Образовательный портал - Varnavinschool

Есенин тема родины в творчестве поэта презентация. Тема Родины в лирике Есенина

Лирика Есенина пропитана любовью к Родине, которая выражается в патриотических стихах о России и ярких описаниях ее природы. Размещенная здесь слайдовая презентация раскрывает эту тему в организации активной познавательной деятельности на школьном уроке литературы. Наглядные материалы дают визуальную информацию по теме и указания к выполнению учебных действий:

Эпиграф к уроку и описание целей занятия,

Задания для работы по группам,

- «Древесные мотивы» в лирике Есенина,

Цветопись как одна из характерных черт стихов поэта,

Сравнения и метафоры, раскрывающие жизнь природы,

Сравнительный анализ стихотворений,

Викторина по творчеству Есенина.

На 66-ти слайдах показа приводятся стихи Есенина и цитаты из его автобиографии, дополненные богатым иллюстративным материалом – фотографиями, рисованными портретами Есенина и изображениями природы, другими тематическими картинками.

Презентация даст отличную основу для планового занятия, на котором пройдет получение новых знаний по теме и их закрепление. Ее элементы могут стать источником информации при подготовке учащихся к сочинению или устному ответу.

«Сергей Есенин поэт» - А.А. Блок. Гостиница «Англетер». Выяснить причины популярности творчества Сергея Есенина. 1) И. А. Мусский «100 Великих кумиров 20 века». 2) Сергей Есенин. Татьяна и Александр Есенины. Сергей Есенин - великий поэт XX века. Есенин 1915 г. Вывод: И молиться не учи меня. Береза. И клен твой головой поник…

«Женщины Есенина» - За горами, за жёлтыми долами Протянулась тропа деревень. С мая 1916 по сентябрь 1918 гг. Друг юности поэта. Да и сам я любил не одну... Сергей Есенин. Что со мною сталось? А вряд ли найдётся женщина, которая сможет долго терпеть такого мужа. Августа Миклашевская. Мария Парменовна Бальзамова. Иль хочешь в косы-ветви Ты лунный гребешок?

«Есенин Пугачёв» - О чём горюет? Слово о поэте. «Пугачёв» - поэма на историческую тему. В стихах больше просматривается современная Россия, нежели времена Екатерины Второй. Есенин - Сергей Александрович (1895-1925), русский поэт. О чём говорит Пугачёв у Есенина? Подготовил учитель русского языка и литературы Судакова С.Р.

«Урок по Есенину» - Мчусь, как ветер, на коньках Вдоль лесной опушки… Кайма бахрома заря. С.Есенин «Берёза». Только скажут – «Сергей Есенин», всей России встают черты… Станция «Запоминай-ка» С.Есенин «Поет зима – аукает…». Станция «Соображай-ка». Какое словосочетание лишнее? Почему? жемчужные берёзы коралловые ветки белый снег.

«Жизнь Сергея Есенина» - Музеи. История знаменитого любовного треугольника. Смотри здесь Есенин - Райх - Мейерхольд. Зинаида Райх и Сергей Есенин. Здесь ты можешь познакомиться с уникальными материалами о гибели великого поэта. Проверь себя. Здесь ты можешь посмотреть фотографии. А ТАМ… начало тайны… Биография поэта. Есенинские места.

«Стихотворения Есенина» - До наших дней сохранился родительский дом поэта. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов. Во второклассной учительской школе поэт получил звание «учителя грамоты». К 90-летию со дня рождения С. А. Есенина отреставрирована второклассная учительская школа Сохранился в Константинове и дом, с которым связаны многие страницы жизни и творчества поэта.

Всего в теме 35 презентаций

В этом имени – слово «есень» . Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нём от русских песен – Поднебесье, тихие веси, Сень берёзы и синь-рассвет. Что-то есть в нём и от весенней, Грусти, Юности и Чистоты… Только скажут: «Сергей Есенин» , – Всей России встают черты…


Сергей Есенин

Продолжите ассоциативный ряд:

  • пейзажи, освещенные золотым светом луны


Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь». С. Есенин

Эволюция темы Родины в лирике Есенина


Цель урока

некоторы.. факт.. биографии

особенност…. стихотворений поэта (поэтическ….. манер…. поэта)

особенност…. образного мышления поэта на определённом этапе его творческого пути

поэтической зоркости

динамик… развития темы Родины в лирике С. Есенина

образа Родины в лирике

С. Есенина

любви к Родине

Определение

Знакомство

Выявление

Воспитание

Исследование

Определение


«Загадочная фотография»

I группа

Кто изображен?

Когда сделан снимок?


«Загадочная фотография»

II группа

Кто изображен?

Когда сделан снимок?

Краткая характеристика жизни и

творчества поэта в этот период.


«Загадочная фотография»

III группа

Кто изображен?

Когда сделан снимок?

Краткая характеристика жизни и

творчества поэта в этот период.


III периода творчества

«светлые» стихи

I группа: 1914-1915 годы

II группа: 1920-1921 годы

«мрачные» стихи

III группа: 1924-25 годы

  • тучи над Есениным сгущаются…

каково творчество?


Наша задача:

выяснить, какая она, есенинская Русь , какие краски, образы дарит поэт родному краю, как развивается тема родины в его творчестве.


III периода творчества

1. Край любимый! Сердцу снятся…

2. Топи да болота…

3. Гой ты, Русь, моя родная…

4. Тебе одной плету венок…

I группа: 1914-1915 годы

1. Я последний поэт деревни…

2. Мир таинственный, мир мой древний…

3. Сторона ль ты моя, сторона!

II группа: 1920-1921 годы

1. Мы теперь уходим понемногу…

2. Несказанное, синее, нежное…

3. Спит ковыль. Равнина дорогая…

4. Синий май. Заревая теплынь.

III группа: 1924- 1925 годы


ЦЕЛЬ

«Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, идти».

Оноре де Бальзак

задание

I V ступень

задание

III ступень

задание

II ступень

I ступень:

ЦЕЛЬ


Шкала оценивания:

II ступень

«ЛОТО»

задание

I ступень:

ЦЕЛЬ


«Стихи мои, спокойно расскажите про жизнь мою»

Шкала оценивания:

-за каждое правильно выбранное соответствие – 1 б. Максимальное количество баллов: 4 б.

II ступень

«ЛОТО»

задание

I ступень:

ЦЕЛЬ


«Какие краски дарит С. Есенин отчему краю?»

III ступень

«ЦВЕТ»

задание

II ступень

«ЛОТО»

задание

I ступень:

ЦЕЛЬ

! КРИТЕРИИ


2 групповое задание «Какие краски дарит

С. Есенин отчему краю?»

Какими цветами наполнены стихотворения Есенина исследуемого вами периода творчества? Результаты исследования (сколько раз используется данный оттенок в стихотворениях вашего периода и примеры использования цветообразов) занесите в таблицу. Делая вывод, определите, что цвета символизируют? Какой цвет преобладает во всех прочитанных вами стихотворениях? Как вы думаете, почему?


Критерии

Темы задания

А (max 3)

Уровень достижения

Отмечено не менее четырех оттенков цвета. приведены примеры их использования в произведениях

Отмечены 3 оттенка цвета, приведены примеры их использования в произведениях

Баллы за выполнение задания

Отмечен 1-2 оттенка цвета, приведены примеры их использования в произведениях


B (max 4)

Заполните графу, соответствующую вашему периоду, примерами использования цветообразов в произведениях: 1 пример для каждого отмеченного вами оттенка.

Верно приведены примеры из исследуемых произведений для каждого отмеченного оттенка цвета.

Верно приведены примеры из исследуемых произведений, но 1 пример отсутствует.

Верно приведены примеры из исследуемых произведений, но 2-3 примера отсутствует.

Указаны примеры употребления цвета, но неправильно соотнесены с оттенком

Не достиг ни одного из критериев


Сделайте вывод: Какова гамма цветов, используемых поэтом в этот период? Что они символизируют? Какой цвет преобладает во всех прочитанных вами стихотворениях? Как вы думаете, почему?

В выводе прослеживается понимание специфики задания: указана гамма цветов, ее символика, преобладающий цвет, содержится ответ на вопрос, почему этот цвет преобладает.

В выводе прослеживается понимание специфики задания: указана гамма цветов, ее символика, преобладающий цвет, но не содержится ответ на вопрос, почему этот цвет преобладает.

В выводе прослеживается понимание специфики задания, но отсутствует 1 из составляющих ответа: гамма цветов, ее символика или преобладающий цвет и ответ на вопрос, почему этот цвет преобладает.

Не достиг ни одного из критериев


Физминутка для глаз

Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Мысленно раскрасьте этот экран поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.

Несказанное, синее, нежное,

тих мой край после бурь, после гроз…


«И о милом и нежном крае

Мог такими словами сказать…»

I V ступень

«ОБРАЗЫ»

задание

III ступень

«ЦВЕТ»

задание

II ступень

«ЛОТО»

задание

I ступень:

ЦЕЛЬ

! КРИТЕРИИ


3 групповое задание

«И о милом и нежном крае

Мог такими словами сказать…»

Каков образ родины и каково отношение к ней поэта в исследуемых вами произведениях? Исследуйте, какие ключевые образы и тропы характерны для стихотворений вашего периода (не менее 2 примеров в каждом столбце).

Вывод на этот вопрос оформите в виде

небольшого текста или нескольких предложений, в которых для подтверждения своих мыслей используйте выписанные вами образы.


Критерии

Темы задания

Проверяемые элементы

Исследуйте, какие звукообразы, образы-запахи и явления природы использованы поэтом в стихотворениях вашего периода. Заполните таблицу (не менее 2 примеров в столбцах 1,2,3).

Уровень достижения

Верно найдено и записано в таблицу не менее 2 примеров в каждом столбце 1-3.

Примерами верно заполнены все столбцы (1, 2, 3), но в одном из них менее 2 примеров использования поэтом образов. Допускается 1 ошибка в классификации образа.

Примерами заполнены только 2 столбца таблицы. Допускается 2 ошибки в классификации образа.

Примерами заполнен только 1 столбец таблицы. Допускается 3 ошибки в классификации образа.


Заполните примерами использования тропов 5 столбец таблицы.

Верно приведены примеры не менее 3 разных тропов.

Верно приведены примеры 2 разных тропов.

Верно приведены примеры 1 тропа.

Не достиг ни одного из критериев


Сделайте вывод: «Каков образ родины и каково отношение к ней поэта в исследуемых вами произведениях?»

Оформите его в виде небольшого текста, в котором используйте выписанные вами образы для подтверждения своих мыслей.

В выводе прослеживается понимание роли созданных автором образов в раскрытии образа Родины и отношения к ней поэта. Вывод представлен в виде текста, то есть логически связанных друг с другом предложений.

В выводе прослеживается понимание роли созданных автором образов в раскрытии образа Родины, но отсутствует характеристика отношения к ней поэта. Вывод представлен в виде текста, то есть логически связанных друг с другом предложений.

В выводе прослеживается понимание роли созданных автором образов в раскрытии образа Родины, но отсутствует характеристика отношения к ней поэта. Вывод представлен в виде предложений, не связанных между собой логически.

Не достигнут ни один из критериев


«Поэтический поединок»

Стихи С.Есенина о временах года

I группа – о весне

II группа – о лете

III группа – об осени

учитель – о зиме


«Подбери эпиграф»

Найдите самые яркие, на ваш взгляд, строки, отражающие мироощущение поэта в произведениях исследуемого вами периода творчества.


Какой предстаёт Родина в стихотворениях?

«светлые» стихи

I группа: 1914-1915 годы

II группа: 1920-1921 годы

«мрачные» стихи

III группа: 1924-25 годы

  • тучи над Есениным сгущаются…

каково творчество?


«Оценивание»

Подсчитайте общее количество баллов, занесите в итоговую таблицу,

выставьте оценку в соответствии со шкалой:

21-24 баллов – «5»

17-20 баллов – «4»

10-16 баллов – «3»

0-9 баллов – «2»


Домашнее задание

(на выбор)

1. Ментальная карта: «Какой мы видим Родину в творчестве С.Есенина?»

2. Сочинение на одну из тем:

- «Природа и Родина в лирике Есенина»

- «Мой Есенин»

- «Стихотворение Есенина, которое меня взволновало»


он помог мне понять, что …

он обратил моё внимание на …

он научил меня видеть …

он научил меня…

он помог мне разобраться в …

Благодарю замечательного поэта С.Есенина за то, что



Презентация по литературе Тема Родины в лирике Сергея Есенина

Подготовила ученица 11 класса

Чемерило Светлана

Учитель Макарова Т.Е.



Окрестности села Константиново

Милые берёзовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

Я не в силах скрыть моей тоски.

С.Есенин

Побережье Оки

На земле милее. Полно плавать в небо.

Как ты любишь долы, так бы труд любил.

Ты ли деревенским, ты ль крестьянским не был?

Размахнись косою, покажи свой пыл.

С.Есенин

Константиновский пруд

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек лёгкая стая

С замираньем летит на звезду.

С.Есенин

Осень в селе Константиново

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком.

С.Есенин

Утро на Оке

Задремали звёзды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

С.Есенин

Зима в селе Константиново


Дом Сергея Есенина


До наших дней сохранился родительский дом поэта. В глубине есенинского сада – избушка- времянка. Недалеко от избушки среди вишен – амбар. В котором поэт писал многие свои стихи.

Спас- Клепиковская второклассная учительская школа

К 90-летию со дня рождения С. А. Есенина отреставрирована второклассная учительская школа, где поэт учился с 1909 по 1912 год, воссоздана обстановка учёбы и быта учащихся и учителей. Здесь он получил звание «учителя грамоты». Сам поэт относил начало сознательного творчества именно к этому периоду своей жизни.




Усадьба Л.И. Кашиной в селе Константиново

Это бывший дом помещицы Кашиной Л. И., послужившей прототипом героини поэмы «Анна Снегина». Сергей не раз приходил сюда, с волнением переступая порог «дома с мезонином». Осенью 1969 года здесь был открыт музей, экспозиция которого рассказывает о творческой биографии поэта.

Памятник Есенину в Константиново

До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди. Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди. До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей,- В этой жизни умирать не ново, Но и жить, конечно, не новей.









1 из 8

Презентация на тему: Тема Родины в лирике Есенина

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Во все века художники, размышляя о красоте и убогости России,свободолюбии её жизни и духовном рабстве, вере и безверии, стремилисьсоздать неповторимо-индивидуальный образ Родины. Для Есенина родной край,родина – это средняя Россия, село Константиново – это Русь деревенская с еётрадициями, сказками и песнями, с диалектными словами, передающимисвоеобразие деревенского говора с красочным миром природы. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народноетворчество, а главное – русская классическая литература оказали сильноевлияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. С первых же стихов в поэзию Есенина входит тема родины. Сергей позжепризнавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине.Чувство родины – основное в моём творчестве»

№ слайда 3

Описание слайда:

Ещё в ранних, юношеских стихах автор предстаёт перед нами как пламенный патриот. Родина для Есенина – это село Константиново, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стали его надёжной стартовой площадкой, колыбелью его поэзии. В его душе нет ещё представления об отчизне как социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока ещё только в любви к родной природе. На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстаёт скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-жёлтый костёр осенней рощи, зеркальная гладь озёр. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Земная красота забрала в плен юное сердце поэта. Его лучшие ранние стихи пахнут весной, молодостью, полны очаровательного задора и веселья: «Темна ноченька, не спится, Выйду к речке на лужок. Распоясала зарница В пенных струях поясок. На бугре берёза-свечка В лунных перьях серебра. Выходи, моё сердечко, Слушать песни гусляра!» (1911г.)

№ слайда 4

Описание слайда:

Любовь к России - не просто чувство, но и жизненная философия, основная в есенинском миропонимании. Природа России у Есенина - это нечто одухотворенное, живое. «Вижу сад в голубых накрапах, Тихо август прилег ко плетню. Держат липы в зеленых лапах Птичий гомон и щебетню.» Родина для поэта - это все, что он видит, чувствует, все, что его окружает. Поэтому так трудно и порой невозможно отделить эту тему от других. Чувства к Родине переплетаются у Есенина с чувствами к женщине, природе, жизни. Вспомним есенинское стихотворение о женщине, так зримо окаймленное осенним пейзажем: «Пускай ты выпита другим,Но мне осталось, мне осталось Твоих волос стеклянный дым И глаз осенняя усталость.»Природа у Есенина - живое существо, наделенное одинаково беззащитной душой. Поэтому равно нежны его стихи и о женщинах, и о деревьях, и о животных.

№ слайда 5

Описание слайда:

Я вижу, как, “отражаясь, березы ломались в пруду”, как “ели, словно копья, уперлись в небо”. Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, “плакучие ивы”, “зеленоволосые красавицы березы”, “топи да болота”, “алый свет зари” -- во всем этом Есенин видел красоту родной стороны. В ранней поэзии Есенина запечатлен образ крестьянской Руси кануна Великой Октябрьской революции. Поэт видел Русь кроткой, печальной, и тяжелая жизнь Родины отразилась в его творчестве:«Край ты мой заброшенный.Край ты мой, пустырь,Сенокос нескошенный,Лес да монастырь.»Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к Родине:«Холодной скорби не измерить.Ты на туманном берегу,Но не любить тебя, не веритьЯ научиться не могу.»

№ слайда 6

Описание слайда:

В начале 20-х годов Есенин совершает длительные зарубежные поездки. В результате он особенно остро почувствовал, чем является Родина для человека, и для русского человека, наверное, в особенности. Америку Есенин воспринял как безумный мир чистогана и духовной нищеты. И теперь он пытается по-другому увидеть оставленную им и проклинаемую новую Россию: «Теперь со многим я мирюсь Без принужденья, без утраты. Иною кажется мне Русь, Иными - кладбища и хаты.» Поэт пытается оправдать и принять новую большевистскую Россию: «Но Россия... вот это глыба... Лишь бы только Советская Власть!.. «Он хочет верить, что советская власть, социализм возвысят человека, что все делается во имя его и для него. Есенину кажется, что вдали от родной земли, наконец, "прояснился омут в сердце мглистом". "Учусь постигнуть в каждом шаге/ Коммуной вздыбленную Русь", - пишет поэт. Вспомним "Балладу о двадцати шести". Народ у автора - "и крестьянин, и пролетариат". У народа одна цель: "Коммунизм - знамя всех свобод". Поэт хотел найти себя в новой России, принять ее и поверить ей. Об этом - "Песня о великом походе", "Стансы", "Анна Снегина". Равнодушен я стал к лачугам.Мне теперь по душе иное...Через каменное и стальноеВижу мощь я родной стороны.

№ слайда 7

Описание слайда:

Судьба родины, народа, особенно многомиллионной массы русского крестьянства в революционную бурную эпоху,- вот что волнует поэта, вот что главным образом определяет идейно-художественное своеобразие стихов и поэм, написанных им в 1917-1918 годах («Преображение»), «Инония», «Иорданская голубица» Здесь новый мир предстает либо в виде утопических картин мужицкого «рая» на земле, либо в виде романтического «града Инонии», «где живет божество живых» и господствует«революционная» вера: «Новый на кобыле Едет к миру Спас. Наша вера - в силе. Наша правда - в нас!» (1918)

№ слайда 8

Описание слайда:

Есенин был на Кавказе, где написал цикл лирических стихотворений. Пленительна красота восточной природы, ласков ветер, легко сердцу поэта с любимой, но думы о Родине и здесь не покидают его. Они все время влекут его домой. Поэт вспоминает тоску бесконечных равнин, знакомую ему с юношеских лет, песню железных колес, вербы вдоль дорог, бесплодные поля и жалкие лачуги. Так возникает картина старой деревни, которая не радует взгляда, теперь она вызывает у поэта; горячее чувство протеста и жажду обновления Родины: «Полевая Россия! Довольно Волочиться сохой по полям! Нищету твою видеть больно И березам, и тополям.»Сила и обаяние лирики Есенина в ее правдивости, искренности и Задушевности. В его проникновенных стихах запечатлелись картины родной природы, его русская душа и глубокая любовь к Родине

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!
Была ли эта статья полезной?
Да
Нет
Спасибо, за Ваш отзыв!
Что-то пошло не так и Ваш голос не был учтен.
Спасибо. Ваше сообщение отправлено
Нашли в тексте ошибку?
Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!