Образовательный портал - Varnavinschool

Почему лирический герой не может сохранить письмо. «Сожжённое письмо» А


Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо».

В своем творчестве поэт А.С. Пушкин всегда обращался к волнующим его темам. Это темы свободы, творчества, поэта и, конечно же, любви. Ведь Пушкин - прежде всего поэт-лирик. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В его стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая деталь, потому что только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний.

Стихотворение «Сожженное письмо» относится к одному из лучших примеров любовной лирики. Это произведение поэт написал, будучи в ссылке в Михайловском, во время работы над «Евгением Онегиным». А в минуты тягостных раздумий он вспоминал Е.К. Воронцову, которая произвела на него огромное впечатление. Пушкин получал от нее письма, об одном из которых, вполне возможно, он пишет в своем стихотворении «Сожженное письмо».

Это стихотворение рисует картину сожжения лирическим героем письма любимой. Письмо дорого автору, он обращается к нему, как к живому существу: «Прощай, письмо любви. Прощай! Она велела…».

Читатель видит перед собой взволнованного человека, который собирается «предать огню» все, что было ему дорого, сжечь «все радости свои». Ему жаль расставаться с любовным посланием, он колеблется, но «Час настал, гори письмо любви».

Это стихотворение проникнуто болью и горечью уже с самого начала. Герой оставляет за возлюбленной право на выбор, даже если он не в его пользу. Кажется, что у лирического героя не остается ни на что сил, но он тверд в выполнении желаний любимой: «…прощай: она велела». И опять же прощается герой не с письмом, а с любовью, которая его покидает. Настроение лирического героя не равномерно. Едва успокоившись, он тут же снова начинает страдать; это видно, благодаря тому, что автор использует восклицательные предложения и умолчание.

Сюжет стихотворения, в общем-то, прост: любимая женщина потребовала от поэта, чтобы он уничтожил ее письмо, что он, собственно, и делает; письмо сгорает, поэт грустит.

В соответствии с сюжетом в стихотворении три части. Первая и третья части занимают по 4 стиха, а вторая - три двустишия. Первая часть - монолог поэта, обрекающий письмо на гибель; третья часть - монолог, обещающий сожженному письму - пеплу - бессмертие. Таким образом, части первая и третья противоположны, как понятия "смерть" и "бессмертие".

В конце стихотворения поэт обращается уже не к письму, как в начале стихотворения, а к тому, что от него осталось, к «пеплу милому». Образ любимой проступает для автора сквозь пепел. В самом пепле он видит черты любимой. Он просит у него остаться «век со мной на горестной груди». Тем самым, мы понимаем, что письмо сгорело, но чувства поэта еще не превратились в пепел, ему больно и трудно. Пепел - воспоминание о радостном и горьком. Воспоминание становится пеплом.

Все стихотворение вообще написано в достаточно быстром темпе. Чувства автора выражены без особых поэтических тропов, лишь при помощи восклицаний, придающих картине сожжения письма моментальность. Почти в каждой строке используется градация. Например:

Минуту!.. вспыхнули! пылают - легкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Переживания лирического героя читателю помогают понять и многочисленные эпитеты: «жадное пламя», «милый пепел», « бедная отрада», «унылая судьба», «горестная грудь». Пепел Пушкин называет «милым», а также «бедной отрадой», так как это единственный след, единственное воспоминание о сгоревшей любви, без которой лирический герой не видит счастья в своей «унылой судьбе».

В первых трех четверостишиях рифма парная (смежная), а в последнем трехстишии, две строки рифмуются по тому же принципу, что и в четверостишиях, а последняя строка не имеет рифмы. Мне кажется, что автор этим хотел показать, что от горя и разочарования у героя опускаются руки. Рифма в стихотворении мужская, строфика - одиннадцатистишье.

В этом произведении невозможно четко определить жанр. Оно сочетает в себе определенные черты романса, и даже элегии. Но его можно назвать и посланием, так как в нем присутствует обращением к «письму любви».

Как уже говорилось в стихотворении «Сожженное письмо» автор обращается к теме любви. Но в нем просматривается и тема прощания. Сожженное письмо - символ прощания с любовью.

Я считаю, что стихотворение «Сожженное письмо» - это настоящий шедевр русской любовной лирики: наполненный великими переживаниями, но вместе с этим необычайно лаконичный.


Подобные документы

    Встреча с А.П. Керн: "Я помню чудное мгновенье". Стихи, посвященные Е.К. Воронцовой ("Талисман", "Храни меня, мой талисман", "Сожженное письмо", "Ночь"). Начало работы над "Евгением Онегиным": образ русской женщины. Стихи, посвященные Гончаровой.

    реферат , добавлен 21.10.2010

    Стихотворения Пушкина и Ходасевича, в которых присутствует образ няни. Роль образа няни в жизни этих поэтов. Краткий анализ стихотворений: "Не матерью, но тульскою крестьянкой", "Наперсница волшебной старины", "Наша ветхая лачужка" и "Вновь я посетил".

    контрольная работа , добавлен 20.12.2010

    А.С. Пушкин - "солнце русской поэзии", её великое начало и совершенное выражение. Философское осмысление ведущих и общезначимых для всего человечества проблем в лирике двадцатых годов и в стихах Пушкина более позднего периода, анализ произведений.

    сочинение , добавлен 21.09.2010

    Тема стихотворения "Элегия" А.С. Пушкина. Художественно-выразительные средства, сравнения, олицетворения, эпитеты и антитеза в стихотворении. Грустный и повышенный пафос в стихотворении. Рассказ о жизни поэта и его готовности пройти свой путь до конца.

    реферат , добавлен 08.05.2013

    Виды и тематика лирики. Субъективно-лирическая и гражданская поэзия А.С. Пушкина лицейского периода. Лирика А.С. Пушкина Болдинской осени 1830 г. Зрелая лирика А.С. Пушкина 30х годов: темы, образы, жанры. Становление реализма в лирике А.С. Пушкина.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2012

    Темы лирики А.С. Пушкина. Женщина как хранительница домашнего очага, символ материнства. Знакомство Пушкина с Воронцовой. Роль Натальи Гончаровой в жизни поэта. Романтический образ талисмана в стихотворении поэта "Храни меня, мой талисман" (1825).

    курсовая работа , добавлен 05.04.2015

    Одним из самых загадочных и пленительных стихотворений А.С. Пушкина по праву считается стихотворение "Я помню чудное мгновение". Оно посвящено А.П. Керн, племяннице П.А. Осиповой. Пушкин познакомился с ней в Петербурге в 1819 году.

    сочинение , добавлен 03.04.2006

    Встреча и знакомство А. Пушкина и И. Пущина в царскосельском лицее. Отношения близких друзей после окончания лицея. Изгнание Пущина на каторгу в Забайкалье. Стихотворение А. Пушкина "Мой первый друг…", посвященное его первому и лучшему другу И. Пущину.

    презентация , добавлен 17.03.2011

    Адресаты любовной лирики Пушкина и первая его любовь. Раевская и Голицина: страдания и вдохновенность. Бурный роман и стихи, посвященные Керн. Жена новороссийского генерал-губернатора. Преданное самоотверженное чувство Ушаковой. Свадьба с Гончаровой.

    презентация , добавлен 10.10.2011

    Начало жизненного и творческого пути Пушкина, его детство, окружение, учеба и проба пера. Идейная направленность "Пророка". Работа над поэмой "Борис Годунов". Любовная лирика поэта. Стихотворения, в которых Пушкин обращается к библейским молитвам.

Сегодня мы поговорим о стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Сожженное письмо». Анализ данного произведения будет подробно рассмотрен ниже. Александр Сергеевич всегда размышлял в своих работах о волнующих его темах.

Автор

История создания и содержание

Одним из лучших произведений, относящихся к жанру любовной лирики, является именно «Сожженное письмо». требует знания истории его написания. Данное произведение поэт создал, находясь в михайловской ссылке. В этот период он работал над написанием «Евгения Онегина». В моменты тягостных раздумий Александр Сергеевич вспоминал Е.К. Воронцову. Она произвела огромное впечатление на поэта. А. С. Пушкин получал от нее послание, об одном из них вполне вероятно идет речь в тексте стихотворения «Сожженное письмо». Анализ следует продолжить картиной сожжения, которую создает перед читателем лирический герой. Письмо автору невероятно дорого. Он беседует с ним, словно с существом, обладающим душой. Перед собой читатель видит взволнованного человека. Лирический герой намерен «предать огню» абсолютно все, что для него было дорого, уничтожить «все радости». Ему жаль прощаться с посланием. Герой колеблется, но настает час для передачи письма на волю огня. Стихотворение проникнуто горечью и болью уже с первых строк. Герой дает возлюбленной право выбора, даже если она отдаст предпочтение другому. Кажется, будто у этого человека совершенно не остается сил, однако его желание выполнить просьбу любимой решительно и твердо. Герой прощается не только с письмом, но и с покидающей его любовью. Настроение этого человека неравномерно. Успокоившись, он снова разражается страданием. Читатель видит это благодаря умолчаниям и восклицательным предложениям, которые использует автор.

Композиция

Анализ стихотворения «Сожженное письмо» продолжим описанием особенностей его построения. Сюжет прост: любимая женщина просит у лирического героя уничтожить ее послание. Он выполняет приказ. Письмо горит в пламени, причиняя муки герою. Произведение состоит из 3-х частей. Первой и третьей отведено по четыре стиха. Вторая часть является исключением. Она состоит из трех двустиший. Часть первая является монологом поэта, который обрекает послание на гибель. В финале идет речь о бессмертии, которое лирический герой обещает пеплу. Вот мы и разобрали произведение Александра Сергеевича Пушкина «Сожженное письмо». Анализ кратко приведен выше.

"Сожженное письмо" было создано в то время, когда А. С. Пушкин пребывал в ссылке. Автор написал его в 1825 году за достаточно небольшой срок.

Среди литературных специалистов принято считать, что стихотворение посвящено М. С. Воронцовой, с которой поэт был вынужден расстаться. Также имеется известный факт, что осенью от Воронцовой поэтом было получено письмо, которое он впоследствии сжег. Стихотворение было написано спустя немного времени после этого случая.

Произведение большей частью относится к любовной лирике и посвящено авторским чувствам. Тема любви довольно нередко освещается в текстах данного автора. Однако именно в настоящем стихотворении она раскрывается наиболее нетипичным образом.

Основная тема произведения

Сожженное письмо - метафоричный образ любви.

Однако по строкам стихотворения мы не можем судить точно, о чем именно пишет автор: о любви, которая со временем погасла ("сгорела"), или же о чувствах, которые лирический персонаж пытается заглушить, пытаясь намеренно их в себе "сжечь". Если брать во внимание обстоятельства, при которых произведение было создано, то вероятнее второй вариант.

Не только в данном произведении, но и в принципе в литературе, образ письма представляет собой символ "хранения воспоминаний". Оно хранит в себе память о событиях, о теплых или грустных моментах прожитых лет.

Сначала лирический персонаж не может решиться уничтожить письмо, которое так ему дорого. А затем с теплом вспоминает свою возлюбленную.

Идейный и структурный анализ произведения

Текст написан пятистопным ямбом. Смежная рифма и ударение на второй слог задают особую атмосферу сильных эмоций и переживаний.

Текст обладает довольно быстрым темпом, который задает общую эмоциональную атмосферу: буря чувств, горечь и сожадение.

Особый ритм тексту также задают переходы настроения героя: только успокаиваясь, персонаж тут же погружается в страдания. Или, казалось бы окончательно приняв решение, вновь погружается в раздумья о его правильности.

Среди используемых выразительных средств наиболее ярко выделяются следующие:

  • Олицетворения: "жадное пламя", "милый пепел"и др.;
  • Метафоры: письмо, пламя;
  • Эпитеты: "горестная", "унылая";
  • Градация: "вспыхнули" - "пылают" - "дым";
  • Повторы: "как долго".

Также применяет такая фигура речи как инверсия. Например, "как долго медлил я".

Нельзя не упомянуть и об обилии восклицательных знаков и троеточий, которые чередуются. И помимо средства передачи эмоций, выполняют функцию задания дополнительного ритма, где тихие периоды "молчания" контрастируют с сильными чувствами.

В данном поэтическом произведении Пушкина морфологические формы представлены в различных воплощениях, что обогащает общий текстовый состав.

Лексико-семантический состав "Сожженного письма" отличается экспрессивностью и контрастностью. Посредством этого автор в необычной манере усиливает воздействие строк на читателя и придает сказанному дополнительный вес.

Главный посыл произведения

Это стихотворение-прощание: не только послание к любимой, но и обращение к самому себе. Попытка объяснить и пережить свои душевные терзания.

А. С. Пушкин не просто сжигает письмо, он прощается со своей возлюбленной, переживая сильные чувства горечи и утраты. И делится своими терзаниями на бумаге, чтобы легче и быстрее перенести всю боль, которую не может заглушить.

Стихотворение А.С. Пушкина «Сожженное письмо» было написано в момент эмоционального порыва в 1825 году. Двумя годами ранее поэт был в Одессе, где познакомился с женой графа Михаила Воронцова. Она была на последнем месяце беременности и выглядела измождено. Через полгода Пушкин вновь увидел ее и не узнал. Мало того, что она была красавицей, так еще увлекалась литературой и многим другим.

Между Пушкиным и Елизаветой Воронцовой сразу же вспыхнула страсть, которую женщина даже не скрывала. Над мужем стали насмехаться, и он выпроводил поэта из города. На прощание женщина подарила возлюбленному перстень-печатку. Такое же кольцо осталось и у нее. Затем Пушкин оказался в ссылке в Михайловском, где переписывался с Воронцовой. В конце писем они ставили печати своими перстнями, и жена графа всегда просила сжигать ее письма.

В 1825 году Пушкин, сжигая очередное письмо, решил выказать свои чувства посредством стихотворения. Он пишет, что сжигает письмо так, как она просила. Для него эти письма были напоминанием о страсти и о любви. Они придавали ему сил в ссылке, но он должен был их сжигать, не оставляя никакой памяти. Ему хотелось бы оставить письма, чтобы в тяжелые минуты перечитывать, но он просила все сжечь. Поэта охватило отчаяние, поэтому настроение лирического героя постоянно меняется. Вначале он негодует, потом успокаивается, а в конце вновь начинает страдать.

Лирический герой - это и есть Пушкин. Он использует много эпитетов, чтобы показать, что он чувствует в тот момент, когда сжигает очередное письмо Воронцовой. Он пишет про «унылую судьбу», «горестную грудь», а пепел он называет «милым». Все потому, что пепел - это все что остается от долгожданных писем. Это единственное напоминание о чувствах Пушкина и Воронцовой.

Лирическое стихотворение написано шестистопным ямбом. Используется парная рифма, но в последней строке произведения рифмы нет. Рифма - мужская, а строфа - пятнадцатистишие. Двухсложная стопа с ударением на втором слоге добавляет эмоциональность стихотворению. Литературное направление - романтизм.

Одним из шедевров русской лирики стало стихотворение А. Пушкина «Сожженное письмо». Анализ по плану мы выполним ниже. План будет виден из предложенного вашему вниманию текста.

История создания стихотворения

Произведение «Сожженное письмо», анализ которого мы начнем с истории создания, было написано А. Пушкиным в ссылке в Михайловском в 1825 году. Оказалось, что самое сложное было - выяснить, от кого оно было получено. В Одессе Пушкин был серьёзно увлечён тремя женщинами: графиней Елизаветой Воронцовой, ее подругой княгиней Нарышкиной и женой итальянского негоцианта Амалией Ризнич. Последнюю мы всерьёз даже не рассматриваем. Пушкинисты о ней не говорят. Первые две ставят в тупик. Елизавета Ксаверьевна была женщиной очаровательной, и роман со стороны поэта развивался бурно. Были предположения, что у них родилась дочь Софья, которую много лет спустя графиня привезла в Петербург и представила семье Александра Сергеевича. Наталья Николаевна отнеслась к этому просто. Разрыв отношений состоялся по инициативе графини: их знакомство стало обсуждать всё общество.

Её супруг, имевший связь на стороне, не мог допустить, чтобы о его жене ходили слухи. Пушкин был выслан из Одессы в Михайловское. На прощание они обменялись кольцами с печатками. Но пушкинистам не известно ни одно письмо от Воронцовой к Пушкину. Однако она до глубоких лет читала и перечитывала все стихи поэта. Когда заканчивался последний томик, ей снова открывали первый и продолжали читать все его произведения подряд. О чём это говорит? Графиня до глубоких лет сохранила в душе образ пылкого юноши, влюбленного в неё до безумия.

Вторая пассия

Ольга Видова, доктор филологических наук, представляет всем своё видение романа Пушкина. Она утверждает, что поэт питал более глубокие чувства к княгине Вере Федоровне Вяземской.

Если судить только по портрету, той было далеко до царственной и величественной красоты Е. К. Воронцовой. Но, вероятно, ее обаяние было столь велико, что сам Пушкин в письме из Михайловского к ней говорил, что строки первой главы из «Евгения Онегина» о том, что вместе с волнами он желает коснуться милых ножек устами, посвящены именной ей. Анализ стихотворения «Сожженное письмо» устанавливает, что только от единственной женщины, а именно - от В. Вяземской, Пушкину в Михайловское приходили письма. Но всерьез, в его бытность в Одессе, В. Вяземская не воспринимала пылкого поклонника. Она спокойно писала о нём мужу, что он ежедневно бывает у неё, но вызывает только смех, хотя и ставит в затруднительное положение. Мы оставляем открытым вопрос, кому посвящено стихотворение «Сожженное письмо». Анализ начнем с другой стороны.

Тема произведения

Несомненно одно: у Пушкина чувства были очень глубоки и почтительны. Посланница велела, а лирический герой долго не мог исполнить её волю - предать письмо огню. По всей вероятности, он не раз перечитывал милые строки, написанные любимой рукой.

В них были заключены все его радости в одинокой келье, так лирический герой в другом своём произведении называл свой кабинет. Но час окончательного расставанья настал. Письмо брошено в огонь, душа героя отрешилась от всего мира и опустошилась. Он только безмолвно наблюдал, как послание вспыхивает, тает и кипит сургуч, как сворачиваются листы и постепенно превращаются в пепел.

Письмо навсегда покинуло лирического героя, но память и любовь остаются в больной груди. О чём нам повествует тема «Сожженного письма»? Анализ рассказал о колебаниях лирического героя, о его благородстве по отношению к далекой возлюбленной, чьё желание и на расстоянии становится для него непреложным законом. О горести драгоценной для него потери. Лирический герой видит окончательное крушение своей мечты.

Поэтические тропы

Жанр стихотворения - романтизм, точнее определить его невозможно, поскольку в нём прочитывается элегия, послание, романс. При анализе стихотворения «Сожженное письмо» выясняется, что размером стал шестистопный ямб.

Пушкин использует эпитеты, нервно «подгоняя» их восклицательными знаками и «тормозя» умолчаниями с отточиями: пламя «жадное», дым «лёгкий», перстень «верный», листы «тёмные», пепел «милый» и «лёгкий», «отрада бедная», судьба «унылая», грудь «горестная», черты «заветные». Глаголы, которые используются в настоящем времени, делают нас свидетелями драмы лирического героя. Мы видим пламя камина, дрожащую руку с письмом и жалкую горстку пепла - всё, что осталось от послания любви.

На этом можно закончить анализ стихотворения «Сожженное письмо» Пушкина. Его можно дополнить личным впечатлением от прочтения этого произведения, внеся его в свой план.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!