Образовательный портал - Varnavinschool

Золотой век русской поэзии – кратко. Презентация "золотой век русской литературы" Золотая эпоха русской литературы

ВВЕДЕНИЕ

«Вторая половина XIX в. – время большого подъема русской культуры. Он тесно связан со сдвигами в экономической и политической жизни страны. Крушение крепостного права и проведение крестьянской реформы 1861г. свидетельствовали о том, что Россия сделала шаг по пути превращения из феодально-крепостнической монархии в монархию буржуазную…. Изменяется общий экономический облик страны...Сложные процессы, происходившие в социально-экономическом развитии России второй половины XIX в., обусловили особенности общественно-политической жизни пореформенного периода... Во второй половине XIX в. разночинцы вытесняют передовых дворян в революционном движении. На пореформенные годы приходится разночинский период русского революционного движения, на смену которому в середине 90-х годов пришло массовое рабочее движение, возглавленное социал-демократией.

Во второй половине XIX в. решительно увеличивается удельный вес писателей, ученых, художников, музыкантов – выходцев из разночинской интеллигенции…». . Примером может служить деятельность Н.Г.Чернышевского (1828-1889) и Н.А.Добролюбова (1836-1861), чей вклад «в развитие литературы и искусства огромен. Н.Г.Чернышевский (в диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», в «Очерках гоголевского периода русской литературы», в других работах) тесно связывал проблемы эстетики с задачами преобразования действительности…. Чернышевский выдвинул в своей диссертации тезис: «Прекрасное есть жизнь»; «прекрасно то существо, в котором мы видим жизнь такою, какова должна быть она по нашим понятиям». Значение искусства Чернышевский видел в воспроизведении «интересных для человека явлений действительной жизни». Кроме воспроизведения жизни, он придавал искусству и другое значение – ее объяснения. Еще одно значение искусства – «приговор над изображаемыми явлениями». Эстетическую программу Н.Г. Чернышевского разделял и Н.А.Добролюбов, понимавший литературу как «выражение общества».

Жизнь эпохи 60-х годов взывала к поиску новых форм художественного изображения, диалектически совмещающих в себе утонченный анализ с динамичным, постоянно «перенастраивающимся» синтезом. В литературу входит новый герой – изменчивый и текучий, но сохраняющий при всех переменах верность самому себе, глубинным основам своего «я», своей неповторимой индивидуальности. Это герой, стремящийся снять роковое противоречие между словом и делом. Активный и целеустремленный, он пересоздает себя и окружающий мир в процессе творческого взаимодействия с окружающей средой. Новый герой является перед читателями в самых разных обличиях, в живом многообразии человеческих характеров, связанных с особенностями художественной индивидуальности писателя, с его общественными убеждениями.

«Новый человек» Толстого, например, в чем-то полемичен по отношению к «новым людям» Чернышевского, а герои Чернышевского полемичны по отношению к тургеневскому Базарову. В их противостоянии друг другу заявляет о себе общественная Борьба, определяется основной ее водораздел между идеалами революционной демократии, с одной стороны, и разными формами либерально-демократической и либерально-аристократической идеологии, с другой. Но вместе с тем все герои Толстого и Достоевского, Тургенева и Гончарова, Некрасова и Чернышевского, Писемского и Помяловского остаются детьми своего времени, и время это накладывает на них свою неизгладимую печать, роднит их между собою».

ВЕЛИКИЕ ПИСАТЕЛИ ЗОЛОТОГО ВЕКА

19 век – знаменательный век в русской литературе. Он дал миру такие великие имена, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой… Литература этого времени четко делится на два периода: первая половина 19 века и вторая половина 19 века. Художественные произведения этих периодов отличаются идейным пафосом, проблематикой, художественными приемами, настроением.

А.Н. Островский по праву считается реформатором, привнесшим много нового в русскую драматургию. Новаторство его сказалось в том, что он круто повернул русский театр к жизни и к ее актуальным социально-нравственным проблемам. Островский первым обратился к жизни русского купечества, обрисовал быт и нравы этого огромного слоя российского общества, показал, какие проблемы существуют в нем.
Кроме того, именно Островский стал «разработчиком» психологической драмы, показывающий внутренний мир героев, волнения их души. Пьесы этого драматурга наполнены символикой.

Все эти черты найдут продолжение в пьесах Чехова и драматургов 20 века. И.С. Тургенев вошел в историю не только русской, но и мировой литературы как непревзойденный психолог и художник слова. Этот писатель известен прежде всего как автор романов «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин» и другие.

Кроме того, он является создателем стихов в прозе, полных лиризма и глубоких раздумий над жизнью, и других прозаических произведений. Определяя главную особенность своего творческого пути, Тургенев говорил: «Я стремился, насколько хватало сил и умения добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить то, что Шекспир называл самый образ и давление времени». Классик сумел показать в своем творчестве чистоту любви, силу дружбы, страстную веру в будущее своей Родины, уверенность в силе и мужестве русского человека. Творчество истинного художника слова предполагает множество открытий.

Все творчество Ф.М. Достоевского - это художественное исследование человека, его идеальной сути, его судьбы и будущего. Человек Достоевского - это существо, потерявшее целостность, это человек в разладе, в несовпадении с действительностью и с самим собой. Можно сказать, что герой Достоевского – это мятущийся герой, который постоянно находится в поисках себя.

Этот путь полон страданий, крови, греха. Но всегда это – мыслящий человек, пытающийся познать себя. В своем отрицании и Бога и жизни герой Достоевского намного честнее, чем многие «верующие» и «добропорядочные» люди.

Персонажи Достоевского кровно связаны с Богом, хотя часто и отрицают его. Сами того не ведая, они часто проходят путь многих евангельских святых, буквально «перестрадав» свою веру.

Мир Достоевского – это мир «униженных и оскорбленных». Взгляд писателя обращен именно к ним, обнажая жизнь и страданья этих людей. Во многом, поэтому Ф.М. Достоевского называют «великим русским гуманистом». Изображение духовного роста человека, «диалектики души» - самое, пожалуй, характерное в творчестве Л.Н. Толстого. Эта художественная особенность прослеживается на протяжении всего творческого пути писателя. Толстой пишет так, что ясно видно: чем больше влияет на человека светское общество, тем беднее его внутренний мир, человек может достигнуть внутренней гармонии в общении с народом, с природой. Толстой убежден, что сословные преграды угнетающе действуют на развитие характер. Герои Толстого не чужды противоречий, в них происходит упорная внутренняя борьба, но лучшие душевные качества никогда не изменяют им. Интуитивная душевная чуткость Наташи, благородство Пьера,аналитический ум и моральная красота князя Андрея, тонкая душа княжны Марьи - все это объединяет героев «Войны и мира», несмотря на индивидуальность каждого характера. Можно сказать, что всех лучших героев Толстого объединяет богатство душевного мира и стремление к счастью. Все произведения А.П. Чехова не только очень реалистичны, но в них еще и заложен глубокий философский смысл. «Пошлость пошлого человека» - это то, против чего всю жизнь боролся писатель. Протест против обыденщины, мещанства - главное в его произведениях. Одни герои писателя стремятся вырваться из этого «заколдованного круга» (три сестры из одноименной пьесы), другие покорно погружаются в эту трясину, постепенно усыпляя свою душу (док тор Старцев из «Ионыча», например).

Первая треть XIX в, в развитии русской литературы характеризуется сменой романтического метода, в котором исключительный герой действовал в исключительных обстоятельствах. Важнейшими составляющими этого метода явились романтический конфликт и романтический герой, противопоставленный окружению, которое ниже, грубее героя. Точка зрения автора, его идеология практически совпадала с идеологией главного героя. Хотя романтизм открыл для литературы природу, но природу исключительную (море, океан, непроходимые леса, пустыня) — природа так и не стала родной, близкой в творчестве романтиков. Роль фона и окружения для романтического направления тоже была подчиненной, несколько статичной. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, неся в своем творчестве отчетливый след романтизма, которому они отдали дань в раннем творчестве, повернули русскую литературу в реалистическое русло. Формулой реализма является отражение типических характеров в типических обстоятельствах, объективность в интерпретации действительности, противопоставленная в этот период субъективности романтизма. Открытия А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя являются открытиями русского реализма. Во-первых, объективность, являющаяся во многом основой реализма, появилась в связи с тем, что автор и герой стали разными образами - в «Евгении Онегине» отчетливо проявлялась позиция автора (Пушкина) и позиция героя (Онегина). Во-вторых, позиция автора и героя могла быть близкой, но могла и сильно различаться (Нехлюдов не Толстой, тем более Базаров очень сильно отличается от Тургенева), отсюда и появление авторской интонации, авторского иронического, сатирического и другого субъективного отношения к герою реалистического произведения. В-третьих, кроме основного конфликта человека и общества для развития сюжета огромное значение имеет диалогический конфликт (Онегин и Ленский), открытый реализмом Пушкина. Новое содержание, отразившее в художественной форме проблемы века, должно было иметь и новую жанровую форму. В данном случае роман в стихах, роман открытой формы (с незавершенным финалом). Это произведение имело и особую языковую форму, показавшую степень развития русского литературного языка.
В поэзии, драматургии, прозе Пушкина были заложены зерна будущего расцвета реализма в русской литературе. В разные периоды развития русской литературы писатели обращались к опыту Пушкина, осознавали через десятилетия эстетическую значимость его творений.
Укрепление и дальнейшее развитие русского реализма было отражено в творчестве писателей «натуральной школы» {И. С. Тургенев, А. Н. Островский, А. И. Герцен, И. А. Гончаров, Н. С. Лесков, ранний Ф. М. Достоевский, ранний Л. Н. Толстой и др.).
Для этого течения в русском реализме была характерна демократизация героев, изображение быта низших слоев русского общества. Особенностью писателей «натуральной школы» является углубление диалогического конфликта, они открыли новый тип конфликта человека и системы, обогатили русскую литературу разработкой микроконфликтов. Для писателей этого периода был характерен новый взгляд на крестьянскую жизнь и на судьбу «маленького человека» (Д. В. Григорович, Н. А. Некрасов, И. С. Тургенев и др.). В их произведениях описывается депоэтизированная действительность (курная изба, угол в квартире, запущенные квартиры), не случайно они считали свои произведения «физиологическими очерками». Они дали глубоко реалистические описания чиновничей, купеческой, крестьянской, разночинной среды. Именно в это время появляются новые для русской литературы жанры социальной повести, социально-психологического романа. Таким образом, не дворянская среда, а гуща народная становится в это время центром русской литературы.
Психологизм М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя был развит писателями второй трети XIX века, что отразилось в показе внутреннего мира человека, в теме взаимоотношения человека с природой; теме загубленных талантов и самой жизни человека из народа. 40-60-е годы XIX века были временем наибольших споров о путях развития России, что отразилось в творчестве русских писателей, деятельности литературных критиков (В. Г. Белинский, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и др.). Полемика развернулась на страницах журналов «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения». Проблема героя и проблема народа в литературе становились чрезвычайно актуальными в связи с обострением внутриполитической жизни России и с общественно-исторической ситуацией - поражением в Крымской войне. Идеологические столкновения привели к тому, что обозначились две противоборствующие (пока в журналах) силы — тех, кто желал реформ, и тех, кто звал «Русь к топору». В 60-е годы XIX века симпатии были на стороне последних и «Современник» стал рупором революционной демократии.
Полемика вокруг романа Тургенева «Отцы и дети» -яркий пример непримиримости не только критических мнений, но идеологических воззрений. Образ героя-разночинца в русской литературе будет развиваться в творчестве Н. С. Лескова, А. Ф. Писемского, но наиболее полно он проявится в романах Ф. М. Достоевского. Этот герой найдет свое отражение в творчестве Н. А. Некрасова. Решению проблемы народного характера были посвящены пьесы А. Н. Островского.
Последняя треть XIX в. характеризуется таким мощным расцветом реализма, который повлиял на развитие всей мировой литературы. Это время было эпохой расцвета жанра романа, отразившего жизнь пореформенной России во всем многообразии ее социального состава: крестьянства, чиновничества, городской бедноты, разночинного люда, а также аристократической верхушки общества. Русские писатели рассматривали в своем творчестве не только социальные, но и религиозные, философские проблемы. Соединение и художественное отражение их посредством психологического анализа привели Л. Н. Толстого и Ф. М. Достоевского к показу не только русской действительности, но и к обобщениям философского характера. Глубочайшее проникновение Достоевского в психику человека, в процесс рождения сначала идеи, а затем закабаление человека идеей предвосхитили свойственные модернизму XX века художественные искания.
Психологизм и историзм Толстого отразили новый философский взгляд на роль народа и личности в истории, на развитие семьи как малой части самого общества, на устои буржуазного общества - бюрократического в своей основе - и глубоко чуждого человеку. Диалектика души, как и диалектика поступков, выраженные Л. Н. Толстым, стали высоким мерилом художественности и философского искания истины. Добро, истина, справедливость - вот что ищут и находят лучшие герои его произведений (Пьер Безухов, Наташа Ростова, Нехлюдов, Левин), они являют собой тип активных, развивающихся личностей.
Сатира на существовавший строй отразилась в творчестве М. Салтыкова-Щедрина. Посредством гротеска и сатирической фантастики он создавал реалистические характеры («История одного города», «Господа Головлевы»). История распада семьи в «Господах Головлевых» не менее трагична, чем в «Анне Карениной» Л. Н. Толстого.
От крупных романов исторического, философского характера русская литература вновь обращается к малым и средним жанрам эпоса в творчестве А. Чехова. Именно этот писатель вошел в мировую литературу как создатель «новой драмы» и вдохновитель создания нового театра. «Новая драма» отрицала единый конфликт и сквозных положительных и отрицательных героев, она вовлекала читателей и зрителей в сотворчество при осознании и понимании драмы.
История мировой литературы является бесконечным процессом взаимодействия и взаимовлияния. Открытия одной национальной литературы откликаются в другой, как бы далеки они не были. Общечеловеческое стремление к добру, красоте, справедливости вечно в человеческой душе и в литературе. В процессе изучения русской литературы вы неоднократно обращались к выдающимся произведениям мировой, в первую очередь, западноевропейской литературы. Известно, что английская, французская, немецкая, испанская литературы влияли на развитие русской литературы. Следы этого воздействия наблюдаются в творческом методе, в стиле, образной системе, жанрах произведения русских писателей и поэтов.
Перевод, переложение, творческое использование жан-рово-стилевых, идейно-тематических открытий русской литературы широко представлены в произведениях казахских писателей. Главное направление творческих связей с русской литературой было определено Абаем. Он, как впоследствии все, кто обращался к русской литературе, знал русский язык и читал произведения русской литературы в оригинале. Эта особенность казахских писателей одействовала ускорению процесса восприятия русского литературного опыта и выработке новых и ярких стилевых ешений в казахской литературе. С того момента как Абай ворчески переложил на казахский язык «Евгения Онегина», прошло всего пятьдесят лет, а казахская литература, не знавшая до этого жанров эпической прозы, представила миру роман-эпопею Мухтара Ауэзова.
Какими бы разными ни были пристрастия казахских писателей и поэтов, они обращались, по примеру классиков, к творчеству Пушкина и Толстого. Эти две вершины русской литературы - вершина выражения в слове русского национального, народного духа и вершина выражения общечеловеческого пути к истине - стали для казахских писателей маяками мастерства и служения своему народу.

Тема нашего сегодняшнего урока - «золотой век» русской культуры. Для этого мы поймем, какой период русской культуры имеется в виду и почему он называется «золотым». Узнаем историю происхождения данного понятия и особенности его развития.

Тема: Русская литература XIX века

Урок: Золотой век русской культуры

Понятие «золотой век» - метафорическое, и чтобы понять смысл этой метафоры, нужно вспомнить, откуда возникло прямое значение. Оно отведет нас в древность, в античность, в греческую мифологию, где возникло представление о «золотом веке» как об особом состоянии жизни людей и богов, когда они жили в гармонии. Эти мифологические представления были зафиксированы античными авторами. В первую очередь, речь идет о греческом поэте Гесиоде

и его поэме «Труды и дни», в которой он говорит только о поколении людей, сотворенных богами. Это было время, когда Кронос, или Хронос в греческой традиции, а в римской - Сатур сотворил особый род «золотых людей». Намного позже римский поэт Вергилий

в поэме «Энеида» употребит именно это выражение - «золотой век», имея в виду теперь не качества людей, а качество времени. Его же современник Овидий

в поэме «Наука любви» иронически вспомнит о «золотом веке», говоря о том, что нынче за все приходится платить золотом, потому что живем мы в «золотом веке».

С течением времени именно римскую литературу стали называть «золотой». Расцвет римской культуры I века до н.э. получил название «золотого века» римской культуры, литературы и был связан с несколькими явлениями. С одной стороны, с проблемой латинского языка, который в то время приобрел особое качество своей классической завершенности. Нечто подобное будет происходить и в русской литературе начала XIX века. С другой стороны, это была эпоха особого покровительства наук и искусств. Первый римский император Октавиан Август

поддерживал писателей: Горация, Вергилия - особенным образом создавая благоприятные условия для развития литературы, культуры.

Когда же речь идет о русской культуре начала XIX века, то есть резон напомнить о том, что Герцен,

размышляя о своеобразии исторического пути русской культуры, который она прошла со времен Петровских преобразований до начала XIX века, со свойственной ему красотой выражений заметит, что на Петровский призыв к образованию через сто лет Россия ответит гением Пушкина. И в этом смысле, действительно, то, что мы называем «золотым веком» русской культуры, начинается с первых десятилетий XIX века и наиболее отчетливо, может быть, проявилось в завершенности ансамбля северной столицы, Петербурга. Именно в это время Петербург приобретает тот классический вид, который мы помним, в первую очередь, по Пушкинскому роману «Евгений Онегин». И действительно, архитектор Захаров

выстраивает здание адмиралтейства,

Рис. 7. Здание адмиралтейства в Петербурге ()

от которого отходят центральные проспекты Петербурга.

О классическом веке в истории русской культуры, которую принято еще называть Петербургской частью её истории. И совсем не случайно. Ведь в центре событий окажется сам город Петербург с очень не большой историей, потому что его основание приходится на начало XVIII века. В строительстве Петербурга XVIII века преобладающим архитектурным стилем был стиль барокко. Так, выстраивается Петропавловский собор

Рис. 8. Петропавловский собор в Петербурге ()

Рис. 10. Франческо Растрелли ()

выстраивает Зимний дворец,

Рис. 11. Зимний дворец в Петербурге ()

Екатерининский дворец.

Рис. 12. Екатерининский дворец в Петербурге ()

А вот к концу XVIII началу XIX века сама по себе идея России как империи начинает подчеркиваться утверждением другого архитектурного стиля - классицизма. И если в литературе русский классицизм наиболее ярко выразился в середине XVIII века, то в архитектуре и живописи наиболее значительных достижений этот стиль обнаружит именно в начале XIX века, с одной стороны. С другой стороны, он и завершит собою архитектурную организацию Петербурга. Действительно, в этом смысле есть резон напомнить о строительстве адмиралтейства, построенного архитектором Захаровым. Оно оказалось некой точкой, от которой лучами отходят в разные стороны основные проспекты Петербурга, и в первую очередь, Невский, где в первой четверти XIX века завершает его оформление Казанский собор,

Рис. 13. Казанский собор в Петербурге ()

построенный архитектором Воронихиным,

причем по модели Рима, в данном случае, по модели собора Петра,

Рис. 15. Собор Петра в Риме

выстроенного Микеланджело.

Рис. 16. Буонарроти Микеланджело ()

И опять возникают античные, римские ассоциации. Конечно, особого разговора требует дооформление Васильевского острова

Рис. 17. Васильевский остров в Петербурге ()

с постройкой на нем здания биржи, которая должна была уравновесить водные и островные пространства. Для этого выбирается все тот же античный греческий стиль: биржа выстраивается в стиле античного храма. И, наконец, особая тема - это творчество архитектора Карла Росси, у которого возникла удивительная возможность выстраивать не отдельные здания, как это было обычно, а выстраивать целые городские ансамбли, в стилях которых превалирует все тот же классицизм. Непременные портики, колонны, арки, непременные соразмерность, гармоничность архитектурных частей. Словом, то самое, что незаметным образом отражалось не только в архитектуре, а и в литературе. Потому что как раз в это время в формировании русского литературного поэтического языка будет превалировать именно эта тенденция: стремление к ясности, к гармоничной точности, завершенности. И в этом отношении мы действительно обнаруживаем примету этого классического направления, стиля.

Французский архитектор Тома де Томон

выстраивает здание биржи в виде огромного античного храма.

Рис. 19. Здание биржи в Петербурге ()

выстраивает свои знаменитые ансамбли: Александрийский театр

Рис. 21. Александрийский театр в Петербурге ()

со знаменитой улицей Росси,

Рис. 22. Улица Росси в Петербурге ()

Михайловский замок,

Рис. 23. Михайловский замок в Петербурге ()

Рис. 24. Здание Синода в Петербурге ()

И все это будет архитектура, выстроенная в стиле классицизма, что заставляет вспомнить греко-римскую традицию. И в этом отношении, действительно, возникало ощущение того, что, как минимум, Петербург на глазах превращается в некое подобие Римской империи. Также есть резон напомнить, что одновременно это был не только город, связанный с имперской темой. Ведь с возможностью выстраивать не отдельные дома, а целые архитектурные ансамбли Петербург превращался в некое произведение искусств. И тогда возникала другая ассоциация: северные Афины, если иметь в виду Грецию как некий символ, связанный с темой искусства, философии, науки и культуры. Следует заметить, что созданная Академия художеств

Рис. 25. Академия художеств в Петербурге ()

ориентировала и архитекторов, и художников на воссоздание классического стиля. Стоит вспомнить таких личностей, как Карл Брюллов,

если иметь в виду создателей грандиозных по замыслу полотен: «Последний день Помпеи»,

Рис. 28. «Последний день Помпеи» ()

Рис. 29. «Явление Христа народу» ()

Более скромных портретистов Ореста Кипренского,

Василия Тропинина.

Если говорить о развитии живописи в эту эпоху «золотого века», то есть резон обратить внимание на грандиозность замыслов наших живописцев и культурную плотность. Потому что эти живописные замыслы оказывают свое влияние и смысловое давление на других авторов, писателей например. В этом смысле достойно отдельного замечания то, что выдающиеся шедевры, скажем, Карла Брюллова «Последний день Помпеи», это не только грандиозное само по себе полотно, выполненное в блестящей классицистической манере с точностью изображения, мастерством, необычайного свойства тонкостью. «Золотой век» является золотым не только потому, что авторы тут достигают максимального совершенства формы, но отличаются и глубиной замыслов. Так, глядя на это полотно, Гоголь задумывается над тем, что необходимо сегодняшнему писателю в качестве сюжета, идеи такого порядка, чтобы оно захватило собою всех. Потому что картина Брюллова сделана таким образом, что взорвавшийся Везувий приводит в ужас огромное количество народа. И этот самый страх, который одновременно сплачивает людей и заставляет их действовать как некую одну силу, оказался крайне важным для Гоголевского «Ревизора»,

Рис. 32. Комедия «Ревизор» Николая Гоголя ()

ведь там нет любовной интриге, а всё завязано на страхе героев. А вот, например, картина Иванова «Явление Христа народу» несла в себе мистический оттенок, потому что при своей огромности зритель оказывался включенным в саму картину, и Христос как бы действительно шел к вам навстречу, что абсолютной аккомпанирует другой гениальной задумке Гоголя: «Мертвые души».

Рис. 33. Поэма «Мертвые души» Николая Гоголя ()

По замыслу автора, это была такая книга, которая должна была из нас всех «мертвых» душами сделать людей с душами «живыми». Поэтому грандиозность этих идей, которые возникают и у живописцев, и у писателей, в их взаимодействии является одной из особенностей «золотого века».

А если иметь в виду музыкальную культуру, то невозможно не вспомнить гениальное творчество Михаила Глинки.

Когда мы смотрим на этот пласт русской культуры, связанной с архитектурой, живописью, то тут не просто ощутимы эти классицистические греко-римские традиции, они тут приобретают свой классический характер, завершая собою ту самую идею открытого окна в Европу, о которой мечтал Петр.

С другой стороны, легко заметить, что именно эти авторы, архитекторы в будущем будут восприниматься как создатели национальных стилей в том или ином виде искусства. И поэтому совсем не удивительно, что в 1825 году близкий друг Пушкина Петр Плетнев,

известный поэт, литературный критик, преподаватель русской словесности, ректор Петербургского университета, в одной из статей, опубликованных в альманахе Дельвига «Северные цветы», напишет небольшой обзор, связанный с развитием русской поэзии за последние десятилетия, припомнив творчество Жуковского,

Батюшкова

Рис. 38. Константин Батюшков ()

и завершив разговором о гениальном Пушкине,

Рис. 39. Александр Пушкин

который, по мнению автора статьи, «первый поэт «золотого века» нашей словесности (если непременно надобно, чтобы каждая словесность имела свой «золотой век»)». Плетнев, конечно, имеет в виду тот самый «золотой век» римской литературы, поэтому в том окружении, в котором оказались Петербургские писатели и деятели культуры в начале XIX века, это ощущение близости к римской классической традиции золотого её века были вполне понятны и очевидны.

А вот намного позже, уже в 30 годы XX века, в Париже русский поэт и эмигрант Николай Оцуп

напишет статью, посвященную «серебряному веку» в истории русской культуры и литературы, в которой попытается обозначить грань, возникшую между «золотым» и «серебряным веком» литературы. Он оттолкнулся от мысли французского писателя и эссеиста Поля Валери,

рассуждающего о своеобразии русской литературы XX века. Он был поражен огромным количеством талантов, которые удивительным образом просияли в XIX веке, имея в виду «вершинных» авторов и их «вершинные» достижения: Пушкина, Гоголя, Лермонтова, Толстого, Достоевского.

Он сравнивал это чудо русского искусства с тем, что происходило когда-то в развитии античного театра, когда буквально за столетие три драматурга создали всю европейскую драматическую традицию. Он сравнивал эту эпоху с эпохой Возрождения, с её титанами. И вот Николай Оцуп, размышляя о том же, собирает в «золотой век» всю русскую литературу в её мировом контексте. Но обнаруживает границу, отделяющую XIX век от будущего модернистского XX где-то в 80-е годы XIX века. Таким образом, действительно, возникло более широкое представление о «золотом веке» русской литературы, которое включает в себя представление обо всей литературе XIX столетия.

В конце концов, можно говорить о том, сто существует узкое, более конкретное и исторически оправданное представление о «золотом веке», которое связанно с русской культурой и литературой первой четверти XIX века. То время, которое вошло в историю русской культуры как Пушкинское время. А это, с одной стороны, эпоха во многом выстраивающаяся как подведение итогов всего предшествующего XVIII века. А с другой стороны, она важна здесь как эпоха формирования национальных традиций, школ, потому что мы привычно называем Пушкина основоположником русского литературного языка и новой русской литературы. Мы традиционно называем Глинку, современника Пушкина, основоположником русской музыки основоположник национальной композиторской школы.

А вот когда этот «золотой век» понимается в расширительном смысле, то тогда, конечно, приходится вспомнить весь XIX век и включить туда не только Пушкинскую эпоху, но и Толстого, Достоевского, Чехова. И тогда становится понятно, что это своего рода итог «золотого века» в том отношении, что эта русская культура и литература приобретает характер звучания. Это уже не только национальные достижения, а выход русской культуры на мировую арену.

Последующая эпоха, эпоха Декаданса, эпоха модерна, кладет определенную границу между возникшей классической традицией XIX века и началом XX века.

С другой стороны, в узком смысле, поскольку все-таки речь идет о пушкинской эпохе, действительно впервые прозвучавшей золотой век русской словесности был в первую очередь связан с поэтами начала XIX века, и, если вспоминать Плетнева, речь идет о поэзиях Константина Батюшкова, Василия Жуковского, Александра Пушкина, то мы с некоторой очевидностью обнаруживаем определенного рода кольцевую композицию, связанную со странной вспышкой поэзии в начале XIX века с одной стороны и не менее странной по масштабу, по объему дарований, по количеству поэтов, которое как бы вдруг случится в конце XIX в начале XX века. В этом смысле «золотой» и «серебряный» века русской поэзии вполне симметрично укладываются в начало XX и в начало XX века, потому что в середине мы обнаружим русскую прозу, где действительно становление русского реализма в середине XIX века будет связано не сколько с поэзией, сколько с прозой. Хотя почти ровно в середине века (в середине 50-х годов) выйдут три сборника трех удивительных поэтов: это будет первый сборник Некрасова,

это будет первый большой сборник Тютчева

Рис. 48. Федор Тютчев

и сборник Фета.

И действительно, получается так, что эти три автора оказываются ровно в середине, между «золотым» поэтическим веком русской литературы и «серебряным». И они окажутся такими авторами, которые особенным образом соединят два этих поэтических века, два расцвета русской поэзии.

Есть резон напомнить, что, собственно, история русской поэзии черпает свои истоки с XVIII века. В 30-е годы XVIII столетия благодаря усилиям Ломоносова,

Тредиаковского,

Рис. 51. Василий Тредиаковский ()

чуть позже у Сумарокова

Рис. 52. Александрр Сумароков ()

возникнет особая система стихосложения: классическая, так называемая, силлабо-тоническая. А к концу XVIII века особого развития достигнет то, что принято называть «дворянской культурой». Причем тут речь идет не обязательно о каких-то высших ее проявлениях, а бытового уровня. Будет принято писать стихи, сочинять музыку, и не для того, чтобы это непременно публиковать или быть замечательными писателями. Это будет бытовая культура. Можно вспомнить «дамские альбомы», в которых кавалеры должны были непременно писать стихи дамам. И именно на такой фазе высококультурного дилетантизма могла вырасти та высочайшая поэтического стиха, которая сложится усилиями поэтов начала XIX века.

1. Сахаров В.И., Зинин С.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. М.: Русское слово.

2. Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень) 10. М.: Дрофа.

3. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / под ред. Ланина Б.А. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни) 10. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ.

1. Проанализируйте творчество поэтов и писателей «золотого века» русской культуры. На примере нескольких произведений покажите характерные для этого периода особенности.

2. Подготовте доклад о значении и влиянии «золотого века» русской культуры для современного периода.

3. * Составте сравнительную таблицу всех направлений «золотого века» русской культуры. Найдите общие черты.

Золотой век русской литературы

К XIX веку русская литература достигла небывалых высот своего развития. Литературный скачок, почву для которого подготовили авторы XVII - XVIII веков, дал русской литературе мировую известность.

XIX век называют Золотым веком русской литературы. Это крылатое выражение берёт начало в статье критика и публициста М.А. Антоновича «Литературный кризис», в которой он хвалил творчество данного периода за единство стремлений и интересов. И хоть в этой же самой статье, написанной в 1863 году, Антонович подразумевает литературу периода А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя и утверждает, что в его дни в литературе царит «век железный и даже глиняный», термин «золотой век» в литературоведении применяется по отношению ко всему XIX веку.

Замечание 1

Как утверждал литературовед В.Б. Катаев, «между рождением Пушкина и смертью Чехова уместился целый век, золотой век русской классической литературы. Они стоят словно у двух концов единой неразрывной цепи - в её начале и в конце».

Начался Золотой век русской литературы с установления романтизма и сентиментализма, а закончился господством реализма и декадентства.

Писатели-прозаики золотого века

Золотой век русской прозаической литературы составили писатели-классики.

Определение 1

Классическая литература - все произведения эпохи, считающихся образцовыми и задающие канон своего жанра.

К данной эпохе относят творчество Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, А.С. Грибоедова и других. Классиком драматургии является А.Н. Островский.

Развитие русской прозы началось с творчества Пушкина и Гоголя, которые создали в своих произведениях типы героев, впоследствии встречающиеся в произведениях других авторов на протяжении всего XIX века:

  • «Маленький человек» - образ обычного человека, не выделяющегося своим социальным положением, происхождением или чертами характера, но всегда доброго и безобидного. Первым «маленьким человеком» стал Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» Пушкина. Не менее известен Акакий Башмачкин, главный герой «Шинели» Гоголя;
  • «Лишний человек» - образ человека, не вписывающегося в общество. Образцом такого героя в русской литературе является Евгений Онегин из одноимённого романа в стихах А.С. Пушкина. Название данного типа взято из произведения И.С. Тургенева «Дневник лишнего человека».

Большое влияние на русскую литературу XIX века оказали европейский романтизм, представителем которого был, например, вдохновлявший А.С. Пушкина английский поэт Байрон, а также творчество писателей-просвещенцев (XVIII век).

Определение 2

Романтизм - литературное направление, для которого было характерно изображение идеального мира и героя, борющегося с обществом.

От российских литературных традиций XVIII века Золотой век перенял публицистичность и любовь к сатире. Писатели обличали пороки и недостатки современного им общества и всегда держали руку на пульсе. Поэтому, когда в Российской империи наступил кризис крепостничества и возникли большие противоречия между народом и властью, литература отозвалась на эти масштабные исторические изменения сменой господствующего направления. Приблизительно в середине XIX века началось становление русского реализма.

Определение 3

Реализм - литературное направление, объективно и правдиво воспроизводящее окружающую действительность.

Общественно-политическая проблематика, поразительная точность и искренность и тонкий психологизм отличали произведения Достоевского, Толстого, Тургенева, Гончарова - писателей, творивших после произошедшей в 1861 году отмены крепостного права. Последователями этих идей стали А.П. Чехов и М. Горький.

Помимо политических идей в произведениях авторов Золотого века находили отражение вечные ценности и высоконравственные идеи. Утверждалась свобода личности, заострялось внимание на моральных проблемах.

В конце XIX века, когда в умах россиян начали крепнуть революционные идеи, реализм уступил первенство декадентству.

Определение 4

Декадентство - литературное направление, отличающиеся пессимистическими, упадническими взглядами, безверием.

Некоторые из самых значимых произведений Золотого века:

  • «Война и мир» Льва Николаевича Толстого;
  • «Преступление и наказание» и «Идиот» Федора Михайловича Достоевского;
  • «Мёртвые души» Николая Васильевича Гоголя;
  • «Герой нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова;
  • «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева;
  • «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова;
  • «Евгений Онегин» Александра Сергеевича Пушкина.

Золотой век русской поэзии

Золотым веком русской поэзии считается первая треть XIX века. Центральной фигурой здесь являлся А.С. Пушкин.

К этой эпохе относятся также поэты пушкинского круга (1810 - 1830-ые годы): Е.А. Баратынский, К.Н. Батюшков, А.А. Бестужев, А.А. Дельвиг, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, В.К. Кюхельбекер, А.И. Одоевский, К.Ф. Рылеев и другие. Всего 19 поэтов.

Завершился золотой век русской поэзии творчеством Ф.И. Тютчева и Н.А. Некрасова.

Важно уточнить, что понятие «поэты пушкинской поры» не только и не сколько хронологическое, а, скорее, идеологическое. Потому что, например, М.Ю. Лермонтов, тоже современник Пушкина, в своих произведениях поднимал совершенно другую проблематику. В идеологии поэтов пушкинской поры важна была «подлинность душевной жизни». Эта поэзия очень часто была связана с общественно-политической жизнью страны (многие из перечисленных поэтов были связаны с декабристами).

Большое влияние на эту эпоху оказала реформа русского литературного языка, проведенная Н.М. Карамзиным. Он отказывался от использования церковнославянского языка, пользуясь в своих произведениях только средствами современного ему русского языка, но используя в качестве образца грамматику французского. Благодаря работе Карамзина в русском языке появилось множество новых слов, таких, например, как «влюблённость», «ответственность», «человечный» и другие.

Замечание 2

Сторонники карамзинской реформы объединились в закрытое литературное общество «Арзамас», которое боролось с отжившими себя традициями.

Не менее сильным толчком для развития русского литературного языка стало творчество Александра Сергеевича Пушкина, чей роман в стихах «Евгений Онегин» был признан ни много ни мало «энциклопедией русской жизни». Для многих поэтов и писателей именно Пушкин стал учителем и наставником; его идеи находили продолжение в произведениях других поколений литераторов.

Перу поэтов Золотого века принадлежат произведения о любви и природе, пропитанные философскими размышлениями. Именно в XIX веке за писателями и в особенности за поэтами утвердился статус пророков, просвещающих и обучающих своих читателей.

Какой период русской культуры называют Золотым веком? Ответом на этот вопрос служат небывалые вершины в архитектуре, музыке, живописи, театре, достигнутые Россией в XIX веке. Наиболее крупный вклад в мировую культуру в этот век внесла русская литература.

Архитектура Золотого века

После победы в Отечественной войне 1812 г. ведущим в России становится стиль, названный русским ампиром.

Ампир (от франц. – “империя”) – стиль позднего классицизма, для которого характерна предельная монументальность и использование военной эмблематики.

Самые известные архитектурные сооружения Золотого века русской культуры 19 века:

  • Казанский собор (А. Н. Воронихин);
  • Адмиралтейство (А. Д. Захаров);
  • Александринский театр (К. И. Росси);
  • московский Большой театр (О. И. Бове).

Рис. 1. Казанский собор в Петербурге.

В 30-50-е гг. XIX века на смену классицизму приходит “историзм” или “эклектика”.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Эклектика – направление в архитектуре, использующее сочетание различных исторических архитектурных стилей.

В России эклектика ярче всего представлена русско-византийским архитектурных стилем:

  • Храм Христа Спасителя;
  • Большой кремлевский дворец;
  • здания железнодорожных вокзалов в Москве и Петербурге.

Музыка Золотого века

Становление русской классической музыки и национальной музыкальной школы связано с именем М. И. Глинки. Он стал автором первых русских опер: “Жизнь за царя” и “Руслан и Людмила”.

В XIX веке русская музыка прославилась и другими великими композиторами:

  • Н. А. Римский-Корсаков;
  • П. И. Чайковский;
  • А. Н. Скрябин.

Живопись Золотого века

В начале XIX века изобразительное искусство в России было представлено двумя основными направлениями: классицизм и романтизм.

На классических полотнах использовались библейские и мифологические сюжеты:

  • “Медный змий” Ф. А. Бруни;
  • “Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора” А. А. Иванова.

Романтизм представлен работами О. А. Кипренского и С. Ф. Щедрина.

Сплав классицизма и романтизма представляет собой творчество знаменитого русского художника – К. П. Брюллова.

💡

На картине “Последний день Помпеи” изображен и сам К. П. Брюллов (с ящиком красок).

Рис. 2. Последний день Помпеи. К. П. Брюллов.

Во второй половине XIX века ведущим направление в живописи становится реализм.
Самые известные работы этого периода:

  • “Охотники на привале” В. Г. Петрова;
  • “Бурлаки на Волге” И. Е. Репина;
  • “Боярыня Морозова” В. И. Сурикова.

Театр в эпоху Золотого века

В 1824 г. была образована труппа Малого театра в Москве. В 1832 г. начал действовать Александринский театр в Петербурге.

Романтизм и сентиментализм постепенно уступают ведущую роль реализму. Основоположником реализма на русской театральной сцене является знаменитый актер – М. С. Щепкин.

Театр являлся одним из самых доступных видов искусства и пользовался большой популярностью в русском обществе. Реалистические традиции в актерском искусстве развивали следующие выдающиеся актеры:

  • М. П. и О. О. Садовские;
  • Г. Н. Федотова;
  • М. Н. Ермолова.

Литература Золотого века

В XIX веке появилась и поднялась на недосягаемую высоту классическая русская литература. Сентиментализм (Н. М. Карамзин) и романтизм (В. А. Жуковский) в 30-е гг. сменяется реализмом. У истоков русского реализма стоят А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь.

Рис. 3. Портрет А. С. Пушкина, худ. О. А. Кипренский.

💡

Парадоксальным образом начало Золотого века в литературе приходится на годы реакции и жестокой цензуры Николая I.

Вторая половина XIX века – расцвет русской литературы с ее горячей проповедью христианской нравственности, справедливости и правды. Кратко о Золотом веке русской культуры 19 века в литературе говорят знаменитые имена русских писателей:

  • Л. Н. Толстой;
  • Ф. М. Достоевский:
  • А. П. Чехов;
  • И. С. Тургенев.

Что мы узнали?

XIX век стал Золотым веком русской культуры. Русские поэты и писатели, архитекторы, композиторы и художники внесли огромный вклад в развитие мировой культуры. Важная особенность русской культуры Золотого века – тревога за судьбы родины и всего человечества.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 560.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!