развитием дыханием»;

«Формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»;

«Развитие грамматического строя речи. Игры с мячом»

«Игры для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»;

«Особенности развития словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР»;

«Проведение пальчиковой гимнастики и других упражнений для развития мелкой моторики у детей с псевдобульбарной дизартрией»;

Практикумы:

Практикум «Коррекционная работа воспитателя в логопедической группе» (в соответствии с ФГОС);

Семинар-практикум «Формирование правильного произношения»;

Семинар – практикум «Развитие фонематического восприятия через игры и игровые упражнения у детей дошкольного возраста»;

«Развитие слогового анализа и синтеза слов в игре»;

Беседа «О необходимости контроля за правильным произношением детей – логопатов в спонтанной речи»;

Индивидуальная беседа с инструктором ФИЗО «О необходимости проведения с детьми, имеющими спастическую форму псевдобульбарной дизартрии, упражнений на мышечную релаксацию».

Для родителей в течение учебного года были подготовлены и проведены консультации:

«Нарушения фонематического восприятия у детей дошкольного возраста»;

«Роль родителей в развитии речи детей»;

«Психологическая характеристика готовности к обучению в школе»;

Педагогическая гостиная «Развиваем речь детей с помощью ТРИЗ - игр»;

Конкурс среди родителей «Мама, папа, я – читающая семья»;

Семинар – практикум «Причины речевых нарушений. Участие семьи в коррекции речевого развития».

«В школу без дефектов речи»;

О необходимости формирования у детей – логопатов положительной мотивации к школе «Речевая готовность ребенка к школе»;

«Как же привить детям интерес к чтению и любовь к книгам?»

Индивидуальные беседы «Трудности и успехи вашего ребенка»;

Для родителей-логопатов в течение года проводились индивидуальные консультации, где рассматривались следующие вопросы:

Состояние речевого развития ребенка;

Приемы автоматизации звука в речи;

Приемы развития фонематического анализа и синтеза.

Приняла участие в подготовке и проведении 3 родительских собраний для родителей детей-логопатов.

Профилактическая работа

Мною проведено экспресс-обследование детей групп общеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 лет для определения состояния звукопроизношения воспитанников и с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи (приложение № 2).

На основании решения ТПМПК от 05.05.2016 г., от 14.11.2016г., от.05.2017 года в 2017/18 учебном году логопедическую помощь продолжат получать 14 детей (приложение № 3).

Повышение профессиональной квалификации

осуществлялось через участие:

В ПМП консилиумах ДОУ;

В работе ГМО;

Распространение педагогического опыта на мини-сайте (http://nsportal.ru/tatjana-0 ); https://infourok.ru/user/tropina-tatyana-dmitrievna;

Через работу с научной, методической литературой, знакомством с инновационными технологиями;

Курсы повышения квалификации;

В вебинарах, мастер-классах;

Через работу по самообразованию на тему «Использование интерактивной среды в логопедической работе по формированию артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста»;

Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете (систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР: для индивидуальных и фронтальных занятий, по развитию речи; пополнена картотека методических рекомендаций для родителей);

Подбор методической литературы для организации коррекционно-развивающего процесса.

Вывод: работа в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ТНР выполнена на 48%, в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет с ТНР выполнена на 85% (частые пропуски, низкая работоспособность и мотивация к занятиям, быстрая утомляемость, ММД. У детей диагноз общее недоразвитие речи (ОНР) 2, 3 уровня, псевдобульбарная дизартрия средней степени тяжести, ЗПР, моторная алалия. Логопатам с таким диагнозом требуется длительный срок для нормализации всех речевых компонентов) (приложение 4).

Учитель – логопед ________________________Тропина Т. Д.

Приложение1

Состояние речи детей МБДОУ ДС №13 «Родничок», выпущенных в школу и получивших логопедическую помощь, на май 2017 года

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Заключение ГПМПК на 2014-2015 учебный год (начало кор. курса)

Итог логопедической работы на май 2015 года

Примеча-ние

Приложение 2

Список детей группы общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет, посещающих

МБДОУ ДС №13 «Родничок»,

имеющих нарушения в звукопроизношении на май 2016 г.

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Примечание

Приложение 3

Состав группы компенсирующей направленности на 2016-2017 учебный год

Фамилия, имя ребенка

Дата рождения

Заключение ГПМПК

Анализ работы учителя-логопеда МБОУ СОШ №10

Улитиной Юлии Петровны

за 2013-2014, 2014-2015 уч. года

В процессе педагогической деятельности учитель-логопед школы решает следующие задачи:

1. Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи первоклассников.
2. Анализ устной речи и некоторых неречевых процессов учащихся и определение причин затруднений в овладении письменной речи.
3. Анализ письменных работ учащихся вторых, третьих и четвёртых классов.
4. Описание типологии ошибок, выявленных в письменных работах, в индивидуальные речевые карты.
5. Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.
6. Оценка эффективности логопедической работы детей, зачисленных на школьный логопедический пункт.
7. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся. Разъяснительная работа среди них по подготовке учащихся к ПМПК.

8. Работа по оформлению логопедического кабинета, изготовлению наглядных пособий, пополнению кабинета дидактическим материалом и его дальнейшей систематизации.

Для решения данных задач применялись следующие формы и методы:

1. Индивидуальное обследование ребенка.
2. Консультирование детей, родителей, педагогов.
3. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные, подгрупповые и групповые).

В кабинете логопеда на школьном логопункте за прошедшие 2 года проводилась следующая работа:

I . Диагностическая работа

Цель: Выявление детей с нарушениями устной и письменной речи.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:

1. Выявляются учащиеся из числа первоклассников с нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа грамматического строя речи, связной речи, обусловленной первичным речевым нарушением.

2. Выявляется группа школьников, испытывающих трудности в усвоении и овладении грамматических норм русского языка. Определяется характер и причина нарушения письма и чтения.
3. Определяются пути коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.

Основными способами получения информации о состоянии устной и письменной речи учащихся являются:
А) логопедическое обследование детей;
Б) анализ медико-педагогической документации. Анализ документации предполагает работу с тетрадями школьников, просмотр медицинских записей в карте ребенка.
В) анкетные опросы родителей и устные беседы с педагогами.
В рамках данного направления в течение учебного года проводится исследование уровня сформированности учебной деятельности по основным предметам (русскому языку, чтению.)
Г) в случае необходимости уточнения логопедического заключения учащегося с нарушением речи с согласия родителей, дети направляются в лечебно- профилактические учреждения для обследования врачами- специалистами или в психолого-медико-педагогическую комиссию.

Логопедическая диагностика учащихся проводится по следующим направлениям:
- звукопроизношение
- обследование состояния общей моторики
- исследование произвольной моторики пальцев рук
- обследование артикуляционного аппарата
- обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата;
- обследование фонетико-фонематических представлений
- звукового анализа и синтеза
- зрительного восприятия и узнавания
- пространственных представлений и ориентации
- общих представлений о предметах
- представлений о времени
- сформированность умения работать по словесной и письменной инструкции.
Диагностика сформированности речевой деятельности: владение техникой речи, состояния словарного запаса и представлений об окружающем. Для изучения данных видов деятельности детям предлагаются такие методики как: чтение текстов, пересказ, составление рассказа по картинкам, так же предлагаются тематические картинки и т.д.

Результаты работы учителя-логопеда с учащимися начальных классов за период с 01.09.2013 по 25.05.2015 г.

2013-2014уч.год

Обследовано

Зачислено

Отчислено

Оставлено

2-4 классы

2014-2015уч.год

Обследовано

Зачислено

Отчислено

Оставлено

2-4 классы

В первую очередь на школьный логопункт зачисляются те учащиеся, речевой дефект которых мешает успешному школьному обучению: дети с дислалией, с нарушением чтения и письма, обусловленными ОНР, НВОНР, ФФНР, а так же учащиеся с ОВЗ.
Дети комплектуются в подгруппы в соответствии с их речевым нарушением и разрабатываются перспективные планы работы и учебные программы, а также проводятся индивидуальные консультации с родителями.
Контроль посещения занятий осуществляют учитель-логопед, классный руководитель и родители.

По данному направлению проводится следующая работа: групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия, направленные на исправление нарушения звукопроизношения, коррекцию нарушений письменной речи, развитие самостоятельной связной речи, произвольной памяти и внимания, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, каллиграфии, артикуляционной моторики, совершенствование отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций и т.д. Занятия проводятся на основании проведенной предварительно диагностики и в соответствии разработанного индивидуального коррекционного плана работы на учебный год и учебных программ.

На логопедических занятиях широко применяются здоровьесберегающие технологии: используются физминутки, электронные физминутки (создана подборка электронных физминуток на CD диске), упражнения для глаз, динамические паузы, пальчиковая гимнастика с применением различных шариков, мячиков, грецких орехов, развитие мелкой моторики с применением палочек, зубочисток, круп. Используются упражнения для развития правильного речевого дыхания с применением трубочек для коктейля, флюгеров, пенопластовых шариков и др.
Применяется ароматерапия, элементы логоритмики, сказкотерапия с логосказками, Суджок терапия. Используются наглядно-дидактические материалы, настольные печатные игры, логопедические лото и т.д. На групповых занятиях по коррекции нарушения письменной речи для развития графомоторики и развития пространственной ориентировки проводятся графические диктанты с элементами штриховки. Используются самодельные маракасы, наполненные различными крупами, для определения глухости-звонкости звуков. Большой и маленький плюшевые медведи для определения твёрдости-мягкости звуков. Применяются пластмассовые крышки от бутылок трёх цветов: зелёный, красный, синий, для фонетического анализа слова.

Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Поэтому в систему обучения каждого ребенка включаются ИКТ, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя ученикам свободу выбора форм и средств деятельности. Для этого в кабинет приобретена компьютерная логопедическая программа коррекции общего недоразвития речи “Игры для Тигры“ разработанная Ларисой Рейновновной Лизуновой в Пермском краевом ИПКРО. Систематически используются логопедические игры на портале «Мерсибо» онлайн и на дисках. Приобретена в 2015 году в рамках программы «Доступная среда» компьютерная программа «Дельфа» для коррекции речи. Это позволяет более объективно и дифференцированно оценить возможности устной речи детей, составляет своеобразное ядро методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ, а также специальные приемы компьютерно-опосредованного логопедического воздействия оптимизируют процесс коррекции звукопроизносительной и просодической сторон речи детей и в целом содействуют гармонизации развития.

Пополняется копилка продуктивной деятельности: рисунки домиков гласных букв; цветы на настенных полянах с фотографиями детей и их ласковыми именами после внеклассных занятий “Назови меня ласково, мама!”; творческие графические диктанты.

С целью выявления нарушений чтения и письма у учащихся, а также с целью контроля произношения детьми поставленных звуков в самостоятельной речи, для установления контроля между учителем и логопедом в совместной работе по развитию речи и установления межпредметных связей логопедом посещаются уроки чтения и письма в первых классах. Учителям начальной школы даются рекомендации по развитию мелкой моторики на уроках, а также по проведению пальчиковой гимнастики.

Регулярно ведётся работа в составе школьного ПМПк, а именно: проводится обследование устной и письменной речи учащихся, представленных на комиссию, с выдачей логопедического заключения и рекомендаций по обучению. Каждый год логопед школы присутствует на ПМПК в качестве представителя школы. А также является ответственным за подготовку и проведение ПМПК в Правобережном округе.

В течение учебного года проводятся индивидуальные консультации для родителей по вопросам неуспеваемости учащихся по русскому языку, выявляются причины и даются рекомендации по их преодолению, по исправлению нарушения звукопроизношения, по подготовке детей к ПМПК.

Активная работа проводится по запросам педагогов, администрации, родителей. После консультирования, родителям даются рекомендации или направления для обследования врачами- специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом, ортодонтом) или в психолого-медико-педагогическую комиссию. Два раза в год проходят выступления на родительских собраниях. Оформлены стенды для родителей в фойе начальной школы “ ЛОГОПЕДиЯ” .

При подготовке к консультациям и беседам с родителями, педагогами осуществляется работа с методической литературой. При подготовке к индивидуальным и подгрупповым занятиям составляются конспекты занятий.

Вы ступления с докладами:

26.03.2014 г. Выступление с докладом «Формирование обще учебных универсальных действий через элементы моделирования на логопедических занятиях» на секционном заседании логопедов, дефектологов ОУ «Управление введением и реализацией ФГОС в образовательных учреждениях г. Иркутска: опыт, проблемы, перспективы» в рамках весенней сессии «Школа современного педагога и руководителя».

15.02.2014 г. награждена Всероссийским порталом интерактивных проектов «Учитель» благодарностью за качественную организацию работы по участию образовательного учреждения во Всероссийских олимпиадных проектах;

15.02.2014 г. ученик 2Б класса Улитин Антон награждён дипломом победителя 3 степени во всероссийском конкурсе предметных проектов для учащихся 2-4 классов. Номинация «Олимпиада по информатике». Руководитель Улитина Ю.П. награждена Благодарностью педагогу за подготовку ученика к участию во Всероссийской олимпиаде;

15.02.2014 г. ученик 2Б класса Улитин Антон награждён дипломом победителя 3 степени во всероссийском конкурсе предметных проектов для учащихся 2-4 классов. Номинация «Олимпиада для начальных классов». Руководитель Улитина Ю.П. награждена Благодарностью педагогу за подготовку ученика к участию во Всероссийской олимпиаде;

Февраль 2014 г участвовала в сетевом проекте для педагогов и руководителей «Учительская планета блогов и сайтов» в рамках IX городского образовательного форума «Образование Иркутска - 2014»;

25-27 марта 2014 г. приняла участие в работе «Школы современного педагога и руководителя». Тема «Управление введением и реализацией ФГОС в образовательных организациях г. Иркутска: опыт, проблемы, перспективы»;

12.04.2014 г. Улитина Анастасия награждена Дипломом 1 степени за научную статью, занявшую первое место в секции «Естествознание» региональной научно-практической конференции школьников «Иркутск и Иркутская область.Спорт и здоровый образ жизни» в Колледже бизнеса и права ФГБОУ ВПО «БГУЭП». Научный руководитель Улитина Ю.П.;

12.04.2014 г. Улитина Ю.П. награждена благодарственным письмом за участие в III региональной научно-практической конференции школьников «Иркутск и Иркутская область.Спорт и здоровый образ жизни» и сотрудничество с Колледжем бизнеса и права ФГБОУ ВПО «БГУЭП»;

24.04.2014 г. Улитина Анастасия ученица 9А класса награждена грамотой за 3 место в VII школьной НПК «Хочу всё знать!». Научный руководитель Улитина Ю.П.;

24.04.2014 г. Улитин Антон ученик 2Б класса награждён грамотой за 1 место в секции начальных классов в VII школьной НПК «Хочу всё знать!». Научный руководитель Улитина Ю.П.;

20.05.2014 г. ученики начальных классов, зачисленные на школьный логопункт,приняли участие в предметных олимпиадных анаграммах на Всероссийском портале интерактивных проектов «Учитель» в номинации «Начальные классы» под руководством учителя-логопеда Улитиной Ю.П. Итоги: Диплом 1 степени – 4 человека, Диплом 2 степени – 21 человек, Диплом 3 степени – 6 человек;

20.05.2014 г. Улитина Анастасия 9А кл. награждена дипломом 1 степени, Ощепков Александр 3Г кл. награждён дипломом 3 степени за участие в предметных олимпиадных анаграммах на Всероссийском портале интерактивных проектов «Учитель» в номинации «Экология» под руководством учителя-логопеда Улитиной Ю.П;

20.05.2014 г. Улитин Антон 2Б класс награждён Дипломом Победителя в Международной олимпиаде для начальных классов «Первые открытия» Центр дистанционного развития креативности Teachers .kz Наставник Улитина Ю.П.

Май 2014 г. награждена Дипломом за руководство учеником, представившим работу «Театр Петрушки на Руси» на Общероссийский фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» в Издательский дом «Первое сентября» г. Москва;

15.11.2014 г. Улитин Антон 3Б кл. награждён дипломом Лауреата во II городской научно-практической конференции среди 1-4 классов «Ступеньки открытий». Секция «Окружающий мир». Научный руководитель Улитина Ю.П.;

20.12.2014 г. Улитина Анастасия награждена Дипломом Призёра городской научно-практической конференции «Юность. Творчество. Поиск» секция «Биология». Научный руководитель Улитина Ю.П.;

13.02.2015 г участвовала в сетевом проекте для педагогов и руководителей «Учительская планета блогов и сайтов» в рамках X городского образовательного форума «Образование Иркутска - 2015»;

25-28.03.2015 г. Улитиной Анастасии ученице 10 класса присужден Диплом III степени XXI Региональной научно-практической конференции «Шаг в будущее» г. Усолье-Сибирское за исследовательскую работу

В статье представлен анализ работы за год учителя-логопеда коррекционной школы VIII вида.

В ходе осуществления и решения задач коррекционной логопедической работы за данный период велась плановая работа по следующим направлениям:

  • диагностическое;
  • коррекционно-развивающее;
  • консультативное;
  • организационное;
  • методическое.

Диагностическая работа

В начале учебного года было проведено комплексное обследование устной и письменной речи учащихся 1 – 7 классов с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи. Изучалось состояние неречевых процессов (мышления, памяти, воображения, творческих способностей, умения ориентироваться в пространстве и времени), уровень сформированности учебных навыков. Изучение велось путем обследования, наблюдения, тестирования.

Организационная работа

На логопедические занятия было принято 19 учащихся, из них:

  • 4 учащихся 1 класса,
  • 4 учащихся 3 класса,
  • 4 учащихся 4 класса,
  • 6 учащихся 5 классов,
  • 1 учащийся 7 класса.

На каждого ребёнка была оформлена вся необходимая документация, в том числе индивидуальный план развития ребёнка.

Дети-логопаты были укомплектованы в группы и подгруппы. Было составлено расписание занятий, определён перспективный план работы с каждой группой. В зависимости от речевого нарушения были сформированы группы и подгруппы со следующими речевыми патологиями:

п / п

ФИ учащегося

Кл.

Группа

Логопедическое заключение

Б. Егор Группа №1

Системное недоразвитие речи легкой степени

З. Станислав
П. Анастасия
С. Александр
П. Виктория Группа №2

Системное недоразвитие речи средней степени

Т. Илья
Х. Илья
Ч. Александр
Л. Виктория Подгруппа №3

Системное недоразвитие речи тяжелой степени

П. Яна
С. Максим Подгруппа №4

Дисграфия, обусловленная нарушением различных форм языкового анализа и синтеза

С. Юрий
Л. Иван Подгруппа №5

Оптическая дисграфия

Х. Михаил
Е. Андрей Подгруппа № 6

Аграмматическая дисграфия

Х. Екатерина
А. Татьяна Подгруппа №7

Акустическая дисграфия

С. Артем
М. Алексей Дислалия
А. Татьяна
С. Юрий

Расписание занятий составлялось с учетом классного расписания уроков и утверждено директором школы.

Коррекционная работа

Коррекционно-развивающая работа планировалась на основе результатов обследования, с учетом программного материала и индивидуальных возможностей учащихся. Результаты отражались в специальной речевой карте.
Согласно расписанию проводились групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия.

Индивидуальные и подгрупповые занятия старалась строить с учетом индивидуальных особенностей детей и их диагноза. На занятиях использовались дидактические игры для развития и закрепления словарного запаса детей, развития мелкой моторики и психических процессов.

Организация индивидуальной работы с учащимися

ФИ учащегося

Класс

Дни занятий

Время

М. Алексей Вторник 14.20. – 14.35.
Среда 14.20. – 14.35.
А. Татьяна Вторник 14.40. – 14.55.
Четверг 15.05. – 15.45.
С. Юрий Среда 14.45. – 15.00.
Четверг 14.20. – 14.35.

С улучшениями год закончили следующие учащиеся:

№п\п Фамилия, имяучащегося Результат
1 П. Виктория -расширился словарный запас;- поставлен [c], автоматизирован в слогах, словах.
2 Т. Илья - улучшилось состояние речевой моторики;
3 Х. Илья -улучшился фонематический слух;-расширился словарный запас.
4 З. Станислав - поставлен звук [ш], звук введен в речь.
5 П. Анастасия -расширился словарный запас;-стали реже наблюдаться нарушения грамматической

структуры предложения.

6 М. Алексей -улучшился фонематический слух;- улучшилось состояние речевой моторики.
7 С. Юрий - улучшилось состояние речевой моторики.
8 А. Татьяна - поставлен звук [л], на стадии автоматизации в словах.
9 С. Максим -выросла техника чтения;
10 Х. Михаил -при письме стал допускать меньшее количество ошибок.

Таким образом, 10 учащихся по окончанию учебного года имеют улучшения, что составляет 52% всех детей посещающих занятия.

Консультационно-просветительская деятельность

В течение 2015-2016 года проводилась консультативно-просветительская работа:

1. Выступления на педсовете школы «Организация логопедического сопровождения учебно-воспитательного процесса детей с ОВЗ», на заседании школьной ПМПк «Характеристика речи вновь поступивших детей в 2015-2016 учебном году».

2. Консультации, беседы педагогам школы «Роль учителя в формировании грамматически правильной речи», «Виды речевых нарушений, затрудняющих успешное овладение чтением, письмом», «Использование логопедических приемов на уроках русского языка, чтения, и развития речи», «Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков», «Развитие навыков звукобуквенного анализа у учащихся младших классов».

3. Консультации, беседы родителям «Информирование родителей о результатах логопедического обследования», «Обучение некоторым логопедическим приемам работы в семье», «Речевая подготовка детей к школе в семье», «Почему ребенок говорит неправильно, «Родителям о речи ребенка», «Что такое звуковой анализ и синтез и зачем они нужны?», «Учим детей рассказывать», «Развитие речи детей через общение и игру».

Самообразование

Индивидуальная тема самообразования: «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда».

На четвертом этапе в 2015 – 2016 учебном году была проделана следующая работа по использованию ИКТ в логопедической работе:

1. Систематизированы диагностические материалы, документация учителя-логопеда (отчеты, планы, речевые карты, списки детей и др.) в электронном виде.

2. Систематизированы по папкам картинки и презентации для коррекции звукопроизношения, пополнения словаря и развития грамматического строя и связной речи учащихся.

3. Создан банк данных компьютерных развивающих логопедических программ и игр.

4. Подготовлены и размещены на образовательные сайты следующие материалы:

Интернет-ресурс

Название материала

Серия, № публикации

Литературная викторина «Волшебный мир сказок» СЕРИЯ 138685-169809
Отчет о проведении «Недели логопедии» № публикации 1020
Всероссийский образовательный портал «Продленка» Конспект занятия «Прогулка в лес» СЕРИЯ 139244-196552
Всероссийский образовательный сайт «Логопедический портал» Конспект индивидуального логопедического занятия «Поездка в цирк» № публикации 1045
Всероссийский образовательный портал «Продленка» Проект «Чтение – вот лучшее учение» СЕРИЯ 139244-196548
Всероссийский образовательный портал «Продленка» Презентация проекта «Чтение – вот лучшее учение» СЕРИЯ 139244-196548

5. Принято участие в Международной педагогической конференции «Современные информационные технологии в практике работы педагога» на Всероссийском образовательном Портале «Продленка.орг». Название работы «Использование ИКТ в работе учителя-логопеда в коррекционной школе VIII вида»

Работа по улучшению оснащённости логопедического кабинета.

  1. Приобретение наглядных пособий «Ягоды», «Домашние животные».
  2. Изготовление картотеки дыхательной гимнастики.
  3. Пополнение раздаточного материала по коррекции акустической, оптической, аграмматической дисграфий.
  4. Пополнение раздаточного материала по развитию психических процессов.

Проанализировав логопедическую работу учителя-логопеда за 2015-2016 учебный год, результаты диагностики детей, можно сделать вывод, что задачи, поставленные в начале учебного года, решены; намеченные цели достигнуты.

Положительных результатов в логопедической работе удалось достичь благодаря тщательному логопедическому обследованию, установлению причин речевых нарушений, правильному логопедическому заключению, чёткому планированию логопедической работы в целом и составлению индивидуальных программ логопедического сопровождения, совместной работе с воспитателями и учителями, использованию в работе современных образовательных технологий и методик.

Анализ логопедического обследования на начало и конец 2015-1216 учебного года, а также проведённая логопедическая работа позволили сформулировать задачи на 2016-2017 учебный год:

  1. Продолжить коррекционную работу с учащимися, имеющими речевые нарушения, по своевременному предупреждению и преодолению трудностей в усвоении школьной программы.
  2. Подготовить сообщение о преодолении трудностей при обучении учащихся с дизорфографией с рекомендациями для родителей и педагогов.
  3. Продолжить разъяснение специальных знаний по логопедии через сайт школы среди педагогов и родителей обучающихся.

Царева С.В.,
учитель-логопед

Приложение №________

к анализу работы МБОУ

«Новоаганская ОСШ № 2»

за 2014-2015 учебный год.

Анализ работы учителя-логопеда за 2014-2015 учебный год.

Задачи на 2014-2015 учебный год:

3. Продолжить разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей обучающихся через сайт школы.

Работа на логопедическом пункте строится согласно инструктивным документам.

Инструктивное письмо Минобразования РФ определяет порядок организации деятельности логопедического пункта как структурного подразделения ОУ, который «создаётся в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера) в освоении ими общеобразовательных программ».

Основными задачами логопедического пункта являются:

Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися

общеобразовательных программ;

Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов и родителей

обучающихся.

Логопедическая работа в школе

условно делится на III этапа: диагностический, коррекционный и оценочный. Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.

Цели и задачи этапа:

1. Проведение первичного и углубленного обследования.

2. Оформление документации и планирование работы.

3. Сообщение результатов обследования всем участникам педагогического процесса (для совместной коррекционной работы).

На данном этапе работы предусмотрены беседы, обследование (первичное и углубленное) учащихся, анкетирование родителей.

По результатам обследования в августе и сентябре выявлены и заявлены на тарификацию 32 уч-ся, имеющие недостатки в развитии речи.

Результаты обследования речи показали в большей степени несформированность у детей 1 классов фонематического слуха, лексико-грамматической стороны и связность речи, а также бедный словарный запас.

В связи с сокращением штатной единицы до 0,5 ставки были зачислены 15 человек, скомплектованы для коррекционных логопедических занятий три группы с общим недоразвитием речи и ФФН из учащихся 1-х классов. Учащиеся с недостатками письменной речи получали помощь на индивидуальных и консультативных занятиях.

17 учащихся поставлены на очередь.

Педагоги были ознакомлены с результатами обследования речи уч-ся, с расписанием занятий, воспитатели ГПД и родители принимали активную помощь в организации посещения детьми логопедических занятий.

Родителям учеников-логопатов было доведено расписание занятий. Ими заполнялись анкеты для оформления необходимой документации. На каждого учащегося заведена индивидуальная и речевая карта.

По результатам беглого и углубленного обследования были составлены и утверждены планы работы: методический план и коррекционные (как индивидуальные, так и групповые).

Поставленные цели и задачи данного этапа решены в полном объеме.

Задачи этапа :

Устранение речевых нарушений;

Развитие устной и письменной речи до уровня, на котором ребёнок мог бы успешно обучаться в школе.

Обучение организовано с учетом речевого онтогенеза, индивидуальных и возрастных особенностей детей, системности и последовательности в подаче материала, комплексности при преодолении выявленных нарушений.

Кроме этого коррекционная работа II этапа с учащимися включала в себя:

Работу по интеллектуальному развитию (развитие мыслительной деятельности: памяти, восприятия, внимания);

Развитие мелкой моторики пальцев рук (игры с пальчиками, упражнения по обводке предметов, рисование по трафаретам, клеткам, закрашивание контурных изображений линиями, точками, вертикальными и горизонтальными штрихами, задания с пуговицами);

Развитие восприятия и понимания речи (постепенно усложняющиеся инструкции, бытовые и игровые ситуации, грамматические конструкции, расширение словарного запаса в соответствии с общепринятыми лексико-семантическими темами);

Развитие экспрессивной речи, формирование фразы, распространение (при помощи определений и однородных членов) и употребление в речи простых предложений.

В процессе работы учащиеся овладели анализом простых и более сложных слов. Они научились вслушиваться в звуки речи, сравнивать слова по звуковым моделям, находить в них сходство и различие.

На занятиях сочетались учебные, коррекционные и игровые методы работы, происходил постоянный звукобуквенный анализ и синтез на материале правильно произносимых звуков речи. Параллельно велась работа по обогащению словаря и развитию грамматического строя речи, развитию связной речи, закреплению навыков чтения и письма. Использовались компьютерные логопедические программы.

При организации коррекционной работы с детьми учитывалась «зона ближайшего развития» каждого ребёнка, как для детей с сохранным интеллектом, так и для детей с задержкой психического развития и учащихся с системным нарушением речи. Для последних процесс коррекции идёт очень медленно и долго, и в рамках начальной школы не заканчивается.

С учащимися проводилась следующая работа: артикуляционная гимнастика, упражнения на развитие мелкой моторики, на развитие правильного речевого дыхания с помощью «звуковых дорожек», упражнения на развитие фонематического слуха.

Задания давались в игровой форме с присутствием элементов соревнования, сосредоточенности, внимания, наблюдения, сравнения. Использовались наглядный, дидактический материал и компьютерные технологии.

Для первоклассников : наблюдение и поиск соответствующих букв, шнуровка, работа с пуговицами, штриховка, узнавание и печатание букв, выкладывание фигур, а затем и букв по образцу, выделение нужного звука из ряда слогов, слов, определение места звука в слове (начало, середина, конец), определение слогов в слове, слов в предложении, работа с деформированным текстом.

Для учащихся 2-3 классов : задания по звуковому составу слова, работа с речевыми профилями, зашифровка звука в словах, в предложениях, графическая запись слов, предложений, работа с деформированным предложением и текстом, работа с сигнальными карточками, методика медленного чтения вслух, работа над дикцией.

Задачи данного этапа решались на логопедических занятиях в течение всего учебного года. Учащиеся, успешно освоившие данный курс коррекционной программы и имеющие положительную динамику, выпускались из логопункта, на их место зачислялись другие учащиеся, нуждающиеся в логопедической помощи и ранее поставленные на очередь.

По мере необходимости проводилась консультативная работа с родителями или лицами, их заменяющими. Родители приглашались на беседу по сбору речевого анамнеза ребенка, проводились индивидуальные собеседования по контролю за выполнением домашних заданий.

К семинару по преемственности с ДОУ была представлена информация о речевом развитии поступивших в школу детях. Был дан анализ и характеристика речевых нарушений с дальнейшими рекомендациями в работе с данным контингентом учащихся.

Для речи учащихся с ОНР (3 уровня) характерны недостатки в развитии активного словаря, грамматическом строе речи, звукопроизношении. Они также нуждаются в развитии связной речи, мелкой моторики и психических процессов.

Анализ рисунков поступивших в 1 класс детей показывает то, что дети не видят мелких деталей, в рисунках человека отсутствуют глаза, уши, пальцы на руках. Нажим карандаша говорит о слабости мышечной моторики рук.

Отсюда даны участникам семинара были следующие рекомендации в работе с детьми:

Учителю: работать спокойно, без нервотрёпки, упрёков, порицаний. Не торопить ребёнка, пусть работает медленно. Постараться каждый раз найти, за что похвалить ребёнка. При неудаче повторять задания, давая аналогичные. Усложнять задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие. Не спешить получить результат, успех придёт, если ребёнок будет доверять вам, будет уверен в себе. Во время занятий с ребёнком не отвлекаться. Помнить, если не можете найти полчаса для такой работы в день, помощь невозможна.

Воспитателям и родителям: Соблюдать педагогический такт по отношению к детям-логопатам. Закреплять дома поставленные логопедом звуки. Заучивать с детьми скороговорки, чистоговорки, стихотворения с контрольными звуками. Следить за правильным произношением звуков детей-логопатов. Давать упражнения на развитие фонематического слуха, предупреждая этим возникновение дисграфии. Контролировать посещение детьми логопедических занятий.

В первом полугодии учебного года содействовала в подготовке документов на учащихся для районной ТПМПК. По результатам обследования на этих учащихся подготовлены логопедические Представления. В октябре, ноябре и декабре работала в составе районной комиссии согласно приказам МАУ «ЦРО».

В октябре присутствовала на районном МО учителей-логопедов и учителей-дефектологов.

10 февраля выступила с обобщением опыта работы «Роль логопедических занятий в развитии памяти детей-логопатов» на районном методическом объединении учителей-логопедов и учителей-дефектологов (г.п. Излучинск).

17 февраля участвовала в работе кустового семинара «Организация работы ПМПк в ОУ» (пгт Новоаганск).

Поддерживается тесная связь с родителями детей-логопатов, которые получают рекомендации по содействию в выполнении домашнего задания с ребёнком. Консультативную помощь за год получили 32 человека.

Задачи этапа:

Подведение итогов;

Проведение анализа коррекционной работы;

Определение перспективы дальнейшей деятельности.

По текущему учебному году получены следующие результаты:

Количество учащихся - логопатов

Устная речь

Письменная речь

(дисграфики)

Зачислено на логопункт

Выпущено из логопункта

Оставлено для продолже-ния занятий

Работа с детьми, имеющими нарушения речи, включает в себя коррекционно-педагогическое воздействие со стороны школы и родителей. Сотрудничество семьи и школы является необходимым условием успешности воздействия на ребенка. Непрерывная связь с родителями осуществлялась с помощью коллективной и индивидуальной форм работы.

В беседах с родителям объяснялось, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за:

Создание мотивации ребенка к занятиям дома, положительный настрой к педагогам;

Проведение занятий членов семьи с ребенком в разных формах;

Принятие дополнительных мер при наличии сопутствующих основному дефекту нарушений.

По мере необходимости проводилась индивидуальная работа с родителями. Они приглашались на собеседования по сбору речевого анамнеза ребенка, проводились индивидуальные беседы по контролю за выполнением домашних заданий.

По заявкам оказывалась консультативно-методическая помощь учителям школы. На школьном семинаре по преемственности между I и II ступенями прослеживалась интеграция детей-логопатов в основное звено школы. Результаты презентации «Фонематические процессы, как показатель успешности учащихся» опубликованы в «Логопедической страничке» на сайте школы.

Повышая свой профессионализм, участвовала в заочных конкурсах муниципального и федерального уровней. Результаты:

- «Диплом за III место во Всероссийском конкурсе презентаций «Консультация логопеда».

(ДП-№17022015-9)

- «Диплом участника во Всероссийском конкурсе презентаций «Лучший конспект логопедического занятия». (№ПП-13022015-3)

Победитель районного конкурса - «Диплом III степени в номинации «Лучшая учебно-методическая разработка для обучающихся с ОВЗ в школе».

(Приказ МАУ «ЦРО» от 24.02.2015г № 41).

На сайтеВсероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» опубликована статья: «Дифференциация согласных Ц-Ч». Получены Диплом и Сертификат о публикации. Материалы статьи на диске и в сборнике тезисов: 206-773-525/ОУ-12.

В настоящее время прохожу дистанционный курс повышения квалификации по теме «Профилактика и коррекция нарушений письма и чтения у детей».

Задачи на 2015-2016 учебный год:

1. Продолжить коррекционную работу с учащимися-логопатами по своевременному предупреждению и преодолению трудностей в усвоении школьной программы.

2. Подготовить сообщение о преодолении трудностей при обучении учащихся с дизорфографией с рекомендациями для родителей и педагогов.

3. Продолжить разъяснение специальных знаний по логопедии через сайт школы среди педагогов и родителей обучающихся.

Анализ работы

учителя – логопеда за 2016-2017 учебный год

Цель: создание условий для предупреждения неуспеваемости, обусловленной различными нарушениями устной и письменной речи.

Исходя из цели деятельности логопеда определены задачи: 1) коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся; 2)своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости учащихся, обусловленной имеющимися у них отклонениями в речевом развитии, 3)оказание консультативной помощи учителям и родителям.

Работа проводилась в соответствии с целями и задачами, представленными в плане, по четырем направлениям:

    Организационному,

    Диагностическому,

    Коррекционно-развивающему,

Для занятий использовались различные кабинеты (отдельного помещения нет), подобран и систематизирован материал для занятий; дидактический материал пополнен пособиями для индивидуального пользования:

    Набор «Логопедки»

    Пособия серии «Уроки логопеда»

    Рабочие материалы «Коррекция дисграфии»

    Христоматия стихов «Шипим, свистим, рычим»

    Диагностический комплект

    Домашние тетради «Учим звуки»

    Комплекты развивающих карточек

Разработаны и реализованы адаптированные программы по логопедии:

    1 класс Поморова Алена (

    3 класс Машукова Карина (Программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения, развитию фонетико фонематических и лексико грамматических представлений, развитию связной речи)

    7 класс Ермалаев Даниил (Программа индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения, развитию фонетико фонематических и лексико грамматических представлений, развитию связной речи)

Планирования были проверены и утверждены администрацией школы. Составлено и утверждено расписание занятий.

С января ведется документация:

1. Регистрационный журнал обследования устной и письменной речи учащихся.

2. Журнал консультаций.

3. Речевые карты.

4. Журнал логопедических занятий

В течение года работа проводилась в тесном взаимодействии со специалистами школьной и районной ПМПК, педагогами, психологом. На заседаниях ПМПК проходило обсуждение проблем коррекции, выработка единого подхода к коррекционной работе, отслеживание результатов. Проводились консультации с педагогами, посещение уроков с целью наблюдения за детьми логопатами.

Составлен перспективный план развития кабинета.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

1. Планируемый объем работы на 2016-2017 учебный год выполнен.

2. В МКОУ Новотроицкая ООШ в целом созданы условия для процесса коррекции речевых расстройств.

3. На конец года по результатам обследования все дети логопаты показали положительную динамику.

4. Материально-техническая база удовлетворяет требованиям «Положения о логопедических пунктах».

5. Продолжить использование ИКТ в коррекционно-просветительской работе.

Учитель – логопед Ляхно С.А. /____________/

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!